Анализ долгосрочных целевых программ в сфере культуры и туризма, реализуемых в Рязанской области
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 5 (16), Октябрь 2012
Цитировать:
Шлыков В.В. Анализ долгосрочных целевых программ в сфере культуры и туризма, реализуемых в Рязанской области // Экономика, предпринимательство и право. – 2012. – Том 2. – № 5. – С. 18-29.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18051672
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы использования программно-целевых методов управления в социальной сфере региона. Анализируются программы, реализуемые Комитетом по культуре и туризму Рязанской области. Вносятся предложения по совершенствованию долгосрочных целевых программ.
Ключевые слова: социальная сфера, культура, долгосрочные целевые программы, Рязанская область
Расходы на финансирование региональных долгосрочных целевых программ в период 2010‒2012 гг. возросли в Рязанской области с 4,8 до 8,5 млрд. руб., что соответствует тенденции, согласно которой всё большая часть региональных бюджетов должна расходоваться на основе программного подхода.
В настоящее время в Рязанской области реализуется свыше 50 таких программ, причем несколько долгосрочных целевых программ — «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010‒2012 гг.», «Культура Рязанской области на 2010-2012 гг.», «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010‒2015 гг.» и «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011‒2015 гг.», ориентированы на развитие социально-культурной среды региона.
Целью долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010‒2012 гг.» является создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в области.
Предполагается достижение поставленной цели посредством решения следующих задач:
Таблица 1
Финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010‒2012 гг.»
Период
|
Объем финансирования
|
2010 г.
|
3436,0 тыс. руб.
|
2011 г.
|
3669,0 тыс. руб.
|
2012 г.
|
3919,0 тыс. руб.
|
За трехлетний период
|
11024, 0 тыс. руб.
|
Оценка социально-экономической эффективности Программы основывается на достижении результатов по нескольким направлениям:
Например, «Совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристической деятельности», предполагающего создание условий для развития сферы услуг в области, расширения ассортимента видов туристских услуг, повышения качества обслуживания туристов — 952 тыс. руб.; «Повышение конкурентоспособности регионального туристического продукта» — 5, 768 млн. руб.; «Участие в международных, всероссийских, региональных туристских выставках, ярмарках, форумах» — не менее 12 выставок в год — 3,24 млн. руб.
Во-вторых, если в целом по стране на финансирование программ, связанных с туризмом, свыше 80% средств приходится на внебюджетные источники, то в Рязанской области этого вообще не предусмотрено [2].
Целью долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области на 2010‒2012 гг.» является расширение доступа населения области к культурным ценностям и свободе творчества в сфере культуры, закрепленные в Конституции РФ. Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Таблица 2
Финансирование долгосрочной целевой программы «Культура Рязанской области на 2010‒2012 гг.»
Период
|
Объем финансирования
|
2010 г.
|
64468, 0 тыс. руб.
|
2011 г.
|
68852,0 тыс. руб.
|
2012 г.
|
73534, 0 тыс. руб.
|
За трехлетний период
|
206854, 0 тыс. руб.
|
В процессе реализации Программы предполагается получить следующие результаты, определяющие ее социально-экономическую эффективность:
Равно как и в предыдущей программе не предусмотрено использование внебюджетных источников финансирования.
Целью долгосрочной целевой программы «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010‒2015 гг.» является создание культурно-исторической музейно-усадебной экосистемы (микросреды), обеспечивающей эффективное функционирование и развитие Музея, направленное на увеличение и совершенствование предоставляемых музейных услуг для посетителей.
Задачи Программы:
Программой предполагается адаптация богатого историко-культурного и профессионального потенциала Музея к современности путем модернизации всех направлений деятельности, направленной на создание оптимальных условий развития.
Главным итогом реализации настоящей Программы станет сохранение и эффективное развитие Музея как уникального объекта культурного наследия России.
Реализация Программы предполагает провести полный объем реставрационных работ и обеспечит сохранность важнейших объектов культурного и природного наследия, откроет доступ к культурным и духовным ценностям России нашим соотечественникам и зарубежным посетителям.
Программой предусматривается совершенствование фондовой работы, включая собирательско-коллекционную, учетно-хранительскую работу, изучение и популяризацию фондовых коллекций, реставрацию музейных предметов и более полное и эффективное введение в научный и экспозиционный оборот музейных предметов. Объем финансирования Программы из областного бюджета на 6 лет составляет 124248 тыс. руб. (табл. 3).
Таблица 3
Финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010‒2015 гг.»
Объем
финансирования |
В том числе по годам (тыс. руб.)
| |||||
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
| |
124248
|
27701
|
17184
|
10724
|
28100
|
25450
|
15089
|
По мнению разработчиков программы, воссозданные объекты культурного наследия (дом священника Смирнова, крестьянская усадьба на базе домов Минаковых и Дорожкиных, каретный сарай в с. Константинове, школа грамоты в г. Спас-Клепики), а также созданные и открытые в этих объектах экспозиции, привлекут внимание посетителей Музея, что позволит увеличить их число до 5% ежегодно. Мероприятия по консервации амбара позволят, сохраняя мемориальный объект (1913 г.), увеличить на 0,1% число посетителей Музея в год. Ремонтно-реставрационные работы дома Л.И. Кашиной создадут условия для сохранения объекта культурного наследия и увеличения числа посетителей Музея до 0,1% в год.
Улучшение режима содержания и охраны природного ландшафта (мероприятия по укреплению берега р. Оки в с. Константинове Рыбновского района) позволит восстановить природный ландшафт, сохранить рельеф на территории Музея и увеличить число посетителей Музея на 1% ежегодно.
Проведение других мероприятий также позволит увеличить число посетителей Музея до 3% ежегодно.
С выполнением всех плановых мероприятий должен измениться имидж с. Константиново как привлекательного места с развитой инфраструктурой. Будет обеспечено привлечение более широких слоев населения Рязанской области, других регионов России, зарубежных гостей и позволит увеличить поток туристов до 9,5% в год.
Тем не менее, представляются необоснованными предложения по финансированию разработки проекта воссоздания каретного сарая (конюшни): 600 тыс. руб. —2010 г.; воссоздания малых архитектурных форм (беседка, баня, теплица, амбар): 6 млн. руб. —2013 г.; реконструкция домов Минаковых и Дорожкиных: 9 млн. руб. — 2011‒2012 гг., что составляет 12,5% общего финансирования программы.
Не учтено в данной Программе, равно как и в остальных рассмотренных, внебюджетное финансирование. Хотя в 2008 г. от приносящей доход деятельности музеем-заповедником С.А. Есенина получено 13,9 млн. руб.
Программа «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011‒2015 гг.» направлена на обеспечение качественно новых условий для доступа населения Рязанской области к культурным ценностям (табл. 4).
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
Таблица 4
Финансирование долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011‒2015 гг.»
Объем финансирования
|
В том числе по годам (тыс. руб.)
| ||||
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
| |
341550,0
|
40000,0
|
114515,0
|
52295,0
|
63790,0
|
70950,0
|
В процессе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты, определяющие социально-экономическую эффективность Программы:
Представляется, что реконструкция хозяйственной части здания театра для детей и молодежи, которая в программе оценивается 39500,0 тыс. руб., могла бы быть произведена за сумму вдвое меньшую.
Общий объем финансирования рассмотренных программ из областного бюджета с разбивкой по годам представлен в табл. 5. В этой же таблице приведен объем финансирования статей с необоснованными ожидаемыми результатами.
Таблица 5
Общий объем финансирования долгосрочных целевых программ Рязанской области (млн. руб.)
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
Общий объем финансирования
|
95,60
|
129,70
|
202,70
|
80,40
|
89,24
|
86,04
|
Объем финансирования статей с необоснованными ожидаемыми результатами
|
3,0
|
7,741
|
47,54
|
1,45
|
17,74
|
|
Вывод
Анализ научной литературы, посвященной современным проблемам программно-целевого планирования на региональном уровне, позволяет сделать вывод о том, что ряд из них нуждается в корректировке [5]. Рассмотренные нами программы не свободны от недостатков.
Не смотря на их положительное влияние на социально-экономическое развитие региона, расширение доступа населения Рязанской области к культурным ценностям, создание новых рабочих мест, привлечения в регион инвестиций, на наш взгляд необходимо:
1. Произвести корректировку объемов финансирования статей «Совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристической деятельности», «Повышение конкурентоспособности регионального туристического продукта», «Участие в международных, всероссийских, региональных туристских выставках, ярмарках, форумах» (общий объем 9, 96 млн. руб.) долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 гг.»; «Финансирование разработки проекта воссоздания каретного сарая (конюшни)», «Воссоздания малых архитектурных форм (беседка, баня, теплица, амбар)», «Реконструкция домов Минаковых и Дорожкиных» (общий объем 15,6 млн. руб.) долгосрочной целевой программы «Развитие Государственного музея-заповедника С.А. Есенина на 2010‒2015 гг.»; «Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию гаража и капитальный ремонт гаража театра кукол» в сумме 4300,0 тыс. руб. и «Разработка дизайн-проектов и сметной документации на устройство ограждения и благоустройство территории и выполнение работ театра кукол» в сумме 8290,0 тыс. руб., «Реконструкция хозяйственной части здания театра для детей и молодежи» (общий объем 39500,0 тыс. руб.) долгосрочной целевой программы «Модернизация и развитие материально-технической базы областных театров на 2011‒2015 гг.» в сторону уменьшения на 50%, ввиду необоснованности ожидаемых результатов, что позволит сократить затраты на реализацию программ на 37,78 млн. руб.;
2. Предусмотреть привлечение для финансирования программ внебюджетных средств, с целью замещения части расходов областного бюджета в размере 10% по каждой программе ежегодно, что позволит получить экономию в сумме не мене 64 млн. руб.
3. Внести изменения в существующие целевые индикаторы, и на их основе провести корректировку действующих программ. А именно, в раздел 8 «Целевые индикаторы и показатели» целевой долгосрочной программы «Культура Рязанской области на 2010‒2012 гг.», следующие показатели:
Источники:
2. Шлыков В. Программно-целевое управление в сфере культуры и туризма региона. Монография. Рязань. ‒ 2010. ‒ С. 81.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. № 740.
4. Шлыков В. Программно-целевое управление в сфере культуры и туризма региона. Монография. Рязань. ‒ 2010. ‒ С. 83.
5. Дедюхин В.А. Совершенствование программно-целевого управления социально-трудовой сферой региона. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М. 2008. Исаков А.Г. Критерии оценки целевых программ на уровне субъекта Федерации // Финансы. 2010. № 1.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:44:25