Влияние факторов неопределенности санкционной политики и пандемии на сектор малого и среднего предпринимательства Краснодарского края

Антоньянц Д.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918268

Аннотация:
Данная статья содержит оценку реакции сектора малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на совместное действие экономических и неэкономических факторов, а также реакцию сектора на реализацию факторов неопределенности и соответствующие экономические взаимосвязи. Указанное объединение факторов, определяющих вектор и темпы развития малых предприятий и индивидуальных предпринимателей не изучается исследователями-экономистами в контексте развития Краснодарского края. В статье решается научная проблема низкой изученности синергетических эффектов экономических и неэкономических факторов для сектора малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. В статье делается вывод о том, что наиболее существенным в реакции на факторы неопределенности является государственная поддержка, к которой прибегает субъекты малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. Данная статья будет интересна как представителям научного сообщества, изучающим проблемы развития малого и среднего предпринимательства на уровне регионов, так и предприятиям Краснодарского края и других регионов при учете ими собственных шагов для реакции на те или иные внешние события, способные привести к определенным трудностям в их дальнейшей работе.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Краснодарский край, факторы неопределенности, экономика, предпринимательство, санкции, пандемия



Введение

Актуальность проблемы. Малые и средние субъекты предпринимательства играют заметную социальную и экономическую роль в обществе и экономике. Несмотря на то, что российский бизнес, в т.ч. малый, в настоящее время по оценкам исследователей, находится в состоянии умеренного восстановления, о чем пишут Голик Е.Н. и Фетисов А.А. [1, с. 30], а также Курегян С.В. и др., которые рассматривали проблему в рамках технологической и экономической неопределенности [2, с 78], в России до сих пор существуют значительные ограничения экономического развития субъектов МСП, что связано с негативными последствиями как пандемии COVID-19, так и санкционного давления со стороны коллективного Запада, что подчеркивается в статье Парасоцкой Н.Н. и Яковлева Н.Д. [3, с. 22].

В этой связи рассматриваемая в данной статье тема является актуальной, поскольку именно сектор МСП (малое и среднее предпринимательство) является тем драйвером развития экономики на региональном уровне, который способен расширить налоговую базу для органов государственной власти, увеличить ассортимент товаров и перечень оказываемых на территории услуг, привлечь дополнительные инвестиции, а в силу этого повысить уровень жизни граждан региона.

Научный пробел - в данном случае состоит в недостаточной разработке темы влияния факторов неопределенности (в т.ч. геополитических и санкционных рисков) на сектор МСП в рамках конкретного региона – Краснодарского края. Учитывая, что Краснодарский край находится близко к границе, где реализуется специальная военная операция и при этом сосредотачивает на себе важные экономические кластеры (в т.ч. портовые и туристические зоны) вопрос создания новых МСП и сохранения устойчивости уже функционирующих структур является важным и не раскрытым в рамках существующего перечня научных исследований.

Цель работы - состоит в определении влияния факторов неопределенности, в т.ч. санкционной политики и пандемии на сектор МСП в Краснодарском крае, с учетом базовых микро и макроэкономических законов и специфических условий функционирования в регионе.

Научная новизна состоит в рассмотрении одновременного влияния экономических и неэкономических факторов на сектор МСП в Краснодарском крае в условиях отсутствия такого анализа у других авторов, изучающих развитие МСП в данном регионе.

Научная гипотеза: состоит в том, что имеющиеся неэкономические факторы комбинируются с экономическими факторами, усиливаются ими и с учетом специфических региональных факторов оказывают существенное воздействие на сектор МСП в Краснодарском крае, что требует реагирования как самих субъектов МСП, так и органов региональной власти.

Основная часть

В Краснодарском крае пандемия сопровождалась снижением активности МСП: снизилось общее количество субъектов МСП в регионе с 266 541 единиц в 2019 г. до 266 405 в 2020 г. со снижением численности работников на 3 780 тыс. чел. Справочно: по состоянию на 10.04.2024 общее количество субъектов МСП составляет 302 946 единиц, со среднесписочной численностью работников 546 766 чел. [4]

Возвращаясь к влиянию пандемии, нужно сказать, что сокращение в крае субъектов МСП в 2020 г. произошло в основном за счет сокращения именно малых предприятий. Многие малые предприятия понесли убытки в период пандемии и были вынуждены прекратить свою деятельность, а их работники трудоустраиваться, в том числе в средние или микропредприятия края.

Среди последствий и причин относительно масштаба проблем для бизнеса в период пандемии, согласно результатам всероссийского оперативного опроса предпринимателей Кубани, проведенного ТПП России, (структура респондентов: 66% - микропредприятия, 29% — МП, 4% — средние предприятия и 1% — крупные) были названы следующие: более 58% респондентов полностью прекратили свою деятельность (в среднем по России этот показатель составлял 46%), у 22% опрошенных предпринимателей доходы упали до 75%, еще у 11% — снизились наполовину. При этом 38% опрошенных сохранили свой персонал за счет собственных средств, вынужденный простой объявили 30%, отправили в отпуск за свой счет — 13%, частично сократили сотрудников — 9%, полностью сократили персонал — 10% респондентов. В качестве основной проблемы опрошенными была названа нехватка средств для оплаты аренды [5]. Названы были также среди проблем: отсутствие возможности воспользоваться государственными мерами поддержки для бизнеса (54%), отсутствие технических возможностей работать удаленно (46%), отсутствие спроса и продаж, потеря клиентов (51%), отсутствие средств для основных платежей — зарплаты, налогов, кредитов, обязательства по договорам перед поставщиками, пополнение оборотных средств (41%) [6, c. 49].

Восстановлению МСП в крае во многом способствовало то, что он, по мнению экспертов, входит в число регионов с благоприятными для развития малого и среднего предпринимательства условиями с точки зрения своего географического расположения и климатических условий [7, c. 67]. Это находит свое подтверждение и в том, что он входит в настоящее время (по состоянию на 10.03.2024 г.), несмотря на последствия пандемии и санкционных ограничений в число ТОП-5 регионов-лидеров РФ по количеству субъектов МСП, занимая четвертое место в указанной пятерке лидеров регионов, значительно, однако уступая лидеру (практически в 3 раза) – г. Москва по этому показателю.

Следует отметить, что в создании и развитии МСП одну из главных ролей играют региональные и муниципальные власти, поскольку именно они, особенно власти регионального уровня, формируют социально-экономический климат в регионе и имеют непосредственную обратную связь с бизнесом. Однако возможности данных уровней власти значительно ограничены, прежде всего, из-за низкой их бюджетной обеспеченности

Рис. 1- Место Краснодарского края в ТОП-5 лидеров-субъектов РФ по количеству МСП в Краснодарском крае по состоянию на 10.03.2024 г.

Источник: Единый реестр субъектов МСП на 10.03.2024, который администрирует Федеральная налоговая служба Российской Федерации [8]

По состоянию на март 2024 г. сегмент малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае характеризуется следующими показателями (Таб. 1).

Таблица 1. – Количество юридических лиц и ИП, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, их среднесписочная численность по малым предприятиям, микро и средним предприятиям в Краснодарском крае по состоянию на 10.03.2024.

Показатели
Всего
Юридических лиц.
Индив. предпринииматели
Количество юридических лиц и ИП, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
300695
69680
231015
Сумма среднесписочной численности работников МСП
547751
393 929
153 822
Имеющие признак "вновь созданные"
61 283
8 037
53 246
Количество юридических лиц и ИП – малые предприятия
7299
5609
1690
Сумма среднесписочной численности работников МП
201486
164899
36587
Имеющие признак "вновь созданные"
0
0
0
Количество юридических лиц и ИП - микропредприятия
292733
63470
229303
Сумма среднесписочной численности работников микропредприятий
280868
165590
115278
Из них имеющие признак "вновь созданные"
61283
8037
53246
Количество юридических лиц и ИП – средние субъекты предпринимательства (СП)
623
601
22
Сумма среднесписочной численности работников СП
65397
63440
1957
Из них имеющие признак "вновь созданные"
0
0
0
Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов МСП, на 10.03.2024, который администрирует Федеральная налоговая служба Российской Федерации [8].

Как видно из таблицы, в сфере малого и среднего предпринимательства количественно доминирует индивидуальное предпринимательство -76,8% от общего количества юридических лиц и ИП, учтенных в Едином реестре субъектов МСП на указанную дату по Краснодарскому краю. Наблюдается доминирование ИП и по показателю численности работников среди всех субъектов МСП в этом регионе.

Лидирующее количественное положение в структуре хозяйствующих субъектов МСП принадлежит микропредприятиям, (доля в общем количестве субъектов составляет 97,3%). По численности работающих их доля составляет 51,3%. Средние предприятия в структуре МСП края занимают весьма скромное место – 623 предприятия при общем количестве юридических лиц и ИП в крае равным 300695 единиц [9, с. 187]. Численность работающих в них составляет примерно 12% от общей численности работающих в МСП края. Интерес представляет и такой признак как «из них вновь созданные». Как видно из таблицы, только хозяйствующие субъекты, имеющие статус микропредприятия, создавали новые предприятия в постпандемийный период и в условиях экономических санкций [10, c. 23].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время сегмент малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в основном представлен малым бизнесом с доминированием в нем микропредприятий и ИП. Сложившаяся структура МСП в крае по статусу (МП, микропредприятия, ИП, СП) во многом объясняется, распределением субъектов МСП по экономическим видам деятельности, в котором весомое место занимает такие виды экономической деятельности как «торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (37,9% в общем количестве МСП), «транспортировка и хранение» - 10,5%, «деятельность по операциям с недвижимым имуществом» – 7,0%, «прочие виды деятельности» – 20,9%, для которых характерно оказание услуг [11, c 98].

В то время как по такому виду деятельности, как «Строительство» (при 8,3% МСП в общем их количестве в регионе на ту же дату) такого доминирования индивидуального предпринимательства над организациями не отмечается.

Таблица 2. - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в строительстве Краснодарского края в 2019 – 2023 гг.

Наименование показателя
Год
2019
2020
2021
2022
2023
Количество юридических лиц, ед.
15000
13823
13192
12761
12538
В % к общему количеству юр. лиц края
12,97
12,65
12,48
12,35
12,26
Количество ИП, чел.
15000
13502
13193
14268
15948
В % к общему количеству ИП в крае
6,2
6,32
6,2
6,48
6,74
Источник: составлено автором по данным информационного агентства Interfax и справочно-информационной системы Spark (статистика организаций, каталог и рейтинг крупнейших компаний) [12].

На протяжении периода с 2019 по 2021 г. их количества практически были равными и лишь начиная с 2022 года наметилось небольшое превышение ИП над количеством строительных организаций. Однако по доле этого показателя в общем количестве соответственно юр. лиц и ИП в крае количество первых практически вдвое превышает ИП (Таб. 2). Представленные данные позволяют также выявить и такой факт: лишь индивидуальное предпринимательство в строительстве края количественно восстановилось и даже превзошло в 2023 г. показатели предпандемийного, ковидного и санкционного периодов, преодолев негативное воздействие этих факторов и связанных с ними рисков. Юридические лица не смогли и в 2023 г. восстановится и выйти на показатель 2019 г., более того они, начиная с 2020 г., демонстрировали отрицательную динамику роста. Из года в год снижается и их доля в процентах к общему количеству юр. лиц края. Напротив, процент ИП в строительстве к общему количеству ИП в крае почти стабильно растет за исключением 2021г. Таким образом, можно сделать определенный вывод о том, что ИП как организационно-правовая форма, используемая для организации предпринимательской деятельности в строительстве данного региона, проявила себя под воздействием этих факторов как более адаптивная, имеющая более высокий восстановительный потенциал по сравнению с разнообразными формами, в которых могут осуществлять свою деятельность юридические лица.

По данным выборочного обследования деловой активности строительных организаций края, проведенного в IV квартале 2021 года, факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций в IV квартале 2021 года, были: недостаток заказов на работы (31%), высокий уровень налогов, высокий процент коммерческого кредита и высокая стоимость материалов, конструкций и изделий (по 28%), недостаток квалифицированных рабочих (24%), другое (13%), неплатежеспособность заказчиков и конкуренция со стороны других строительных фирм (по 11%), недостаток финансирования (8%), погодные условия (6%), нехватка и изношенность строительных машин и механизмов, недостаток материалов (по 1%) [13].

Краснодарский край традиционно входит, как указывалось, в число лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Помимо преимуществ своего географического расположения и климатических условий свою роль сыграло и то, что развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений работы региональной власти. Меры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае делятся по видам на финансовую и имущественную помощь, поручительства и консультационную помощь [14, c. 133]. Оказываются эти виды помощи органами разных уровней власти края: краевыми и муниципальными.

К финансовой помощи субъектам МСП, прежде всего, следует отнести введенные Законом Краснодарского края от 06.07.2022 N 4724-КЗ на кризисный период с 01.01.2022 по 31.12.2024 для налогоплательщиков - юридических лиц и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, пониженные размеры налоговых ставок налога по УСН: 1%, если объектом налогообложения являются доходы (при предельном размере ставки по этому объекту в НК РФ – 6%); 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (при предельном размере ставки по этому объекту в НК РФ – 15%) [15, c. 56].

Краевые органы власти с учетом меняющихся условий актуализируют меры поддержки МСП на Кубани [16, c. 260]. В настоящее время в Краснодарском крае осуществляется инфраструктурная поддержка субъектов МСП через: Фонд микрофинансирования; Центр экспорта; Агентство по привлечению инвестиций; Фонд развития инноваций; Фонд развития бизнеса (с центрами «Мой бизнес», коворкинг -центр) [17, c. 99].

Данные о результатах деятельности указанных институтов поддержки субъектов МСП в Краснодарском крае за период с 2019 по 2022 гг., то есть в условиях ковидных и санкционных ограничений, представлены в таблице 3.

Таблица 3. – Количество мероприятий и объемы оказания помощи субъектам МСП Краснодарского края за период с 2019 и 2022 гг.

Наименование фонда и показатели мероприятий

Годы
2019
2020
2021
2022
Фонд микрокредитования
Выдано микрозаймов, ед.
627
1310
1060
800
Объем, выданных займов, млн.руб
1292,3
1944.8
2163,5
1 973,1
Фонд развития бизнеса
Выдача поручительств, ед
165
217
284
302
Общая сумма поручительств, млн.руб.
1063,8
1565,5
1842,4
1 973,1
Объем кредитов, предоставленных под поручительства, млн.руб.
2283,3
3899,8
4813,5
3973,2
Центр поддержки экспорта
Количество субъектов МСП, получивших поддержку, ед

371

459

523

409
Количество оказанных услуг, ед.
849
944
2204
2001
Фонд развития инноваций
Консультирование, сопровождение
Содействие в привлечении финансирования
Акселераторы и хакатоны




Источник: составлено автором по данным nvestkuban.ru – Инвестиции в будущее [18].

Из таблицы видно, что субъекты МСП наиболее активно обращались в указанные институты поддержки в 2020 г., то есть с начала действия пандемии: количество обращений и выдача микрозаймов увеличились вдвое по сравнению с 2019 г., вырос и объем кредитов, предоставленных под поручительства. Однако, если сравнивать количество обратившихся за финансовой поддержкой субъектов МСП [19, c. 90] с их общим количеством, числившихся в Едином реестре на 2020 г (266405 ед.) степень доступности такой поддержки оценивается нами низко [20, c. 21]. С 2021 г. эта форма поддержки стала сокращаться по количеств обращений, но вырос средний объем микрозаймов в расчете на одно обращение. Вырос также такой вид помощи как поручительство и по общей сумме поручительств и по объему выданных кредитов под поручительство.

Заключение

Таким образом, большинство предприятий сектора МСП за рассматриваемый период испытывали трудности в поддержании финансовой и экономической устойчивости. Часть из них прибегала к помощи институтов поддержки, созданных в крае. Достаточно активно с начала пандемии и в 2021 г. субъекты малого и среднего предпринимательства прибегали к помощи Фонда микрокредитования и Фонда развития для получения кредитов под поручительства. При этом, достаточно большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства старались самостоятельно решить возникающие проблемы за счет других дополнительных заемных источников или путем сокращения деловой активности и снижения налоговой базы. Возросло в пандемийный период и количество субъектов МСП, получивших поддержку в Центре поддержки экспорта. В определенной степени эти меры сыграли свою роль в смягчении негативного влияния рассмотренных факторов, но степень охвата ими субъектов МСП края явно недостаточна. Учитывая в настоящее время высокий уровень процентных ставок и продолжающее санкционное давление, сектору МСП в Краснодарском крае все еще затруднительно проводить наращивание бизнеса и его модернизацию, а также реализовывать новые бизнес-стратегии, нацеленные на рост. Все это требует дополнительного проведения поддерживающих шагов со стороны региональных властей, в т.ч. по снижению цен на стоимость материалов, конструкций и изделий, недостаток квалифицированных рабочих, снижения региональной налоговой нагрузки на МСП.


Источники:

1. Голик Е. Н., Фетисов А. А. Оценка современного состояния малого и среднего предпринимательства в России и перспективы его дальнейшего развития // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2024. – № 1. – c. 30-36.
2. Курегян С.В., Дорж Т., Авирмэд Д., Мелешко Ю.В., Скорая К.В. Внешние и внутренние факторы, определяющие состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях глобальной технологической и экономической неопределенности // Экономическая наука сегодня. – 2023. – № 18. – c. 78-87. – doi: 10.21122/2309-6667-2023-18-78-87.
3. Парасоцкая Н.Н., Яковлев Н.Д. Оптимизация налоговой нагрузки малых предприятий сферы здравоохранения посредством выбора оптимального режима налогообложения // Бухучет в здравоохранении. – 2019. – № 10. – c. 22-23.
4. Демографические показатели предприятий по субъектам Российской Федерации. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bush-dem2.html (дата обращения: 11.04.2024).
5. Опрос показал переход бизнеса в России от стагнации к «умеренному росту». Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/03/05/2023/6450ef3a9a79470481a8c634 (дата обращения: 29.09.2023).
6. Заболоцкая В.В., Фощан Г.И., Шакирова Т.С. Оценка эффективности региональной финансовой поддержки и прогнозирование занятости в секторе малого и среднего бизнеса Краснодарского края // Экономика: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 48-60. – doi: 10.31429/2224042X_2021_62_48.
7. Газзаев Д.Ф., Алексеенко А.Г. Регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае // Экономика и управление глазами юных исследователей: Материалы II национальной научно-практической конференции. Краснодар, 2022. – c. 67-70.
8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.03.2024).
9. Балашова И.В., Терещенко Т.А. Поддержка малого и среднего бизнеса Краснодарского края // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – № 1. – c. 187-200.
10. Воробей Е.К. Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности (на примере Краснодарского края) // Вестник евразийской науки. – 2021. – № 1. – c. 23.
11. Яковлев Н.Д. Информационное обеспечение прогнозирования финансово-экономических показателей в сфере управления общественными финансами // Финансовая жизнь. – 2023. – № 4. – c. 98-101.
12. Компании Краснодарского края – статистика организаций, каталог и рейтинг тор крупнейших компаний. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: Spark-interfax.ru (дата обращения: 11.04.2024).
13. Итоги развития строительной отрасли за 2021 год. Департамент строительства Краснодарского края. URL: https://depstroy.krasnodar.ru/activity/stroitelstvo/statisticheskie-dannye-stroitelnogo-kompleksa/219640#:~:text=%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9,%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%3A%2028.03.2022 (дата обращения 18.04.2024)
14. Заболоцкая В.В., Акиньшина В.А. Анализ и прогнозирование развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края с применением регрессионного и нейросетевого моделирования // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8. – c. 508-515. – doi: 10.34925/EIP.2021.133.8.097.
15. Гурецкий М.А. Схема государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае // Устойчивость и трансформации развития экономических процессов: Сборник материалов и докладов Международной научно-практической конференции научно-педагогических работников, магистрантов и студентов. Краснодар, 2022. – c. 56-62.
16. Серая Н.Н., Колодиев Д.А. Анализ уровня инвестиционной привлекательности Краснодарского края // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 4. – c. 260-262. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-11370.
17. Парасоцкая Н.Н., Яковлев Н.Д. Особенности регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития через сферу государственных финансов как стратегический аспект бюджетно-налоговой политики // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 1. – c. 99-107. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-99-107.
18. Инвестиции в будущее. Nvestkuban.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://nvestkuban.ru/ (дата обращения: 11.04.2024).
19. Насыбулина В.П., Джинджолия Л.Г. Поддержка малого и среднего бизнеса в России и Краснодарском крае в 2020 году // Сфера услуг: инновации и качество. – 2020. – № 50. – c. 90-103.
20. Виленский А.В. Пространственный аспект коронавирусного кризисного развития российского малого и среднего предпринимательства // Проблемы развития территории. – 2020. – № 5. – c. 21-33. – doi: 10.15838/ptd.2020.5.109.2.

Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:41:09