Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова)

Кирьянова Н.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (14), Июнь 2012

Цитировать:
Кирьянова Н.А. Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере г. Новозыбкова) // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 3. – С. 3-10.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712181
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных задач государства. Не смотря на это, у малого и среднего бизнеса существует ряд окончательно не решенных проблем. В статье установлено, какие именно проблемы на муниципальном уровне сдерживают развитие малого и среднего бизнеса. Изучение специфики взаимодействия представителей органов местного самоуправления и представителей малого и среднего бизнеса позволило прийти к выводу о низкой компетентности муниципальных властей в вопросах, связанных с поддержкой малого и среднего предпринимательства. В связи с этим, автором предложены рекомендации оптимального взаимодействия представителей муниципальной власти и бизнеса.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, муниципальное образование, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, муниципальная власть, прогрессивная экономика



При переходе на рыночные отношения нарушилась общая социальная стабильность российского общества. Это выразилось в росте безработицы, снижении социального статуса и уровня жизни населения, невостребованности работников в профессиональном плане. По данным официальной статистики количество безработных составило в 2010 г. в 5,6 млн. человек и за первое полугодие 2011 г. увеличилось до 6,5 млн. человек (%) [1, с.1]. В силу сложившихся обстоятельств людям приходится самостоятельно искать пути решения возникших проблем, чтобы приспособиться к сложным условиям стихии рынка.

Главными для государственных органов, на наш взгляд, в этот период должны стать задачи развития различных форм самозанятости, стимулирования трудовой активности. Государству необходимо создать экономические, социальные и правовые условия. При этом особый акцент должен быть сделан на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса.

По мере развития малого и среднего бизнеса наблюдается создание оптимальных условий, способствующих более эффективному функционированию прогрессивной экономики. В свою очередь прогрессивная экономика создает конкурентную среду, ведет к созданию дополнительных рабочих мест, а это позволит сократить безработицу, расширить потребительский сектор, снизить социальную напряженность на всех уровнях [2, с.1]. В данной статье проводится анализ развития и поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.

Тенденции развития малого и среднего бизнеса в г. Новозыбкове аналогичны общероссийским и региональным. Несмотря на все трудности, сложность экономической ситуации, динамика показателей свидетельствует о высоком потенциале и жизнеспособности малого предпринимательства в городе.

Количество малых предприятий в Новозыбкове стабильно растет и составило в 2010 г. около 93 единиц с трудоустройством 3 тыс. физических лиц по договорам трудового найма (рис. 1).

Рис. 1. Численность малых предприятий в г. Новозыбкове по годам

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях составляет 1280 человек. Таким образом, в малом бизнесе занято 20% экономически активного населения г. Новозыбкова.

Рис. 2. Количество постоянно занятых работников на малых предприятиях г. Новозыбкова

По итогам 2010 г. было проведено статистическое обследование на 91 малом предприятии с численностью работающих 1258 человек. Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг на этих предприятиях составила в 2010 г. 1129,3 млн. руб. с темпом роста к предыдущему году 155,8%. Динамика темпов роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг на предприятиях малого бизнеса по годам, в период с 2005‒2010 гг., в г. Новозыбкове представлена на рис. 3.

Рис. 3. Диннамика выручки от реализации товаров, работ, услуг (млн.руб.)

Наибольший удельный вес — 61,6% приходится на оптовую и розничную торговлю, 11,2% — на обрабатывающие производства, 16,6% — транспорт и связь, 8,6% — строительство. Число малых предприятий по видам экономической деятельности представлено на рис. 4.

Рис. 4. Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2010 г. в г. Новозыбкове

Инвестиции в основной капитал по этим предприятиям составили 252,8 млн. руб. с темпом роста к 2009 г. 125,3%.

Рис. 5. Объем инвестиций (млн. руб.)

Поступления налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства в бюджет города в 2011 г. составило 12070 тыс. руб., роста за год — 162,6% (+ 1574 тыс. руб.), удельный вес в собственной налоговой базе бюджета города — 15,9% [3, с.6].

Таблица 1

Поступление налогов и сборов в местный бюджег г. Новозыбкова от субъектов малого бизнеса в 2008–2011 гг.

Годы
Всего поступило
тыс.руб.
% к прошедшему году
2008
7460

2009
8480
62,6%
2010
10496
123,8%
2011
12070
162,6%

Развитие малого и среднего бизнеса как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе, является одним из главных условий повышения темпов экономического роста города. Однако в этом контексте не стоит забывать, что существует ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. По результатам проведенного анкетирования наиболее существенными являются следующие до конца нерешенные проблемы:

  • отсутствие стартового капитала, трудности доступа к банковским кредитам;
  • трудности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, помещений для развития бизнеса, по получению согласований и разрешений;
  • неполная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности;
  • отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента;
  • недостаточный уровень социальных гарантий для работников предприятий, а также работников осуществляющих деятельность на условиях гражданского найма;
  • малая заинтересованность муниципальных властей в расширении сферы малого и среднего бизнеса.
  • На наш взгляд ведущей проблемой из всех вышеперечисленных следует на данный момент считать малую заинтересованность муниципальных властей в расширении сферы малого и среднего бизнеса. Согласно федеральному закону Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципалитеты были уполномочены развивать и поддерживать малое предпринимательство [4, с.3]. Поэтому мы считаем, что в первую очередь необходимо разработать модель взаимоотношения муниципальной власти и предпринимательства. На сегодняшний день у предпринимателей имеются многочисленные претензии к властям на местах, которые зачастую занимают не очень открытую и четкую позицию в вопросах малого и среднего бизнеса. Связанно это, по нашему мнению, с тем обстоятельством, что в статистике налоговых поступлений субъекты малого предпринимательства отдельно не выделены, что существенно затрудняет возможность оценить поступления налогов от малого бизнеса. В связи с этим муниципальные власти «не видят», той роли, которую играет бизнес в муниципальном образовании, не могут ее «пощупать, ощутить», что, следовательно, снижает стимулы властей на разработку комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на своей территории.

    Бюджет муниципалитета на две трети зависит от дотаций областного и федерального бюджета. Естественно, что муниципальным властям, гораздо выгоднее «выстраивать» хорошие отношения с областным центром, нежели стимулировать малый и средний бизнес, поскольку областной центр является основным источником муниципального бюджета. Мы считаем, что необходимо пересмотреть межбюджетные отношения. Если развитие малого и среднего бизнеса лежит на муниципалитетах, то необходимо заинтересовать их в этом. Предлагается пересмотреть налогообложение субъектов предпринимательства, а именно отменить уплату налогов в местный бюджет для лиц, занявшихся собственным делом без содействия со стороны муниципальных властей.

    Власти следует учитывать, что малый и средний бизнес имеет большую заинтересованность в развитии муниципального образования, чем крупный бизнес. По той причине, что если «ветер подует не туда», крупный бизнес может закрыть предприятие, вывести деньги из региона, а также, чаще всего предприятие зарегистрировано в одном месте, а производство в другом, и налоги платит не в том месте, где работает. Для малого и среднего бизнеса понятия «малая родина» и «успешная работа» являются практически синонимами.

    Диалог бизнеса и власти, на наш взгляд, должен быть не только выгодным, но и продуктивным. Нами предложены следующие механизмы взаимодействия бизнеса и власти:

  • регулярное консультирование представителей малого и среднего бизнеса об инфраструктуре и формах государственной поддержки бизнесменов;
  • проведение конкурсов на получение субсидий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства;
  • предоставление права выкупа арендуемых зданий на льготных условиях;
  • пересмотрение бюджетных взаимоотношений и системы налогообложения для представителей малого и среднего бизнеса.
  • Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании должно стать одним из приоритетных направлений в совместной работе федеральной власти, власти субъектов РФ, муниципалитетов и бизнеса. Малый и средний бизнес – основа муниципалитетов.

    Источники:

    1. Безработица в России 2010-2011. Статистика, мониторинг численности безработных в стране. [Электронный ресурс]. ‒ 2011. ‒ http://www.rian.ru
    2. Выживет ли малый и средний бизнес в условиях глобального кризиса? [Электронный ресурс] // Капитал страны. ‒ 2009. ‒ http://http://www.kapital-rus.ru/articles/article/139078
    3. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в городе Новозыбкове на 2008-2010 годы». Новозыбков, 2007.
    4. Федеральный закон Российской федерации от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

    Страница обновлена: 10.08.2024 в 19:06:58