Применение программно-целевого подхода в организации и управлении досуговой деятельности детей и подростков в регионе
Бизин С.В.1
1 Воронежский экономико-правовой институт - Липецкий филиал, Россия, Липецк
Скачать PDF | Загрузок: 22 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604823
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Программно-целевой метода управления является эффективным инструментом стратегического планирования как при управлении отдельной организацией, так и при государственном управлении отдельным регионом, муниципальным образованием, отраслью и страной в целом. В статье были раскрыта сущность программно-целевого подхода, как метода управления, его методы и взаимосвязь уровней и элементов системы целеполагания. Проведен анализ действующих инструментов программно-целевого подхода на примере организации досуговой деятельности детей и подростков Липецкой области. Дана оценка реализации государственной программы «Развитие образования Липецкой области» как в целом, так и применительно к дополнительному образованию. По результатам исследования разработаны мероприятия по совершенствованию применения программно-целевого подхода в организации и управлении досуговой деятельности детей и подростков в регионе.
Ключевые слова: стратегическое планирование, программно-целевой метод, региональная образовательная политика, досуговая деятельность детей и подростков, дополнительное образование
Введение
Проблеме поиска путей эффективной организации и управления досуговой деятельности детей и подростков в последнее время уделяется большое и последовательное внимание на уровне государственной образовательной политики, что отражается в реализуемых проектах и программах, направленных на модернизацию образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков, совершенствование Федеральных государственных стандартов. Эта проблема также выступает предметом для различных педагогических [7; 11], социологических [1], психологических [6] и экономических [12; 20; 21] исследований.
Актуальность исследования обусловлена тем, что программно-целевой подход является конкретизацией системного подхода при принятии решений в сложных системах и важным направлением прогнозирования, а его использование способствует повышению эффективности организации и управления досуговой деятельности детей и подростков: выработке и принятия на основе ценностного целеполагания системы взаимоувязанных программных мер, способствующих достижению долгосрочных целей и нивелированию проблем.
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию применения программно-целевого подхода в организации и управления досуговой деятельности детей и подростков в регионе.
Основными задачами исследования являются:
- изучить сущность программно-целевого подхода, как метода управления;
- проанализировать действующие инструменты программно-целевого подхода при организации досуговой деятельности;
- разработать мероприятия по совершенствованию применения программно-целевого подхода в организации и управлении досуговой деятельности детей и подростков в регионе.
Сущность программно-целевого подхода, как метода управления
Программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных социально-экономических проблем посредством выработки и принятия органами управления (с привлечением исполнителей) системы взаимоувязанных программных мер, направленных на достижение целей, связанных с устранением, подавлением, смягчением проблемы [13, с.72].
Применение данного подхода предполагает, прежде всего, постановку цели, на основе которой разрабатывается программа (задачи, подпрограммы и т.д.), а затем создаются механизмы реализации программы (в т.ч. мероприятия) с последующей оценкой и анализом полученных результатов (рис. 1).
Рисунок 1 – Метод управления по цели
Источник: Составлено автором
Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования [24, с. 23].
Суть данного похода состоит, с одной стороны, в обязательном наличии целевой ориентации намечаемых действий и, с другой стороны, – в организации таких действий, подчинении их определенной логике, сведении в упорядоченную систему, что и придает намечаемым мерам программный характер [25, с. 312].
Система целеполагания представляет совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих ожидаемое состояние социально-экономического развития (табл. 1).
Таблица 1 – Взаимосвязь уровней и элементов системы целеполагания
Уровень
системы целеполагания
|
Программный
инструмент реализации
|
Целевой
показатель
|
Стратегическая
цель
|
Стратегия
социально-экономического развития
|
Целевой
показатель стратегической цели СЭР
|
Стратегические
задачи
|
Программа СЭР
|
Целевой
показатель стратегической задачи СЭР
|
Тактическая
цель
|
Государственная
программа (ГП)
|
Целевой
показатель тактической цели СЭР
|
Тактическая
задача
|
Подпрограмма
государственной программы
|
Целевой
показатель тактической задачи СЭР
|
Цель
ведомства
|
Основное
мероприятие (ОМ) государственной программы
|
Целевой
показатель ОМ. целевой показатель цели ВЦП
|
'Задачи
ведомства
|
Ведомственная
целевая программа (ВЦП)
|
Целевой
показатель задачи ВЦП. показатель конечного результата реализации ВЦП
|
Мероприятие
|
ВЦП
|
Показатель
непосредственного результата реализации мероприятия
|
Согласно Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2010 г. № 588, государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации [17].
Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки. Среди массива программ могут быть выделены федеральные, региональные и местные целевые программы [10, с. 1975].
Основными характеристиками целевой программы государственного регулирования социально-экономических процессов являются:
- целевая направленность и регламентированные сроки реализации программы;
- наличие целевых индикаторов для контроля хода ее реализации;
- обоснование ее ресурсного обеспечения, а также экономического, социального и бюджетного эффектов [23, с. 67].
Целевая программа, как правило, включает в себя несколько подпрограмм, направленных на решение определенных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. Основная цель программы должна ориентировать мероприятия программы на достижение конечных результатов и быть достаточно конкретизирована, для чего провидится ее детализация [9, с. 92].
Целевая программа состоит из следующих разделов:
– характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
– основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
– перечень программных мероприятий;
– обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
– механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
– оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы [10, с. 1976].
Кроме того, в качестве завершающих этапов разработки и реализации программно-целевого подхода вступают: утверждение программы, контроль (мониторинг) за ее реализацией и итоговая оценка эффективности реализации программы [8, с.106].
Исследования авторов Петросянц В.З., Ниналаловой Л.Г [20, с. 64] показали, что программно-целевой подход в управлении социально-экономическим развитием региона пользуется популярностью в силу наличия у него ряда преимуществ. Данные преимущества стали причиной того, что программно-целевой подход в Российской Федерации на законодательном уровне был признан основным методом управления социально-экономическими системами и обеспечения их устойчивого развития. Это установлено Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Согласно ему, на основе результатов целеполагания, прогнозирования и планирования должны разрабатываться и реализовываться государственные программы, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации [14].
Таким образом, программно-целевой подход играет важную роль в деятельности государственных органов. Он позволяет разработать систему целенаправленных действий по решению той или иной проблемы. Программно-целевой подход активно применяется по основным направлениям социально- экономического развития России и субъектов РФ и подразумевает разработку и реализацию федеральных, региональных и местных целевых программ и последующий анализ эффективности их реализации с точки зрения достижения целей.
Оценка действующих инструментов программно-целевого подхода при организации досуговой деятельности
Программно-целевой подход означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования [24, с. 23].
Государственная программа – система мероприятий и положений, обеспечивающих достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. Она состоит из подпрограмм и федеральных целевых программ и проектов.
В общем виде процесс разработки государственных программ состоит из нескольких этапов (рис. 2).
Рисунок 2 – Этапы разработки государственных программ
Источник: Составлено автором
Методические указания по разработке и реализации государственных программ определяют требования к разработке из проектов и подготовке отчетов о ходе их реализации и оценке эффективности, а также порядок проведения Министерством экономического развития мониторинга их реализации.
Стоит отметить, что цели, задачи, индикаторы государственной программы субъекта РФ должны быть согласованы со стратегией социально-экономического развития региона [3, с. 296].
Документы программно-целевого планирования регионального развития дополнительного образования разрабатываются и утверждаются законодательными органами государственной власти субъектов РФ. К таким документам в первую очередь относятся государственные программы субъекта РФ [22, с. 94].
Проведем анализ имеющихся региональных программ, концепций развития дополнительного образования, их содержания (табл. 2).
Таблица 2 – Характеристика документов программно-целевого планирования регионального развития дополнительного образования
Субъекты Российской Федерации
|
Подпрограмма гос. программы «Развитие образования»
|
Контингент обучаемых
|
Концепция развития ДОД
|
План мероприятий по реализации концепции развития ОД
|
Амурская область
|
+
|
Дети
|
-
|
-
|
Брянская область
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Воронежская область
|
+
|
Дети
|
-
|
-
|
Липецкая область
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Нижегородская обл.
|
+
|
Дети, молодежь
|
-
|
+
|
Омская область
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Свердловская область
|
+
|
Дети
|
-
|
-
|
Алтайский край
|
+
|
Дети, взрослые
|
+
|
+
|
Краснодарский край
|
+
|
Дети
|
-
|
-
|
Приморский край
|
+
|
Дети, подростки
|
-
|
-
|
Объектная база анализа включает субъектов РФ, представляющих разные федеральные округа и отличающихся по уровню социально-экономического развития: Амурская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Омская, Свердловская области, Алтайский, Краснодарский, Приморский края [19, с. 107].
Данные свидетельствуют о том, что в большинстве субъектов РФ развитие дополнительного образования рассматривается в качестве подпрограмм региональных государственных программ «Развитие образования» [16]. В ряде регионов (Воронежская и Нижегородская области) развитие дополнительного образования рассматривается вместе с развитием воспитания детей и молодежи. Анализ задач, содержащихся в документах, свидетельствует о следующем: большинство регионов (7 из 10) выделяют задачу повышение доступности и улучшение качества услуг дополнительного образования детей.
Таким образом, в большинстве региональных программ определена подпрограмма развития дополнительного образования детей, и лишь в трех выделена развитие дополнительного профессионального образования присутствует в составе задачи по развитию образования.
В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. № 534 была утверждена государственная программа «Развитие образования Липецкой области», ответственным исполнителем которой является управление образования и науки Липецкой области [15].
Сроки реализации государственной программы – 2014-2025 гг.
В составе госпрограммы выделено 6 подпрограмм, главная цель государственной программы – повышение доступности и качества образования.
В государственной программе «Развитие образования Липецкой области» не выделена отдельная подпрограмма по развитию дополнительного образования, однако фигурирует в составе задачи 1 государственной программы «Создание условий для инновационного социально ориентированного развития дошкольного, общего и дополнительного образования».
Общий объем финансового обеспечения государственной программы – 148 102,2 млн. руб., из них: объем ассигнований федерального бюджета – 9 544,3 млн. руб., областного бюджета – 137 752 млн. руб., местных бюджетов – 805,9 млн. руб. [15].
По итогам 2022 года на ресурсное обеспечение развития образования направлено 15 238,8 млн руб., в том числе областной бюджет – 14 278,7 млн. руб., федеральный бюджет – 865,8 млн. руб., местные бюджеты – 94,3 млн. руб.
На отдых и оздоровление детей в Липецкой области направлено из областного бюджета 201,7 млн. руб.
На создание современной образовательной среды для школьников направлено 588,7 млн. руб., в том числе областной бюджет – 261,7 млн. руб., федеральный бюджет – 317,8 млн. руб., местные бюджеты – 9,2 млн. руб. [18]
В ходе реализации мероприятий государственной программы в 2022 г. достигнуты следующие результаты. Из всех индикаторов и показателей государственной программы (7 ед.):
1) 1 индикатор и 5 показателей – достижение 100 % и более:
- доля детей, охваченных образовательными услугами (отношение численности воспитанников организаций дошкольного образования и обучающихся общеобразовательных организаций к численности детей в возрасте от 1 до 18 лет) – 86,3 % (102,1 % к плану);
- доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций – 90 % (100 % к плану);
- удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года по полученной специальности (профессии) – 59,2 % (100 % к плану);
- доля выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолживших обучение в организациях профессионального образования, от общего числа выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 100 % (104,1 % к плану);
- доля детей школьного возраста до 15 лет (включительно), обеспеченных всеми видами отдыха и оздоровления, от общего количества детей школьного возраста до 15 лет (включительно), проживающих на территории области – 82,0 % (100 % к плану).
- количество мероприятий, проводимых в Липецкой области по финансовому образованию, направленных на повышение уровня финансовой грамотности – 98 ед. (140 % к плану) [18].
2) 1 показатель – достижение менее 100 %: доля обучающихся, занимающихся в первую смену, от общей численности обучающихся в общеобразовательных организациях – 87,3 % (97,1 % к плану). Причина невыполнения: рост числа обучающихся во вторую смену связан с большой загрузкой школ новых жилых микрорайонов, где в основном проживают молодые семьи с детьми (особенно в городах Липецк и Елец, а также на прилегающих к ним территориях).
Организация досуговой деятельности детей и подростков является важной составляющей образовательной деятельности в рамках реализации социальной политики Российской Федерации и субъектов [4], а также государственной молодежной политики [5, с. 880].
В государственной программе определен показатель, оценивающий эффективность организации дополнительного образования в регионе – «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в сферах образования, культуры и спорта, %», который по итогам 2022 года составил 81,5% при плане 75%.
В целях декомпозиции показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %» проведен его анализ в разрезе муниципальных образований за 2022 год по методике Минпросвещения России (табл. 3).
Таблица 3 – Значения показателя в разрезе муниципальных образований
Муниципалитеты
|
Численность детей от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципального
образования
|
Количество детей, охваченных ДО по сертификатам.
(«накопительный» охват)
|
% «накопительного» охвата
|
г. Елец
|
13 941
|
12 056
|
87%
|
Долгоруковский район
|
2 196
|
1 797
|
82%
|
Усманский район
|
7 135
|
5 816
|
82%
|
Добровский район
|
3 150
|
2 548
|
81%
|
Чаплыгинский район
|
4 324
|
3473
|
80%
|
Данковский район
|
4 483
|
3 512
|
78%
|
Краснинский район
|
1 859
|
1397
|
75%
|
Задонский район
|
4 582
|
3 431
|
75%
|
Грязинский район
|
12 476
|
9 247
|
74%
|
Добринский район
|
4 467
|
3 296
|
74%
|
Хлевенский район
|
2 399
|
1 771
|
74%
|
Лебедянский район
|
5 818
|
4 235
|
73%
|
Тербунский район
|
3 064
|
2 215
|
72%
|
Елецкий район
|
3 989
|
2 722
|
68%
|
Измалковский район
|
2 119
|
1 438
|
68%
|
Становлянский район
|
2 337
|
1 576
|
67%
|
Воловский район
|
1 586
|
1038
|
65%
|
Лев-Толстовский район
|
2 357
|
1 387
|
59%
|
Липецкий район
|
8 028
|
4 455
|
56%
|
г. Липецк
|
70 904
|
38 945
|
55%
|
Итого
|
161 214
|
106 355
|
66%
|
Данные, по спортивной
подготовке (6 422)
|
112 777
|
70%
| |
Данные,
предоставленные Министерством Культуры
|
131363
|
81,5%
|
Наибольшая доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (белее 80%), зафиксирована в следующих муниципальных образованиях: г. Елец, Долгоруковский район, Усманский район, Добровский район, Чаплыгинский район.
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, менее 70% зафиксирована в 7 муниципальных образованиях.
Стоит отметить, что в областном центре отмечено наименьшая доля охвата детей дополнительным образованием в возрасте от 5 до 18 лет (55%), что, несмотря на набольшую численность детей, проживающих в г.Липецке (70 904 детей), является негативным фактом, с одной стороны и точкой роста с другой.
Государственная программа также включает в качестве основных мероприятий мероприятия федеральной целевой программы «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» и региональные (федеральные) проекты, входящие в состав национального проекта «Образование», направленные на развитие дополнительного образования в части совершенствования организации досуговой деятельности детей и подростков.
Так, в Липецкой области успешно реализуется федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», цель которого обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 76% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.
Для внеурочной деятельности ребят закуплено новое оборудование, отремонтированы кабинеты. Непрерывный образовательный процесс проекта «Успех каждого ребёнка» обеспечивают вновь принятые педагоги дополнительного образования, для которых пройдёт серия аналогичных образовательных интенсивов (рис. 3).
ФП «Успех каждого
ребенка»:
| ||
Наименование
мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета
|
Кассовое исполнение
|
Примечание
|
- ремонт спортзалов школ
|
5 785,45
|
Ремонт спортивных
залов и оснащение спортивным инвентарем 3 площадок в Лебедянском и Липецком
районах
|
- новые места для реализации дополнительного образования
|
26 909,54
|
В 30 учреждениях
дополнительного образования детей будет создано 4290 новых мест путем
приобретения оборудования;
|
- детский технопарков «Кванториум»
|
68 792,84
|
Создание детского
технопарка «Кванториум» в г. Ельце;
|
- мобильный технопарков «Кванториум»
|
15 739,42
|
Закупка мобильного
детского технопарка «Кванториум»
|
Итого:
|
117 227,30
|
|
Рисунок 3 –Мероприятия федерального проекта «Успех каждого ребёнка»
Источник: Составлено автором по данным управления образования и науки Липецкой области [18]
В целях создания новых мест в системе дополнительного образования детей в рамках проекта реализуется комплекс инфраструктурных мероприятий. В проект участвуют все муниципалитеты региона, что системно совершенствовать систему дополнительное образование: создать современные и востребованные у школьников творческие объединения технической, художественной, социально педагогической, естественно- научной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой направленностей пришло больше детей.
Кроме того, в рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2022 г.:
- проведен ремонт в 5 спортивных залов школ муниципальных районов.
- создано 1367 новых мест для дополнительного образования детей в организациях различных типов в 9 образовательных организаций г. Липецка и г. Ельца.
С 2018 года Липецкая область участвует в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по мероприятию «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей».
Основные цели проекта:
- создание регионального модельного центра дополнительного образования детей;
- внедрение навигатора по программам дополнительных общеобразовательных программ;
- увеличение числа детей в субъекте Российской Федерации в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, среди них естественно-научной и технической направленности;
- организация заочных школ и ежегодных сезонных школ для мотивированных школьников;
- внедрение моделей обеспечения доступности дополнительного образования для детей из сельской местности;
- разработка и внедрение разноуровневых (ознакомительный, базовый, продвинутый) программ дополнительного образования;
- реализация программ сотрудничества между организациями различного типа (в том числе в форме сетевого взаимодействия);
- переподготовка (повышение квалификации) отдельных групп сотрудников в РМЦ, опорных муниципальных организаций, ведущих образовательных организаций по программам (курсам, модулям)
- разработка и внедрение дистанционных курсов дополнительного образования;
- внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
В целях реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» управлением образования и науки Липецкой области создан Региональный модельный центр дополнительного образования детей на базе существующего областного автономного образовательного учреждения «Центр поддержки одаренных детей «Стратегия» для внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в Центре цифрового образования детей «IT-куб» за счет средств регионального бюджета обучается более 500 детей. В течение года Центром «IТ-куб» организовано и проведено более 15 мероприятий (конкурсы, хакатоны, воркшопы, мастер-классы), в которых приняло участие 2 394 детей.
Центр цифрового образования «IT-куб» стал региональным оператором сети цифровых площадок дополнительного образования «IT-bit», созданных в 18 муниципальных районах региона и г. Липецке. Проект направлен на раннюю профессиональную ориентацию в сфере информационных технологий и позволит школьникам заниматься программированием и робототехникой, используя новейшее оборудование.
В 2022 году продолжилась работа по реализации мероприятий в рамках регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» – на базе МБОУ Гимназия № 11 г. Ельца открыт детский технопарк «Кванториум».
В рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и регионального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации (Липецкая область)» с начала 2022-2023 учебного года в 220 общеобразовательных организациях Липецкой области приступили к работе советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями - в штатное расписание введено 110 ставок советников.
В конкурсном отборе на должность «Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» приняли участие 749 педагогических работников из 278 образовательных организаций общего и профессионального образования Липецкой области, завершающее тестирование прошли 489 педагогов.
В 2022 году 335 педагогических работников учреждений дополнительного образования детей прошли аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.
По итогам 2022 года инфраструктура детского отдыха и оздоровления представлена 502 оздоровительными организациями, из них 15 загородных оздоровительных организаций, 360 лагерей с дневным пребыванием и 80 лагерей труда и отдыха и 47 палаточных лагерей.
В течение отчетного года на территории области организованными формами отдыха и оздоровления обеспечено 68 628 детей школьного возраста.
За указанный период в стационарных загородных детских оздоровительных лагерях отдохнули 11 306 детей, в лагерях с дневным пребыванием 54 038 детей, в лагерях труда и отдыха 1796 детей, в палаточных лагерях 1488 детей.
За 2022 г. отдыхом и оздоровлением охвачено 1330 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из числа детей-инвалидов школьного возраста организованными формами отдыха и оздоровления в отчетный период охвачено 714 детей, детей с ограниченными возможностями здоровья 593 детей.
По итогам 2022 года в сфере организации отдыха детей и их оздоровления в Липецкой области работало 10 082 человек, в т.ч. 5 752 педагогических работника из них 557 вожатых, 143 специалиста психолого-педагогического сопровождения; 656 медицинских работников.
Всего на оздоровление детей школьного возраста в отчетном периоде израсходовано 580,9 млн. рублей, в том числе 256,9 млн. рублей - средства областного бюджета; 91,1 млн. рублей - средства муниципальных бюджетов.
По результатам проведенного мониторинга государственной программы «Развитие образования Липецкой области» за 2022 год итоговая балльная оценка за отчетный год составила 9,71 балла – государственная программа оценивается как эффективная.
Таким образом, использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования позволяет создать условия для максимально эффективного управления в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в условиях бюджетных ограничений.
Оценка современной практики программно-целевого планирования развития дополнительного образования в субъектах РФ позволила выявить сильную сторону такого планирования - наличие в региональных государственных программах «Развитие образования», а также слабую сторону – непроработка во многих регионах РФ многоцелевого характера системы дополнительного образования, акцентирование внимания только на одном из его подвидов - дополнительном образовании детей.
В регионе достаточно высокий уровень развития системы дополнительного образования: по итогам 2022 года ключевой показатель эффективности организации досуговой деятельности детей и подростков «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в сферах образования, культуры и спорта, %» составил 81,5% при плане 75%; успешно реализуются мероприятия федеральных проектов и программ (в т.ч. ФП «Успех каждого ребёнка»), направленных, в том числе на развитие инфраструктуры дополнительного образования региона.
Мероприятия по совершенствованию применения программно-целевого подхода в организации и управлении досуговой деятельности детей и подростков в регионе
В целях совершенствования использования программно-целевого подхода для управления и развития сферы организации досуговой деятельности детей и подростков необходимо следующее:
1) комплексная аналитическая информация о потенциальных условиях функционирования и развития региональных и муниципальных дополнительных образовательных систем, а также наиболее значимых и перспективных требований к этим системам;
2) полноценная и достоверная «входная» информация о состоянии региональных и муниципальных образовательных системах и их динамике;
3) наличие реально действующих средств анализа - соответствующих параметров, характеристик, индикаторов, методов сбора статистических данных и их обработки, средств вычислительной и иной оргтехники;
4) конкретная постановка согласованных на всех уровнях власти целей и задач, видения желаемого будущего территориальных образовательных систем организации досуговой деятельности детей и подростков, их результатов;
5) четкая организационная структура реализации программ и поддержка со стороны не только государства, но и общества в целом: к разработке и реализации программ необходимо привлекать силы общественности (в т.ч. научной) и эффективно используется механизм государственно-частного партнерства;
6) при разработке программ важно не только переносить в региональную программу цели, задачи, мероприятия и т.д. федеральной государственной программы, но и обязательно учитывать уникальные конкурентные преимущества территории региона и его особенности;
7) регулярная актуализация и обновление программ и проектов, а также проведение оценки результативности реализации программных и проектных задач, мероприятий, индикаторов и показателей их эффективности.
В целях повышения эффективности управления организации досуговой деятельности детей и подростков целесообразно совершенствование использования программно-целевого метода: разработать в рамках государственной программы «Развитие образования Липецкой области» подпрограмму, направленную на развитие дополнительного образования (в т.ч. организацию досуговой деятельности детей и подростков).
Заключение
Программно-целевой метода управления - эффективный инструмент стратегического управления как при управлении отдельной компанией, так и при государственном управлении отдельным регионом, муниципальным образованием, страной в целом.
Образование и организация досуговой деятельности детей и подростков – это сфера не только интеллектуальная, но и материальная. Для обеспечения должного уровня образования и организации досуговой деятельности детей и подростков требуется качественная и дорогостоящая материальная база – от современных зданий образовательных учреждений до программного и методического обеспечения учебного процесса [2, с.38].
Вместе с тем недостаточность финансирования в определенной мере может компенсироваться адекватными институциональными решениями. Поэтому главный вопрос при обсуждении финансовых проблем образования и организации досуговой деятельности детей и подростков заключается в том, каковы должны быть финансируемые государством организации и используемые инструменты финансирования.
В настоящее время необходимо переосмысление дальнейшей стратегии развития образования и организации досуговой деятельности детей и подростков именно на государственном уровне. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования и организации досуговой деятельности детей и подростков позволит создать условия для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики в условиях бюджетных ограничений.
Источники:
2. Байрамкулов Н.И. Программно-целевой подход в государственном управлении отечественным образованием в регионах РФ (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Теории и проблемы политических исследований. – 2018. – № 2. – c. 35-41.
3. Бизин С.В. Актуализация стратегии развития региона: социальные и экономические проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-1(89). – c. 295-300.
4. Бизин С.В. Совершенствование управления организацией досуговой деятельности детей и подростков как инструмент повышения качеств жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3.
5. Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 879-896. – doi: 10.18334/epp.12.2.114252.
6. Горшечникова Т.Б. Результаты социально-психологического исследования // Открытый урок. – 2015. – № 6. – c. 2-12.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. / Монография. - М.: Просвещение, 2010. – 223 c.
8. Деневизюк Д.А. Программно-целевой метод в управлении социально-экономическим развитием проблемных территорий // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 10(72). – c. 106-113.
9. Зеушева Д.З., Байбеков А.З. Целевые программы как инструмент государственного регулирования экономики проблемного региона // Экономика и управление в современных условиях: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Майкоп, 2019. – c. 91-98.
10. Каркавин М.В. Организация планирования стратегического развития крупного города: программно-целевой подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-9. – c. 1973-1978.
11. Комиссаренко Д.А. Особенности организации досуга современной молодёжи // Современная педагогика: теория, методика, практика: Сборник материалов X-ой международной очно-заочной научно-практической конференции. Москва, 2019. – c. 196-201.
12. Летуновская С.Н. Управление системой социального развития в образовательном учреждении: программно-целевой подход // Современная наука: проблемы и перспективы: Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2018. – c. 9-12.
13. Лукьяненко З.Б., Югова Н.В. Программно-целевой метод в государственном управлении бюджетной сферой // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2014. – № 2. – c. 72-78.
14. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 10.05.2023).
15. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области». Постановление Администрации Липецкой области от 29.11.2013 № 534. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872621829 (дата обращения: 10.06.2023).
16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017. Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_286474 (дата обращения: 10.06.2023).
17. Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 02.06.2010 г. № 588. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902228825 (дата обращения: 10.06.2023).
18. Официальный сайт управления образования и науки Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://uoin.schools48.ru/ (дата обращения: 08.03.2022).
19. Пантявина Н.В. Программно-целевой подход в управлении развитием дополнительного образования в субъектах РФ // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления: Материалы ХI международной научно-практической конференции. Том Выпуск 1. Воронеж, 2016. – c. 106-109.
20. Петросянц В.З., Ниналалова Л.Г. Программно-целевые методы в системе регулирования развития проблемных регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2016. – № 5(67). – c. 63-70.
21. Рябцев Н.В. Программно-целевой подход в управлении муниципальными образовательными системами // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты: Сборник научных статей 9-й Международной научно-практической конференции. Том 2. Курск, 2019. – c. 157-161.
22. Стрельцова И.И. Программно-целевой подход при организации профильных спортивных лагерей как условие создания оздоровительно-образовательной среды // Вестник научных конференций. – 2016. – № 10-1(14). – c. 94-95.
23. Сушенцова К.М. Применение программно-целевого подхода в государственном управлении // Матрица научного познания. – 2020. – № 10-1. – c. 67-71.
24. Шедько Ю.Н. Программно-целевое управление в регионах России в условиях перехода к антропоцентрическому обществу // Стратегии бизнеса. – 2014. – № 5(7). – c. 23-27.
25. Яськова А.А. Целевые программы и их роль в управлении расходами бюджетов // Современное состояние и перспективы развития национальной финансово-кредитной системы: Сборник материалов III Международной научной конференции студентов специалитета, бакалавриата и магистратуры. Воронеж, 2019. – c. 312-315.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 10:15:41