The education cluster as a foundation for innovation
Ustinova L.N.1, Rozhkov V.L.1
, Bildyakov D.P.1
, Ustinov D.A.2
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
2 Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Download PDF | Downloads: 3
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80314102
Abstract:
Innovation, innovative development and innovative activity are becoming increasingly important in the modern world. Innovative environment is one of the most important factors in creating a competitive advantage for the state, industry and complex. Stable economic growth in the long term is possible only through the development of our own research and development base, which provides a serious competitive advantage in the market. One of the most important factors in creating an innovative space is the development of the educational system. It is education that allows us to grow productive innovators who seek to develop new sectors of the economy. The quality of the education system is a kind of indicator of the state policy in the development of the innovation space.
In this article, the authors consider some of the resulting indicators that characterize the Russian education system.
The share of the adult population with higher education in the total number of the state in the context of the world graduation, the dynamics of admission and effectiveness of postgraduate studies are considered. The directions of science highlighted in dissertations are examined. Government spending on education is analyzed. The dynamics of distribution of graduates by fields of education and countries is discussed.
The article is addressed to the representatives of the scientific community. Due to its practical significance and relevance, it will also be of interest to business representatives and public officials.
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28, О31, О32, О33
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена фактом, что уровень образования в обществе в глобальном масштабе очень значимый и важный показатель, характеризующий многие государственные приоритеты. Компетентность и эффективность специалиста всецело определяется его образованием, навыками и усердием. Образование способствует росту производительности труда предприятия, обеспечивает быструю передачу научных знаний и открытий от исследовательских центров к производственной сфере, а от производственных предприятий в образовательные учреждения для подготовки квалифицированных кадров. Новаторский акцент в процессе обучения формирует креативность мышление, воспитание исследователей-новаторов для создания новых технологий, открывает новые творческие возможности на основе приобретенного знания. Экономика знаний – это современное информационное пространство, наивысшая эпоха развития постиндустриальной экономики, этап наукоемкой деятельности и прорывных технологий. Образовательная система играет важнейшую роль в создании инновационного пространства. [1]
Вопросами становления, функционирования и исследования многогранности национальной инновационной системы, ролью науки, взаимосвязи образования как факторов, влияющих на инновационное развитие занимались многие отечественные и зарубежные ученые среди, которых фундаментальные исследования имеют Б.-О. Лундвалл, К. Фриман, Р. Нельсон, Л. М. Гохберг, О.Г. Голиченко, Н.И. Иванова, Й. Розебум [1-4].
Так, Лундвалл Б.-О. к понятию инновационная система относит ее следующие составляющие: «университеты, частные фирмы, исследовательские подразделения государственных учреждений, учреждения процесса производства» [2] Точка зрения английского ученого, исследователя экономических циклов К. Фримана сводится к следующему: «…основу инновационной системы любого государства составляют ее основные акторы - фирмы, университеты, исследовательские институты, органы власти, финансовые организации, образуя систему взаимосвязей, базовой из которых является система образовательных кластеров.» [ 3]
Ученые Иванова Н.И., Розебум Й. утверждают, что развитие любой инновационной системы определяет уровень базовых условий (framework conditions), к которым относятся механизмы поддержки инновационной деятельности, утвержденные нормативы образовательных стандартов, система финансирования исследований и разработок, система защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Подобно тому как нет механизмов единой оценки, так не существует и оптимальной структуры инновационной системы, которую можно было бы порекомендовать как идеальную. [4]
Несмотря на значительное число научных трудов, посвященных различным аспектам формирования и развития научной и образовательной сфер в интересах поддержки инновационной системы, следует отметить, что вопросы, связанные с механизмом взаимодействия научной и образовательной сфер как базисом развития национальной инновационной экономики остаются достаточно дискуссионными. Кроме того, тенденции развития новых институциональных форм в сферах науки и образования для обеспечения инновационного экономического развития пока раскрыты и освещены недостаточно.
В этой связи становится необходимым проведение анализа образовательного кластера как базиса развития инноваций, что и послужило целью настоящего исследования.
Достижение цели реализовано в решении следующих задач: проанализировать показатели финансирования образования, показатели научной деятельности, провести аналогию с показателями инновационного развития государства, предложить вариант решения выявленных в ходе исследования проблем.
Научной новизной исследования явилась модель образовательного кластера в системе формирования инноваций, объединяющая участников инновационного процесса.
В статье использовались классические методы и инструменты комплексного анализа на основе систематизации и структурирования тематического материала.
Научно- техническое развитие в глобальном мировом масштабе происходит стремительными темпами. Скорость модернизации технических средств передачи информации, совершенствования методик и способов диагностик в медицине, динамика наукоемкого индустриального роста производств и т.д. свидетельствует о необходимости воспроизводства интеллектуального ресурса для возможности реализации подобных проектов.
Еще 30 лет назад в России работала сугубо государственная система создания и внедрения научнотехнических новшеств, а предпринимательский сектор не играл существенной роли в данном процессе. Научно- промышленные объединения, крупные отраслевые институты с опытными производствами представляли собой аналоги крупных наукоемких корпораций, а инновационной деятельностью называлось внедрение научно- технических достижений в народное хозяйство, осуществлявшееся с большим трудом. [ 5]
Так же стремительно растет и современный образовательный рынок EduTech - Еducation Тechnology. Мировые тенденции динамики образовательного рынка коррелируют в развитых странах, в том числе в России, в следующих общих моментах: происходит рост спроса на онлайн-образование ввиду ряда объективных факторов- ковидный период 2020-2021 годов позволили широкомасштабно апробировать систему онлайн- обучение на всех уровнях образования, повышение доступности дистанционных форм обучения для всех социальных слоев населения, продвинутые технологии и возможности в сфере IT; совершенствование процессов цифровизации; расширение рынка конкурентоспособных платформ для получения образования; изменения потребительских предпочтений в образовательных технологиях и подходах к обучению, рост возможностей участия в международных программах обучения и т.д. По данным аналитического ведомства BusinesStat, к концу 2022 года в России насчитывалось 2,78 млн. студентов, обучающихся дистанционно по базовым специальностям, что на 21,9% больше, чем в 2021 году. [ 6]
Рис. 1 Удельный вес взрослого населения (25-64 лет), имеющего высшее образование в общей численности по странам, 2022 г. [7]
Анализ показателя удельного веса взрослого населения с высшим образованием в 2022 году в страновом разрезе показал, что в вопросе инновационного развития не во всех государствах приоритетом выступает образовательная составляющая (Рис. 1). Китай, который является лидером по инновационным показателям в данном рейтинге выступает аутсайдером: лишь 8,9% населения имеют высшее образование. Россия в этом отношении более образованное государство. Великобритания имеет 42,3 % населения, обладающим высшим образованием, при этом государство является лидером в Европе по количеству научно- исследовательских центров и центров научных разработок. Несомненно, что области науки и образования тесно связаны между собой.
Результаты научных исследований являются частью образовательного процесса, а профессиональное обучение выступает базисом развития инноваций, что объясняет принцип единства науки и образования. Применение инновационных образовательных методов стимулирует научно-исследовательскую деятельность, повышает роль науки, активизирует воспроизводство творческого потенциала. При том, что показатель образованности населения в Индии является достаточно низким, город Бангалор (на юге Индии) – это крупнейшая зона информационных технологий в мире является. Из небольшого поселения он вырос до 8,5 млн человек и занимает первое место в мире по экспорту IT-услуг (160 млрд долларов в год), являясь технологическим хабом.
Рис. 2 Общая численность аспирантов и число защитившихся, чел. [8]
Проводя анализ результатов обучения в аспирантуре, стоит отметить динамику изменение показателя за 10 лет (2013-2023 г). Если в 2013 году результат от обучения в аспирантуре в виде сформированной и защищенной диссертации получал каждый 5 аспирант, в 2019 году - каждый 15-й, а к 2023 году – только каждый 25-й. Эффективность обучения в аспирантуре показывает ежегодную регрессивную динамику. Научная деятельность в России теряет свою ценность в обществе. В сложившейся экономической ситуации, при высоком уровнем инфляции, высоких ипотечных ставках, снижении уровня жизни в стране приоритетными становятся более насущные материальные вопросы, а учитывая, также и геополитическую и военную ситуацию России, то с 2022 года значительный прирост поступлений в аспирантуру обусловлен желанием мужчин избежать призыва. С другой стороны, в сложившейся санкционной обстановке крайне важно обеспечивать развитие научно- исследовательского сектора, как базиса обеспечения импортозамещения.
Рис. 3 Выпуск из докторантуры с защитой диссертации, чел. [8]
В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики 2023 год оказался более продуктивным по количеству исследованных научных направлений в России. (Рис. 3).
Агроинженерия и пищевые технологии, исторические науки, клиническая медицина, филология – направления науки, которые в России были наиболее полно исследованы и их результаты признаны научным сообществом. При этом по ряду областей за 2 года не проводилось защит докторских диссертаций: математика и механика, энергетика и электротехника, профилактическая медицина, медико- биологические науки и т.д. Научные исследования позволяют не только выявить проблему, но и предложить решение выявленных научных пробелов.
Рис. 4 Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося по подразделам классификации расходов бюджетов, тыс. руб. в 2022 г. [8]
В соответствии с официальными данными, совокупные государственные расходы на образование в России по итогам 2022 г. составили 5,5 трлн рублей, что соответствует 9,9% в общих расходах государства, причем затраты на образование в России превышают данный показатель Японии, Италии и Франции (7,8–9,7%). [7] Расходы государства на высшее образование существенно превалируют над иными уровнями обучения. (Рис. 4).
В образовательных организациях России в 2022 г. обучалось свыше 32,6 млн человек, из них более половины (17,7 млн) — в организациях общего образования. [7]
В последние годы сфера инженерного дела, технологий и технических наук приобретает все более высокую востребованность среди абитуриентов российских вузов: в 2022 году на эти специальности приходилось порядка 28,6% общего выпуска. [7]
Сравнивая показатели России с другими странами, по которым имеется сопоставимая статистика, стоит отметить, что по направлению «Информационно-коммуникационные технологии» в 2022 году Россия с показателем 6,4% опережает США (5,5%), Германию (5,2%), Корею (4,9%), Великобританию (4%), Францию (3,9%), Швецию (3,7%), Японию (4,2%) и Италию (1,3%). (Рис.5)
Рис. 5 Распределение выпускников, обучавшихся по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета по областям образования и странам, в %, в 2022 г. [7]
Стоит отметить, что и качество образования в России конкурентоспособно с мировыми ВУЗами. В общемировом рейтинге ВУЗов Россия занимает 39 место по ряду показателей, что выше некоторых развитых стран (Франции, Италии и т.д.). В этом отношении Россия опережает пять развитых стран, включая Китай. Однако, в системе высшего образования России есть существенный недостаток – минимальное по сравнению с европейскими ВУЗами количество стажировок и практических часов отработки по получаемой специальности, что несколько снижает конкурентоспособность российских дипломов [9].
Однако, рассматривая уровень научно- технического прогресса, стоит отметить колоссальное отставание России по числу программируемых производств на 10 тысяч сотрудников. Если говорить конкретно, то в Ю. Корее свыше 900 промышленных роботов, в Японии и Германии – порядка 400, в США и Китае – 250, а в России – 6 [9]. Не намного лучше соотношение в численности суперкомпьютеров – систем высокопроизводительных серверных компьютеров по странам мира: в России их 7, в Китае – 162, в США – 127, в Германии и Японии – больше 30, в Великобритании и Франции – около 20. Таким образом, Китай в 23 с лишним раза опережает Россию по оснащенности высоко передовым оборудованием [9]. И, очевидно, этому способствует многолетняя совместная работа образовательных центров, финансовых институтов, венчурных фондов и т.д. этих стран.
В международном рейтинге инновационной̆ привлекательности мировых городов в 2023 году по показателям технологического развития, креативной индустрии и городской среды Лондон занимает первое место, опередив Нью-Йорк, Токио, Пекин в прошлом самый инновационный город. За ними следуют Сан- Франциско, Париж, Шанхай, Лос- Анджелес. Москва в этом рейтинге занимает 9 место. [10] Первенство Лондона в вопросе инновационного развития отчасти обосновано размещением порядка 800 компаний, занятых искусственным интеллектом, что вдвое больше, чем в Париже и Берлине вместе взятых. Как известно, Кембриджский и Оксфордский университеты являются ведущими в мире образовательными центрами с передовой научной базой и высокими стандартами обучения. Кроме того, в инновационном центре Манчестера базируется около 1500 IT-организаций, а Эдинбургский университет в настоящее время - мировой лидер в области компьютерной обработки речи и языка. На сегодняшний день Великобритания является мировым центром Fintech Industry, концентрируя 11 % мирового объёма, а за последние три года инвестиции в эту область выросли в пять раз. [9].
В России имеются все предпосылки формирования подобных инновационных зон мирового масштаба, концентрирующих лучшие научно- технические достижения и прорывные перспективные проекты. В Московской области на сегодняшний день расположено около 15 научно-технологических центров мирового уровня в различных областях: физике, химии, биологии, полупроводникам, космическим исследованиям, аэродинамике. В российских городах сформированы и успешно функционируют центры по ядерной физике и ядерной медицине, по биотехнологии и т.д. Однако, все эти центры разрознены, а главное – оторваны от образовательной системы. А ведь практически все «кремниевые долины» в мире созданы и развиваются на университетской базе.
Рис. 6 Показатели инновационного развития России 2018-2023 [11]
В соответствии с данными федеральной службы государственной статистики (рис. 6) в государстве за последние 5 лет произошел небольшой рост организаций, осуществляющих технологические инновации (+14,6%), при этом уровень инновационной активности имеет регрессионную динамику (- 11,8%).
Примечательно, что в сентябре текущего года в соответствии с федеральным проектом «Создание сети современных кампусов» в рамках национального проекта «Наука и университеты» президентом Российской Федерации были открыты новые корпуса МГТУ имени Баумана, которые станут центром научного притяжения ученых, передовой образовательно- исследовательской базой мирового уровня, что несомненно востребовано и необходимо для дальнейшего благополучного повышения инновационного уровня России на мировой арене. [12] Понимание необходимости создания научно- исследовательских центров среди промышленных гигантов России произошло в 1990-е годы, тогда крупнейшие предприятия нефтегазовой отрасли начали создавать собственные научно- исследовательские объединения прикладных исследований: ОАО НК «ЛУКОЙЛ», ОАО НК «ЮКОС» и ОАО «Сургутнефтегаз» и т.д. Топ – менеджментом компании «ЛУКОЙЛ» было принято решение приоритетным направлением научно-технического развития выбрать развитие сырьевой базы компании с перспективой лидерства в области поиска, разведки, нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии. Научно-технический комплекс компании осуществляет исследования и разработки, направленные на создание собственных (внутренних) инноваций, а также оказывает научно-технические услуги, связанные с поддержанием и сопровождением технологий [13]. Опыт крупнейших производственных компаний является ценнейшим в вопросе формирования инноваций, коллаборации высшей школы и промышленных предприятий позволят эффективнее использовать фундаментальные и прикладные знания в целях инновационного роста и развития. (Рис. 6)
Рис. 6 Модель образовательного кластера в системе формирования инноваций (составлено авторами)
Заключение
Развитие системы образования страны является важнейшей частью государственной политики. Однако, эффективность системы образования отражается в динамике показателей научно- исследовательской деятельности, производительности труда, роста уровня жизни и т.д.
Проведенный анализ показал, что нацеленность на простую передачу и воспроизведение знаний не дает конкурентных преимуществ в современных условиях обучаемым (на примере Китая, обладающего высокими показателями инновационного развития и низкой доли населения с высшим образованием). При общем росте государственной поддержки в виде финансирования, субсидирования науки и образования в стране наблюдается регрессивная динамика отдельных показателей инновационного развития, а если рассматривать их в мировых срезах данных, то пока, к сожалению, Россия не может претендовать на лидерство в области инновационного развития. В настоящее время основной целью образования должно стать развитие у молодежи нестандартного мышления, навыков новаторского решения нестандартных задач, поиску альтернативных способов решения задач, мотивации к достижению целей. Система высшего образования, наряду с научно-исследовательскими площадками, может не только готовить новаторов, но и сама по себе является базой для научных исследований и создания высокотехнологичных открытий в производственной сфере.
References:
Aganbegyan A.G. (2023). Innovatsii v Rossii: ot vysokogo znaniya i nalichiya perspektivnyh nauchnyh zadelov k effektivnomu sotsialno-ekonomicheskomu razvitiyu [Innovations in Russia: from possessing the higher knowledge and promising scientific groundwork towards effective socio-economic development]. The Economic Revival of Russia. (2(76)). 13-26. (in Russian). doi: 10.37930/1990-9780-2023-2(76)-13-26.
Chris Freeman, Francisco Louçã (2002). As Time Goes By: From the Industrial Revolutions to the Information Revolution Oxford: Oxford University Press.
Ivanova N.I. (2005). Nauka v natsionalnyh innovatsionnyh sistemakh [Science in national innovation systems]. Innovations. (3(80)). 55-59. (in Russian).
Ivanova N.I., Rozebum Y. (2006). Funktsionalnyy analiz rossiyskoy innovatsionnoy sistemy: roli i otvetstvennost klyuchevyh steykkholderov [Functional analysis of the Russian innovation system: roles and responsibilities of key stakeholders] Moscow. (in Russian).
Kutsenko E.S., Gokhberg L.M. i dr. (2024). Reĭting innovatsionnoĭ privlekatelnosti mirovyh gorodov: 2024 [Rating of innovative attractiveness of world cities 2024] M.: ISIEZ VShE. (in Russian).
Lundvall B.-Å. Product Innovtion nd User–Producer InterctionIndustril Development Reserch Series. Retrieved November 26, 2024, from https://vbn.aau.dk/ws/portalfiles/portal/7556474/user-producer.pdf
Mirzakhmedova Sh.A. (2019). Rol obrazovaniya v razvitii innovatsionnogo prostranstva [The role of education in the development of the innovation space]. Science Magazine. (3(37)). 50-51. (in Russian).
Ustinova L.N., Ustinov D.A., Fakhriev E.R., Sirazetdinova E.R. (2024). Indikatornyy podkhod k analizu innovatsionnogo razvitiya makrosistem [An indicator-based approach to the analysis of the innovative macrosystem development]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (1). 13-26. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.1.120577.
Varlamova T.A., Gokhberg L.M. i dr. (2024). Obrazovanie v tsifrakh: 2024 [Education in figures 2024] M.: ISIEZ VShE. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:09:29