Развитие промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в условиях пандемии COVID-19 и санкционной политики стран Запада
Печаткин В.В.1
1 Институт социально-экономических исследований – обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49225024
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В статье приведено обоснование необходимости разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного влияния санкционной политики стран Запада в отношении промышленного сектора экономики России. Проведен анализ развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в условиях пандемии COVID-19 с выделением успехов, и имеющихся нерешенных проблем, осуществлена основная характеристика санкций стран Запада, оказывающих негативное влияние на развития промышленных видов экономической деятельности. Выделены основные проблемы, а также возможности для развития промышленных предприятий в новых условиях. Предложен комплекс мероприятий, направленных на сглаживание негативных эффектов санкционной политики западных стран, а также активизации деятельности по импортозамещению, высвобождающихся ниш на внутреннем рынке промышленной продукции.
Ключевые слова: промышленность, регион, пандемия, санкции, антикризисная политика
Финансирование:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение. Развитие промышленного сектора экономики регионов является ключевой составляющей обеспечения экономического роста и национальной безопасности Российской Федерации в условиях влияния дестабилизирующих факторов внешней среды. Промышленный сектор экономики, успешно преодолев возникшие проблемы, связанные с пандемией COVID-19, столкнулся с еще более серьезным вызовом для развития, а именно, беспрецедентными санкциями западных стран, обусловленными спецоперацией России, проводимой на Украине [10] (Kazantsev, 2022). Спектр санкций затрагивает большинство видов экономической деятельности, функционирование государственных структур [13] (Kosmin, Kuznetsova, Kosmina, 2019), финансового сектора, что может привести в среднесрочной перспективе к серьезным последствиям. К тому же странами Запада предполагается введение новых санкций. Высокая зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, риски, связанные с глобальными финансово-экономическими кризисами, требование обеспечения комплексной экономической безопасности (промышленной, продовольственной, финансовой и др.) обусловливают необходимость разработки и внедрения комплекса мероприятий, способствующих снижению негативного влияния санкций, а также их использования для формирования новых конкурентных преимуществ и тем самым повышения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов России в этих непростых условиях для развития.
Вопросам обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов и хозяйствующих субъектов России посвящены труды многих российских ученых, затрагивающих те или иные аспекты проблемы: Абалкина Л.И. [1] (Abalkin, 1994), Беляковой Г.Я. [2] (Belyakova, 2001), Глазьева С.Ю. [4] (Glazev, 2016), Дорошенко Ю.А., Голубицких М. [6] (Doroshenko, Golubitskikh, 2017), Заичкина Н.И., Зеленцовой Л.С. [9] (Zaichkin, Zelentsova et al., 2012), Криворотова В.В. [14] (Krivorotov, Ershova, Belik et al., 2014), Куклина А.А. [15] (Kuklin, 2014), Макарова В.Л. [18] (Makarov, Ayvazyan, Afanasev, Bakhtizin, Nanavyan, 2014); Мохначева С.А. [22] (Mokhnachev, 2009), Низамутдинова М.М., Орешникова В.В. [24] (Nizamutdinov, Oreshnikov, 2018), Поплавской В.А., Горшковой Л.А. [25] (Poplavskaya, Gorshkova, 2017), Тумакова Е.А. [27] (Tumakov, 2017) и др.
Проблемам развития реального сектора экономики в условиях пандемии и направлениям выхода из кризиса посвящены труды Глазьева С.Ю. [5] (Glazev, 2020), Гринберга Р.С., Ленчука Е.Б. [16] (Lenchuk, Grinberg et al., 2020), Никепелова А.Д. [23] (Nekipelov, 2020), Минакира П.А. [20] (Minakir, 2020) и др.
Проблемам влияния санкций на экономику России посвящены публикации Дробот Е.В. [3] (Garmashova, Drebot, Baranov, Mitus, Tarabardina, 2020), Телегина Е.А., Халова Г.О. [26] (Telegina, Khalova, 2019), Махова А.В. [8] (Drobot, Gudovich, Makarov, Bakhmutskaya, 2019), Маглинова Т.Г. [19] (Makhova, Pechenkina, 2019), Макаров И.Н., Иванова А.А. [17] (Maglinova, 2019), Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [7] (Drobot, Makarov, Ivanova, 2017) и др.
Вместе с тем ввиду многократного усиления санкционной политики стран Запада в ответ на специальную военную операцию России, проводимую на Украине, требуется дополнительная проработка вопросов разработки и реализации антисанкционных мероприятий, и в особенности – на региональном уровне.
В связи с актуальностью проблемы целью статьи является разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного влияния на промышленный сектор экономики регионов России санкций стран Запада, а также использование их для укрепления экономической безопасности страны.
Для достижения сформулированной цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан в период пандемии Covid-19.
2. Характеристика наиболее серьезных санкций стран Запада, влияющих на развитие промышленного сектора экономики Республики Башкортостан.
3. Разработка направлений преодоления возникших проблем, связанных с санкционной политикой западных стран.
Промышленный сектор экономики, несмотря на сложные условия функционирования и развития в условиях дестабилизирующих факторов внешней среды, связанных с пандемией, успешно преодолел возникшие проблемы. Об этом свидетельствует положительная динамика ключевого показателя развития промышленности – индекса промышленного производства. Так, по итогам 2020 года падение индекса промышленного производства в Республике Башкортостан составило лишь 1,8% к уровню 2019 года при среднероссийском падении показателя в 2,1%, что значительно лучше первоначальных прогнозов. По итогам 2021 года индекс промышленного производства составил 107,5% по сравнению с соответствующим периодом 2020 года, что на 2,2% выше среднероссийского уровня. Республика Башкортостан в 2021 году по этому показателю в числе лидеров Приволжского федерального округа.
Достижение основного значения планового показателя развития промышленности представлено в таблице 1.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности деятельности в сфере развития промышленного производства
Наименование показателя |
Единица измерения |
2020
год
|
Достижение
планового значения показателя
| |
план
|
факт
| |||
Индекс
промышленного производства
|
%
|
102,8
|
107,5
|
выполнено
|
В этот период в большинстве промышленных видов экономической деятельности Республики Башкортостан (21 из 29) достигнут рост объемов производства, что позволило республиканским предприятиям увеличить показатели не только 2020 года, но и докризисного 2019 года. В тройке лидеров виды экономической деятельности обрабатывающей промышленности: производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (рост 2,4 раза); производство бумаги и бумажных изделий (рост 2,3 раза); производство мебели (рост 1,7 раза).
Индексы промышленного производства Республики Башкортостан в 2021 году в процентах к соответствующему периоду 2020 года по промышленным видам экономической деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Индексы промышленного производства по видам экономической деятельности (по полному кругу), %
Наименование
|
в % к соответствующему периоду
2020 года
| ||
январь –ноябрь
|
декабрь
|
январь – декабрь
| |
Промышленное
производство
|
106,5
|
117,3
|
107,5
|
Добыча
полезных ископаемых
|
97,8
|
132,8
|
100,5
|
добыча сырой нефти и природного
газа
|
101,8
|
в 2,1р.
|
107,7
|
добыча металлических руд
|
104,1
|
93,1
|
103,0
|
добыча прочих полезных ископаемых
|
91,6
|
84,9
|
91,1
|
предоставление услуг в области
добычи полезных ископаемых
|
90,1
|
97,2
|
90,7
|
Обрабатывающие
производства
|
107,4
|
117,1
|
108,3
|
производство пищевых продуктов
|
102,5
|
111,4
|
103,4
|
производство напитков
|
101,6
|
108,8
|
102,2
|
производство текстильных изделий
|
93,8
|
83,6
|
93,1
|
производство одежды
|
95,1
|
83,5
|
93,9
|
производство кожи и изделий из
кожи
|
131,2
|
110,1
|
129,3
|
обработка древесины и
производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий
из соломки и материалов для плетения
|
119,3
|
94,7
|
116,8
|
производство бумаги и бумажных
изделий
|
в 2,3р.
|
в 2,3р.
|
в 2,3р.
|
деятельность полиграфическая и
копирование носителей информации
|
152,3
|
54,5
|
113,8
|
производство кокса и нефтепродуктов
|
99,8
|
119,3
|
101,2
|
производство химических веществ и
химических продуктов
|
100,0
|
95,8
|
99,6
|
производство
лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
|
в 2,4р.
|
в 2,1р.
|
в 2,4р.
|
производство резиновых и
пластмассовых изделий
|
102,5
|
108,7
|
103,1
|
производство прочей неметаллической
минеральной продукции
|
99,9
|
104,5
|
100,3
|
производство металлургическое
|
118,7
|
144,9
|
121,1
|
производство готовых
металлических изделий, кроме машин и оборудования
|
141,1
|
198,7
|
147,8
|
производство компьютеров,
электронных и оптических изделий
|
83,1
|
139,7
|
87,5
|
производство электрического
оборудования
|
120,4
|
в 3,3р.
|
139,8
|
производство машин и
оборудования, не включенных в другие группировки
|
102,1
|
106,4
|
102,4
|
производство автотранспортных
средств, прицепов и полуприцепов
|
121,7
|
87,3
|
117,6
|
производство прочих транспортных
средств и оборудования
|
93,8
|
114,9
|
97,1
|
производство мебели
|
169,1
|
в 2,0р.
|
171,7
|
производство
прочих готовых изделий
|
59,8
|
50,8
|
58,5
|
ремонт
и монтаж машин и оборудования
|
107,8
|
114,5
|
108,3
|
Обеспечение
электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха
|
107,3
|
101,9
|
106,7
|
Водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по
ликвидации загрязнений
|
123,5
|
108,8
|
122,3
|
Наибольший рост достигнут по виду экономической деятельности «Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» – 122,3%. Высокий индекс производства достигнут в обрабатывающей промышленности – 108,3.
Благодаря благоприятной конъюнктуре мировых цен на углеводородное сырье в конце 2021 года предприятиям добывающей промышленности удалось переломить тенденцию к спаду объемов производства, сложившуюся в 2020 году и в первой половине 2021 года вследствие влияния негативных факторов внешней среды и, прежде всего, снижения экономической активности в рамках соглашения стран ОПЕК, а также «снижения потребления нефти и нефтепродуктов из-за пандемии» [11] (Karavaeva, Kazantsev, Kolomiets et al., 2020).
Наиболее существенное падение объемов производства продукции в 2021 году произошло в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (индекс производства – 87,5%), добыче прочих полезных ископаемых (91,1%) и, как следствие, по виду деятельности «Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых» (индекс производства – 90,7%). Снижение объемов производства также произошло на предприятиях легкой промышленности, производящих одежду и текстильные изделия.
В целом высокие темпы роста – 107,5% промышленности Республики Башкортостан – отчасти связаны с эффектом низкой базы 2020 г. (падение индекса промышленного производства в 2020 г. относительно уровня 2019 г. составило 1,8%) и благоприятной рыночной конъюнктурой на мировых рынках углеводородного сырья (многократное увеличение цен на нефть и газ в 2021 году, относительно 2020 г.). Однако таким положительным результатам в промышленности способствовала и промышленная политика Республики Башкортостан, своевременно реализованные меры государственной поддержки промышленных предприятий.
В промышленной сфере в 2021 году деятельность Правительства Республики Башкортостан была направлена на создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития промышленности Республики Башкортостан, повышение ее конкурентоспособности, стимулирование модернизации действующих производств, в том числе ввод новых производственных мощностей и технологическую модернизацию традиционных производств, содействие реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, а также «обеспечение энергетической безопасности» [12] (Karavaeva, Bykovskaya, Bukhvald et al., 2021).
Положительным моментом в реализации промышленной политики Республики Башкортостан является высокая оценка Министерством промышленности и торговли Российской Федерации деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере промышленности – 1-е место в России, по реализации национального проекта «Производительность труда» – 3-е место. Лидирующие рейтинговые позиции достигнуты благодаря хорошим показателям обрабатывающей промышленности как по росту объемов производства, так и росту инвестиций в основной капитал, наличию качественной нормативно-правовой базы в промышленной сфере и реализованным мерам государственной поддержки, результативному взаимодействию региона с Минпромторгом России и Фондом развития промышленности, а также высокой деловой активностью в республике.
Результативно работает Фонд развития промышленности Республики Башкортостан. Суммарные инвестиции фонда в республиканские проекты составили 17,2 млрд руб., благодаря чему было создано 1327 новых рабочих мест. Ведется активная работа по формированию мебельного кластера и кластера беспилотной авиации.
Однако учитывая то, что начиная с конца февраля 2022 г. кардинальным образом изменились внешние условия функционирования и развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, как и в целом регионов России, связанные с военной спецоперацией страны на Украине и беспрецедентными санкциями западных стран, требующие разработки и реализации комплекса оперативных и стратегических мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования и развития экономики в этих непростых условиях.
В числе наиболее чувствительных санкций для развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, учитывая структуру экономики республики с преобладанием нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтехимии, являются:
- полное эмбарго на поставки российской нефти США и рядом стран Европы;
- меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа;
- запрет на экспорт микрочипов, полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других высоких технологий;
- ограничения экспорта российских товаров, в том числе под брендом «сделано в России» в США, Великобритании и в странах Центральной Европы, и прежде всего в Германии, Франции, Финляндии, поскольку они в товарной структуре экспорта и импорта страны имеют наибольшую долю;
- санкции против банковского сектора страны оказывают негативное воздействие в части удорожания кредитов для развития производства и выполнения ряда ранее взятых обязательств по кредитам и др.
Вместе с тем уход с рынка ряда западных компаний, таких как Intel, Nike, Ikea, Swarovski, Marks & Spencer, ASOS, Hermes, и приостановка работы производств и поставок ряда крупных автомобильных транснациональных корпораций: BMW, Volkswagen, Ford, Mercedes и Volvo, способствуют благоприятным условиям для реализации политики импортозамещения и снижения зависимости регионов России от импорта продукции западных стран.
Тем самым в регионах России возникают дополнительные возможности не только сгладить ситуацию для развития промышленного сектора экономики, но и реализовать дополнительные конкурентные преимущества, способствующие укреплению экономической безопасности страны.
Ответом на санкционную политику стран Запада являются следующие меры и стратегические инициативы, которые необходимо реализовать в ближайшем будущем на уровне Республики Башкортостан:
1. Разработка и реализация государственной программы импортозамещения в Республике Башкортостан.
По этому направлению в республике есть определенные нереализованные возможности. В частности, приостановка деятельности шведской компании IKEA высвобождает нишу на рынке по реализации мебели. У республиканских товаропроизводителей есть возможность нарастить объемы производства мебели, матрасов, в том числе компанией «Башмебель» и формирующимся мебельным кластером ПФО с якорным предприятием ООО «Корона» (г. Туймазы). Также имеются перспективы по импортозамещению части оборудования и комплектующих для нефтяной и газодобывающей промышленности, которая в значительной мере зависима от импортных поставок. Имеются возможности для наращивания производства полипропиленовой пленки такими предприятиями, как ПАО «Уфаоргсинтез», ООО «Термополимер» г. Уфа. В части импортозамещения лекарственных препаратов имеются возможности по увеличению объемов производства витаминов на предприятии АО «Фармстандарт-Уфа ВИТА».
Для снижения зависимости от импорта информационного, телекоммуникационного и программного оборудования, а также снижения оттока высококвалифицированных кадров из республики и повышения уровня цифровой зрелости необходимо создать IT-парк в г. Уфе. На базе IT-парка Республики Башкортостан создать центр-спутник опорного образовательного центра в сфере цифровых и информационно-коммуникационных технологий.
В организационном плане необходимо создать центр импортозамещения в Республике Башкортостан. Создать информационную базу импортозамещающего потенциала республики с предоставлением льготных условий для реализации импортозамещающих инвестиционных проектов как в части предоставления льготных кредитов, так и инфраструктурной поддержки.
2. Поддержка экспортоориентированных предприятий республики, осуществляющих поставки продукции преимущественно в недружественные западные страны.
По данному направлению необходимо оказывать содействие предприятиям в поисках новых рынков сбыта продукции в дружественные для России страны, в том числе Китай, Индию, Казахстан и др.
В организационном плане целесообразно создание центра содействия экспортной деятельности в условиях геополитической неопределенности в Республике Башкортостан, призванного содействовать решению возникших проблем в условиях санкций западных стран в отношении России.
3. Содействие в снижении зависимости от западных стран промышленных предприятий республики от импорта оборудования и комплектующих, а также поиск новых партнеров для обеспечения устойчивого функционирования системообразующих предприятий.
В рамках данного направления целесообразно реализовать дополнительные программы, а также пролонгировать существующие меры поддержки промышленных предприятий в части: предоставления льготных займов системообразующим промышленным предприятиям, субсидирования части затрат на приобретение техники и оборудования системообразующими предприятиями, предоставления субсидий в части затрат на закупку сырья и материалов в сфере легкой промышленности, поддержка народно-художественных промыслов. Необходимо оказание информационно-консультативной поддержки промышленным предприятиям в части поиска альтернативных поставщиков комплектующих и оборудования при возникновении проблем их поставок из недружественных России западных стран.
4. Содействие инновационному развитию Республики Башкортостан.
По данному направлению целесообразно активизировать и ускорить деятельность по созданию и развитию на территории Республики Башкортостан конкурентоспособных инновационных кластеров. Имеется потенциал создания кластеров в машиностроении (кластер беспилотной авиации, энергомашиностроительный кластер). Содействовать включению не менее 2 кластеров в реестр Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Принять комплекс мер по обеспечению льготного рефинансирования и реструктуризации кредитов и лизинговых продуктов для субъектов, осуществляющих научную и инновационную деятельность через банковскую систему [28] (Lev, Leshchenko, 2020).
Необходимо ускорить формирование и развитие Евразийского научно-образовательного центра в г. Уфе с государственной поддержкой приоритетных проектов в том числе в сфере биотехнологий, геномной инженерии, программного обеспечения.
Заключение
Таким образом, с одной стороны, беспрецедентные санкции создали существенные проблемы для функционирования предприятий промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, с другой стороны, создали дополнительные возможности для повышения конкурентоспособности и экономической безопасности как хозяйствующих субъектов, так и республики в целом. «В этой ситуации успех может быть достигнут только во взаимодействии промышленных предприятий с органами государственного управления» [21] (Mityakov, Ladynin, 2022) при условии своевременного принятия комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного влияния санкций и использование их в качестве факторов экономического роста.
Источники:
2. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития. / Монография. - Красноярск: Сиб ГТУ, 2001. – 232 c.
3. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
4. Глазьев С.Ю. В «тысячу первый» раз о выборе между стратегиями социально-экономической деградации страны и современного народнохозяйственного развития (заметки участника заседания экономического совета при президенте РФ) // Российский экономический журнал. – 2016. – № 3. – c. 3-17.
5. Глазьев С.Ю. Пандемический кризис помог укрепиться новому технологическому укладу // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 5. – c. 26-35. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-225-5-26-35.
6. Дорошенко Ю.А., Голубицких М. Факторы конкурентной устойчивости и оценка их влияния на предприятия промышленности строительных материалов // Белгородский экономический вестник. – 2017. – № 1(85). – c. 26-31.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Иванова А.А. Особенности государственного управления развитием стратегических отраслей в условиях экономических санкций: институциональный и системный аспект // Российское предпринимательство. – 2017. – № 19. – c. 2769-2786. – doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
8. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
9. Заичкин Н.И., Зеленцова Л.С. и др. Концепция конкурентоустойчивости: теория, практика. / Монография. - М.: Издательство «Перо», 2012. – 249 c.
10. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
11. Караваева И. В., Казанцев С. В., Коломиец А. Г. и др. Основные тенденции развития экономики России на очередной трехлетний период: анализ, риски, прогноз // Экономическая безопасность. – 2020. – № 4. – c. 415-442. – doi: 10.18334/ecsec.3.4.111031.
12. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Бухвальд Е.М. и др. Экспертная оценка проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023-2024 годов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 11(119). – c. 138-163. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.11.01.019.
13. Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. О пагубных последствиях антироссийских санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2805-2818. – doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
14. Криворотов В.В., Ершова И.В., Белик И.С. и др. Конкурентоспособность социально-экономических систем: вызовы нового времени. / Монография. - Москва: Экономика, 2014. – 466 c.
15. Куклин А.А. Экономическая безопасность регионов: теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-1. – c. 142-145.
16. Ленчук Е.Б., Гринберг Р.С. и др. Предложения по мероприятиям в сфере экономической и социальной жизни страны после завершения активной фазы борьбы с коронавирусом. / Доклад Института экономики РАН. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2020. – 59 c.
17. Маглинова Т.Г. Деятельность российских транснациональных корпораций в условиях экономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 589-596. – doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
18. Макаров В.Л., Айвазян С.А., Афанасьев М.Ю., Бахтизин А.Р., Нанавян А.М. Оценка эффективности регионов РФ с учетом интеллектуального капитала, характеристик готовности к инновациям, уровня благосостояния и качества жизни // Экономика региона. – 2014. – № 4(40). – c. 3-30. – doi: 10.17059/2014-4-1.
19. Махова А.В., Печенкина А.В. Анализ санкций в отношении РФ в период 2015-2018 // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 1-2. – c. 60-63. – doi: 10.24411/2500-1000-2018-10477.
20. Минакир П.А. Экономика пандемии: российский путь // Пространственная экономика. – 2020. – № 2. – c. 7-18. – doi: 10.14530/se.2020.2.007-018.
21. Митяков Е.С., Ладынин А.И. Методический инструментарий интегральной оценки социально-экономических систем на примере анализа динамики индикаторов научно-технической безопасности регионов России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 473-490. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114409.
22. Мохначев С.А. Теоретико-методологические основы управления конкурентно-устойчивостью высшего учебного заведение. / Монография. - Екатеринбург; Ижевск: Издательство Института экономики УрО РАН, 2009. – 411 c.
23. Некипелов А.Д. О возможностях макроэкономической политики в преодолении кризиса, вызванного пандемией // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2020. – № 3. – c. 37-46. – doi: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-37-46.
24. Низамутдинов М.М., Орешников В.В. Информационная поддержка формирования стратегий инновационного развития регионов на основе адаптивной имитационной модели // Системы и средства информатики. – 2018. – № 2. – c. 154-169. – doi: 10.14357/08696527180212.
25. Поплавская В.А., Горшкова Л.А. Обеспечение конкурентоустойчивости организации на разных стадиях ее жизненного цикла // Экономика и социум. – 2017. – № 1-2(32). – c. 1759-1763.
26. Телегина Е.А., Халова Г.О. Санкции и торговые войны как индикаторы трансформации мирового хозяйства. Возможности для России // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 2. – c. 13-20. – doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-13-20.
27. Тумаков Е.А. Классификация конкурентной устойчивости предприятия // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2017. – № 6. – c. 60-65.
28. Lev M.Y., Leshchenko Y.G. International reserves of the bank of Russia in the system of the state's economic security // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. – 2020. – p. 876-888. – doi: 10.5373/JARDCS/V12SP4/20201557.
29. Глазьев С.Ю. Основа обеспечения экономической безопасности страны: альтернативный реформационный курс // Российский экономический журнал. – 1997. – № 1. – c. 8-9.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:50:11