Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе

Макаров И.Н.1,2, Дробот Е.В.2,3, Левчегов О.Н.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 Первое экономическое издательство
3 Центр дополнительного профессионального образования

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44062018
Цитирований: 37 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье проводится анализ основных базисов трансформации производственных систем в условиях внедрения принципов зеленой экономики. Особое внимание авторы статьи уделяют трансформации производственно-экономических систем стран Евразийского экономического союза в условиях цифровизации, имплементации наноинструментария и зеленых технологий

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, зеленые технологии, зеленая экономика, наноинструментарий, трансформация производственных систем, цифровые технологии

JEL-классификация: Q55, Q56, Q57, F15



Введение

По мере развития человеческой цивилизации усложняется и ее материальная культура. А одним из наиболее важных и сложных элементов материальной культуры промышленной цивилизации, а современную цивилизацию можно в полной мере признать таковой, являются ее достижения в части организации производственных процессов.

Вместе с тем достижения человечества в части производственных процессов, а также всей системы организации хозяйственной жизни уже более века существенно влияют на возможность выживания человеческой цивилизации.

Именно поэтому возникают и развиваются концепции устойчивого развития, бережливого производства и зеленой экономики.

Термин «зеленая экономика» впервые был упомянут в 1989 г. в докладе группы ведущих экономистов для правительства Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии [1] (Pearce, Markandya, Barbier, 1989). В широкий оборот это понятие вошло в период мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. Так, в 2009 г. Программа ООН по окружающей среде опубликовала доклад «Глобальный зеленый новый курс» [2], в котором рассматривались цели, задачи, элементы, стимулы и направления внутренней политики, направленной на развитие зеленой экономики.

Часто сущность зеленой экономики определяется как практический подход для достижения устойчи­вого развития [3].

И говоря о зеленой экономике, эксперты отмечают, что ее развитию способствует инвестиро­вание в зеленые технологии [4, c. 246–257; 5] (Selishcheva, 2019, р. 246–257; Borkova, Izusova, Gematdinova, 2019).

В соответствии с классификацией Организации экономического сотруд­ничества и развития (ОЭСР) зеленые технологии включают:

- экологическое управление (управление отхода­ми, борьба с загрязнением воды, воздуха и пр.);

- производство энергии из возобновляемых источников (солнечная энергия, ветровая энергия, биотопливо и пр.);

- смягчение последствий изменения климата;

- снижение вредных выбросов в атмосферу;

- повышение эффективности использования топлива;

- повышение энергоэффективности в зданиях и освети­тельных приборах [4, с. 246–257; 6] (Selishcheva, 2019, р. 246–257).

На портале ELIBRARY.RU по поисковому запросу «зеленая экономика» можно обнаружить 76 637 публикаций, из них за 2020 г. – 3 729.

По поисковому запросу «наноэкономика» на портале ELIBRARY.RU можно найти 1 278 публикаций (за 2020 г. – 26 публикаций).

По поисковому запросу «наноинструментарий» на портале ELIBRARY.RU всего 26 публикаций (за 2020 г. – 26 публикаций).

Термин «нанотехнологии» является более популярным: 102 643 публикации портале ELIBRARY.RU (2 914 публикаций за 2020 г.).

Если ввести на портале ELIBRARY.RU поисковой запрос «производственная система», то можно обнаружить 1 262 443 публикации (49 583 публикации в 2020 г.).

Поисковой запрос «зеленая экономика в Евразийском экономическом союзе» позволяет обнаружить 4 492 публикации (147 публикаций за 2020 г.).

В данных публикациях рассматриваются концептуальные основы и принципы зеленой экономики [5, 7–9] (Borkova, Izusova, Gematdinova, 2019; Gorbunova, Kanitskaya, 2019; Gurova, 2019; Gureva, 2019), исследуются особенности внедрения наноинструментария [10–14] (Smirnov, 2018; Lovtakov, 2013; Pozdnysheva, 2011; Polyntsev, 2016; Ryzhkin, 2013) и перспективы трансформации экономических систем под влиянием нанотехнологий [15–19] (Mamonov, Poluektov, 2017; Pavlov, Monakhov, 2018; Popov, Zinnatullin, 2019; Trofimov, Frolov, Kaminchenko, Zakharov, Pavlova, 2018; Usmanov, 2020).

В то же время целый ряд вопросов, связанных с развитием зеленой экономики в странах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), изучен недостаточно [4, 20–24] (Selishcheva, 2019; Dzhabiev, 2017; Drobot, Vartanova, 2019; Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019; Drobot, Ivko, 2018; Matveev, 2015).

В сложившейся ситуации исследование основных базисов трансформации производственных систем в условиях внедрения принципов зеленой экономики, в т.ч. в странах ЕАЭС, представляет научный интерес.

В нашей статье мы постараемся найти подходы к ответу на следующие вопросы:

Какова структура и тенденции развития мирового рынка зеленых технологий?

Каким образом можно существенно повысить эффективность экономических производственных систем?

Какова при этом должна быть роль государства?

Каким должно быть поведение хозяйствующих субъектов и с помощью каких инструментов его можно скорректировать для достижения данной цели?

Как страны ЕАЭС осуществляют переход к зеленой экономике?

Мировой рынок зеленых технологий: структура и тенденции развития

В 2009 г. страны Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) приняли Стратегию экологически ориентированного («зеленого») роста как инструмент преодо­ления финансово-экономического кризиса на среднесрочную (до 2030 г.) и долгосрочную (до 2050 г.) перспективу [4] (Selishcheva, 2019). Пионером в области перехода к зеленой экономике стала Южная Корея, объявившая зеленый рост своей национальной страте­гией. Вслед за Южной Кореей курс на зеленую экономику взял и Китай. А затем и страны Европейского союза начали переход к зеленому развитию.

По оценкам экспертов, ожидаемый рост мирового рынка зеленых технологий составляет 6,9% (это почти в 2 раза больше темпов роста мировой экономики). В соответствии с прогнозами общий объем этого рынка к 2025 г. может увеличиться до 5,9 трлн евро [4, 25] (Selishcheva, 2019) (табл. 1).

Таблица 1

Перспективы развития рынка зеленых технологий в мире в 2016–2025 гг.


Сегменты
рынка
зеленых
технологий
2016
2025
Средне­годовой темп рос­та в 2016­–2025 гг., %
Млрд
евро
Млрд
евро
2025 г. к 2016 г. (раз)
1
Экологически чис­тое производство, накопление и рас­пределение энер­гии (ВИЭ, накопите­ли, Smart grid и т.д.)
667
1164
1,75
6,4
2
Субрынок энергоэффективности
837
1491
1,8
6,6
3
Эффективное ис­пользование сырья и материалов (в том числе производство биологических за­менителей ископа­емого сырья)
521
1048
2,0
8,1
4.
Экологически устой­чивая мобильность (развитие новых транспортных техно­логий и производс­тво биотоплива)
412
988
2,4
10,2
5
«Циркулярная» эко­номика (экономика обращения с отхо­дами)
110
210
1,9
7,4
6
Экологически ус­тойчивое водное хо­зяйство (в том числе разные аспекты уп­равления стоками)
667
1001
1,5
4,6

Итого:
3214
5902
1,8
6,9

Источник: [4, 25] (Selishcheva, 2019).

Если проанализировать данные о структуре рынка зеленых технологий, то можно отметить, что два основных его сегмента – это экологически чис­тое производство, накопление и рас­пределение энер­гии (21% и 20% в 2016 г. и в 2020 г.) и субрынок энергоэффективности (26% и 25% в 2016 г. и в 2020 г.). К 2025 г. прогнозируется рост таких сегментов, как экологически устой­чивая мобильность и эффективное ис­пользование сырья и материалов (рис. 1, 2).

Рисунок 1. Структура рынка зеленых технологий в мире в 2016 г.

Источник: составлено авторами по данным [4, 25] (Selishcheva, 2019).

Рисунок 2. Структура рынка зеленых технологий в мире в 2025 г.

Источник: составлено авторами по данным [4, 25] (Selishcheva, 2019).

Отметим, что глобальной миссией стратегии зеленого роста является повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и формирование систем экологически чистого производства.

Цель, которую ставят перед собой международные организации и правительства стран при переходе на зеленые стандарты, состоит в том, чтобы улучшить производительность имеющихся ресурсов и экологическую работу промышленных компаний, способствовать устойчивому промышленному развитию и устойчивому производству и потреблению в развивающихся и развитых странах.

Соответственно, речь идет о том, чтобы интегрировать бизнес и экологические цели долгосрочного устойчивого развития, создать экономические возможности, а также катализировать инновационные проспекты для бизнеса, сформировав таким образом экономико-производственную основу дальнейшей эволюции эколого-ориентированной хозяйственной системы.

Суть зеленого развития, на наш взгляд, состоит в том, чтобы увеличить масштаб и развернуть эффективные с точки зрения ресурсов и более чистые производственные операции, включить их в «устойчивые», «зеленые» города, а в перспективе – в «устойчивые «национальные, а в идеале и в глобальные, хозяйственные системы. В таких хозяйственных системах экономический и социальный симбиоз может быть достигнут во всех аспектах устойчивого планирования: например, потоками отходов можно обменяться на региональном уровне, использовав более широкий диапазон инфраструктуры, логистики и переработки, а также превратив их в источник дешевой энергии (который к тому же будет являться возобновляемым ресурсом).

В таблице 2 систематизированы основные аргументы «за» и «против» развития зеленой экономики.

Таблица 2

Аргументы «за» и «против» развития зеленой экономики

Аргументы «за» развитие зеленой экономики
Аргументы «против» развития зеленой экономики
1. За счет мер по ог­раничению глобального потепления на 2 градуса по Цельсию будет создано дополнительно 6 млн рабочих мест, а развитие в мире зеленой экономики в будущем позволит создать 24 миллиона новых рабочих мест [4, 26] (Selishcheva, 2019)
2. Преодоление глобального экологического кризиса
3. «Эффект декаплинга», т.е. экономичес­кий рост без экологического ущерба, путем наращивания инвестиций в зеленую экономику и внедрения зеленых технологий
4. Инвестиции в новые мощности по производству электроэнергии, в т.ч. в возобновляемые источники энергии (ВИЭ)
5. Рост объемов мирового рынка зеленых технологий
6. Рост мирового рынка органических продуктов
7. Предотвращение тяжелых последствий климатических изменений на планете с помощью зеленого инвестирования и финансирования
8. Поддержание нацио­нальной энергетической безопасности
9. Рост годовых оборотов экоиндустрии
10. Переход к зеленой экономике снижает риски от глобальных угроз, например, таких как из­менение климата, истощение полезных ископаемых и дефи­цит водных ресурсов
1. Следстви­ем больших инвестиций в зеленые технологии и низкоуглерод­ную энергетику станет рост издержек производства и снижение конкурентоспособности национальной экономики
2. Усиление вмешательства государства в экономику
3. Усиление бюрок­ратизации, рост числа чиновников ля­жет дополнительным налоговым бременем на граждан страны
4. Рост цен и потеря рабочих мест [1] вследствие резкого повышения эколо­гических требований к производству
5. Усложнение условий ведения бизнеса
6. Торможение экономического развития и снижение уровня жизни в стране вследствие снижения потребления природных ресурсов
7. Под видом перехода к зеленой экономике могут вводиться меры торгового протекционизма, например, установления квот или нормативов использования продукции
Источник: составлено авторами по [4] (Selishcheva, 2019).

Возможности формирования базиса зеленой экономики в национальных хозяйственных системах

Рассмотрим возможности формирования подобного базиса, базиса зеленой экономики, в национальных хозяйственных системах.

Согласно основополагающим положениям экономической теории, каждая производственная фирма, действующая на рынке, стремится оптимизировать свою деятельность с целью получения наилучшего финансового результата и наибольшей отдачи от имеющихся факторов производства. Совокупность подобных хозяйствующих субъектов, действующих на высококонкурентных рынках, теоретически способна обеспечить оптимальный уровень эксплуатации ресурсов. Тем не менее в реальности картина складывается существенно более сложная.

Так, в частности, необходимо помнить о наличии внешних эффектов, о несовершенстве спецификации прав собственности, а также о наличии не только оптимумов фирмы, но и оптимумов более высоких порядков, относящихся к функционированию различных совокупностей хозяйствующих субъектов, в том числе хозяйственной системы страны и группы стран.

Представляется очевидным, что одновременное достижение всех оптимумов является практически невыполнимой задачей.

При этом также нельзя забывать, что сам по себе коммерчески ориентированный хозяйствующий субъект не нацелен на достижение совокупной эффективности хозяйственной системы, которая включает также достижение экологической и социальной эффективности.

Особенность многих международных программ заключается в том, что они направлены на создание в рамках экономического пространства стран особых образований, характеризующихся иной структурой хозяйственных процессов и хозяйственной культуры, – экотехнопарков, экологических кластеров, особых экономических зон и иных структур, нарушающих однородность характеристик подпространств экономического пространства страны.

Однако поставим более глобальную задачу – превращение всей хозяйственной системы страны в некое подобие экотехнопарка.

При этом необходимо сделать существенную оговорку – трансформация хозяйственной структуры отдельной отрасли, региона или страны вряд ли окажет существенное влияние на экологическую обстановку. Тем не менее, учитывая, что хозяйственные системы крупнейших стран Евразии – Индии и Китая взяли курс на построение зеленой экономики, а экономики Германии, Швеции и Скандинавских стран уже давно придерживаются данного курса, присоединение России и стран ЕАЭС к лагерю стран с «зеленеющей» хозяйственной системой уже способно существенно повлиять на эколого-экономическую ситуацию в глобальном масштабе.

Каким же образом возможно провести подобную трансформацию?

Здесь, прежде всего, необходимо понимать, что базисом функционирования современных хозяйственных систем является совокупность протекающих в них производственных и обслуживающих процессов, а также процессов потребления.

Совокупность данных процессов определяется рядом детерминант, в состав наиболее важных из которых входят:

1. Технико-технологический уровень имеющихся основных фондов (овеществленного капитала и овеществленной информации) и производственных процессов.

2. Уровень формирования капитала, вложенного в обучение сотрудников и снабжение их актуальной информацией.

3. Институциональная среда реализации хозяйственных процессов.

Для формирования ресурсоэффективной зеленой экономики требуется одновременная трансформация всех составляющих детерминант, определяющих уровень эффективности хозяйственных процессов.

Начнем с анализа необходимых трансформаций производственных процессов и их материального базиса – основных фондов, или овеществленного производственного капитала.

Производственный процесс на современном этапе – сложная технологическая процедура трансформации сырья и различных составляющих в готовую продукцию. Имущественный комплекс предприятия образует капитал в его понимании с точки зрения экономического подхода к трактовке. Капитал (или же хозяйственные средства) выступает неотъемлемым элементом базиса предпринимательской деятельности – процесса производства товаров и услуг.

При этом с точки зрения организации производства основной задачей оптимизации капитала предприятия является максимальное повышение эффективности производственного процесса. Однако с позиции становления зеленой экономики основной задачей оптимизации производственного капитала является формирование производственного базиса из основных фондов, ресурсопотребление и уровень отходов которых соответствуют критериям зеленой экономики. И здесь может иметь место противоречие между сиюминутными интересами оптимизации финансово-хозяйственной деятельности фирмы и долгосрочными интересами устойчивого развития и эколого-ориентированной экономики – стоимость самих основных фондов, пригодных для реализации зеленых технологий производства, а также их эксплуатации, как правило, существенно выше «традиционных» «доэкологичных» основных фондов.

Размышляя о современном производственном процессе и его переводе на зеленые технологии, необходимо учитывать, что для его организации и оптимизации необходимо сформировать единство следующих составляющих:

- финансово-экономической;

- организационной;

- информационно-технологической;

- кадровой;

- инфраструктурной;

- пространственной.

Соответственно, крайне актуальная задача повышения производительности ресурсов экономики для своего решения требует повышения эффективности всех составляющих производственных процессов.

Тем не менее наиболее значительной можно назвать финансово-экономическую составляющую, к которой (с определенной, весьма существенной, степенью условности) можно отнести производственный капитал, существующий как в овеществленной, так и в денежной форме, поскольку именно он выступает материальным базисом реализации технологии и осуществления производственного процесса.

Финансово-экономический базис производственного процесса является одной из наиболее подверженных интенсивной эксплуатации составляющих производственного процесса. Повышение потенциала эффективности использования финансового базиса производственного процесса предполагает необходимость оптимизации следующих его компонент:

1. Оптимизация материализованного капитала предполагает в первую очередь оптимизацию структуры основных фондов и главным образом производственного оборудования.

2. Оптимизация амортизационной политики, позволяющая произвести хозяйствующим субъектам постепенную замену производственного оборудования на новое, соответствующее стандартам зеленой экономики.

3. Внедрение цифровых систем управления, позволяющих осуществлять управление хозяйственными процессами на предприятиях в более экономичном режиме, а соответственно, повысить ресурсоотдачу.

Рассматривая капитал в качестве средства производства, его традиционно можно представить в виде совокупности основного и оборотного капитала или же основных фондов (средств) и оборотных производственных фондов. Отличие основных и оборотных средств заключается, во-первых, в характере участия в процессе производства, а во-вторых, в характере переноса стоимости, присущей той и другой категории средств, на произведенную продукцию. С этой точки зрения под основными производственными фондами следует понимать комплекс средств труда, представленных в натурально-вещественной форме и имеющих длительный срок службы и существенную стоимость – в денежном выражении они представляют собой основные средства. Основные средства – один из важнейших факторов любого производства. От их состояния и эффективности использования напрямую зависит конечный результат хозяйственной деятельности организации. Рациональное использование основных средств и производственных мощностей организации способствует улучшению технико-экономических показателей производства, в том числе увеличению выпуска продукции, снижению ее себестоимости и трудоемкости процесса изготовления.

Оптимальная структура основных фондов формируется посредством инвестирования и оптимизации с сокращением доли морально и материально устаревших единиц основных фондов, не соответствующих критериям зеленой экономики.

Оптимальное инвестирование средств в основные фонды и их распределение по группам имеет значение в контексте увеличения удельного веса машин и оборудования, соответствующих стандартам зеленой экономики, в структуре до достижения оптимального значения, что при прочих равных условиях может обеспечивать рост объемов выпуска, а соответственно, и рост фондоотдачи. Таким образом, оптимизация структуры основных фондов с учетом изменения их структуры в пользу более ресурсоэффективных и технологичных фондов может обеспечить не только рост объемов производства, но и определенное снижение себестоимости, рост денежных накоплений организации.

Говоря о повышении эффективности амортизационной политики производственных предприятий, следует отметить, что амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции, тем самым уменьшая налогооблагаемую прибыль, что следует рассматривать как стимул со стороны государства, призванный поддержать работоспособность основных средств, их совершенствование и предотвратить их вымывание. При этом требуется участие государства в формировании оптимальной амортизационной политики, в том числе посредством внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, например, путем совершенствования системы налоговых льгот и стимулов, а также софинансирования покупки определенных основных фондов и осуществления технического перевооружения.

Под техническим перевооружением следует понимать деятельность, направленную на обновление основного капитала с целью устранения существующей и потенциально формирующейся технологической отсталости посредством процессов, основанных на прогрессивных технологических укладах, которые уже определяют либо определят в перспективе конкурентоспособность производимой продукции и компании в целом. Появление и внедрение передовых технологий и новых машин, обладающих повышенными технико-экономическими и экологическими параметрами, разработка и внедрение нанотехнологий требуют и значительного повышения качества работ и обслуживания данных машин в организациях.

Процессы механизации и автоматизации, внедрение цифровых систем управления неразрывно связаны с технологическим перевооружением, совершенствованием планирования и управления, с возможностями дальнейшего повышения эффективности функционирования имеющихся ресурсов.

Таким образом, интенсификация производства тесно связана с применением ресурсосберегающих технологий, в рамках которых проявляются не только выгоды экономического характера, но и экологические эффекты. Большое значение имеют здесь технологии информационного характера, обеспечивающие сбор и обработку больших массивов данных, что также позволяет качественно изменить подходы к осуществлению хозяйственной деятельности организаций.

Страны ЕАЭС и зеленая экономика

Для России и других стран ЕАЭС переход к стандартам зеленой экономики усложняется тем, что особенностью национальных экономик данных стран ЕАЭС являет­ся тот факт, что основной вклад в экономический рост вносит добывающая промышленность и обрабатывающие производства, а никак не высокие технологии. Этот блок стран во главе с Россией обладает ярко выраженной сырьевой направленностью. И соответственно, воздействие на окружающую среду остается достаточно большим.

Государства Евразийского экономического союза ставят перед собой задачи перехода к зеленой экономике.

Россия

Во второй половине 2020 г. экспертами «Гринписа» и РАНХиГС была представлена разработанная ими программа зеленого развития России до 2050 года – «Зеленый курс для России».

В качестве целевых ориентиров в программе обозначены следующие:

- достижение нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 г.;

- обеспечение 100% доли возобновляемых источников энергии в энергобалансе;

- переработка не менее 80% отходов;

- снижение энергоемкости ВВП России на 40% к 2030 г. по сравнению с 2007 г.;

- снижение объема твердых коммунальных отходов в расчете на одного жителя на 30% к 2030 г. и на 60% к 2050 г.;

- переход к интенсивному лесному хозяйству;

- повышение эффективности программ охраны лесов и тушения лесных пожаров [27] (Davydova, 2020).

Тем не менее в планах российского правительства из экологических инициатив на ближайшее время запланирована только поддержка зеленого финансирования.

А Российский союз промышленников и предпринимателей еще в апреле 2020 г. обращался с просьбой, наоборот, облегчить меры экологического регулирования в условиях глобальной пандемии.

Однако среди зеленых инициатив, принятых в России в последние годы, можно отметить предварительный национальный стандарт от 2 января 2019 г. – «ПНСТ 350-2019 «Зеленые» стандарты. «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности. Классификация» [28].

Стандарт устанавливает классификацию зеленых технологий среды жизнедеятельности. Цель классификации – систематизация зеленых технологий среды жизнедеятельности, обеспечение возможности статистической обработки информации, рейтингования и сертификации зеленых технологий среды жизнедеятельности. Стандарт не распространяется на оборонные технологии среды жизнедеятельности и ядерные объекты. В стандарте указано, что классификацию зеленых технологий среды жизнедеятельности проводят иерархическим и фасетным методами. Иерархическую классификацию зеленых технологий среды жизнедеятельности осуществляют по виду экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД 2 ОК 029. Остановимся на фасетной классификации зеленых технологий среды жизнедеятельности (по определенным признакам) (табл. 3).

Таблица 3

Классификации зеленых технологий среды жизнедеятельности

№ п/п Критерий классификации Виды зеленых технологий
1 По секторам экономики - технологии первичного сектора экономики (аграрно-промысловый сектор и добыча природного сырья);
- технологии вторичного сектора экономики (обрабатывающая промышленность, строительство и ЖКХ);
- технологии третичного сектора экономики (сфера услуг, в том числе информационные технологии)
2 По виду технологического процесса строительства и ЖКХ - технология единичного технологического процесса;
- технология типового технологического процесса;
- технология группового технологического процесса
3 По отходам среды жизнедеятельности
- безотходные технологии среды жизнедеятельности (суммарные технологические отходы всех технологических процессов, составляющих данную технологию, – до 1,5%);
- малоотходные технологии среды жизнедеятельности (суммарные технологические отходы всех технологических процессов, составляющих данную технологию, – от 1,5 до 10%)
4 По энергетической эффективности технологии среды жизнедеятельности
в соответствии с показателями энергетической эффективности, такими как:
- коэффициент полезного использования тепла;
- годовой (месячный, суточный и т.д.) расход энергоресурсов;
- абсолютные или удельные значения потерь энергии (энергоносителя) в системе передачи энергии
5 По характеристикам ресурсосбережения в производстве строительного объекта
- ресурсосодержание;
- ресурсоемкость;
- материалоемкость;
- энергоемкость
6 По экологической безопасности среды жизнедеятельности
по следующим признакам:
а) по виду загрязнения:
- механическое;
- химическое (включая парниковые газы);
- биологическое (включая микробиологическое);
- физическое (физическими полями), включая тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиоактивное;
- визуальное;
б) по территориально-географическому признаку среды жизнедеятельности (особо охраняемая территория, город, поселок и т.д.);
в) в зависимости от отсутствия загрязнения одной (или нескольких) геосфер:
- гидросфера (включая Мировой океан, континентальные поверхностные воды и подземные воды);
- литосфера (земли, недра, почвы);
- атмосфера (озоновый слой, околоземное космическое пространство)
7 По назначению
по направлениям достижения следующих воздействий на окружающую среду:
- ресурсосбережение: энергосбережение и материалосбережение;
- охрана окружающей среды;
- снижение вредных выбросов;
- охрана здоровья и труда человека;
- снижение углеродного следа
Источник: составлено авторами по данным [28].

Республика Беларусь

Среди нормативных актов, принятых в Республике Беларусь в области перехода к зеленой экономике, можно отметить следующие:

1. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренная протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2015 г. № 3 [29];

2. Национальный план действий по внедрению принципов зеленой экономики в отраслях народного хозяйства Республики Беларусь до 2020 года: утвержден Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2016 года №1061 [30].

В качестве основной цели первого этапа выполнения Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (2016–2020 годы) рассматривается переход к качественному сбалансированному росту экономики путем ее структурно-институциональной трансформации с учетом реализации принципов зеленой экономики, приоритетного развития высокотехнологичных производств, которые станут основой для повышения конкурентоспособности страны и качества жизни населения. Основная цель второго этапа (2021–2030 годы) - переход к стабильной устойчивости развития и достижение высокого качества человеческого потенциала на основе дальнейшего становления зеленой экономики, ускоренного совершенствования высокотехнологичных производств.

Рассмотрим результаты экологических инициатив, реализуемых в Республике Беларусь.

Прежде всего, следует отметить реализацию в стране пятилетних государственных программ «Чистая вода», направленных на обеспечение бесперебойного снабжения населения качественной питьевой водой, организацию рационального неистощающего водопользования в интересах эффективного и устойчивого социально-экономического развития страны, совершенствование форм управления водоснабжением и водоотведением, внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий в сфере водного хозяйства. Действующей программой «Чистая вода» запланировано, что к 2020 году обеспеченность потребителей водоснабжением питьевого качества составит 100% (в настоящее время – около 84%) [31].

В соответствии с положениями Парижского соглашения Беларусь обязалась сократить выбросы парниковых газов на 28% к 2030 году по сравнению с 1990 годом [31].

В результате проводимой государственной политики в области использования и охраны вод за последние 3 года объем сточных вод, отводимых в окружающую среду, снизился на 40 млн м3 [31].

Кыргызская Республика

В Кыргызстане в 2018 г. была принята Концепция зеленой экономики «Кыргызстан – страна зеленой экономики» [32].

Для перехода к зеленой экономике в Кыргызстане предлагается развивать «зеленые» направления по следующим секторам (табл. 4).

Таблица 4

Основные направления перехода Кыргызстана к зеленой экономике

№ п/п
Сектор
Основные направления
1
Зеленый транспорт в зеленом городе
− введение мер для снижения спроса на автомобильный транспорт, в большей части на личные транспортные средства;
− оптимизация общественного транспорта;
− поощрение использования экологически более безопасных новых автомобилей, транспорта на газовом топливе, гибридов и электромобилей за счет налоговых и таможенных преференций и т.д.
2
Зеленая энергетика и энергосбережение
− снижение энергопотерь за счет технических и институциональных преобразований в энергосекторе;
− абсолютный приоритет внедрения низкоуглеродных, возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности;
− стимулирование развития солнечной и ветровой энергетики;
− стимулирование внедрения технологий получения биогаза из бытовых и коммунальных органических отходов и сточных вод;
− внедрение приборов регулирования расхода и учета потребления электрической и тепловой энергии, газа и воды;
− перевод освещения улиц и домов на энергосберегающие лампы, проведение информационной работы среди населения по вопросам комплексного утепления жилья с целью энергосбережения и т.д.
3
Зеленое сельское хозяйство
− сокращение государственного финансирования мер в области ирригации, наносящих вред окружающей среде, имеющего форму субсидирования тарифов на поставку поливной воды;
− продолжение работ по восстановлению площади всех лесных насаждений в Кыргызстане;
− сокращение применения неорганических удобрений и пестицидов, внедрение системы государственного контроля и государственного лицензирования ввоза и продажи неорганических удобрений и пестицидов;
− применение сельхозпроизводителями современных экологически чистых органических удобрений и средств защиты растений;
− внедрение новых сберегающих воду методов орошения;
− внедрение новых методов и подходов в использовании и улучшении пастбищ для сохранения экологической целостности пастбищных экосистем в окружающей среде и т.д.
4
Зеленая промышленность
− максимально эффективное использование ресурсов энергии и воды, масштабная переработка отходов и применение усовершенствованных систем потребления и производства;
− стимулирование предпринимателей для создания новых зеленых отраслей промышленности, таких как возобновляемые источники энергии, заводы по утилизации и переработке отходов, производство экологических промышленных технологий, производство экологических продуктов питании и т.д.
5
Зеленая переработка отходов
− создание полигона для временного хранения опасных отходов с целью поиска международного финансирования и технологий для их последующей утилизации экологически безопасным способом;
− обеспечение обязательного использования на объектах промышленного производства безопасных для окружающей среды технологий и процессов и применение современных технологий по утилизации и уничтожению опасных отходов;
− внедрение в городах мусоросортировочных, мусороперерабатывающих и мусоросжигающих мощностей, введение полного запрета на сжигание твердых бытовых отходов (кроме специализированных разрешений) и внедрение соответствующих административных и иного наказания для нарушителей и т.д.
6
Государственная политика, зеленые госзакупки и платежи за экосистемные услуги
− выделение субсидий для приоритетных направлений зеленой экономики взамен субсидирования неустойчивого производства и потребления;
− поддержание зеленых государственных закупок, стимулирующих устойчивое производство и потребление, экологические услуги и товары;
− проведение налоговых и тарифных реформ, стимулирующих зеленые технологии и инновации, введение налогов на загрязнение и истощение ресурсов вместо налогов на труд и т.д.
7
Охрана биологического разнообразия
− принятие единой системы классификации экосистем в Кыргызской Республике, определение эталонов для соответствующих экосистем в целях последующего мониторинга за их состоянием;
− разработка программы восстановления особо ценных экосистем для сохранения глобально значимого биоразнообразия;
− внедрение системы компенсации биоразнообразия (biodiversity offsets) со стороны хозяйствующих субъектов, наносящих неизбежный вред биоразнообразию; поддержка местных инициатив для участия в схемах по компенсации за ущерб биоразнообразию и т.д.
8
Зеленое мышление, зеленое воспитание, зеленое образование
− развитие зеленого PR в СМИ;
− введение курсов основ экологических знаний во всех дошкольных, школьных и других образовательных учреждениях и т.д.
9
Зеленые инвестиции и устойчивое финансирование для продвижения зеленой экономики
− привлечение зеленых инвестиций и передового менеджмента;
− распространение и улучшение осведомленности всех участников экономических процессов об устойчивом финансировании, разработка принципов и инструментов устойчивого финансирования и т.д.
Источник: составлено авторами по данным [32].

Республика Армения

В Армении стратегия зеленой экономики пока не принята.

Однако в феврале 2019 г. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейский союз выступили с инициативой оказать поддержку правительству Армении в создании зеленой экономики [33].

Среди крупных зеленых проектов, уже реализуемых в Армении, можно отметить гелиостанцию «Масрик» мощностью около 55 МВт [33].

Казахстан

В Казахстане Концепция по переходу к зеленой экономике была принята в 2013 г.

В качестве основных приоритетных задач по переходу Казахстана к зеленой экономике в Концепции обозначены: 1) повышение эффективности использования ресурсов (водных, земельных, биологических и др.) и управления ими; 2) модернизация существующей и строительство новой инфраструктуры; 3) повышение благополучия населения и качества окружающей среды через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду; 4) повышение национальной безопасности, в том числе водной безопасности [34].

Таким образом, страны ЕАЭС наметили для себя основные ориентиры перехода к зеленому росту. Тем не менее переход к зеленым технологиям на практике в основном носит декларативный характер. Представляется, что объединение усилий стран ЕАЭС, усиление интеграции, разработка общей стратегии перехода ЕАЭС к зеленой экономике могут стать необходимым стимулом для перехода к использованию зеленых технологий.

Заключение

Подведем итоги. Для перехода стран ЕАЭС к зеленой экономике необходимо, прежде всего, обеспечить формирование нового производственного базиса за счет оптимизации материализованного капитала и амортизационной политики, а также внедрения цифровых систем управления. Основная цель – повысить ресурсоотдачу и обеспечить ресурсосбережение. Решающее значение при этом будут играть возможности привлечения странами и хозяйственными комплексами зеленых инвестиций. Эти инвестиции формируются при переходе бизнеса к социально ориентированному способу хозяйствования.

Успешному переходу к зеленой экономике способствует ряд мер, принимаемых странами на национальном и международном уровне [35]. Можно выделить следующие ключевые направления в сфере развития зеленой экономики в различных отраслях, реализация которых в странах ЕАЭС может способствовать повышению общей экономической эффективности:

1. Государственные инвестиции и расходы (оптимизация затрат в областях, стимулирующих зеленую экономику).

2. Использование экологических налогов и других рыночных инструментов, минимизирующих внешнее воздействие на окружающую среду и компенсирующих слабость рынка.

3. Реформирование экологически вредных бюджетных субсидий (ограничение государственной поддержки отраслей, истощающих природный капитал).

4. Улучшение законодательного регулирования.

5. Развитие международного сотрудничества в сфере экологии и ресурсопользования.

[1] Так, Международная организация труда (МОТ) во флагманском докладе 2018 г. признает, что в результате развития зеленой экономики в отраслях добычи и переработки нефти сократит­ся примерно один миллион рабочих мест [26].


Источники:

1. Pearce D., Markandya A., Barbier E. Blueprint for a Green economy. — London E: Earthscan Publications Ltd., 1989. — 192 p.
2. Глобальный зеленый новый курс / Доклад Программы ООН по окружающей среда, март 2009 г. / http://greenlogic.by/content/files/GREENTRANSPORT/UNEP90_RUS.pdf (дата обращения 23.09.2020)
3. Храмков А. «Зеленая экономика» для Казахстана. Ждем когда созреет. URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1356541500(дата обращения: 23.05.2020)
4. Селищева Т.А. Проблемы развития "зеленой" экономики в странах ЕАЭС // Интеграционный и модернизационный потенциал Евразии: состояние, проекты и форматы реализации. сборник трудов VIII Казанского Евразийского научно-практического форума. 2019. С. 246-257.
5. Боркова Е.А., Изусова М.Р., Гематдинова К.А. «Зеленые» инвестиции как фактор устойчивого развития экономики стран мира // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 12. – doi: 10.18334/ce.13.12.41522
6. Green Evolution. Зеленые технологии. [Электронный ресурс], URL: http: http://greenevolution.ru/enc/wiki/zelenyetexnologii/ (дата обращения 23.09.2020)
7. Горбунова О.И., Каницкая Л.В. Развитие методов оценки эко-эффективности как основное требование реализации принципов «зеленой экономики» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 419-434. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40609.
8. Гурова И.П. Иностранные инвестиции в зеленой экономике // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 2. – с. 597-608. – doi: 10.18334/eo.9.2.40623.
9. Гурьева М.А. Теоретические основы концепта циркулярной экономики // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 2311-2336. – doi: 10.18334/eo.9.3.40990.
10. Смирнов Е.Н. Эволюция инновационного развития и предпосылки цифровизации и цифровых трансформаций мировой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 4. – с. 553-564. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39696.
11. Ловтаков А.В. Роль государства в развитии нанотехнологий // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 6. – с. 73-77. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4967
12. Позднышева Ю.А. Интеллектуальная собственность в современной «нано»-России // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – с. 16-21. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4546.
13. Полынцев И.Д. Специфика наноиндустрии как объекта сравнительного международного экономического анализа // Креативная экономика. – 2016. – Том 10. – № 8. – с. 921–934. – doi: 10.18334/ce.10.8.36504.
14. Рыжкин В.В. Перспективы развития института общественного контроля в сфере наноиндустрии России // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 10. – с. 52-58. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5036.
15. Мамонов В.И., Полуэктов В.А. Проблемы оценки надежности функционирования производственных систем // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 11. – с. 1733-1740. – doi: 10.18334/rp.18.11.37847.
16. Павлов Е.О., Монахов В.А. Производственные системы: теоретические аспекты функционального анализа и перспективы инновационного развития // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 10. – с. 3029-3040. – doi: 10.18334/rp.19.10.39506.
17. Попов В.Л., Зиннатуллин Р.Р. Совершенствование модели управления развитием производственно-экономической системы // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 1. – с. 139-150. – doi: 10.18334/ce.13.1.39775.
18. Трофимов О.В., Фролов В.Г., Каминченко Д.И., Захаров В.Я., Павлова А.А. Факторы сбалансированного развития сложных экономических систем производственной сферы и сферы услуг в соответствии с концепцией Индустрия 4.0 // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 10. – с. 1531-1548. – doi: 10.18334/ce.12.10.39383.
19. Усманов М.Р. Обобщение управленческих практик непрерывных улучшений и повышения эффективности формируемых корпоративных систем на примере производственно-проектного комплекса РФ // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 1. – doi: 10.18334/lim.7.1.41564.
20. Джабиев А.П. Экономические интересы России на постсоветском пространстве в условиях формирования новых региональных объединений // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 4. – с. 363-374. – doi: 10.18334/eo.7.4.38338.
21. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Экономическая безопасность: концептуальные основы и оценка обеспечения безопасности личности в странах Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 2621-2648. – doi: 10.18334/eo.9.4.41279.
22. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
23. Дробот Е.В., Ивко Е.С. Особенности функционирования стран Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2018. – Том 8. – № 4. – с. 605-616. – doi: 10.18334/eo.8.4.39170.
24. Матвеев М.М. Некоторые проблемы интеграции в условиях Евразийского экономического союза // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Том 5. – № 2. – с. 73-78. – doi: 10.18334/epp.5.2.414.
25. Мировой рынок зеленых технологий вырастет к 2025 году до 5,9 трлн евро. URL: http://renen.ru/the-global-market-of-green- technologies-will-g row-to-eur-5—9-trillion-by-2025/ (дата обращения 23.09.2020)
26. Марина Гусенко. Кадры зеленеют // Российская газета. RG.RU.URL: https://rg.ru/2018/05/15/zelenaia-ekonomika-sozdast-24- mln-novyh-rabochih-mest.html (дата обращения 23.09.2020)
27. Давыдова А. России предложен «Зеленый курс» // Коммерсантъ, №166 от 12.09.2020, стр. 2 / https://www.kommersant.ru/doc/4490863 (дата обращения 23.09.2020)
28. ПНСТ 350-2019 «Зеленые» стандарты. «Зеленые» технологии среды жизнедеятельности. Классификация / https://allgosts.ru/91/040/pnst_350-2019 (дата обращения 23.09.2020)
29. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренная протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 2015 г. № 3 http://www.economy.gov.by/uploads/files/NSUR2030/Natsionalnaja-strategija-ustojchivogo-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-period-do-2030-goda.pdf (дата обращения 23.09.2020)
30. Национальный план действий по внедрению принципов зеленой экономики в отраслях народного хозяйства Республики Беларусь до 2020 года: утвержден Постановлением Совета Министров от 21 декабря 2016 года №1061 http://www.ecoinfo.by/wp-content/uploads/2018/10/Zero-draft-NAP-GE.pdf (дата обращения 23.09.2020)
31. Национальный доклад Республики Беларусь об осуществлении повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/16357Belarus.pdf (дата обращения 23.09.2020)
32. Концепция зеленой экономики в Кыргызской Республике «Кыргызстан – страна зеленой экономики»: утверждена
постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
от 28 июня 2018 года № 2532-VI / http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/83126?cl=ru-ru (дата обращения 23.09.2020)
33. ЕБРР и ЕС помогут правительству Армении в создании зеленой экономики // Armenian Banks, 20/02/2019 https://www.armbanks.am/2019/02/20/119494/ (дата обращения 23.09.2020)
34. Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике: утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 https://www.greenkaz.org/images/for_news/pdf/npa/koncepciya-po-perehodu.pdf (дата обращения 23.09.2020)
35. «Зеленые» инвестиции: инструкция по применению / Краткий справочник. – НИФИ, Центр международных финансов, 2017. https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/06/main/2017_instructions.pdf (дата обращения 23.09.2020)

Страница обновлена: 03.12.2024 в 19:45:53