Влияние факторов неопределенности санкционной политики и пандемии на сектор малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
Антоньянц Д.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 5 (Май 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67918268
Аннотация:
Данная статья содержит оценку реакции сектора малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на совместное действие экономических и неэкономических факторов, а также реакцию сектора на реализацию факторов неопределенности и соответствующие экономические взаимосвязи. Указанное объединение факторов, определяющих вектор и темпы развития малых предприятий и индивидуальных предпринимателей не изучается исследователями-экономистами в контексте развития Краснодарского края. В статье решается научная проблема низкой изученности синергетических эффектов экономических и неэкономических факторов для сектора малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. В статье делается вывод о том, что наиболее существенным в реакции на факторы неопределенности является государственная поддержка, к которой прибегает субъекты малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае. Данная статья будет интересна как представителям научного сообщества, изучающим проблемы развития малого и среднего предпринимательства на уровне регионов, так и предприятиям Краснодарского края и других регионов при учете ими собственных шагов для реакции на те или иные внешние события, способные привести к определенным трудностям в их дальнейшей работе.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Краснодарский край, факторы неопределенности, экономика, предпринимательство, санкции, пандемия
Введение
Актуальность проблемы. Малые и средние субъекты предпринимательства играют заметную социальную и экономическую роль в обществе и экономике. Несмотря на то, что российский бизнес, в т.ч. малый, в настоящее время по оценкам исследователей, находится в состоянии умеренного восстановления, о чем пишут Голик Е.Н. и Фетисов А.А. [1, с. 30], а также Курегян С.В. и др., которые рассматривали проблему в рамках технологической и экономической неопределенности [2, с 78], в России до сих пор существуют значительные ограничения экономического развития субъектов МСП, что связано с негативными последствиями как пандемии COVID-19, так и санкционного давления со стороны коллективного Запада, что подчеркивается в статье Парасоцкой Н.Н. и Яковлева Н.Д. [3, с. 22].
В этой связи рассматриваемая в данной статье тема является актуальной, поскольку именно сектор МСП (малое и среднее предпринимательство) является тем драйвером развития экономики на региональном уровне, который способен расширить налоговую базу для органов государственной власти, увеличить ассортимент товаров и перечень оказываемых на территории услуг, привлечь дополнительные инвестиции, а в силу этого повысить уровень жизни граждан региона.
Научный пробел - в данном случае состоит в недостаточной разработке темы влияния факторов неопределенности (в т.ч. геополитических и санкционных рисков) на сектор МСП в рамках конкретного региона – Краснодарского края. Учитывая, что Краснодарский край находится близко к границе, где реализуется специальная военная операция и при этом сосредотачивает на себе важные экономические кластеры (в т.ч. портовые и туристические зоны) вопрос создания новых МСП и сохранения устойчивости уже функционирующих структур является важным и не раскрытым в рамках существующего перечня научных исследований.
Цель работы - состоит в определении влияния факторов неопределенности, в т.ч. санкционной политики и пандемии на сектор МСП в Краснодарском крае, с учетом базовых микро и макроэкономических законов и специфических условий функционирования в регионе.
Научная новизна состоит в рассмотрении одновременного влияния экономических и неэкономических факторов на сектор МСП в Краснодарском крае в условиях отсутствия такого анализа у других авторов, изучающих развитие МСП в данном регионе.
Научная гипотеза: состоит в том, что имеющиеся неэкономические факторы комбинируются с экономическими факторами, усиливаются ими и с учетом специфических региональных факторов оказывают существенное воздействие на сектор МСП в Краснодарском крае, что требует реагирования как самих субъектов МСП, так и органов региональной власти.
Основная часть
В Краснодарском крае пандемия сопровождалась снижением активности МСП: снизилось общее количество субъектов МСП в регионе с 266 541 единиц в 2019 г. до 266 405 в 2020 г. со снижением численности работников на 3 780 тыс. чел. Справочно: по состоянию на 10.04.2024 общее количество субъектов МСП составляет 302 946 единиц, со среднесписочной численностью работников 546 766 чел. [4]
Возвращаясь к влиянию пандемии, нужно сказать, что сокращение в крае субъектов МСП в 2020 г. произошло в основном за счет сокращения именно малых предприятий. Многие малые предприятия понесли убытки в период пандемии и были вынуждены прекратить свою деятельность, а их работники трудоустраиваться, в том числе в средние или микропредприятия края.
Среди последствий и причин относительно масштаба проблем для бизнеса в период пандемии, согласно результатам всероссийского оперативного опроса предпринимателей Кубани, проведенного ТПП России, (структура респондентов: 66% - микропредприятия, 29% — МП, 4% — средние предприятия и 1% — крупные) были названы следующие: более 58% респондентов полностью прекратили свою деятельность (в среднем по России этот показатель составлял 46%), у 22% опрошенных предпринимателей доходы упали до 75%, еще у 11% — снизились наполовину. При этом 38% опрошенных сохранили свой персонал за счет собственных средств, вынужденный простой объявили 30%, отправили в отпуск за свой счет — 13%, частично сократили сотрудников — 9%, полностью сократили персонал — 10% респондентов. В качестве основной проблемы опрошенными была названа нехватка средств для оплаты аренды [5]. Названы были также среди проблем: отсутствие возможности воспользоваться государственными мерами поддержки для бизнеса (54%), отсутствие технических возможностей работать удаленно (46%), отсутствие спроса и продаж, потеря клиентов (51%), отсутствие средств для основных платежей — зарплаты, налогов, кредитов, обязательства по договорам перед поставщиками, пополнение оборотных средств (41%) [6, c. 49].
Восстановлению МСП в крае во многом способствовало то, что он, по мнению экспертов, входит в число регионов с благоприятными для развития малого и среднего предпринимательства условиями с точки зрения своего географического расположения и климатических условий [7, c. 67]. Это находит свое подтверждение и в том, что он входит в настоящее время (по состоянию на 10.03.2024 г.), несмотря на последствия пандемии и санкционных ограничений в число ТОП-5 регионов-лидеров РФ по количеству субъектов МСП, занимая четвертое место в указанной пятерке лидеров регионов, значительно, однако уступая лидеру (практически в 3 раза) – г. Москва по этому показателю.
Следует отметить, что в создании и развитии МСП одну из главных ролей играют региональные и муниципальные власти, поскольку именно они, особенно власти регионального уровня, формируют социально-экономический климат в регионе и имеют непосредственную обратную связь с бизнесом. Однако возможности данных уровней власти значительно ограничены, прежде всего, из-за низкой их бюджетной обеспеченности
Рис. 1- Место Краснодарского края в ТОП-5 лидеров-субъектов РФ по количеству МСП в Краснодарском крае по состоянию на 10.03.2024 г.
Источник: Единый реестр субъектов МСП на 10.03.2024, который администрирует Федеральная налоговая служба Российской Федерации [8]
По состоянию на март 2024 г. сегмент малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае характеризуется следующими показателями (Таб. 1).
Таблица 1. – Количество юридических лиц и ИП, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, их среднесписочная численность по малым предприятиям, микро и средним предприятиям в Краснодарском крае по состоянию на 10.03.2024.
Показатели
|
Всего
|
Юридических
лиц.
|
Индив.
предпринииматели
|
Количество
юридических лиц и ИП, сведения о которых содержатся в
Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства
|
300695
|
69680
|
231015
|
Сумма
среднесписочной численности работников МСП
|
547751
|
393
929
|
153
822
|
Имеющие
признак "вновь созданные"
|
61
283
|
8
037
|
53
246
|
Количество
юридических лиц и ИП – малые предприятия
|
7299
|
5609
|
1690
|
Сумма
среднесписочной численности работников МП
|
201486
|
164899
|
36587
|
Имеющие
признак "вновь созданные"
|
0
|
0
|
0
|
Количество
юридических лиц и ИП - микропредприятия
|
292733
|
63470
|
229303
|
Сумма
среднесписочной численности работников микропредприятий
|
280868
|
165590
|
115278
|
Из
них имеющие признак "вновь созданные"
|
61283
|
8037
|
53246
|
Количество
юридических лиц и ИП – средние субъекты предпринимательства (СП)
|
623
|
601
|
22
|
Сумма
среднесписочной численности работников СП
|
65397
|
63440
|
1957
|
Из
них имеющие признак "вновь созданные"
|
0
|
0
|
0
|
Как видно из таблицы, в сфере малого и среднего предпринимательства количественно доминирует индивидуальное предпринимательство -76,8% от общего количества юридических лиц и ИП, учтенных в Едином реестре субъектов МСП на указанную дату по Краснодарскому краю. Наблюдается доминирование ИП и по показателю численности работников среди всех субъектов МСП в этом регионе.
Лидирующее количественное положение в структуре хозяйствующих субъектов МСП принадлежит микропредприятиям, (доля в общем количестве субъектов составляет 97,3%). По численности работающих их доля составляет 51,3%. Средние предприятия в структуре МСП края занимают весьма скромное место – 623 предприятия при общем количестве юридических лиц и ИП в крае равным 300695 единиц [9, с. 187]. Численность работающих в них составляет примерно 12% от общей численности работающих в МСП края. Интерес представляет и такой признак как «из них вновь созданные». Как видно из таблицы, только хозяйствующие субъекты, имеющие статус микропредприятия, создавали новые предприятия в постпандемийный период и в условиях экономических санкций [10, c. 23].
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время сегмент малого и среднего предпринимательства Краснодарского края в основном представлен малым бизнесом с доминированием в нем микропредприятий и ИП. Сложившаяся структура МСП в крае по статусу (МП, микропредприятия, ИП, СП) во многом объясняется, распределением субъектов МСП по экономическим видам деятельности, в котором весомое место занимает такие виды экономической деятельности как «торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (37,9% в общем количестве МСП), «транспортировка и хранение» - 10,5%, «деятельность по операциям с недвижимым имуществом» – 7,0%, «прочие виды деятельности» – 20,9%, для которых характерно оказание услуг [11, c 98].
В то время как по такому виду деятельности, как «Строительство» (при 8,3% МСП в общем их количестве в регионе на ту же дату) такого доминирования индивидуального предпринимательства над организациями не отмечается.
Таблица 2. - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в строительстве Краснодарского края в 2019 – 2023 гг.
Наименование показателя
|
Год
| ||||
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
| |
Количество юридических лиц, ед.
|
15000
|
13823
|
13192
|
12761
|
12538
|
В % к общему количеству юр. лиц края
|
12,97
|
12,65
|
12,48
|
12,35
|
12,26
|
Количество ИП, чел.
|
15000
|
13502
|
13193
|
14268
|
15948
|
В % к общему количеству ИП в крае
|
6,2
|
6,32
|
6,2
|
6,48
|
6,74
|
На протяжении периода с 2019 по 2021 г. их количества практически были равными и лишь начиная с 2022 года наметилось небольшое превышение ИП над количеством строительных организаций. Однако по доле этого показателя в общем количестве соответственно юр. лиц и ИП в крае количество первых практически вдвое превышает ИП (Таб. 2). Представленные данные позволяют также выявить и такой факт: лишь индивидуальное предпринимательство в строительстве края количественно восстановилось и даже превзошло в 2023 г. показатели предпандемийного, ковидного и санкционного периодов, преодолев негативное воздействие этих факторов и связанных с ними рисков. Юридические лица не смогли и в 2023 г. восстановится и выйти на показатель 2019 г., более того они, начиная с 2020 г., демонстрировали отрицательную динамику роста. Из года в год снижается и их доля в процентах к общему количеству юр. лиц края. Напротив, процент ИП в строительстве к общему количеству ИП в крае почти стабильно растет за исключением 2021г. Таким образом, можно сделать определенный вывод о том, что ИП как организационно-правовая форма, используемая для организации предпринимательской деятельности в строительстве данного региона, проявила себя под воздействием этих факторов как более адаптивная, имеющая более высокий восстановительный потенциал по сравнению с разнообразными формами, в которых могут осуществлять свою деятельность юридические лица.
По данным выборочного обследования деловой активности строительных организаций края, проведенного в IV квартале 2021 года, факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций в IV квартале 2021 года, были: недостаток заказов на работы (31%), высокий уровень налогов, высокий процент коммерческого кредита и высокая стоимость материалов, конструкций и изделий (по 28%), недостаток квалифицированных рабочих (24%), другое (13%), неплатежеспособность заказчиков и конкуренция со стороны других строительных фирм (по 11%), недостаток финансирования (8%), погодные условия (6%), нехватка и изношенность строительных машин и механизмов, недостаток материалов (по 1%) [13].
Краснодарский край традиционно входит, как указывалось, в число лидеров по уровню развития малого и среднего предпринимательства. Помимо преимуществ своего географического расположения и климатических условий свою роль сыграло и то, что развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений работы региональной власти. Меры поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае делятся по видам на финансовую и имущественную помощь, поручительства и консультационную помощь [14, c. 133]. Оказываются эти виды помощи органами разных уровней власти края: краевыми и муниципальными.
К финансовой помощи субъектам МСП, прежде всего, следует отнести введенные Законом Краснодарского края от 06.07.2022 N 4724-КЗ на кризисный период с 01.01.2022 по 31.12.2024 для налогоплательщиков - юридических лиц и ИП, включенных в единый реестр субъектов МСП, пониженные размеры налоговых ставок налога по УСН: 1%, если объектом налогообложения являются доходы (при предельном размере ставки по этому объекту в НК РФ – 6%); 5%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (при предельном размере ставки по этому объекту в НК РФ – 15%) [15, c. 56].
Краевые органы власти с учетом меняющихся условий актуализируют меры поддержки МСП на Кубани [16, c. 260]. В настоящее время в Краснодарском крае осуществляется инфраструктурная поддержка субъектов МСП через: Фонд микрофинансирования; Центр экспорта; Агентство по привлечению инвестиций; Фонд развития инноваций; Фонд развития бизнеса (с центрами «Мой бизнес», коворкинг -центр) [17, c. 99].
Данные о результатах деятельности указанных институтов поддержки субъектов МСП в Краснодарском крае за период с 2019 по 2022 гг., то есть в условиях ковидных и санкционных ограничений, представлены в таблице 3.
Таблица 3. – Количество мероприятий и объемы оказания помощи субъектам МСП Краснодарского края за период с 2019 и 2022 гг.
Наименование
фонда и показатели мероприятий
|
|
Годы
| ||||
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| |||
Фонд
микрокредитования
Выдано микрозаймов, ед. | ||||||
627
|
1310
|
1060
|
800
| |||
Объем,
выданных займов, млн.руб
|
1292,3
|
1944.8
|
2163,5
|
1 973,1
| ||
Фонд развития
бизнеса
Выдача поручительств, ед | ||||||
165
|
217
|
284
|
302
| |||
Общая сумма
поручительств, млн.руб.
|
1063,8
|
1565,5
|
1842,4
|
1 973,1
| ||
Объем
кредитов, предоставленных под поручительства, млн.руб.
|
2283,3
|
3899,8
|
4813,5
|
3973,2
| ||
Центр
поддержки экспорта
Количество субъектов МСП, получивших поддержку, ед |
371 |
459 |
523 |
409 | ||
Количество
оказанных услуг, ед.
|
849
|
944
|
2204
|
2001
| ||
Фонд
развития инноваций
Консультирование, сопровождение Содействие в привлечении финансирования Акселераторы и хакатоны |
|
|
|
| ||
Из таблицы видно, что субъекты МСП наиболее активно обращались в указанные институты поддержки в 2020 г., то есть с начала действия пандемии: количество обращений и выдача микрозаймов увеличились вдвое по сравнению с 2019 г., вырос и объем кредитов, предоставленных под поручительства. Однако, если сравнивать количество обратившихся за финансовой поддержкой субъектов МСП [19, c. 90] с их общим количеством, числившихся в Едином реестре на 2020 г (266405 ед.) степень доступности такой поддержки оценивается нами низко [20, c. 21]. С 2021 г. эта форма поддержки стала сокращаться по количеств обращений, но вырос средний объем микрозаймов в расчете на одно обращение. Вырос также такой вид помощи как поручительство и по общей сумме поручительств и по объему выданных кредитов под поручительство.
Заключение
Таким образом, большинство предприятий сектора МСП за рассматриваемый период испытывали трудности в поддержании финансовой и экономической устойчивости. Часть из них прибегала к помощи институтов поддержки, созданных в крае. Достаточно активно с начала пандемии и в 2021 г. субъекты малого и среднего предпринимательства прибегали к помощи Фонда микрокредитования и Фонда развития для получения кредитов под поручительства. При этом, достаточно большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства старались самостоятельно решить возникающие проблемы за счет других дополнительных заемных источников или путем сокращения деловой активности и снижения налоговой базы. Возросло в пандемийный период и количество субъектов МСП, получивших поддержку в Центре поддержки экспорта. В определенной степени эти меры сыграли свою роль в смягчении негативного влияния рассмотренных факторов, но степень охвата ими субъектов МСП края явно недостаточна. Учитывая в настоящее время высокий уровень процентных ставок и продолжающее санкционное давление, сектору МСП в Краснодарском крае все еще затруднительно проводить наращивание бизнеса и его модернизацию, а также реализовывать новые бизнес-стратегии, нацеленные на рост. Все это требует дополнительного проведения поддерживающих шагов со стороны региональных властей, в т.ч. по снижению цен на стоимость материалов, конструкций и изделий, недостаток квалифицированных рабочих, снижения региональной налоговой нагрузки на МСП.
Источники:
2. Курегян С.В., Дорж Т., Авирмэд Д., Мелешко Ю.В., Скорая К.В. Внешние и внутренние факторы, определяющие состояние и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях глобальной технологической и экономической неопределенности // Экономическая наука сегодня. – 2023. – № 18. – c. 78-87. – doi: 10.21122/2309-6667-2023-18-78-87.
3. Парасоцкая Н.Н., Яковлев Н.Д. Оптимизация налоговой нагрузки малых предприятий сферы здравоохранения посредством выбора оптимального режима налогообложения // Бухучет в здравоохранении. – 2019. – № 10. – c. 22-23.
4. Демографические показатели предприятий по субъектам Российской Федерации. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/bush-dem2.html (дата обращения: 11.04.2024).
5. Опрос показал переход бизнеса в России от стагнации к «умеренному росту». Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/03/05/2023/6450ef3a9a79470481a8c634 (дата обращения: 29.09.2023).
6. Заболоцкая В.В., Фощан Г.И., Шакирова Т.С. Оценка эффективности региональной финансовой поддержки и прогнозирование занятости в секторе малого и среднего бизнеса Краснодарского края // Экономика: теория и практика. – 2021. – № 2. – c. 48-60. – doi: 10.31429/2224042X_2021_62_48.
7. Газзаев Д.Ф., Алексеенко А.Г. Регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае // Экономика и управление глазами юных исследователей: Материалы II национальной научно-практической конференции. Краснодар, 2022. – c. 67-70.
8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 10.03.2024).
9. Балашова И.В., Терещенко Т.А. Поддержка малого и среднего бизнеса Краснодарского края // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – № 1. – c. 187-200.
10. Воробей Е.К. Система государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства сферы рекреации и туризма в условиях новой реальности (на примере Краснодарского края) // Вестник евразийской науки. – 2021. – № 1. – c. 23.
11. Яковлев Н.Д. Информационное обеспечение прогнозирования финансово-экономических показателей в сфере управления общественными финансами // Финансовая жизнь. – 2023. – № 4. – c. 98-101.
12. Компании Краснодарского края – статистика организаций, каталог и рейтинг тор крупнейших компаний. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: Spark-interfax.ru (дата обращения: 11.04.2024).
13. Итоги развития строительной отрасли за 2021 год. Департамент строительства Краснодарского края. URL: https://depstroy.krasnodar.ru/activity/stroitelstvo/statisticheskie-dannye-stroitelnogo-kompleksa/219640#:~:text=%D0%98%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9,%D0%94%D0%B0%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%3A%2028.03.2022 (дата обращения 18.04.2024)
14. Заболоцкая В.В., Акиньшина В.А. Анализ и прогнозирование развития малого и среднего бизнеса Краснодарского края с применением регрессионного и нейросетевого моделирования // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 8. – c. 508-515. – doi: 10.34925/EIP.2021.133.8.097.
15. Гурецкий М.А. Схема государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае // Устойчивость и трансформации развития экономических процессов: Сборник материалов и докладов Международной научно-практической конференции научно-педагогических работников, магистрантов и студентов. Краснодар, 2022. – c. 56-62.
16. Серая Н.Н., Колодиев Д.А. Анализ уровня инвестиционной привлекательности Краснодарского края // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 4. – c. 260-262. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-11370.
17. Парасоцкая Н.Н., Яковлев Н.Д. Особенности регулирования территориальных пропорций социально-экономического развития через сферу государственных финансов как стратегический аспект бюджетно-налоговой политики // Экономика. Налоги. Право. – 2020. – № 1. – c. 99-107. – doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-1-99-107.
18. Инвестиции в будущее. Nvestkuban.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://nvestkuban.ru/ (дата обращения: 11.04.2024).
19. Насыбулина В.П., Джинджолия Л.Г. Поддержка малого и среднего бизнеса в России и Краснодарском крае в 2020 году // Сфера услуг: инновации и качество. – 2020. – № 50. – c. 90-103.
20. Виленский А.В. Пространственный аспект коронавирусного кризисного развития российского малого и среднего предпринимательства // Проблемы развития территории. – 2020. – № 5. – c. 21-33. – doi: 10.15838/ptd.2020.5.109.2.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 11:41:09