Анализ предприятий индустрии как практико-ориентированная форма обучения

Дмитриева Т.С.1, Кравцов П.А.1
1 Петрозаводский государственный университет, Россия, Петрозаводск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46552587
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Успешная деятельность предприятий определяется качеством производимых услуг [10, с. 48]. Всеми известная технология оценки качества обслуживания «Тайный гость/покупатель» используется на многих предприятиях сферы услуг. Обычно, для этого компания выделяет собственные средства сторонней организации для проведения оценки качества сервиса. [4, с. 37-38] Актуальность темы представлена новым подходом во взаимодействии предприятий сферы услуг с образовательными организациями в области реализации метода «Тайный гость» и др. в рамках образовательных дисциплин соответствующих направлений подготовки. Целью является апробация эффективности методики в рамках дисциплины «Качество туристских и экскурсионных услуг». Данный подход определяет научную новизну экспериментально полученных в рамках поездки результатов исследования, что может составлять, в том числе, новую образовательную методику. Гипотеза исследования определяется следующим: эффективная коллаборация предприятий сферы услуг и образовательных организаций возможна через практико-ориентированные формы «Тайный гость», пресс-тур. Методология исследования состоит в апробации практико-ориентированных форм обучения с применением метода «опрос».

Ключевые слова: туризм, сфера услуг, «Тайный гость», пресс-тур, образование

JEL-классификация: L83, Z31, Z32



Введение

В большинстве современных вузов используются разнообразные практико-ориентированные формы образовательной деятельности. Их эффективность заключается в формировании универсальных профессиональных качеств и умений; рефлексивных, коммуникативных, презентационных, исследовательских навыков [8, с. 62–64] (Smirnov, 2019, р. 62–64). Примером такой формы являются деловые игры. [3, с. 1–6] (Ziganshina, Gapsalamov, 2017, р. 1–6). Их суть в том, что обучающиеся могут смоделировать конкретную рабочую ситуацию и решить ее. Еще одной формой является организованная встреча с профессионалом из сферы, на которой студенты могут задать интересующие вопросы и тут же получить ответ эксперта [6, с. 96–100] (Krylova, 2016, р. 96–100).

Внедрение разнообразных практико-ориентированных форм обучения, соответствующих реалиям современного мира, – креативный процесс. Который при этом может быть выгодным для предприятий индустрии. Так, например, в рамках дисциплины «Качество ресторанных услуг» студенты могут быть отправлены на предприятие для того, чтобы оценить его по разработанным заказчиком (самим предприятием) или совместно с преподавателем критериям [5, с. 103–106] (Kalashnikov, 2019, р. 103–106).

Для кафе/ресторана, безусловно, это будет полезным, так как его будут оценивать начинающие специалисты, то есть люди, которые уже имеют теоретические знания в сфере. К тому же работа студентов может не оплачиваться, то есть значительно экономятся средства предприятия. Косвенным преимуществом станет узнаваемость предприятия в глазах молодежи, а также их дальнейший выбор данного предприятия для прохождения практики и трудоустройства.

Еще одной из форм практико-ориентированной образовательной деятельности может быть студенческий пресс-тур. Смысл его в апробации туристского маршрута представителями и экспертами отрасли. В образовательном процессе в качестве экспертов можно пригласить внешнего участника, а также ими могут быть преподаватели [2, с. 11–21].

К примеру, в Петрозаводском государственном университете удалось успешно составить и реализовать пресс-тур в рамках Международного проекта FIRST. Данный проект реализуется совместно с Республикой Финляндией уже 5 лет, в этом 2021 году тематикой проекта стал оздоровительный туризм [9].

Обучающимся был предложен оздоровительный маршрут по южному туристскому кластеру Карелии: Сортавальскому и Питкярантскому районам.

Целевая аудитория: 14 человек (12 обучающихся, 2 преподавателя)

Таблица 1

Программа поездки в рамках проекта FIRST курса «Wellness Business»

✓ 05 мая (среда)
✓ 06 мая (четверг)
✓ 07 мая (пятница)
➢ 08:00 – выезд из Петрозаводска
➢ 09:00 – завтрак в ресторане отеля
➢ 09:00 – завтрак в кафе «Сытый Лис»
➢ 12:00 – прибытие в г. Сортавала, обед в кафе «Релакс»
➢ 10:00 – лекция о питании в «Сердоболь»
➢ 09:30 – выезд в Карельский Зоопарк
➢ 13:30 – веревочный парк при парк-отеле «Дача Винтера» (п. Тарулинна)
➢ 11:30 – посещение с экскурсией Минерал-центра Северного Приладожья
➢ 11:30 – посещение Карельского зоопарка.
➢ 18:00 – ужин в кафе «Каунис», заселение в отель «Каунис»
➢ 13:00 – обед в ресторане «Пийпун Пиха»
➢ 12:30 – выезд на обед

➢ 14:00 – мастер-класс по приготовлению органической косметики
➢ 14:00 – обед в кафе «Приладожье»

➢ 15:30 – мастер-класс по скандинавской ходьбе в городском парке г. Сортавала
➢ 16:00 – отправление в Петрозаводск

➢ 17:00 – отправление на базу Ладога Фьорд (Белые мосты), заселение
➢ 20:00 – прибытие в Петрозаводск
Источник: составлено авторами.

Данная программа составлена с учетом возможности онлайн-бронирования у каждого предприятия, максимальной стоимости, а также исходя из количества участников проекта. При калькуляции себестоимость тура для 14 участников равнялась 190 000 руб. С учетом реализации тура через турагентство – стоимость тура будет равна 209 000 руб. Таким образом, стоимость трехдневного тура для одного участника составит приблизительно равна 15 000 руб.

Исходя из результатов опроса, проведенного для участников тура, была составлена сравнительная таблица, где экспертами и участниками выставлялись баллы. Максимально по каждому критерию можно было получить 5 баллов (все отлично), минимально – 0 (все очень плохо). Критерии были разработаны участниками тура, в них вошли такие критерии, как: дизайн интерьера/экстерьера, сервис, инфраструктура (наличие/отсутствие), качество продукта/услуги, экологичность (использование экорешений и экотехнологий), стоимость (соответствие всех вышеупомянутых критериев стоимости услуги) [7 c. 107–111; 1, с. 135–137] (Kundrat, 2010, р. 107–111; Vintaykina, Fael, 2019, р. 135–137). Итоговые средние оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка предприятий в рамках пресс-тура

Организация/локация
Средняя оценка эксперта
Средняя оценка участника
Кафе «Релакс»
4,5
3,8
Веревочный парк «Тарулинна» (парк-отель «Дача Винтера»)
5
4,8
Кафе «Каунис»
4,5
4
Отель «Каунис»
4
4,2
Молодежный центр «Сердоболь»
5
5
Минерал-центр Северного Приладожья
5
5
Ресторан «Пийпун Пиха»
5
4,8
Гостевой дом «Ладога Фьорд»
3,5
3,6
Кафе «Сытый лис»
3,5
3,6
Карельский зоопарк
5
4,8
Кафе «Приладожье»
5
4,8
Транспортные услуги
5
5
Источник: составлено авторами.

Общая итоговая оценка тура от экспертов равна 4,57, от участников – 4,45. Полученные результаты могут быть использованы предприятиями, а также турфирмой, разрабатывающей и реализовывающий тур. В расширенной версии таблицы размещены также комментарии участников, которые могут быть полезны. Данная методика была успешно апробирована, обе стороны процесса положительно оценивают результат.

Заключение

Таким образом, авторами предлагается коллаборация предприятий сферы услуг и образовательных учреждений, в частности работающих и обучающих в сфере туризма, для реализации практико-ориентированных форм образовательной деятельности. К ним могут относиться метод «Тайный гость», пресс-тур. Были выявлены проблемы на предприятиях сферы услуг, в частности в области качества. Решение данной проблемы возможно в том числе с помощью эффективной подготовки кадров для сферы туризма, сферы услуг.

Совместная работа дает ряд преимуществ обеим сторонам. Преимуществами могут быть:

1. Качественная оценка предприятия.

2. Подготовка практико-ориентированных кадров.

3. Экономия средств предприятий сферы услуг.

4. Повышение уровня трудоустройства выпускников.

Дальнейшие исследования данной тематики возможны в области расширения форм взаимодействия с предприятиями-работодателями, поиске новых форм улучшения качественного взаимодействия.


Источники:

1. Винтайкина Е.В., Фаель Л.М. Применение программы «Тайный гость» с целью контроля деятельности отелей // Образование. Наука. Научные кадры. – 2019. – № 1. – c. 135-137.
2. Замотохина М.А., Половникова О.В. Пресс-тур как инструмент связей с общественностью. / методическое пособие / Под редакцией И.Н. Макаровой. - Омск. – 2013 c.
3. Зиганшина Н.И., Гапсаламов А.Р. Практико-ориентированные формы организации занятий в среднем профессиональном образовании на примере Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука // Интернет-журнал «Мир науки». – 2017. – № 2.
4. Калашников А.В. Контроль качества в ресторанном бизнесе с помощью системы «Тайный гость» // Социально-экономические и правовые основы развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. – c. 37-39.
5. Калашников А.В. О важности сценариев в проведении контроля по системе «Тайный гость» // Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XX Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019. – c. 103-106.
6. Крылова Е.В. Практико-ориентированное обучение как один из возможных вариантов практико-ориентированной системы образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. – 2016. – № 1. – c. 96-100.
7. Кундрат И.В. Оценка критериев эффективности предприятий сферы услуг общественного питания // Экономические науки. – 2010. – № 70. – c. 107-111.
8. Смирнов А.Ю. Формирование профессиональных и социальных компетенций студентов посредством использования практико-ориентированных подходов к процессу обучения профессиональных модулей // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2019. – c. 62-64.
9. Студенты ПетрГУ посетили Сортавальский и Питкярантский районы. [Электронный ресурс]. URL: https://petrsu.ru/news/2021/95471/studenty-petrgu-pose (дата обращения: 08.08.2021).
10. Шабалин В.В. Практико-ориентированный подход в вузовской подготовке работников для ресторанного бизнеса // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: материалы XIII Международной научно-практической конференции. 2017. – c. 47-50.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:05