Типология инновационного потенциала предприятия
Устинова Л.Н.1, Абдуханова Н.Г.1, Ермолаева Д.А.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Цитировать:
Устинова Л.Н., Абдуханова Н.Г., Ермолаева Д.А. Типология инновационного потенциала предприятия // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3451-3464. – doi: 10.18334/ce.14.12.111206.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691243
Цитирований: 4 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В настоящее время современные тенденции в области экономики, производства, промышленности в мировом масштабе сигнализируют о необходимости динамичного развития всех сфер государства. Инновационный характер развития страны играет решающее значение как на микро-, так и на макро-уровнях развития экономики. Многими исследователями доказана экономическая эффективность и государственная необходимость инновационных разработок, а также их внедрение на внутренних промышленных производствах, что является катализатором промышленной отрасли в целом. Очевидно, что вопросы, связанные с качественным повышением эффективности управления инновациями и инновационным потенциалом на предприятиях являются весьма актуальными.
Нововведения, инновации, реновации и тому подобные термины активно вошли в обиход не только экономистов, теоретиков, исследователей, но и производственников, политиков, представителей бизнес - элиты, поскольку отражают современный векторный тренд развития промышленности и производств. Для возможности построения эффективной системы инновационного развития целесообразно определиться с базисом такого развития, которым выступает инновационный потенциал предприятия. Авторами предложена типология инновационного потенциала предприятия, которая отражает структуру, экономическую сущность и функциональные возможности предприятий создавать инновации, в этой связи, статья ориентирована на представителей научной среды, а также аспирантов, соискателей, ассистентов и т.д.
Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, развитие, управление
JEL-классификация: L26, O31, O32, O33
Введение
Актуальность статьи обусловлена сложившейся ситуацией по вопросу типологии инновационного потенциала, когда развитие понятийного аппарата и терминологии инновационных понятий шло хаотично и бессистемно ввиду объективных и субъективных причин.
В конце прошлого столетия в научных кругах развернулась обширная дискуссия по различным аспектам понятия «потенциал», о его роли в производственной деятельности предприятий различных форм собственности, о его значении в вопросе модернизации экономических систем и т.д. Во многих работах того периода и позже затрагивалась важность изучения вопросов выявления, оценки, воспроизводства ресурсного потенциала.
Вопросами анализа и развития инноваций занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В.В. Авилова, В.П. Багов, П. Друкер, Х. Дусаев, В. Медынский, Д. Норт, Пайк С., А. Пригожин, Руус Й., Б. Санто, Селезнёв E.H., Ступаков, Фернстрем JI., Й. Шумпетер [1–7] (Avilova, Andreev, Burganova, 2013; Bagov, Seleznyov, Stupakov, 2006; Bekker, 2003; Druker, 2003; Ruus, Payk, Fernstrem, 2008; Nort, 1997; Shumpeter, 1982).
Экономическую сущность инноваций отразили в своих публикациях Г. Беккер, Э. Брукинг, А.И. Иванус, А.О. Иншакова, П. Лемерль, Ла Пьерре, С.В. Ратнер, Д. Соколова, А. Сурина, А. Томпсон и др. [8–13] (Bruking, 2011; Ratner, Arkhipova, Nizhegorodtsev, 2017; Ivanus, 2011; Inshakova, Kozhemyakin, 2013; Tompson, Striklend, 2013; Yandarbaeva, Misakov, 2020).
Целью научной статьи является анализ понятийного аппарата инновационного потенциала на микроуровне, а также типологическое построение его структуры.
В статье использовались методы и инструменты, позволяющие проводить комплексный анализ на основе систематизации и структурирования тематического материала: компилятивный, системный, а также избирательный, статистический, критический и аналитический подходы.
Результатом проведенного исследования стала предложенная авторами типология инновационного потенциала, построенная на основе анализа тематического материала.
Система организации производственных процессов в постиндустриальной России ориентировалась преимущественно на зарубежный опыт. Ведущие мировые державы в области высокотехнологичных производств демонстрировали колоссальные показатели по качеству, функционалу своей продукции. Речь идет о Японии, Корее, Германии, Китае и т.д. Динамика роста объема научно-исследовательских разработок, исследований в области биоинженерии, нанотехнологий, модернизации производств отражалась и в показателях инновационной активности европейских стран. Очевидно, что любой опыт в области инновационного развития может быть полезен России, однако потенциал формирования, развития и воспроизводства инноваций в нашем государстве также достаточно велик.
Смысловое содержание термина «потенциал» позволяет отождествлять его применительно с различными ресурсами. В литературе широко представлены исследования относительно классов потенциалов, среди которых выделяют:
ü инновационный;
ü интеллектуальный;
ü научно-технический;
ü кадровый;
ü экономический;
ü производственный и др.
Стоит отметить, что основной объем публикаций посвящен анализу именно экономического и интеллектуального потенциала, под которым многие авторы в общем виде понимают способность хозяйствующего субъекта эффективно функционировать при оптимальном использовании имеющихся ресурсов [14] (Gileva, Nizaev, 2006).
Подобное выделение структурных элементов инновационного потенциала основано на методологическом подходе к исследованию инновационного потенциала как экономической категории. Так, к примеру, некоторые авторы считают целесообразным структурировать его как многокомпонентную систему с детерминированным сочетанием характеристик каждого из них [15] (Clayton, 2001). Сторонники ресурсного подхода применительно к термину инновационного потенциала считают целесообразными интеграции совокупности накопленных ресурсов (кадровых, технологических, финансовых и научных) как способности и готовности предприятия к осуществлению инноваций [16] (Lapteva, 2013).
Рисунок 1. Ресурсный подход к структуре инновационного потенциала
Источник: [17] (Lazarev, Kuznetsova, Shulenkova, 2020).
В основе данного подхода к исследованию инновационного потенциала предприятия лежат ресурсы преимущественно материального характера, которые определяют инновационные возможности предприятия. Подобный взгляд несколько противоречит позиции ученых в период зарождения самого термина «инновация». Так, известный ученый Й. Шумпетер отмечал, что любые изменения являются результатом серьезного интеллектуального труда, который, в свою очередь, является базисом формирования новшеств. [7] (Shumpeter, 1982). Таким образом, несмотря на то, что ресурсный подход является достаточно классическим в понимании интеллектуального потенциала, тем не менее он обладает рядом недостатков. Отождествление терминов «инновационный потенциал» и «ресурсы» является не совсем верным, поскольку величина ресурсов не всегда эквивалентна величине инновационного потенциала и не имеет с ней корреляционной зависимости. Более того, согласно данному подходу, с ростом ресурсов должен возрастать и инновационный потенциал. Однако на практике это не всегда так [18] (Stolyarov, Mikheev, Ryndin, 2018). Существуют предприятия с огромными ресурсами для роста и развития, но ввиду определенных причин обладают достаточно низким уровнем инновационного потенциала, и наоборот, организации, генерирующие инновационные продукты и технологии, обходятся незначительными ресурсами.
Существующий результативный подход к структуре инновационного потенциала предприятия ориентируется на итоговый результат инновационной деятельности (рис. 2).
Рисунок 2. Результативный подход к структуре инновационного потенциала предприятия
Источник: [19] (Lukina, Omelchenko, 2015).
Мировые ученые, рассматривая вопрос типологии инновационного потенциала с позиций ресурсных возможностей, отмечают, что она содержит совокупность материальных и нематериальных активов предприятия, которые способны активизировать деятельность предприятия для достижения инновационных целей. Так, к примеру, Лукина Е.В. отмечает, что инновационный потенциал содержит неиспользованные, недоиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые при эффективном управлении могут быть приведены в действие для достижения инновационных целей [19] (Lukina, Omelchenko, 2015). Данная точка зрения является актуальной для предприятий отечественного производства, когда потенциал реализации инновационных товаров, процессов и услуг достаточно велик, но является неиспользованным и невостребованным ввиду отсутствия стратегической ориентации предприятия на инновации, отсутствия преемственности поколений в профессиональных знаниях и компетенциях и многих других причин. Многие крупнейшие промышленные предприятия в России имеют значительную производственно-техническую базу, научные центры и исследовательские отделы, однако балансы таких предприятий содержат сотые доли нематериальных активов наряду с материальными.
На основании проведенного исследования выделим три ключевые особенности инновационного потенциала предприятия:
1. Инновационный потенциал предприятия эквивалентен его реальным инновационным возможностям.
2. Инновационные возможности предприятия имеют динамический характер и способны к приросту при осуществлении грамотного и эффективного управления ими.
3. Инновационный потенциал предприятия выступает инструментом создания, развития и воспроизводства инноваций.
Рисунок 3. Внутренний подход к структуре инновационного потенциала предприятия
Источник: [21] (Varlamov, 2006).
Многие исследователи придерживаются подобной структуры инновационного потенциала, при которой предусмотрено разностороннее выделение элементов. Модель, представленная на рисунке 3, отражает наиболее распространенную структуру инновационного потенциала в 1990–2000-х годах прошлого столетия, когда доминантой в развитии инноваций признавалась интеллектуальная составляющая, которой отводилась первостепенная роль в формировании нового продукта. Позже ученые стали активно изучать влияние личностных способностей исследователей в вопросе генерации новых идей и новшеств, и модель стала дополняться соответствующими блоками (рис. 4).
Рис. 4 Структура инновационного потенциала [17].
Рисунок 4. Структура инновационного потенциала
Источник: составлено авторами.
Большое значение в вопросе дальнейшего развития инновационного потенциала сыграла сформированная в 70-х годах в Швеции Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая внесла категорию «интеллектуальная собственность» в общественный обиход.
Кроме того, объективными предпосылками внесения категории интеллектуальной собственности в состав интеллектуального потенциала стала необходимость предприятий в правовой защите результатов интеллектуальной деятельности. Так, качественные производственные преобразования, ноу-хау, технологические новшества требовали защиты для обеспечения не только юридической, но и экономической безопасности предприятий. Состояние развития на тот период патентного права предоставляло владельцу монопольную возможность использования результата интеллектуальной деятельности в виде объекта интеллектуальной собственности.
Одной из ключевых задач развития инновационного потенциала предприятия является необходимость трансформации знаний, опыта, компетенций интеллектуального человеческого капитала, представляющих собой ценность для эффективного функционирования производственных, управленческих, технологических и иных процессов предприятия. Данная трансформация – это процесс трансфера знаний в материально- вещественную форму, при этом происходит ее обособление от носителя и переход в автономную форму существования, которая может быть использована в течение длительного периода времени.
Стоит отметить, что инновационный потенциал предприятия представляет собой интеграцию определенных ресурсов интеллектуального, финансового, технического характера, которые в совокупности обеспечивают предприятию возможность формирования и воспроизводства инновационных товаров.
Обобщая вышеизложенный материал, стоит отметить, что инновационный потенциал предприятия – это тот ресурс, который способен воздействовать на инновационную активность и результативность предприятия в области роста и развития инноваций. Ценностью инновационного потенциала является не столько его выявление и оценка в абсолютном или относительном выражении, сколько в получаемых возможностях для предприятия его использования.
Типология инновационного потенциала, определяющая инновационную активность предприятия, предлагаемая авторами, заключается в комбинировании четырех основных ресурсов: интеллектуального, организационного, рыночного и материально- технического. Именно в этих четырех ресурсах содержатся возможности для предприятий воспроизводить и наращивать инновационные продукты.
Типологическая структура подразделяется на отдельные блоки для возможности детализации их характеристики:
1. Интеллектуальный потенциал представляет собой ценность, которая заключена в знаниях. Она выражается в технологических, производственных, управленческих способностях, используемых в производстве, воплощенных в персонале и т.д. Инновационные знания, представленные в рамках блока интеллектуального потенциала, – это нечто большее, чем просто знания, это новые «сильные» знания, способности, креативность и т.д. Именно данный блок определяет качество генерации уникальных идей и проектов. Интеллектуальный потенциал при грамотном управлении трансформируется в интеллектуальный капитал, т.е. капитал, генерирующий прибыль владельцу.
2. Рыночный потенциал – это, прежде всего, ресурс, заключенный в профессиональных партнерских связях и долгосрочной работе с ними. Речь идет о внешних партнерах, инвесторах, венчурных фондах и т.д. Рыночный потенциал – это ценность, заключенная в отношениях. Данный ресурс определяет возможности и способности предприятия к установлению коммуникаций с внешней средой.
3. Материально-технический ресурс представляет собой ценность, выраженную в материальных возможностях предприятия, таких как основные фонды, производственное оснащение предприятия, финансовые ресурсы. Данный блок обеспечивает материальную возможность формирования инновационного продукта и является незаменимым и важным.
4. Организационным потенциалом является ресурс, который обеспечивается объектами интеллектуальной собственности, технологическими, управленческими, производственными, маркетинговыми процессами; системой информационных коммуникаций. Организационный потенциал – это ценность предприятия, заключенная в объектах интеллектуальной собственности (рис. 5).
Рисунок 5. Типология инновационного потенциала, определяющая инновационную активность предприятия
Источник: составлено авторами.
Заключение
Возможности предприятия создавать инновационные товары и предоставлять уникальные услуги в настоящее время представляют не столько инструмент формирования стабильного финансового потока, сколько отражают необходимость предприятия «шагать в ногу со временем». Современная скорость развития технологий, нанотехнологий, микробиологии и т.д. служит ориентиром инновационного движения для предприятий, позволяет оптимизировать внутренние производственные процессы. Очевидно, что от того, насколько правильно и эффективно будет построено управление интеллектуальным ресурсом, определяющим возможности инновационного развития в рамках экономической системы, зависит результат инновационной деятельности.
Подводя итог, отметим основные особенности сущности инновационного потенциала предприятия:
1. Инновационный потенциал предприятия представляет собой такой ресурс предприятия, который позволит создавать, развивать, воспроизводить и реализовывать инновации, состоящий из детерминированных элементов.
2. Потенциал создания инноваций представляет собой условную величину, отдача от которой определяется эффективностью управления ею.
3. Инновационный потенциал отдельного предприятия – дифференцирован, т.е. эквивалентен ресурсным возможностям предприятия.
Источники:
2. Багов В.П., Селезнёв E.H., Ступаков B.C. Управление инновационным потенциалом: Учеб. пособие. - М.: ИД «Камерон», 2006.
3. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Сост. и науч. ред. Р.И. Капелюшников; М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
4. Друкер П. Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: Издательский дом «Вильямс», 2003.
5. Руус Й., Пайк С., Фернстрем JI. Инновационный потенциал: практика управления - 2-е изд. / - СПб.: - СПбГУ, Высш. шк. Менеджмента, 2008. - 436 с.
6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Начала, 1997.
7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М.: Прогресс, 1982. – 456 с.
8. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / пер. с англ. / Под ред. Ковалик Л.Н. СПб: Питер, 2001. - 288 с.
9. Ратнер С.В. Эконометрические методы управления рисками инновационных проектов / С.В. Ратнер, М.Ю. Архипова, Р.М. Нижегородцев. - М.: Ленанд, 2017. - 272 c.
10. Иванус, А. И. Гармоничный инновационный менеджмент / А. И. Иванус ; – М. : URSS: ЛИБРОКОМ, 2011. – 247 с.
11. Иншакова А. О. Реализация эффективной конкурентной политики ЕС в сфере инноваций посредством общего интеллектуального права / А. О. Иншакова, Д. В. Кожемякин // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2013. – № 2. – С. 19–23.
12. Томпсон А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа; Вильямс - Москва, 2013. - 928 c.
13. Яндарбаева Л.А., Мисаков А.В. Инновационная составляющая как ключевой фактор обеспечения устойчивого развития хозяйствующих субъектов // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 391-394
14. Гилева Т. А. Инновационный потенциал предприятия: структура, оценка, формирование / Т. А. Гилева, А. Р. Низаев // Актуальные вопросы управления в социальных и экономических системах: // Межвузовский сборник научных трудов. Ч. II. – Уфа. УГАТУ. 2006. - С. 213-218.
15. Clayton M. Christinsen, Assessing Your Organization's Innovation Capabilities // Leader to Leader. - № 21. - 2001.
16. Лаптева Е.А. Классификация факторов развития инновационного потенциала предприятия / Е. А. Лаптева // Экономика и предпринимательство. - 2013. - №9. - С. 495 – 498.
17. Лазарев В.Н., Кузнецова В.А., Шуленкова Т.А. Сущность инновационного потенциала предприятия-новатора // В сборнике: Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, - 2020. С. 102-105.
18. Столяров Д.Е., Михеев Г.С., Рындин Н.М. Современные методы оценки инновационного потенциала предприятий // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2018. Т. 2. № 4 (14). С. 744-747.
19. Лукина Е.В., Омельченко С.В. К вопросу оценки инновационного потенциала предприятия // Вестник алтайской науки. -2015. № 3-4 (25-26). С. 324-329.
20. Ustinova L.N., Ustinov A.E. Studying the impact of intellectual capital at industrial enterprises on their market capitalization. Published by Canadian Center of Science and Education Scopus Asian Social Science; Vol. 10, No. 20; 2014
21. Варламов Б. А. Инновационный потенциал предприятия: сущность понятия // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2006. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-predpriyatiya-suschnost-ponyatiya (дата обращения: 06.11.2020)
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:47:28