Формирование и развитие сотрудничества и торговли Российской Федерации и изменение торговых направлений в рамках санкционной политики как фактор обеспечения экономической безопасности
Фазлиев И.Н.1,2, Муравицкая Л.Д.1, Олесиюк О.С.3
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
3 Пермский институт ФСИН России
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 10 (Октябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75095840
Аннотация:
Статья затрагивается изучение вопросов изменения торговых направлений в экономике России, обусловленных введенной в отношении ее санкционной политики. Основное содержание изложенных результатов исследования составляет анализ истории товарно-экономических отношений Российской Федерации за разные периоды ее истории: с 1992 по 2000, с 2000 по 2014, с 2014 по наше время. Проведен анализ и представлена динамика товарооборота между различными странами, с акцентом на Китай, Турцию, Индию и Иран. Рассматривается основная структура и направленность товарооборота, описываются его характерные особенности между указанными странами и Российской Федерацией. Кроме того, излагаются взгляды на современное развитие товарно-экономических отношений. Помимо этого, рассмотрено влияние санкционной политики западных стран на современную российскую экономику в сфере товарооборота. Выявлены пути развития и укрепления отношений между странами. Рассмотрен потенциал Российской Федерации на дальнейшее развитие товарно-экономических отношений. При написании статьи проанализированы законодательные акты, статистические данные ФТС России, статистические ежегодники. Использованы аналитический, статистический, сравнительный методы исследования.
Ключевые слова: товарно-экономические отношения, сотрудничество, санкции, товарооборот, экспорт, развитие
JEL-классификация: F50, F51, F63, O10
Введение
За последние несколько лет произошел значительный сдвиг в геополитическом положении и направлении внешней политики России, что привело к расширению существующих торговых путей и созданию новых. Развитие этих торговых путей играет решающую роль в экономическом росте Российской Федерации. Установление новых торговых отношений помогает обеспечить доступность товаров и услуг первой необходимости, увеличивает доходы от экспорта и способствует расширению импортных маршрутов. Кроме того, развитие и расширение торговых путей также способствуют укреплению международных отношений между странами, что может сыграть важную роль в решении глобальных проблем.
Ранее европейские страны были основными экономическими и торговыми партнерами России. Однако из-за расширения санкций, транспортных ограничений и других факторов возникла необходимость изучения новых путей экономического роста и торговых отношений. Расширение торговых путей не только повышает роль Российской Федерации как экспортера нефти и газа, но и способствует развитию технологий, сельского хозяйства и других отраслей.
Введение санкций против России представляет собой сложную и развивающуюся ситуацию для ее торговли в частности и экономики в целом [10] (Medvedeva, Lev, Leshchenko, 2023). В ответ Россия активно ищет новые сферы сотрудничества и торговли, чтобы смягчить негативное воздействие на свою экономику. В данной статье рассмотрены некоторые потенциальные направления развития Российской Федерации.
Целью исследования является изучение вопроса экономических отношений Российской Федерации в сфере мировой торговли как фактора обеспечения экономической безопасности.
Авторами статьи выдвигается гипотеза о том, что формирование и развитие сотрудничества Российской Федерации во внешней торговле и изменение торговых направлений в рамках санкционной политики создает условия для укрепления уязвимых векторов в экономике страны.
Сфера внешней торговли переживает глубокие метаморфозы по мере того, как изменение логистических маршрутов поставки товаров на внутренний рынок вытесняет традиционные методы работы, ускоряя всестороннее реформирование организационных аспектов – от взаимодействия с клиентами до динамики рынка.
Этот сдвиг в сторону моделей, ориентированных на всестороннее дружественное сотрудничество со странами, близкими нам по духу, стимулируется интеграцией передовых технологий в таможенной деятельности и сфере внешних связей, что позволяет снизить экономическую напряженность внутри страны, но одновременно увеличивает стоимость поставляемых товаров, входящих в санкционные списки. Критическая роль высокой цены санкционных товаров позволяет увидеть бизнесу новые, не освоенные ранее торговые направления и открыть возможность для производства аналогичных товаров внутри страны, привлекая для создания отечественные научно-технические методы [3] (Guseva, 2021).
Материалы и методы исследования. В качестве материала исследования использовались статистические данные ФТС России, Указы Президента РФ, статистические ежегодники. В ходе исследования были использованы аналитический, статистический и сравнительный методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. После распада Советского Союза в 1991 г. РСФСР превратилась в полностью признанное государство, известное как Россия или Российская Федерация. За время существования СССР в стране действовала командно-административная или плановая экономика. Однако после распада Союза стало очевидно, в том числе и для России, что этот тип экономики ведет страну к тяжелому экономическому кризису. К концу 1991 г. уровень инфляции достиг примерно 300%, что привело к нехватке товаров [8] (Lev, 2016). Стало ясно, что экономическая система требует реформ.
Для решения этих вопросов Президент РСФСР 15 ноября 1991 г. издал указ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» [1], направленный на либерализацию внешнеэкономической деятельности на территории. Это, фактически, положило конец государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, предоставив всем субъектам хозяйствования право участвовать во внешнеэкономических связях независимо от форм собственности. Кроме того, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ № 297 от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализации цен» [2], положивший начало переходу России от плановой экономики к рыночной. 1 июля 1992 г. был введен единый рыночный курс рубля и его внутренняя конвертируемость. Это позволило вести расчеты с большинством иностранных партнеров в свободно конвертируемой валюте и по мировым ценам.
По мере того, как Россия переходила к рыночным отношениям, она активно стремилась к экономическому партнерству с различными странами. Между девяностыми и двухтысячными годами Российская Федерация начала увеличивать свой экспорт в страны дальнего зарубежья и большую часть Европы, одновременно снижая свою товарную зависимость от стран СНГ. В частности, за период с 1993 по 2002 гг. был отмечен рост экспорта в страны дальнего зарубежья с 74,2 до 82,9%, а экспорт в страны СНГ снизился с 26,1 до 18,1%. По итогам 2002 г. основными рынками сбыта России стали страны Европы (21,6%), среди которых важную роль сыграли Германия (9,8%), Беларусь (7,4%), Италия (6,5%), КНР (6,2%), Украина (5,9%) [15] (Taranov, 2018).
После распада СССР Россия активно старалась занять нишу экспорта среди европейских стран, поскольку политика была, главным образом, направлена на укрепление с ними дружественных отношений. Однако с 2000 по 2014 г. основные геополитические направления российского экспорта претерпели ряд изменений [7, 13]. В начале 2000-х гг. Европа была основным направлением экспорта России, на которую приходилось почти 60% ее экспорта, но к середине 2010-х гг. доля Европы в экспорте России снизилась примерно до 45%. За тот же период значительно вырос экспорт России в Азию, особенно в Китай. Так, если в 2000 г. на Азию приходилось всего 13% российского экспорта, то к 2014 г. эта доля выросла почти до 30%. Российский экспорт в страны бывшего Советского Союза также сократился за указанный период вдвое: с примерно 20% в 2000 г. до всего лишь 10% в 2014 г. [4–7; 13].
В целом профиль экспорта России претерпел значительные изменения в период с 2000 по 2014 г., поскольку страна стремилась диверсифицировать свои торговые отношения и уменьшить свою зависимость от Европы, поскольку с 2014 г. Европейский союз и страны, поддерживающие его, начали активно применять санкции по отношению к РФ [17] (Cherkasova, 2018).
С 2014 г. основные геополитические направления российского экспорта сместились в связи с изменением глобального экономического и политического ландшафта [16].
По состоянию на 2014 г. основными направлениями экспорта России были Нидерланды, Китай и Германия, на долю которых приходилось, соответственно, 31,6%, 10,1% и 8,9% от общего объема экспорта. Однако геополитическая напряженность, возникшая в связи с украинским кризисом и последующими после него санкциями, введенными западными странами, привела к значительному спаду торговли с ЕС и США [9] (Lev, Medvedeva, Leshchenko, 2023).
Одним из основных новых направлений сотрудничества и торговли для России в рамках санкционной политики является развитие ее отношений с восточными государствами. Сотрудничество с Китаем, Индией и другими странами Восточной Азии позволяет России компенсировать потери, связанные с западными рынками [12] (Mukhaev, Gulieva, 2019).
Введение санкций Европейского союза и США в отношении Российской Федерации в связи с украинским кризисом оказало существенное влияние на торгово-экономические отношения между Россией и странами ЕС [14] (Smirnova, 2020). Ограничения коснулись, в частности энергетического, финансового и технологического секторов [3] (Guseva, 2021). Санкции также привели к тому, что Россия стала искать более тесные экономические связи с другими странами, такими как Китай, Индия и другие.
Рассмотрим динамику роста экспорта с отдельными странами, такими как Китай, Турция, Индия и Иран (рис. 1–4).
Сотрудничество России и Китая
Показатели товарооборота между данными странами иллюстрирует рисунок 1.
Рисунок 1. Динамика товарооборота между Россией и Китаем, млн долл.
Источник: составлено авторами по [13].
Сотрудничество и торговля между Россией и Китаем имеют долгую историю, но введение санкций со стороны западных стран значительно укрепило эти отношения: Россия и Китай подписали ряд стратегических соглашений, направленных на активизацию торгово-инвестиционного и экономического партнерства, включая установление расчетов в национальных валютах. Этот шаг укрепляет экономические связи между двумя странами и снижает их зависимость от доллара и евро в торговле.
Сегодня Китай является крупнейшим торговым партнером России, а Россия – девятым по величине торговым партнером Китая. Обе страны подписали многочисленные соглашения и создали совместные предприятия в различных секторах экономики, таких как энергетика, инфраструктура и высокие технологии. Их партнерство также привело к созданию российско-китайского инвестиционного фонда, целью которого является развитие экономического сотрудничества.
Экономическое партнерство между Россией и Китаем играет решающую роль в мировой экономике [18] (Isaeva, Leshchenko, 2019). С 2022 г. Китай значительно увеличил закупки российского газа и нефти. Кроме того, существенный рост продемонстрировал экспорт российской сельскохозяйственной и пищевой продукции в Китай. В свою очередь, Россия стала свидетелем увеличения импорта китайских автомобилей и строительной техники. Также ведутся дискуссии об участии китайских инвесторов в строительстве нефтегазохимических и лесоперерабатывающих предприятий в России.
Энергетический сектор является жизненно важным аспектом сотрудничества между Россией и Китаем. Обе страны активно работают над строительством таких газопроводов, как «Сила Сибири» и «Сила Сибири-2», чтобы обеспечить стабильные поставки российского газа в Китай. Такая диверсификация рынков сбыта помогает России компенсировать потери, понесенные из-за санкций. Санкции привели к ограничениям на импорт многих продуктов питания из ЕС и США.
В ответ Россия активно развивает сельскохозяйственное сотрудничество с Китаем для увеличения экспорта продовольствия. Это включает в себя создание совместных предприятий, улучшение качества и разнообразия продукции, а также развитие сельскохозяйственной инфраструктуры. Предпринимаемые усилия не только способствуют развитию новых экспортных маршрутов для России, но и обеспечивают продовольственную безопасность ее населения и укрепляет экономическую безопасность страны. Китай также является крупным инвестором в российскую экономику, особенно в проекты развития инфраструктуры и природных ресурсов. Китайские инвестиции помогают России компенсировать потери, вызванные санкциями, а взамен Россия предоставляет стимулы и льготы для привлечения инвестиций из Китая. Это создает благоприятные условия для инвестиционного сотрудничества между двумя странами.
Взаимоотношения России и Турции
Турция – еще один значимый экономический партнер России. Сотрудничество и торговля между двумя странами имеют долгую историю и приобрели новые масштабы в сложных условиях санкций. И Россия, и Турция активно работают над укреплением своих экономических связей, подписывая стратегические соглашения и реализуя совместные проекты.
Приоритетами для обеих стран являются взаимные инвестиции, расширение торговли и развитие сотрудничества в сферах туризма, энергетики и сельского хозяйства. Кроме того, строительство является важнейшей областью сотрудничества между Россией и Турцией: турецкие строительные компании участвуют в различных проектах в России, в том числе в строительстве атомной электростанции и газоперерабатывающего завода.
Из-за воздействия санкций введены запреты на ввоз различных продуктов питания из Евросоюза и США. В ответ на это Россия и Турция активно развивают сельскохозяйственное сотрудничество, расширяя обмен продуктами питания. Это сотрудничество предполагает создание совместных предприятий, обмен опытом и технологиями, а также расширение сельскохозяйственных обменов. Предпринимаемые усилия помогают обеим странам в развитии и обеспечении продовольственной безопасности в условиях санкций, что положительно влияет и на экономическую безопасность России.
За последние несколько лет товарооборот между Турцией и Россией неуклонно растет. Так, в 2022 г. объем торговли достиг $80 млрд, что почти в 2,5 раза выше показателя предыдущего года (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика товарооборота между Россией и Турцией, в млн долл.
Источник: составлено авторами по [13].
Первостепенное значение в сотрудничестве между данными странами имеет энергетический сектор, поскольку Россия выступает ведущим поставщиком природного газа в Турцию.
Совместные усилия обеих стран по строительству газопровода «Турецкий поток», соединяющий Анапский район Краснодарского края России с европейской частью Турции через Черное море, оказались плодотворными. Этот трубопровод, введенный в эксплуатацию в 2020 г., напрямую связывает газотранспортную систему Турции с огромными запасами газа России, обеспечивая надежные поставки энергоносителей в Турцию, а также в Южную и Юго-Восточную Европу [16].
Наконец, туризм играет важную роль в укреплении связей между Россией и Турцией. Турция является очень популярным направлением для российских туристов, и Россия также привлекает множество турецких гостей. Несмотря на санкции, поток туристов между странами продолжается, а в некоторых случаях даже увеличивается. Развитие туристического сотрудничества способствует укреплению культурных связей и диверсификации экономики, несмотря на санкции.
Взаимодействие России и Индии
Сотрудничество России и Индии имеет давнюю историю, построенную на доверии и взаимопонимании. Несмотря на давление санкций, обе страны активно расширяют диалог и взаимодействую в таких областях, как энергетика, промышленность, торговля, культура и образование.
Такое многостороннее сотрудничество позволяет устанавливать более устойчивые экономические связи и развивать торгово-экономический потенциал. Например, товарооборот между Индией и Россией в 2022 г. достиг 30 млрд долл., что подчеркивает плодотворное партнерство (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика товарооборота между Россией и Индией в млн долл.
Источник: составлено авторами по [13].
Индия, являющаяся одним из крупнейших потребителей энергии в мире, получает большую выгоду от сотрудничества с Россией – ведущим производителем и экспортером энергоресурсов. Даже в условиях санкций сотрудничество в энергетическом секторе становится все более важным для обеих стран. Индийские компании активно закупают российскую нефть и газ, что помогает смягчить негативные последствия санкций. Это сотрудничество не только способствует торговле, но и обеспечивает энергетическую безопасность Индии.
Отношения между Индией и Россией имеют стратегическое значение для обеих стран и представляют значительный потенциал для дальнейшего сотрудничества в различных областях. Более того, Россия сыграла значительную роль в качестве ключевого поставщика оборонной техники в Индию. Две страны подписали различные оборонные соглашения, в том числе о совместной разработке ракетной системы «БраМос».
Кроме того, Индия и Россия успешно реализовали несколько совместных проектов, таких как Международный транспортный коридор «Север – Юг» (INSTC). Эта инициатива направлена на соединение Индии с Россией и Европой через Иран. МТК «Север – Юг» служит международным транспортным коридором, обеспечивающим транспортировку грузов между Северо-Западной Европой, странами Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии с использованием российской транспортной инфраструктуры [11].
Взаимодействие России и Ирана
Иран обладает огромными запасами нефти и газа и занимает видное положение как ведущий производитель и экспортер энергоресурсов. Учитывая существующие санкции, для обеих стран становится крайне важно укреплять сотрудничество в энергетическом секторе. У российских компаний есть возможность закупать иранскую нефть и газ, что позволяет смягчить негативные последствия санкций. Более того, развивая сотрудничество в этой области, обе стороны могут стимулировать торговлю и обеспечить энергетическую безопасность.
Помимо энергетических предприятий, Россия и Иран способствовали развитию прочных транспортных связей, примером чего являются их совместные усилия по строительству железной дороги Север – Юг, которая, как упоминалось ранее, имеет большое значение. Иран играет важную роль как крупный поставщик сельскохозяйственной продукции, включая фрукты, овощи, зерно и другие продукты питания.
В свете санкций партнерство с Ираном в сельскохозяйственном секторе может помочь России в диверсификации поставок продовольствия и укреплении продовольственной безопасности. Укрепление сельскохозяйственного сотрудничества позволит обеим странам участвовать во взаимовыгодном обмене сельскохозяйственной продукцией и снизить зависимость от западных поставщиков.
В целом экономические связи между Россией и Ираном крепкие и постоянно расширяются, поскольку обе страны стремятся углублять сотрудничество в таких важнейших областях, как энергетика, транспорт и торговля. В последние годы торговля между Россией и Ираном значительно выросла, при этом товарооборот между странами заметно увеличился в период с 2020 по 2022 г. (рис. 4).
Рисунок 4. Динамика товарооборота между Россией и Ираном, в млн долл.
Источник: составлено авторами по [13].
Кроме того, Россия и Иран разделяют дух сотрудничества в многочисленных энергетических проектах, включая строительство АЭС в Бушере, разработку месторождений нефти и газа, а также создание трубопроводов для транспортировки нефти и газа между двумя странами.
Заключение
Санкционная политика представляет собой вызов для России, но она активно ищет новые сферы сотрудничества и торговли. Развитие восточного направления, экспорт продовольствия, сотрудничество на внешнеторговых рынках, развитие цифровой экономики – это некоторые возможные направления, которые могли бы помочь России смягчить негативные последствия санкций и изучить новые источники экономического роста. При рассмотрении будущих векторов российского экспорта крайне важно учитывать такие факторы, как глобальные экономические условия, геополитическая напряженность и внешняя политика, направленная на укрепление торговых и инвестиционных связей страны с другими регионами. Таким образом, несмотря на санкции, введенные некоторыми странами Запада, Россия обладает значительным потенциалом для развития товарно-экономических связей с другими регионами и странами.
Несмотря на продолжающиеся санкции со стороны западных стран, Россия продолжает активно развивать торгово-экономические отношения с другими странами. В настоящее время одной из основных стратегий экономического развития является расширение экономического партнерства с азиатскими и африканскими регионами. Ожидается, что в перспективе Россия будет уделять приоритетное внимание торговле со странами Азии, особенно с Китаем и Индией, а также с Ближним Востоком и Африкой. Развитие Северного морского пути и других инфраструктурных проектов также может создать новые возможности для российского экспорта в Европу и Азию.
Важно отметить, что Россия обладает большим внутренним рынком и существенным потенциалом для развития различных отраслей своей экономики.
Кроме того, существуют возможности для укрепления экономического сотрудничества с другими странами посредством создания общих экономических зон и зон свободной торговли.
Все вышеперечисленное послужит прочной основой для долгосрочного экономического роста и развития Российской Федерации, а также усиления ее независимости и укрепления экономической безопасности.
Источники:
2. Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 № 297 «О мерах по либерализации цен». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/529 (дата обращения: 25.05.2024).
3. Гусева Л.В. Импортозамещение и диверсификация экспорта в условиях санкций // Вестник Ульяновского государственного университета. – 2021. – № 2.
4. Итоги внешней торговли со всеми странами. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/statistic/vneshn-torg/vneshn-torg-countries (дата обращения: 27.05.2024).
5. Итоги внешней торговли со странами дальнего зарубежья. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/505 (дата обращения: 27.05.2024).
6. Итоги внешней торговли со странами ЕАЭC. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/509 (дата обращения: 27.05.2024).
7. Итоги внешней торговли со странами СНГ. ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/507 (дата обращения: 26.05.2024).
8. Лев М.Ю. Цены как фактор экономической безопасности и их влияние на инфляционные процессы в России // Вестник РАЕН. – 2016. – № 2. – c. 80-87.
9. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка экономической безопасности торговых отношений США со странами ЕАЭС в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4523-4546. – doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
10. Медведева М.Б., Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Торгово-экономические санкции в отношении России и их совместимость с правом ВТО: сценарии обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1561-1590. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.
11. Международный транспортный коридор «Север – Юг». Ржд. [Электронный ресурс]. URL: https://cargo.rzd.ru/ru/9789?accessible=true (дата обращения: 30.05.2024).
12. Мухаев Б., Гулиева Л. Разработка модели формирования торговых направлений Российской Федерации при наличии санкций // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2019. – № 4.
13. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.05.2024).
14. Смирнова Е.А. Укрепление регионального экономического развития в условиях санкций: опыт города Владивостока // Вестник Дальневосточного государственного университета экономики и сервиса. – 2020. – № 1.
15. Таранов А.Н. Эволюция торговых стратегий России в условиях санкций // Вестник Белорусско-Российского университета. – 2018. – № 2(59).
16. Турецкий поток. [Электронный ресурс]. URL: https://turkstream.info/ru/ (дата обращения: 30.05.2024).
17. Черкасова Е.С. Развитие экспортного потенциала России в условиях санкций // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. – 2018. – № 6.
18. Isaeva E.A., Leshchenko J.G. Evaluation of the effectiveness of modern models of regulation of financial markets // Креативная экономика. – 2019. – № 10. – p. 2045-2066. – doi: 10.18334/ce.13.10.40967.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 17:35:39