Организационные инновации как основа модернизации экономики
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (50), Февраль 2011
Цитировать:
Шалина Н.В. Организационные инновации как основа модернизации экономики // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 2. – С. 94-99.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15578259
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Эффективность реализации инновационной модели развития российской экономики возможна, прежде
всего, при условии преобразования организационных структур и технологий управления, что предполагает использование новых прогрессивных методов организации эффективного управления на всех уровнях. Повышение результативности управления процессами производства товаров и услуг связано с необходимостью перехода от традиционного функционального подхода в управлении к гибким, адаптивным управленческим моделям и механизмам.
Ключевые слова: сетевые организации, инновационное развитие, корпоратизация, матричные структуры, механизм обновления управления, программно-целевой подход
Направления повышения эффективности управления на всех уровнях хозяйствования предопределяются современными экономическими преобразованиями, которые ориентируют развитие управления на новейшие адекватные технологии и модели, такие как программно-целевой подход с применением матричных структур управления, формирование сетевых структур, корпоратизация интересов всех участников социально-экономической системы, внедрение постоянно действующего механизма обновления управления.
Программно-целевой подход: гибкость стиля и четкость исполнения
Одним из важнейших направлений совершенствования управления организационным развитием, позволяющим решить проблемы повышения его эффективности с учетом всех новых требований, является внедрение программно-целевых методов, воплощающих инновационные схемы и подходы.
Главные достоинства этого подхода реализует матричная форма, использование которой значительно расширяет возможности совершенствования организационных структур и позволяет разрешить или значительно смягчить многие организационные проблемы [3]. При выборе конкретных организационных решений, основанных на матричном способе построения структуры, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться некоторыми общими критериями:
• сохранение условий для специализации отдельных работников и первичных звеньев при создании комплексных подразделений;
• концентрация ответственности за достижение каждой подцели и решение каждой самостоятельной управленческой задачи в одном органе управления;
• сбалансированность в каждом звене и на каждом уровне управления объемов ответственности за достижение поставленной цели и прав по принятию решений, связанных с ее достижением;
• комплексность выполнения совокупности функций управления, относящихся к решению каждой поставленной задачи;
• минимизация дублирования функций и работ при организационном выделении подсистем управления проектами и продуктами.
Ориентация на указанные критерии позволяет разработать и внедрить высокоэффективные оригинальные структуры управления — гибкие, хорошо приспосабливающиеся к изменяющимся условиям деятельности, обладающие необходимым потенциалом инновационного развития территорий.
Условие для эффективного использования программно-целевого подхода
Применение программно-целевого подхода в управлении дает наибольший эффект при условии одновременного и согласованного преобразования как организационных, так и экономических отношений между многими разнородными, организационно обособленными участниками взаимодействия, связанными необходимостью достижения общей цели. Именно комплексное, согласованное изменение элементов организационно-экономического механизма делает программно-целевой подход одним из генераторов новой методологии управления организационным развитием, способствующей переводу организационных структур управления на новую качественную ступень.
Изменение структуры способствует изменению стиля управления. Формально-бюрократический стиль, ориентированный на обособленное выполнение заранее заданных неизменных функций без заинтересованности в общих результатах деятельности организации, уступает место творческому подходу, опирающемуся на самостоятельный выбор курса действий для достижения конечной цели, на сотрудничество, на постоянное приспособление к изменяющейся среде.
Сегодня общепризнанным является тот факт, что традиционные иерархические и бюрократические формы организации и управления во многих случаях не отвечают возросшим требованиям современного этапа в части способности приспосабливаться к быстрым изменениям внешней среды. Во всем мире особое внимание уделяется созданию сетеобразных внутрифирменных структур, отличающихся выгодной структурой издержек, в особенности с учетом фактора времени. Использование коммуникационной и информационной технологии положительно отражается на соотношении между производственными затратами и трансакционными издержками.
Эффективность управления – в постоянном обновлении
Сетевая структура характеризуется гибкой и горизонтальной организацией, самоорганизацией, при этом для нее является характерным: отказ от бюрократизации и формализации управления; высокий статус информационных и кадровых средств процесса управления; филиальная форма связи между самой организацией и другими предприятиями; малое число иерархических уровней управления благодаря гибким специализированным формам организации производственного процесса [3].
Развитие самоуправления и самоорганизации низовых звеньев объективно требует углубления внутриорганизационной дифференциации не только производственных, но и управленческих функций, концентрации обеспечивающей и обслуживающей деятельности, централизации методического руководства плановой, аналитической и нормативной работой. Одним из таких методов является процесс интеграции и корпоратизации интересов населения власти и бизнеса в регионах.
Корпорирование интересов власти, населения и бизнеса направлено на широкое применение элементов финансового взаимодействия и маркетингового управления, которое характеризуется:
• постоянным изучением состояния и динамики спроса и конъюнктуры рынка;
• обеспечением условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, структуре спроса, тенденциям его изменения;
• поиском и реализацией конкурентных преимуществ;
• нацеленностью на максимизацию потребления, высокую степень удовлетворения потребителя, формирование структуры потребностей, выбор потребителя.
Особой формой активизации инновационной деятельности в управлении сложными системами служит постоянно действующий механизм обновления управления, предложенный профессором Гавриловым А.И. [1]. Он основывается на методах решения стратегических задач, способствующих развитию стратегического мышления. Подобный механизм обновления, в основе которого лежит идея создания мозговых центров или отделов, активно изучающих внешнюю и внутреннюю информацию и вырабатывающих наиболее оптимальные управленческие решения, приобретает особую важность в условиях сложности и непредсказуемости внешних факторов в процессе разработки стратегий управления и выработки эффективных управленческих решений.
Центры управления
Учитывая сложность и разноречивость информации, ее огромные потоки, сегодня для эффективного управления процессами производства требуется создание определенных структур, центрирующих и разрабатывающих передовые приемы и технологии управления и активно влияющих на процессы выработки управленческих решений. В этом случае анализ и определение прогнозных вариантов развития должны проводиться мозговым центром, состоящим из профессионалов управленческого профиля, объединенных в соответствующую организационную структуру, которая становится необходимым звеном в системе менеджмента.
Кроме того, подобные самостоятельные подразделения в составе региональных органов власти способствуют решению одной из ключевых проблем организации взаимодействия двух важнейших сфер деятельности — науки и практики управления.
Мировой опыт инновационной деятельности указывает на разнообразие форм и методов подобной организации, применяемых в зависимости от политики государства в области научно-технического прогресса и взаимодействия разработчиков научно-технической продукции, производителей и управленцев. Одной из самых распространенных форм такого взаимодействия становятся технопарки и инновационные центры [1]. И в нашей стране важно формировать специализированные комплексы разных масштабов, объединяющие научно-технические, производственные, информационные и управленческие составляющие процесса организации высокоэффективной деятельности в сфере производства товаров и услуг, ядром которых должны стать высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, промышленные предприятия и предприятия в сфере услуг с высоким удельным весом внедряемых научно-исследовательских работ.
Вывод
Повысить эффективность управления сложной социально-экономической системой можно лишь при условии создания соответствующего инновационного механизма управленческой деятельности, что, в свою очередь, требует учета особенностей организации управленческих отношений на региональном и муниципальном уровне, а также в корпоративных экономических структурах.
Источники:
2. Жихарев К.Л. Инновационное управление развитием: инкорпоративный подход [Текст] / К.Л. Жихарев, С.Б. Мельников, Н.С. Мельникова. – М.: МАКС-Пресс, 2007.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст] / М.X. Мескон, М. Адьберт, Ф. Хедоури. – 3-е изд. Пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. – М.: Вильямс, 2009.
4. Сеньков В.И. Модели регионального развития и структуры инновационных систем [Текст] / В.И. Сеньков, Н.В. Сенькова // Региональная экономика: теория и практика, 2010, №5. – С. 33-41.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:16:42