Финансирование субъектов малого и среднего бизнеса посредством крауд-технологий: проблемы и перспективы
Матерова Е.С.1, Юбкин М.А.1, Сафиуллин Л.Н.2,3, Гайзатуллин Р.Р.2
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань
3 Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 5 (Май 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53965165
Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые проблемы привлечения финансирования субъектами малого и среднего предпринимательства. Исследованы особенности, преимущества и недостатки привлечения средств через крауд-платформы как альтернативного способа финансирования МСП. Проанализированы модели и формы основных видов крауд-технологий, приведено сравнение крупнейших инвестиционных крауд-площадок и их условий для предпринимателей. Рассмотрено современное состояние крауд-рынка России, ограничения и перспективы его дальнейшего развития.
Ключевые слова: краудфандинг, краудлендинг, краудинвестинг, краудфинансирование, финансирование субъектов МСП, альтернативные источники финансирования
JEL-классификация: G21, G23, L26, M21
Введение
Финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства является одной из ключевых проблем для экономик многих стран. Даже несмотря на огромный потенциал МСП в создании инновационных продуктов, услуг, рабочих мест и повышения экономического благосостояния в целом, такой бизнес часто сталкивается с проблемой нехватки финансирования для своих проектов. Одним из решений подобной проблемы являются крауд-технологии, которые на сегодняшний день становятся все более значимыми инструментами для развития предпринимательства. Данные технологии стали широко применяться сравнительно недавно, однако вызывают существенный интерес как среди инвесторов, так и среди других людей, не обладающих большими капиталами, но имеющих другие немаловажные для бизнеса ресурсы. И хотя краудфинансирование как альтернативный способ привлечения средств уже доказало свою эффективность в мире кино, музыки, видеоигр и др., оно обладает рядом специфических черт и ограничений, которые необходимо учитывать субъектам МСП в целях повышения эффективности использования таких инструментов в своей деятельности, чем и обусловливается актуальность исследуемой тематики.
Среди исследований последних лет в области изучаемой тематики необходимо отметить труды таких российских авторов, как А. В. Кожевиной [1], Л. А. Степановой, Е. А. Андрюшиной [2], М. А. Мирошниченко, И. А. Гаджиева, А. А. Бондаренко [3], К. В. Глухова, М. В. Куликова [4], О. О. Корнышева [5], И. А. Езангиной, А. В. Евстратова [6]. При этом остаются пробелы в части исследования проблем и перспектив использования крауд-технологий субъектами МСП с учетом текущей экономической обстановки и существующим на данный момент законодательством.
Целью данного исследования является изучение существенных проблем и перспектив применения различных крауд-инструментов в деятельности субъектов МСП.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных специфических черт применения крауд-технологий в деятельности субъектов МСП с учетом текущей экономической реальности и существующей законодательной базы.
Авторская гипотеза состоит в следующем: крауд-технологии являются одним из наиболее перспективных способов финансирования малого и среднего бизнеса в отличие от традиционных инструментов привлечения средств.
Методологической основой исследования выступают методы анализа, синтеза, сравнения дедукции и индукции.
Основная часть
Крауд-технологии представляют собой объединение ресурсов граждан с целью поддержки различных организаций и их проектов. Иными словами — это определенный вид вложений материальных и нематериальных средств группой людей.
Подобные явления сами по себе не новы: в истории есть множество примеров, когда люди общими усилиями реализовывали строительство и возведение различных объектов культурного наследия. Однако считается, что свое широкое распространение крауд-технологии получили именно с появлением и развитием Интернета. Уже к началу 2000-х годов стали появляться первые специализированные интернет-платформы для сбора общественными организациями средств на достижение различных целей. [7] Позднее такие технологии стали набирать популярность не только как вариант финансирования творческих и социальных проектов, но и как способ фондирования стартапов и малого бизнеса. [8] Важную роль в развитии крауд-технологий сыграли набравшие популярность социальные сети. Выступая в качестве платформ для обмена информацией между пользователями, такие сети стали эффективным способом привлечения граждан и их ресурсов к реализации бизнес-проектов. [9]
Свою популярность крауд-технологии получили за счет относительной простоты привлечения финансирования. В условиях, когда невозможно привлечь средства так называемыми традиционными способами (к примеру, банковское кредитование), использование крауд-технологий становится мощным инструментом поиска таких средств при сравнительно невысоких материальных и временных затратах. К основным же проблемам, с которыми сталкиваются субъекты МСП при привлечении средств традиционными способами, относятся: [10]
1. Отсутствие необходимого кредитного рейтинга: малые и средние предприятия на первых этапах своего существования не имеют кредитной истории, из-за чего убедить кредитора в своей состоятельности и получить кредит для них становится довольно затруднительным;
2. Отсутствие необходимого имущества: большинство малых и средних предприятий не могут предоставить достаточные гарантии в виде имущества, которое банки могли бы использовать в качестве залогового обеспечения при выдаче кредита;
3. Высокие процентные ставки: процесс кредитования банками субъектов МСП характеризуется повышенным риском, из-за чего стоимость кредита для такого бизнеса становится выше;
4. Длительный процесс рассмотрения заявок и одобрения кредита: долгое принятие решения банком создаёт для бизнеса дополнительные издержки по времени, которое могло быть использовано для реализации иных возможностей и поиска наиболее выгодных предложений;
5. Сложная процедура сбора документов: в процессе рассмотрения заявки банки требуют предоставления таких документов, как справки о доходах, финансовые отчеты, бизнес-планы и др. – это может быть достаточно затруднительно для бизнеса, который находится только в начале своего пути;
6. Ограничения по сумме и времени кредитования: для субъектов МСП не доступны большие суммы и длительные сроки выплаты кредита, из-за чего бизнес вынужден искать дополнительные источники финансирования для покрытия всех своих потребностей.
Таким образом вышеперечисленные проблемы могут значительно затруднить доступ малым и средним предприятиям к традиционным кредитным институтам и именно поэтому поиск альтернатив становится для них особенно актуальным. Рассмотрим основные виды крауд-технологий, их особенности, преимущества и недостатки:
Таблица 1- Разновидности крауд-технологий и их особенности
Тип инструмента
|
Особенности
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Краудфандинг – объединение денежных средств
с целью поддержки социальных и коммерческих проектов. [11]
|
Имеет
следующие модели:
1. Безвозмездная (donation-based crowdfunding) – модель, не предполагающая вознаграждения, так как изначально краудфандинг был связан с бесплатной помощью некоммерческим проектам 2. Наградная (reward-based crowdfunding) – модель предполагающая, нефинансовое (подарки и призы) или денежное вознаграждение за оказанную помощь добровольцами; |
1.
Для
спонсоров: возможность вкладывать небольшие суммы в интересующие проекты;
2. Для разработчиков проектов: в первую очередь — это бесплатно предоставленные средства для реализации и развития; 3. Широкая доступность для всех: нет необходимости поиска займов, банковских кредитов с подходящими условиями или крупных инвесторов. Для осуществления краудфандинга также не требуются специалисты (бухгалтеры, юристы или какие-либо бизнес-эксперты). |
1.
Высокая
конкуренция проектов на площадке, из-за которой становится трудно привлечь
средства именно в свой проект;
2. Частичная утрата контроля над проектом – на краудфандинговой площадке вкладчики получают некоторую форму контроля над проектом, оказывая влияние на итог реализации проекта |
Краудлендинг - процесс кредитования
компаний группой лиц через специализированные платформы. Иногда краудлендинг
рассматривается как разновидность краудфандинга: цель – привлечение больших
объемов средств от неограниченного круга лиц. [12]
|
Выделяют
следующие виды краудлендинга:
1. P2P-кредитование (peer-to-peer) – предоставление займов физическими лицами физическим лицам. 2. B2B-кредитование (business-to-business) – предоставление займов юридическими лицами юридическим лицам. 3. P2B-кредитование (peer-to-business) – предоставление займов физическими лицами юридическим лицам. |
1.
Для
кредиторов: возможность вложения средств под высокие процентные ставки;
2. Для заемщиков: возможность получения займов в силу слабой доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства. |
1.
Высокие
уровни рисков для кредиторов. Они обусловлены тем, что заемщик может не
вернуть ссуженные средства. При этом краудлендинговая площадка в таком случае
является лишь посредником, и, соответственно нет никакой гарантии компенсации
убытков (однако, некоторые платформы могут брать на себя ответственность –
это зависит от условий конкретной площадки).
2. Некоторые краудлендинговые платформы могут попросту оказаться мошенническими. В связи с этим в мировой практике существуют специальные реестры, куда регуляторами вносятся площадки, которые соответствуют требованиям этих регуляторов. |
Краудинвестинг - способ привлечения денежных
средств в компании (преимущественно в стартапы и в малый бизнес) от широкого
круга инвесторов. [13]
|
Имеет
несколько разновидностей:
1. Роялти – модель, при которой инвестор имеет возможность получения процента от будущей прибыли вследствие реализации какого-либо продукта 2. Акционерный краудфандинг – модель, при которой инвестор имеет возможность получения в будущем доли в компании, её акций, дивидендов, права голоса на общем собрании. |
1.
Возможность
быстрого привлечения финансирования;
2. Возможность таким образом обойти выход на IPO, а вместе с этим, больших затрат как времени, так и средств; 3. Маркетинговая составляющая – это своего рода реклама компании и ее продукта; 4. Мобилизация свободных денег граждан внутри страны. |
1.
Риск
невыполнения компанией своих обязательств;
2. Высокий риск мошенничества; 3. Не всегда проводится экспертная оценка проектов на крауд-площадках; 4. Возможность потери информации, утечки идей. |
Перечисленные инструменты являются не единственными. Особый интерес вызывает и еще один, «неденежный» вид крауд-технологий, который так же может быть полезным для субъектов МСП, а именно – краудсорсинг. Краудсорсинг представляет собой привлечение людей в проекты с целью использования их навыков, творческих компетенций и рабочей силы для создания каких-либо продуктов в основном на добровольных началах. Преимуществом краудсорсинга является дешевизна используемых ресурсов и их разнообразие. Для предпринимателя это в первую очередь возможность найти единомышленников и прочих заинтересованных людей, обладающих необходимыми умениями и знаниями для реализации проекта. В России основными подобными площадками являются сервисы Яндекса и Mail.ru, а также Хабр и Сбербанк-Краудсорсинг. [14]
Рассмотрим основные российские крауд-платформы, при помощи которых субъекты МСП могут привлечь финансирование:
Таблица 2 - Основные российские крауд-платформы и их особенности
Вид крауд-технологии
|
Площадка и год ее основания
|
Входит/не входит в реестр платформ под контролем
ЦБ РФ
|
Особенности
|
Краудфандинг
|
Planeta.ru, 2012 [15]
|
Не
входит
|
Наградная
модель краудфандинга. Реализуются творческие и благотворительные проекты, а
также финансируются стартапы. Проект получает деньги, если собрано не менее
50% от целевой суммы за фиксированное время, в противном случае деньги
возвращаются обратно вкладчикам. Сервис снимает 10–15% комиссию от
поступающих платежей. Привлечено в совокупности более 800 млн рублей на
различные проекты.
|
|
Boomstarter, 2012 [16]
|
Не
входит
|
Наградная
модель краудфандинга. В основном реализуются проекты в сфере образования,
спорта, культуры и туризма. Сервис не берет комиссию с поступающих средств,
но взимает оплату за размещение проекта на платформе. Привлечено в
совокупности более 500 млн руб. на различные проекты.
|
Kroogi, 2007 [17]
|
Не
входит
|
Площадка
для распространения творческой продукции в виде фильмов и музыки.
Пользователи получают доступ к контенту как только вносят пожертвования по
принципу «заплати, сколько считаешь нужным». Комиссия с поступающих платежей
составляет 15%, размер займа до 50 млн руб
| |
Краудлендинг и краудинвестинг
|
MoneyFriends, 2018 [18]
|
Входит
|
P2B и B2B модели
кредитования. Возможность получения быстрого займа для проекта без залога и
целевого назначения, альтернатива возобновляемым кредитным линиям.
|
Город
Денег, 2012
[19]
|
Входит
|
P2B и B2B модели
кредитования. Размер займа от 100 тыс. руб. до 15 млн руб., ставки по кредиту
рассчитываются индивидуально для каждого проекта.
| |
Поток,
2015 [20]
|
Входит
|
P2B модель
кредитования. Размер займа до 10 млн руб., ставки по кредиту от 3% в месяц.
| |
Penenza, 2015 [21]
|
Входит
|
P2B и B2B модели
кредитования. Стоимость займа составляет от 3,5%, быстрые сроки рассмотрения
заявок.
| |
CrowdMoney, 2020 [22]
|
Входит
|
Одна
из самых молодых площадок, средние займы на площадке составляют 1,5 млн руб.,
ставки по займам от 1,25% месяц, а основными сферами деятельности заемщиков
является оптовая торговля и строительство. Быстрая процедура получения займа,
удобный способ мониторинга проектов через Telegram-канал.
| |
АтомИнвест,
2017
[23]
|
Входит
|
Одна
из передовых краудинвестинговых площадок, созданная для финансирования
компаний малого и среднего бизнеса. Всем компаниям назначается рейтинг, порог
входа – 10 тыс руб., доступны инструменты кредитования, а также есть
возможность покупки облигаций быстрорастущих стартапов через данную площадку.
|
Перечисленные платформы являются не единственными, которыми могут воспользоваться субъекты МСП. По состоянию на март 2023 года в реестр Банка России всего входит более 70 операторов инвестиционных платформ, каждая из которых предлагает разнообразные возможности к привлечению средств под наиболее удобные для бизнеса условия. [24] Стоит подчеркнуть, что самыми распространёнными видами деятельности МСП, привлекающих средства на таких площадках, является строительство жилых и нежилых зданий, ремонт, оптовая и розничная торговля, общественное питание, перевозки. [25, 2 с.]
Рассматривая состояние рынка краудфинансирования в России особое внимание стоит уделить краудлендингу и краудинвестингу. С 2020 по 2022 год объем рынка краудлендинга составил более 12 млрд руб., а краудинвестинга – более 7 млрд руб. Необходимо отметить также, что в этом периоде около 70% средств, привлеченных через инвестиционные платформы, приходилось именно на субъекты МСП, что говорит о довольно высокой популярности данного инструмента у такого бизнеса. Примечательно также, что структура заемщиков на 20% состоит из индивидуальных предпринимателей, а в целом за рассматриваемый период более 800 компаний МСП воспользовались инструментами краудфинансирования. Средняя стоимость займа находилась в диапазоне 15–35% годовых, а средний размер комиссии платформ в диапазоне 2–15% от объема привлеченных средств. Также за рассматриваемый период было реализовано более 30 сделок с размещением ценных бумаг через крауд-платформы на общую сумму более 2 млрд руб. [25, 4 с.]
Даже несмотря на сложную геополитическую ситуацию 2022 года и последовавшее за ней кризисное состояние экономики, российский крауд-рынок демонстрировал устойчивое развитие, причем и в части увеличения числа организаций, и в части увеличения числа инвесторов. Более того, его популярность возросла вследствие уменьшения доли рынка капитала и других возможностей вложения и привлечения средств экономическими субъектами. Помимо этого, возникшие экономические ограничения позитивно отразились на развитии клиентских сервисов инвестиционных платформ, а высокий уровень конкуренции субъектов МСП на этом рынке подтолкнул платформы к усовершенствованию моделей скоринга и отбора наиболее качественных проектов для привлечения средств. [25, 7 с.]
На современном этапе развитие крауд-технологий в России ограничивается из-за отсутствия четкого законодательства в отношении всей отрасли в целом и исчерпывающей нормативно-правовой базы относительно конкретных видов таких технологий. Для регулирования крауд-рынка и деятельности соответствующих платформ в 2019 году был принят Федеральный Закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ», которым была ограничена сфера правового регулирования данной деятельности (а именно, коммерческий краудфандинг) и определены её участники, в связи с чем появились существенные пробелы в организации крауд-технологий. [26]
Говоря о коммерческом краудфандинге, закон имеет в виду следующую деятельность:
1. Предоставление займов
2. Приобретение долевых ценных бумаг, размещаемых через инвестиционную платформу
Таким образом, закон, определив границы деятельности, убрал с поля наградный и безвозмездный краудфандинг, которые занимают значительную долю в привлечении средств малыми и средними предприятиями. Это говорит о том, что Банк России не сможет включать в свой реестр такие популярные и пользующиеся успехом в России платформы, как, например, Planeta.ru и Boomstarter. В этой связи справедливая оценка российского рынка краудфандинга и возможностей для субъектов МСП может быть несправедливой и искаженной.
Важно отметить, что до сих пор не определены единые стандарты оценки и сравнения инвестиционных платформ, что мешает инвесторам и заемщикам прогнозировать и оценивать потенциальные риски. Также не определены общие стандарты профессиональной деятельности таких платформ, из-за чего у инвесторов и лиц, привлекающих средства, нет четкого понимания в том, как действовать в случае нарушения собственных прав. [27]
Другим фактором, мешающим эффективному привлечению средств через краудфинанасирование субъектами МСП, может быть недоверие физических лиц к непривычным на данный момент способам инвестирования, недоверие к электронным платежным системам, а также низкая осведомленность населения о краудфандинге и его формах как таковом. Центральный Банк РФ всё еще не предоставляет исчерпывающей информации (в особенности статистики) о состоянии крауд-рынка. Сложно отследить объемы сделок в данный момент из-за отсутствия сводной статистики, а также спрогнозировать эти объемы конкретно для нашей страны на будущие периоды в условиях экономической неопределенности. Дополнительными факторами, мешающими эффективному привлечению средств субъектами МСП через крауд-платформы, являются: низкая доходность относительно ожидаемой для вкладчиков; отсутствие знаний о механизме работы платформ и навыков анализа проектов у розничных инвесторов; информационная асимметрия, мешающая инвесторам принимать эффективные решения в отношении инвестиций в размещаемые на платформе проекты.
Выводы
На современном этапе крауд-технологии являются активно развивающимся сегментом альтернативных способов инвестирования и финансирования бизнеса. С каждым годом объем этого рынка существенно увеличивается, показывая высокую доходность для инвесторов и эффективность для предпринимателей.
По сравнению с другими экономически развитыми странами российский рынок крауд-технологий, по сути, только начинает свое формирование. Это во многом объясняется невысоким интересом и доверием инвесторов, а также поздним началом (по сравнению с зарубежными странами) своего функционирования. Однако, как и за рубежом, с каждым годом растет количество публикуемых проектов и число инвесторов. В этой связи компаниям и, в частности, субъектам МСП необходимо изучать возможности привлечения финансирования через такие технологии и заниматься подбором наиболее удобных и подходящих для бизнеса платформ.
В ходе данного исследования были выявлены следующие группы проблем:
1. Недостаточная популярность крауд-технологий среди населения и слабая применяемость данных инструментов среди субъектов МСП из-за отсутствия просветительской повестки относительно данной тематики;
2. Невысокая информационная прозрачность данного сегмента, которая мешает эффективному отбору платформ как субъектам МСП, так и будущим вкладчикам;
3. Пробелы в законодательной базе, которые не позволяют четко регламентировать некоторые формы крауд-технологий.
Возможными путями решения данных проблем могут служить:
1. Расширение границ деятельности краудфандинговых платформ: необходимо создание правовых нормативов для регулирования безвозмездного и наградного краудфандинга;
2. Создание системы профессиональных стандартов работы инвестиционных платформ;
3. Определение платформами способов взаимодействия инвесторов и лиц, привлекающих инвестиции в случае форс-мажорных обстоятельств.
Государству при этом необходимо интенсивно развивать инфраструктуру данного рынка и формировать наиболее четкое и понятное законодательство, которое могло бы максимально полно охватить данный сегмент и эффективно его регулировать.
Возможными направлениями дальнейших исследований являются вопросы повышения качества и развитости инфраструктуры, обслуживающей крауд-рынок с целью привлечения новых проектов и притоков средств на платформы.
Источники:
2. Степанова Л.А., Андрюшина Е.А. Исследование законодательства в сфере краудфандинга и влияние его на развитие малого бизнеса в России // Московский экономический журнал. – 2022. – № 6. – doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_336.
3. Мирошниченко М.А., Гаджиев И.А., Бондаренко А.А. Краудфандинг - инструмент инвестирования проектов малого и среднего бизнеса в кризисной ситуации // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 39(4). – c. 272-276. – doi: 10.24411/2304-6139-2020-10475.
4. Глухов К.В., Куликов М.В. Развитие краудинвестинга как альтернативной формы финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт и российская практика // Вестник университета. – 2022. – № 6. – c. 169-179. – doi: 10.26425/1816-4277-2022-6-169-179.
5. Корнышев О.О. Тенденции развития краудфандинга как альтернативного механизма привлечения инвестиций МСП // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 4. – c. 42-44.
6. Езангина И.А., Евстратов А.В. Новые инструменты финансирования малого и среднего предпринимательства в России: краудинвестинг // Финансы. – 2019. – № 3(111). – c. 122-136. – doi: 10.26794/2587-5671-2019-23-3-122-136.
7. Смольникова А.В., Кузбенова Э.Р. Краудфандинг как механизм народного финансирования: история и современность // Научные записки молодых исследователей. – 2021. – № 1. – c. 5-12.
8. Пиньковецкая Ю.С. Некоторые инструменты альтернативного финансирования малых и средних предприятий: опыт зарубежных стран // Вестник Кемеровского государственного университета. серия: политические, социологические и экономические науки. – 2021. – № 1(19). – c. 109-122. – doi: 10.21603/2500-3372-2021-6-1-109-122.
9. Абалтусова Е.И., Лебеденко В.С., Самсонова П.В., Ткаченко А.В. Привлечение денег на новые проекты через интернет - площадки (краудфандинг) // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2022. – № 5(69). – c. 417-426.
10. Курочкин Н.С. Проблемы финансирования малого и среднего предпринимательства в России // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 9(21). – c. 25-29.
11. Бекетов Р.В. Краудфандинг как один из видов финансирования // Научный аспект. – 2020. – № 2. – c. 222-225.
12. Сумкина О.В., Мокина Л.С. Краудлендинг как инструмент альтернативного финансирования: российский опыт // Молодежь и XXI век - 2017: Материалы VII международной научной конференции в четырёх томах. Том первый. Курск, 2017. – c. 292-297.
13. Литвинова Д.А. Краудинвестинг как новая форма инвестирования // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. – 2017. – № 2. – c. 73-81. – doi: 10.18334/grfi.4.2.38035.
14. Топ-5 краудсорсинговых платформ. Ко-Фи. [Электронный ресурс]. URL: https://cofi.ru/blog/top-5-kraudsorsingovyx-platform-20225 (дата обращения: 17.03.2023).
15. Planeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://planeta.ru/about (дата обращения: 17.03.2023).
16. Правила платформы. Boomstarter. [Электронный ресурс]. URL: https://boomstarter.ru/help/guidelines (дата обращения: 17.03.2023).
17. Что такое Kroogi. Kroogi. [Электронный ресурс]. URL: http://kroogi.kroogi.com/user/about_tab?locale=ru (дата обращения: 17.03.2023).
18. Заёмщикам. MoneyFriends. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moneyfriends.ru/borrowers.html (дата обращения: 17.03.2023).
19. Заёмщикам. Город Денег. [Электронный ресурс]. URL: https://townmoney.ru/borrower.html (дата обращения: 17.03.2023).
20. Заёмщикам. Поток. [Электронный ресурс]. URL: https://business.potok.digital/?_ga=2.25287357.1039845741.1679252041-1844018006.1679252041 (дата обращения: 17.03.2023).
21. Инвестиционная платформа. Penenza. [Электронный ресурс]. URL: https://penenza.ru/investplatform (дата обращения: 17.03.2023).
22. Заёмщикам. CrowdMoney. [Электронный ресурс]. URL: https://crowd-money.ru/borrowers (дата обращения: 17.03.2023).
23. Заёмщику. АтомИнвест. [Электронный ресурс]. URL: https://atominvest.ru/company (дата обращения: 17.03.2023).
24. Реестр операторов инвестиционных платформ. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/admissionfinmarket/register/nfo/ (дата обращения: 17.03.2023).
25. Обзор рынка краудфандинга. Информационно-аналитический материал. Банк России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/42097/crowdfunding_market_01_2022.pdf.
26. Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.08.2019 N 259-ФЗ. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/ (дата обращения: 17.03.2023).
27. Казаченок О.П. Привлечение инвестиций с использованием инвестиционных платформ (краудфандинг): Направления развития правового регулирования // Вестник университета. – 2020. – № 8(72). – c. 74-85. – doi: 10.17803/2311-5998.2020.72.8.074-085.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 10:45:15