Банковское кредитование субъектов малого и среднего бизнеса в России: анализ ключевых трендов и прогнозные сценарии развития в условиях глобальных вызовов

Тарханова Е.А.1, Захарова К.А.1, Тарханова А.В.1, Жеурова Е.Г.1
1 Тюменский государственный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56576870

Аннотация:
Исследование направлено на выявление ключевых трендов развития банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России в условиях влияния макроэкономических шоков и санкционного давления на ведение бизнеса. При проведении исследования применялись как общетеоретические, так и специальные методы исследования: систематизации, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, обобщения, анализа структуры и динамики. В статье приводится сравнительный анализ структуры и динамики объема выданных кредитов в целом по России и в разрезе федеральных округов, ссудной и просроченной задолженности субъектов малого и среднего бизнеса. На основе анализа представлено пространство сценариев развития финансирования и кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. Прогноз развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе нами предлагается рассмотреть в виде прогнозных сценариев с учетом политики двух ключевых субъектов, осуществляющих поддержку и кредитование данного сегмента бизнеса: государства и коммерческих банков. Наши результаты могут быть интересными и полезными для исследователей и экспертов в области банковской сферы, инновационной экономики, а также заинтересованных сторон, занимающихся повесткой финансирования и поддержки развития субъектов малого и среднего бизнеса в России.

Ключевые слова: малый и средний бизнес; банковское кредитование; ссудная задолженность; просроченная задолженность; качество кредитного портфеля; прогнозный сценарий

Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01690, https:// rscf.ru/project/23-28-01690/

JEL-классификация: L26, M21, G21



Введение

Актуальность исследования и литературный обзор.

Малый и средний бизнес (далее МСБ) является неотъемлемым элементом экономики страны, основой ее политической и экономической стабильности, обеспечивающей формирование новых рабочих мест, внедрение инноваций, а также поддерживающей здоровый уровень конкуренции на рынке [10, с.259]. Поэтому в современной экономической науке сохраняется интерес к исследованию социально-экономической роли малого и среднего бизнеса, поскольку именно его рост гарантирует увеличение количества рабочих мест, уменьшение уровня безработицы, насыщение рынков. В последнее время наблюдается улучшение условий ведения малого и среднего бизнеса, существенное увеличение государственных закупок у субъектов МСБ, расширение доступа субъектов МСБ к финансированию [1, с.2]. При этом сохраняются угрозы дальнейшего развития субъектов МСБ, связанные с сокращением рабочей силы, медленными темпами внедрения механизма «регуляторной гильотины» и риск-ориентированного подхода в сфере контрольно-надзорной деятельности, недостаточным охватом малых и средних предприятий мерами государственной поддержки [1, с.2]. Поэтому для функционирования и развития субъектам МСБ необходима финансовая помощь в виде государственной поддержки и банковского кредитования [15, с.61-71].

В настоящее время, учитывая ценность развития данного сегмента, государство оказывает поддержку субъектам МСБ путем реализации национальных проектов и программ [6, с.36-40]. Это объясняется, прежде всего тем, что именно субъекты малого и среднего бизнеса способствуют внедрению инноваций, обеспечивают конкурентную среду, формируют дополнительные свободные рабочие места, ограничивают возможности развития монополий и увеличивают потребительский спрос [11, с.15]. Часть государственных программ, принятых до введения санкций, продолжают действовать и в современных условиях. Кроме того, предпринимаются дополнительные меры для поддержки и дальнейшего развития бизнеса в кризисных условиях. Правительство РФ и Банк России предоставляли и предоставляют сегодня различные льготы, послабления и отсрочки как для МСБ, так и для коммерческих банков, в частности, в части формирования резервов по реструктурированным кредитам.

Сегодня государство, осуществляя поддержку начинающего и уже работающего малого и среднего бизнеса, предлагает программы по поддержке бизнеса от Центрального банка РФ, цифровую платформу МСП как экосистему поддержки бизнеса, социальный контракт на открытие бизнеса, грантовую поддержку, поддержку малого агробизнеса, федеральные и региональные программы поддержки бизнеса [2, с.124]. Данные проекты и программы составляют часть общего концептуального подхода к развитию бизнеса в России [3].

Безусловно, высокая значимость малого и среднего бизнеса в экономике России формирует актуальность вопросов финансирования данного сегмента не только со стороны государства, но и со стороны банковского сектора. Процессы взаимодействия малого и среднего бизнеса и банковского сектора в части кредитования играют весьма существенную роль в развитии российского сегмента МСБ [4, с.5;13, с.190].

Научная проблема. На сегодняшний день отсутствует комплексный подход к сценарному развитию финансирования и кредитования субъектов МСБ в краткосрочной и долгосрочной перспективах, что формирует научную и практическую необходимость в анализе ключевых трендов развития банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса и разработки сценариев развития в долгосрочной и краткосрочной перспективах.

Цель исследования. В нашем исследовании мы стремимся выявить ключевые тренды развития банковского кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в России и определить прогнозные сценарии развития финансирования и кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в условиях глобальных вызовов.

Методология исследования строится на применении следующих общетеоретических и специальных методов исследования: систематизации, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, обобщения, анализа структуры и динамики. В частности, для понимания тенденций развития банковского кредитования субъектов МСБ в условиях политической и экономической турбулентности (пандемия, ограничительные меры, санкционная политика) применен подход динамического и структурного анализа банковского кредитования субъектов МСБ на основе официальных данных Центрального банка Российской Федерации за период 2019-2022 гг. Результаты проведенного исследования представлены в работе в схематическом и графическом виде.

На основе анализа авторами предложено пространство сценариев развития финансирования и кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, что составляет научную новизну представленного исследования. Дальнейшее развитие в краткосрочной и долгосрочной перспективе предлагается рассмотреть в виде прогнозных сценариев с учетом политики двух ключевых субъектов, осуществляющих поддержку и кредитование данного сегмента бизнеса: государства и коммерческих банков.

Ключевые тенденции развития банковского кредитования субъектов МСБ за период 2019-2022 гг.

Анализируя статистические данные, характеризующие банковское кредитование субъектов МСБ, следует отметить, что период 2019-2022 гг. характеризуется наличием значительных макроэкономических шоков для российской экономики в целом и для малого и среднего бизнеса в частности. При это количество субъектов МСБ, получивших банковские кредиты и имеющих задолженность по банковским кредитам неуклонно растет, что свидетельствует о существенном увеличении спроса на кредиты со стороны данного сегмента бизнеса (Рис. 1, 2). Исключение составляет 2021 год, отличающийся снижением указанного показателя на фоне кризиса, вызванного пандемией СOVID-19 и ограничительными мерами [12]. При этом уже в 2022 году по сравнению с предыдущим годом наблюдается рост количества заемщиков-субъектов малого и среднего бизнеса (+15%), что свидетельствует о возобновлении спроса на кредитование со стороны МСБ и заинтересованности банков в финансировании данного сегмента бизнеса. Это было обусловлено прежде всего следующими факторами: активацией механизма параллельного импорта; переориентацией логистики из дружественных стран; инфляцией; замещением ниш иностранных компаний представителями российского МСБ и пр.

Рисунок 1. Изменение количества субъектов МСБ, имеющих задолженность по банковским кредитам (включая просроченную) за период 2019-2022 гг., ед.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

Рисунок 2. Изменение количества субъектов МСБ, получивших банковский кредит в 2019-2022 гг., ед.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

В исследуемом периоде отмечается динамика роста среднего количества субъектов МСБ, получивших банковский кредит в 2019-2022 гг. Так, в 2022 году в месяц в среднем получили кредит 166933 субъекта МСБ, а в 2019 году – 88463. (Рис. 3), что свидетельствует о существенном приросте (практически в два раза) количества заключенных с субъектами малого и среднего бизнеса кредитных договоров. При этом данный прирост отмечается преимущественно в 2020 году, когда в среднем около 148466 субъектов получили банковский кредит, в то время как в 2019 году данный показатель составил 88463.

Рисунок 3. Изменение среднего количества субъектов МСБ, получивших банковские кредиты за период 2019-2022 гг., ед.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

В 2022 году по сравнению с предыдущими анализируемыми периодами отмечается существенный прирост количества кредитов, выданных субъектам МСБ в среднем в месяц (Рис. 4). При этом в 2022 году среднее количество банковских кредитов субъектам МСБ в месяц составило 186 695, увеличившись по сравнению с 2019 годом на 85806 единиц.

Рисунок 4. Изменение среднего количества банковских кредитов, предоставленных субъектам МСБ в 2019-2022 гг., ед.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

С 2019 года объем банковского кредитования субъектов МСБ показал стабильный рост. Исключением стал лишь 2020 год, когда коммерческие банки выдали малому и среднему бизнесу на 2% меньше кредитов по сравнению с 2019 годом в связи с влиянием пандемии коронавируса и действием ограничительных мер (Рис. 5). Ссудная задолженность субъектов МСБ за анализируемый период (2019-2022 гг.) выросла почти на 104% и на 01.01.2023 г. составила 9,6 трлн. рублей против 4,7 трлн. рублей на 01.01.2020 г. Прирост банковского кредитования МСБ обусловлен снижением его оборачиваемости, что связано с масштабной реструктуризацией ссудной задолженности субъектов МСБ в условиях макроэкономических шоков 2020 года (с марта по декабрь 2020 года было реструктурировано кредитов МСБ на сумму около 854 млрд. рублей). При этом доля кредитов, предоставленных субъектам МСБ в рублевом эквиваленте сроком свыше трех лет, в 2020-2022 гг. составила в рублевом эквиваленте около 23% против 18% в 2016-2019 гг. [8].

Рисунок 5. Динамика объемов банковского кредитования и задолженности по кредитам субъектов малого и среднего бизнеса за период 2019-2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

COVID-19 и ограничительные меры нанесли огромный ущерб субъектам МСБ, при этом сдерживанию малого и среднего бизнеса от значительного падения способствовала масштабная государственная поддержка в части льготного кредитования (программы ФОТ 0 и ФОТ 2.0). Спрос на кредиты по данным программам был очень высоким в связи с низкими процентными ставками. Кроме того, программа ФОТ 2.0 предоставляла возможность субъектам малого и среднего бизнеса не возвращать кредит либо вернуть его частично при условии сохранения не менее 90% сотрудников с момента получения кредита [12].

В 2022 году субъекты малого и среднего бизнеса привлекли за счет инструментов государственной поддержки более 1,3 трлн. рублей, включая новый «зонтичный» механизм поручительств Корпорации МСП и продукты региональных гарантийных обязательств [8].

Традиционно уровень и динамика развития МСБ определяют инвестиционную привлекательность и экономическую стабильность каждого отдельного федерального округа и способствуют формированию потребностей данного сегмента бизнеса в банковском кредитовании.

Анализ региональной структуры банковского кредитования субъектов МСБ свидетельствует о росте объема выданных кредитов во всех федеральных округах (Рис. 6). Объем банковского кредитования субъектов МСБ значительно отличается в рамках конкретного региона ввиду спроса на банковские кредиты в пределах отдельной территории [5]. При этом на Центральный ФО приходится около 39% объема выданных кредитов субъектам МСБ. Значительный прирост объема выданных кредитов субъектам МСБ (практически в два раза) также характерен для Северо-Западного, Южного и Северо-Кавказского ФО. Важно отметить, что коммерческие банки Москвы и Московской области традиционно составляют конкуренцию региональным коммерческим банкам [14]. Исследуемый период характеризуется продолжением экспансии крупными банками региональных рынков банковского кредитования МСБ. В частности, по состоянию на 01.01.2023 г. на 30 крупнейших банков России пришлось около 90% кредитного портфеля МСБ (для сравнения на 01.01.2022 – 86%) [8].

Рисунок 6. Изменение объема банковских кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего бизнеса за период 2019-2022 в РФ и в разрезе федеральных округов, млн. руб.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

Ухудшение экономической ситуации в условиях COVID-19, ограничительные меры, направленные на ведение бизнеса, снижение покупательной способности населения оказали влияние на качество кредитного портфеля МСБ. В частности, в 2020 году отмечается ухудшение качества кредитного портфеля субъектов МСБ и финансовой дисциплины заемщиков-субъектов МСБ. Просроченная задолженность в кредитном портфеле субъектов МСБ выросла на 13,5% и составила 641 млрд. рублей (Рис. 7). Ее прирост стал рекордным с 2016 года. При этом динамика просроченной задолженности МСБ в течение 2020 года была сопоставима с динамикой просроченной задолженности в сегменте крупного корпоративного бизнеса.

По итогам 2022 года просроченная задолженность субъектов МСБ снизилась на 72 млрд. рублей, что свидетельствует об улучшении финансовой дисциплины субъектов МСБ. Увеличения показателя просроченной задолженности в данный период удалось избежать в основном благодаря реструктуризации ранее предоставленных банками кредитов субъектам малого и среднего бизнеса. По данным Центрального банка РФ доля реструктурированных кредитов в кредитном портфеле МСБ составила 12% [9].

Рисунок 7. Динамика просроченной задолженности в портфеле банковских кредитов МСБ и крупному бизнесу за период 2019-2022 гг.

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

Уровень просроченной задолженности в сегменте МСБ значительно выше, чем в сегментах крупного корпоративного бизнеса и населения. При этом, начиная с 2019 гг., отмечается тенденция снижения уровня просроченной задолженности в общем объеме ссудной задолженности субъектов МСБ с 11,9% до 5,6% (Рис. 8). Это обусловлено ростом банковского кредитования субъектов МСБ, снижением объема их просроченной задолженности и реструктуризацией кредитов через кредитные каникулы.

Рисунок 8. Изменение уровня просроченной задолженности в общем объеме ссудной задолженности субъектов малого и среднего бизнеса за период 2019-2022 гг., %

Источник: составлено авторами на основе данных [7]

Прогнозные сценарии развития в условиях экономической и политической турбулентности

В 2023 году по прогнозам аналитиков в условиях продолжающейся трансформации экономики РФ, в частности импортозамещения и перестройки внешнеэкономических связей, ожидается прирост банковского кредитования субъектов МСБ в России [8]. Рост банковского кредитования будет поддерживаться потребностью и интересом заемщиков-субъектов МСБ и повышением заинтересованности коммерческих банков к данной группе клиентов с учетом возросших рисков и снижения спроса со стороны крупного корпоративного бизнеса.

При этом прогноз развития финансирования и кредитования субъектов малого и среднего бизнеса в краткосрочной и долгосрочной перспективе нами предлагается рассмотреть в виде прогнозных сценариев с учетом политики двух ключевых субъектов, осуществляющих поддержку и финансирование данного сегмента бизнеса: государства и коммерческих банков.

Построение эффективной модели развития субъектов МСБ в России возможно, если инициативы поддержки сегмента исходят не только от государства, но и непосредственно от банковского сектора. В условиях макроэкономических шоков активизация банковского сектора в части кредитования субъектов МСБ способствует поддержке и дальнейшему развитию указанного сегмента бизнеса. В свою очередь, целенаправленные действия государства по финансированию субъектов МСБ путем реализации соответствующих программ и стимулирования бизнеса направлены сегодня, кроме всего прочего, прежде всего, на импортозамещение.

В целом, совокупность сценариев развития можно представить в виде схемы (Рис. 9). На рисунке представлены сценарии исходя из политики государства и банковского сектора в диапазоне от пассивной до активной.

Рисунок 9. Пространство сценариев развития субъектов малого и среднего бизнеса в зависимости от политики государства и коммерческих банков в части кредитования и финансирования

Источник: составлено авторами

Пассивная политика государства в части финансовой поддержки субъектов МСБ базируется на подходе, основанном на минимальном участии в поддержке данного сегмента бизнеса. В свою очередь, активная государственная политика состоит в признании проблем финансирования субъектов МСБ в качестве приоритетных и требующих пристального внимания и решения. Пассивная политика коммерческих банков основана на рисках кредитования субъектов МСБ из-за их чувствительности к вызовам внешней среды и экономическим стрессам. Активная политика коммерческих банков – сохранение текущего состояния с активным внедрением механизмов целевого, проектного беззалогового финансирования (в основе – таксономия ключевых для России проектов). В зависимости от двух факторов (активная и пассивная политика государства и банковского сектора) возникают четыре возможных сценария развития событий.

Пояснение возможностей реализации представленных на Рис. 9 сценариев целесообразно представить в рамках краткосрочных и долгосрочных перспектив. С учетом всех вызовов для субъектов малого и среднего бизнеса в России в краткосрочный период наиболее возможными представляются сценарии «Опора на государство» или «Опора на коммерческие банки». В рамках долгосрочной перспективы целесообразно предположить возможность реализации сценария «Новая политика». Гипотетически вероятность реализации сценария «Худший прогноз» возможна при одновременной реализации пассивной политики государства и банковского сектора.

Сценарий «Опора на коммерческие банки» содержит идею о том, что объемы банковского кредитования субъектов МСБ не могут быть уменьшены, реализация проектов не остановится. В связи с этим отношение банковского сектора останется активным даже без значительного роста объемов банковского кредитования. Государство продолжит реализацию текущей политики по поддержке данного сегмента экономики.

Возможность реализации сценария «Новая политика» связана с тем, что современный мир и происходящие в нем процессы глобализации требуют дальнейшего активного развития субъектов малого и среднего бизнеса. Опыт зарубежных стран показывает, что на начальном этапе ключевая роль в поддержке малого и среднего бизнеса всегда была отведена государству, а с течением времени уже государство стало осуществлять контроль за деятельностью на данном рынке. Кроме того, прогнозный сценарий «Новая политика» может быть обусловлен вероятностью дальнейшего обострения геополитической ситуации и существенного усиления санкционного давления, что может отразиться на доходах работоспособной части населения, а также привести к необходимости наращивании импорта при закрытии экспортных направлений и к снижению ВВП.

Реализация сценария «Новая политика» будет свидетельствовать о решении максимального количества проблем в области банковского кредитования и финансирования субъектов малого и среднего бизнеса и формирования нового экономического фундамента, опирающегося именно на малый и средний бизнес. Этот сценарий возможен и особенно актуален сегодня в условиях активного импортозамещения в России и соответствующего акцента на замещение ниш зарубежных компаний представителями российского малого и среднего бизнеса. Сценарий «Новая политика» предусматривает, во-первых, повышение уровня значимости проблем развития и дальнейшего функционирования субъектов малого и среднего бизнеса на государственном уровне, разработку новых государственных программ и, во-вторых, создание механизмов поддержки данного сегмента бизнеса со стороны коммерческих банков.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие субъектов малого и среднего бизнеса в России сегодня на пике внимания как государства, так и коммерческих банков. В условиях экономической и политической турбулентности обострился ряд ключевых проблем, связанных с банковским кредитованием субъектов малого и среднего бизнеса: продолжающаяся экспансия крупными банками региональных рынков банковского кредитования субъектов МСБ; ухудшение качества кредитного портфеля и финансовой дисциплины заемщиков-субъектов МСБ; рост просроченной задолженности по кредитам МСБ. Проблемы поддержки малого и среднего бизнеса в условиях COVID-19 и ограничительных мер стали предметом предлагаемых решений на самом высоком политическом уровне, что свидетельствует об ответственности государственной власти за качество экономического роста. Обоснование тезиса, что банковское кредитование малого и среднего бизнеса является особым средством для достижения экономического роста и решения ряда социально-экономических проблем, находит все большее количество аргументов и обоснований. Сегодня Россия стоит на пороге перехода к экономической модели нового типа. Для этого необходимо скоординировать действия государства и банковского сообщества, так как именно в рамках диалога можно достичь построения наиболее эффективной модели дальнейшего развития субъектов МСБ.


Источники:

1. Антонова М.П., Баринова, В.А., Громов В.В., Земцов С.П. и др. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. / М.П. Антонова, В.А. Баринова, В.В. Громов, С.П. Земцов, А.Н. Красносельских, Н.С. Милоголов, А.А. Потапова, Ю.В. Царева. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 88 c.
2. Гаджиев Г. Г. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России: проблемные аспекты // Образование и право. – 2023. – № 6. – c. 123-126. – doi: 10.24412/2076-1503-2023-6-123-126.
3. Госпрограммы поддержки малого бизнеса - 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://kontur.ru/articles/4710 (дата обращения: 02.10.2023).
4. Егорова Н. Е., Смулов А. М., Королева Е. А. Трансформация модели взаимодействия малых промышленных предприятий и банков на основе повышения уровня доверия. / монография. - М.: ЦЭМИ РАН, 2021. – 147 c.
5. Зверькова Т. Н. Региональные банки в трансформационной экономике: подходы к формированию концепции развития. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/14685 (дата обращения: 25.09.2023).
6. Кравченко Е. Н., Шевелева Н. Е. Обеспечение устойчивого экономического роста региона на основе государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Волгоградской области // Научное обозрение. Экономические науки. – 2019. – № 1. – c. 36-40.
7. Кредиты, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства (в целом по Российской Федерации и региональный разрез). [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/sors/#a_63140 (дата обращения: 25.09.2023).
8. Кредитование МСБ в 2022-2023: на максимальных оборотах. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_forecast_2023/ (дата обращения: 25.09.2023).
9. Кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства. Статистический бюллетень. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/43791/stat_bulletin_lending_22-12_31.pdf (дата обращения: 25.09.2023).
10. Михеева М.В. Оценка современного состояния сектора малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и актуальных проблем его развития // Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 5. – c. 259-262. – doi: 10.24411/2073-0454-2019-10292.
11. Мурыгина Л.С., Федосеев А.В. Региональные особенности развития малого бизнеса в новой экономике. / монография. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2023. – 259 c.
12. Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год: выжившие. [Электронный ресурс]. URL: https://raexpert.ru/researches/banks/msb_2021/ (дата обращения: 25.09.2023).
13. Тарханова Е. А., Фрицлер А. В., Тарханова А. В. Взаимодействие банков и субъектов малого и среднего бизнеса в России: особенности развития и реалии нормативно-правового регулирования. / Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях: Материалы IV международной научно-практической конференции, Брянск, 08 декабря 2022 года. Том 1. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2023. – 189-192 c.
14. Тепман Л., Анимица А. Малый и средний бизнес. 2021-2031. Задачи и перспективы. / учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. – 177 c.
15. Щурина С. В. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях российской экономики в 2020 году // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 13. – c. 60-71. – doi: 10.26794/1999-849Ж-2020-13-1-60-71.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:14:06