The role of exclavity in ensuring the economic security of the Kaliningrad Region in Russia's national interests
Voloshenko K.Yu.1
1 Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 11 (November 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=76506208
Abstract:
For the first time, in the article the scientific problem of study of spatial (typological) features of ensuring of economic security of the region is raised. It is proved that the differences inherent in the regions of Russia in geographical location, potential and resources, economic specialization and others influence the establishment of boundaries of economic security and the performance of certain functions in the national interest of the country.
The main characteristics of exclavity are analyzed.
With reference to the Russian exclave, the Kaliningrad Region, the influence and role of the exclave factor in ensuring economic security have been revealed. The necessity of strengthening the interregional ties of the Russian exclave in the conditions of increasing influence of its separation and remoteness after 2022 and decreasing importance of the factor of the border location of the region is substantiated. The actual problems of ensuring the economic security of the Russian exclave are noted; and the main ways of overcoming its isolation in the conditions of the existing external restrictions of unfriendly countries are suggested.
Keywords: exclavity, economic security, Russia's national interests, Kaliningrad region, sanctions restrictions, challenges and threats
JEL-classification: F52, R11, R58
Введение. Постепенный рост конфликта в системе «Россия — Запад», который приобрел угрожающие черты с началом Россией СВО (специальная военная операция) на Украине, значительно актуализировал потребность расширения пространственных границ экономической безопасности страны и ее регионов. В первую очередь это относится к приграничным регионам на западных рубежах страны [1], в том числе эксклавной Калининградской области, при снижении их открытости в условиях действия внешних ограничений.
В теории экономической безопасности внимание традиционно было обращено на внутренние регионы. Исследований, посвященных проблемам обеспечения экономической безопасности отдельных типов регионов России, прежде всего приграничных или эксклавных, относительно немного [1; 5; 8; 15; 20; 23; 24]. Экономическая безопасность региона в условиях эксклавности до настоящего времени практически не изучена. В работах российских авторов рассматривался ограниченный круг вопросов, связанных с безопасностью Калининградской области и Республики Крым (включая г. Севастополь) [2; 6; 13; 14; 21], которые де-факто являлись единственными российскими эксклавами [2]. После 2022 г. в их числе осталась только Калининградская область [3]. В работах зарубежных ученых мировые анклавы и эксклавы изучаются преимущественно в рамках их суверенной принадлежности и направлений реализуемой экономической политики. Наиболее часто анклавы (эксклавы) представляют интерес как потенциальные зоны конфликтогенности [17b], анализируются проблемы их экономических издержек [43], двойной периферии [35], доступа и управления [41] и др. Вопросы безопасности чаще всего рассматриваются в контексте военных конфликтов и оккупации [42], нелегальной миграции [36], преступности и контрабанды [38; 39], а также немало работ посвящено изучению изменения ситуации вдоль границ отдельных анклавов (эксклавов). При всей значимости проводимых исследований научная проблема изучения экономической безопасности региона в условиях эксклавности представляется актуальной, а для Калининградской области имеет приоритетное значение. Устойчивое функционирование российского эксклава после 2022 г. было нарушено экономическими, прежде всего транспортными, ограничениями на фоне усиления военно-политических угроз.
Цель работы — выделение пространственных особенностей обеспечения экономической безопасности эксклавного региона применительно к Калининградской области. В соответствии с поставленной целью в работе предпринимается попытка дать ответы на следующие вопросы. Каковы пространственные (типологические) особенности эксклава в обеспечении его экономической безопасности. Как соотносятся факторы эксклавности и приграничности в экономической безопасности региона. В какой степени эксклавность региона ограничивает или связана с возможностями формирования защищенности региона от вызовов и угроз, в том числе в национальных интересах России.
Объектом исследования выступает экономическая безопасность региона. Предмет исследования — процессы обеспечения экономической безопасности региона в условиях эксклавности на примере Калининградской области. В работе использованы общенаучные и прикладные методы исследования, в том числе системно-структурный, сравнительный, экономико-статистические и др.
Научная новизна исследования состоит в обосновании потребности учета и выделения пространственных особенностей обеспечения экономической безопасности региона в национальных интересах страны. В отношении Калининградской области обоснована роль факторов эксклавности и приграничности в обеспечении ее экономической безопасности в конкретных пространственно-временных границах.
Информационной базой исследования выступили нормативные правовые акты РФ, литературные источники информации (монографии, научные статьи, периодические и справочные издания и др.), данные Росстата и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), Федеральной таможенной службы России.
Практическая значимость работы связана с использованием результатов исследования как при разработке федеральными и региональными органами государственной власти мер обеспечения экономической безопасности эксклава, так и стратегировании его развития в будущем.
Пространственные особенности обеспечения экономической безопасности региона. Пространственная дифференциация регионов характерна не только для регионов России, но затрагивает и все страны миры. Однако пространственные условия организации и концентрации экономики изучаются преимущественно с позиций снижения экономического неравенства и сокращения диспропорций преимущественно в экономическом развитии регионов и практически не затрагивают сферы обеспечения безопасности.
Изучение факторов пространственной дифференциации регионов, число которых продолжает расти, а их содержание расширяться и усложняться, основано на широко известных центро-периферийной теории [37] и новой экономической географии [40]. Обычно факторы объединяют в следующие группы. Во-первых, это природные ресурсы и условия, их размещение и дифференциация, экономико-географическое положение региона и др. Такие факторы считаются первичными (или факторами «первой природы»), не связанными с деятельностью человека. Во-вторых, это комплексообразование (структурообразование), агломерационный эффект, человеческий капитал, институты и т.д. Такие факторы считаются вторичными (или факторами «второй природы»), которые полностью определяются результатами деятельности человека, а в широком смысле — государства и общества. В совокупности первичные и вторичные факторы составляют пространственные (типологические) особенности региона, которые предопределяют, на наш взгляд, не только его развитие, но и возможности обеспечения безопасности, а также в целом его роль в защите национальных интересов страны. Данное положение следует из теоретических представлений о взаимосвязи таких категорий, как «развитие» и «безопасность», а также находит эмпирическое подтверждение в первую очередь на примере Калининградской области, но и других приграничных регионов России после 2022 г.
Экономическое развитие региона возможно и вне обеспечения его безопасности, но обратная ситуация теряет всякий смысл [28]. Достижение устойчивого функционирования и обеспечение безопасности региона формирует каркас для его последующего развития и роста [33]. Поэтому пространственные особенности регионов должны учитываться не только в границах их экономического развития, но и в обеспечении экономической безопасности. Выявление пространственных условий сохранения устойчивости отдельных типов регионов и обеспечения их экономической безопасности представляет новую нетривиальную научную задачу.
Пространственные особенности региона влияют не только на способность противодействовать отдельным вызовам и угрозам, но также обеспечивать и национальные интересы, поэтому позиции и роль регионов в экономической безопасности государства будут различны. Представление о роли региона в обеспечении экономической безопасности России может быть сформировано через введение понятия «региональные (стратегические) приоритеты». В общем виде региональные (стратегические) приоритеты представляют собой меры организационного, правового, научно-технического, социально-экономического и иного характера, реализуемые на уровне конкретного региона, направленные на обеспечение экономической безопасности государства и в целом защиту национальных интересов. Способность региона противодействовать вызовам и угрозам в национальных интересах формируется в границах его собственной экономической безопасности (рис. 1).
Рисунок 1. Экономическая безопасность эксклавного региона и его роль
в обеспечении национальных интересов РФ
Источник: составлено автором.
В отношении российского эксклава следует учитывать, что пространственные особенности региона связаны как с его приграничным, так и эксклавным положением. В работе [4] был рассмотрен фактор приграничности и роль приграничных регионов Северо-Запада России в обеспечении национальных интересов при изменении внешних условий их развития. Установлено, что в относительно стабильных внешних условиях использование ресурсов и потенциала приграничного положения создает дополнительные импульсы национального роста и развития (инвестиции и новые производства, инновации и технологии, транспортные коридоры и др.), а приграничные регионы выполняют интегративные и абсорбционные роли. В обратной ситуации, когда растет геополитическая и геоэкономическая напряженность, ресурсы и потенциал приграничных регионов направлены на расширение и укрепление их межрегиональной и функциональной роли.
Формирование региональных (стратегических) приоритетов и обеспечение экономической безопасности российского эксклава в национальных интересах зависят не только от влияния фактора приграничности, но и фактора эксклавности. Причем в конкретных пространственно-временных границах соотношение этих факторов различно.
Фактор эксклавности в экономической безопасности региона. Феномен эксклавности Калининградской области рассматривался небольшим числом калининградских ученых и экспертов: А.П. Клемешевым [16-18], Г.М. Федоровым [19; 31; 32], Е.Ю. Винокуровым, результаты исследования обобщены в [3], Ю.М. Зверевым [10-12], Ю.Д. Рожковым-Юрьевским [25-27]. В 2018-2020 гг. географами-обществоведами по гранту РНФ №18-17-00112 «Обеспечение экономической безопасности регионов Западного порубежья России в условиях геополитической турбулентности» опубликована серия монографий [9; 24; 34], однако содержание эксклавности в экономической безопасности изучено не было.
Под эксклавом обычно понимается «…часть страны, пространственно отделенная от ее основной территории и имеющая сухопутную границу с зарубежными государствами. При наличии выхода на морское побережье эксклав можно считать полуэксклавом» [7, с. 9]. Каждый эксклав является анклавом и наоборот. Если территория рассматривается как часть страны в окружении зарубежных государств, то используется понятие «эксклав», если только в окружении зарубежных государств, — «анклав». Калининградская область рассматривается как эксклав России, но выступает анклавом внутри стран ЕС и НАТО.
Основные характеристики эксклавов (анклавов) (табл. 1) порождают разнообразные проблемы их функционирования [19]. Во-первых, проблема транспортной доступности, которая обусловливает более высокую стоимость транспортировки за счет больших расстояний, таможенного оформления, страхования и др. Нередко функционирование эксклава (анклава) ограничено таможенными барьерами, которые устраняются за счет специальных экономических режимов. Необходимость транзита и пересечения территории зарубежных государств может приводить к ограничениям использования отдельных видов транспорта и потерям времени в организации грузопотоков. Во-вторых, проблемы управления эксклавом, которые касаются поиска баланса между централизацией и его относительной самостоятельностью. Здесь необходимо упомянуть и о военной уязвимости эксклава в случае его окружения недружественными странами. В-третьих, это сугубо экономические проблемы эксклава, как узкая специализация, уязвимость (хрупкость) экономики и др. По уровню развития эксклавы (анклавы) обычно уступают «материнскому» государству, обратная ситуация — обычно исключение [3].
Таблица 1. Основные характеристики эксклавов (анклавов)
Характеристика
|
Содержание
|
Малый
размер (ресурсы и потенциал)
|
Ограниченная
емкость внутреннего рынка, узкая специализация, экспортная ориентация
профильных производств и высокая доля импорта, асимметрия внутреннего
производства и внутреннего потребления
|
Периферийность
(удаленность)
|
Дополнительные
транспортные издержки, таможенные барьеры, транзит и пресечение границ, «двойная
периферия» (удаленность от «материнского» государства и близость к зарубежным
регионам, имеющим невысокий уровень развития)
|
Изолированность
(отделенность)
|
Усложнение
транспортной доступности и коммуникаций с «материнским» государством,
ограничение свободного перемещения людей, капитала, товаров и услуг между
эксклавом и «материнским» государством
|
Уязвимость
(хрупкость)
|
Сильное
влияние экономических и политических шоков, политики соседних стран, более
тяжелое протекание кризисных процессов и восстановление экономики.
Экономическая несостоятельность ввиду изолированности (удержание производств
при значительных расстояниях и транзитных расходах)
|
Открытость
(против закрытости) применительно к российскому эксклаву
|
Высокая
интегрированность в мировую экономику против взаимодействий с «материнским»
государством, вследствие чего большее значение для экономики региона имеют
международные, а не межрегиональные связи
|
Особенности эксклавного (анклавного) положения требуют большего внимания к его безопасности для сохранения в едином экономическом пространстве страны. В-четвертых, это проблема идентичности, имеющая этнические или религиозные основы, что нередко связано с ростом сепаратизма и конфликтогенности эксклава (анклава).
Фактор эксклавности в обеспечении экономической безопасности рассматривается в данной работе через основные атрибуты анклавов (эксклавов) и их связь с наиболее часто выделяемыми характеристиками экономической безопасности (рис. 2): а) категория (предмет) — вызовы и угрозы, риски и опасности, б) конечное состояние (цель) — самодостаточность и самообеспеченность (по отдельным видам продукции), сбалансированность и пропорциональность, устойчивость (стабильность) и защищенность, в) средства и механизмы — баланс (интересов), механизмы предупреждения и нейтрализации угроз [5].
Рисунок 2. Фактор эксклавности в экономической безопасности эксклава
(на примере Калининградской области)
Источник: разработано автором.
Фактор эксклавности в экономической безопасности проявляется не только в преодолении проблем, продуцируемых особым положением территории, но и в масштабировании задач ее обеспечения на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне создаются условия для обеспечения экономической безопасности эксклавного региона для преодоления его отделенности и удаленности (транспорт и логистика, компенсация эксклавного положения для населения и бизнеса, поддержка развития инфраструктуры и др.). На региональном уровне, собственно, решаются задачи обеспечения экономической безопасности в рамках региональных (стратегических) приоритетов.
Экономическая безопасность Калининградской области: ограничения и возможности обеспечения в современных условиях. В эксклавной Калининградской области после 1990-х гг. сформировалась модель экономики, ориентированная на внешние рынки — экономическое развитие обеспечивалось за счет роста импорта, федеральной поддержки и преференциальных режимов — ОЭЗ (особой экономической зоны). Вопросы обеспечения экономической безопасности эксклава были включены в региональную и федеральную повестки только после 2014 г. и решались преимущественно в рамках обеспечения продовольственной, энергетической и социальной безопасности, хотя стресс-сценарии блокады эксклава с каждым годом приобретали реальные черты. В сфере продовольственной безопасности обеспечен рост валового сбора зерновых и масличных культур, достигнута самообеспеченность по производству молока и мяса, значительно увеличилось производство яиц, овощей, фруктов и ягод. В сфере энергетической безопасности в период 2017-2020 гг. в дополнение к базовому источнику электрической энергии Калининградской ТЭЦ-2 (900 МВт) были введены в эксплуатацию четыре резервные электростанции суммарной мощностью более 900 МВт, построены подземные хранилища газа, а также единственная плавучая регазификационная установка в России «Маршал Василевский» [29]. В сфере социальной безопасности в 2012 г. начал работу Центр сердечно-сосудистой хирургии (современное название — Федеральный центр высоких медицинский технологий), а в 2024 г. — Онкологический центр Калининградской области, в настоящее время ведется строительство филиалов Третьяковской галереи, Большого театра и Российского государственного института сценических искусств, расширяется социальная поддержка населения и растет качество услуг (медицина, образование и т.д.). Однако по остальным компонентам экономической безопасности (транспортной, промышленной, финансовой, экономико-демографической, экологической, инновационной и технологической и др.) проблемы обеспечения сохранялись, а после 2022 г. в указанных сферах возникли реальные угрозы для жизнеобеспечения эксклава. Предпринимаемые оперативные меры в части организации и расширения паромного сообщения, субсидирования морских перевозок и авиабилетов для населения и т.д. принципиально не меняют подхода к положению эксклава. Функционирование и развитие Калининградской области по-прежнему рассматривается в старой парадигме — реализация заявленных до 2022 г. инвестиционных проектов, сохранение импортозависимых производств, ориентация на экспорт при изменении географии партнеров, расширение федеральной поддержки. Очевидно, что достижение устойчивости (стабильности) и создание условий для последующего роста и развития эксклава невозможно вне обеспечения его экономической безопасности. Собственно, эксклавное положение независимо от внешних условий, открытости или закрытости региона предопределяет потребность в формировании защищенности от вызовов и угроз в первую очередь посредством наращения внутреннего потенциала, расширения межрегиональных связей и роста включенности эксклава в единое экономическое пространство страны.
Современная ситуация в Калининградской области при сохранении и возможном усилении внешних ограничений обращает к необходимости установления региональных (стратегических) приоритетов, 1) снижающих негативное влияние эксклавности, 2) формирующих новую модель экономики в парадигме обеспечения безопасности эксклава, 3) реализующих геостратегическую роль региона с учетом усиления его военно-политической функции. Ниже рассматриваются отдельные ключевые направления и меры в рамках формирования региональных (стратегических) приоритетов эксклава.
I. Снижение негативного влияния эксклавности.
Во многом компенсация эксклавности связана с принятием мер на федеральном уровне, но при непосредственном участии региона в подготовке предложений и их обосновании. Во-первых, отделенность и удаленность эксклава, его положение в окружении недружественных стран, ограничения в экономическом развитии и осуществлении международной деятельности требуют создания федерального института развития российского эксклава по аналогии с Дальним Востоком России. В его ведении должны находиться вопросы устойчивого функционирования и развития эксклава, предусмотрена экспертиза федеральных проектов и решений применительно к условиям эксклавности. Во-вторых, необходимо обеспечить поддержку населения эксклава при наблюдаемом ухудшении условий жизни в сравнении со среднероссийский уровнем. В качестве компенсационного механизма может быть предусмотрено субсидирование населения через установление эксклавной надбавки, а также районного коэффициента по причине имеющегося разрыва между западом и востоком области с точки зрения их хозяйственного освоения. В-третьих, несмотря на достаточные энергетические мощности в регионе, поставка топлива осуществляется из-за его пределов, что неизбежно ведет к росту внутренних цен на топливо и энергию. Необходимо рассмотреть возможность снижения тарифов для бизнеса и населения (электроэнергия, тепло и пар, водоснабжение и др.), в том числе за счет дотирования внутренних цен.
На уровне региона снижение влияния эксклавности для обеспечения экономической безопасности региона связано со следующими мерами:
- разработка региональной нормативно-правовой базы по экономической безопасности эксклава (предусматривает предварительное закрепление на федеральном уровне российского эксклава как отдельного (уникального) региона), в том числе предусмотреть формирование неснижаемого и оперативного запасов продукции;
- разработка и реализация программы обеспечения экономической безопасности эксклава по ее компонентам (видам), что потребует изменения принципов федеральной поддержки региона;
- формирование интегратора в части предоставления мер государственной поддержки бизнесу и населению (гранты, микро-займы, субсидии, консультационные услуги, обучение, сервисы и др.) и их распределение по категориям получателей;
- для новых и перспективных проектов и производств требуется установить четкие критерии и виды государственной поддержки, учитывая возникновение ограничений и дополнительных рисков в экономической деятельности (кадры (подготовка, привлечение или переток), машины и оборудование и др. (отечественное или импортное), технологии (критические или некритические), земля (экологическая емкость), рынок (региональный, национальный, внешний), локализация (запад или восток), интегративный потенциал (внутри и за пределами региона));
- реализация принципов селекции миграционного потока [4] из регионов России (перераспределение действующих мер поддержки в направлении обеспечения переезда специалистов востребованных профессий, подготовка которых не ведется в регионе или представлена в ограниченном объеме).
II. Формирование новой модели экономики
В целях обеспечения экономической безопасности российского эксклава при формировании новой модели экономики основной траекторией изменений должно стать включение Калининградской области в межрегиональные хозяйственные связи, использование собственных ресурсов и постепенное увеличение регионального потенциала (производственного, трудового, научно-технологического и др.). Особое внимание в обеспечении экономической безопасности, на наш взгляд, должно уделяться производствам и видам экономической деятельности, составляющим традиционные направления хозяйственной специализации региона: добыча и переработка рыбы (в т. ч. аквакультура), агропромышленный комплекс, судостроение и судоремонт, круглогодичные санаторно-курортный и лечебно-оздоровительный туризм, реабилитация, а также добыча и переработка янтаря. Ключевыми задачами при формирования новой модели экономики являются:
- реструктуризация экономики — выделение ключевых производств, сервисов и услуг в обеспечении экономической безопасности эксклава (достижение баланса внутреннего производства и потребления эксклава);
- анализ потребности расширения границ экономической безопасности эксклава по ее отдельным компонентам (видам), например, транспортная, производственная, финансовая и др.;
- комплексная оценка потенциала региональных производств с позиции их сохранения, трансформации и расширения (новые, растущие, перспективные и демонстрирующие спад производства);
- развитие пространственно-распределенных форм организации производств (регионы СЗФО и в целом РФ) — судостроение и судоремонт, машиностроение, АПК, производство мебели, туризм и рекреация, ИКТ-индустрия, здравоохранение, культура, спорт и др.;
- увеличение присутствия в ключевых сферах эксклавной экономики российских компаний с государственным участием;
- расширение межрегиональных связей на основе переориентации существующих производств с импорта и развитие новых производств, ориентированных на внутренний национальный, а не внешний рынок.
III. Реализация геостратегической роли эксклава с учетом усиления его военно-политической функции. Во-первых, необходимо пересмотреть роль и место российского эксклава среди геостратегических территорий России как отдельного (уникального) региона. Это потребует внесения изменений в федеральное и региональное законодательство, в том числе Стратегию пространственного развития России. Во-вторых, развитие военной инфраструктуры и наращивание сил и средств стран НАТО (прежде всего США и Германии) в приграничных с эксклавом регионах Польши и Литвы в качестве ответной меры требует увеличения военной группировки РФ в Калининградской области. В-третьих, что следует из предыдущего утверждения, усиление военно-политической роли российского эксклава представляет один из возможных сценариев его развития в будущем:
1) поступление дополнительных инвестиций и создание новых рабочих мест за счет строительства необходимой военной инфраструктуры и социальных объектов для военнослужащих и членов их семей;
2) сокращение внутри-региональных диспропорций на уровне муниципальных образований, в том числе по направлениям «город-село» и «запад-восток»;
3) расширение внутреннего рынка, рост обрабатывающих производств, прежде всего пищевых продуктов, что стимулирует развитие сельского хозяйства в направлении продовольственного самообеспечения.
Экономическая безопасность российского эксклава — объективная потребность, а не очередной сценарий развития региона в меняющемся контуре миропорядка. Поэтому требуется разработка и реализация системной региональной политики на государственной уровне, – как в отношении российского эксклава, так и обеспечения его экономической безопасности.
Заключение
Изучение фактора эксклавности в обеспечении экономической безопасности Калининградской области позволило сделать ряд выводов в соответствии с поставленными в работе задачами:
1. Пространственные особенности обеспечения экономической безопасности эксклава определяются влиянием фактора приграничности и фактора эксклавности. Их соотношение и роль меняется в конкретных пространственно-временных границах, определяемых преимущественно геополитическими и геоэкономическими условиями. В относительно благоприятных условиях ведущую роль приобретает фактор приграничности — регион выполняет интегративные и абсорбционные роли в национальных интересах. В обратной ситуации усиливается влияние эксклавности и регион ориентируется на расширение межрегиональной и функциональной роли.
2. Присущие всем регионам России пространственные особенности, в том числе эксклаву, предлагается в экономической безопасности рассматривать через формирование региональных (стратегических) приоритетов, которые позволяют закрепить роль региона и его функции в обеспечении национальных интересов страны. Региональные (стратегические) приоритеты соответствуют стратегическим национальных приоритетам страны в границах экономической безопасности региона, отражая ее компонентную (видовую) структуру, направления формируемой защищенности от вызовов и угроз.
3. Фактор эксклавности в экономической безопасности проявляется в первую очередь в преодолении экономических издержек эксклавного положения региона: малый размер (ресурсы и потенциал), периферийность (удаленность), изолированность (отделенность), уязвимость экономики (хрупкость), открытость (против закрытости). На примере российского эксклава показана связь эксклавности с характеристиками экономической безопасности. Категорией (предметом) экономической безопасности выступают вызовы и угрозы, риски и опасности, обусловленные пространственными особенностями региона. Конечным состоянием (целью) обеспечения экономической безопасности эксклава выступают самодостаточность и самообеспеченность (по отдельным видам продукции), сбалансированность и пропорциональность, устойчивость (стабильность) и защищенность, что обусловлено в первую очередь такими его атрибутами, как отделенность и удаленность. Конкретными средствами и механизмами обеспечения экономической безопасности эксклава выступают баланс (интересов) и специальные экономические режимы, в том числе преференциальные, для предупреждения и нейтрализации угроз.
4. Эксклавность региона в условиях его открытости создает возможности для реализации интегративной и абсорбционной функции в национальных интересах. Причем последняя связана со способностью использования технологий и ассимиляции новых знаний, их последующей коммерциализации и воплощения в новых продуктах, услугах, сервисах и др. Эксклавная Калининградская область с 1990-х гг. успешно выполняла интегративную функцию, но практически полностью игнорировалась абсорбционная функция. Открытость региона сводилась к росту транзита, импорта товаров, сырья, оборудования, развитию простых производств с низкой добавленной стоимостью на основе импортных комплектующих для поставок продукции в материковую часть страны.
5. Невысокая производительность труда, относительно простые производства, зависимость экономики от импорта при недостаточном научно-технологическом уровне и инновационной активности в отсутствии системной политики обеспечения экономической безопасности стали причинами сложной экономической ситуации в эксклаве после 2022 г. Решение задач жизнеообеспечения российского эксклава, достижение его устойчивости и последующего развития неразрывно связано с вопросами экономической безопасности. Региональные (стратегические) приоритеты российского эксклава должны быть основаны на преодолении влияния эксклавности, формировании новой модели экономики и реализации его геостратегической роли как отдельного (уникального) региона России. Результаты исследования в части формирования региональных (стратегических) приоритетов требуют обсуждения и дальнейшей разработки на уровне конкретных предложений на федеральном и региональном уровнях, учитывая потребность масштабирования вопросов обеспечения экономической безопасности российского эксклава.
[1] Прим. авт.: здесь мы не рассматриваем положение регионов России, приближенных к линии боевого соприкосновения, в ходе проведения СВО на Украине.
[2] Де-юре в РФ было четыре эксклава, включая деревню Дубки в Псковской области и пос. Медвежье-Саньково в Брянской области, кроме Калининградской области и Республики Крым.
[3] После вхождения Донецкой, Запорожской и Херсонской областей в РФ на правах ее субъектов Республика Крым больше не относится к эксклавам по причине наличия сухопутных и морских границ с остальной территорией страны.
[4] Прим. авт.: несмотря на снижение после 2022 г. миграционного сальдо с регионами России, Калининградская область входит в десятку регионов-лидеров РФ по относительным показателям сальдо миграции. После рекордного роста в 2021 г. (9,9 тыс. чел.) миграционного сальдо и по итогам 2023 г. составило только около 4 тыс. чел. [22].
References:
Alklychev A.M., Zoidov K.Kh., Bogatyrev S.I. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost prigranichnogo regiona RF: sushchnost, problemy i sposoby obespecheniya [Economic security of the border region of the Russian Federation: the essence, problems and ways to ensure]. Scientific review. Series 1: Economics and Law. (6). 54-69. (in Russian). doi: 10.26653/2076-4650-2019-6-05.
Anokhin A.A., Fedorov G.M. (2019). O formirovanii regionov - mezhdunarodnyh koridorov razvitiya v Zapadnom porubezhe Rossii [Regions as international development corridors in the western borderland of Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Nauki o Zemle. 64 (4). 545-558. (in Russian). doi: 10.21638/spbu07.2019.403.
Castanho R.A. (2022). Analyzing Sustainability in Peripheral, Ultra-Peripheral, and Low-Density Regions Hershey, PA: IGI Global Scientific Publishing.
Düvell F. (2012). Transit Migration: A Blurred and Politicised Concept Population, Space and Place. 18 (4). 415-427. doi: 10.1002/psp.631.
Fedorov G.M. (2010). Kaliningradskaya dilemma: «koridor razvitiya» ili «dvoynaya periferiya»? Geopoliticheskiy faktor razvitiya rossiyskogo eksklava na Baltike [The kaliningrad dilemma: a «development corridor» or a «double periphery»? The geopolitical factor of the development of the russian exclave on the Baltic sea]. The Baltic region. (2(4)). 5-15. (in Russian).
Fedorov G.M. (2020). Otsenka urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti eksklavnogo regiona Rossii — Kaliningradskoy oblasti [On the economic security of Russia´s Kaliningrad exclave]. The Baltic region. 12 (3). 40-54. (in Russian). doi: 10.5922/2079-8555-2020-3-3.
Fedorov G.M., Druzhinin A.G., Katrovskiy A.P., Zverev Yu.M., Voloshenko K.Yu., Kuznetsova T.Yu., Lachininskiy S.S., Mikhaylova A.A., Peker I.Yu. (2020). Zapadnoe porubezhe Rossii: modelirovanie razvitiya i obespechenie ekonomicheskoy bezopasnosti [Russia's Western borderlands: modeling development and ensuring economic security] Kaliningrad: Izdatelstvo BFU im. I. Kanta. (in Russian).
Fedorov G.M., Katrovskiy A.P., Lachininskiy S.S., Gorochnaya V.V., Volkhin D.A. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost regionov Zapadnogo porubezhya Rossii [Economic security of the regions of the Western Borderlands of Russia] Kaliningrad: Izdatelstvo BFU im. I. Kanta. (in Russian).
Fedorov G.M., Voloshenko K.Yu., Gorochnaya V.V., Gumenyuk I.S., Druzhinin A.G., Zverev Yu.M., Kuznetsova T.Yu., Lachininskiy S.S., Lyalina A.V., Mikhaylova A.A. (2019). Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti regionov Zapadnogo porubezhya Rossii [Problems of economic security of the regions of the Western borderlands of Russia] Kaliningrad: Izd-vo BFU im. I. Kanta. (in Russian).
Fedorov G.M., Zverev Yu.M., Korneevets V.S. (1997). Rossiyskiy eksklav na baltike: Kaliningradskaya oblast v Baltiyskom ekonomicheskom prostranstve [Russian exclave in the Baltic: Kaliningrad Region in the Baltic Economic Space] Kaliningrad: KGU. (in Russian).
Friedmann J. (1966). Regional development policy Boston: Mass. Inst. Techn,.
Gallien M., Weigand F. (2021). Channeling Contraband: How States Shape International Smuggling Routes Security Studies. 30 (1). 79-106. doi: 10.1080/09636412.2021.1885728.
Gold P. (2000). Europe or Africa? A Contemporary Study of the Spanish North African Enclaves of Ceuta and Melilla Liverpool: Liverpool University Press.
Gordienko D.V. (2016). Sravnitelnaya otsenka perspektiv izmeneniya urovnya ekonomicheskoy bezopasnosti prigranichnyh dalnevostochnyh rayonov Rossiyskoy Federatsii [Comparative evaluation of probable changes in economic security of the border regions in the far east of the Russian Federation]. National interests: priorities and security. 12 (5(338)). 80-103. (in Russian).
Ivchenko V.V., Shulkina T.M., Bilchak M.V. (2011). Setevoe modelirovanie organizatsii ekonomicheskoy bezopasnosti primorskikh regionov [Network modelling of economic security organisation in the coastal regions]. Bulletin of Baltic Federal University. Kant. Series: Humanities and social Sciences. (9). 143-146. (in Russian).
Kazantsev S.V. (2024). O bezopasnosti prigranichnyh subektov Rossiyskoy Federatsii v besporyadochno nestabilnom mire [Security of cross-border regions of the Russian Federation in a chaotic and unstable world]. Economic security. 7 (4). 771-780. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.4.120863.
Klemeshev A.P. (2005). Problema eksklavnosti v kontekste globalizatsii [The problem of exclave in the context of globalization] SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. (in Russian).
Klemeshev A.P. (2005). Rossiyskiy eksklav: preodolenie konfliktogennosti [Russian exclave: overcoming conflict] SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. (in Russian).
Klemeshev A.P., Fedorov G.M. (2004). Ot izolirovannogo eksklava — k «koridoru razvitiya». Alternativy rossiyskogo eksklava na Baltike [From an isolated exclave to a "development corridor". Alternatives to the Russian exclave in the Baltic] Kaliningrad: Izd-vo KGU. (in Russian).
Klemeshev A.P., Fedorov G.M., Voloshenko K.Yu., Gumenyuk I.S., Gumenyuk L.G., Zverev Yu.M., Kropinova E.G., Kuznetsova T.Yu., Lyalina A.V., Mikhaylova A.A., Novikova A.A., Peker I.Yu., Tarasov I.N. (2021). Vyzovy i perspektivy razvitiya Kaliningradskoy oblasti: geopolitika i geoekonomika [Challenges and prospects for the development of the Kaliningrad Region: geopolitics and geo-economics] Kaliningrad: Izdatelstvo BFU im. I. Kanta. (in Russian).
Klemeshev A.P., Vorozheina Ya.A. (2024). Eksklavnost Kaliningradskoy oblasti: opyt eksplikatsii [Exclavity of the Kaliningrad region: experience of explication]. The Baltic region. 16 (2). 4-17. (in Russian). doi: 10.5922/2079-8555-2024-2-1.
Kotilko V.V., Nemirova G.I. (2013). Funktsionalnyy i geopoliticheskiy podkhody k upravleniyu ekonomicheski bezopasnym razvitiem prigranichnyh regionov [Functional and geopolitical approaches to managing the economically secure development of border regions]. National interests: priorities and security. 9 (35(224)). 57-60. (in Russian).
Krugman P.R. (1991). Geography and Trade Cambridge: MIT Press.
Kuklin A.A., Nikulina N.L., Naslunga K.S., Pecherkina M.S., Bersenyov V.L., Ogorodnikov P.I., Yakovleva E.V., Borovskiy A.S. i dr. (2017). Formirovanie karkasa ekonomicheskoy bezopasnosti v aspekte obespecheniya ustoychivogo razvitiya regiona [Formation of the framework of economic security in the aspect of ensuring sustainable development of the region] Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN. (in Russian).
Kuznetsov S.V., Lachininskiy S.S., Sorokin I.S. (2019). Dinamika ekonomicheskoy bezopasnosti subektov Severo-zapadnogo makroregiona RF v 2000-2017 gg [Dynamics of economic security of the subjects of the North- Western macro-region of the Russian Federation in 2000-2017]. Scientific Journal «Economy of the North-West: Issues and Prospects of Development». (1-2(58-59)). 112-120. (in Russian).
Lyalina A.V., Plotnikova A.P., Voloshenko K.Yu. (2024). Migratsionnaya transformatsiya ili perezagruzka: Kaliningradskiy eksklav RF v novyh usloviyakh [Migration transformation or reboot: Kaliningrad exclave of Russia in new conditions]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Estestvennye i meditsinskie nauki. (2). 33-56. (in Russian). doi: 10.5922/vestniknat-2024-2-3.
Nies S. (2003). Les enclaves — volcans éteints ou en activité Revue internationale et stratégique. (49). 111-120. doi: 10.3917/ris.049.0111.
Nies S. (2015). Enclaves in International Relations London: LAP Lambert Academic Publishing.
Polozkov M., Epifanova N. (2015). Sovremennye ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti prigranichnyh territoriy [Modern threats to the economic security of the border regions]. Public service. (1(93)). 88-92. (in Russian).
Rozhkov-Yurevskiy Yu.D. (2012). Istoriko-geograficheskaya evolyutsiya anklavnosti Kaliningradskoy oblasti [The historical and geographical evolution of the enclavity of the Kaliningrad region]. The Baltic region. (2(12)). 98-108. (in Russian).
Rozhkov-Yurevskiy Yu.D. (2013). Ponyatiya «anklav» i «eksklav» i ikh ispolzovanie dlya politiko-geograficheskoy kharakteristiki Kaliningradskoy oblasti [The concepts of enclave and exclave and their use in the political and geographical characteristic of the Kaliningrad region]. The Baltic region. (2(16)). 149-161. (in Russian).
Rozhkov-Yurevskiy Yu.D. (2016). Kaliningrad i Krym kak eksklavy Rossii. Skhodstva i razlichiya, vzaimnye svyazi [Kaliningrad and Crimea as Russian exclaves: similarities, differences, and interconnections]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Estestvennye i meditsinskie nauki. (3). 28-44. (in Russian).
Tatarkin A.I., Kuklin A.A. (2012). Izmenenie paradigmy issledovaniy ekonomicheskoy bezopasnosti regiona [Changing the paradigm of region´s economic security research]. Economy of the region. (2(30)). 25-39. (in Russian). doi: 10.17059/2012-2-2.
Vinokurov E.Yu. (2007). Teoriya anklavov [Enclave theory] Kaliningrad: Terra Baltika. (in Russian).
Volkhin D.A. (2019). Transformatsiya ekonomicheskoy bezopasnosti Kryma v usloviyakh integratsii v rossiyskoe sotsialno-ekonomicheskoe prostranstvo [Transformation of economic security of Crimea in terms of integration into the russian socio-economic space]. Geopolitika i ekogeodinamika regionov. 5 (2). 79-91. (in Russian).
Voloshenko K.Yu. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost prigranichnogo regiona [Economic security of the border region] Kaliningrad: Izdatelstvo BFU im. I. Kanta. (in Russian).
Voloshenko K.Yu. (2024). Izmenenie roli prigranichnyh regionov v obespechenii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Changing the role of border regions in ensuring Russia's economic security]. Nauchnye trudy INP RAN. (1). 92-116. (in Russian). doi: 10.47711/2076-3182-2024-1-92-116.
Whyte B. (2002). Bordering on the Ridiculous? A Comparison of the Baarle and Cooch Behar Enclaves The Globe. (53). 43-61.
Zoidov K.Kh., Zimenkova E.N. (2019). Ob ugrozakh ekonomicheskoy bezopasnosti Respubliki Krym [On threats to the economic security of the Republic of Crimea]. Economics and management. (9(167)). 23-33. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2019-9-23-33.
Zverev Yu.M. (2003). Kaliningradskaya oblast v klassifikatsii anklavnyh (eksklavnyh) territoriy mira [Kaliningrad region in the classification of enclave territories of the world] Kaliningrad: Izd-vo KGU. (in Russian).
Zverev Yu.M. (2012). Klassifikatsiya vneshnikh anklavnyh (eksklavnyh) territoriy mira [Classification of the external enclave territories of the world] Kaliningrad: Izd-vo Baltiyskogo federalnogo un-ta im. Immanuila Kanta. (in Russian).
Zverev Yu.M. (2018). Pribrezhnye eksklavy sredi anklavnyh territoriy mira [Soastal exclaves among enclosed territories of the world]. Vestnik Baltiyskogo federalnogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: Estestvennye i meditsinskie nauki. (4). 18-32. (in Russian).
Страница обновлена: 16.04.2025 в 07:54:02