Образовательный кластер как базис формирования инноваций

Устинова Л.Н., Рожков В.Л., Бильдяков Д.П., Устинов Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Актуальность данного исследования обусловлена фактом, что уровень образования в обществе в глобальном масштабе очень значимый и важный показатель, характеризующий многие государственные приоритеты. Компетентность и эффективность специалиста всецело определяется его образованием, навыками и усердием. Образование способствует росту производительности труда предприятия, обеспечивает быструю передачу научных знаний и открытий от исследовательских центров к производственной сфере, а от производственных предприятий в образовательные учреждения для подготовки квалифицированных кадров. Новаторский акцент в процессе обучения формирует креативность мышление, воспитание исследователей-новаторов для создания новых технологий, открывает новые творческие возможности на основе приобретенного знания. Экономика знаний – это современное информационное пространство, наивысшая эпоха развития постиндустриальной экономики, этап наукоемкой деятельности и прорывных технологий. Образовательная система играет важнейшую роль в создании инновационного пространства. [1]

Вопросами становления, функционирования и исследования многогранности национальной инновационной системы, ролью науки, взаимосвязи образования как факторов, влияющих на инновационное развитие занимались многие отечественные и зарубежные ученые среди, которых фундаментальные исследования имеют Б.-О. Лундвалл, К. Фриман, Р. Нельсон, Л. М. Гохберг, О.Г. Голиченко, Н.И. Иванова, Й. Розебум [1-4].

Так, Лундвалл Б.-О. к понятию инновационная система относит ее следующие составляющие: «университеты, частные фирмы, исследовательские подразделения государственных учреждений, учреждения процесса производства» [2] Точка зрения английского ученого, исследователя экономических циклов К. Фримана сводится к следующему: «…основу инновационной системы любого государства составляют ее основные акторы - фирмы, университеты, исследовательские институты, органы власти, финансовые организации, образуя систему взаимосвязей, базовой из которых является система образовательных кластеров.» [ 3]

Ученые Иванова Н.И., Розебум Й. утверждают, что развитие любой инновационной системы определяет уровень базовых условий (framework conditions), к которым относятся механизмы поддержки инновационной деятельности, утвержденные нормативы образовательных стандартов, система финансирования исследований и разработок, система защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Подобно тому как нет механизмов единой оценки, так не существует и оптимальной структуры инновационной системы, которую можно было бы порекомендовать как идеальную. [4]

Несмотря на значительное число научных трудов, посвященных различным аспектам формирования и развития научной и образовательной сфер в интересах поддержки инновационной системы, следует отметить, что вопросы, связанные с механизмом взаимодействия научной и образовательной сфер как базисом развития национальной инновационной экономики остаются достаточно дискуссионными. Кроме того, тенденции развития новых институциональных форм в сферах науки и образования для обеспечения инновационного экономического развития пока раскрыты и освещены недостаточно.

В этой связи становится необходимым проведение анализа образовательного кластера как базиса развития инноваций, что и послужило целью настоящего исследования.

Достижение цели реализовано в решении следующих задач: проанализировать показатели финансирования образования, показатели научной деятельности, провести аналогию с показателями инновационного развития государства, предложить вариант решения выявленных в ходе исследования проблем.

Научной новизной исследования явилась модель образовательного кластера в системе формирования инноваций, объединяющая участников инновационного процесса.

В статье использовались классические методы и инструменты комплексного анализа на основе систематизации и структурирования тематического материала.

Научно- техническое развитие в глобальном мировом масштабе происходит стремительными темпами. Скорость модернизации технических средств передачи информации, совершенствования методик и способов диагностик в медицине, динамика наукоемкого индустриального роста производств и т.д. свидетельствует о необходимости воспроизводства интеллектуального ресурса для возможности реализации подобных проектов.

Еще 30 лет назад в России работала сугубо государственная система создания и внедрения научнотехнических новшеств, а предпринимательский сектор не играл существенной роли в данном процессе. Научно- промышленные объединения, крупные отраслевые институты с опытными производствами представляли собой аналоги крупных наукоемких корпораций, а инновационной деятельностью называлось внедрение научно- технических достижений в народное хозяйство, осуществлявшееся с большим трудом. [ 5]

Так же стремительно растет и современный образовательный рынок EduTech - Еducation Тechnology. Мировые тенденции динамики образовательного рынка коррелируют в развитых странах, в том числе в России, в следующих общих моментах: происходит рост спроса на онлайн-образование ввиду ряда объективных факторов- ковидный период 2020-2021 годов позволили широкомасштабно апробировать систему онлайн- обучение на всех уровнях образования, повышение доступности дистанционных форм обучения для всех социальных слоев населения, продвинутые технологии и возможности в сфере IT; совершенствование процессов цифровизации; расширение рынка конкурентоспособных платформ для получения образования; изменения потребительских предпочтений в образовательных технологиях и подходах к обучению, рост возможностей участия в международных программах обучения и т.д. По данным аналитического ведомства BusinesStat, к концу 2022 года в России насчитывалось 2,78 млн. студентов, обучающихся дистанционно по базовым специальностям, что на 21,9% больше, чем в 2021 году. [ 6]

Рис. 1 Удельный вес взрослого населения (25-64 лет), имеющего высшее образование в общей численности по странам, 2022 г. [7]

Анализ показателя удельного веса взрослого населения с высшим образованием в 2022 году в страновом разрезе показал, что в вопросе инновационного развития не во всех государствах приоритетом выступает образовательная составляющая (Рис. 1). Китай, который является лидером по инновационным показателям в данном рейтинге выступает аутсайдером: лишь 8,9% населения имеют высшее образование. Россия в этом отношении более образованное государство. Великобритания имеет 42,3 % населения, обладающим высшим образованием, при этом государство является лидером в Европе по количеству научно- исследовательских центров и центров научных разработок. Несомненно, что области науки и образования тесно связаны между собой.

Результаты научных исследований являются частью образовательного процесса, а профессиональное обучение выступает базисом развития инноваций, что объясняет принцип единства науки и образования. Применение инновационных образовательных методов стимулирует научно-исследовательскую деятельность, повышает роль науки, активизирует воспроизводство творческого потенциала. При том, что показатель образованности населения в Индии является достаточно низким, город Бангалор (на юге Индии) – это крупнейшая зона информационных технологий в мире является. Из небольшого поселения он вырос до 8,5 млн человек и занимает первое место в мире по экспорту IT-услуг (160 млрд долларов в год), являясь технологическим хабом.

Рис. 2 Общая численность аспирантов и число защитившихся, чел. [8]

Проводя анализ результатов обучения в аспирантуре, стоит отметить динамику изменение показателя за 10 лет (2013-2023 г). Если в 2013 году результат от обучения в аспирантуре в виде сформированной и защищенной диссертации получал каждый 5 аспирант, в 2019 году - каждый 15-й, а к 2023 году – только каждый 25-й. Эффективность обучения в аспирантуре показывает ежегодную регрессивную динамику. Научная деятельность в России теряет свою ценность в обществе. В сложившейся экономической ситуации, при высоком уровнем инфляции, высоких ипотечных ставках, снижении уровня жизни в стране приоритетными становятся более насущные материальные вопросы, а учитывая, также и геополитическую и военную ситуацию России, то с 2022 года значительный прирост поступлений в аспирантуру обусловлен желанием мужчин избежать призыва. С другой стороны, в сложившейся санкционной обстановке крайне важно обеспечивать развитие научно- исследовательского сектора, как базиса обеспечения импортозамещения.

Рис. 3 Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, чел. [8]

В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики 2023 год оказался более продуктивным по количеству исследованных научных направлений в России. (Рис. 3).

Агроинженерия и пищевые технологии, исторические науки, клиническая медицина, филология – направления науки, которые в России были наиболее полно исследованы и их результаты признаны научным сообществом. При этом по ряду областей за 2 года не проводилось защит докторских диссертаций: математика и механика, энергетика и электротехника, профилактическая медицина, медико- биологические науки и т.д. Научные исследования позволяют не только выявить проблему, но и предложить решение выявленных научных пробелов.

Рис. 4 Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося по подразделам классификации расходов бюджетов, тыс. руб. в 2022 г. [8]

В соответствии с официальными данными, совокупные государственные расходы на образование в России по итогам 2022 г. составили 5,5 трлн рублей, что соответствует 9,9% в общих расходах государства, причем затраты на образование в России превышают данный показатель Японии, Италии и Франции (7,8–9,7%). [7] Расходы государства на высшее образование существенно превалируют над иными уровнями обучения. (Рис. 4).

В образовательных организациях России в 2022 г. обучалось свыше 32,6 млн человек, из них более половины (17,7 млн) — в организациях общего образования. [7]

В последние годы сфера инженерного дела, технологий и технических наук приобретает все более высокую востребованность среди абитуриентов российских вузов: в 2022 году на эти специальности приходилось порядка 28,6% общего выпуска. [7]

Сравнивая показатели России с другими странами, по которым имеется сопоставимая статистика, стоит отметить, что по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» в 2022 году Россия с показателем 6,4% опережает США (5,5%), Германию (5,2%), Корею (4,9%), Великобританию (4%), Францию (3,9%), Швецию (3,7%), Японию (4,2%) и Италию (1,3%). (Рис.5)

Рис. 5 Распределение выпускников, обучавшихся по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета по областям образования и странам, в %, в 2022 г. [7]

Стоит отметить, что и качество образования в России конкурентоспособно с мировыми ВУЗами. В общемировом рейтинге ВУЗов Россия занимает 39 место по ряду показателей, что выше некоторых развитых стран (Франции, Италии и т.д.). В этом отношении Россия опережает пять развитых стран, включая Китай. Однако, в системе высшего образования России есть существенный недостаток – минимальное по сравнению с европейскими ВУЗами количество стажировок и практических часов отработки по получаемой специальности, что несколько снижает конкурентоспособность российских дипломов [9].

Однако, рассматривая уровень научно- технического прогресса, стоит отметить колоссальное отставание России по числу программируемых производств на 10 тысяч сотрудников. Если говорить конкретно, то в Ю. Корее свыше 900 промышленных роботов, в Японии и Германии – порядка 400, в США и Китае – 250, а в России – 6 [9]. Не намного лучше соотношение в численности суперкомпьютеров – систем высокопроизводительных серверных компьютеров по странам мира: в России их 7, в Китае – 162, в США – 127, в Германии и Японии – больше 30, в Великобритании и Франции – около 20. Таким образом, Китай в 23 с лишним раза опережает Россию по оснащенности высоко передовым оборудованием [9]. И, очевидно, этому способствует многолетняя совместная работа образовательных центров, финансовых институтов, венчурных фондов и т.д. этих стран.

В международном рейтинге инновационной̆ привлекательности мировых городов в 2023 году по показателям технологического развития, креативной индустрии и городской среды Лондон занимает первое место, опередив Нью-Йорк, Токио, Пекин в прошлом самый инновационный город. За ними следуют Сан- Франциско, Париж, Шанхай, Лос- Анджелес. Москва в этом рейтинге занимает 9 место. [10] Первенство Лондона в вопросе инновационного развития отчасти обосновано размещением порядка 800 компаний, занятых искусственным интеллектом, что вдвое больше, чем в Париже и Берлине вместе взятых. Как известно, Кембриджский и Оксфордский университеты являются ведущими в мире образовательными центрами с передовой научной базой и высокими стандартами обучения. Кроме того, в инновационном центре Манчестера базируется около 1500 IT-организаций, а Эдинбургский университет в настоящее время - мировой лидер в области компьютерной обработки речи и языка. На сегодняшний день Великобритания является мировым центром Fintech Industry, концентрируя 11 % мирового объёма, а за последние три года инвестиции в эту область выросли в пять раз. [9].

В России имеются все предпосылки формирования подобных инновационных зон мирового масштаба, концентрирующих лучшие научно- технические достижения и прорывные перспективные проекты. В Московской области на сегодняшний день расположено около 15 научно-технологических центров мирового уровня в различных областях: физике, химии, биологии, полупроводникам, космическим исследованиям, аэродинамике. В российских городах сформированы и успешно функционируют центры по ядерной физике и ядерной медицине, по биотехнологии и т.д. Однако, все эти центры разрознены, а главное – оторваны от образовательной системы. А ведь практически все «кремниевые долины» в мире созданы и развиваются на университетской базе.

Рис. 6 Показатели инновационного развития России 2018-2023 [11]

В соответствии с данными федеральной службы государственной статистики (рис. 6) в государстве за последние 5 лет произошел небольшой рост организаций, осуществляющих технологические инновации (+14,6%), при этом уровень инновационной активности имеет регрессионную динамику (- 11,8%).

Примечательно, что в сентябре текущего года в соответствии с федеральным проектом «Создание сети современных кампусов» в рамках национального проекта «Наука и университеты» президентом Российской Федерации были открыты новые корпуса МГТУ имени Баумана, которые станут центром научного притяжения ученых, передовой образовательно- исследовательской базой мирового уровня, что несомненно востребовано и необходимо для дальнейшего благополучного повышения инновационного уровня России на мировой арене. [12] Понимание необходимости создания научно- исследовательских центров среди промышленных гигантов России произошло в 1990-е годы, тогда крупнейшие предприятия нефтегазовой отрасли начали создавать собственные научно- исследовательские объединения прикладных исследований: ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО НК «ЮКОС» и ОАО «Сургутнефтегаз» и т.д. Топ – менеджментом компании «ЛУКОЙЛ» было принято решение приоритетным направлением научно-технического развития выбрать развитие сырьевой базы компании с перспективой лидерства в области поиска, разведки, нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии. Научно-технический комплекс компании осуществляет исследования и разработки, направленные на создание собственных (внутренних) инноваций, а также оказывает научно-технические услуги, связанные с поддержанием и сопровождением технологий [13]. Опыт крупнейших производственных компаний является ценнейшим в вопросе формирования инноваций, коллаборации высшей школы и промышленных предприятий позволят эффективнее использовать фундаментальные и прикладные знания в целях инновационного роста и развития. (Рис. 6)

Рис. 6 Модель образовательного кластера в системе формирования инноваций (составлено авторами)

Заключение

Развитие системы образования страны является важнейшей частью государственной политики. Однако, эффективность системы образования отражается в динамике показателей научно- исследовательской деятельности, производительности труда, роста уровня жизни и т.д.

Проведенный анализ показал, что нацеленность на простую передачу и воспроизведение знаний не дает конкурентных преимуществ в современных условиях обучаемым (на примере Китая, обладающего высокими показателями инновационного развития и низкой доли населения с высшим образованием). При общем росте государственной поддержки в виде финансирования, субсидирования науки и образования в стране наблюдается регрессивная динамика отдельных показателей инновационного развития, а если рассматривать их в мировых срезах данных, то пока, к сожалению, Россия не может претендовать на лидерство в области инновационного развития. В настоящее время основной целью образования должно стать развитие у молодежи нестандартного мышления, навыков новаторского решения нестандартных задач, поиску альтернативных способов решения задач, мотивации к достижению целей. Система высшего образования, наряду с научно-исследовательскими площадками, может не только готовить новаторов, но и сама по себе является базой для научных исследований и создания высокотехнологичных открытий в производственной сфере.


Страница обновлена: 29.11.2024 в 12:10:51