Strategizing the development of power engineering industry
Shuvalov D.S.1
1 МИРЭА – Российский технологический университет
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 3 (March 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=81460649
Abstract:
The power engineering industry in Russia is a strategic industry that plays a key role in ensuring the country's industrial independence and energy security. Its significant dependence on foreign technologies and equipment remains one of the main problems of this sector. This dependence increases its vulnerability to external economic restrictions and sanctions.
It is vital for Russia to develop the power engineering industry in a sustainable and advanced manner, which will become the basis for economic security and stable growth. This requires the introduction of modern approaches to strategic management that can ensure long-term competitiveness. The research was based on Kvint's strategic methodology, which allowed for an OTSW analysis that helped identify key opportunities and threats, as well as strengths and weaknesses of the energy industry.
Modernization of production facilities, improvement of energy efficiency and environmental friendliness of products, and strengthening of export potential and development of human resources of the industry are among the strategic priorities. In addition, the mission and vision were formulated, which became the basis for setting the main goal and key objectives. All these aspects form the basis of a strategy aimed at improving the efficiency and sustainable development of the industry, creating opportunities for effective strategic management that will strengthen the position of the Russian power engineering industry at the global level.
Keywords: strategic management, power engineering industry, competitiveness
JEL-classification: P28, P20, P48
Введение
Энергетическое машиностроение – доминирующая отрасль, создающая фундамент для отечественной индустрии и обеспечивающая высокую степень энергетической безопасности [9]. Энергетическая безопасность объединяет два ключевых аспекта: устойчивый доступ потребителей к необходимым энергетическим ресурсам и стабильный выход поставщиков на рынок сбыта. В российской трактовке это понятие включает защиту государства, его граждан и экономики от угроз, способных подорвать надежные поставки энергии [7] (Seliverstov, Vatulin, 2015). В Западной Европе акцент смещается на гарантированное и бесперебойное снабжение ресурсами с упором на поддержание приемлемых и стабильных цен [1, 6, 15] (Denchev, 2010; Marij, Igisheva, 2014). Энергетическая безопасность охватывает как защиту от перебоев, так и поддержание экономически обоснованных условий для всех участников процесса.
Энергетическое машиностроение отвечает за производство оборудования для генерации, передачи и потребления энергии, что позволяет удовлетворять запросы множества отраслей экономики [8] (Skazochkin, Balash, Serezhkin, Perov, 2022). Однако в последние годы, на фоне возросшей научно-технической зависимости от импортного оборудования, комплектующих и технологий усилились риски для стабильности отечественной энергетики. Санкции, введенные недружелюбными странами, значительно усложнили работу сектора, затронув стратегически важные направления производства и поставок. Например, более 80% газовых турбин и их компонентов поступали из-за границы, что ярко иллюстрирует высокую зависимость отрасли от внешних факторов [2, 14] (Zajcev, Shevko, Malyutin, Sirotin, 2022). Кроме того, предприятия российской электроэнергетики оснащены импортным оборудованием примерно на 80%, что делает сектор особенно уязвимым к изменениям на внутреннем и международных рынках [9].
Современные реалии диктуют отрасли необходимость непрерывной модернизации и создания инновационных решений. Растущий спрос на энергосбережение, усиление экологических стандартов и активный переход к возобновляемым источникам энергии требуют от производителей разработки более эффективных и экологичных технологий. В таких условиях энергетическое машиностроение не может ограничиваться следованием мировым трендам – оно должно стремиться опережать их, предлагая технологии, которые способны поддерживать устойчивое развитие как экономики в целом, так и энергетической инфраструктуры в частности [12] (Shcheglov, 2018). Таким образом, обеспечение устойчивого и опережающего развития энергетического машиностроения становится важнейшей задачей для укрепления экономической безопасности и стабильного роста России. Для достижения таких целей отрасли следует сосредоточиться на стратегическом менеджменте, что делает стратегирование основополагающим инструментом для долгосрочного обеспечения конкурентоспособности и устойчивого роста.
В трудах известного экономиста и академика Владимира Львовича Квинта заложена методологическая база, направленная на создание долгосрочных стратегий, обеспечивающих развитие отрасли. В.Л. Квинт выделял стратегию как «систему поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечивает долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации» [16] (Kvint, 2015). Согласно его подходу, именно такая система позволяет выявить ключевые направления для эффективной деятельности и последовательно воплотить их, несмотря на внешние факторы неопределенности. При этом необходимо принимать во внимание не только внутренние ресурсы и потенциал отрасли, но и внешние условия, которые способны оказать влияние на ее развитие.
Стратег, «обладающий глубокими знаниями о фундаментальных ценностях и интересах объекта стратегирования для приумножения успеха и репутации этого объекта», не просто реагирует на внешние изменения, но активно создает устойчивые конкурентные преимущества, закладывая основу для долгосрочного роста и укрепления позиций управляемого объекта [3] (Kvint, 2022). В условиях нестабильности мира именно такие стратегические решения, основанные на глубоком понимании, играют ключевую роль в обеспечении стабильного успеха.
Методология стратегирования, предложенная В. Л. Квинтом, охватывает такие аспекты, как выявление стратегических возможностей, формирование стратегических интересов и приоритетов, оценка конкурентных преимуществ, определение миссии, видения и эффективности [3] (Kvint, 2022). Эти составляющие помогают разрабатывать долгосрочные стратегии, направленные на повышение конкурентоспособности и технологической независимости, что способствует успешной интеграции отечественного энергетического машиностроения в мировые рынки. Стратегирование в конечном счете обеспечивает устойчивое развитие отрасли, позволяя ей гибко реагировать на будущие вызовы, например, такие как переход на возобновляемые источники энергии и повышение энергоэффективности.
Целью научного исследования является разработка эффективных стратегических решений для повышения конкурентоспособности и устойчивого развития предприятий энергетического машиностроения в условиях внешнеэкономических ограничений и технологической зависимости. Для достижения поставленной цели необходимо проанализировать основные компоненты, составляющие стратегическую концепцию развития отрасли энергетического машиностроения.
OTSW-анализ как инструмент стратегического развития
Одним из центральных инструментов для стратегирования в энергомашиностроительной сфере становится OTSW-анализ (Opportunities, Threats, Strengths и Threats), который, как подчеркивает Владимир Львович Квинт, «соответствует процессу формирования стратегического видения, приоритетов объекта, так как более эффективно подготавливает … к неожиданно возникающим возможностям или угрозам» [3] (Kvint, 2022). Проведение такого анализа позволяет не только определить ключевые внешние возможности (Opportunities) и угрозы (Threats), но и глубже исследовать внутренние сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны отрасли, закладывая тем самым основу для устойчивого развития [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024).
В современной российской экономике развитие энергетического машиностроения сопряжено с рядом серьезных трудностей, что наглядно подтверждают результаты проведенного OTSW-анализа (таблица 1).
Таблица 1
OTSW-анализ отечественного энергетического машиностроения
Возможности
|
Угрозы
|
·
создание программы импортозамещения;
· развитие государственных инвестиционных программ; · развитие энергоэффективных и экологически чистых технологий (ВИЭ); · цифровизация и внедрение интеллектуальных систем управления; · модернизация энергетической инфраструктуры; · международное сотрудничество и расширение экспорта; · создание новых партнерств с дружественными странами; · децентрализация энергосистем и создание микросетей. |
·
зависимость от импортного
оборудования, комплектующих и технологий;
· отставание в модернизации производственных мощностей от мировых аналогов; · ограниченные возможности в экспорте продукции на традиционные западные рынки; · недостаточное участие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах; · возрастание издержек на производство продукции; · участие на глобальном рынке с растущей конкуренцией; · ужесточение экологических стандартов и требований к углеродному следу. |
Сильные стороны
|
Слабые стороны
|
·
научный и технологический потенциал;
· технологическое лидерство в атомной энергетике; · наличие научно-производственной базы; · государственное стимулирование; · обладание богатыми природными ресурсами; · крупные внутренние потребности; · производство оборудования, соответствующего международным стандартам качества; · диверсификация производственных мощностей. |
·
недостаток инвестиций в научные
исследования и разработки;
· зависимость от зарубежных технологий; · существенная изношенность основных фондов; · отсутствие гибкости производственных процессов; · низкая доля цифровизации производственных процессов; · высокие производственные затраты; · низкая энергоэффективность оборудования; · фрагментация системы подготовки кадров; · слабое присутствие на международных рынках; · сложности с созданием гибких управленческих решений; · ограничение гибкости бизнеса из-за необходимости участия в государственных заказах. |
Ключевыми барьерами для развития энергетического машиностроения выступают изношенные производственные мощности, высокая зависимость от импортных технологий и оборудования, а также дефицит квалифицированных кадров. Эти проблемы серьезно затрудняют процесс модернизации отрасли и ослабляют позиции отечественных производителей на мировом рынке.
В условиях геополитической нестабильности Россия активизировала усилия по реализации программ импортозамещения и государственной поддержки ключевых отраслей. Среди применяемых мер – налоговые льготы, субсидии и инвестиционные инициативы, направленные на сокращение зависимости от импортных технологий [11] (Shuvalova, Ovchinnikova, Lykova, 2022). Дальнейшие перспективы энергомашиностроения кроются в цифровизации и автоматизации производственных процессов, а также в развитии научно-исследовательской деятельности [10] (Shinkevich, Lubnina, Rajskij, 2021). Важным шагом для устойчивого роста является модернизация, укрепление технологической независимости и расширение международных связей с дружественными странами, что обеспечит отрасли уверенное развитие.
Результаты проведенного OTSW-анализа служат основой для определения, изучения и формирования ключевых компонентов стратегического развития в сфере энергетического машиностроения: стратегических интересов, возможностей, приоритетов, миссии, видения и показателей эффективности. Все эти элементы формируют основу стратегии, ориентированной на повышение результативности и устойчивое развитие отрасли в долгосрочной перспективе [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024).
Стратегические интересы, согласно В. Л. Квинту, определяются как «интересы объекта стратегирования, на достижение которых и направлен весь процесс разработки и реализации стратегии – стратегирование» [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024). Они ориентированы на достижение долгосрочных целей, что важно для укрепления позиций участников отрасли. Для компаний в энергомашиностроении ключевыми интересами становятся технологическое обновление, повышение энергоэффективности и расширение продуктового ряда. Существенную роль играет также развитие кадрового потенциала, позволяющее адаптировать бизнес к вызовам цифровизации и новым экологическим стандартам.
С позиции государства стратегические интересы заключаются в технологическом суверенитете, повышении экспортного потенциала и укреплении позиций на мировых рынках оборудования [13] (Shcheglov, 2024). Это согласуется с задачами инновационного развития и диверсификации экономики, укрепляя национальную энергетическую безопасность и снижая зависимость от зарубежных технологий. Меры государственной поддержки, включая субсидии, налоговые льготы и поощрение научных исследований, направлены на реализацию этих задач, создавая благоприятные условия для роста отрасли [9].
Крупные компании и государственные организации, являясь основными потребителями оборудования, стремятся к повышению надежности и энергоэффективности решений, предоставляемых предприятиями энергетического машиностроения. Их стратегические интересы сосредоточены на сокращении эксплуатационных затрат, укреплении устойчивости энергетической инфраструктуры и внедрении современных технологий, которые соответствуют международным стандартам. Эти интересы тесно связаны с актуальными национальными и глобальными тенденциями, включая переход к низкоуглеродной экономике, активное развитие возобновляемых источников энергии и повышение значимости энергоэффективных технологий. Эти изменения не только определяют ключевые направления развития отрасли, но и способствуют реализации стратегии, ориентированной на долгосрочный рост и устойчивое развитие предприятий.
Опираясь на методологию В. Л. Квинта, можно утверждать, что четко сформулированные интересы и их согласование между участниками позволяют выстроить стратегию, интегрирующую экономические, технологические и социальные аспекты. В энергомашиностроении стратегия должна быть направлена не только на преодоление существующих трудностей, но и на реализацию стратегических возможностей, которые позволят достичь устойчивого роста и укрепления конкурентоспособности.
В рамках концепции стратегирования определение подобных возможностей опирается на всесторонний анализ тенденций, охватывающих глобальный, национальный, региональный и отраслевой уровни, что позволяет создать устойчивую стратегическую основу для развития отрасли [4] (Kvint, 2019).
Определение приоритетов, направленных на наиболее эффективное использование выявленных возможностей и достижение стратегических целей, является ключевым аспектом развития. В рамках методологии В. Л. Квинта приоритеты играют роль «консолидирующего эпицентра завершенной версии стратегии, в котором ярко проявляется весь практический смысл стратегии» [4] (Kvint, 2019). Это указывает на то, что именно через четко сформулированные приоритеты выражаются интересы участников стратегического процесса, а стратегия охватывает только те направления, которые подкреплены инновационными и эффективно реализуемыми конкурентными преимуществами [4] (Kvint, 2019).
В энергетическом машиностроении стратегические приоритеты формируются в ответ на актуальные и будущие потребности отрасли, а также под влиянием глобальных тенденций, таких как переход к низкоуглеродной экономике, цифровизация и необходимость модернизации производственных процессов.
Для успешного стратегирования в этой сфере выделяются несколько ключевых приоритетов. Во-первых, это интеграция производства и научно-технических разработок на основе внедрения передовых технологий и систем управления. Сюда входят активное использование цифровых решений, автоматизация и применение интеллектуальных систем управления, что позволяет повысить эффективность и адаптивность производственных мощностей, снижая издержки, улучшая качество продукции и оперативно реагируя на рыночные изменения. Вторым приоритетом является внедрение и развитие энергоэффективных и экологически чистых технологий. Глобальная тенденция к снижению углеродного следа и переходу к устойчивым источникам энергии требуют от отрасли разработки технологий, соответствующих высоким экологическим стандартам. Это не только улучшает международную репутацию компаний, но и открывает новые экспортные возможности в странах с высокими экологическими требованиями. Третьим важным направлением становится развитие международного сотрудничества и расширение экспортного потенциала. Укрепление партнерских связей с зарубежными компаниями, научными и образовательными учреждениями позволяет предприятиям обмениваться опытом и инновациями, что способствует улучшению продукции и освоению новых рынков, снижая зависимость от ограниченного внутреннего спроса. Наконец, для устойчивого развития отрасли необходимо повышать квалификацию и развивать кадровый потенциал через взаимодействие с образовательными и научными организациями. Создание программ, интегрирующих обучение с производственными процессами, позволяет подготовить квалифицированные кадры, готовые работать с новыми технологиями и инновациями, что служит залогом стабильного развития энергетического машиностроения.
Стратегические приоритеты играют решающую роль в стратегии, определяя ее практическую ценность через набор ключевых направлений. В данной отрасли приоритеты должны быть не только четко сформулированы, но и основаны на конкурентных преимуществах, которые позволяют уверенно достигать стратегических целей. Такие приоритеты выполняют двойную задачу: с одной стороны, они усиливают эффективность стратегии, с другой – служат фильтром, фокусируя ресурсы на направлениях с наибольшим потенциалом роста и развития, избегая тех, что не обеспечат долгосрочную устойчивость. Таким образом, основная цель стратегирования – сформировать и поддерживать уникальные конкурентные преимущества. Это достигается через внедрение инновационных подходов в производственные процессы, активное сотрудничество с научными и образовательными учреждениями, цифровую трансформацию и автоматизацию, а также усиление международных партнерских связей. Эти меры позволяют не только использовать новые возможности, но и закрепить конкурентное положение компаний на глобальном уровне, обеспечивая их долгосрочный успех.
На следующем этапе стратегического развития первостепенной задачей становится четкое определение миссии и видения [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024). Миссия не просто обозначает направление деятельности объекта стратегирования, но и придает смысл его существованию, определяя, в каких регионах он будет присутствовать, почему был создан и какую уникальную ценность предоставляет потребителям и партнерам. Именно миссия закладывает фундамент стратегического направления, отражая причины существования объекта, его особые преимущества и отличия от конкурентов. Через миссию становится очевидной значимость объекта, а также те конкурентные преимущества, которые обеспечивают ему устойчивое положение и признание на рынке.
Миссия предприятий энергетического машиностроения направлена на создание и выпуск оборудования, которое не только отвечает международным стандартам, но и полностью соответствует современным требованиям к энергоэффективности, инновационности и экологической безопасности. В основе лежит стремление обеспечить потребности энергетических компаний и инфраструктурных проектов, способствующих устойчивому развитию. Приоритетом становится применение передовых технологий, акцент на энергоэффективность и минимизация экологического ущерба. В долгосрочной перспективе стратегическая цель ориентирована на содействие модернизации и цифровизации энергетической сферы, укрепление ее технологической самостоятельности и повышение конкурентоспособности на глобальном уровне, что делает отрасль более устойчивой и прогрессивной.
В отличие от миссии, видение сосредотачивается на внутреннем развитии и организационном улучшении, отражая стремление отрасли к устойчивому и долговременному росту. В рамках подхода В. Л. Квинта видение должно раскрывать долгосрочные цели, отражать социальную ответственность и создавать единый фокус для всех участников производства. В энергетическом машиностроении такое видение воплощается в активном внедрении инноваций, развитии цифровых технологий, повышении профессионализма кадров и создании безопасного, надежного оборудования. Оно формирует общее направление для всех заинтересованных сторон – сотрудников, партнеров, конечных потребителей и общества – на достижение целей устойчивого и экологически ответственного роста. Тем самым закладывается база для будущих успехов и технологического лидерства.
На основе сформулированных миссии и видения можно определить ключевую цель и задачи для развития отрасли энергетического машиностроения. Главная цель – создать высокоэффективную, инновационную систему производства энергетического оборудования, опирающуюся на новейшие технологии и принципы устойчивого развития. Такая система должна быть ориентирована на выпуск продукции мирового уровня, используя цифровые и интеллектуальные решения, адаптированные под потребности глобального рынка и поддерживающие переход к низкоуглеродной экономике. Важнейшие акценты делаются на модернизации производственных процессов, улучшении энергоэффективности и повышении экологической безопасности [7] (Seliverstov, Vatulin, 2015). Все это нацелено на укрепление технологической независимости и увеличение конкурентоспособности отечественного энергетического машиностроения на мировом рынке, закладывая прочную основу для долгосрочного успеха отрасли.
Задачи развития отрасли энергетического машиностроения включают:
1. Проведение промышленной политики, ориентированной на внедрение передовых решений и обновление производственных мощностей. Это создаст условия для выпуска оборудования, отвечающего международным стандартам.
2. Разработка программ импортозамещения и усиление международных связей, направленных на снижение зависимости от зарубежных компонентов, укрепление технологической независимости, а также расширение экспортного потенциала, чтобы продвигать отечественные технологии на внешнем рынке.
3. Увеличение энергоэффективности и экологической устойчивости процессов производства, акцентируя разработку и внедрение передовых технологий, оптимизацию ресурсопотребления и минимизацию выбросов. Приоритет отдается поддержке перехода к низкоуглеродной экономике посредством развития технологий для использования возобновляемых источников энергии.
4. Развитие цифровых и интеллектуальных управленческих решений, служащих для повышения оптимизации эффективности производственных процессов.
5. Введение системы контроля качества, охватывающей все этапы производства, с усилением процессов стандартизации, сертификации и мониторинга, что обеспечит надежность и долговечность выпускаемой продукции.
6. Создание и укрепление программ обучения и повышения квалификации для технических специалистов, направленных на развитие ключевых навыков и подготовку сотрудников к работе с передовыми технологиями.
7. Развитие и укрепление продуктивного сотрудничества с научными и образовательными учреждениями, направленное на активизацию инновационной деятельности и коллективную разработку передовых технологий и новинок продукции.
Сформулированные миссия и видение послужили основой для постановки главной цели и конкретных задач, направленных на всестороннее развитие отрасли энергетического машиностроения. Эти задачи охватывают приоритетные направления: от усовершенствования производства и повышения уровня энергоэффективности до цифровой трансформации и расширения международного взаимодействия.
В рамках методологии В. Л. Квинта, «миссия, видение, цели и задачи стратегии» обозначаются не просто как шаги разработки, а как формализованные, автономные, но при этом тесно взаимосвязанные части стратегии [5] (Kvint, Novikova, Alimuradov, 2024). Итогом стратегического процесса является утверждение и реализация стратегии на практике.
Выводы
Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:
– раскрыть содержание концепции энергетического машиностроения, подчеркнуть ее значимость для обеспечения промышленной независимости и энергетической безопасности России;
– выполнить OTSW-анализ, позволивший выявить возможности и угрозы, а также сильные и слабые стороны российской отрасли энергетического машиностроения. Анализ показал, что развитие отрасли сопровождается значительными трудностями, такими как зависимость от импортных компонентов и технологий, высокая степень износа оборудования и дефицит квалифицированных специалистов, что требует дополнительных усилий для обеспечения технологической независимости;
– сформулировать и выявить основные элементы стратегии развития энергетического машиностроения России. Стратегия включает стратегические интересы, возможности, приоритеты, миссию, видение, цели и задачи, которые нацелены на укрепление конкурентоспособности и устойчивое развитие отрасли.
References:
Energeticheskoe mashinostroenie i atomnaya promyshlennost Rossii v usloviyakh sanktsiy: vozmozhnosti pereorientatsii importnyh postavshchikov i perspektivy sotrudnichestva s Kitaem: otraslevoe issledovanie [Russian energy engineering and nuclear industry under sanctions: opportunities for reorientation of import suppliers and prospects for cooperation with China: an industry study] (2022). M.: NIU VShE. (in Russian).
Energeticheskoe mashinostroenie v Rossiyskoy Federatsii: voprosy importozameshcheniya i lokalizatsii: kruglyy stol [Energy engineering in the Russian Federation: issues of import substitution and localization: round table] (2024). Moscow: Komitet Gosudarstvennoy Dumy po energetike. (in Russian).
Strategiya razvitiya energomashinostroeniya Rossiyskoy Federatsii na 2010-2020 gody i na perspektivu do 2030 goda: utv. prikazom Minpromtorga Rossii ot 22 fevralya 2011 g. № 206 [The Strategy for the development of power engineering in the Russian Federation for 2010-2020 and for the future up to 2030: approved by the Order of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of February 22, 2011 No. 206] (2011). Moscow: Ministerstvo promyshlennosti i torgovli Rossiyskoy Federatsii. (in Russian).
Denchev K. (2010). Mirovaya energeticheskaya bezopasnost: istoriya i perspektivy [World system of the power safety: history and prospects]. Novaya i noveyshaya istoriya. (2). 39-58. (in Russian).
Igisheva E.A., Moriy S.M. (2014). Energeticheskaya bezopasnost v sovremennom mire: osnovnye podkhody k izucheniyu [Energy security in modern world: main approaches to the study]. Journal of the Ural State University of Economics. (6(56)). 114-118. (in Russian).
Kvint V. (2015). Strategy for the Global Market: Theory and Practical Applications New York: Routledge.
Kvint V.L. (2019). Kontseptsiya strategirovaniya [The concept of strategizing] SPb.: SZIU RANKhiGS. (in Russian).
Kvint V.L. (2022). Kontseptsiya strategirovaniya [The concept of strategizing] Kemerovo: Kemerovskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).
Kvint V.L., Novikova I.V., Alimuradov M.K., Arshinova A.I., Albin I.N., Astapov K.L., Vlasyuk L.I. i dr. (2014). Ekonomicheskaya i finansovaya strategiya [Economic and financial strategy] Moscow: Izdatelstvo Moskovskogo universiteta. (in Russian).
Scheglov E.V. (2018). Osobennosti ustoychivogo razvitiya promyshlennyh predpriyatiy v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Special aspects of industrial enterprises’ sustainable development under free market conditions]. Gaudeamus Igitur. (4). 11-15. (in Russian).
Scheglov E.V. (2024). Povyshenie strategicheskoy konkurentosposobnosti otrasley promyshlennosti regiona [Increasing the strategic competitiveness of the region's industries] Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN. (in Russian).
Selivyorstov Yu.I., Vatulin A.E. (2015). Otechestvennoe energomashinostroenie kak faktor obespecheniya energeticheskoy bezopasnosti strany [State of russian power engineeringas factor of maintenance national energy security]. Geopolitika i bezopasnost. (1(29)). 64-70. (in Russian).
Shinkevich A.I., Lubnina A.A., Rayskiy I.A. (2021). Tendentsii innovatsionnogo razvitiya obrabatyvayushchikh otrasley promyshlennosti [Trends of innovative development of processing industries]. Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 23 (4(102)). 51-56. (in Russian). doi: 10.37313/1990-5378-2021-23-4-51-56.
Shuvalova D.G., Ovchinnikova Yu.A., Lykova O.A. (2022). Sravnitelnyy analiz otraslevyh rynkov energomashinostroitelnoy otrasli i energetiki [Industrial markets of the power engineering industry and energy: comparative analysis]. E-Management. 5 (2). 109-120. (in Russian). doi: 10.26425/2658-3445-2022-5-2-109-120.
Skazochkin A.V., Balash P.V., Serezhkin L.N., Perov V.B. (2022). O sostoyanii energeticheskogo mashinostroeniya v Rossii: vozmozhnosti i puti innovatsionnogo razvitiya [On the state of power engineering in Russia: opportunities and ways of innovative development]. Upravlenie naukoy: teoriya i praktika. 4 (4). 135-150. (in Russian). doi: 10.19181/smtp.2022.4.4.8.
Страница обновлена: 22.05.2025 в 14:28:31