Институциональные особенности инновационной кластеризации на примере региональной инновационной системы Краснодарского края

Михайлюкова С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (48), Декабрь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341414
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Раскрыты особенности кластерного подхода в развитии инновационных систем. Предложен новый подход к определению инновационного кластера. На примере Краснодарского края подчеркивается значимость связующих институтов в формировании инновационных систем.

Ключевые слова: Краснодарский край, национальная инновационная система, кластер, региональная инновационная система, региональный инновационный кластер, связующий институт



Одним из основных условий успешного развития экономики государства является формирование национальной инновационной системы (НИС), которая призвана обеспечивать непрерывный рост экономики. В основе такого роста лежит множество факторов, среди которых можно назвать научно-технический прогресс, совершенствование механизмов управления производством, то есть то, что позволяет качественно усовершенствовать как сами факторы производства, так и процесс их использования.

ВВП и инновации

По расчетам экономистов, вклад инновационного фактора в экономический рост развитых стран составляет около 60%. Повышение доли инноваций в структуре факторов экономического роста и увеличение потенциального выпуска характеризуют переход к иному качеству роста экономики. Таким образом, эффективность функционирования НИС определяется её вкладом в увеличение ВВП страны и обусловливается наличием и результативностью функционирования региональных инновационных систем (РИС), из которых и состоит НИС.

Несмотря на то, что российская экономика в последние годы демонстрировала высокие темпы роста, ее инновационная составляющая остается по-прежнему незначительной, и она не сопоставима ни с затратами на НИОКР, ни с имеющимся кадровым, научно-техническим и технологическим потенциалом. Хотя, по абсолютному уровню расходов на НИОКР Россия устойчиво входит в число 15 лидирующих стран, эффективность использования имеющегося потенциала крайне низка, а потери от несоответствия затрат на исследования и разработки конечным результатам инновационной деятельности по различным оценкам достигают $25 млрд в год. Это явно свидетельствует о том, что существующая инновационная система страны неэффективна.

Кластеры и кластерные подходы

В последние годы у отечественных исследователей возрос интерес к концепции кластеров и кластерному подходу в экономике. В центре внимания большинства из них находится создание поддерживающих институциональных структур, а также кластерных и сетевых форм межорганизационной интеграции. Кластерный анализ занимает срединное положение между двумя формами экономического анализа. С одной стороны, кластерный анализ не фокусируется на системных проблемах макроэкономического уровня, с другой – не направлен на изучение отдельных компаний. Компании не рассматриваются как отдельные единицы, взаимодействующие с абстрактным экономическим окружением, они помещаются в контекст их рынков, поставщиков, потребителей и прочих контрагентов. Данный подход позволяет выработать новые механизмы управления экономикой страны, с чем и связана его популярность.

Стоит отметить, что в существующих работах отечественных авторов большое внимание уделяется рассмотрению технологических и отраслевых кластеров, при этом инновации, как правило, рассматриваются как результат кластерной организации экономики. А «инновационность» является свойством технологического или отраслевого кластера, то есть инновации разрабатываются для определенных технологий. Это можно объяснить тем, что само определение непосредственно инновационного кластера появилось только в 2000 году в рамках Международной конференции по инновационной политике и технологиям.

Предлагается несколько иной взгляд на определение регионального инновационного кластера (РИК). РИК представляется как группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в среде инноваций, безотносительно технологической специализации, взаимодополняющих друг друга и способствующих развитию как каждого элемента кластера, так и инновационного потенциала в целом. Таким образом, инновационный кластер можно отнести к типу кластеров, основанных на компетенции – компетенции создавать инновации и коммерциализовать их. Это коренным образом отличает его от промышленного кластера, основанного на управляемой цепочке стоимости.

Малые инновационные предприятия

В большинстве развитых стран мира более 65% ВВП создают малые предприятия являющиеся локомотивом развития экономик этих стран. Успех малых предприятий в конкурентной борьбе зависит от их инновационности, гибкости и мобильности. Такие предприятия можно назвать малыми инновационными предприятиями (МИП). В России на долю малых предприятий приходится менее 12% ВВП, причем число МИПов среди них крайне мало. Они сталкиваются с непониманием и отсутствием поддержки как со стороны государства, так и со стороны крупных бизнес структур. Поддержка МИПов носит эпизодический, бессистемный характер, что приводит к недостаточной инновационной активности малых предприятий. Так, согласно статистике Фонда содействию развития малых форм предприятий, в научно-технической сфере: более 90% создаваемых в рамках программы «СТАРТ» МИПов прекращают своё функционирование, не найдя инвестора и не получив коммерчески реализуемого продукта уже после первого года работы.

Развитию малых инновационных предприятий, являющихся двигателем прогресса, должен способствовать региональный инновационный кластер, в ядре которого и находятся МИПы. Именно поэтому инновационный кластер региона должен стать одним из основных элементов PИC, которая кроме инновационного кластера включает инновационные составляющие как технологических, так и отраслевых кластеров.

Классическим примером регионального инновационного кластера можно назвать Силиконовую долину США. Ядром инновационного кластера являются МИПы и инновационные проекты, вокруг которых выстраиваются прочие основные элементы кластера:

1) финансовая инфраструктура – частные инвесторы (бизнес-ангелы), корпоративные венчурные, инвесторы, венчурные фонды, фонды прямых инвестиций; обеспечивает финансирование проектов на разных стадиях развития;

2) научно-образовательная инфраструктура – исследовательские университеты, институты, лаборатории; является как поставщиком необходимых специалистов для проектов, так и разработчиком новых знаний и идей;

3) поддерживающая инфраструктура – бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриальные парки: создают условия для ускоренного развития инновационных проектов;

4) информационная инфраструктура создает условия для эффективного обмена информацией, знаниями и опытом по осуществлению проектов.

Однако само наличие элементов является недостаточным условием для образования инновационного кластера и эффективного функционирования РИС. Необходимо, чтобы между ними установились эффективные связи, сложилась особая инновационно-предпринимательская среда, способствующая взаимовыгодному сотрудничеству. Эффективность и сработанность кластера зависит от сложившихся стандартов и уровня доверия между компаниями. Именно взаимодействие между элементами кластера, а не размеры и характеристики отдельных компаний являются ключевым фактором взаимодействия кластера и его конкурентоспособности. Достаточный уровень взаимодействия между участниками кластера обеспечивается за счет специального посредника, способного генерировать, транслировать и координировать инновационную деятельность в масштабах региона.

Применительно к инновационной инфраструктуре Краснодарского края в качестве подобного посредника предлагается создание в форме муниципального предприятия при администрации края регионального инновационного центра трансфера и коммерциализации технологий (РИЦТКТ).

В целях формирования эффективной институциональной базы РИЦТКТ считается целесообразной детальная проработка концепции института.

Центр координации деятельности кластеров

Взаимодействие РИЦТКТ с инновационно-ориентированными малыми и средними предприятиями (МСП) может осуществляться через районные центры трансфера технологий или напрямую. Администрация Краснодарского края через решения Совета по инновационному развитию Краснодарского края выступает координатором деятельности РИЦТКТ.

Основными задачами РИЦТКТ как главного связующего субъекта кластерной РИС должны стать:

• развитие научных исследований и разработок, внедрение результатов научной деятельности в производство (выполнение работ, оказание услуг, создание технологий);

• создание новых рабочих мест;

• повышение квалификации руководителей и специалистов в отраслях экономики Краснодарского края;

• сокращение сроков реализации инновационных проектов и программ посредством совершенствования и применения механизмов частно-государственного партнерства;

• повышение экономической эффективности на основе инноваций.

Основные направления деятельности РИЦТКТ:

• проведение государственной идеологии развития путем формирования инновационного мышления;

• участие в формировании и реализации региональной инновационной политики;

• создание благоприятного инвестиционного климата;

• взаимодействие с научными учреждениями и промышленными предприятиями;

• подготовка и переподготовка кадров;

• совершенствование и развитие инновационной инфраструктуры;

• создание системы инициирования венчурных инновационных проектов;

• организация канала доступа к ресурсам коммерчески активной части населения;

• поиск и отбор перспективных компаний и подготовка их к принятию венчурных инвестиций;

• комплексное сопровождение реализации проектов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности.

Важной задачей функционирования РИЦТКТ явля ется формирование единой интегрированной информационной базы данных, включающей запросы и предложения на инновационные технологии и технологические предложения (проекты), а также реализация целевого распределение информации. При этом основными донорами инновационных проектов являются университетский комплекс и комплекс НИИ.

Акцепторы инноваций

Акцепторами инновационных проектов и донорами технологических запросов выступают инновационно ориентированные предприятия. Трансляторами информационных потоков являются районные центры трансфера технологий и органы исполнительной власти. Запросы на проекты могут поступать также от венчурных фондов и других финансовых институтов.

Выявление потребностей предприятий в инновационных технологиях осуществляется путем проведения технологического аудита предприятий и поиска релевантных инноваций. При этом организация мониторинга, экспертизы и отбора инновационных проектов должна осуществляться с привлечением в качестве экспертов ведущих ученых вузов и научных учреждений Краснодарского края.

В целях развития корпоративного взаимодействия и снижения трансакционных издержек РИЦТКТ может образовывать совместно с районными центрами трансфера технологий и территориальными торгово-промышленными палатами Краснодарского края (ТПП) проектно-ориентированные консорциумы.

Необходимость включения в состав консорциума районных центров трансфера технологий определяется тесным сотрудничеством с предприятиями региона и взаимодействием с региональными органами законодательной и исполнительной власти.

Конкурентные преимущества формирования районных центров трансфера технологий на базе ТПП Краснодарского края определяются наличием разветвленной сети территориальных ТПП (33 отделения в районах края) и опытом работы с предприятиями малого и среднего бизнеса (21 центр поддержки содействия развитию предпринимательства при территориальных ТПП Краснодарского края).

Выводы

Региональная инновационная система, включающая в себя региональные инновационные кластеры, связующими элементами которых являются субъекты подобные региональные инновационные центры трансфера и коммерциализации технологий, более эффективна поскольку может способствовать развитию инновационно активных малых и крупных предприятий. Крупные отраслевые игроки в этом случае участвуют в кластере своими инновационными проектами или выступают в роли корпоративных венчурных инвесторов. Из малых инновационных предприятий могут образовываться с течением времени крупные отраслевые игроки, способные диктовать свои правила «игры» и выступать двигателем экономического роста как на мезо-, так и на макроуровнях.


Источники:

1. Белоусов Д. Контуры долгосрочного развития России // Тор-manager. – 2007. – Июнь.
2. Васин В.А., Миндели Л.Э. Концепция национальной инновационной системы и ее практические приложения // Инновации. – 2009. – Январь.
3. Гамидов Г.С. Инноватика – наука управления процессами преобразования научных достижений в инновации // Инновации. – 2010. – Февраль.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:54