Новая концепция управления охраной труда на основе риск-ориентированного и процессного подходов

Мажкенов С.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 9 (Сентябрь 2022)

Цитировать:
Мажкенов С.А. Новая концепция управления охраной труда на основе риск-ориентированного и процессного подходов // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 9. – doi: 10.18334/et.9.9.116308.

Аннотация:
В сфере охраны труда с 1 марта 2022 года произошли фундаментальные изменения – она перешла на принципиально новый уровень управления, главной целью которого является ориентация на предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Новая система управления охраной труда опирается на риск-ориентированный и процессный подходы, которые обеспечивают успешную реализацию принципа предупреждения и профилактики опасностей. В статье рассматриваются объективные причины необходимости перехода к проактивной системе управления охраной труда и демонстрируется системный подход государства, обеспечивающий законодательную поддержку успешной реализации Концепции.

Ключевые слова: охрана труда, безопасность труда, рабочее место, опасность, профессиональный риск, травматизм, меры управления, риск-ориентированный подход, процессный подход, система управления охраной труда, базовые процессы

JEL-классификация: J28, J21, J81



Введение

Сегодня мир сталкивается с результатами 4 промышленной революции, которые оказывают с существенное влияние на государство, общество и его граждан [1]. Глобализация знаний и экономики, появление новых технологий, материалов и их широкое распространение, высокая скорость происходящих изменений в жизни общества и человека открывает новые возможности как для дальнейшего совершенствования и развития экономики страны, но также и ведет к появлению новых опасностей и рисков на рабочих местах. Последнее, в свою очередь, означает рост потенциального ущерба от несчастных случаев и происшествий для любого бизнеса, вплоть до его потери.

Роль охраны труда в последние годы существенно возросла, поскольку усилилось внимание на необходимость решения двух важнейших взаимосвязанных задач любой организации: сохранение жизни и здоровья работников в процессе осуществления ими своей трудовой деятельности и обеспечение надежного (безаварийного) функционирования всего производственного процесса в течение длительного периода времени.

Отношение организации и ее сотрудников к вопросам безопасности труда является универсальным, простым и наглядным индикатором управляемости любой компании. Чем выше уровень культуры безопасности на предприятии, тем лучше управляемость предприятием, выше все его производственные и экономические показатели и тем ниже уровень производственного травматизма, аварийности и брака.

Принципиальная возможность работы без травм и аварий основывается на следующих постулатах:

1. Любая работа выполнима.

2. Любую работу можно выполнить безопасно для себя и окружающих.

3. У каждого человека и его работодателя есть достаточно времени, чтобы подготовиться и выполнить работу безопасно.

4. Обязанность каждого работника и работодателя остановить работу при возникновении угрозы жизни или здоровью.

В России с 2000 года отмечается устойчивая тенденция снижения уровня производственного травматизма (рис. 1) [2, 3].

Рис. 1. Статистика производственного травматизма в России

Источник: составлено автором по данным [2, 3]

Однако на этом позитивном фоне существует несколько существенных факторов, которые требуют необходимости дальнейшего продолжения работы по повышению уровня безопасности труда на предприятиях России:

  • высокий уровень смертности трудоспособного населения от несчастных случаев, отравлений и травм: как минимум, в 2,5 раза превышает соответствующий показатель ведущих странах мира [4, 5];
  • возрастание тяжести последствий несчастных случаев, который увеличился с 28,3 дней (2000г.) до 46,3 дней (2021г.) на 1 пострадавшего. Увеличение произошло в 1,76 раз [2];
  • высокий удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, который в 2020 году составил 37,3 % против 18,8 % в 2001 году [3, 6].
  • Статистика показывает, что в части снижения потенциального травматизма в последние годы существенного прогресса не наблюдается и он остается на достаточно высоком уровне в сравнении с показателями развитых стран мира. Очевидно, такие потери не приемлемы и государство принимает решительные меры по исправлению ситуации переходя на качественно новый уровень управления охраной труда.

    Целью данной работы является анализ текущих изменений нормативных и правовых актов в области охраны труда с позиций риск-ориентированного и процессного подходов, которые направлены на качественно новый уровень управления охраной труда по сохранению жизни и здоровья персонала и обеспечению безопасности рабочих мест.

    1. Новая Концепция управления охраной труда

    Президент Российской Федерации В.В.Путин в рамках реализации «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» одной из задач социально-экономического развития страны определил «сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда» [7].

    Для надлежащей реализации этой масштабной задачи Федеральным законом от 02.07.2021 № 311-ФЗ [8] были внесены комплексные изменения в раздел X «Охрана труда» ТК РФ, которые носят принципиальный и системный характер, направленные на создание новой эффективной системы управления охраной труда (СУОТ). Под каждое изменение разработан соответствующий нормативный правовой акт для обеспечения надлежащей реализации вводимых требований. Закон вступил в силу 1 марта 2022 г.

    В новом законе в ст. 209 актуализированы ключевые понятия, связанные с профессиональным риском, а именно [9]:

    Профессиональный риск - вероятность причинения вреда жизни и (или) здоровью работника в результате воздействия на него вредного и (или) опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья. Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания;

    Управление профессиональными рисками - комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя:

    · выявление опасностей,

    · оценку профессиональных рисков,

    · применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней,

    · мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков.

    Министр труда и социальной защиты РФ А.О. Котяков так характеризует главную идею принятых изменений: «Принципиально меняется подход в сфере охраны труда. Он становится более риск-ориентированным и формирует учет индивидуальных особенностей и работодателя и конкретного рабочего места» [10].

    Развивая эту мысль Министерство труда и социальной защиты РФ обращает внимание на повышение ответственности работодателя за состояние охраны труда на основе управления профессиональными рисками и говорит, что: «Мы перешли к другому типу организации безопасного труда и предлагаем набор инструментов для работодателя, который позволит им в соответствии со своим характером работы, со спецификой деятельности создать ту лучшую модель, которая обеспечит максимальную защиту работы и выстроит именно систему, циклическую систему управления охраной труда» [11].

    Таким образом, государство определяет принципы, ключевые элементы управления деятельностью и ожидаемые результаты по обеспечению безопасной работы и демонстрирует системный подход к управлению охраной труда, который опирается на:

    1. Риск-ориентированный подход – методология управления, которая основывается на выявлении, анализе опасностей и оценке степени их риска для принятия адекватных решений и выработки эффективных мер управления выявленными рисками. Риск-ориентированная методология означает переход СУОТ от реактивного подхода к проактивному (опережающему) подходу в управлении безопасностью труда, направленному на своевременное выявление опасностей и рисков и недопущение их реализации в несчастные случаи или происшествия. Основными принципами обеспечения безопасности труда согласно ст. 209.1 [9] являются:

    · предупреждение и профилактика опасностей, который означает, что работодатель систематически должен реализовывать мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий.

    Фокус на идентификацию опасностей и управление рисками связан с тем, что в отличие от несчастных случаев и происшествий, ущерб от них носит потенциальный характер, он еще не реализовался в нежелательное событие. Это означает, что наиболее эффективный способ управления безопасностью труда – контролировать опасности и риски до того, как они станут происшествиями и несчастными случаями. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить!

    · минимизация повреждения здоровья работников, который означает, что работодателем должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.

    2. Процессный подход к построению СУОТ означает применение устойчивой системы взаимосвязанных процессов в ходе управления деятельностью и ресурсами организации, который обеспечивает достижение целевого результата [12]. Это означает, что СУОТ представляет собой постоянно действующую и непрерывную цепочку взаимосвязанных процессов, где результаты одного процесса являются входом для следующего(их) процесса(ов).

    Концептуально государство определяет «ЧТО необходимо сделать» и «КАКОЙ результат необходимо получить», а работодателю предоставляется право самостоятельного определения и выбора подходящего для него метода или способа достижения необходимого результата – «КАК это сделать».

    Конечные цели и смыслы нововведений состоят в следующем:

    1. Фокусировка всей системы управления охраной труда на безопасность конечного потребителя – исполнителя работ.

    2. Переход к новой проактивной стратегии управления ОТ ориентированную на опережающее выявление опасностей и недопущение их реализации в происшествия.

    3. Смещение центра принятия решений и управления профессиональными рисками максимально близко к источникам опасности.

    4. Предоставление расширенных прав работодателю с целью повышения его ответственности за обеспечение безопасных условий труда на рабочем месте.

    5. Предоставление работодателю права выбора необходимых инструментов и методов для оперативного выявления опасностей и управления рисками.

    6. Системный подход к законодательному обеспечению управления охраной труда.

    Новая Концепция построения СУОТ на базе риск-ориентированного и процессного подходов означает переход на принципиально новую ступень управления охраной труда, адекватную вызовам современности, которая обеспечивает достижение качественно новых уровней снижения травматизма, недостижимых в прошлом.

    2. Структура новой системы управления охраной труда

    Описание новой структуры СУОТ изложено в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» [13].

    Целью новой СУОТ является исключение и (или) минимизация профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя (руководителя организации), с учетом потребностей и ожиданий работников организации, а также других заинтересованных сторон.

    Всего в структуре СУОТ описано 27 процессов, которые объединяются в 5 взаимосвязанных групп (таблица 1).

    Ядром СУОТ являются 2 базовых процесса: специальная оценка условий труда (СОУТ) и оценка профессиональных рисков (ОПР).

    По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация всех других процессов СУОТ. Построение СУОТ на основе 2 базовых процессов реализует идеи риск-ориентированного и процессного подхода, когда вся система управления охраной труда фокусируется на устранение существующих опасностей и рисков, где результаты одного процесса (этапа работы) являются входными данными для другого процесса. Важно понимать, что от качества исполнения каждого процесса зависит конечный результат.

    Первые 4 группы процессов направлены на предупреждение несчастных случаев, а последняя на смягчение тяжести последствий несчастного случая, что еще раз демонстрируют приверженность двум провозглашенным принципам - предупреждению и профилактики опасностей, и минимизации повреждения здоровья работников, а также приоритетность первого принципа.

    Таблица 1. Структура Положения о системе управления охраной труда

    Источник: составлено автором по данным [13]

    Наименование группы процессов СУОТ
    Наименование процесса
    Базовые процессы
    · специальная оценка условий труда;
    · оценка профессиональных рисков;
    Процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе
    · проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
    · проведение обучения работников;
    · обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
    Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды
    · обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
    · обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
    · обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
    · обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов;
    · обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов;
    · обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
    Основные и сопутствующие процессы по охране труда
    · планирование мероприятий по охране труда;
    · выполнение мероприятий по охране труда;
    · контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля;
    · формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
    · управление документами СУОТ;
    · информирование работников и взаимодействие с ними;
    · распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
    · санитарно-бытовое обеспечение работников;
    · выдача работникам молока или других равноценных пищевых продуктов;
    · обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием;
    · обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    · обеспечение социального страхования работников;
    · взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
    Процессы реагирования на ситуации
    · реагирование на аварийные ситуации;
    · реагирование* на несчастные случаи;
    · реагирование на профессиональные заболевания.
    * Процесс реагирования включает в себя подпроцессы реагирования на несчастные случаи и расследования несчастных случаев.

    3. Законодательное и нормативное правовое обеспечение СУОТ

    В рамках построения новой Концепции управления охраной труда в 2021 году были внесены соответствующие изменения в Трудовой Кодекс Российской Федерации [8]. Позднее, в развитие норм и положений закрепленных в Трудовом Кодексе РФ было принято более двух десятков нормативных правовых актов.

    Системный подход, демонстрирующий взаимосвязь принятых законодательных и нормативных правовых актов с процессами СУОТ представлен в таблице 2. Из таблиц 1 и 2 видно, что под каждый процесс или их группу созданы законодательные или нормативные правовые акты для обеспечения их успешной реализации.

    Таблица 2. Перечень принятых законодательных и НПА по охране труда

    Источник: составлено автором

    Наименование группы процессов СУОТ
    Наименование законодательного или нормативного правового акта
    Базовые процессы
    · Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2021 г. № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»
    Процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе
    · Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»;
    · Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г.№ 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2021 г. № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2021 г. № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
    · Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 мая 2022 г. № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование»;
    · Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»
    Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 656н «Приказ Минтруда России «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)»;
    · Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2021 г. № 3455-р «Об утверждении Перечня работ, связанных с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также отдельных видов работ, на которых допускается выполнение работ в опасных условиях труда»;
    · Правила по охране труда;
    Основные и сопутствующие процессы по охране труда
    · Федеральный закон № 311-ФЗ от 2 июля 2021 г. «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;
    · Федеральный закон № 377-ФЗ от 22 ноября 2021 г. «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 апреля 2022 г. № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»;
    · Постановление Правительства РФ от 5 июля 2022 г. № 1206 «О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников»;
    Контроль функционирования СУОТ
    · Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 21 марта 2019 г. № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»;
    · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»;
    · Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

    Для обеспечения надлежащего государственного контроля (надзора) за соблюдением действующих требований трудового законодательства, в том числе и в области охраны труда принят приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» [14]. Приказ включает 78 проверочных листов, многие из которых непосредственно связаны с контролем процессов СУОТ, что отражено в таблице 3.

    Таблица 3. Перечень проверочных листов для контроля процессов СУОТ

    Источник: составлено автором по данным [14]

    Наименование группы процессов СУОТ
    Наименование проверочного листа и его номер
    Базовые процессы
    - Контроль создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (включает 5 пунктов контроля управления профессиональными рисками) (№ 23)
    - Контроль проведения специальной оценки условий труда (№ 19)
    - Контроль соблюдения требований при проведении специальной оценки условий труда организациями, проводящими специальную оценку условий труда (№ 35)
    Процессы, направленные на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе
    - Контроль организации обучения по охране труда (№ 21)
    - Контроль информирования работников об условиях и охране труда на рабочих местах (№ 20)
    - Контроль режима и продолжительности рабочего времени (№ 6)
    - Контроль соблюдения требований по регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями (№ 12)
    - Контроль проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, обязательных предсменных и послесменных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (№ 18)
    - Контроль приобретения, выдачи и применения прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной и коллективной защиты (№ 22)
    - Контроль соблюдения требований по предоставлению гарантий различным категориям работников (26-30)
    - Контроль выполнения требований предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (№ 76)
    Процессы, направленные на обеспечение безопасной производственной среды
    - Контроль обеспечения соответствующих требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте (№ 24)
    - Контроль труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (№ 31)
    - Контроль выполнения требований охраны труда на различных объектах, видах работ или отраслях экономики (№ 36-75)
    Основные и сопутствующие процессы по охране труда
    - Контроль создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда (№ 23)
    - Контроль разработки и содержания правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем (№ 77)
    - Контроль соблюдения работодателем условий отраслевых (межотраслевых) соглашений (№ 78)
    Процессы реагирования на ситуации
    - Контроль организации расследования и учета несчастных случаев на производстве (№ 17)

    Сведения представленные в таблицах 1-3 наглядно демонстрируют последовательность реализации государственной политики в области управления охраной труда, основанной на идеях риск-ориентированного и процессного подходов: организация СУОТ, нормативно-правовое обеспечение СУОТ и контроль процессов и процедур СУОТ.

    4. Ключевые элементы управления охраной труда в рамках новой Концепции

    Оценка и управление профессиональными рисками — это ключевая процедура, которая определяет эффективность функционирования всей системы управления охраной труда для обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников.

    В соответствии с требованиями статьи 214 ТК РФ [9], работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку, а также разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков.

    В качестве основных этапов организации и управления профессиональными рисками можно выделить следующие:

    · ЭТАП 1. Организация работы по управлению профессиональными рисками;

    · ЭТАП 2. Идентификация опасностей;

    · ЭТАП 3. Оценка профессиональных рисков;

    · ЭТАП 4. Управление профессиональными рисками;

    · ЭТАП 5. Документирование результатов управления профессиональными рисками.

    · ЭТАП 6. Реализация мер управления профессиональными рисками

    Рис. 2 демонстрирует ожидаемые результаты на каждом этапе реализации процедуры оценки и управления профессиональными рисками в рамках новой Концепции. На каждом этапе должны быть получены конкретные результаты работы: реестры опасностей и оценки профессиональных рисков, план мероприятий по управлению рисками, документирование результатов оценки профессиональных рисков и исполнение выработанных мер управления рисками. При этом, работодателю предоставляется право самостоятельного выбора инструментов и способов получения необходимых результатов, которые учитывают специфику организации и особенности проведения работ.

    Рис. 2. Основные этапы оценки и управления профессиональными рисками

    Источник: составлено автором

    Важными моментами Концепции являются следующие:

    1. Главной целью процедуры оценки и управления профессиональными рисками является разработка мероприятий по обеспечению безопасности человека на рабочем месте и сохранению его жизни и здоровья.

    2. Для достижения этой цели оценка и управление профессиональными рискам проводится для каждого рабочего места организации.

    3. Предметом изучения являются опасные и (или) вредные производственные факторы, опасности и профессиональные риски, которые могут негативно влиять на жизнь и здоровье человека на конкретном рабочем месте.

    4. Требования нормативных правовых актов в области охраны труда обязывают работодателя систематически идентифицировать опасности, оценивать профессиональные риски, управлять профессиональными рисками, документировать их и информировать работников о выявленных опасностях и рисках.

    Принципиальный механизм реализации процессов СУОТ приведен на рис. 3. Этот механизм показывает, что после идентификации опасностей и оценки профессионального риска вырабатываются меры управления профессиональными рисками, которые после обязательного документирования подлежат соответствующему исполнению. Исполнение является завершающим этапом, который обеспечивает реализацию все ранее выработанных мероприятий по снижению риска выявленных опасностей.

    Из рис. 3 следует, что конечным потребителем результатов управления профессиональными рисками является исполнитель работ. Важно понимать, что управление охраной труда это не сколько планирование мероприятий, а прежде всего их реализация, где исполнение одной части мероприятий осуществляется путем непосредственного взаимодействия с человеком (медосмотры, обучение, информирование, выдача СИЗ), как участником производственного процесса, а другой части – опосредовано, посредством выполнения намеченных планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда на его рабочем месте.

    Надлежащая реализация выработанных мер управления профессиональными рисками обеспечивает достижение заданного, более высокого, чем прежде, уровня безопасности рабочего места и работника, участвующего в трудовой деятельности на данном рабочем месте.

    Рис. 3. Принципиальный механизм реализации базовых процессов СУОТ

    Источник: составлено автором

    Непрерывность процесса оценки и управления профессиональными рисками обеспечивается путем мониторинга состояния условий и охраны труда на рабочем месте. Результаты мониторинга позволяют принять оперативные меры по восстановлению существующих мер управления при их нарушении, либо, в случае изменения условий труда, внедрения новой техники, технологии и иных случаях своевременно идентифицировать новые опасности и выработать адекватные меры управлению профессиональными рисками.

    Заключение

    Новая Концепция управления охраной труда на основе риск-ориентированного и процессного подходов означает переход СУОТ на принципиально новый уровень управления безопасностью труда, в котором процессы идентификации опасностей и управления рисками являются системообразующими факторами построения всей СУОТ и определяют эффективность ее функционирования. Масштаб, глубина и принципиальный характер изменений СУОТ, вступивших в силу с 1 марта 2022 г., можно сравнить с одномоментным переходом Швеции 3 сентября 1967 г. с левостороннего на правостороннее движение. При этом следует иметь ввиду, что подавляющее большинство транспортных средств до момента перехода имело руль с левой стороны.

    Особенность нового подхода состоит в том, что все составляющие элементы СУОТ образуют последовательную взаимосвязанную цепочку процессов и процедур, направленную на выработку адекватных мер управления по каждой выявленной опасности, которые обеспечивает заданный уровень безопасности на каждом рабочем месте.

    В рамках Концепции ориентация на оценку и управление профессиональными рисками становится ведущим принципом мышления и социальной ответственности работодателя и исполнителя работ, который способствует достижению необходимого уровня безопасности на любом рабочем месте.

    Реализация новой Концепции позволяет работодателю создать эффективную СУОТ, которая учитывает специфику организации и ориентирована на опережающее выявление опасностей и рисков на рабочих местах, а также своевременное принятие адекватных мер по их устранению или снижению. При таком подходе финансирование мероприятий в области охраны труда следует рассматривать как инвестиции в успешное будущее любой организации за счет обеспечения надежного (безаварийного) функционирования производства и сохранения наиболее ценного актива любой организации жизни и здоровья своих сотрудников.


    Источники:

    1. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М.: Издательство «Эксмо», 2018. – 288 c.
    2. Производственный травматизм. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/working_conditions (дата обращения: 22.08.2022).
    3. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2020 году. / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. - Москва, 2021. – 130 c.
    4. Чуранова А.Н., Титов А.С. Роизводственный травматизм в России и странах Евросоюза // Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology. – 2019. – № 59(9). – c. 803-804.
    5. Елин А.М. Социально-экономические основы реформирования охраны труда в Российской Федерации. / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М.: ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты Российской федерации, 2012. – 48 c.
    6. Анализ состояния производственного травматизма, профзаболеваемости и условий труда в Российской Федерации с 2001 по 2018 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trudcontrol.ru/files/editor/files/Анализ%20производственного%20травматизма.pdf (дата обращения: 22.08.2022).
    7. Указ Президента Российской Федерации от 09.10.2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
    8. Федеральный закон № 311-ФЗ от 2 июля 2021 г. «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации».
    9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
    10. Глава Минтруда объяснил изменения Трудового кодекса, 2 сентября 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/02/09/2021/61303b249a794700e67d6aa8?ysclid=l6z29rnn25911704809 (дата обращения: 22.08.2022).
    11. Котяков А. Охрана труда является барометром развития технологий. Министерство труда и социальной защиты РФ: Официальный сайт. 08 сентября 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/labour/55 (дата обращения: 22.08.2022).
    12. Варзунов А. В., Торосян Е. К., Сажнева Л. П. Анализ и управление бизнес-процессами. / Учебное пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2016. – 112 c.
    13. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»
    14. Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

    Страница обновлена: 24.09.2022 в 22:21:36