Программно-целевой подход - надежный механизм поддержки отечественного спорта

Мифтахов М.Р.1, Мингулов А.М.2
1 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
2 Казанский (Приволжский) федеральный университет

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Мифтахов М.Р., Мингулов А.М. Программно-целевой подход - надежный механизм поддержки отечественного спорта // Экономика и управление в спорте. – 2023. – Том 3. – № 4. – С. 245-258. – doi: 10.18334/sport.3.4.120014.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60003779

Аннотация:
Одним из основных вопросов, возникающих перед отечественной спортивной отраслью в неблагоприятных условиях внешней санкционной политики недружественных стран, экономической изоляции и не допуска спортсменов из России и Белоруссии для участия в крупных спортивных международных соревнованиях является обеспечение функционирования государственной системы поддержки физической культуры и спорта, материального обеспечения массового спорта и спорта высших достижений. Анализ существующих федеральных целевых государственных программ и национальных проектов является важным инструментом для определения того, какие меры принимаются в России для развития физической культуры и спорта (Далее – ФкиС). Эти программы и проекты направлены на создание условий для занятий спортом, развитие спортивной инфраструктуры, повышение уровня подготовки спортсменов и популяризацию здорового образа жизни среди населения. Они также включают в себя меры по развитию массового спорта и созданию условий для участия в спортивных мероприятиях, а также ресурсного обеспечения отечественной спортивной отрасли по важным направлениям спортивной работы.В настоящей статье рассматривается программно-целевой подход в качестве опорного базиса государственного спортивного регулирования, где будут выявлены основные механизмы его совершенствования

Ключевые слова: региональная политика, рейтинг, эффективность, экономический эффект, целевые программы, ключевые показатели, индикаторы, доля занимающихся спортом, спортивная активность



Введение.

Актуальность. В последнее десятилетие спортивная отрасль страны уверенно демонстрировала качественный рост физкультуры и спорта не только как социального явления, общественно-полезного блага, но и в качестве инвестиционно-привлекательного направления экономики. Как показывает зарубежная практика и научные исследования, посвященные этой тематике, индустрия спорта позволяет продвигать соответствующие услуги, разнообразные товары, она гарантирует рост занятости населения, привлечение инвестиций, инфраструктурное обновление. Физкультура и спорт играют важную социально-экономическую роль, в частности повышает продолжительность жизни человека, уровень производительности труда, стимулирует потребительский спрос, снижает заболеваемость населения, способствует расширению человеческого (социального) капитала, ведет к росту качества жизни населения и другим преимуществам развития общества [11].

В соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 г.№204"О государственных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года" необходимо увеличить продолжительность жизни до 78 лет(к 2030 году-до 80 лет),снизить уровень бедности в два раза по сравнению с показателями 2017года, а также увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55% к 2024 году и до 70% к 2030 году [4].

Указанные приоритеты отражены в основных стратегических документах, национальных целевых программах и национальных проектах. В области физической культуры и спорта это Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020г.N 1101-р), целевая госпрограмма "Развитие физической культуры и спорта" и паспорт федерального проекта "Спорт - норма жизни".

Государственные программы Российской Федерации являются основой для разработки и реализации стратегических планов развития страны. Они определяют цели и задачи, которые должны быть достигнуты в различных сферах жизни, включая физическую культуру и спорт. Благодаря этим программам государство может определить необходимые мероприятия и ресурсы для их реализации, а также контролировать выполнение поставленных задач [7].

Впервые в новой Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года даны целевые ориентиры на повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта. Одним из приоритетных направлений выбрано формирование делового климата и развитие инвестиционного потенциала сферы физической культуры и спорта. Органами государственной власти ведется разработка экономической модели физической культуры и спорта. В качестве индикаторов определены: Доля средств внебюджетных источников в общих расходах на финансирование физической культуры и спорта; Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Деятельность в области спорта", в процентах к предыдущему году.

Вместе с тем, зависимость отечественной спортивной отрасли от бюджетного обеспечения на федеральном и региональном, муниципальном уровне в России все еще сохраняется. Коммерческое направление в данной сфере представлено ограниченно, особенно это характерно для малого бизнеса. Отсутствие частных инвестиций значительно затормаживает развитие отрасли и не позволяет в полной мере реализовать весь тот потенциал, который заложен в индустрию спорта. Соответственно снижается степень адаптивности к реальным потребностям рынка, что негативно сказывается на доступности услуг для населения. Как результат, сокращается и эффективность государственной поддержки, предоставляемой спорту.

Обзор литературы

Стоит отметить, что вопросы актуализации приоритетов государственной политики в области спорта на современном этапе в научной среде недостаточно изучены. Государственная политика в области физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях раскрыты в трудах Беляковой М.Ю., Лебедевой С.А., Мякишевой Ю.О. [20], Зверевой А.О., Киреенкова И.Д. [19], Парушева А.В. [18], Ивановой Л.А., Казаковой О.А. [10], Перьковой Е.Ю. [14] и др.

Вопросам анализа статистических показателей развития ФКиС посвящены труды Акимовой А.В., Бобровского Е.А., Богачковой Л.Ю., Васильевой С.И., Зубковой А.Ю., Катынь А.В., Курочкиной А.А., Мячина А.Л., Прокофьева В.Н., Редреева В.А..

Цель исследования - изучить степень влияния государственного участия в развитии физической культуры и спорта стране.

Задачи исследования:

· Проанализировать систему финансирования физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровнях.

· Предложить меры по совершенствованию системы финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации.

Научная новизна: Предложены способы совершенствования модели хозяйствования спортивной отрасли и ее финансового обеспечения посредством программно-целевого подхода .

Результаты исследования

В 2022 году отечественная спортивная отрасль насчитывала более 413 тысяч штатных работников, 182 тысячи отраслевых организаций, 353 тысячи единиц спортивных сооружений различной формы собственности, в том числе 11% частные. Согласно статистическому отчету в регулярную спортивную активность вовлечены 69,7 миллионов граждан России. Согласно статистическим данным, сегодня в стране регулярно занимается физической культурой около 52,5% от общего числа населения, 3,5% инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, 55% – учащихся и студентов. Уровень обеспеченности населения спортивными объектами составляет всего 25%.

Для достижения определенных целей государственной политики необходимо обеспечение ежегодного увеличения численности людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, как минимум на 3%. Текущая динамика физкультуры и массового спорта, позволяет обеспечивать рост данного индикатора всего на 2-2,5% в год.

Табл.1 Динамика структуры финансирования физической культуры и спорта

Расходы бюджета
Годы
2018
2020
2021
2022
1
Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
416,224
809, 983
542, 333
671, 374
в том числе:

2
Из федерального бюджета
68,862
109, 338
38, 958
87, 670
3
Получено из внебюджетных источников
67,514
68, 169
66, 362
65, 257
4
Заработная плата работников физической культуры и спорта
182 496
345, 381
214, 274
285, 010
5
Подраздел 1102 «Массовый спорт»
25,083
48, 371
57, 499
71, 294
6
Поступило средств от предоставления платных услуг от занятий в клубах, секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности
57,056
52, 740
47, 897
56, 610
7
Фактически выделено бюджетных средств на оказание услуги посредством СОНКО
6,938
10,382
5,045
14,674 (2%)

Источник: Данные взяты из статистической отчетности Министерства спорта РФ, Форма 1ФК за 2020 – 2022 гг. http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ [9].

Согласно Таблице №1 общий объем направленных средств на физкультуру и спорт за 5 лет вырос на 49%, вместе с тем, за последние 3 года наблюдается сокращение консолидируемого бюджета всех уровней и внебюджетных фондов на 20,6%. В первую очередь это связано с затяжным периодом коронавирусной инфекции и введения санкций недружественных стран, ввиду которых были отменены проведение крупных международных соревнований на территории РФ и участие спортсменов в официальных соревнованиях. Также в соответствии с распоряжением региональных властей бюджеты на ФКиС были секвестированы и направлены на отрасль здравоохранения для борьбы с Ковидом.

Одновременно отмечается стабильные финансовые показатели на выплату заработной платы работникам ФКиС, по подразделу «Массовый спорт», внебюджетной деятельности спортивных организаций, деятельности организаций СОНКО.

Таким образом, в непростой 3-летний период отечественной спортивная отрасль сохраняет долю социально-значимых и первоочередных расходов с целью выполнения основных государственных задач.

Рассмотрим динамику расходов на социально значимые направления бюджетной политики в 2018-2022 гг.

Рис.1 Динамика расходов на социально значимые направления бюджетной политики в 2018, 2022 гг. млрд. руб. Источник: [15].

В соответствии с рисунком 1, важнейшим направлением структуры расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов внебюджетных фондов является социальная политика. Куда входят расходы на развитие здравоохранения, образования, культуры и кинематографии. В развитии бюджетной политики заметна положительная динамика в отношении этих направлений, выражающаяся в увеличении расходов на них в период с 2018 по 2022 годы (рис. 1). Отмечается увеличение расходов на социальную политику, как самую затратную сферу на 21%, здравоохранение на 38,9% и образование на 27,5%. Расходы на культуру и кинематографию, а также физическую культуру и спорт, составляют вторую группу расходов, причем последние являются наименьшими из всех анализируемых сфер. В доле расходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов культура и кинематография занимают около 1,5%, а физическая культура и спорт за последние два года приблизились лишь к 1,0% [14].

Рис. 2 Структура финансирования спортивной отрасли России в 2022 г.

Источник: [9]

Как видно на рисунке 2 важную роль в достижении национальных целей и решении стратегических задач в области физической культуры и спорта играют не только федеральные органы исполнительной власти, органы управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, но и спортивные федерации, негосударственные физкультурно-спортивные организации, осуществляющие деятельность для отдельных категорий населения и обеспечивающие развитие спорта.

В структуре финансирования 2022 года на долю федерального бюджета приходится лишь 12% консолидированного бюджета всех уровней. Основную нагрузку несут региональные и муниципальные бюджеты (рис.2). Это обусловлено положениями действующего федерального законодательства в сфере спорта, определяющие полномочия федерального, регионального и местных уровней власти [1,2,3]. Исходя из этих положений основная нагрузка в деле создания условий для занятий физкультурой и спортом, вовлечения населения в спортивную активность, поддержке спорта высших достижений лежит на региональном и муниципальном уровне. Федеральный бюджет в лице Министерства спорта РФ оказывает финансовую поддержку преимущественно в вопросах подготовки сборных команд страны, проведения всероссийских и международных соревнований, материальное обеспечение спортивных школ олимпийского резерва и субсидий общероссийским спортивным федерациям. Иные затраты несут целевой характер, заложенный в программно-целевом подходе. Рассмотрим его подробнее.

Все ключевые направления развития физической культуры и массового спорта предусмотрены в специализированных национальных программах, стратегиях и концепциях, принятых различными федеральными органами управления.

Министерство спорта РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно реализуют национальные и региональные программы развития образования, формирования доступной среды, социальной поддержки граждан, развития культуры и туризма, воспитания патриотизма в обществе.

Реализация программно-целевого подхода в спорте оказывает значительное влияние на достижение целей и решение задач государственных программ и федеральных проектов других отраслей. Существующие межведомственные задачи в области физической культуры и спорта требуют участия множества заинтересованных органов исполнительной власти, поэтому необходима эффективная координация и взаимодействие между ними. Однако на практике наблюдается недостаточная эффективность такого взаимодействия, поскольку в существующую схему практически не вовлечены бизнес-сообщество и социально ориентированные некоммерческие организации. Это создает препятствия для достижения целевых показателей национальных проектов.

Рис.3 Динамика лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом в России в 2005 - 2030 гг.

Источник: [9]

В соответствии с Рисунком 3 для достижения определенных целей госполитики необходимо обеспечение ежегодного увеличения численности людей, систематически занимающихся физкультурой и спортом, как минимум на 3%. Это можно сделать путем проведения масштабных мероприятий, направленных на привлечение населения к занятиям спортом, создания условий для развития массового спорта и повышения уровня подготовки спортсменов. Также важно улучшать инфраструктуру для занятий спортом и развивать новые виды спорта. Стоит заметить, что существующая динамика развития физкультуры и массового спорта, обеспечивает рост этого показателя всего на 2-2,5% в год.

Одним из основополагающих программных документов в среднесрочной перспективе в Российской Федерации должен стать федеральный проект «Спорт – норма жизни» в рамках национального проекта «Демография» [4].

Целью проекта является создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также массовым спортом для всех категорий и групп населения. Финансирование проекта в 2019-2024 годах составит 154 млрд рублей, что составляет всего 5% от бюджета спортивной отрасли в 2022 году. Однако, на реализацию Государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" до 2024 года в 2022 году выделено 378 млрд рублей, что составляет 56% от расходов на спорт.

Национальные проекты представляют собой новую форму государственного регулирования экономики, основанную на объединении проектного и отраслевого методов управления. Они способствуют достижению интегрального эффекта влияния и обеспечивают межведомственную координацию в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Управление такими проектами характеризуется многогранностью, комплексностью и долгосрочностью. Для успешной реализации таких масштабных проектов необходимо не только регулярно выделять значительные финансовые ресурсы, но и эффективно организовывать управление деятельностью на каждом этапе.

Выводы

В результате проведенного исследования выявлено снижение доли финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации из консолидированного бюджета. В первую очередь это вызвано неблагоприятными макроэкономическими тенденциями, сложившимися в последнее время в стране. Данное факт не отразился на реализации социальной политики, оптимизация коснулась в основном раздела спорта высших достижений в статьях командировании сборных команд страны на участие в международных турнирах, реализации имиджевых проектов на территории нашей страны, таких как Чемпионат мира по волейболу 2022 г., чемпионата мира по плаванию 2022 г. в Г. Казани и др. Вместе с тем, в общем размере расходов на социальную политику все обязательства в области физической культуры и спорта остаются неизменными. Это финансирование детско-юношеского, студенческого спорта, создание условий для занятий ФКиС. Отмечается тенденция увеличения финансирования на реконструкцию и ремонт объектов спортивной инфраструктуры.

Стабильным остается финансирование на спорт из бюджетов субъектов РФ и частных инвесторов. Это говорит о заинтересованности многих регионов реализовывать спортивную политику. Правительство страны создает дополнительные меры поддержки в этой области, основываясь на опыте развитых западных стран. Коммерческий сектор имеет возможность участвовать в финансировании проектов по развитию спорта.

Для финансирования значимых национальных проектов чаще всего используются средства федерального бюджета, при этом реализацией таких проектов в основном занимаются субъекты РФ и входящие в их состав муниципалитеты [4].

К примеру, основная цель проекта «Спорт – норма жизни» к 2024 г. – рост 55% доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом путем мотивации населения, активизации спортивно-массовой работы на всех уровнях, в том числе вовлечения в подготовку и выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», а также подготовки спортивного резерва и развития спортивной инфраструктуры.

В ведущих западных странах, где уровень проникновения спорта в коммерческую среду находится на более высоком уровне, основной акцент в первую очередь сделан на создание негосударственных спортивных клубов, магазинов по продаже спортивных товаров и реализации услуг, вступающих основными точками притяжения экономически активного населения к занятиям спортом. Данное решение отличается высокой степенью универсальности, позволяя предоставлять своим клиентам возможности получения услуг в шаговой доступности от дома или работы.

Как показывает практика строительство физкультурно-оздоровительных комплексов позволяет значительно повысить экономическое развитие муниципальных образований, в том числе через спортивную активность и здоровье ее граждан.

В настоящее время перед российской спортивной индустрией стоит новая задача - переход от бюджетного финансирования к государственно-частному и муниципально-частному партнерству. Это представляет собой вызов, который открывает широкие возможности, но также вызывает ряд вопросов. Необходимость развития и модернизации спортивных объектов, включая инфраструктуру, при ограниченных бюджетных ресурсах, требует использования инструментов государственно-частного партнерства, концессий или привлечения частных инвестиций для реализации проектов в этой области [11].

Благодаря проектно-ориентированному подходу, образуется связь расходов федерального бюджета с целями развития спортивной отрасли. Данный механизм позволят не затрагивать бюджетную классификацию, что, в свою очередь, обеспечивает плавное изменение модели хозяйствования в отрасли и ее финансовое обеспечение [11].

Таким образом, перед руководством страны стоит задача системного переключения с «политики по созданию условий» на политику по «управлению спросом» и переходу основного органа исполнительной власти в отрасли физкультуры и спорта с логики главного распорядителя бюджетных средств (распределяю, не контролирую, не оцениваю) на логику портфельного управляющего [11].

Это предполагает развитие массового спортивного сектора, поддержку социальных проектов, детского спорта, предпринимательства, фокусировку на развитии медалеемких видов спорта.

Если в среднесрочной перспективе отрасль начнет получать возврат от инвестиций в инфраструктуру благодаря управлению спросом, то возникнут финансовые показатели эффективности, такие как коэффициент окупаемости инвестиций (ROI), который в свою очередь с учетом увеличения оборачиваемости средств, повлияет на внутреннюю норму доходности (IRR). Физкультура и спорт как отрасль приобретает экономический смысл, увеличивается отраслевой мультипликатор [11].

Заключение

Ковид, санкционное давление, позиция международного олимпийского комитета и спортивных федераций по отношению к нашим спортсменам за последние 2 года вынуждает Правительство РФ оперативно реагировать и осуществлять системные преобразования всех сфер государственного регулирования, в том числе в спортивной отрасли. Ответственными за ФКиС органами власти и профильными научными центрами идет обсуждение актуализации Стратегии-2030 и внесение корректировок в действующие программы и проекты. Так, в марте 2023 года проведена стратегическая сессия в рамках Форума «Мы вместе. Спорт». В октябре 2023года в г.Пермь состоялось заседание Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему: «О развитии и об оснащении спортивной инфраструктуры» [17]. По итогам представительных форумов вынесены резолюции о том, что санкции могут оказывать влияние на различные сферы жизни, включая физическую культуру и спорт. Это может включать изменения в финансировании, доступности оборудования и технологий, а также ограничения на участие спортсменов в международных соревнованиях. Однако, государство оперативно принимает меры для минимизации негативных последствий ограничений в этой области.

В целом, несмотря на изменение геополитической ситуации, Миссия государства в области спорта остается неизменной:

- формирование культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения.

- создание необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта.

- повышение экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта.

- укрепление международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене.


Источники:

1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
5. Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»
6. «Регионы России. Социально-экономические показатели» : ежегодные отчеты Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sep_region.html (дата обращения: 15.01.2023).
7. Доклад к совместному заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта и президиума Государственного совета Российской Федерации на тему: «О роли субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в развитии физической культуры, спорта и туризма» Нижний Новгород 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Doklad.docx (дата обращения: 15.11.2023).
8. Показатели для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации : ежегодные отчеты Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf (дата обращения: 15.01.2023).
9. Показатели развития физической культуры и спорта в разрезе субъектов Российской Федерации: ежегодные отчеты Министерства спорта Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (дата обращения: 15.01.2023).
10. Иванова Л.А., Минасян Д.С., Казакова О.А., Махова Е.В. Государственная политика финансирования физической культуры и спорта в России OLYMPLUS // Гуманитарная версия. – 2018. – № 2(7). – c. 62-64.
11. Мифтахов М.Р. Спортивная активность населения как фактор экономического развития регионов России. / диссертация по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук. - Казань, 2021. – 167 c.
12. Мифтахов М.Р. Роль спортивной активности в развитии социально-экономических систем // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11(2). – c. 289-294.
13. Мифтахов М.Р. Совершенствование критериев оценки эффективности реализации программ развития физической культуры и спорта (На примере Республике Татарстан) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 11 (1). – c. 92-99.
14. Перькова Е.Ю. Анализ динамики и структуры источников финансирования физической культуры и спорта в России // Наука и практика регионов. – 2019. – № 2. – c. 31-35.
15. Финансово-экономические показатели Российской Федерации. Минфин России. Статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www. minfin.ru/ru/statistics/ (дата обращения: 20.11.2023 г.).
16. Kramin T.V., Miftahov M.R., Andreff W., Eroshkina S.B. Social and Economic Factors of Sports Activity in Russian Regions // Евразия: устойчивое развитие, безопасность, сотрудничество: Сборник статей Международной конференции. Самара, 2019.
17. Доклад к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему: «О развитии и об оснащении спортивной инфраструктуры» Пермь 2023 г
18. Парушев А.В. Развитие государственно-частных партнерств в области физической культуры и спорта и риски, связанные с их реализацией в Вологодской области // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 2. – c. 133-144. – doi: 10.18334/sport.3.2.119676.
19. Зверева А.О., Киреенков И.Д. Инструменты реализации стратегических решений в российском спорте // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 3. – c. 159-174. – doi: 10.18334/sport.3.3.119682.
20. Белякова М.Ю., Лебедева С.А., Мякишева Ю.О. Выявление взаимосвязи параметров спортивных трасс и результатов биатлонистов // Экономика и управление в спорте. – 2023. – № 2. – c. 113-132. – doi: 10.18334/sport.3.2.119402.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:20:02