Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг: теоретические аспекты исследования
Дорохова Н.В.1, Никулина Ю.Н.2
1 Воронежский государственный университет
2 Оренбургский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 17
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67897669
Аннотация:
Теоретический базис исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе в условиях интеграционных процессов сферы образования и бизнес - сообщества. Исследование ориентировано на анализ и систематизацию теоретических взглядов ученых, рассматривающих различные аспекты и подходы к взаимодействию рынков труда и образовательных услуг. Определены содержательные и функциональные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг. Систематизированы и раскрыты подходы к системе взаимодействия исследуемых рынков. Сделаны выводы, что механизм взаимодействия двух рынков предполагает учёт интересов всех субъектов и включает реализацию определенного перечня функций (воспроизводственная, информационная, стимулирующая, координирующая, регулирующая, интегрирующая), принципов (универсальные, организационные, управленческие), методов (организационно – экономические, нормативно-правовые, институциональные) и направлений взаимодействия.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, взаимодействие, подходы, инструменты, партнерство, интеграция
Введение
Важным условием повышения эффективности функционирования экономики в современных условиях является разработка новых подходов и инструментов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в целях развития человеческого капитала и обеспечения технологического суверенитета [1]. Под взаимодействием в данном контексте необходимо понимать взаимосвязанное функционирование субъектов и механизмов, развивающееся под влиянием различных факторов.
В отечественной научной литературе в разное время уделялось значительное внимание исследованию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе его содержательных и функциональных аспектов. Так, Юрьева М.А., рассматривая концептуальный аспект взаимодействия рынков высшего образования и труда, определяет, что онo представляет собой систему социально-экономических отношений, складывающихся между субъектами по поводу воспроизводства трудового потенциала и его трансформации в фактор обеспечения устойчивого социально-экономического развития [2].
Кутейницына Т.Г., исследуя вопросы взаимодействия профессионального образования и рынка труда, определяет в качестве содержательного аспекта взаимодействия институциализированную форму социального партнерства [3].
Мингалева Ж. А., Каменских М.А. акцентируют внимание на сетевом взаимодействии субъектов, генерирующих рост промышленного производства, и рассматривает их в качестве системы устойчивых и непрерывных связей равноправных и формально независимых субъектов, осуществляющих совместную деятельность на основе сетевой интеграции и гармонизирующих свои интересы [4].
Теоретические и практические вопросы интеграционного взаимодействия образовательной и производственной сфер, как фактора модернизации экономики в аспекте как ресурсного, так и организационно-управленческого взаимодополнения находят отражение в исследованиях Винслава Ю. Б. и Лунькина А.Н. [5].
Некрестьянова С.Я. обращает внимание на процессы интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг и формулирует интеграционное взаимодействие в качестве совокупности законодательно-правовых положений и организационно-экономических инструментов взаимодействия, ориентированных на достижение равновесия функционирования рынков [6].
Несмотря на многочисленные исследования различных авторов, проблема не достаточно разработана с позиции определения теоретических положений и подходов к взаимодействию рынка труда и рынка образовательных услуг в условиях интеграционных процессов в сфере подготовки кадров, является актуальной и представляющей научный интерес. Целью настоящей статьи является исследование теоретических вопросов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе систематизация основных подходов к содержательным и функциональным аспектам такого взаимодействия.
Развитие теоретических положений взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
В научной литературе существуют разные теоретические взгляды и подходы, определяющие содержательные и функциональные аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Анализ и обобщение взглядов отечественных исследователей на различные проблемы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг позволили обосновать его следующие содержательные и функциональные аспекты. Так, взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, формируется совокупностью отношений, которые можно сгруппировать по следующим блокам.
Во-первых, блок рыночных отношений, возникающих в рамках функционирования рынка труда и рынка образовательных услуг, основным объектом которых выступают человеческие ресурсы. Во-вторых, блок взаимодействия субъектов рынков, предполагающий реализацию и учет интересов субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг. В-третьих, блок отношений, развивающихся по поводу регулирования и управления, основным инструментом которого является законодательство. Причем стоит отметить, что фундаментом каждого из блоков системы взаимодействия выступает определенная концепция или теория, раскрывающая особенности конкретного блока [7].
Рассмотрим детально теоретические воззрения, определяющие каждый из перечисленных выше блоков.
На наш взгляд, блок рыночных отношений базируется в большей степени на теориях, связанных с человеческими ресурсами и определяющими, что лежит в основе такого взаимодействия. Блок взаимодействия субъектов рынков, подразумевающий реализацию конкретных и согласование общих интересов, опирается на теорию заинтересованных сторон и концепцию социального партнерства. В основе реализации механизма регулирования как элемента взаимодействия рынков труда и образовательных услуг лежит теория стратегического управления и концепция программно-целевого управления.
Платонова Е.Д., Фадеева Н.Г., исследуя роль теории человеческого капитала в социально - экономическом развитии страны утверждали, что в современной экономике качество человеческого капитала играет решающую роль в конкурентоспособности экономики и в устойчивости экономического роста. По мнению ученых, теория человеческого капитала, во-первых закономерно появилась как результат решения проблем, вызванных научно-технологическими изменениями, новой ролью человека и соответственно уровнем затрат на формирование его способности к трудовой и предпринимательской деятельности и, во-вторых, отразила национальные особенности финансирования образования со стороны домохозяйств, представителей бизнес - сообщества и государства в странах с рыночной координацией [8].
Тугускина Г. Н. обращает внимание, что вклад человеческого капитала в экономический рост происходит через повышение эффективности всех видов экономической, интеллектуальной и управленческой деятельности, реализующейся в рамках рыночных отношений, возникающих в рамках взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [9].
Исследования, проведенные И. Майбуровым, свидетельствуют о наиболее значительном вкладе системы высшего образования в экономический рост. Но для повышения показателей экономического роста рекомендуется сокращение роли государства в экономике. Кроме прямого государственного финансирования стимулировать развитие образования можно, обеспечив перенесение бремени финансирования образования и науки на бизнес. Причем выбор необходимых программ должен осуществляться самими предприятиями, что может и повысить эффективность обучения. То есть речь идет о развитии форм социального партнерства образования, власти и бизнеса - как основных субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в развитии человеческого капитала с целью экономического роста [10].
Таким образом, основные концептуальные положения теории человеческого капитала имеют практическое значение и являются основополагающими при разработке политики функционирования и взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в целях достижения их равновесия и обеспечения экономического роста.
Теория социального партнерства подразумевает реализацию целей социально-трудовых отношений, связанных с развитием человеческого потенциала, повышением качества подготовки кадров. Механизм социального партнерства, являющийся основополагающим понятием теории социального партнерства, включает соглашения, правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и учитывающие интересы субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг. Партнерство также направлено на усиление синергетического эффекта от объединения усилий при достижении общих целей. Концепция заинтересованных сторон также лежит в основе реализации взаимных интересов субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг и позволяет учитывать их мнения и ожидания относительно результатов взаимодействия [11, 12].
Третий блок в структуре взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представлен системой регулирования, в основе которой – теория стратегического целеполагания и концепция программно-целевого управления.
Теория стратегического целеполагания представляет идеологические основания государственной политики, представления о приоритетных проблемах функционирования общества и предлагаемые направления их решения. Причем, исследователи Долженкова Ю.В., Руденко Г.Г. отмечают, что в современной экономике РФ меняется целеполагание государства в сфере труда под воздействием внутренних и внешних факторов в пользу необходимости использования инструментов государственного воздействия в управлении человеческими ресурсами и процессами взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг [13].
Политика стратегического целеполагания и управления в области взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг должна, на наш взгляд, на этапе анализа и прогнозирования учитывать соответствующие тенденции развития в мире и опираться на метод форсайт-прогнозирования; на этапе конкретизации целей взаимодействия опираться на принципы устойчивого развития и цифровизации экономики; на этапе реализации механизмов взаимодействия рынков обеспечивать визуализацию стратегии взаимодействия в форме инфографики.
Программно-целевое управление в области взаимодействия рынков можно рассматривать как способ выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение целей взаимодействия. Государственные программы и проекты используются в качестве инструмента регулирования процессов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, определяя в качестве целей и задач векторные направления развития указанных рынков и направления их взаимосвязи и соответствующее ресурсное обеспечение [14].
Анализ вклада отдельных теорий в формирование концепции взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг показал, что на основе синтеза теорий можно сформировать основные теоретические положения указанного взаимодействия рынков. На наш взгляд, определяющими функциональные связи элементов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг является интеграция теорий человеческого капитала, социального партнерства и теории заинтересованных сторон, теория стратегического управления, концепция программно- целевого управления.
Подходы к исследованию взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг: содержательные и функциональные аспекты
В основу каждой из существующих точек зрения на понятие и инструменты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг положен определенный теоретический подход к содержательной стороне и виду такого взаимодействия. На основе обобщения точек зрения различных авторов на проблему формирования теоретического базиса исследования взаимодействия данных рынков, нами были выделены следующие основные подходы, лежащие в основе такого взаимодействия (таблица 1) [15, 16,17].
Таблица 1- Характеристика подходов к содержанию понятия «взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг» («Составлено авторами»)
Название
подхода
|
Содержание
подхода
|
Системный
подход
(Юрьева М.А. [2], Волгин Н.А. [11], Гневашева В.А. [17] ) |
Система взаимодействия
рынков рассматривается как множество взаимосвязанных элементов, отношений,
реализации интересов субъектов, прямых и обратных связей между ними
|
Программно-целевой
подход (Завгородняя В.В. [15], Голышев И.Г. [22]) |
Подход, основанный
на точном определении целей взаимодействия, формировании и осуществлении
программ, проектов согласно заданным целям
|
Процессный
подход
(Некрестьянова С.Я. [6], Гущина Е.Г. [12]) |
Взаимодействие
рынков определяется как совокупность взаимосвязанных процессов, направленных
на повышение эффективности взаимосвязи и партнерства между предприятиями,
органами власти, образовательными организациями в целях подготовки конкурентоспособных
специалистов
|
Институциональный
подход (Лунькин А.Н. [5], Гриненко С.В. [20]) |
Учреждение
субъектами рынков совместных организационно-правовых структур с целью
повышения эффективности взаимодействия: технопарки, ресурсные центры,
стратегические альянсы, консорциумы и т.д.
|
Кластерный
подход
(Каменских М.А. [4] , Перевозчикова Н.А. [16]) |
Формирование
образовательных кластеров по направлениям подготовки
|
Рассмотрим более детально содержательные аспекты представленных в таблице 1 подходов.
Системный подход к взаимодействию рынков подразумевает совокупность структурного (определенный вид связей и зависимостей между элементами), функционального (определение функций, для выполнения которых создана система взаимодействия), целевого (взаимоувязка целей системы между собой), интеграционного (определение качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность) и исторического аспектов (условия возникновения системы, этапы функционирования, современное состояние и перспективы развития) [18].
В качестве структурных элементов использования программно-целевого подхода в области взаимодействия рынков труда и образовательных услуг выступают: установление целей взаимодействия; разработка мероприятий, направленных на достижение целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; мотивация субъектов рынков в достижении поставленных целей с учетом специфики интересов; контроль реализации и ресурсное обеспечение программных мер. Стратегическое целеполагание в области функционирования и взаимодействия рынков труда и системы образования - важнейший и ответственный компонент государственного управления [19]. Важнейшим этапом взаимодействия двух рынков является создание условий его эффективной реализации: инвестирование и финансирование, разработка нормативно-правовой и материально-технической баз. Данный этап реализуется на федеральном, региональном и муниципальных уровнях власти с непосредственным участием органов исполнительной власти, субъектов системы образования и бизнес- сообщества.
Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг с точки зрения процессного подхода состоит из следующих процессов, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов: целеполагания, прогноза потребности, профессиональной ориентации, обеспечения потребности в кадрах и оценки качества подготовки специалистов. Реализация четко сформулированных задач развития рынка труда и рынка образовательных услуг позволяет создать благоприятные условия реализации процессов. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг происходит дискретно, со значительными разрывами во времени. Чем длительнее процесс обучения, тем больше временной разрыв между взаимным приспособлением рынков и тем больше вероятность структурных диспропорций в профессиональной подготовке кадров.
С позиции институционального подхода субъекты рынка труда и рынка образовательных услуг, как правило, создают особые институциональные структуры, призванные реализовать интересы соответствующих субъектов рынков. В рамках макро- и микросистем вырабатываются алгоритмы или схемы поведения, являющиеся в данных условиях наиболее эффективными [20].
Использование кластерного подхода обусловлено необходимостью снизить несогласованность на рынке труда и рынке образовательных услуг за счет интеграции субъектов рынка труда и рынка образовательных услуг в рамках повышения эффективности использования кадрового потенциала территории. Результативность использования кластерного подхода в системе взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда подтверждается внедрением практических инструментов социального партнёрства индустриальных партнеров и образовательных организаций в систему подготовки кадров [21].
Таким образом, теоретический базис исследования взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на современном этапе развития представлен широким спектром подходов, дополняющих друг друга и раскрывающих сущностные и содержательные аспекты такого взаимодействия.
Общие выводы и предложения
Исследуя теоретические аспекты взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, на наш взгляд, можно сделать вывод, что на практике отдельные элементы различных подходов находят отражение в соответствующих проектах, программах, стратегиях как на федеральном, так и региональном уровнях.
Сделаны выводы, что механизм взаимодействия двух рынков предполагает учёт интересов всех субъектов и включает реализацию определенного перечня функций (воспроизводственная, информационная, стимулирующая, координирующая, регулирующая, интегрирующая), принципов (универсальные, организационные, управленческие), методов (организационно – экономические, нормативно-правовые, институциональные) и направлений взаимодействия.
В качестве направлений взаимодействия рынков труда и образовательных услуг по уровню взаимосвязи выделяют вертикальное и горизонтальное взаимодействие рынков. Результат взаимодействия как классификационный признак направления взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг позволяет сформулировать следующие его виды: эффективное, стратегическое, комплементарное, сетевое, интеграционное [22].
Система взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг представляет собой взаимосвязь действий органов власти, субъектов сферы образования и обеспечения занятости по регулированию процессов, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов: целеполагания, прогноза потребности, профессиональной ориентации, обеспечения потребности в кадрах и оценки качества подготовки специалистов с помощью инструментов и механизмов в форме установления законодательных норм и правил, в том числе по формированию материально-технической базы учреждений системы подготовки кадров на основе механизма инвестирования и финансирования (рисунок 1).
Инструменты и механизмы
Субъекты сферы образования и обеспечения занятости
Процессы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг
Работодатели
Объединения
предприятий-работодателей
|
Рисунок 1 – Система взаимодействия рынков труда и рынка образовательных услуг в рамках социально-экономической системы («Составлено авторами»)
К числу основных функциональных аспектов взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг можно отнести - структурность (основные элементы рынков совпадают по наличию ряда структурных элементов), взаимозависимость (субъекты и процессы функционирования рынков труда и образовательных услуг находятся в определенной зависимости друг с другом, имеют прямые и обратные связи), целенаправленность (рынки обособленно и как система взаимодействия имеют определенные стратегические цели и развиваются в направлении их достижения), управляемость (способность функционирования и развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг как системы), адекватность (взаимодействие рынков происходит с учетом тенденций социально-экономического развития страны в целом и ее регионов).
Таким образом, взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг представляет собой сложный и многоаспектный процесс, исследование которого вызывает высокий научный интерес и имеет практическую значимость.
Источники:
2. Юрьева М.А. Модели и механизмы взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 3. – c. 187-194.
3. Кутейницына Т.Г. Институционализация взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования: теоретические подходы и практика // Вестник Самарского государственного университета. – 2009. – № 3. – c. 31-37.
4. Мингалева Ж.А., Каменских М.А. Методика оценки влияния сетевого взаимодействия на состояние региональной промышленности // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 9. – c. 73-77.
5. Винслав Ю.Б., Лунькин А.Н. Рынок труда, технологические инновации и профессиональное образование: проблемы стратегического управления // Профессиональное образование и общество. – 2019. – № 1. – c. 133-139.
6. Некрестьянова С.Я. Организационно-экономический механизм интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг // Экономика образования. – 2010. – № 2. – c. 132-150.
7. Разумова Т.О., Телешова И.Г. Трансформация системы высшего образования: вызовы и перспективы // Уровень жизни населения регионов России. – 2023. – № 3. – c. 338-349. – doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_3_3_338_349.
8. Дашкова Е.С., Дорохова Н.В., Зенкова О.А. Региональный рынок труда в условиях социально-экономических преобразований. / Монография. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2023. – 105 c.
9. Тугускина Г.Н. Человеческий капитал регионов как основа формирования национального человеческого капитала // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2024. – № 2. – c. 271-277. – doi: 10.35634/2412-9593-2024-34-2-271-277.
10. Майбуров И.А. Вклад человеческого капитала в экономическое развитие России // Экономическая наука современной России. – 2003. – № 4. – c. 54-70.
11. Волгин Н.А. Воспроизводственный классический и современный уточнённый подходы к пониманию рынка труда и занятости // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 2. – c. 5.
12. Гущина Е.Г., Витальева Е.М., Марусинина Е.Ю. Маркетинговые инструменты взаимодействия организаций высшего образования на рынке труда // Экономическое развитие России: вызовы и возможности в меняющемся мире: Материалы Международной научно-практической конференции, Краснодар, 24–27 января 2023 года / Кубанский государственный университет. Том 2. – Краснодар: ИПЦ Кубанского государственного университета. Краснодар, 2023. – c. 66-69.
13. Руденко Г.Г., Долженкова Ю.В. Российский рынок труда: соотношение государственного регулирования и механизмов самонастройки // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 3. – c. 161-169. – doi: 10.25513/1812-3988.2019.17(3).161-169.
14. Шахова Н.В., Бакалова Т.В., Бутова Л.М. Взаимодействие системы образования и бизнеса // Современная экономика: проблемы и решения. – 2020. – № 4. – c. 54-62. – doi: 10.17308/meps.2020.4/2341.
15. Завгородняя В.В., Хамалинский И.В. Основные направления развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 37. – c. 37-45.
16. Перевозчикова Н.А., Василенко Т.Д. Концептуальные основы механизма взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник Института экономических исследований. – 2018. – № 1. – c. 14-21.
17. Гневашева В.А. Предпосылки и перспективы интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда России // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – c. 24-30.
18. Корогодин И.Т. Методология системной парадигмы исследования современной производительности труда // Экономика труда. – 2023. – № 1. – c. 157-170. – doi: 10.18334/et.10.1.116973.
19. Никулина Ю.Н. Взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг региона: вопросы теории и практики. / Монография. - Москва : Издательство Перо, 2015. – 216 c.
20. Гриненко С.В. Информационно-коммуникационные технологии в системе взаимодействия профессионального образования и рынка труда. / Монография. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 152 c.
21. Созинова А.А., Ряттель А.В., Савельева Н.К., Метелева О.А. Кластерный подход к оценке показателей рынка труда: кроссрегиональное сравнение // Экономика труда. – 2022. – № 10. – c. 1509-1526. – doi: 10.18334/et.9.10.116372.
22. Голышев И.Г. Реализация проектно-целевого подхода в региональной системе профессионального образования // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2012. – № 3. – c. 94-102.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 04:46:04