Тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в кризисных условиях: вызовы и перспективы
Краковецкая И.В.1,2, Воробьева Е.С.3, Вотякова И.В.4, Черняк М.Э.1, Макаров И.В.1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Россия, Томск
2 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ"
3 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Россия, Москва
4 Северский технологический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Скачать PDF | Загрузок: 215 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 1 (Январь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215383
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье анализируются тенденции развития малого и среднего бизнеса в Российской федерации в условиях внешних шоков. Исследуются факторы, оказывающие значительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства на современном этапе. Представлен анализ динамики показателей развития малого и среднего бизнеса в РФ за период 2017-2022 год. Выявлены различия в тенденциях развития малых, средних и микро-предприятиях, как на общероссийском уровне, так и в разрезе субъектов Российской Федерации. Анализируются механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса в кризисных условиях.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, экономика, государственная поддержка, пандемия COVID-19, санкции, предпринимательство
JEL-классификация: L26, M11, M21
Введение
Достижение высокого уровня национальной конкурентоспособности невозможно без обеспечения эффективной работы предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся одним из массовых секторов экономики во многих странах мира и стимулирующих создание значительного количества рабочих мест. Малый и средний бизнес в современных условиях высокой неопределенности и турбулентности внешней среды оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, что способствует более быстрой адаптации и перестройке структуры национальной экономики в кризисных условиях.
Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является достижение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства [1].
Развитие сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Российской Федерации осуществляется посредством реализации широкого комплекса мероприятий и мер поддержки, реализуемых в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» [2].
Всестороннее изучение тенденций функционирования субъектов МСП, а также факторов, определяющих их развитие, отражено в научных работах Н.Р. Зиятдиновой [3], Л.И. Рабинович, И.В. Карпухиной, Д.В. Удалова [4] и других ученых.
Государственное регулирование является необходимым условием развития малого и среднего бизнеса, особенно в современных кризисных условиях. Проблемам формирования механизмов государственного регулирования и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства посвящены труды Х.П. Аблукосимова и коллег [5], О.М. Хотяшевой, М.А. Слесарева [6], [7], Е. Цигелковой, И.Н. Платоновой, Е.Д. Фроловой [8] и многих других исследователей.
Целью данной научной работы является исследование тенденций и перспектив развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и выявление эффективных механизмов их поддержки в кризисных условиях. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение и общение, методы обработки статических данных и графического отображения результатов.
Анализ состояния и тенденции развития малого и среднего бизнеса в РФ
В России на начало 2023 года было зарегистрировано около шести миллионов субъектов малого и среднего предпринимательства, структура которых представлена следующими категориями МСП: микропредприятия – 96,16%, малые предприятия – 3,54 %, средние предприятия – 0,3%. Следует отметить, что 61,52% субъектов МСП являются индивидуальными предприятиями и только 38,48 % – юридические лица [9].
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [10]. к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:
- внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
- физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, установленные данным законом.
В таблицах 1 и 2 представлена структура субъектов МСП в РФ в период 2017-2022 гг. В большей степени тенденция значительного снижения количества субъектов МСП была отмечена на примере юридических лиц (табл.1). Самое значительное сокращение наблюдается среди малых предприятий (ЮЛ) – по отношению к 10.01.2018 года количество малых предприятий (ЮЛ) снизилось к 10.01.2023 году на 20,07%. Тенденцию снижения субъектов МСП (ЮЛ) в этом периоде наблюдения можно увидеть на примере средних предприятий (-11,5%) и микро-предприятий (-18,7%).
Таблица 1 – Динамика количества МСП в РФ: юридические лица за 2017-2022 гг
ЮЛ
|
10.01.2018
|
10.01.2019
|
10.01.2020
|
10.01.2021
|
10.01.2022
|
10.01.2023
|
Число малых предприятий,
ед.
|
239 030
|
223 335
|
197 842
|
190 137
|
185 592
|
183 878
|
Число средних предприятий
|
19 944
|
18 492
|
16 741
|
17 736
|
17 651
|
17 649
|
Число микро- предприятий,
ед.
|
2 558 536
|
2 473 561
|
2 314 128
|
2 164 402
|
2 110 815
|
2 079 959
|
На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что количество субъектов МСП, созданных индивидуальными предпринимателями за период 2017-2022 гг имеет иную тенденцию. Несмотря на то, что с 2018 года в категориях малые и средние предприятия, созданные индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, отмечалась тенденция незначительного снижения, к началу 2023 года количество МСП в этих категориях восстановилось. Количество микро-предприятий, созданных индивидуальными предпринимателями, начиная с 2018 года, выросло на 14,5% (табл.2).
Таблица 2 – Динамика количества МСП в РФ: индивидуальные предприниматели за 2017-2022 гг
ИП
|
10.01.2018
|
10.01.2019
|
10.01.2020
|
10.01.2021
|
10.01.2022
|
10.01.2023
|
Число малых предприятий,
ед.
|
28 003
|
27 423
|
26 263
|
26 478
|
26 837
|
28 351
|
Число средних предприятий
|
354
|
319
|
304
|
309
|
326
|
354
|
Число микро- предприятий,
ед.
|
3 193 349
|
3 298 065
|
3 361 628
|
3 285 859
|
3 525 482
|
3 656 718
|
Анализируя структуру оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе различных видов экономической деятельности, можно сделать вывод о том, что в период 2019-2022 гг отраслевые приоритеты МСП под влиянием факторов внешней среды имеют тенденцию к изменению (рис.1). Наибольший оборот в секторе малого бизнеса сохраняется по ОКВЭД 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий, далее следуют виды экономической деятельности 81.20 – Деятельность охранных служб, в том числе частных и 56.10 – Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания. По видам экономической деятельности 62.01 – Разработка компьютерного программного обеспечения и 46.90 – «Торговля оптовая неспециализированная» за наблюдаемый период была отмечена тенденция роста.
Структура оборота среднего бизнеса по видам экономической деятельности представлена на рисунке 2. В 2022 году в секторе среднего бизнеса лидировали следующие виды экономической деятельности: 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий; 46.90 –Торговля оптовая неспециализированная и 01.11.1 – Выращивание зерновых культур. Аналогично малому бизнесу, по виду экономической деятельности 62.01 – Разработка компьютерного программного обеспечения в секторе среднего бизнеса за анализируемый период также отмечается рост.
На 10.01.2023 года в секторе микропредприятий наибольший оборот приходится на вид экономической деятельности 49.41 – Деятельность автомобильного грузового транспорта, 49.20 – Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет, а также 41.20 – Строительство жилых и нежилых зданий.
Составлено авторами по: Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.23).
Рисунок 1 – Структура оборота в секторе малого бизнеса (ЮЛ) по видам экономической деятельности за 2019-2022 гг. в %.
Составлено авторами по: Федеральная налоговая служба // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.23).
Рисунок 2 – Структура оборота в секторе среднего бизнеса (ЮЛ) по видам экономической деятельности в 2019-2022 гг. в %.
Так, наиболее высокая концентрация субъектов МСП сосредоточена в Центральном федеральном округе, в который входит г.Москва, а также в Приволжском федеральном округе.
Следует отметить, что в наблюдаемом периоде была отмечена положительная динамика роста числа субъектов МСП в следующих регионах: в Центральном федеральном округе (+8,96%), в Северо-Кавказском федеральном округе в (+5,37%), Дальневосточном федеральном округе (+ 17,78%), в Северо-Западном федеральном округе (+ 1,32%).
Однако в ряде регионов РФ отмечено снижение количества субъектов МСП: в Южном федеральном округе (– 1,45%), в Приволжском федеральном округе (–2,41%), в Уральском федеральном округе (–1,19%), в Сибирском федеральном округе (– 11,14%).
Таблица 3 – Количество субъектов малых и средних предприятий в РФ в 2018-2022 гг.
Субъекты РФ
|
10.01.17
|
10.01.18
|
10.01.19
|
10.01.20
|
10.01.21
|
10.01.22
|
10.01.23
|
Центральный
федеральный округ
|
1771841
|
1861590
|
1866670
|
1821752
|
1764883
|
1857954
|
1930548
|
Северо-Западный
федеральный округ
|
673351
|
697706
|
707495
|
692465
|
661265
|
678810
|
682200
|
Южный
федеральный округ
|
692589
|
712124
|
709427
|
694492
|
665412
|
678810
|
682676
|
Северо-Кавказский
федеральный округ
|
198867
|
199503
|
201326
|
200256
|
192451
|
205050
|
209547
|
Приволжский
федеральный округ
|
1068590
|
1083030
|
1080648
|
1058398
|
1008260
|
1035009
|
1043407
|
Уральский
федеральный округ
|
509842
|
520433
|
517901
|
510075
|
487874
|
494768
|
503776
|
Сибирский
федеральный округ
|
689615
|
702399
|
642811
|
628271
|
601227
|
610050
|
612746
|
Дальневосточный
федеральный округ
|
261085
|
262431
|
314917
|
311197
|
303189
|
306933
|
307506
|
Юго-Западные
субъекты РФ
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
18943
|
Самая большая численность работников в сфере МСП также сосредоточена в Центральном федеральном округе и в Приволжском федеральном округе. Следует отметить, что численность работников, занятых в секторе МСП в Российской Федерации в период 2018-2022 год снизилась на 5,68%.
Меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID -19
Эпидемиологический кризис, вызванный вспышкой заболевания COVID-19, нанес значительный урон реальному сектору российской экономики. В малом и среднем бизнесе наиболее пострадавшими стали сферы общественного питания, туризма и гостеприимства, культуры и спорта, транспорта, розничной торговли непродовольственными товарами и др.
В этот сложный период на федеральном и региональном уровне был принят комплекс мер для поддержки субъектов МСП, к которым относятся безвозмездная финансовая помощь – предоставление грантов для организаций МСП ЮЛ и ИП, ведущих деятельность в наиболее пострадавших отраслях; субсидии МСП и СОКНО на нерабочие дни в размере 1 МРОТ на работника; льготное кредитование на восстановление предпринимательской деятельности, освобождение от ряда налогов, сборов и страховых взносов; продление срока уплаты налоговых платежей, отсрочка предоставления отчетности, мораторий на банкротство, всесторонняя консультационная поддержка и др. [11], [12], [13], [14], [15].
Исследование мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства отражено в трудах А.В. Виленского [16], Н.И. Морозко, В.Ю. Диденко [17] и других авторов, отмечающих необходимость оперативного мониторинга показателей деятельности МСП для оценки эффективности существующих антикризисных механизмов и, при необходимости, их корректировки в условиях новых вызовов.
Поддержка малого и среднего бизнеса в условиях санкций
Сегодня Россия находится в условиях воздействия санкций, беспрецедентных по своему масштабу. Санкционное воздействие отразилось на большинстве хозяйствующих субъектов, в том числе на субъектах малого и среднего предпринимательства.
В своих исследованиях С.В. Требова, К.А. Устинова [18], М.А. Хончев [19] И.Р.Джапаридзе, Е.А. Мидлер [20], анализируют последствия наложения экономических санкций и других ограничений на функционирование и развитие малого и среднего бизнеса, а также предпринимают попытку систематизации и оценки эффективности мероприятий по поддержке субъектов МСП. К основным проблемам, с которыми столкнулся малый и средний бизнес после введения санкций следует отнести: высокую зависимость от импорта, значительный рост закупочных цен, снижение покупательского спроса населения и вследствие этого снижение выручки у бизнеса, высокая волатильность рубля, разрыв цепочек поставок и налаженной системы сбыта.
Анализируя мероприятия по поддержке субъектов МСП Российской Федерации, следует выделить: смягчение административной нагрузки на бизнес, развитие программ льготного кредитования и субсидирования, расширение доступа малого и среднего бизнеса к участию в государственных закупках, развитие импортозамещения и технологического суверенитета, экспертное консультирование бизнеса, разработку широкого спектра цифровых сервисов и др.
Так, Корпорация МСП – федеральный институт поддержки малого и среднего предпринимательства через «Сервис 360°» помогает малому и среднему бизнеса участвовать в закупках, получать льготные кредиты, пользоваться различными механизмами государственной поддержки.
Цифровые сервисы по поддержке малого и среднего бизнеса, такие как «Финансовая культура» [21], с дружелюбным интерфейсом, представляющие обучающие и информационные материалы по финансовой грамотности, информационные материалы по мерам государственной поддержки предпринимателей.
Портал по поддержке малого и среднего бизнеса «Мой бизнес» Минэкономразвития РФ предоставляет востребованные онлайн-сервисы для бизнеса. Цифровая платформа «МСП. РФ», на которой представлены бесплатный сервис «Конструктор документов», информационные материалы о мерах государственной поддержки МСП. При создании предпринимателями цифрового профиля на портале «Госуслуги» сервис цифровой платформы помогает подобрать федеральные и региональные программы поддержки и широкий спектр услуг, учитывая специфику деятельности компании [22].
Заключение
Малое и среднее предпринимательство несет в себе огромный потенциал экономического роста, и уровень его развития напрямую влияет на развитие национальной экономики. В условиях новых внешних вызовов, необходимо постоянно развивать меры поддержки сферы малого и среднего бизнеса, опираясь на обратную связь от предпринимателей, оценивающих эффективность таких механизмов.
Любой кризис несет в себе открывающиеся новые возможности. В качестве примера таких возможностей для малого и среднего предпринимательства можно рассматривать: выход на новые рынки сбыта дружественных стран, расширение доли несырьевого экспорта субъектов МСП, что значительно повысит их конкурентоспособность на региональных и международных рынках; встраивание в цепочки добавленной стоимости развивающихся отраслей. Например, в рамках растущего тренда устойчивого развития растет спрос на эко-продукцию от местных производителей. Также большой потенциал имеют услуги, популяризирующие здоровый образ жизни, в том числе активно развивающийся сегодня устойчивый туризм.
В качестве дополнительных мер поддержки малого и среднего бизнеса, как на федеральном, так и на региональном уровне можно рекомендовать:
- обеспечение максимального доступа субъектов МСП к закупкам крупного бизнеса, государственным и муниципальным закупкам;
- содействие технологическому развитию и цифровизации малых и средних предприятий;
- дальнейшее развитие цифровых сервисов для МСП;
- всестороннюю поддержку инициатив молодых предпринимателей;
- повышение престижа образа предпринимателя;
- популяризацию и вовлечение молодежи к участию в предпринимательских проектах и открытию собственных бизнесов.
Источники:
2. Малое и среднее предпринимательство. Национальный проект РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp (дата обращения: 23.12.2022).
3. Зиятдинова Н.Р. Тенденции развития МСП развитых стран и России // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2021. – № 4(74). – c. 83-87. – doi: 10.34771/UZCEPU.2021.4.74.019.
4. Рабинович Л.И., Карпухина И.В., Удалов Д.В. Изменение институциональной среды как угроза экономической безопасности малого и среднего бизнеса России // Экономическая безопасность. – 2018. – № 4(33). – c. 26-36.
5. Аблукосимов Х.П и др. Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в начале XXI века: мировой опыт. / Коллективная монография. - Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2020. – 332 c.
6. Хотяшева О.М., Слесарев М.А. Меры государственного регулирования деятельности МСП в ЕС и России (Часть 1) // Вопросы экономики и права. – 2018. – № 126. – c. 76-80. – doi: 10.14451/2.126.76.
7. Хотяшева О.М., Слесарев М.А. Меры государственного регулирования деятельности МСП в ЕС и России (Часть 2) // Экономические науки. – 2019. – № 171. – c. 94-101. – doi: 10.14451/1.171.94.
8. Цигелкова Е., Платонова И.Н., Фролова Е.Д. Компаративный анализ поддержки малых и средних предприятий ЕС и Китая в целях повышения создаваемой ими добавленной стоимости // Экономика региона. – 2019. – № 1. – c. 256-259. – doi: 10.17059/2019-1-20.
9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 13.01.2023).
10. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209- ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 04.01.2023).
11. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции. Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 №576. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/WRawsdDrM9q9YWNtswaxH4t0BJ074jUk.pdf (дата обращения: 05.01.2023).
12. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2021 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на восстановление предпринимательской деятельности» Постановление от 27 февраля 2021 г. № 279. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_378079/ (дата обращения: 05.01.2023).
13. Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Постановление Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395396/ (дата обращения: 25.12.2022).
14. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 08.06.2020 №172-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354470/ (дата обращения: 05.01.2023).
15. О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 №409. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349463/ (дата обращения: 10.01.2023).
16. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 4. – c. 46-57. – doi: 10.24411/2073-6487-2020-10041.
17. Морозко Н.И., Морозко, Н.И., Диденко В.Ю. Финансовые и нефинансовые меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на 2021 год и среднесрочную перспективу // Экономика. Налоги. Право. – 2021. – № 1. – c. 31-40. – doi: 10.26794/1999-849X-2021-14-1-31-40.
18. Теребова С.В., Устинова К.А. Малый и средний бизнес в новых экономических условиях // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2022. – № 2(76). – c. 107-123. – doi: 10.37614/2220-802X.2.2022.76.009.
19. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 6. – c. 42-48.
20. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. – 2022. – № 3(41). – c. 17-29.
21. Финансовая культура. [Электронный ресурс]. URL: https://fincult.info/article/ya-nachinayushchiy-biznesmen-kak-gosudarstvo-mozhet-menya-podderzhat/ (дата обращения: 10.01.2023).
22. Цифровая платформа малого и среднего предпринимательства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--l1agf.xn--p1ai/analytics/ (дата обращения: 10.01.2023).
Страница обновлена: 30.11.2024 в 10:30:46