Развитие промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в условиях пандемии COVID-19 и санкционной политики стран Запада

Печаткин В.В.1
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49225024
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье приведено обоснование необходимости разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного влияния санкционной политики стран Запада в отношении промышленного сектора экономики России. Проведен анализ развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в условиях пандемии COVID-19 с выделением успехов, и имеющихся нерешенных проблем, осуществлена основная характеристика санкций стран Запада, оказывающих негативное влияние на развития промышленных видов экономической деятельности. Выделены основные проблемы, а также возможности для развития промышленных предприятий в новых условиях. Предложен комплекс мероприятий, направленных на сглаживание негативных эффектов санкционной политики западных стран, а также активизации деятельности по импортозамещению, высвобождающихся ниш на внутреннем рынке промышленной продукции.

Ключевые слова: промышленность, регион, пандемия, санкции, антикризисная политика

Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.

JEL-классификация: R11, R12, R13



Введение. Развитие промышленного сектора экономики регионов является ключевой составляющей обеспечения экономического роста и национальной безопасности Российской Федерации в условиях влияния дестабилизирующих факторов внешней среды. Промышленный сектор экономики, успешно преодолев возникшие проблемы, связанные с пандемией COVID-19, столкнулся с еще более серьезным вызовом для развития, а именно, беспрецедентными санкциями западных стран, обусловленными спецоперацией России, проводимой на Украине [10] (Kazantsev, 2022). Спектр санкций затрагивает большинство видов экономической деятельности, функционирование государственных структур [13] (Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2019), финансового сектора, что может привести в среднесрочной перспективе к серьезным последствиям. К тому же странами Запада предполагается введение новых санкций. Высокая зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, риски, связанные с глобальными финансово-экономическими кризисами, требование обеспечения комплексной экономической безопасности (промышленной, продовольственной, финансовой и др.) обусловливают необходимость разработки и внедрения комплекса мероприятий, способствующих снижению негативного влияния санкций, а также их использования для формирования новых конкурентных преимуществ и тем самым повышения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов России в этих непростых условиях для развития.

Вопросам обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов и хозяйствующих субъектов России посвящены труды многих российских ученых, затрагивающих те или иные аспекты проблемы: Абалкина Л.И. [1] (Abalkin, 1994), Беляковой Г.Я. [2] (Belyakova, 2001), Глазьева С.Ю. [4] (Glazev, 2016), Дорошенко Ю.А., Голубицких М. [6] (Doroshenko, Golubitskikh, 2017), Заичкина Н.И., Зеленцовой Л.С. [9] (Zaichkin, Zelentsova et al., 2012), Криворотова В.В. [14] (Krivorotov, Ershova, Belik et al., 2014), Куклина А.А. [15] (Kuklin, 2014), Макарова В.Л. [18] (Makarov, Ayvazyan, Afanasev, Bakhtizin, Nanavyan, 2014); Мохначева С.А. [22] (Mokhnachev, 2009), Низамутдинова М.М., Орешникова В.В. [24] (Nizamutdinov, Oreshnikov, 2018), Поплавской В.А., Горшковой Л.А. [25] (Poplavskaya, Gorshkova, 2017), Тумакова Е.А. [27] (Tumakov, 2017) и др.

Проблемам развития реального сектора экономики в условиях пандемии и направлениям выхода из кризиса посвящены труды Глазьева С.Ю. [5] (Glazev, 2020), Гринберга Р.С., Ленчука Е.Б. [16] (Lenchuk, Grinberg et al., 2020), Никепелова А.Д. [23] (Nekipelov, 2020), Минакира П.А. [20] (Minakir, 2020) и др.

Проблемам влияния санкций на экономику России посвящены публикации Дробот Е.В. [3] (Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, Tarabardina, 2020), Телегина Е.А., Халова Г.О. [26] (Telegina, Khalova, 2019), Махова А.В. [8] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019), Маглинова Т.Г. [19] (Makhova, Pechenkina, 2019), Макаров И.Н., Иванова А.А. [17] (Maglinova, 2019), Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [7] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017) и др.

Вместе с тем ввиду многократного усиления санкционной политики стран Запада в ответ на специальную военную операцию России, проводимую на Украине, требуется дополнительная проработка вопросов разработки и реализации антисанкционных мероприятий, и в особенности – на региональном уровне.

В связи с актуальностью проблемы целью статьи является разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного влияния на промышленный сектор экономики регионов России санкций стран Запада, а также использование их для укрепления экономической безопасности страны.

Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:

1. Анализ развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в период пандемии Covid-19.

2. Характеристика наиболее серьезных санкций стран Запада, влияющих на развитие промышленного сектора экономики Республики Башкортостан.

3. Разработка направлений преодоления возникших проблем, связанных с санкционной политикой западных стран.

Промышленный сектор экономики, несмотря на сложные условия функционирования и развития в условиях дестабилизирующих факторов внешней среды, связанных с пандемией, успешно преодолел возникшие проблемы. Об этом свидетельствует положительная динамика ключевого показателя развития промышленности – индекса промышленного производства. Так, по итогам 2020 года падение индекса промышленного производства в Республике Башкортостан составило лишь 1,8% к уровню 2019 года при среднероссийском падении показателя в 2,1%, что значительно лучше первоначальных прогнозов. По итогам 2021 года индекс промышленного производства составил 107,5% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года, что на 2,2% выше среднероссийского уровня. Республика Башкортостан в 2021 году по этому показателю в числе лидеров Приволжского федерального округа.

Достижение основного значения планового показателя развития промышленности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Показатели оценки эффективности деятельности в сфере развития промышленного производства


Наименование показателя

Единица измерения
2020 год
Достижение планового значения показателя
план
факт
Индекс промышленного производства
%
102,8
107,5
выполнено
Источник: составлено автором на основе данных по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ.

В этот период в большинстве промышленных видов экономической деятельности Республики Башкортостан (21 из 29) достигнут рост объемов производства, что позволило республиканским предприятиям увеличить показатели не только 2020 года, но и докризисного 2019 года. В тройке лидеров виды экономической деятельности обрабатывающей промышленности: производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (рост 2,4 раза); производство бумаги и бумажных изделий (рост 2,3 раза); производство мебели (рост 1,7 раза).

Индексы промышленного производства Республики Башкортостан в 2021 году в процентах к соответствующему периоду 2020 года по промышленным видам экономической деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (по полному кругу), %

Наименование
в % к соответствующему периоду 2020 года
январь –ноябрь
декабрь
январь – декабрь
Промышленное производство
106,5
117,3
107,5
Добыча полезных ископаемых
97,8
132,8
100,5
добыча сырой нефти и природного газа
101,8
в 2,1р.
107,7
добыча металлических руд
104,1
93,1
103,0
добыча прочих полезных ископаемых
91,6
84,9
91,1
предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых
90,1
97,2
90,7
Обрабатывающие производства
107,4
117,1
108,3
производство пищевых продуктов
102,5
111,4
103,4
производство напитков
101,6
108,8
102,2
производство текстильных изделий
93,8
83,6
93,1
производство одежды
95,1
83,5
93,9
производство кожи и изделий из кожи
131,2
110,1
129,3
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
119,3
94,7
116,8
производство бумаги и бумажных изделий
в 2,3р.
в 2,3р.
в 2,3р.
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
152,3
54,5
113,8
производство кокса и нефтепродуктов
99,8
119,3
101,2
производство химических веществ и химических продуктов
100,0
95,8
99,6
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
в 2,4р.
в 2,1р.
в 2,4р.
производство резиновых и пластмассовых изделий
102,5
108,7
103,1
производство прочей неметаллической минеральной продукции
99,9
104,5
100,3
производство металлургическое
118,7
144,9
121,1
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
141,1
198,7
147,8
производство компьютеров, электронных и оптических изделий
83,1
139,7
87,5
производство электрического оборудования
120,4
в 3,3р.
139,8
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки
102,1
106,4
102,4
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
121,7
87,3
117,6
производство прочих транспортных средств и оборудования
93,8
114,9
97,1
производство мебели
169,1
в 2,0р.
171,7
производство прочих готовых изделий
59,8
50,8
58,5
ремонт и монтаж машин и оборудования
107,8
114,5
108,3
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
107,3
101,9
106,7
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений
123,5
108,8
122,3
Источник: составлено автором по материалам Федеральной службы государственной статистики РФ.

Наибольший рост достигнут по виду экономической деятельности «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 122,3%. Высокий индекс производства достигнут в обрабатывающей промышленности – 108,3.

Благодаря благоприятной конъюнктуре мировых цен на углеводородное сырье в конце 2021 года предприятиям добывающей промышленности удалось переломить тенденцию к спаду объемов производства, сложившуюся в 2020 году и в первой половине 2021 года вследствие влияния негативных факторов внешней среды и, прежде всего, снижения экономической активности в рамках соглашения стран ОПЕК, а также «снижения потребления нефти и нефтепродуктов из-за пандемии» [11] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets et al., 2020).

Наиболее существенное падение объемов производства продукции в 2021 году произошло в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (индекс производства – 87,5%), добыче прочих полезных ископаемых (91,1%) и, как следствие, по виду деятельности «Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых» (индекс производства – 90,7%). Снижение объемов производства также произошло на предприятиях легкой промышленности, производящих одежду и текстильные изделия.

В целом высокие темпы роста – 107,5% промышленности Республики Башкортостан – отчасти связаны с эффектом низкой базы 2020 г. (падение индекса промышленного производства в 2020 г. относительно уровня 2019 г. составило 1,8%) и благоприятной рыночной конъюнктурой на мировых рынках углеводородного сырья (многократное увеличение цен на нефть и газ в 2021 году, относительно 2020 г.). Однако таким положительным результатам в промышленности способствовала и промышленная политика Республики Башкортостан, своевременно реализованные меры государственной поддержки промышленных предприятий.

В промышленной сфере в 2021 году деятельность Правительства Республики Башкортостан была направлена на создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития промышленности Республики Башкортостан, повышение ее конкурентоспособности, стимулирование модернизации действующих производств, в том числе ввод новых производственных мощностей и технологическую модернизацию традиционных производств, содействие реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, а также «обеспечение энергетической безопасности» [12] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald et al., 2021).

Положительным моментом в реализации промышленной политики Республики Башкортостан является высокая оценка Министерством промышленности и торговли Российской Федерации деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере промышленности – 1-е место в России, по реализации национального проекта «Производительность труда» – 3-е место. Лидирующие рейтинговые позиции достигнуты благодаря хорошим показателям обрабатывающей промышленности как по росту объемов производства, так и росту инвестиций в основной капитал, наличию качественной нормативно-правовой базы в промышленной сфере и реализованным мерам государственной поддержки, результативному взаимодействию региона с Минпромторгом России и Фондом развития промышленности, а также высокой деловой активностью в республике.

Результативно работает Фонд развития промышленности Республики Башкортостан. Суммарные инвестиции фонда в республиканские проекты составили 17,2 млрд руб., благодаря чему было создано 1327 новых рабочих мест. Ведется активная работа по формированию мебельного кластера и кластера беспилотной авиации.

Однако учитывая то, что начиная с конца февраля 2022 г. кардинальным образом изменились внешние условия функционирования и развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, как и в целом регионов России, связанные с военной спецоперацией страны на Украине и беспрецедентными санкциями западных стран, требующие разработки и реализации комплекса оперативных и стратегических мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики в этих непростых условиях.

В числе наиболее чувствительных санкций для развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, учитывая структуру экономики республики с преобладанием нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтехимии, являются:

- полное эмбарго на поставки российской нефти США и рядом стран Европы;

- меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа;

- запрет на экспорт микрочипов, полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других высоких технологий;

- ограничения экспорта российских товаров, в том числе под брендом «сделано в России» в США, Великобритании и в странах Центральной Европы, и прежде всего в Германии, Франции, Финляндии, поскольку они в товарной структуре экспорта и импорта страны имеют наибольшую долю;

- санкции против банковского сектора страны оказывают негативное воздействие в части удорожания кредитов для развития производства и выполнения ряда ранее взятых обязательств по кредитам и др.

Вместе с тем уход с рынка ряда западных компаний, таких как Intel, Nike, Ikea, Swarovski, Marks & Spencer, ASOS, Hermes, и приостановка работы производств и поставок ряда крупных автомобильных транснациональных корпораций: BMW, Volkswagen, Ford, Mercedes и Volvo, способствуют благоприятным условиям для реализации политики импортозамещения и снижения зависимости регионов России от импорта продукции западных стран.

Тем самым в регионах России возникают дополнительные возможности не только сгладить ситуацию для развития промышленного сектора экономики, но и реализовать дополнительные конкурентные преимущества, способствующие укреплению экономической безопасности страны.

Ответом на санкционную политику стран Запада являются следующие меры и стратегические инициативы, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем на уровне Республики Башкортостан:

1. Разработка и реализация государственной программы импортозамещения в Республике Башкортостан.

По этому направлению в республике есть определенные нереализованные возможности. В частности, приостановка деятельности шведской компании IKEA высвобождает нишу на рынке по реализации мебели. У республиканских товаропроизводителей есть возможность нарастить объемы производства мебели, матрасов, в том числе компанией «Башмебель» и формирующимся мебельным кластером ПФО с якорным предприятием ООО «Корона» (г. Туймазы). Также имеются перспективы по импортозамещению части оборудования и комплектующих для нефтяной и газодобывающей промышленности, которая в значительной мере зависима от импортных поставок. Имеются возможности для наращивания производства полипропиленовой пленки такими предприятиями, как ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Термополимер» г. Уфа. В части импортозамещения лекарственных препаратов имеются возможности по увеличению объемов производства витаминов на предприятии АО «Фармстандарт-Уфа ВИТА».

Для снижения зависимости от импорта информационного, телекоммуникационного и программного оборудования, а также снижения оттока высококвалифицированных кадров из республики и повышения уровня цифровой зрелости необходимо создать IT-парк в г. Уфе. На базе IT-парка Республики Башкортостан создать центр-спутник опорного образовательного центра в сфере цифровых и информационно-коммуникационных технологий.

В организационном плане необходимо создать центр импортозамещения в Республике Башкортостан. Создать информационную базу импортозамещающего потенциала республики с предоставлением льготных условий для реализации импортозамещающих инвестиционных проектов как в части предоставления льготных кредитов, так и инфраструктурной поддержки.

2. Поддержка экспортоориентированных предприятий республики, осуществляющих поставки продукции преимущественно в недружественные западные страны.

По данному направлению необходимо оказывать содействие предприятиям в поисках новых рынков сбыта продукции в дружественные для России страны, в том числе Китай, Индию, Казахстан и др.

В организационном плане целесообразно создание центра содействия экспортной деятельности в условиях геополитической неопределенности в Республике Башкортостан, призванного содействовать решению возникших проблем в условиях санкций западных стран в отношении России.

3. Содействие в снижении зависимости от западных стран промышленных предприятий республики от импорта оборудования и комплектующих, а также поиск новых партнеров для обеспечения устойчивого функционирования системообразующих предприятий.

В рамках данного направления целесообразно реализовать дополнительные программы, а также пролонгировать существующие меры поддержки промышленных предприятий в части: предоставления льготных займов системообразующим промышленным предприятиям, субсидирования части затрат на приобретение техники и оборудования системообразующими предприятиями, предоставления субсидий в части затрат на закупку сырья и материалов в сфере легкой промышленности, поддержка народно-художественных промыслов. Необходимо оказание информационно-консультативной поддержки промышленным предприятиям в части поиска альтернативных поставщиков комплектующих и оборудования при возникновении проблем их поставок из недружественных России западных стран.

4. Содействие инновационному развитию Республики Башкортостан.

По данному направлению целесообразно активизировать и ускорить деятельность по созданию и развитию на территории Республики Башкортостан конкурентоспособных инновационных кластеров. Имеется потенциал создания кластеров в машиностроении (кластер беспилотной авиации, энергомашиностроительный кластер). Содействовать включению не менее 2 кластеров в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Принять комплекс мер по обеспечению льготного рефинансирования и реструктуризации кредитов и лизинговых продуктов для субъектов, осуществляющих научную и инновационную деятельность через банковскую систему [28] (Lev, Leshchenko, 2020).

Необходимо ускорить формирование и развитие Евразийского научно-образовательного центра в г. Уфе с государственной поддержкой приоритетных проектов в том числе в сфере биотехнологий, геномной инженерии, программного обеспечения.

Заключение

Таким образом, с одной стороны, беспрецедентные санкции создали существенные проблемы для функционирования предприятий промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, с другой стороны, создали дополнительные возможности для повышения конкурентоспособности и экономической безопасности как хозяйствующих субъектов, так и республики в целом. «В этой ситуации успех может быть достигнут только во взаимодействии промышленных предприятий с органами государственного управления» [21] (Mityakov, Ladynin, 2022) при условии своевременного принятия комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного влияния санкций и использование их в качестве факторов экономического роста.


Источники:

1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. – 1994. – № 12. – c. 4-16.
2. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. / Монография. - Красноярск: Сиб ГТУ, 2001. – 232 c.
3. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
4. Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания экономического совета при президенте РФ) // Российский экономический журнал. – 2016. – № 3. – c. 3-17.
5. Глазьев С.Ю. Пандемический кризис помог укрепиться новому технологическому укладу // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 5. – c. 26-35. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-225-5-26-35.
6. Дорошенко Ю.А., Голубицких М. Факторы конкурентной устойчивости и оценка их влияния на предприятия промышленности строительных материалов // Белгородский экономический вестник. – 2017. – № 1(85). – c. 26-31.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
8. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
9. Заичкин Н.И., Зеленцова Л.С. и др. Концепция конкурентоустойчивости: теория, практика. / Монография. - М.: Издательство «Перо», 2012. – 249 c.
10. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
11. Караваева И. В., Казанцев С. В., Коломиец А. Г. и др. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
12. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М. и др. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
13. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
14. Криворотов В.В., Ершова И.В., Белик И.С. и др. Конкурентоспособность социально-экономических систем: вызовы нового времени. / Монография. - Москва: Экономика, 2014. – 466 c.
15. Куклин А.А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-1. – c. 142-145.
16. Ленчук Е.Б., Гринберг Р.С. и др. Предложения по мероприятиям в сфере экономической и социальной жизни страны после завершения активной фазы борьбы с коронавирусом. / Доклад Института экономики РАН. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2020. – 59 c.
17. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
18. Макаров В.Л., Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Бахтизин А.Р., Нанавян А.М. Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни // Экономика региона. – 2014. – № 4(40). – c. 3-30. – doi: 10.17059/2014-4-1.
19. Махова А.В., Печенкина А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – c. 60-63. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10477.
20. Минакир П.А. Экономика пандемии: российский путь // Пространственная экономика. – 2020. – № 2. – c. 7-18. – doi: 10.14530/se.2020.2.007-018.
21. Митяков Е.С., Ладынин А.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 473-490. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114409.
22. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентно-устойчивостью высшего учебного заведение. / Монография. - Екатеринбург; Ижевск: Издательство Института экономики УрО РАН, 2009. – 411 c.
23. Некипелов А.Д. О возможностях макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3. – c. 37-46. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-37-46.
24. Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Информационная поддержка формирования стратегий инновационного развития регионов на основе адаптивной имитационной модели // Системы и средства информатики. – 2018. – № 2. – c. 154-169. – doi: 10.14357/08696527180212.
25. Поплавская В.А., Горшкова Л.А. Обеспечение конкурентоустойчивости организации на разных стадиях ее жизненного цикла // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2(32). – c. 1759-1763.
26. Телегина Е.А., Халова Г.О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 13-20. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-13-20.
27. Тумаков Е.А. Классификация конкурентной устойчивости предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – c. 60-65.
28. Lev M.Y., Leshchenko Y.G. International reserves of the bank of Russia in the system of the state's economic security // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – p. 876-888. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP4/20201557.
29. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. – № 1. – c. 8-9.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:11