Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы

Краковецкая И.В.1,2, Воробьева Е.С.3, Вотякова И.В.4, Черняк М.Э.1, Макаров И.В.1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ"
3 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва
4 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215383
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье анализируются тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской федерации в условиях внешних шоков. Исследуются факторы, оказывающие значительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства на современном этапе. Представлен анализ динамики показателей развития малого и среднего бизнеса в РФ за период 2017-2022 год. Выявлены различия в тенденциях развития малых, средних и микро-предприятиях, как на общероссийском уровне, так и в разрезе субъектов Российской Федерации. Анализируются механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса в кризисных условиях.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, экономика, государственная поддержка, пандемия COVID-19, санкции, предпринимательство

JEL-классификация: L26, M11, M21



Введение

Достижение высокого уровня национальной конкурентоспособности невозможно без обеспечения эффективной работы предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся одним из массовых секторов экономики во многих странах мира и стимулирующих создание значительного количества рабочих мест. Малый и средний бизнес в современных условиях высокой неопределенности и турбулентности внешней среды оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, что способствует более быстрой адаптации и перестройке структуры национальной экономики в кризисных условиях.

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является достижение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства [1].

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Российской Федерации осуществляется посредством реализации широкого комплекса мероприятий и мер поддержки, реализуемых в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» [2].

Всестороннее изучение тенденций функционирования субъектов МСП, а также факторов, определяющих их развитие, отражено в научных работах Н.Р. Зиятдиновой [3], Л.И. Рабинович, И.В. Карпухиной, Д.В. Удалова [4] и других ученых.

Государственное регулирование является необходимым условием развития малого и среднего бизнеса, особенно в современных кризисных условиях. Проблемам формирования механизмов государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посвящены труды Х.П. Аблукосимова и коллег [5], О.М. Хотяшевой, М.А. Слесарева [6], [7], Е. Цигелковой, И.Н. Платоновой, Е.Д. Фроловой [8] и многих других исследователей.

Целью данной научной работы является исследование тенденций и перспектив развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выявление эффективных механизмов их поддержки в кризисных условиях. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение и общение, методы обработки статических данных и графического отображения результатов.

Анализ состояния и тенденции развития малого и среднего бизнеса в РФ

В России на начало 2023 года было зарегистрировано около шести миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, структура которых представлена следующими категориями МСП: микропредприятия – 96,16%, малые предприятия – 3,54 %, средние предприятия – 0,3%. Следует отметить, что 61,52% субъектов МСП являются индивидуальными предприятиями и только 38,48 % – юридические лица [9].

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10]. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

- внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);

- физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленные данным законом.

В таблицах 1 и 2 представлена структура субъектов МСП в РФ в период 2017-2022 гг. В большей степени тенденция значительного снижения количества субъектов МСП была отмечена на примере юридических лиц (табл.1). Самое значительное сокращение наблюдается среди малых предприятий (ЮЛ) – по отношению к 10.01.2018 года количество малых предприятий (ЮЛ) снизилось к 10.01.2023 году на 20,07%. Тенденцию снижения субъектов МСП (ЮЛ) в этом периоде наблюдения можно увидеть на примере средних предприятий (-11,5%) и микро-предприятий (-18,7%).

Таблица 1 – Динамика количества МСП в РФ: юридические лица за 2017-2022 гг

ЮЛ
10.01.2018
10.01.2019
10.01.2020
10.01.2021
10.01.2022
10.01.2023
Число малых предприятий, ед.
239 030
223 335
197 842
190 137
185 592
183 878
Число средних предприятий
19 944
18 492
16 741
17 736
17 651
17 649
Число микро- предприятий, ед.
2 558 536
2 473 561
2 314 128
2 164 402
2 110 815
2 079 959
Составлено авторами по Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.23).

На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что количество субъектов МСП, созданных индивидуальными предпринимателями за период 2017-2022 гг имеет иную тенденцию. Несмотря на то, что с 2018 года в категориях малые и средние предприятия, созданные индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, отмечалась тенденция незначительного снижения, к началу 2023 года количество МСП в этих категориях восстановилось. Количество микро-предприятий, созданных индивидуальными предпринимателями, начиная с 2018 года, выросло на 14,5% (табл.2).

Таблица 2 – Динамика количества МСП в РФ: индивидуальные предприниматели за 2017-2022 гг

ИП
10.01.2018
10.01.2019
10.01.2020
10.01.2021
10.01.2022
10.01.2023
Число малых предприятий, ед.
28 003
27 423
26 263
26 478
26 837
28 351
Число средних предприятий
354
319
304
309
326
354
Число микро- предприятий, ед.
3 193 349
3 298 065
3 361 628
3 285 859
3 525 482
3 656 718
Составлено авторами по Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.23).

Анализируя структуру оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе различных видов экономической деятельности, можно сделать вывод о том, что в период 2019-2022 гг отраслевые приоритеты МСП под влиянием факторов внешней среды имеют тенденцию к изменению (рис.1). Наибольший оборот в секторе малого бизнеса сохраняется по ОКВЭД 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий, далее следуют виды экономической деятельности 81.20 – Деятельность охранных служб, в том числе частных и 56.10 – Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. По видам экономической деятельности 62.01 – Разработка компьютерного программного обеспечения и 46.90 – «Торговля оптовая неспециализированная» за наблюдаемый период была отмечена тенденция роста.

Структура оборота среднего бизнеса по видам экономической деятельности представлена на рисунке 2. В 2022 году в секторе среднего бизнеса лидировали следующие виды экономической деятельности: 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий; 46.90 –Торговля оптовая неспециализированная и 01.11.1 – Выращивание зерновых культур. Аналогично малому бизнесу, по виду экономической деятельности 62.01 – Разработка компьютерного программного обеспечения в секторе среднего бизнеса за анализируемый период также отмечается рост.

На 10.01.2023 года в секторе микропредприятий наибольший оборот приходится на вид экономической деятельности 49.41 – Деятельность автомобильного грузового транспорта, 49.20 – Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет, а также 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий.

Составлено авторами по: Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.23).

Рисунок 1 – Структура оборота в секторе малого бизнеса (ЮЛ) по видам экономической деятельности за 2019-2022 гг. в %.

Составлено авторами по: Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.23).

Рисунок 2 – Структура оборота в секторе среднего бизнеса (ЮЛ) по видам экономической деятельности в 2019-2022 гг. в %.

Так, наиболее высокая концентрация субъектов МСП сосредоточена в Центральном федеральном округе, в который входит г.Москва, а также в Приволжском федеральном округе.

Следует отметить, что в наблюдаемом периоде была отмечена положительная динамика роста числа субъектов МСП в следующих регионах: в Центральном федеральном округе (+8,96%), в Северо-Кавказском федеральном округе в (+5,37%), Дальневосточном федеральном округе (+ 17,78%), в Северо-Западном федеральном округе (+ 1,32%).

Однако в ряде регионов РФ отмечено снижение количества субъектов МСП: в Южном федеральном округе (– 1,45%), в Приволжском федеральном округе (–2,41%), в Уральском федеральном округе (–1,19%), в Сибирском федеральном округе (– 11,14%).

Таблица 3 – Количество субъектов малых и средних предприятий в РФ в 2018-2022 гг.

Субъекты РФ
10.01.17
10.01.18
10.01.19
10.01.20
10.01.21
10.01.22
10.01.23
Центральный федеральный округ
1771841
1861590
1866670
1821752
1764883
1857954
1930548
Северо-Западный федеральный округ
673351
697706
707495
692465
661265
678810
682200
Южный федеральный округ
692589
712124
709427
694492
665412
678810
682676
Северо-Кавказский федеральный округ
198867
199503
201326
200256
192451
205050
209547
Приволжский федеральный округ
1068590
1083030
1080648
1058398
1008260
1035009
1043407
Уральский федеральный округ
509842
520433
517901
510075
487874
494768
503776
Сибирский федеральный округ
689615
702399
642811
628271
601227
610050
612746
Дальневосточный федеральный округ
261085
262431
314917
311197
303189
306933
307506
Юго-Западные субъекты РФ
-
-
-
-
-
-
18943
Составлено авторами по Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 13.01.23).

Самая большая численность работников в сфере МСП также сосредоточена в Центральном федеральном округе и в Приволжском федеральном округе. Следует отметить, что численность работников, занятых в секторе МСП в Российской Федерации в период 2018-2022 год снизилась на 5,68%.

Меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID -19

Эпидемиологический кризис, вызванный вспышкой заболевания COVID-19, нанес значительный урон реальному сектору российской экономики. В малом и среднем бизнесе наиболее пострадавшими стали сферы общественного питания, туризма и гостеприимства, культуры и спорта, транспорта, розничной торговли непродовольственными товарами и др.

В этот сложный период на федеральном и региональном уровне был принят комплекс мер для поддержки субъектов МСП, к которым относятся безвозмездная финансовая помощь – предоставление грантов для организаций МСП ЮЛ и ИП, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях; субсидии МСП и СОКНО на нерабочие дни в размере 1 МРОТ на работника; льготное кредитование на восстановление предпринимательской деятельности, освобождение от ряда налогов, сборов и страховых взносов; продление срока уплаты налоговых платежей, отсрочка предоставления отчетности, мораторий на банкротство, всесторонняя консультационная поддержка и др. [11], [12], [13], [14], [15].

Исследование мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отражено в трудах А.В. Виленского [16], Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко [17] и других авторов, отмечающих необходимость оперативного мониторинга показателей деятельности МСП для оценки эффективности существующих антикризисных механизмов и, при необходимости, их корректировки в условиях новых вызовов.

Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций

Сегодня Россия находится в условиях воздействия санкций, беспрецедентных по своему масштабу. Санкционное воздействие отразилось на большинстве хозяйствующих субъектов, в том числе на субъектах малого и среднего предпринимательства.

В своих исследованиях С.В. Требова, К.А. Устинова [18], М.А. Хончев [19] И.Р.Джапаридзе, Е.А. Мидлер [20], анализируют последствия наложения экономических санкций и других ограничений на функционирование и развитие малого и среднего бизнеса, а также предпринимают попытку систематизации и оценки эффективности мероприятий по поддержке субъектов МСП. К основным проблемам, с которыми столкнулся малый и средний бизнес после введения санкций следует отнести: высокую зависимость от импорта, значительный рост закупочных цен, снижение покупательского спроса населения и вследствие этого снижение выручки у бизнеса, высокая волатильность рубля, разрыв цепочек поставок и налаженной системы сбыта.

Анализируя мероприятия по поддержке субъектов МСП Российской Федерации, следует выделить: смягчение административной нагрузки на бизнес, развитие программ льготного кредитования и субсидирования, расширение доступа малого и среднего бизнеса к участию в государственных закупках, развитие импортозамещения и технологического суверенитета, экспертное консультирование бизнеса, разработку широкого спектра цифровых сервисов и др.

Так, Корпорация МСП – федеральный институт поддержки малого и среднего предпринимательства через «Сервис 360°» помогает малому и среднему бизнеса участвовать в закупках, получать льготные кредиты, пользоваться различными механизмами государственной поддержки.

Цифровые сервисы по поддержке малого и среднего бизнеса, такие как «Финансовая культура» [21], с дружелюбным интерфейсом, представляющие обучающие и информационные материалы по финансовой грамотности, информационные материалы по мерам государственной поддержки предпринимателей.

Портал по поддержке малого и среднего бизнеса «Мой бизнес» Минэкономразвития РФ предоставляет востребованные онлайн-сервисы для бизнеса. Цифровая платформа «МСП. РФ», на которой представлены бесплатный сервис «Конструктор документов», информационные материалы о мерах государственной поддержки МСП. При создании предпринимателями цифрового профиля на портале «Госуслуги» сервис цифровой платформы помогает подобрать федеральные и региональные программы поддержки и широкий спектр услуг, учитывая специфику деятельности компании [22].

Заключение

Малое и среднее предпринимательство несет в себе огромный потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на развитие национальной экономики. В условиях новых внешних вызовов, необходимо постоянно развивать меры поддержки сферы малого и среднего бизнеса, опираясь на обратную связь от предпринимателей, оценивающих эффективность таких механизмов.

Любой кризис несет в себе открывающиеся новые возможности. В качестве примера таких возможностей для малого и среднего предпринимательства можно рассматривать: выход на новые рынки сбыта дружественных стран, расширение доли несырьевого экспорта субъектов МСП, что значительно повысит их конкурентоспособность на региональных и международных рынках; встраивание в цепочки добавленной стоимости развивающихся отраслей. Например, в рамках растущего тренда устойчивого развития растет спрос на эко-продукцию от местных производителей. Также большой потенциал имеют услуги, популяризирующие здоровый образ жизни, в том числе активно развивающийся сегодня устойчивый туризм.

В качестве дополнительных мер поддержки малого и среднего бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне можно рекомендовать:

- обеспечение максимального доступа субъектов МСП к закупкам крупного бизнеса, государственным и муниципальным закупкам;

- содействие технологическому развитию и цифровизации малых и средних предприятий;

- дальнейшее развитие цифровых сервисов для МСП;

- всестороннюю поддержку инициатив молодых предпринимателей;

- повышение престижа образа предпринимателя;

- популяризацию и вовлечение молодежи к участию в предпринимательских проектах и открытию собственных бизнесов.


Источники:

1. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения: 04.01.2023).
2. Малое и среднее предпринимательство. Национальный проект РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp (дата обращения: 23.12.2022).
3. Зиятдинова Н.Р. Тенденции развития МСП развитых стран и России // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 4(74). – c. 83-87. – doi: 10.34771/UZCEPU.2021.4.74.019.
4. Рабинович Л.И., Карпухина И.В., Удалов Д.В. Изменение институциональной среды как угроза экономической безопасности малого и среднего бизнеса России // Экономическая безопасность. – 2018. – № 4(33). – c. 26-36.
5. Аблукосимов Х.П и др. Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в начале XXI века: мировой опыт. / Коллективная монография. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – 332 c.
6. Хотяшева О.М., Слесарев М.А. Меры государственного регулирования деятельности МСП в ЕС и России (Часть 1) // Вопросы экономики и права. – 2018. – № 126. – c. 76-80. – doi: 10.14451/2.126.76.
7. Хотяшева О.М., Слесарев М.А. Меры государственного регулирования деятельности МСП в ЕС и России (Часть 2) // Экономические науки. – 2019. – № 171. – c. 94-101. – doi: 10.14451/1.171.94.
8. Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е.Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. – 2019. – № 1. – c. 256-259. – doi: 10.17059/2019-1-20.
9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.2023).
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209- ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 04.01.2023).
11. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции. Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 №576. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/WRawsdDrM9q9YWNtswaxH4t0BJ074jUk.pdf (дата обращения: 05.01.2023).
12. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности» Постановление от 27 февраля 2021 г. № 279. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378079/ (дата обращения: 05.01.2023).
13. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Постановление Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395396/ (дата обращения: 25.12.2022).
14. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354470/ (дата обращения: 05.01.2023).
15. О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/ (дата обращения: 10.01.2023).
16. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 4. – c. 46-57. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10041.
17. Морозко Н.И., Морозко, Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 1. – c. 31-40. – doi: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40.
18. Теребова С.В., Устинова К.А. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2022. – № 2(76). – c. 107-123. – doi: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.009.
19. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 6. – c. 42-48.
20. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 3(41). – c. 17-29.
21. Финансовая культура. [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/article/ya-nachinayushchiy-biznesmen-kak-gosudarstvo-mozhet-menya-podderzhat/ (дата обращения: 10.01.2023).
22. Цифровая платформа малого и среднего предпринимательства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/analytics/ (дата обращения: 10.01.2023).

Страница обновлена: 30.11.2024 в 10:30:46