Оценка основных показателей развития торговли. Итоги 2014 года
Панюкова В.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Торгово-экономический журнал *
Том 2, Номер 1 (Январь-Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24245010
Цитирований: 9 по состоянию на 05.09.2022
Аннотация:
В статье проанализированы основные статистические данные, характеризующие некоторое замедление развития торговли в 2014 году. Целью статьи является определение основных тенденций развития внутренней торговли, определение факторов, воздействующих на развитие розничной торговли и определение основных направлений развития деятельности торговых организаций в 2015 году. Доказан тезис, что для повышения качества торгового обслуживания необходимо усиление применения программно-целевого регулирования при развитии торговой деятельности.
Ключевые слова: розничная торговля, государственное регулирование, качество товаров, торговая отрасль, сетевая торговля
2014 год стал для российской торговли переломным. Руководители торговых организаций столкнулись с ранее неизвестными для них проблемами, обусловленными введенными ограничениями на ввоз ряда групп товаров иностранного происхождения. Одновременно на деятельность сетевых торговых компаний существенное влияние оказывает усиливающееся воздействие государственного регулирования на поведение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Если в первой половине 2014 года наблюдалось снижение деловой активности, то последние месяцы 2014 года ознаменовались бумом продаж, что было обусловлено девальвацией рубля и влиянием внешнеторговых ограничений, которые оказали непосредственное воздействие на покупательское поведение. Потребители, имеющие накопления, стремились приобрести товары, в том числе впрок, что вызвало рост оборота в ноябре–декабре 2014 года. Особенно данная тенденция наблюдалась на рынке бытовой техники и радиоэлектроники.
Торговля сохраняет уверенное лидерство на протяжении постперестроечных лет в структуре ВВП. Так, в 2014 году доля раздела G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» в ВВП составила практически 15 процентов, а по показателю валовая добавленная стоимость превысила 17 процентов.
По данным Росстата, в 2014 году наблюдались наиболее низкие темпы прироста показателя валовой добавленной стоимости (ВДС) торговой отрасли. Проведенная оценка показателей показывает, что в 2014 году (по сравнению с 2013 годом) ВДС выросла только на 0,4 процента (в сопоставимых ценах 2008 года), в то время как с 2009 года размер этого показателя вырос практически на 14 процентов.
Характеризуя показатели оборота розничной торговли по субъектам Российской Федерации (рисунок), необходимо подчеркнуть, что по–прежнему наблюдается существенная неоднородность развития торговли по федеральным округам: более 50 процентов оборота розничной торговли приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, причем Центральный федеральный округ традиционно остается лидером – на его долю приходится треть оборота.
Рисунок 1. Структура оборота розничной торговли по федеральным округам в 2014 году
Источник: Построено автором на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики
О неоднородности развития розничной торговли в России свидетельствуют данные и о развитии сетевой торговли на российском рынке. Так, в декабре 2014 года по официальным данным розничные торговые сети сформировали в среднем по России 24,3% общего объема оборота розничной торговли (в декабре 2013 г. – 22,8%). В обороте розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями удельный вес оборота торговых сетей составил 27,7% (в декабре 2013 г. – 26,0%).
В 40 субъектах Российской Федерации доля сетевых торговых структур в общем объеме оборота розничной торговли превышала среднероссийский уровень. В то же время в республиках Дагестан, Саха (Якутия) и Сахалинской области розничные торговые сети в декабре 2014 г. обеспечивали менее 5% общего объема оборота розничной торговли. Аналогичный показатель по Москве составил 22,1%, Санкт-Петербургу – 51,7%.
Неоднородность в уровне развития и, соответственно, показателях оборота розниной торговли по федеральным округам объясняются, в первую очередь, различными условимия развития и функционирования локального потребительского рынка региона, и, прежде всего, социально-экономическими и социально-демографическими факторами – что подтверждается актуальными публикациями отечественных и зарубежных исследователей (Грибанов, 2011; Иванов, Орлов, 2014; Комаров, 2013; Николаева, Гаянова, 2009; Панюкова, 2014; Atik, 2014; Behrensa, Gaignéb, Ottavianoc, et al., 2007; Cooper, 2013; Kharchenko, Alpeeva, Ovcharova, 2014; Kirshina, Maleevb, Pachkovac, 2014; Malle, 2013; Yakovlev, 2014). Как известно, к социально-экономическим факторам относятся уровень денежных доходов населения, размер денежных сбережений населения, уровень и качество жизни населения территории, экономическая активность населения, занятость и безработица; к социально-демографическим факторам – численность населения, его половозрастная, профессионально–квалификационная структура, специфика расселения населения, соотношение городского и сельского населения, естественное и механическое движение населения (Панюкова, 2012).
Отрицательным в развитии торговой отрасли можно назвать относительно низкие показатели производительности труда, причем с 2011 года темпы роста производительности в торговле ниже, чем по экономике в целом.
Рисунок 2. Динамика производительности труда в экономике и в торговле, 2007 – 2013 гг.
Такая ситуация во многом объясняется значительной долей непрофессиональных сотрудников, задействованных в деятельности торговых организаций, не имеющих специального образования. Также средняя заработная плата в торговле росла за последние пять лет гораздо медленне, чем в других отраслях: так, если с 2010 года, в целом по экономике, среднемесячная заработная плата выросла более чем на 55 процентов, то в торговле немного больше, чем на 39 процентов.
Для повышения уровня производительности труда в торговле должны быть реализованы меры по увеличению трудовой географической мобильности внутри страны, в том числе и путем организации работ вахтовым методом, а также путем повышения операционной эффективности за счет оптимизации товарной и кадровой политики, а также снижения потерь, связанных с транспортировкой и хранением товаров.
Существенной характеристикой уровня развития розничной торговли является характеристика качества потребительских товаров, поступающих в розничную сеть.
В 2014 году Роспотребнадзор установил максимальное число нарушений по показателю ненадлежащее качество товаров иностранного происхождения по следующим группам: мебель – 33 процента от количества отобранных образцов (проб); швейные изделия – около 28 процентов; телевизоры – 11 процентов [1] (более подробная информация представлена на рисунке); так и уровня торгового обслуживания, так и существенному снижению эффективности работы торговых организаций.
Рисунок 3. Качество отечественных и импортных продовольственных товаров, поступивших на потребительский рынок, в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
Источник: построено автором на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики
Рисунок 4. Качество отечественных и импортных непродовольственных товаров, поступивших на потребительский рынок, в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров по каждой товарной группе
Источник: построено автором на основе данных сайта Федеральной службы государственной статистики
Представленные выше цифры красноречиво свидетельствуют о необходимости контроля и регулирования отношений в части качества товаров, поступающих в розничную сеть, ведь качество потребительских товаров непосредственно влияет на жизнь и здоровье населения, а государственные органы власти и контролирующие органы должны брать на себя функции по обеспечению безопасности, в первую очередь, на продовольственном рынке.
Значительную роль в разработке мероприятий по повышению качества товаров, поступающих в розничную сеть может сыграть совершенствование мероприятий по защите прав потребителей. По мнению автора, по своему содержанию и назначению программные документы в сфере защиты прав потребителей следует рассматривать как установочные документы в части построения системы общественных отношений в области защиты прав потребителей. Резолюцией, принятой 2-м съездом Объединения потребителей России 22 мая 2013 года предусмотрено «осуществление действенных мер по активизации разработки и принятия программ по защите потребителей в масштабе страны». Одним из результатов реализации деятельности Роспортребнадазора в 2014 должна также стать «подготовка предложений по обеспечению программного метода осуществления защиты прав потребителей на региональном уровне» [2].
В настоящее время вопросы защиты прав потребителей включены как в различные отраслевые программные документы, регулирующие общественные и, в первую очередь, социально–экономические отношения на потребительском рынке, так и в специальные целевые программные документы, посвященные только вопросам защиты прав потребителей.
В современных условиях хозяйственной деятельности особую роль в реализации полномочий органов исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей играет применение программно–целевого метода в процессе реализации стратегических направлений деятельности, причем ежегодно их значимость в осуществлении государственной политики в сфере обеспечения защиты прав потребителей будет усиливаться.
Анализ действующих региональных программных документов показывает, что значительное внимание вопросам защиты прав потребителей уделяется в следующих документах:
- региональных стратегиях, концепциях, программах развития потребительского рынка;
- региональных программах развития торговли;
- целевых программах развития малого и среднего предпринимательства;
- целевых региональных стратегиях и программах по защите прав потребителей.
Анализ существующих региональных программ в сфере защиты прав потребителей показывает, что в отдельных субъектах Российской Федерации уже утверждены и реализуются целевые программы и стратегии обеспечения прав потребителей (таблица 1).
Таблица 1
Характеристика целей программных документов
в сфере защиты прав потребителей
Наименование
программного документа |
Цель
программы
|
Стратегия
развития региональной системы защиты прав потребителей в Белгородской области
на 2011-2020 годы [3]
|
Совершенствование региональной системы защиты прав потребителей
и ее интеграция в различные сферы потребительского рынка, а также повышение
способности потребителей быстро и эффективно самостоятельно решать
возникающие проблемы с минимальным применением административного и судебного
вмешательства
|
Ведомственная целевая программа «Защита прав потребителей в
Воронежской области на 2012-2014 годы» [4]
|
Создание условий для эффективной и
доступной защиты прав потребителей в Воронежской области, установленных
законодательством Российской Федерации
|
Республиканская
программа «Защита
прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2015 годы» [5]
|
Предотвращение нарушений прав
потребителей;
Создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей; обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином |
Областная программа
«Качество, безопасность, конкурентоспособность и защита прав потребителей на территории Костромской области на 2010-2014 годы» [6] |
Создание на территории Костромской
области благоприятного климата для повышения качества, безопасности и
конкурентоспособности продукции и услуг, а также защиты прав потребителей
|
Долгосрочная целевая программа «Развитие
комплексной системы защиты прав потребителей в Республике Татарстан на 2013–2015
годы» [7]
|
Создание
в Республике Татарстан условий для эффективной защиты установленных
законодательством Российской Федерации прав потребителей;
Развитие потребительского рынка товаров, работ и услуг. |
Долгосрочная
целевая программа «Развитие
системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы» [8]
|
Создание необходимых условий для максимальной
реализации потребителями Ленинградской области своих законных прав и
интересов
|
Областная программа «Комплексная
система обеспечения защиты прав потребителей Саратовской области на 2013-2015
годы» [9]
|
Становление
эффективной и доступной системы по защите прав потребителей на территории
Саратовской области, а также защита потребительского рынка области от
проникновения некачественной продукции (работ, услуг)
|
Следует отметить, что в программные документы по защите прав потребителей разработчики включают прежде всего вопросы защиты прав потребителей в сфере розничной торговли, игнорируя тот факт, что значительное число споров в сфере защиты прав потребителей касаются нарушений на рынке работ и услуг, в первую очередь, в финансовой сфере. Такой подход обусловлен тем, что заказчиками и разработчиками указанных программных документов являются региональные органы исполнительной власти, ответственные за развитие потребительского рынка, в компетенцию которых не входит регулирование финансовых отношений.
Подготовленные в отсутствие единой методики Региональные программы по защите прав потребителей существенно различаются между собой по целям, задачам и содержанию. В большинстве субъектов Российской Федерации такие программы отсутствуют.
Исследование показывает, что представители органов исполнительной власти далеко не всегда осознают важность и целесообразность принятия специальных региональных программ в сфере защиты прав потребителей.
Для активизации работ по разработке и утверждению региональных программ в области защиты прав потребителей рекомендуется принять «Методические рекомендации по разработке региональных программ по защите прав потребителей» в целях унификации подходов к разработке региональных программ по защите прав потребителей на территории Российской Федерации.
Региональные программы в сфере защиты прав потребителей являются составной частью социально-экономической политики страны и способствуют:
- проведению согласованной политики на потребительском рынке;
- созданию условий для экономического развития местных товаропроизводителей, торговых и финансовых организаций, в том числе за счет выпуска и продажи качественной и конкурентоспособной продукции, оказания современных услуг;
- формированию общественного мнения о широких возможностях населения по защите своих прав.
Проведение мероприятий по разработке региональных программ по защите прав потребителей позволит в 2015–2016 гг. усовершенствовать систему торгового обслуживания.
В 2015 году ситуация на рынке изменилась, и, по мнению автора, будет наблюдаться замедление деловой активности, связанное с тем, что в потребительской среде сохраняется напряжение, связанное с геополитической обстановкой в стране. Потребители, боясь ухудшения ситуации на рынке, в том числе уменьшения размера заработной платы или потери работы, начинают все больше экономить, минимизируя расходы и все больше начинают увеличивать долю сбережений от общего объема доходов. По прогнозам в 2015 году также будет наблюдаться переход покупателей из магазинов с более высокими ценовыми предложениями в магазины более с низкими ценами и сервисом. Также будет наблюдаться сужение ассортимента товаров в стационарных торговых объектах, чему способствует как имеющиеся ограничения по ввозу продукции иностранного производства, так и изменение политики торговых организаций, которые будут проводить мероприятия по оптимизации ассортимента, в том числе с целью повышения оборачиваемости товарных запасов. Также в ходе реализации политики импортозамещения будет наблюдаться увеличение доли товаров собственного производства: в 2014 году соотношение доли товаров собственного производства и иностранного производства составили 58 и 42 процента, соответственно. Так, планом мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 годы [10] предусмотрена разработка и реализация мероприятий по развитию многоформатной торговли, в первую очередь малых и средних форматов торговли, ярмарочной и рыночной торговли, что в дальнейшем может дать синергетический эффект, т.е. будет способствовать как развитию сельского хозяйства, так и торговли, в первую очередь, будет способствовать увеличению доли отечественной продукции в ассортименте торговых организаций, однако, это займет, минимум, от 3 до 5 лет.
В специализированных магазинах, реализующих непродовольственные товары, негативное влияние на продажи также окажет не только снижение покупательской способности населения, но и уменьшение числа потребительских кредитов, которые будут выданы населению. Также следует учесть и тот факт, что у значительной части населения остались потребительские кредиты с прошлых лет, которые будут погашаться в 2015–2016 гг., что также негативно скажется на показателях оборота непродовольственных товаров.
[1] По данным, представленным на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики
[2] Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23.10.2013 № 781 «Об утверждении основных направлений деятельности Роспотребнадзора, его органов и организаций на 2014 год»
[3] Утв. постановлением Правительства Белгородской области от 11.01.2011 № 2-пп
[4] Утв. приказом Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области от 30.08.2011 № 109
[5] Утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 01.06.2011 № 158-ПП
[6] Утв. постановлением Администрации Костромской области от 26.04.2010 № 133-а
[7] Утв. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.09.2012 № 814
[8] Утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 13.09.2012 № 286[9] Утв. Постановлением Правительства области от 13.02.2013 года № 60-П
[10] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 годы»
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:19