Точки территориальной конкуренции: аспекты развития (на примере Краснодарского края)
Кабачевская Е.А.1, Гуренкова О.В.1, Ярмонова Е.Н.1
1 Филиал ФГБОУ ВО "Кубанский государственный университет" в г. Армавирe, Россия, Армавир
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691231
Аннотация:
Возможным потенциалом экономического, социального развития, конкурентного преимущественного позиционирования является Краснодарский край, представляющий перспективный регион обширных возможностей с точки зрения проводимых преобразований, возможностей внедрения и активизация инноваций, определяющих высокую конкурентоспособность обширной отраслевой сферы хозяйствования.
Рассмотрение темы представленной статьи определено:
- раскрытием вопросов состояния конкурентной среды Краснодарского края;
- представлением факторов положительного и отрицательного воздействия на активизацию конкурентоспособности;
- обозначением точек «честного соперничества»;
- стратегических направлений развития экономических зон с точки зрения потенциальных возможностей усиления конкурентных преимуществ.
Отражение сложившейся ситуации в исследовании вопросов конкуренции Краснодарского края подтверждается проведенной выборкой и сравнением статистических данных, представление которых позволяет выделить конкурентные позиции, факторы воздействия, возможности в реальном периоде времени.
Выделяется потенциальные возможности конкурентоспособности Краснодарского края, проблематика, отраслевые точки конкуренции, требующие реальной поддержки в процессах своего развития.
Материал статьи интересен с точки зрения теоретического обогащения знаний в подходах к региональному управлению.
Является полезной для руководителей, работников органов местного самоуправления, при проведении вопросов исследования конкурентной среды
Ключевые слова: территориальная конкуренция, подходы развития конкуренции, анализ конкуренции Краснодарского края, факторы негативного и позитивного воздействия на конкуренцию Краснодарского края, точки конкуренции
JEL-классификация: R12, R13, R19
Введение
Импульсом развития любой сферы хозяйствования является конкуренция, основанная на инновационных подходах выпуска новой продукции, услуг, освоения рынков сбыта, активизации внедрения высокопродуктивных технологий, фундаментальной составляющей чего является масштабный спектр вопросов экономического, социального, нормативного характера, концентрирующих внимание на создании благоприятных условий содействия, поддержки и развития «честного соперничества».
Определяющая роль конкуренции выражается в регулирующих воздействиях стоимости предлагаемой продукции, величины прибыли, управления отношениями, возникающими в современных условиях хозяйствования.
Подходы к развитию преимущественного позиционирования территорий позволяют сконцентрировать внимание на определении отраслевого потенциала, представляющего возможность выпуска высококачественной продукции, пользующейся спросом, снижении социальной напряженности, оптимальности формирования нормативной, законодательной базы, являющейся фундаментальной основой доверительных конкурентных отношений, экономического благополучия государства [7] (Vazhenina, Vazhenin, Sukhikh, 2016).
Определяющими аспектами конкуренции территорий являются преимущественное позиционирование, основой чего является финансово-экономическая, социальная эффективность, оказывающая влияние на динамичное развитие регионального имиджа [19] (Tamov, Tamova, Tolokonikov, 2017). Преимущественное позиционирование можно представить в виде наличия конкурентного превосходства территорий, имеющих схожую ресурсную базу, уровень ее использования, нормативное обеспечение, качество управления. Наличие конкурентного преимущества позволяет нарастить технологический, социальный потенциал посредством активизации оптимального использования финансовых, материальных, инновационных ресурсов, применения передового опыта в нормативном, законодательном обеспечении.
Целевой направленностью статьи является представление, оценка конкурентной среды Краснодарского края с выделением причин воздействующих факторов на конкуренцию данной территории, точек «честного соперничества», обеспечивающих усиление экономического и социального позиционирования региона.
Авторами проведена оценка конкурентоспособности Краснодарского края, выделены стратегические экономические зоны, определяющие возможности развития перспективных отраслей, приоритеты которых обеспечат рост экономических социальных преобразований в различных сферах хозяйствования, способствуя занятию лидирующих рыночных позиций.
Авторская гипотеза: концентрация внимания к исследованию вопросов конкуренции территорий позволит усилить интерес к проблемным точкам, особенностям, поддержке отраслей хозяйствования, способных оказать воздействие на развитие экономического и социального потенциала региона.
В процессе написания статьи были использованы следующие методы: метод сводки и группировки данных, определения их динамики в сопоставимые временные периоды, статистический количественный и качественный анализ, контент-анализ документов.
Вопросы региональной конкуренции находили отражение в работах:
- Бобровой В.В., Корабейникова И.Н., Бантиковой О.И., представлены особенности региональной конкуренции, определенные социально значимыми и приоритетными рынками [21, с. 1598–1614] (Bobrova, Korabeynikov, Bantikova, 2017, р. 1598–1614);
- Туменовой С.А., Жеруковой А.Б., исследованы процессы обеспечения конкурентоспособности современных экономических систем, модели взаимосвязи критериев конкурентоспособности в условиях инновационной экономики [22, с. 453–464] (Tumenova, Zherukova, 2018, р. 453–464);
- Кайбалиной Н.Б., затронуты вопросы, обусловленные возникновением и влиянием теневых экономических отношений на конкурентоспособность регионов [23, с. 89–103] (Kaybalina, 2018, р. 89–103);
- Медведевой Н.В., выделен инструментарий развития конкуренции в субъектах Российской Федерации [24, с. 1785–1798] (Medvedeva, 2019, р. 1785–1798);
- Пальговой В.О., рассматриваются вопросы конкурентоспособности городов в условиях их пространственного роста [25, с. 1817–1826] (Palgova, 2019, р. 1817–1826);
- Печаткиным В.В., весомое внимание уделяет тенденциям, проблемам конкурентоспособности регионов России с представлением решения возникающих проблемных ситуаций [26, с. 803–819] (Pechatkin, 2019, р. 803–819);
- Покрамович О.В., характеризует конкурентоспособность региона с выделением преимуществ привлекательности рынка [27, с. 11–14] (Pokramovich, 2018, р. 11–14);
- Щепакина М.Б., выделяются вопросы модернизационных внедрений, воздействующих на экономику региона, управления инновационными процессами, что является структурообразующим элементом управления региона [28, с. 249–276] (Shchepakin, 2020, р. 249–276);
- Абрамяна Г.А., представляется анализ, рэнкинг конкурентоспособности российских регионов с точки зрения отраслевого, инфраструктурного, предпринимательского аспектов [29, с. 879–898] (Abramyan, 2020, р. 879–898);
- Курнышевой И.Р., определены вопросы влияния конкуренции на структурные процессы экономики [30, с. 16–25] (Kurnysheva, 2019, р. 16–25).
Масштабность охвата вопросов конкуренции представляет необходимость выявления поиска точек конкуренции, призванных определить возможность лидирующего положения в различных сферах хозяйствования, выделить проблемные и позитивные факторы поддержки, призванные минимизировать риски экономического и социального развития, создавая предпосылки стимулирования инновационных подходов в процессе усиления конкурентоспособности.
Мониторинг конкурентной среды Краснодарского края
Выделяя значимость мониторинга конкурентной среды Краснодарского края, приведем слова министра экономики Краснодарского края А. Руппеля, отметившего, что «развитие конкуренции даст возможность жителям края приобретать товары и услуги по оптимальным ценам, обеспечивая широкий выбор и высокое качество продукции. А для бизнеса здоровая конкуренция – стимул к поиску новых подходов в борьбе за клиента» [6].
Выделение проходящих процессов конкуренции определено мониторингом состояния и развития конкурентной среды, представляющим оценку реальных преимущественных позиций, отслеживание факторов влияния на развитие конкурентоспособности территорий.
Оценку состояния конкурентной среды проведем, используя данные Министерства экономики Краснодарского края о состоянии и развитии конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг [14, 15].
Выделим позиции мониторинга конкуренции Краснодарского края:
‐ предпринимательская оценка конкуренции, данные которой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка конкуренции бизнесом Краснодарского края
Показатели оценки конкуренции
|
2018 г.
|
2019 г.
| ||
Число опрошенных лиц
|
Удельный вес, %
|
Число опрошенных лиц
|
Удельный вес, %
| |
1.
Очень высокий уровень, высокий уровень
|
10587
|
38
|
8399
|
29,6
|
2.
Умеренный уровень конкуренции
|
9656
|
35
|
10813
|
38,1
|
3.
Слабый уровень конкуренции
|
4321
|
16
|
5142
|
18,1
|
4.
Отсутствие конкуренции
|
3071
|
11
|
4020
|
14,2
|
Рассматривая изменения оценки конкуренции предпринимателями Краснодарского края, можно отметить, что количество лиц, участвующих в опросе в 2018 г., составило 27635 человек, в 2019 г. – 28374 человек. Удельный вес по шкале оценки конкуренции показывает, что в 2019 г. снизилось количество предпринимателей и удельный вес, представляющий высокий уровень данного показателя. Возросло количество лиц на 1156 человек и удельный вес на 3,1% в 2019 г., определяющие конкуренцию как умеренную. Положительная динамика прослеживается в оценке слабого уровня или отсутствия конкуренции, о чем свидетельствует увеличение удельного веса опрошенных лиц-предпринимателей.
‐ к факторам, оказывающим влияние на положительную динамику количества конкурентов, относится: появление новых российских и иностранных конкурентов, проводимые изменения в нормативном, правовом регулировании. Определяющим фактором изменения числа конкурентов является появление новых отечественных конкурентов, второе место занимает изменение базы нормативно-правового регулирования, третье –появление новых иностранных конкурентов, о чем свидетельствуют проведенные опросы за период 2018–2019 гг.
Отмечая численное изменение показателей факторов, выделим, что их определение в 2018 г. сложилось путем анкетирования 17809 организаций, в 2019 г. – 18462 субъектов хозяйствования.
Представленные данные позволяют акцентировать внимание на том, что увеличение конкурентов в большинстве случаев обусловлено появлением отечественных и иностранных производителей, создающих предпосылки активизации конкурентной борьбы. Уменьшилось внимание к прочим изменениям и факторам правового характера, оказывающим влияние на конкуренцию в Краснодарском крае за период 2018–2019 гг.
Помимо факторов, обуславливающих положительную тенденцию «соперничества», выделим факторы, снижающие уровень конкуренции на территории Краснодарского края. К таким факторам относятся: уменьшение числа российских и иностранных конкурентов, операции слияния и поглощения, изменения в законодательстве, нормативах, деятельность органов власти, направленная на уменьшение конкуренции. Проведем оценку данных показателей за период 2018–2019 гг. (табл. 2).
Таблица 2
Динамика факторов, влияющих на уменьшение числа конкурентов на территории Краснодарского края
Наименование факторов
|
2018 г.
|
2019 г.
|
Динамика показателей2018-2019 гг.
(+,-)
| |||
Число опрошенных организаций
|
Удельный вес, %
|
Число опрошенных организаций
|
Удельный вес, %
|
Числа опрошенных организаций
|
Удельного веса, %
| |
1.
Влияние изменений в законодательной, нормативной базе
|
3542
|
26,37
|
232
|
36,25
|
- 3310
|
+9,88
|
2.
Влияние факторов слияния и поглощения компаний
|
2380
|
17,72
|
166
|
25,94
|
-2214
|
+8,22
|
3.
Уменьшение числа российских и иностранных конкурентов
|
1926
|
14,34
|
72
|
11,25
|
-1854
|
-3,09
|
4.
Факторы со стороны органов власти, уменьшающих число конкурентов
|
558
|
4,16
|
90
|
14,06
|
-468
|
+9,9
|
5.
Прочие факторы
|
5024
|
37,41
|
80
|
12,50
|
-4944
|
-24,91
|
6.
Итого
|
13430
|
100
|
640
|
100
|
-12790
|
-
|
Представленная динамика факторов, определяющих снижение конкуренции, в 2019 г. на первое место ставит факторы действующих и изменяющихся нормативов законодательства, негативно воздействующих на развитие конкуренции. Второе место занимают реорганизационные действия слияния и поглощения компаний, что является характерным не только для территории Краснодарского края, но и в целом для Российской Федерации. Данный факт подтверждается оценкой агентства АК&М: в 2019 г. рынок слияний и поглощений достиг 55,7 млрд долл., превышая данный показатель на 32% по сравнению с 2018 г. [9].
Негативным воздействием на развитие конкуренции Краснодарского края оказывают барьеры административного характера, влияющие на организацию и ведение предпринимательской деятельности. Лидирующие позиции в группе негативных факторов административного характера, согласно данным мониторинга, занимают: высокий уровень налогообложения, величина отчислений во внебюджетные фонды, коррупционное воздействие теневой экономики, низкая квалификация работников.
Остановимся более подробно на выделенных негативных аспектах, обусловленных высоким уровнем налогообложения, коррупционной составляющей, оказывающих влияние на снижение конкуренции Краснодарского края, к которым относятся:
‐ рост платежей, осуществляемых субъектами хозяйствования во внебюджетные фонды, высокий уровень налогообложения, что способствует увеличению цен и инфляции. Динамику уплачиваемых и планируемых налоговых платежей по Краснодарскому краю за период 2017–2019 гг. представим графически [10].
Рисунок 2. Величина налоговых платежей, млрд руб.
Источник: составлено авторами на основе данных [10].
Представленные данные свидетельствуют об увеличении платежей субъектами хозяйствования, к которым относятся налог на прибыль и имущество организаций. Отрицательной тенденцией является уменьшение количества организаций, осуществляющих свою деятельность в Краснодарском крае. Если в 2017 г. число организаций составило 139 910 единиц, в 2018 г. по сравнению с 2017 г. произошло уменьшение на 5551 единицу, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. – на 18 тысяч единиц [12]. Следствием вышесказанного является отрицательное воздействие на активизацию конкуренции на территории Краснодарского края;
- сфера экономической преступности, определенная нарушением правил ведения конкуренции, включающая взяточничество, нарушение антимонопольного законодательства, промышленный шпионаж. Вышеназванные факторы обуславливают стремление вести недобросовестную конкуренцию, определенную противоречащей законодательству Российской Федерации, справедливости, добропорядочности, и причинения убытков конкурирующим сторонам [1]. Согласно данным прокуратуры Краснодарского края, за 9 месяцев 2019 г. преступления коррупционного характера составили 952 единицы, что выше аналогичного показателя 2018 г. на 215 единиц. Особо распространено взяточничество, увеличение которого в 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 1,28 раза [11].
Обобщая краткий мониторинг конкуренции Краснодарского края, можно сделать следующие выводы:
Вывод 1: оценка конкуренции Краснодарского края в 2019 г., отраженной в мониторинге, свидетельствует об умеренном уровне конкуренции на современном этапе хозяйствования.
Вывод 2: определяющим фактором развития конкуренции в Краснодарском крае является активизация предпринимательской деятельности и появление иностранных конкурентов. Моментами сдерживания «честного соперничества» являются изменения в законодательстве, обуславливающие торможение развития предпринимательства, процессы слияния и поглощения, приводящие к монополизации рынка.
Вывод 3: к емким административным барьерам, сдерживающим конкуренцию в Краснодарском крае, относятся высокий уровень платежей во внебюджетные фонды, теневая экономика, коррупционные факторы.
Точки конкуренции и ее поддержка в Краснодарском крае
Лидирующее положение в Южном полюсе роста занимает Краснодарский край, который по уровню конкурентоспособности занимает 2-е место по России [18]. К основным конкурентам Краснодарского края можно отнести Москву и Московскую, Самарскую, Ростовскую, Свердловскую области, Санкт-Петербург, Республику Татарстан. Значимыми экономическими комплексами, сосредоточенными на территории Краснодарского края, являются: агропромышленный, логистический, торговый, санаторно-курортный, туристический.
Концентрируя внимание на вопросах позиционирования Краснодарского края, отметим, что данная территория является устойчивым регионом, где сконцентрирован потенциал творчества, таланта и инновационных подходов, направленных на возможность стабилизации экономики и социальной сферы. Основываясь на материалах Второй стратегической сессии Краснодарского края, выделим точки конкуренции, базируясь на разделении названного региона на семь зон: Северная, Центральная, Восточная, Черноморская, Краснодарская, Предгорная, Сочинская агломерации [13]. Конкуренция экономических зон Краснодарского края определена стратегической направленностью, представленной в таблице 4.
Таблица 4
Стратегическая направленность экономических зон Краснодарского края
Экономические зоны
|
Стратегия экономической зоны
|
1
|
2
|
Северная
|
Основа: агропромышленный комплекс,
развитие кооперации, направлением которой служит переработка продукции,
расширение рынков сбыта, поддержка взаимосвязей с граничащими территориями
|
Центральная
|
Производство экологически чистой
продукции, насыщение спроса населения
|
Восточная
|
Развитие промышленности, логистики.
Осуществление деятельности по активизации процессов инвестирования. Оптимизация использования природных ресурсов |
Черноморская
|
Развитие туризма,
санаторно-курортного, транспортного, инженерного комплекса
|
Краснодарская
агломерация
|
Развитие финансового, социального,
культурного центра с развитой социальной инфраструктурой
|
Предгорная
|
Формирование экологически безопасной
территории, гармоничного общества
|
Сочинская
агломерация
|
Развитие туризма, санаторно-курортного
комплекса
|
Источник: составлено авторами на основе данных [13].
Обращая внимание на занимаемые позиции, согласно стратегиям, отметим, что лидером конкуренции является агропромышленный, туристский, санаторно-курортный, логистический комплексы.
Точками агропромышленного развития являются Северная, Центральная, Восточная, Предгорная экономические зоны. Конкурентные зоны агропромышленного комплекса проявляются развитием продукции животноводства, расширением сферы растениеводства, активизацией ведения рыбоводческого хозяйства. Направления взяты на семеноводство, селекционную работу в животноводстве. Ключевые позиции в агропромышленной Восточной экономической зоне Краснодарского края занимают Новопокровский, Тбилисский, Белоглинский, Кавказский районы.
Точками сосредоточения транспортно-логистического комплекса являются г. Краснодар, Центральная экономическая зона Краснодарского края, в состав которой включаются: Кореновск, Крымск, Усть-Лабинск, Тимашевск. Транспортно-логистический комплекс определен развитием:
- морского терминала в г. Приморско-Ахтарск;
- заготовительной сети продукции сельского хозяйства;
- сервисного обслуживания транспортных коридоров;
- обработкой грузов;
- воздушными грузовыми перевозками;
- использованием легкорельсового общественного транспорта.
Приоритетной зоной промышленности Краснодарского края является Восточная экономическая зона, в которой сосредоточено сельскохозяйственное машиностроение, вагоностроение, металлообработка, легкая промышленность, химическое производство. Центрами промышленности в Краснодарском крае является г. Армавир, в котором сосредоточена легкая промышленность, машиностроение, предназначенное для пищевой сферы, сельского хозяйства, производство конструкций из металла, вагоностроение, продукция медицинского назначения; на территориях г. Кропоткина, Тихорецкого района сосредоточен потенциал производства оросительных систем, сельскохозяйственного машиностроения.
Санаторно-курортное развитие, туристические комплексы сосредоточены на побережье Черного моря, являющемся «южными воротами России», в Северной экономической зоне. Зонами конкуренции являются: лечебно-оздоровительный, круизный, событийный, агротуризм, пляжный отдых, яхтинг, бальнеолечение, караванинг.
Низкими рейтинговыми конкурентными позициями в ранжировании конкуренции является сфера социальных услуг, инновации.
Планируемыми приоритетными проектами, направленными на повышение конкуренции Краснодарского края, являются:
- «Север Кубани»: инженерные инфраструктурные преобразования;
- «Порт Ейск»: увеличение грузооборота;
- ведение работ, направленных на кластеризацию санаторно-курортной, туристской зоны.
Определение точек конкуренции Краснодарского края позволяет выделить масштабность возможностей данной территории, высокий экономический, социальный потенциал развития, раскрывающий преимущественные возможности «честного соперничества».
Согласно данным Администрации Краснодарского края, лидерами по содействию развитию конкуренции является Новокубанский район и город Новороссийск [8].
Климат содействия развитию конкуренции определен регуляционными направлениями, вектором которых является правовая, организационная основа, построенная на взаимодействии антимонопольных органов, судов, юридических и экономических сообществ, что позволяет активизировать внедрение механизмов защиты конкуренции, оптимизировать стандарты, совершенствуя антимонопольную политику [17].
Регулятивную действенность поддержки конкуренции необходимо осуществлять, минимизируя негативные факторы в сфере закупочной деятельности, и проводимыми работами с государственными заказами, координацией функционирования естественных монополий, решением проблем равного доступа к финансовым ресурсам государства.
Вопросы активного содействия поддержке конкуренции отражены в Указе Президента Российской Федерации № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», выделяющих совершенствование, принципы государственной политики, направленные на оптимизацию конкурентной среды [2].
Отмечая развитие конкуренции Краснодарского края, выделим правовую направленность, обеспечивающую поддержку отраслевой территориальной конкуренции, формирование рейтинга городских округов и муниципальных районов вышеназванной территории.
Выделение конкурентного позиционирования городов и муниципалитетов Краснодарского края основывается на оценке, построенной на утвержденной Приказом министерства финансов методике, определяющей процедуру формирования рейтинга с точки зрения потенциальных возможностей, направленных :
- на увеличение инвестиционной привлекательности;
- усиление налогового потенциала.
В свою очередь, определяется возможность дополнительной поддержки конкуренции Краснодарского края [5].
Развитию конкуренции способствует работа Совета по содействию и развитию конкуренции в Краснодарском крае, деятельность которого регламентируется Положением о Совете по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае [4].
Выделяя приоритетные направления развития конкуренции, Советом по содействию развития конкуренции выделены следующие точки:
‐ социально значимые рынки, в состав которых включается рынок услуг дошкольного образования, детского отдыха, здоровья и оздоровления, образования;
‐ рынок сельскохозяйственной продукции;
‐ рынок бытовых услуг.
Поддержка конкуренции со стороны органов исполнительной власти определяется взаимными действиями уполномоченных органов Краснодарского края с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, совместная работа которых обозначит приоритетные направления, позволит избежать нарушений, выявит необходимость содействующих действий, развивающих преимущественное отраслевое позиционирование края.
Заключение
Изложенный материал, проведенная оценка точек конкурентоспособности Краснодарского края позволяют выделить проблемы, оказывающие влияние на уменьшение числа конкурентов, к которым можно отнести следующие:
1. Изменения в законодательной, нормативной базе.
2. Проходящие процессы слияния и поглощения компаний.
3. Снижение заинтересованности зарубежных конкурентов, определенное уменьшением их количества на рынке Краснодарского края.
4. Наличие барьеров административного характера, включающих высокий уровень налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды.
5. Большую тревогу вызывает рост экономической преступности и коррупции.
Снижение рисковых ситуаций в сфере конкуренции является следствием выделения стратегических экономических зон Краснодарского края, позволяющих реально оценить потенциальную возможность территории, обеспечивая дополнительное развитие отраслей, взаимодействующих с лидерами-конкурентами.
Особое внимание необходимо заострить на действиях, направленных на активизацию планирования и оптимизацию инженерных инфраструктурных преобразований, увеличение потоков грузооборота, кластеризацию санаторно-курортной, туристской зоны.
Содействием в развитии конкуренции территории Краснодарского края является взаимодействие антимонопольных органов, юридических и экономических сообществ.
Дальнейшие вопросы исследования определяются изучением социально значимых рынков, рынка бытовых услуг, сельскохозяйственной продукции, требующих в силу своей специфичности неустанного похода и внимания, обусловленных процессами конкуренции.
Источники:
2. Указ Президента РФ № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы»)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_285796/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/
3. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3930-КЗ О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (в ред. Закона Краснодарского края от 05.05.2019 № 4034-КЗ). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/550301926
4. Постановление Главы администрации Краснодарского края 364 от 11 февраля 2016 г. «О Совете по содействию развития конкуренции в Краснодарском крае». Приложение № 2.Положение о Совете по содействию развитию конкуренции в Краснодарском крае. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/432893117
5. Приказ Министерства финансов Краснодарского края «Об утверждении Методики формирования рейтинга городских округов и муниципальных районов Краснодарского края по привлечению инвестиций и увеличению налогового потенциала муниципальных образований» № 331 от 29.06.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minfinkubani.ru /upload/2018.pdf
6. В Краснодарском крае стартовал мониторинг конкурентной среды. [Электронный ресурс]. URL: https://ki-news.ru/2019/11/07/13/.
7. Важенина И. С., Важенин С. Г., Сухих В. В. Конкуренция регионов за доверие: особенности становления//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – №4 (46). – с.72-87.https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-regionov-za-doverie-osobennosti -stanovleniya.
8. Данные Администрации Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/472945/
9. Данные газеты «Коммерсантъ» № 26 от 13.02.2020. стр.9 Поглощения слились за рубеж АК&М. Сделки предпочитают иностранные юрисдикции. [Электронный ресурс]. URL: https://www. kommersant.ru/doc/4252123
10. Данные КУБАНЬ. Бюджет на 2018-2020 гг. к закону Краснодарского края от 20 декабря 2017 г. №3722-КЗ «О краевом бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов». [Электронный ресурс]. URL: https://openbudget23region.ru/index.php/component/attachments/download /513
11. Данные прокуратуры Краснодарского края за 9 месяцев 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://prokuratura-krasnodar.ru/news/v-prokurature-krasnodarskogo-kraya-na-6
12. Данные рейтинга Краснодарского края. Компании Краснодарского края. [Электронный ресурс]. URL: http://spark-interfax.ru/ru/ statistics/ region/03000000000
13. Материалы Второй стратегической сессии Краснодарского края 24-25.03.2017 гг. Консорциум Леонтьевский центр – AV Group. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.krasnodar.ru/razr-strat/files/ K30.2 Stratsession_25032017.pdf
14. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Краснодарском крае за 2018 год. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii /files/rez_monit_2018.pdf.
15. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в Краснодарском крае за 2019 год. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.krasnodar.ru/standart-razvit-konkurencii /files/rez_monit_2019.pdf
16. Рязанов А. А. Эволюция теории конкуренции//Вестник Московского университета имен С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. – 2017. – №2 (21). – с. 21-29.https://cyberleninka.ru/article/n/ evolyutsiya-teorii-konkurentsii-1/viewer.
17. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/ doc/72672786/
18. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/ material/file/ krasnodar.pdf
19. Тамов К. А., Тамова М. К., Толокоников А. С. Эволюция роли конкурентных преимуществ бюджетно-дефицитных регионов Юга России с их стратегическом развитии//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2017. – №1 (195). – с. 49-54. https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-roli-konkurentnyh-preimuschestv-byudzhetno-defitsitnyh-regionov-yuga-rossii-v-ih-strategicheskom-razvitii/viewer.
20. Эзрох Ю. С. Генезис и эволюция теории конкуренции в трудах экономистов до Дж. Робинсон и Э. Чемберлена//Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». Т.1 – 2014. – №4.– с. 71-87.http://eprints. tversu.ru/pdf.
21. Боброва В. В., Корабейников И.Н., Бантикова О.И. Методика комплексной оценки развития конкуренции//Региональная экономика: теория и практика. Т.1 – 2017. – №9 – с.1598-1614. https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-kompleksnoy-otsenki-razvitiya-konkurentsii-v-regione
22. Туменова С.А., Жерукова А.Б. Вопросы обеспечения конкурентоспособности экономических систем в инновационной экономике//Вопросы инновационной экономике. – 2018. – №3.– с. 453-464. https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-obespecheniya-konkurentosposobnosti-ekonomicheskih-sistem-v-innovatsionnoy-ekonomike
23. Кайбалина Н.Б. Влияние теневых экономических отношений на конкурентоспособность регионов//Теневая экономика. – 2018. – Том 2. – № 3. – с. 89-103. https://creativeconomy.ru/lib/40899
24. Медведева Н.В. Инструментарий развития конкуренции в субъектах Российской Федерации//Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – С. 1785-1798. https://1economic.ru/lib/40874
25. Пальгова В.О. Конкурентоспособность городов в условиях пространственного роста//Экономические отношения. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1817-1826. https://1economic.ru/lib/40886
26. Печаткин В.В. Конкурентоустойчивость регионов России: тенденции, проблемы и пути их решения//Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 803-820. https://1economic.ru/lib/41372
27. Покрамович О.В. Структурная характеристика конкурентоспособности региона//Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2018. – № 1(35). – с. 11-14. https://cyberleninka.ru/article/n/strukturnaya-harakteristika-konkurentosposobnosti -regiona
28. Щепакин М.Б. Модернизационная составляющая экономики региона в обеспечении экономического роста и инновационного развития//Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 1. – с. 249-276. https://1economic.ru/lib/41418
29. Абрамян Г.А. Анализ конкурентоспособности экономики российских регионов в условиях борьбы за инвестиции//Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – с. 879-898. https://1economic.ru/lib/110548
30. Курнышева И.Р. Конкурентный фактор структурной модернизации российской экономики//Современная конкуренция – 2019. – № 3 (75). – с. 16-25. https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnyy-faktor-strukturnoy-modernizatsii-rossiyskoy-ekonomiki
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:52:59