Особенности функционирования транспортной инфраструктуры в экономике региона

Заколюкина Е.С.1
1 Уральский государственный экономический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 2 (Февраль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80433109

Аннотация:
В данной статье рассмотрены взгляды исследователей касательно трактовок понятий «инфраструктура», «транспортная инфраструктура», анализируются работы, содержащие идеи о роли инфраструктуры в экономике региона. Отдельное внимание в исследовании уделяется формирующейся на сегодняшний день цифровой транспортной инфраструктуре. Автором предлагаются элементы цифровой транспортной инфраструктуры, а также основные эффекты от ее функционирования для экономики региона. В результате проведенного анализа уточняется специфика транспортной инфраструктуры в экономике региона, к которой относится в том числе способность транспортной инфраструктуры отражать ключевые тенденции и уровень социально-экономического развития. В работе подчеркивается, что транспортная инфраструктура особенно остро демонстрирует протекающие трансформации в обществе, науке, способе ведения хозяйственной жизни. Такая трансформация транспортной инфраструктуры как цифровизация происходит не стихийно, а находится в тесной связи с общим уровнем социально-экономического развития в регионе

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, цифровая транспортная инфраструктура, экономика региона, социально-экономическое развитие

JEL-классификация: L90, L91, H560, А130



Введение

Учитывая специфику территории Российской Федерации, нельзя обойти стороной такие принципиально значимые для функционирования экономики государства аспекты как степень развития транспортной инфраструктуры, транспорта в целом. Территориальный масштаб Российского государства, особенности природного ландшафта и климата в различных регионах страны предопределяют наличие пристального внимания к вопросам транспортной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Стоит обратить внимание, что планы развития нашего государства включают в себя проекты, направленные на развитие транспорта и транспортной инфраструктуры. Примечательно, что на период 2019-2024 гг. было разработаны следующие национальные проекты в данном направлении: «Модернизация транспортной инфраструктуры», «Безопасные качественные дороги» [1]. Начиная с 2025 года, число проектов расширилось. Так, на сегодняшний день вектор развития затрагивают такие проекты как «Инфраструктура для жизни» (предполагает модернизацию как коммунальной, так и транспортной инфраструктуры), «Производство транспорта», «Эффективная транспортная система», «Беспилотные авиационные системы». Таким образом, планы государства подтверждают актуальность темы исследования специфических особенностей транспорта в региональной экономике. Цель данной работы состоит в уточнении теоретических основ специфики функционирования транспортной инфраструктуры в разрезе экономики региона. Для достижения поставленной цели является целесообразным проанализировать имеющуюся теоретическую базу по заявленной проблематике.

Основная часть

Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день в научной литературе не сформировалось единой трактовки понятия транспортная инфраструктура, инфраструктура в целом. Встречаются различные подходы к определению данных понятий. Рассмотрим некоторые идеи ученых по данному вопросу, представляющие интерес в рамках данного исследования. Так Азимина Е.В. определяет инфраструктуру (в управленческом аспекте) как вспомогательную систему посредством которой обеспечиваются ключевые процессы производства и реализации товаров (услуг) [2] (Azimina, 2016). Заслуживает внимания мысль исследователя об определении сферы ответственности данной системы, включающая в себя следующие компоненты: качество, своевременность, минимизация цены поставки основных ресурсов. Ученые, исследуя развитие понятия «инфраструктура», отмечают ряд особенностей, отличающих инфраструктуру от других социально-экономических систем, а именно, функциональную вторичность инфраструктуры, многочисленность объектов, способность к концентрации времени и пространства, а также трансформации обслуживаемых систем [4] (Bahtin, Kosobuckaja, Djadjun, 2020). В соответствие с идеями исследователей, для инфраструктуры характерен системный характер, и это всегда подсистема.

Степанов В.И. и Рыкалкина О.В. позиционируют инфраструктуру как многоуровневую и пространственную систему [23] (Stepanov, Rykalina, 2012). Многоуровневость подразумевает под собой функционирование на нескольких уровнях управления, пространственность же состоит в том, что большое число подсистем, оказывающие услуги, также обслуживаются подсистемами, включенными в их состав (как пример, транспортная инфраструктура: оказывает услуги и в тоже время обслуживается другими подсистемами, входящими в ее состав). Ускова Т.В. связывает понятие «инфраструктура» с созданным комплексом условий на определенном пространстве [26] (Uskova, 2021b). Исследователь выделяет следующие виды инфраструктуры: производственную, социальную, рыночную, инновационную, институциональную.

Заслуживает особого внимания идея Краснопольского Б.Х. о синергетическом эффекте инфраструктуры (применительно к региональным хозяйственным комплексам») [17] (Krasnopol'skij, 2019). Исследователь подчеркивает, что само понятие инфраструктура не является экономическим в первоначальном плане, данный термин входит в терминологию, используемую в общей теории систем и вытекающую из нее синергетику. Иными словами, термин применим ко всем системам любого порядка. Рассматривая пространственную инфраструктуру применительно к любой системе, Краснопольский Б.Х. утверждает, что основная роль этого понятия состоит в «синергетическом эффекте повышения эффективности всей системы в целом». Согласно работе ученого, основными свойствами пространственной инфраструктуры являются: коммуникативность, непосредственность связей, целенаправленность создаваемых условий. Автор подчеркивает связующую сквозную роль инфраструктурных элементов. Краснопольский Б.Х., исследуя роль инфраструктуры в развитии экономики применительно к Дальневосточной Арктике, говорит, что транспортная и энергетическая инфраструктуры представляют собой фактор, цементирующий регионы в единое пространственное образование в плане хозяйства [16] (Krasnopol'skij, 2018).

Интересной для осмысления представляется идея Фоменко А. В. и Бородатовой Л. Ю. о привязке разновидностей инфраструктур к конкретному типу экономической системы (таблица 1). Исследователи выделили пять этапов эволюции понятия в соотношении с определенным видом инфраструктуры и типом экономики [27] (Fomenko, Borodatova, 2014). Также авторы отмечают в своей работе невозможность осуществления экономического роста без развития инфраструктуры.

Тип экономики
Этапы развития инфраструктуры
I этап
II этап
III этап
IV этап
V этап
Плановый
Производственная инфраструктура
Непроизводственная инфраструктура

Социальная инфраструктура
Переходный


Институциональная инфраструктура
Рыночный



Рыночная инфраструктура
Инновационный




Инновационно-информационная инфраструктура

Таблица 1. Этапы развития инфраструктуры в соответствие с типами экономической системы

Источник: составлено авторами по работе Фоменко А. В. и Бородатовой Л. Ю [27] (Fomenko, Borodatova, 2014).

Боканов А. А. и Иванова Т. Б. задаются вопросом о соотношении понятий «инфраструктура» и «экосистема» для социально-ориентированной экономики [6] (Bokanov, Ivanova, 2021). Подобные вопросы возникают, прежде всего, из-за возникновения новых форм взаимодействия между экономическими субъектами в условиях цифровой трансформации общества. Рассуждая на заданную тему, исследователи приходят к выводу, что понятие «инфраструктура» является шире, чем «экосистема». Для экосистемы характерно наличие такого внутреннего механизма взаимосвязей, который способствует самодостаточности для саморазвития, без внешнего воздействия. Инфраструктура социально-экономической экономики не наделена подобной спецификой в соответствие с идеями Боканова А. А. и Ивановой Т. Б. [6] (Bokanov, Ivanova, 2021).

Рассуждая о концепции фронтира, Замятина Н.Ю. и Пилясов А.Н. выделяют среди движущих сил фронтира новую инфраструктуру наряду с новыми технологиями и институтами, что способствует облегчению доступа к ресурсам [11] (Zamjatina, Piljasov, 2019). Сам же фронтир, по мнению ученых, представляет собой «процесс освоения, вовлечения в экономику нового вида ресурсов» [11] (Zamjatina, Piljasov, 2019). Как утверждают исследователи, необходимым условием возникновения фронтира является мощный эффект масштаба от продвижения на новые земли, что удешевляет и дает стимул к последующему продвижению. Подобный эффект может быть получен в том числе посредством развития инфраструктуры.

Коломак Е.А. в своей научной работе указывает на инфраструктурный капитал как на значимый определяющий фактор экономического роста, качества жизни [14] (Kolomak, 2011). Наряду с этим исследователь говорит о неоднозначности выводов касательно связи инфраструктуры и показателями экономического развития, что связано со следующим:

· Положительный эффект инфраструктуры реализуется в условиях благоприятной макроэкономической ситуации;

· Инфраструктура сама по себе не создает экономический потенциал, а только способствует росту производительности труда и частного капитала;

· Ключевая роль инфраструктуры состоит в обеспечении надежности и качества услуг.

Как уже подчеркивалось выше, на сегодняшний день не сформировалось единой трактовки понятия «инфраструктура». Подобная ситуация порождает ещё одну проблему – достоверную оценку ее развития. Данный аспект остается также не до конца изученным в настоящий момент [15] (Kotelevskaja, 2022). Зачастую уровень развития инфраструктуры измеряют в денежных или физических единицах, при этом отсутствие общепринятой трактовки понятия, а в дальнейшем выбор показателей для оценки, негативно сказывается на проведении достоверного анализа влияния инфраструктуры на экономическое развитие, построение прогнозов, разработку механизмов управления и т.д. Действительно, на текущий момент в официальной статистике нет единых общепризнанных показателей оценки транспортной инфраструктуры, отрасли в целом. Так, доля транспортной отрасли (само понятие не используется) в структуре ВРП в действующей статистике классифицируется как «транспортировка и хранение» [2]. Отметим, что в структуре валового регионального продукта по видам экономической деятельности доля транспортной отрасли в Уральском федеральном округе составляет порядка 4,9 %, не достигая при этом среднероссийского уровня (6,9%). В разрезе регионов, можно говорить о субъектах-лидерах (Тюменская область – 9,3 %, Курганская область – 8,9 %); регионах со среднероссийскими показателями (Челябинская область – 6,5 %, Свердловская область – 6,2 %); отстающих регионах (Ханты-Мансийский автономный округ – 3,8%, Ямало-Ненецкий автономный округ – 3,1 %) (рис. 1).

Рисунок 1. Доля транспортной отрасли регионов Уральского федерального округа в структуре ВРП, 2022 г., %

Источник: составлено автором по данным ЕМИСС [3].

Стоит отметить, что пространственный фактор, а именно связанность, однородность пространства, определяет устойчивость социально-экономического развития. В этой связи нельзя не упомянуть высокий уровень разреженности экономического пространства в Российской Федерации в настоящее время [25] (Uskova, 2021a). Низкий уровень связанности ключевых элементов пространства является одной из проблем развития государства и его территорий [24] (Uskova, 2024). Большая роль в решении подобных задач принадлежит именно транспортной связи. По мнению автора данной статьи, транспортная инфраструктура региона представляет собой фактор пространственного развития территории [10] (Zakoljukina, 2023).

Остановимся более подробно на трактовках и значении конкретно транспортной инфраструктуры. Касательно трактовок понятия «транспортная инфраструктура региона» также существуют различные подходы к определению: технократический, функциональный, стоимостной, системный, синергетический [18] (Platonov, Platonova, 2019). Обратим внимание, что в рамках настоящего исследования интерес представляет именно региональный уровень. Как говорит Клейнер Г.Б., для Российской Федерации характерно «мезоэкономическое лицо» [12] (Klejner, 2023).

Бухвальд Е.М. и Иванов О.Б. акцентируют внимание на важном значении развития инфраструктуры, в первую очередь, транспортной, в рамках формирования пространственной интеграции Российской Федерации, повышения мобильности населения и т.д. [7] (Buhval'd, Ivanov, 2015). Исследователи приводят в пример регионы Дальнего Востока, Сибири, являющиеся на сегодняшний день не в полной мере задействованными в хозяйственной жизни государства, прежде всего, в силу недостаточной степени развития транспортной инфраструктуры и низкого уровня освоенности территорий. Среди необходимых условий пространственной интеграции экономики российского государства, ученые выделяют устранения «водораздела» регионов-лидеров и регионов-«аутсайдеров», создание условий для высокоэффективных транспортных потоков по всей территории государства [8] (Buhval'd, Ivanov, 2016).

Савченко Е. Е. выделяет в своей работе роль инфраструктуры как инструмента пространственных взаимодействий, подчеркивая реализацию инфраструктурой в любом ее проявлении услугообразующей деятельности [22], (Savchenko, 2015). Стоит обратить внимание, что по мнению Савченко Е. Е., транспорт, и, соответственно, транспортная инфраструктура, представляют собой системообразующий вид деятельности в экономическом пространстве региона.

Ускова Т.В. в своей научной работе отводит основную роль в развитии экономики и пространства транспортной инфраструктуре [26] (Uskova, 2021b) (рис.2). Транспортная инфраструктура воздействует на ключевые составляющие пространственной организации экономики – размещение производства, расселение населения. Проведенный исследователем анализ степени развития транспортной инфраструктуры по ряду субъектов РФ продемонстрировал основополагающие инфраструктурные проблемы, препятствующие развитию экономики территорий и уменьшающие связанность пространства. К подобным ключевым проблемам относятся территориальная неравномерность транспортной инфраструктуры, диспропорции в структуре, в целом низкий уровень развития.

Рисунок 2. Трактовка транспортной инфраструктуры

Источник: составлено по работе Усовой Т.В. [26] (Uskova, 2021b).

Транспортная инфраструктура как один из компонентов региональной является одним из важнейших факторов развития экономики всего региона, формирования его конкурентных преимуществ, а также инвестиционного имиджа [19] (Polynev, Razbegin, Shtul'berg, 2012). Благинин В.А. говорит о транспортной инфраструктуре региона как об одном из ключевых элементов инфраструктурного комплекса [5] (Blaginin, 2016). Исследователь отмечает, что транспортная инфраструктура принимает участие во всех экономических процесссах, а инфраструктура в целом представляет собой ядро развития любой формации. Анимица Е.Г. и Благинин В.А. обозначают транспортно-коммуникационную инфраструктуру как основной элемент социально-экономического развития на всех уровнях, выделяя при этом ряд функций, среди которых регионообразующая [3] (Animica, Blaginin, 2024). То есть транспортно-коммуникационная инфраструктура представляет собой инструмент межрегиональной интеграции, регионального взаимодействия.

Коломак Е.А. также заостряет внимание на важности транспортной инфраструктуры [13] (Kolomak, 2009). В соответствие с идеями автора ее наличие и степень развития определяет качество жизни населения, доступность рынков сырья и сбыта продукции – что в совокупности является основной детерминантой позиции региона на конкурентном поле. Коломак Е.А. делает акцент на существенной роли связи и коммуникаций, без чего буквально немыслима какая-либо экономическая активность на современном этапе развития. Посредством различных информационных технологий могут не только возникать новые виды деятельности, но и возможна ликвидация пространственных ограничений. В этой связи стоит подчеркнуть, что стремительное развитие информационных технологий способствуют изменению требований ко многим устоявшимся системам. Повсеместное внедрение всевозможных современных технологий, информационно-коммуникационных, цифровых позволяет говорить о формировании цифровой транспортной инфраструктуры [21] (P'jankova, Zakoljukina, 2024). В этой связи заслуживают внимания мысли Замятиной Н.Ю. и Пилясова А.Н. о новых факторах формирования экономико-географического положения [10] (Zamjatina, Piljasov, 2013). Так, в соответствие с работой исследователей, к индустриальной эпохе относятся «твердые» факторы, среди которых размещение транспортных путей и т.п., информационной эпохе соответствуют «мягкие» факторы, включающие в себя конфигурацию информационных потоков и др. Внедрение цифровых, информационно-коммуникационных, интеллектуальных технологий в транспортную инфраструктуру имеет тесную связь с тем, что признаком нового качества жизни в Российской Федерации становится мобильность [1] (Averina, Matushkina, Lavrikova, 2010). Высокий уровень развития мобильности, связи и коммуникаций в целом способствуют повышению интеграции, что наряду с глобализацией характеризует современное общество [21] (P'jankova, Chesnokova, 2024).

Возвращаясь к формирующейся цифровой транспортной инфраструктуре в силу текущих тенденций развития технологий и социально-экономических трансформаций, стоит подчеркнуть, что данное понятие является новым в научной литературе, в официальной статистике не закреплены показатели для оценки уровня ее развития. Несмотря на это, по мнению автора данной статьи, на сегодняшний день очевидны положительные эффекты для экономики региона функционирования элементов цифровой транспортной инфраструктуры. В таблице 2 представлены предлагаемые автором элементы цифровой транспортной инфраструктуры и ключевые эффекты в рамках экономики региона (таблица 2).

Элементы цифровой транспортной инфраструктуры
Положительная региональная практика
Основные эффекты для экономики региона
Электронный документооборот в грузовых перевозках
Регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, Республика Адыгея
Оптимизация расчетов, сокращение времени и затрат, повышение точности и транспарентности процессов, ускорение коммуникации и контроля и пр.
Цифровые решения для международных перевозок
Регионы Дальневосточного федерального округа
Рост транспарентности, возможности отслеживания, повышение надежности логистических операций и пр.
Платформизация в сфере перевозок
Санкт-Петербург
Ускорение процессов доставки, возможности отслеживания транзакций, оптимизация маршрутов, повышение удовлетворенности клиентов и пр.
Грузовые беспилотные автотранспортные средства
Регионы Сибирского и Дальневосточного федеральных округов
Снижение времени доставки, снижение себестоимости грузоперевозок, снижение аварийности, увеличение сроков эксплуатации транспортных средств, возможности передвижения
в условиях бездорожья и сложных климатических условий пр.
Безэкипажное судовождение
Астраханская область, Калининградская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Магаданская область, Мурманская область, Приморский край, Ростовская область, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Хабаровский край
Сокращение эксплуатационных расходов, увеличение грузовместимости, сокращение потребления топлива, исключение человеческого фактора, сокращение негативного воздействия на окружающую среду и пр.
Цифровые сервисы для пассажирских перевозок
Иркутская область, Красноярский край, Ленинградская область, Москва, Московская область, Пензенская область, Пермский край, Республика Татарстан, Томская область, Удмуртская Республика, Челябинская область
Сокращение времени ожидания транспорта, рост средней скорости движения, повышение прозрачности перевозок, рост комфортности и привлекательности общественного транспорта и пр.
Каршеринг и кикшеринг
Брянская область, Москва, Республика Адыгея, Республика Татарстан, Санкт-Петербург
Сокращение количества личных автомобилей, снижение уровня загрязнения окружающей среды, снижение пассажиропотока и пр.
Интеллектуальные транспортные системы
Краснодарский край
Повышение уровня безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, регулирование транспортных потоков в режиме реального времени, повышение пропускной способности дорог и пр.

Таблица 2. Ключевые элементы формирования цифровой транспортной инфраструктуры региона

Источник: составлено автором.

Проанализировав теоретическую базу по исследуемой теме, можно сделать следующие выводы:

· Существенный пласт научных работ содержит трактовки понятия «инфраструктура», подчеркивающие ее системный характер;

· Акцентируется внимание на вторичном характере инфраструктуры, ее вспомогательной роли;

· Подчеркивается важное значение инфраструктуры по отношению к пространству (комплекс условий на определенном пространстве, освоение пространства, осуществление пространственных взаимодействий, пространственная интеграция и др.);

· Большинство исследователей отмечают важную роль инфраструктуры в развитии экономики, ее влияние на экономический рост, качество жизни, конкурентные преимущества и др.;

· Присутствует синергетический эффект инфраструктуры;

· Трансформация инфраструктуры (прежде всего транспортной) тесно связана с научно-техническим прогрессом.

На основе проведенного анализа и полученных выводов, автором уточняется ключевые особенности функционирования транспортной инфраструктуры в контексте региональной экономики (рис.3).

Рисунок 3. Специфика функционирования транспортной инфраструктуры в экономике региона

Источник: составлено автором.

Остановимся более детально на обозначенной выше особенности транспортной инфраструктуры, заключающейся в способности отражать ключевые тенденции и уровень социально-экономического развития. По мнению автора, именно транспортная инфраструктура особенно остро отражает протекающие трансформации в обществе, науке, способе ведения хозяйственной жизни. Ранее в работе говорилось о формировании цифровой транспортной инфраструктуры, приводились ее ключевые элементы. Подобные трансформации происходят не происходят стихийно, а находятся в тесной связи с общим уровнем социально-экономического развития в регионе.

Заключение

В завершении работы стоит сказать, что поставленная цель данной научной статьи достигнута. Результат работы состоит в развитии теоретических аспектов функционирования транспортной инфраструктуры в экономике региона. При этом, отметим, что полученные выводы наталкивают на дальнейшее продолжение исследования по данной теме, а именно, в части оценки степени влияния транспортной инфраструктуры на развитие региональной экономики. Принимая во внимание утверждение о способности транспортной инфраструктуры демонстрировать протекающие тенденции социально-экономического развития региона в целом, вопрос о выявлении степени влияния в этой связи становится очевидным. Ранее в работы приводились положительные эффекты для экономики региона различных элементов цифровой транспортной инфраструктуры (наличие которых говорит о более высоком уровне социально-экономического развития, а также соотносится с глобальным трендом цифровой модернизации всех сфер жизнедеятельности человека). Иными словами, высокий уровень развития транспортной инфраструктуры благоприятно влияет на экономику региона, что также подтверждает большинство научных работ исследователей, но может ли транспортная инфраструктура «тормозить» развитие региона? В какой именно взаимосвязи находятся транспортная инфраструктура и региональная экономика, можно ли просчитать упущенные возможности в силу недостаточного развития транспортной инфраструктуры? Данные вопросы положены в основу дальнейшего исследования касательно предложенной в работе специфики функционирования транспортной инфраструктуры в экономике региона.

[1] Национальные проекты России // Официальный сайт. URL: https://национальныепроекты.рф/new-projects/ (дата обращения: 01.02.2025).

[2] Структура валового регионального продукта (ОКВЭД 2). ЕМИСС. URL: https://fedstat.ru/indicator/59450 (дата обращения: 02.12.2024).

[3] Структура валового регионального продукта (ОКВЭД 2). ЕМИСС. URL: https://fedstat.ru/indicator/59450 (дата обращения: 02.12.2024).


Источники:

1. Аверина Л.М., Матушкина Н.А., Лаврикова Ю.Г. Переход транспортного комплекса региона на инновационный путь развития // Экономика региона. – 2010. – № 4. – c. 102-110.
2. Азимина Е.В. Понятие инфраструктуры и методы управления ее эффективностью на современном этапе // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке: Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Санкт-Петербург, 2016. – c. 149-152.
3. Анимица Е.Г., Благинин В.А. Оценка функционирования транспортно-коммуникационной инфраструктуры региона в рамках пространственно-функционального подхода // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 7. – c. 74-84. – doi: 10.26726/10.26726/rppe2024v7oftk.
4. Бахтин М.Н., Кособуцкая А.Ю., Дядюн И.А. Генезис и развитие понятия «инфраструктура» в работах зарубежных и отечественных исследователей // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2020. – № 1. – c. 5-10. – doi: 10.17308/econ.2020.1/2747.
5. Благинин В.А. Ретроспективный анализ научных взглядов на понятие «транспортная инфраструктура региона» // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-5. – c. 979-984.
6. Боканов А.А., Иванова Т.Б. Соотношение понятий «инфраструктура» и «экосистема» для социально-ориентированной экономики // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: материалы X Международной научно-практической конференции, Уфа, 28–29 мая 2021 г. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет. Уфа, 2021. – c. 40-43.
7. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Актуальные проблемы пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2015. – № 5. – c. 7-32.
8. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Транспорт и решение задач пространственной интеграции российской экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2016. – № 1. – c. 7-24.
9. Заколюкина Е.С. Транспортная инфраструктура региона как фактор пространственного развития территории // Проблемы развития территории. – 2023. – № 5. – c. 79-95. – doi: 10.15838/ptd.2023.5.127.6.
10. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Принцип Анны Карениной // Отечественные записки. – 2013. – № 3. – c. 284-297.
11. Замятина Н.Ю., Пилясов А.Н. Современная теория освоения: поиски интегрирующей платформы // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2019. – № 2. – c. 16-28. – doi: 10.25702/KSC.2220-802X.2.2019.64.16-28.
12. Клейнер Г.Б. Мезоэкономическое лицо российской экономики // Экономическое возрождение России. – 2023. – № 3. – c. 5-9. – doi: 10.37930/1990-9780-2023-3-77-6-9.
13. Коломак Е.А. Анализ факторов конкурентоспособности региона // Регион: Экономика и Социология. – 2009. – № 3. – c. 87-115.
14. Коломак Е.А. Инфраструктура: влияние на экономический рост и пространственные экстерналии. / XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва, 6−8 апреля 2010 г.): в 3 кн. - Москва: ВШЭ, 2011. – 483−493 c.
15. Котелевская Ю.В. Теоретико-методологические подходы к раскрытию понятия инфраструктура // Управленческий учет. – 2022. – № 1-3. – c. 404-410. – doi: 10.25806/uu1-32022404-410.
16. Краснопольский Б.Х. Дальневосточная Арктика: роль инфраструктуры в экономическом развитии и системообразовании опорных зон // Пространственная экономика. – 2018. – № 3. – c. 165-181. – doi: 10.14530/se.2018.3.165-181.
17. Краснопольский Б.Х. Синергетический эффект инфраструктуры региональных хозяйственных комплексов и теория синергетики // Экономика и управление: современные вызовы, тенденции и перспективы развития: Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Улан-Удэ, 19–21 сентября 2019 г. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления. Улан-Удэ, 2019. – c. 218-224.
18. Платонов А.А., Платонова М.А. Современные и ретроспективные научные подходы к определению понятий об инфраструктуре // Транспорт: наука, образование, производство («Транспорт-2019»): труды международной Научно-практической конференции: секция «Теоретические и практические вопросы транспорта», Воронеж, 23 января - 23 апреля 2019 г. – Воронеж: филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Воронеж. Воронеж, 2019. – c. 95-102.
19. Полынев А.О., Разбегин В.Н., Штульберг Б.М. Комплексная оценка уровня инфраструктурной обеспеченности регионов // Регион: Экономика и Социология. – 2012. – № 3. – c. 58-72.
20. Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С. Управление цифровой транспортной инфраструктурой региона // Управленец. – 2024. – № 1. – c. 70-82. – doi: 10.29141/2218-5003-2024-15-1-5.
21. Пьянкова С.Г., Чеснокова В.Д. Институциональное развитие межмуниципального сотрудничества в России // Инновационная экономика. – 2024. – № 4. – c. 106-113.
22. Савченко Е.Е. Предметное поле понятия «Инфраструктура» в русле эволюционного развития региона // Сегодня и завтра Российской экономики. – 2015. – № 70. – c. 85-90.
23. Степанов В.И., Рыкалина О.В. Современный подход к содержанию и сущности понятия инфраструктуры // Вопросы региональной экономики. – 2012. – № 3. – c. 112-120.
24. Ускова Т.В. Пространственные аспекты территориального развития // Проблемы развития территории. – 2024. – № 3. – c. 7-9. – doi: 10.15838/ptd.2024.3.131.1.
25. Ускова Т.В. Пространственные аспекты устойчивого развития региона // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. – 2021. – № 1. – c. 81-88. – doi: 10.52897/2411-4588-2021-1-81-88.
26. Ускова Т.В. Транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // Проблемы развития территории. – 2021. – № 3. – c. 7-22. – doi: 10.15838/ptd.2021.3.113.1.
27. Фоменко А.В., Бородатова Л.Ю. Современный взгляд на роль и эволюцию понятия инфраструктуры в экономическом развитии территории // Проблемы формирования единого пространства экономического и социального развития стран СНГ: Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции, Тюмень, 25 апреля 2014 г. – Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2014. – c. 494-496.

Страница обновлена: 13.03.2025 в 15:51:24