Трансформация транспортного обслуживания в сфере туризма России при действии экономических санкций: задачи и результаты

Минин Е.В.1
1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Апрель 2024)

Цитировать:
Минин Е.В. Трансформация транспортного обслуживания в сфере туризма России при действии экономических санкций: задачи и результаты // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 4. – С. 1327-1340. – doi: 10.18334/epp.14.4.120691.

Аннотация:
В статье рассмотренопроблемные вопросы комплексного развития транспортного обслуживания в туристской отрасли, которая должна предоставлять потребителям сильные эмоциональные переживания с одной стороны и ее основной составляющей – безопасного, удобного и бесшовного транспортного обеспечения туристских агломераций с другой стороны на современном этапе и в условиях финансовой нестабильности. В основе статьи указано текущее состояние экономики России транспортной отрасли под давлением санкций со стороны зарубежных стран и влияние таких санкций на развитие туристскую отрасль. Проанализированы последствия введённых санкций для транспортной отрасли. В ходе исследования выполнен анализ данных по выездному туристическому потоку, пассажиропотоку нескольких видов транспорта, выделены задачи трансформации транспортного обслуживания в сфере туризма при действии экономических санкций и приведены результаты секционного прессинга на преобразование транспортного обслуживания в туристской сфере

Ключевые слова: сфера туризма, транспортное обслуживание, трансформация транспортного обслуживания, влияние экономических санкций

JEL-классификация: L90, Z31, Z32, L83

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Сейчас сфера туризма и транспорта претерпевает существенную трансформацию, которая вызвана такими глобальными изменениями, как экономическими санкциями 2014 года, COVID-19 и сопряжённые с ней ограничения, и безпрецендентные экономические санкции со стороны западных стран 2022 года которые привели к масштабным ограничениям для Российской Федерации.

В совокупности все эти факторы привели к сокращению выездных поездок российских туристов (рис. 1)

Рисунок 1.1 – Показатели выездных туристских поездок граждан России.

Источник: составлено автором на основании [1]

В период с 2014 -2019 года показатели выезда россиян с целью туризма оставались достаточно стабильными, в 2019 году число выездных поездок граждан России превысило показатель 2014 года, в процентном соотношении рост составил 5,3%. Период всемирной пандемии короновируса 2020 - 2021 года оказал очень серьезное влияние не только на выездной туризм, но и на внутренний, цифры показывают понижение показателя выездных поездок на 72,7% по сравнению с 2019 годом. Различные отрасли экономики по-разному отреагировали на пандемию и именно в этот период туриндустрия переориентировалась на внутренний туризм, увеличился поиск исследования новых регионов и доступности транспортного обеспечения для составления туристической услуги будущим туристам.

Для успешного развития сферы туризма важнейшей задачей является обеспечение устойчивых потоков туристов к её рекреационным объектам с учётом их транспортно-географического положения [2].

Транспортное обслуживание является важнейшей составляющей туристической сферы. От правильно поставленных задач перед транспортным обслуживанием зависит предоставление необходимого качества транспортных услуг российским туристам, что позволит сократить разницу между зарубежным и российским обслуживанием.

С конца февраля 2022 года, на Российскую Федерацию пошло сильное давление в виде целого ряда санкций, в основном со стороны США и Западной Европы. Санкции сильно повлияли как на транспортный комплекс России, так и на транспортное обеспечение туризма, а именно: нехватка запчастей для автомобилей, невозможность импорта по железнодорожным путям и закрытие воздушного пространства.

Но давайте не будем забывать с какого периода начались первые санкции, направленные на Россию. 2014 г. запомнился как год воссоединения территории крымского полуострова с Российской Федерацией, что вызвало первую волну негодования со стран запада и первоочередной задачей обеспечения крымского полуострова являлось создание устойчивых транспортных связей, в том числе для расширения сфер рекреации и туризма [3].

Не будем исключать из ограничений, влияющих на транспортную отрасль, пандемию которая не остановила транспортную отрасль, но затормозила ее развитие.

Вышеизложенные события, являющиеся центром пристального внимания на последующие развитие страны и будут считаться отправной точкой нашего исследования.

Основная часть

1. Состояние транспортного обслуживания в сфере туризма при действии экономических санкций, ситуация как есть

Установленные в 2014 г. и нарастающие в настоящий момент санкции против России значительно изменили состояния сфер жизни населения. Так, первый комплекс санкций, введённых в марте 2014 г. повлиял на туристскую сферу.

Сейчас транспортная и туристическая отрасли достаточно быстро трансформировались, технологический процесс перевозок, безопасность движения, качество сервиса быстрыми темпами нарастили мощь и повысили уровень в сфере транспортного обслуживания.

В настоящее время практически каждый день появляются новые подробности, связанные с введением дополнительных санкций, их последствиями, а также с фактами, подтверждающими все большую устойчивость транспортной отрасли России к этим санкциям [4].

Разберем транспорт на виды и рассмотрим влияние вышеупомянутых санкционных действий на транспортное обслуживание туризма:

Авиационный транспорт.

В конце февраля 2022 года Евросоюз и США начали ограничивать воздушное пространство для российских авиаперелетов. На самом «пике» полеты ограничили 36 стран, на что был сделан зеркальный ответ. Закрытие неба некоторыми странами не означает того, что возможность перелетов полностью закрывается. Авиаперелеты можно совершать через другие страны, например, через Турцию и ОАЭ.

В конце января 2023 появились новости о том, что США начали давление на Турцию по вопросу о запрете российским авиакомпаниям летать на самолетах «Боинг», данные воздушные суда производятся в Америке. Маловероятно, что власти Турции пойдут на реализацию такого сильного удара по экономике страны. В 2022 году Турцию посетили около пяти миллионов туристов из России, а летом совершалось до 750 рейсов в неделю [5].

Для наглядности рассмотрим число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны c 2019 года по 2023 год с январь по сентябрь в сравнении с 2014 годом (рис. 2).

Рисунок 2 – Страны-лидеры по числу выездных туристских поездок граждан России (тыс. чел.).

Источник: составлено автором на основании [1]

На рисунке отражены страны-лидеры в обслуживании российского туристического потока за период с 2014 по 2023 года. Если комплексно посмотреть на представленную динамику, то можно увидеть, что с 2014 по 2021 г. такие станы как Турция, Казахстан, Финляндия, Украина и Абхазия являлись лидерами по выездному потоку туристов, с 2022 г. показатели изменились и лидирующими станами, принимающими наибольший поток туристов, остались Турция и Казахстан. ОАЭ молодое разувающееся государство развило туристскую сферу для российских граждан в ощутимой мере с 2022 г.

Мы действительно можем наблюдать высокие показатели въездного туристического потока в Турцию и в 2023 году уже за три квартала поток туристов пытается превысить показатели 2022 года. Смело можно сказать, что даже если санкционное давление повлияет на решение Турции о запрете обслуживания российских авиакомпаний, то есть ряд альтернативных страны куда российские туристы могут направиться [6].

Если объем пассажирских перевозок авиатранспортом в России в 2023 году стабилизировался, то Западная Европа и США стали довольно сильно проигрывать из-за закрытого неба. В конце 2022 года некоторые авиакомпании Западной Европы начали выступать за отмену санкций. На рисунке 2 отображены страны, по которым наблюдается отрицательная динамика спроса российских туристов за последние 2 года [7].

Рисунок 2 – Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны за 2022-2023 года, сравнение с 2017 годом.

Источник: составлено автором на основании [1]

Российская Федерация нашла способы для обхода санкций и устояла в непростой период, а недружественные страны до сих пор несут сильные потери в экономическом аспекте. Более того, в Евросоюзе боятся, что с окончанием пандемии в Китае европейский рынок станет неконкурентоспособным, ведь воздушное пространство для Китая открыто [7].

Еще рано говорить о свободных авиаперелетах, но Еврокомиссия уже начала призывать Российскую Федерацию к отмене транссибирских платежей с авиакомпаний, использующих для перелетов небо над территорией России [8].

Такая плата с советских времен взимается с иностранных компаний на полеты через Сибирь, что сокращает им полет на 4000 км и приносит России доход около 1 миллиарда рублей в год. Многие считают, что в данной ситуации такой призыв, а скорее «угроза», выглядит анекдотично. Продолжение переговоров по данному вопросу в перспективе, очевидно, будет достаточно жестким.

Железнодорожный транспорт.

На протяжении многих десятилетий российские поезда почти не менялись. Но в последние 10 лет на железных дорогах России появился ряд инновационных новинок, приятно удивляющих пассажиров и повышающих привлекательность поезда как вида транспорта.

Несмотря на санкции, железнодорожная отрасль превзошла все ожидания. Такому удивительному толчку в плане развития железнодорожного удобства являются нашумевшие санкции, т.к. прирост пассажиров связан с закрытием аэропортов туристского направления на юге России. Анапа, Геленджик, Краснодар, Крым – одни из самых популярных мест российского отдыха, в которые летом последних лет было достаточно трудно попасть. Конечно, можно было воспользоваться аэропортами в соседних городах, например, Сочи и Минеральные воды, но не смотря на значительное улучшение транспортного обслуживания, не все радуются комбинированным перевозкам, если есть возможность добраться до места назначения используя всего один транспорт, то именно этот выбор будет в приоритете. Поэтому с экономической точки зрения удобнее было добираться поездами дальнего следования. Для наглядности можно обратить внимание на общую статистику пассажиропотока с 2014 по 2023 год (рис. 3).

Рисунок 3 – Статистика пассажиропотока железнодорожным транспортом дальнего следования с 2014 по 2023 года, январь-ноябрь (млн. чел.).

Источник: составлено автором на основании [9]

Основываясь на официальные источники и видимые статистические показатели именно 2016 год был годом развития и совершенствования пассажирских перевозок, повышения качества и расширения комплекса предоставляемых услуг, тем самым этот год переломил отрицательную тенденцию пассажиропотока. Снижение показателей пассажиропотока в 2015 г. связано с сокращением популярности международного сообщения, прямого и транзитного. Наибольшее снижение количества перевезённых пассажиров наблюдалось в сообщении с Литвой, Молдовой, Казахстаном, Латвией, Киргизией [10].

2019 год стал рекордным в исследуемом периоде, охват пассажирских перевозок достиг 77 регионов России, 27 международных сообщений в 20 стран мира, но пандемия 2020 года перечеркнула все достижения. Но не стоит списывать со счетов ж/д транспорт, ведь санкционное давление и ограничения воздушного пространства могут послужить хорошим толчком для увеличения своих показателей. При этом пассажиропоток дальнего следования в 2023 г. вырос на 1,8% по сравнению с показателями предыдущего года.

Планы ОАО «РЖД» достаточно обширные в плане развития железнодорожной инфраструктуры в новых агломерациях, улучшения транспортных средств и перевозки большего числа пассажиров. С показателями роста новаций и улучшений, введённых РЖД в транспортную отрасль у железнодорожного транспорта есть все шансы на умеренный спад туристического потока при возобновлении перелётов через воздушное пространство в полном объёме.

Автомобильный транспорт.

Ситуация с автомобильным транспортом до сих пор не очень оптимистичная. Рынок запчастей «остается пустым», цены на автомобили растут, а содержать их становится дороже. По официальным данным, в 2022 году стоимость автомобилей выросла на 24 %, несмотря на то, что инфляция зарегистрирована в два раза меньше. Иномарки подорожали уже на 40 % [11].

Частично авторынок сейчас спасает параллельный импорт, автодилеры отдают предпочтение китайским маркам автомобилей. В части положительной динамики можно отметить производство отечественных автомобилей. Так, компания «АвтоВАЗ» организовала перезапуск автомобилей Lada Granta и Niva в более легких версиях, без сложной электроники [12].

Несмотря на то, что процент проданных машин снизился на 46 %, долю на рынке удалось нарастить почти на 7 %. В дальнейшем автомобильная компания планирует расширить свое производство на заводах закрывшихся компаний, которые ушли из России, например на заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Также планируют вернуть сложную, «неантикризисную» электронику в автомобили и заняться новыми проектами.

Что касается гарантийного ремонта машин и страховки, то автодилеры несут большие потери. Иностранные компании, покинувшие Россию, не расторгли гарантийные отношения. АвтоВАЗ, который является посредником, не в полной мере предоставляет запчасти. Номенклатура не покрывает весь потребный перечень, некоторые запчасти приходится ждать 2-3 месяца. Остается открытым вопрос о сроках гарантийного обслуживания. Сегодня, при определенных обстоятельствах, автовладельцы могут требовать от автодилеров полную замену автотранспорта или возмещение ущерба по полной стоимости. Многие считают, что в данной ситуации стоит полностью пересмотреть законодательство Российской Федерации, так как достать новую иномарку физически невозможно [13].

С туристскими автобусами происходит такая же ситуация, процент проданных автобусов упал, а производство осталось на том же уровне, то есть равно нулю.

Перспективы развития рынка туристских автобусов аналогичны легковым. Тяжелее всего сейчас приходится частным транспортным компаниям, которые эксплуатируют европейские туристские автобусы.

Текущие ситуации и перспективные планы транспортного обслуживания для туристской сферы не могут не радовать, экономика России явно превосходит все ожидания и прогнозы так называемых экспертов дальнего запада [14].

И так, считать, что российские туристы перестали пересекать российскую границе, не стоит альтернативные пути все же нашлись. Считать, что внутренний туризм не развивается оснований тоже нет, ведь мы видим работу над развитием данного сектора и если для части граждан за рубеж выезжать не очень хочется, то на помощь придёт внутренний туризм создающий хорошие условия для роста спроса и дальнейшего его развития.

Мы оценили действия санкций на транспортное обслуживание сферы туризма, провели анализ имеющейся региональной и федеральной статистики туристического потока на транспортных средствах. Собранные сведения дают нам представления о колоссальном инновационно-экономиком потенциале Российской Федерации.

2. Задачи транспортного обслуживания в сфере туризма в условиях экономических санкций

Стабильная работа транспортного комплекса в сфере туризма необходима для обеспечения бесперебойных процессов организации передвижения туристов в места их назначения.

Правительство приняло целый ряд решений что бы сгладить негативное влияние санкционного давления на транспортную отрасль.

Первой задачей на пути к противодействию санкций является расширение отечественного производства транспортных средств и строительной техники. Речь идёт о производстве авиационных комплектующих, морских судов, современных подвижных составов для железных дорог, автомобильного транспорта общественного пользования.

Приоритетной задачей является развитие Единой опорной сети, которая объединит в себе важнейшие объекты транспортной инфраструктуры для всех видов транспорта и обеспечит единство транспортной системы [15].

Единая опорная сеть обеспечит межрегиональные туристские маршруты и доступность востребованных объектов туризма в рекреационных районах. А также укрепит транспортные связи с Арктической зоной, Дальним востоком, Северным Кавказом, Калининградской областью, Республикой Крым и городом федерального значения Севастополь и решит протяжённые перемещения в наиболее загруженных направлениях популярных агломераций.

Первый этап проекта «Единая опорная сеть» начался в 2021 году и закончится в конце 2024 г. Соответственно первый этап реализации проекта попадает под действия политических противоречий и это не могло не вызвать простои в планах развития проекта. Но если верить средствам массовой информации, то заявления первых лиц страны говорят о смягчении санкционного давления на транспортную отрасль. Первый этап развития Опорной сети является «Повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий» в рамках данного этапа формируются работы над:

- повышением межрегиональной транспортной доступности

территорий Российской Федерации для перевозки пассажиров и грузов;

- приведение транспортной инфраструктуры в соответствие с

нормативными требованиями в части автодорожной инфраструктуры.

На следующем этапе (2025-2030 года) дополнительно учитывается дорожная сеть в 105 агломерациях, представленная магистральными улицами внутри агломерации для обеспечения связности Опорной сети и для обеспечения подъезда к опорным портам, аэропортам, железнодорожным станциям. Этот этап повысит мобильность населения [16].

Ещё одной задачей развития трансформации транспортной отрасли является цифровая трансформация. Цифровая трансформация отрасли ускорит внедрение новых технологий и обеспечит повышение качества транспортных услуг, позволит развить бесшовную модель транспортных перевозок включая все виды транспорта, повысит безопасность и надёжность в продвижении между видами транспорта, а также позволит снизить нагрузку на окружающую среду.

Развитие цифровой трансформации в транспортном обслуживании ощутимо повлияет на санкционный прессинг и позволит решить проблему с импортозамещением в сфере машиностроения, электроники, программного обеспечения, а в последствии позволит повысить качество жизни населения.

Итак, мы выделили три основополагающие задачи, которые повлияют на уровень экономических санкций по отношению к транспортному обслуживанию в туристской отрасли.

3. Отсутствие влияние экономических санкций на транспортное обслуживание в сфере туризма России

Отсутствие влияние экономических санкций на транспортное обслуживание в сфере туризма России, это то к чему мы стремимся и если смотреть на первый раздел данной статьи, то неплохо справляемся, а наращивание внутренней силы в стране, за счёт самостоятельного, независимого развития послужит укреплением экономического суверенитета Российской Федерации.

XXI век уже прославился веком изменений, неким толчком для продвижения и вывода из застоя некоторых сфер экономики России. Санкции делают нашу страну ещё более независимой от зарубежных технологий. Мы создаём свои тренды, которые определяют облик будущего мира. Влиянию таких трендов была подвержена индустрия внутреннего туризма и транспорт. Строительство новых транспортных коридоров дало мощный толчок развитию агломераций, через которые они прокладываются. Транспорт России переживает масштабные реформы: «умные» вагоны, комфортные автобусы, просторные и скоростные электрички. С собственных авто туристы всё чаще пересаживаются на общественный транспорт, потому что с каждым днём повышается уровень комфорта и безопасности для путешественников.

Неустойчивые условия, в которых мы находимся позволяют говорить о том, что никакие вмешательства не дадут рассыпаться российской экономике.

Не каждая стана сможет повышать упавшие экономические показатели и наладить производительные мощи в объёмах, обеспечивающих все уголки такой огромной страны.

Выводы

Существование барьеров для транспортной и в последствии туристской сферы определило выбор отечественных направлений, чем и повлекли за собой период трансформации транспортного обслуживания.

Предлагаемое обслуживание железнодорожного транспорта дают понять степень готовности данного вида транспорта к большим переменам в туристической сфере, ближайшей, раскрытой информацией является беспилотная «Ласточка», всё-таки диджитализация добралась до нас не в последнюю очередь. Это позволит перевести рабочую профессию «машинист» в новое развивающееся направление специального назначения, а все это влияет на целостные показатели уровня дохода населения.

Виртуальная реальность, голосовые помощники, терминалы самообслуживания – это всё трансформация транспортного обслуживания туристской сферы, которую мы уже ощущаем, а влияние санкций, как показывают показатели статистических данных, представленные в работе, не позволили переломить нашу страну.


Источники:

1. Въездные и выездные туристические поездки. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 22.02.2024).
2. Крылов П.М. Социально-экономические приоритеты пространственного развития (по материалам стратегий развития транспортных систем регионов россии) // Московский экономический журнал. – 2020. – № 10. – c. 10-23. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10667.
3. Крылов П.М. Проблемы реализации федеральных целевых программ в Республике Крым (транспортно-географические и логистические аспекты) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. – 2018. – № 4. – c. 80-89. – doi: 10.18384/2310-7189-2018-4-80-89.
4. Щербанин Ю.А. Транспорт России: шесть лет экономических санкций // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 3. – c. 69-81.
5. Агеев В. В. Россиян лишают перелётов в Турцию. Интернет-газета «Радиус». [Электронный ресурс]. URL: https://www.ridus.ru/rossiyan-lishayut-pereletov-v-turciyu-poddastsya-li-ankara-shantazh-mintorga-ssha-399314.html (дата обращения: 22.02.2024).
6. Дементьев В.С., Андреева А.А. Динамика въездного и выездного туризма в России в период 2014-2022 гг // Псковский регионологический журнал. – 2023. – № 1. – c. 56-72. – doi: 10.37490/S221979310023983-4.
7. Западные авиакомпании неожиданно захотели летать через Россию: "проигрывают конкуренцию". Ооо "рупостерс". [Электронный ресурс]. URL: https://ruposters.ru/news/12-12-2022/zapadnie-aviakompanii-neozhidanno-zahoteli (дата обращения: 22.02.2024).
8. Еврокомиссия призвала Россию отменить транссибирские платежи с авиакомпаний. Сетевое издание Ведомости. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2023/01/17/959272-evrokomissiya-prizvala-rossiyu-otmenit-transsibirskie-platezhi (дата обращения: 22.02.2024).
9. Статистика. Пассажиропоток. Оао «ржд». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
10. Пассажирские перевозки в дальнем следовании. Оао «ржд». [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd.ru/ (дата обращения: 22.02.2024).
11. Автопроизводители ушли, а гарантии остались. Интернет издание «За рулём» – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zr.ru/content/articles/933793-ushli-brendy-garantiya-ne-dejs/ (дата обращения: 22.02.2024).
12. АВТОВАЗ готовит облегченные комплектации автомобилей (повеяло «Жигулями»). ООО «Сеть городских порталов» – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://v1.ru/text/auto/2022/03/29/70725677/ (дата обращения: 22.02.2024).
13. Цены на иномарки установили рекорд: что будет с ценами в 2023 году. Ао «росбизнесконсалтинг». – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.autonews.ru/news/65780e3a9a79472598b09405 (дата обращения: 22.02.2024).
14. Бушуев Н.С., Мухина К.П. Развитие транспортного комплекса Российской Федерации под давлением санкций 2022 года // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2023. – № 2. – c. 267-272. – doi: 10.20295/1815-588X-2023-2-267-272.
15. Розанова Т.П. Антикризисные меры по снижению последствий влияния санкций на сферу туризма России // Управленческие науки. – 2022. – № 2. – c. 45-54. – doi: 10.26794/2304-022X-2022-12-245-54.
16. Ситкевич Д.А., Куек С.Э. Влияние санкций на динамику российского туристического рынка // Экономическое развитие России. – 2023. – № 8. – c. 66-76.

Страница обновлена: 19.04.2024 в 12:13:16