Теоретический базис формирования синергетических эффектов межотраслевых проектов государственно-частного партнерства инновационного развития производства
Дробот Е.В.1,2, Макаров И.Н.3,4, Колесников В.В.5,6, Морозова Н.С.3, Кадильникова Л.В.3
1 АНО «Развитие инноваций», Россия, Москва
2 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
4 Международный банковский институт им. Анатолия Собчака, Санкт-Петербург, Россия, Липецк
5 Институт деловой карьеры, Россия, Липецк
6 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
Скачать PDF | Загрузок: 35 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618223
Цитирований: 14 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Настоящая работа посвящена анализу и выявлению экономических основ возникновения синергетического эффекта производственных кластеров и систем кластеров. В статье представлено обоснование экономического базиса синергетических эффектов, а также предложена классификация данных эффектов. В качестве элементов, содержащих научную новизну, можно позиционировать авторскую классификацию кластерных синергетических эффектов, основанную на отношениях субъектно-субъектного и субъектно-объектного типа.
Данная статья предназначена студентам магистратуры, аспирантам и экономистам, занимающимся проблематикой кластерных систем.
Ключевые слова: кластер, производство, синергия, внешние эффекты
JEL-классификация: L32, L52, O31, O32, O33
Введение
В настоящее время весьма актуальным становится применение инструментария особых экономических зон, кластеров и кластерных систем, проектов государственно-частного партнерства в качестве инструментария инновационного развития производств. Одной из причин популярности подобного инструментария является существенная склонность подобных систем к формированию синергетического эффекта.
Следует отметить, что особенностям реализации проектов государственно-честного партнерства посвящено достаточно много современных научных исследований. Среди наиболее интересных можно отметить статьи таких авторов, как Аблязов Т.Х., Марусин А.В. [1], Баранова И.В., Мурадов А.А. [2], Барбашина Е.А. [3], Бухвальд Е.М. [4], Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. [5], Дробот Е.В. [6, 7], Макаров И.Н. [6, 8–10] и др.
Особенности инновационного развития производства также представляют несомненный научный интерес. И этой проблематикой занимаются такие авторы, как Абрамов Т.Е., Баранов М.В., Соколянский В.В. [11], Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Барекова Л.А. [12], Иванов А.М., Стюхин Д.А. [13], Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. [14], Мельников О.Н., Ларионов В.Г., Ганькин Н.А. [15], Шинкевич А.И., Ярлыченко А.А. [16] и т.д.
Наша работа посвящается теоретическому анализу экономических причин возникновения синергетических эффектов в кластерах, кластерных системах и особых экономических зонах и проектах (системах проектов) государственно-частного партнерства.
Целью работы является выявление и обоснование экономического базиса синергетических эффектов, а также классификация данных эффектов. В качестве элементов, содержащих научную новизну, можно позиционировать авторскую классификацию кластерных синергетических эффектов, основанную на отношениях субъектно-субъектного и субъектно-объектного типа.
Основная часть
Для начала определимся с пониманием системы как сложного экономического явления и фирмы как элементарного отображения системы в контексте экономических явлений.
Согласно общепризнанному определению, система – «это такая совокупность элементов, которая, будучи объединенной на основе определенного принципа, дает новое качество, не сводимое к качествам входящих в нее компонентов». В качестве главного отличия системы от простого слагаемого элементов признается ее целостность и способность к саморегуляции. Основным же «последствием» формирования системы является синергетический эффект, который и обуславливает наличие у системы качества «несводимости».
Исходя из институционального понимания фирмы, транзакционные затраты агентов на осуществление взаимодействия внутри фирмы меньше затрат взаимодействия агентов на открытом рынке, что и является экономической основой для формирования фирмы. ГЧП-система как особая форма деловой организации, интегрируя механизм и функции рынка и механизм и функции фирмы, уже за счет этого несет в себе синергетический потенциал, складывающийся из экономии на транзакционных затратах и повышения эффективности информационно-регулятивного взаимодействия, что особенно важно в случае высокой специфичности активов и производимых благ, на который дополнительно накладывается эффект, получаемый за счет частичной интеграции отмеченных механизмов с хозяйственным механизмом государства в рамках единой ГЧП-системы.
Анализ трехуровневой системы и механизма государственно-частного партнерства, основанный, в том числе, на публикациях [1-16]. выявил, что в ГЧП-системе имеются следующие источники формирования синергетического эффекта:
1. Экономия бюджетных средств, возникающая вследствие большей эффективности государственно-частного партнерства по сравнению с функционированием организаций (предприятий) государственного сектора экономики или иных механизмов генерации опекаемых благ, а также при непосредственной государственной реализации проектов, предполагающих генерацию опекаемых благ.
2. Экономия частных средств, возникающая в рамках осуществления ГЧП-проекта, по сравнению с вариантом осуществления аналогичного проекта частным инвестором на собственные средства и по собственной инициативе.
3. Экономия на транзакционных затратах при реализации проекта в рамках ГЧП-системы, возникающая вследствие более высокого уровня эффективности информационного взаимодействия частных партнеров и органов власти (при рассмотрении ГЧП в качестве способа координации хозяйствующих субъектов, позволяющего минимизировать транзакционные затраты), выступающих в качестве участников ГЧП-проекта, а также более высокая эффективность использования активов (по сравнению с вариантом государственного осуществления аналогичных проектов).
4. Возникновение предсказуемых и непредсказуемых внешних эффектов, получаемых вследствие потребления опекаемых благ производимых в рамках осуществления проекта государственно-частного партнерства.
5. Повышение общего уровня благосостояния населения территории и, соответственно, появление новых возможностей для социально-экономического развития и ведения новых видов хозяйственной деятельности.
Рассматривая вопрос взаимодействия локальной среды ГЧП и внешней среды, на основе проведенного анализа особенностей функционирования выделенных элементов механизма государственно-частного партнерства, опираясь на мировой опыт реализации ГЧП, необходимо в структуре внешней среды, способствующей формированию механизма ГЧП на макроэкономическом и мезоэкономическом уровнях, выделить следующие системы, взаимодействующие с соответствующими механизмами в системе механизма ГЧП, уровень развития и дееспособность которых существенно влияет на потенциал всей системы государственно-частного партнерства:
1. Система институтов и организаций, обеспечивающих объективность и реальную независимость государственных служб и иных контролирующих органов, ответственных за разработку и реализацию решений, связанных с государственно-частными партнерствами, и система обеспечения участников партнерства объективной, достоверной и своевременной информацией о состоянии и действиях друг друга (систему информационно-регулятивного взаимодействия). Примером данной системы является такой инструмент государственного регулирования экономики, как индикативное планирование. Эти системы необходимы для того, чтобы обеспечить транспарентность системы ГЧП в части, касающейся представителей органов власти, и сделать их поведение более предсказуемым, а процесс разработки и реализации управленческих решений более понятным для бизнеса.
2. Система нормативно закрепленных стимулов и антистимулов, корректирующих поведение участников государственно-частного партнерства. При этом, как свидетельствует мировой опыт, наиболее эффективными стимулами являются создание налоговых льгот участникам партнерства и формирование системы страхования рисков в проектах, связанных с разработкой инновационных технологий и инфраструктурным обеспечением.
Необходимо отметить, что реальное воплощение указанных элементов механизма государственно-частного партнерства будет зависеть от конкретных форм, методов и инструментов механизма ГЧП, адекватных конкретным условиям, сложившимся в зоне реализации ГЧП на конкретный период времени. При этом необходимо учитывать, что с течением времени вследствие изменения условий, существующих в зоне реализации государственно-частного партнерства, механизм ГЧП будет претерпевать изменения и одновременно с ним будут изменяться составляющие его базовые элементы. В свою очередь, подобная трансформация механизма ГЧП будет сопровождаться полной или частичной трансформацией структур, выступающих в качестве реального воплощения базовых элементов механизма ГЧП.
Оценить эффект синергии, по нашему мнению, возможно с весьма высокой степенью приближенности, исходя из следующих соображений:
В случае, если проект мог быть реализован только посредством государственно-частного партнерства в качестве проявления синергетического эффекта следует считать саму возможность реализации данного проекта с учетом всех его последствий, которые представляется возможным оценить.
В случае же если проект может быть даже теоретически реализован усилиями государственного либо частного сектора экономики, при его оценке следует воспользоваться методом аналогий и учитывать:
1. Разницу в показателях внутренней эффективности реализации ГЧП-проекта по сравнению с аналогичным проектом в случае его осуществления только частным капиталом (представителями частного сектора экономики) или только за счет государственных средств.
2. Разницу в общем объеме капиталовложений, которые потребовались для реализации проекта на основе ГЧП и аналогичных проектов, осуществляемых только частным (или государственным) секторами экономики.
3. Общий объем произведенных опекаемых благ и объем произведенных благ на единицу капиталовложений в рамках проекта на основе партнерства и при альтернативных вариантах генерации опекаемых благ.
4. Общая отдача на капитал в финансовом выражении, с учетом таких показателей как чистый вторичный бюджетный денежный поток и индекс вторичной бюджетной налоговой рентабельности, которая была получена по результатам реализации проекта на основе ГЧП по сравнению с альтернативным вариантом реализации проекта исключительно за счет государственных средств.
5. Эффект (внутренний), выраженный в денежном выражении, получаемый от привлечения государственных средств по сравнению с альтернативным вариантом реализации проекта только за счет частных средств, рассчитываемый по формуле эффекта финансового рычага.
При формировании кластеров и кластерных систем, как материального отображения совокупности инвестиционных проектов государственно-частного партнерства государство и частные инвесторы, очевидно, будут стремиться к использованию эффектов субаддитивности издержек и экономии на масштабе производства, которые могут возникать в сложных мультипродуктовых производственных и инфраструктурных системах.
Таким образом при формировании кластерных систем вероятно возникновение следующих эффектов:
1. Системы эффектов, которые мы назовем внутрикластерными – они объясняются особенностями хозяйственных процессов, происходящих внутри кластера, как между хозяйствующими субъектами кластера, так и между хозяйствующими субъектами и элементами инфраструктуры кластера. В общей сложности, всю совокупность по критерию специфики межсубъектного и/или субъектно-объектного взаимодействия можно разделить на следующие основные группы:
1.1. Кластерно-институциональных – формирование особой среды, в которой за счет концентрации проводимых научных исследований, наличия разнообразного научного оборудования, концентрации научных кадров и их общения происходит ускорение процессов генерации инноваций
1.2. Кластерно-тразакционных – минимизируются издержки поиска контрагентов и сна страхование рисков в связи с тем, что государство берет на себя роль координатора и, в случае реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства, страхователя рисков – гаранта, зачастую обеспечивающего необходимую норму прибыли на вложенный капитал.
1.3. Кластерно-производственных – данные эффекты формируются за счет совместимости производств, возможности использования одних и тех же производственных мощностей, производственных ресурсов – включая системы управления производством, отчасти персонал предприятия, научные отделы и подразделения кластера.
1.4. Кластерно-инфраструктурных – данные эффекты возникают при совместном использовании инфраструктурных сетей и объектов кластера. Экономическим основанием данной группы эффектов выступает возможность строительства сетей объектов инфраструктуры, а соответственно, разделения затрат по строительству, модернизации и последующей эксплуатации данных сетей и объектов.
Весьма интересен и эффект, получаемый за счет совмещения пропускной способности, используемой рядом совместных проектов, при возможности сопутствующими проектами пользоваться излишками пропускной способности / мощности / инфраструктурных сетей и/или объектов, создаваемых для обеспечения функционала якорного проекта: за счет «квантования» пропускной способности / мощности сетей и перерабатывающих устройств, в процессе инфраструктурного обслуживания производств якорного проекта могут оставаться существенные излишки, доступные для пользования производствами других проектов, без несения дополнительных издержек.
2. Системы внешних эффектов, вызванных созданием, существованием и функционированием кластера – в данном случае, главным образом, имеются ввиду эффекты, получаемые за счет экономического развития территорий, окружающих кластерную производственную систему – например, развитие сферы обслуживания, призванной повысить качество жизни персоналу предприятий кластера.
Заключение
Таким образом, на основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Механизм трехуровневой ГЧП-системы частично интегрирует экономические механизмы частного сектора экономики на мезоуровне и микроуровне и хозяйственный механизм общества на макроуровне и мезоуровне, образуя в результате синергетический эффект.
2. Синергетический эффект государственно-частного партнерства возникает вследствие того, что трехуровневая ГЧП-система как особая форма деловой организации, интегрируя механизм и функции рынка и механизм и функции фирмы, формирует синергетический потенциал, складывающийся из экономии на транзакционных затратах и повышения эффективности информационно-регулятивного взаимодействия, что особенно важно в случае высокой специфичности активов и производимых благ, на который дополнительно накладывается эффект, получаемый за счет частичной интеграции отмеченных механизмов с хозяйственным механизмом государства в рамках единой ГЧП-системы.
Источники:
2. Баранова И.В., Мурадов А.А. Инструменты повышения эффективности инновационной деятельности структур государственно-частного партнерства // Вопросы инновационной экономики. – 2013. – № 1. – c. 12-19.
3. Барбашина Е.А. Роль государственно-частного партнерства в управлении процессами инновационного развития экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 119-130. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111948.
4. Бухвальд Е.М. Правовые основы государственно-частного партнерства в условиях реализации национальных проектов в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 503-516. – doi: 10.18334/epp.10.3.100564.
5. Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. Роль и перспективы государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры России // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1255-1270. – doi: 10.18334/rp.20.5.40684.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
7. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Институциональный анализ организации государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2989-3000. – doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
8. Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе финансового взаимодействия государства и финансов корпораций как инструмент регулирования экономических и социальных процессов // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 87-96. – doi: 10.18334/eo.7.1.37395.
9. Макаров И.Н., Спесивцев В.А., Соколов В.П. Государственно-частное партнерство и интересы регионального развития: системно-институциональный анализ // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 371-384. – doi: 10.18334/epp.9.4.41550.
10. Макаров И.Н., Титова М.В., Сухина Ю.В. Государственно-частное партнерство в системе инструментов государственного управления инновационно направленным экономическим развитием // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – c. 815-826. – doi: 10.18334/epp.11.4.111827.
11. Абрамов Т.Е., Баранов М.В., Соколянский В.В. Моделирование деятельности высокотехнологичного инновационного предприятия при помощи производственной функции типа Кобба – Дугласа // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 2. – c. 93-106. – doi: 10.18334/evp.2.2.112051.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Авцинова А.А., Барекова Л.А. Региональная специфика воспроизводства производительных сил: мировой опыт и российская действительность // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1445-1458. – doi: 10.18334/eo.10.4.111307.
13. Иванов А.М., Стюхин Д.А. Синергия стратегического превосходства и наставничества как технология передачи компетенций в качестве инструмента повышения конкурентоспособности высокотехнологичных производств // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 1. – c. 63-79. – doi: 10.18334/evp.2.1.111869.
14. Ковалева Е.Б., Пыткина С.А. Промышленное производство как приоритетное направление развития региональных пространственно-отраслевых структур в рыночной среде // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 613-626. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112108.
15. Мельников О.Н., Ларионов В.Г., Ганькин Н.А. Основные этапы инновационного развития организации производства с позиций динамики использования принципов бережливого производства // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 3. – c. 239-258. – doi: 10.18334/vinec.6.3.36996.
16. Шинкевич А.И., Ярлыченко А.А. Особенности реализации модели открытых инноваций субъектами предпринимательства в условиях интеллектуализации факторов производства // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 4. – c. 2187-2198. – doi: 10.18334/vinec.10.4.110883.
Страница обновлена: 23.07.2025 в 02:46:14
Download PDF | Downloads: 35 | Citations: 14
The theoretical basis of synergetic effects of intersectoral PPP projects for the innovative development of production
Drobot E.V., Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Morozova N.S., Kadilnikova L.V.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 3 (July-september 2021)
Abstract:
The article is devoted to the analysis and identification of the economic foundations of the synergetic effect of production clusters and cluster systems. The justification of the economic basis of synergetic effects, as well as the classification of these effects is proposed. The authors' classification of cluster synergetic effects, based on the relations of the subject-subject and subject-object type, can be positioned as elements containing scientific novelty.
This article is intended for master's students, postgraduates and economists dealing with the problems of cluster systems.
Keywords: cluster, production, synergy, external effects
JEL-classification: L32, L52, O31, O32, O33

Россия, Москва