К вопросу об эффективности управления федеральной собственностью УФСИН по Краснодарскому краю

Шлыков В.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17678831
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы, связанные с управлением имущественным комплексом уголовно-исполнительной системы (УИС), приведены нормативные правовые акты, регламентирующие эту деятельность. На примере управления Федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) по Краснодарскому краю рассмотрены факторы, снижающие эффективность управления федеральной собственностью.

Ключевые слова: Краснодарский край, уголовно-исполнительная система, недостатки управления федеральной собственностью, управление имущественным комплексом УИС, Федеральная служба исполнения наказаний России, федеральная собственность



Для исполнения функций правоприменительной деятельности по отношению к почти 800 тыс. осужденных к отбыванию наказания в исправительных учреждениях и свыше 480 тыс. осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России) на 1 июля 2011 г. располагала 661 исправительной колонией (ИК), 149 колониями-поселениями, 5 ИК для осужденных к пожизненному лишению свободы, 230 следственными изоляторами и 165 помещениями, функционирующими в режиме следственных изоляторов.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивали 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав УИС также входили 2466 уголовно-исполнительных инспекций, 7 тюрем, 47 воспитательных колоний, 87 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, 552 центра трудовой адаптации осужденных, 49 лечебно- и 46 учебно-производственных мастерских [1] и ряд других объектов федеральной собственности, закрепленных за органами и учреждениями УИС в соответствии с договорами на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.

Правовой базой деятельности по управлению указанным имуществом являются нормы пункта 3 Положения о ФСИН, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314, статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьи 4 Фе­дерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», статьи 25, 26 Земельного кодекса РФ, а также постановления Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества». Ведомственным нормативным актом, регламентирующим отдельные положения управления федеральным имуществом, является Приказ ФСИН от 17 июля 2006 г. № 493 (в ред. приказа ФСИН России от 29 июня 2009 г. № 274) «О списании основных средств».

Однако, как показывает практика, территориальные органы ФСИН России не всегда в полном объеме руководствуются названными нормативными актами.

С 1 июня по 25 июня 2010 г. Счетная палата РФ проводила проверку использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009 г. и прошедшем периоде 2010 г. на обеспечение деятельности УИС, в том числе на улуч­шение материального и оперативно-технического оснащения. Одной из целей являлась проверка порядка учета, управления, распоряжения и использо­вания федеральной собственности в Управлениях ФСИН по Краснодарскому краю и Ростовской области [2].

В результате проверки было установлено, что материальную базу подразделений Управления в основном составляет имущество, находящееся в оперативном управлении и (или) безвозмездном пользовании, в отноше­нии которого учреждения УИС Краснодарского края осуществляют управление в пре­делах, установленных в соответствии с целями деятельности и назначением имущества.

Федеральное имущество принято подразделениями УИС Краснодарского края в оперативное управление от ФСИН России согласно договорам «О передаче федераль­ному бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального иму­щества в оперативное управление».

По состоянию на 15 июня 2010 г. в пользовании учреждений УИС Краснодарского края находились 77 земельных участков общей площадью 1230,9 га, в том числе в постоян­ном (бессрочном) пользовании 99,8%, или 75 участков общей площадью 1228,4 га.

В установленном порядке осуществлен государственный кадастровый учет 63 земельных участков общей площадью 1084,2 га и общей кадастровой стоимостью 2596247,7 тыс. руб., зарегистрированы права собственности РФ на 33 участка общей площадью 313,6 га и постоянного (бессрочного) пользования на 49 участков общей площадью 399,4 га, внесены сведения в реестр федерального иму­щества о 40 участках общей площадью 342,4 га.

Вместе с тем, подразделениями Управления до настоящего времени в нарушение правовых норм не соблюден порядок обязательной регистрации возникновения прав на земельные участки — не зарегистрирова­но право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, фактически на­ходящимися в их оперативном управлении, и не обеспечены полнота и достоверность со­держащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе. Так, на ряд земельных участков отсутствуют документы, подтверждающие осуществление госу­дарственного кадастрового учета, регистрацию права и учета федерального имущества.

Управление и подведомственные ему учреждения для осуществления установленной деятельности располагаются в 965 зданиях и помещениях общей площадью 354301,6 мкв. (без учета 16 внутрисистемных договоров о предоставлении в безвозмездное пользова­ние имущества), в том числе:

  • федеральная собственность, которая передана им в оперативное управление, со­ставляет 906 объектов общей площадью 351378,1 кв. м;
  • собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муници­пального образования или частная, находящаяся в безвозмездном пользовании учреждений, составляет 47 объектов общей площадью 2419,6 кв. м;
  • иная собственность, арендуемая по договорам, — 12 объектов площадью 503,9 кв. метра. Также ФСИН России согласно договорам о передаче федерального имущества в оперативное управление переданы учреждениям УИС Краснодарского края 394 со­оружения общей балансовой стоимостью 158692,3 тыс. руб. [2].
  • Правоустанавливающими документами — свидетельствами о государственной реги­страции права — подтверждено право оперативного управления на 564 здания, помеще­ния и сооружения, или на 43,4% всех подлежащих регистрации объектов. В нарушение правовых норм не зарегистрировано и не внесено в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним право оперативного управления на 380 зданий и помещений общей площадью 115600,6 кв. м, или 41,9% и 32,9% общих аналогичных показателей.

    Федеральное имущество, закрепленное за учреждениями УИС Краснодарского края на праве оперативного управления, учтено в реестре федерального имущества в соот­ветствии с указанным постановлением в объеме 64,4%.

    Обращает на себя внимание то, что территориальным органом Росимущества не осуществля­лись от лица собственника федерального имущества проверки в части эффективного использования и сохранности федерального имущества, переданного в оперативное управление учреждениям УИС, и не принимались меры по обеспечению сохранности федерального имущества и повышению эффективности его использования.

    В ходе выборочной проверки выписок из реестра федерального имущества и карт сведений об объектах учета федерального имущества, закрепленного за Управлением, установлено, что большинству из их числа присвоены временные реестровые номера. То есть, ввиду отсутствия полноты правоустанавливающих документов на объекты не­движимого имущества и содержащихся в них сведений, произведен лишь частичный учет указанных объектов в реестре федерального имущества и в соответствующие его подразделы внесены не все неотъемлемые характеристики объектов учета.

    По состоянию на 1 января 2010 г. учреждения УИС Краснодарского края распола­гали автотранспортным хозяйством (легковые, грузовые, автобусы, специальные, автозаки, учебные и прочие) в количестве 455 единиц. Вместе с тем в нарушение постановления Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 указанные автомобили в реестр федерального имущества не вносились и на праве оперативного управления не закреплялись.

    При предоставлении договоров оперативного управления в ФСИН России в целях своевременного закрепления имущества УИС Управление не проводило проверку дос­товерности данных, включенных в перечни объектов недвижимости подведомственны­ми учреждениями. В ходе выборочной проверки установлены объекты, фактические площади которых имели расхождения с указанными в договорах о закреплении феде­рального имущества на праве оперативного управления, а также ранее не внесенные в пообъектные перечни к указанным договорам либо не имеющие существенных харак­теристик или со значимыми изменениями за короткий срок.

    Как пример распоряжения движимым имуществом можно привести передачу во временное владение и пользование ЗАО «Усть-Лабинсктеплоэнерго» оборудования для выработки тепла для нужд жителей поселка общей балансо­вой стоимость 878,2 тыс. руб. ФБУ «Исправительная колония № 2» с согласия территориального управления Росимущества по Краснодарскому краю. Размер годовой арендной платы за пользование ука­занным имуществом определен на основании отчета об оценке рыночной стоимости движимого имущества и составил 20,6 тыс. руб.

    По состоянию на 1 января 2010 г. в учреждениях УИС Краснодарского края име­лось 86304,2 кв. м производственных площадей. При этом общая площадь свободных производственных площадей составила 8713,4. кв. м, или 10,1% от общего показателя. Из них в связи с предполагающейся реконструкцией и в целях снижения затрат на амортизационные расходы переведены на консервацию 3905,8 кв. м, что составляет 44,8% свободных площадей.

    Вывод

    Таким образом, в качестве недостатков, отрицательно влияющих на эффективность управления федеральной собственностью УФСИН по Краснодарскому краю, можно отметить:

  • частичный учет объектов федеральной собственностью в реестре федерального имущества;
  • не обеспечены полнота и достоверность со­держащихся в реестре федерального имущества сведений об указанном имуществе;
  • отсутствие взаимодействия УФСИН с территориальным органом Росимущества.

  • Источники:

    1. http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/
    2. Жданьков А. И. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования средств федерального бюджета, выделенных в 2009 году и прошедшем периоде 2010 года на обеспечение деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе на улучшение материального и оперативно-технического оснащения» // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 2(158), 2011. С. 50-52.

    Страница обновлена: 27.11.2024 в 16:03:24