Трансформация национальных экономических интересов страны в рамках национальной экономической безопасности в межстрановых взаимодействиях
Исраилова Э.А.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 24
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29774223
Цитирований: 24 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены особенности построения системы экономической безопасности в современных условиях. Выделены причины конфронтацию в осуществлении национальных экономических интересов. Проанализированы мировые тенденции организации единого глобального экономического пространства, влияющие на национальную экономическую безопасность.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, трансформация экономических интересов, межстрановое взаимодействие
Введение
Говоря о происходящей трансформации национальных экономических интересов государства в современных условиях в аспекте национальной экономической безопасности при осуществлении межстрановых взаимодействий, необходимо отметить ряд обстоятельств. Стремление к реализации экономических интересов субъектами рыночных отношений выступает стимулом к ведению той или иной хозяйственной деятельности. Сами субъекты рыночных отношений пребывают в состоянии соперничества и конкурентной борьбы друг с другом, проявляющейся в форме:
а) конкурентного сотрудничества (кооперации), без которой невозможно положительное эволюционирование любой деятельности, так как без конкуренции нет развития, и происходит застой;
б) жесткого конкурентного противостояния, призванного достичь собственных интересов любой ценой, без учета мнения контрагента.
Первый случай предполагает совместное сосуществование на консенсусной основе, то есть в процесс взаимодействия изначально положен компромисс двух или более взаимодействующих сторон, уважающих экономические интересы друг друга. Это предполагает определенную комплементарность участников товарообменных процессов.
Второй вариант осуществления контакта между взаимодействующими сторонами характеризуется отсутствием комплементарности и, как следствие, нацеленностью на максимальное извлечение прибыли или иных собственных экономических интересов, без принятия компромиссных решений, настолько, насколько это позволяет сложившаяся ситуация. Если одному из контрагентов представляется экономически оправданным единичный контакт, ведущий к полному разорению партнера, он будет реализовывать данный сценарий взаимодействия. Если же представляется необходимым постоянство рабочих контактов, то обменные процедуры будут выстраиваться более сильным партнером в русле максимального достижения собственных экономических интересов, а более слабый партнер будет существовать на грани рентабельности, граничащей с угрозой разорения и подчеркнутой зависимости от «милости» доминирующего контрагента.
Мировые тенденции организации единого глобального экономического пространства определяют необходимость создания новой парадигмы экономической безопасности государства, которая должна сочетать в себе возможности самостоятельного устойчивого развития с одновременной опорой на интенсивное сотрудничество по приоритетным в инновационной сфере или трудно подлежащим замещению направлениям. Это предполагает необходимость предложения действенного механизма обеспечения экономической безопасности национального образования (государства) наряду с обеспечительными мероприятиями по оценке ресурсного потенциала ее обеспечения.
Попытки России закрепиться и расширить свое присутствие на мировой арене в качестве полноценного участника трансакционных взаимодействий сопровождаются контрмерами западных партнеров, проявляющимися в санкционном давлении на экономику РФ, ставя под угрозу ее экономическую безопасность.
Нужно подчеркнуть, что, с одной стороны, активный рост межгосударственных экономических связей и углубление интегративных процессов способствует облегчению доступа к инновационным продуктам и технологиям в ускоренном режиме. С другой стороны, это же выступает возможной причиной ослабления национальных государств, размывания их суверенитета, потенциальной причиной проявления кризисных явлений. Так, к отрицательному моменту интеграции относится отток факторов производства из менее развитых стран, укрепление транснациональных корпораций, вступающих в олигопольные соглашения друг с другом и подрывающих конкуренцию, утрата национального характера производства, связанная с его активным вовлечением в мировое хозяйство. Следовательно, современная интеграция государств и локализованного в них бизнеса не только расширяет новые перспективы и возможности, но и вызывает новые угрозы для экономической безопасности.
Существуют различные мнения относительно структуры внутренних и внешних угроз, но в целом они основываются на имеющейся нормативной базе по исследуемому вопросу. «Так, согласно «Стратегии обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации», основными элементами внешних угроз экономической системы России являются:
- проблемы глобализации мировой экономики, которые заключаются в масштабном проникновении определенных государств, транснациональных компаний в экономику и инфраструктуру иных стран, результатом чего становится полная или частичная потеря конкурентоспособности, независимости и деградация конкурентных хозяйственных систем;
- проблемы, вызванные реализуемой США «имперской» политикой, которая направлена на формирование однополярной гегемонии, основным результатом которой становится противодействие усилению России как одного из центров влияния, ослаблению ее позиции в Европе и других регионах» [1].
Наиболее значимыми в плане сдерживания угроз внутри государства в отмеченной выше стратегии являются нивелирование расслоения уровня жизни россиян, сглаживание различий между регионами (стремление к выравниванию экономического развития территорий), снижение числа преступлений в уголовной и экономической сфере.
По мнению С. Глазьева, «внешние и внутренние угрозы экономической безопасности России определяются сочетанием объективных и субъективных факторов. Первые связаны с эскалацией международной напряженности, обусловленной глобальными структурными сдвигами, которые опосредуют смену доминирующих технологических укладов. Вторые коренятся в стратегических ошибках проводимой в России макроэкономической политики, которые делают ее крайне зависимой от внешнеэкономической конъюнктуры и обрекают на колонизацию американо-европейским капиталом» [2] (Glazev S.).
Происходящие трансформации в мировой экономике оказывают значительное влияние на состояние и перспективы развития участников экономической глобализации и подчас — на понимание и определение национальных целей. Естественным образом, получается, что национальные экономические интересы должны быть «во главе угла» при планировании и осуществлении социально-экономических реформ и мероприятий по обеспечению стабильности функционирования и экономической безопасности государства. В связи с проявившимся геополитическим кризисом и санкционной политикой ведущих мировых держав важность разработки и реализации жизнеспособной государственной стратегии, обеспечивающей безопасность, в том числе в сфере экономики, для РФ существенно возрастает.
Экономическая безопасность государства представляет собой сложную структуру, в которой выделяются следующие элементы, такие как:
- экономическая независимость, предполагающая достаточную степень самостоятельности национальных производств и высокий уровень потенциальной конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках;
- устойчивость экономической системы в стратегической перспективе на базе собственной инновационной составляющей, позволяющей совершенствовать производство и ориентироваться на экономический рост;
- возможность российской экономики к пролонгированному модернизационному развитию на основании привлечения инвестиций.
Необходимо также подчеркнуть, что для современной России зависимость от экономически развитых государств проявляется в важнейших сферах, таких как снабжение государства стратегически важными товарами: продовольствием, лекарственными средствами, технологиями, комплектующими для машин и оборудования и т. д. В подтверждение данного тезиса можно отметить, что в торговом балансе России основными партнерами остаются страны ЕС (42,2% импорта и 53,8% всего экспорта), АТЭС (34,3% импорта и 18,9% экспорта) и СНГ (13% импорта и 14% экспорта). К примеру, доля импортной продукции на российском лекарственном рынке превышает 70% [3] (Kravchenko L.).
Газовая отрасль России в основном ориентирована на страны Европы и страны постсоветского пространства. Так, в Европу поступает 64,7 % российского газа, в СНГ – 27,85%, остальная часть – в Азию в виде сжиженного природного газа. Сырьевые компании России целиком зависимы от европейского газового рынка, в то же время доля российского газа в структуре европейского импорта составляет 34,46% [4] (Afonasova M.A., 2015).
Серьезной угрозой экономической безопасности также является обвал на фондовом рынке, что стало возможным из-за того, что 70% российского фондового рынка принадлежит иностранным инвесторам. Остается расплачиваться существенным снижением капитализации крупнейших российских компаний.
Ряд исследователей справедливо отмечают, что «последние изменения в мировой экономике и политике поставили вопрос о дальнейших путях развития мировой экономики в целом и Российской Федерации в частности. Западные санкции включают в себя практически полный спектр инструментов экономического, политического и информационного давления на Россию. Санкции касаются российских активов, которые находятся в юрисдикции США и их союзников и подвергаются угрозе конфискации; отзываются предоставленные западными банками кредиты, сворачиваются инвестиции; власти США и их союзники по НАТО принуждают компании к продаже активов в России и выводу капитала за рубеж (с чем в какой-то мере связан всплеск «бегства капиталов»); затрудняются международные платежи, снижается суверенный кредитный рейтинг РФ, приостанавливаются многие экономические проекты, которые велись совместно с западными корпорациями» [5] (Dudin M.N., Lyasnikov N.V., 2014).
Мировой опыт введения различных санкций демонстрирует, что данный инструмент является достаточно распространенным и привлекательным, поскольку, как правило, позволяет решать международные конфликты с меньшими потерями, чем прямые военные действия. Прослеживание последовательности введения санкционных мер и ограничений в мировой практике показывает, что их используют достаточно часто. Так, «если в 1950-х гг. во всем мире было отмечено 17 случаев введения санкций, в 1960-х – около 25, 1970-х гг. – 40, 1980-х – 23, в 1990-х и 2000-х гг. – более 100 случаев» [6].
Далеко не всегда данные меры приводят к желаемому и декларируемому результату. В качестве примера часто приводят информацию об американском эмбарго на продажи зерна из-за военного участия СССР в Афганистане. «Только прямые потери США от этой акции составили более 2 млрд долл., в итоге американские сельскохозяйственные производители потеряли крупный рынок сбыта и до сих пор не могут его вернуть, поскольку данная ниша на постсоветском пространстве заместилась импортом из других стран. Такой эффект достаточно часто наблюдается при введении торгово-экономических и финансовых санкций» [6].
Как отмечает ряд исследователей, часто страны — лидеры на мировой арене вводят санкции против более слабых партнеров, усугубляя неравенство взаимоотношений на мировых рынках. Так, «в настоящее время лидером в этом отношении являются США, и именно это государство лоббировало в своих интересах ввод санкций против России. Но в нынешней интегрированной экономической системе успех санкций, в смысле эффективного причинения экономического ущерба, не гарантируется участием в этой акции даже нескольких крупных государств. Российская Федерация, находясь в санкционных списках многих государств, поддерживает добрососедские отношения с Китаем, который занимает вторую позицию мирового рейтинга по ВВП» [7] (Skryl T.V., 2014), Южной Кореей, Индией, Бразилией, Аргентиной.
Следует подчеркнуть, что введение экономических санкций отражается негативным образом не только на развитии России, но и на развитии ряда стран Запада. Страны Европейского союза, имеющие наиболее тесные торгово-экономические связи с партнерами в России, объективно несут убытки от предпринятых санкций и реализуемых РФ контрмер.
Вместе с тем, как считают эксперты, «применение санкций поможет России освободиться от роли донора мировой финансовой системы и сохранить для собственного развития значительную часть капитала, утекающего за рубеж, за счет чего можно добиться 1,5-кратного увеличения объема инвестиций в развитие отечественной экономики» [8]. Исследуя данный вопрос, следует подчеркнуть, что суверенитет стран в глобальной экономике снижается, но государства де-факто и де-юре стремятся к адекватному отражению своих интересов на мировом рынке. То есть «стремятся играть активную и относительно самостоятельную роль внутри мирового сообщества» [9] (Smagina V.V., 2013).
Следует подчеркнуть, что в реализации экономических интересов государств на мировой арене сочетания антагонистического противостояния и поиска компромиссов чередуются между собой на протяжении исторического периода.
В настоящее время национальные сообщества далеко не всегда объединены схожей моделью поведения и общими целями, а критерии равенства и справедливости понимаются и трактуются ими неоднозначно. Как было отмечено выше, интеграционные усилия и объединение интересов достигаются путем определенного давления, в том числе с применением силовых механизмов.
Заключение
Построение системы экономической безопасности является необходимым условием независимости государства и создает условия для потенциально возможного в перспективе экономического роста. Осуществляемая наиболее сильными игроками – государствами-«продуцентами» экономическая активность позволяет им навязывать свои условия ведения дел на мировых рынках при контактах со странами-«реципиентами», более слабыми в экономическом и политическом плане. Это вызывает пересечение и конфронтацию в осуществлении национальных экономических интересов. В связи с этим ряд исследователей отмечают, что следует четко понимать и оценивать угрозы, объективно проявляющиеся для основных отраслей национальной экономики. «...Является серьезной внешней угрозой повышенная зависимость основополагающих сфер российской экономики от внешнеэкономической ситуации, от политических и экономических решений интеграционных группировок зарубежных стран, международных финансовых и торговых организаций, ущемляющих экономические интересы России» [10] (Glotov A.S., 2007).
На наш взгляд, необходимы серьезные институциональные и структурные изменения в экономике в контексте перспектив глобального социально-экономического развития, а также реализации национальных конкурентных преимуществ. Подобные организационные мероприятия должны быть конгруэнтны с реализуемой стратегией экономической безопасности государства и способствовать преодолению потенциально возможных к проявлению внешних угроз и факторов сдерживания.
Резюмируя, отметим, что экономическая безопасность государства может и должна основываться в современных реалиях на определенной автономности (несмотря на глобализацию экономики и взаимозависимость народно-хозяйственных комплексов разных стран) экономики национального образования, возможности развития его внутреннего потенциала, благодаря которому можно рассчитывать на определенный успех во внешнеэкономических контактах. Успешность межстрановых взаимодействий зачастую зависит от экономической и политической устойчивости государства и внутреннего потенциала его роста. Идеальным вариантом, на наш взгляд, может являться именно поиск компромиссов с зарубежными партнерами и осуществление совместных взаимовыгодных проектов, однако, в современной ситуации, из-за политических реалий и развертывания геополитических интересов США и отчасти ЕС в зоне локализации традиционного влияния РФ, вести речь о компромиссе не всегда возможно. Соответственно, в реализации концепции экономической безопасности, нацеленной в том числе на реализацию национальных экономических интересов, необходимо искать компромиссы и осуществлять мероприятия по поиску новых союзников (соинвесторов) в мирохозяйственной среде, стараться вести компромиссный диалог с прежними партнерами, при этом отдавая себе отчет в том, что определенное противостояние имеет место быть и проявляет себя.
Источники:
2. Глазьев С. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях агрессии США. Однако. [Электронный ресурс]. URL: http://www.odnako.org.
3. Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы. Центр Сулакшина. [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-vyzovy-i-ugrozy ( дата обращения: 17.05.2015 ).
4. Афонасова М.А. Обострение проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1. – С. 240-243.
5. Дудин М.Н., Лясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. – № 43. – С. 2-11.
6. Материалы экспертного семинара, посвященного финансовым санкциям. SECO - Staatssekretariat für Wirtschaft. [Электронный ресурс]. URL: http://www.seco.admin.ch/ themen/00513/00620/00639/00641/index.html?lang=en ( дата обращения: 17.05.2015 ).
7. Скрыль Т.В. Эффект потерь от введения санкций в глобальной экономике // Вестник Международного института экономики и права. – 2014. – № 2. – С. 20-25.
8. Момент истины: Россия и санкции Запада. Za-donkazak.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://za-donkazak.ru/uploads/1/ukraina/ moment_istiny_rossiya_i_sank-cii_zapada.pdf ( дата обращения: 17.05.2015 ).
9. Смагина В.В. Парадигма экономической безопасности государства в глобализации // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 7(053). – С. 147-149.
10. Глотов А.С. Экономическая безопасность России в условиях интеграции в мировое хозяйство // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. – 2007. – № 33. – С. 54.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:03:05