Подходы к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте

Кошелева Т.Н.1,2, Митрофанов С.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 1 (Январь 2024)

Цитировать:
Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В. Подходы к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 1. – С. 139-154. – doi: 10.18334/epp.14.1.120156.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=60003966

Аннотация:
В статье обоснована необходимость рассмотрения инструментов и механизмов повышения эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания и предложено сделать акцент на сфере транспорта, как достаточно востребованной. В статье в качестве подходов к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, авторы рассматривают аспект применения комплексного подхода, объединяющего одновременное внедрение принципов интенсификации процесса производства и оказания услуг, учитывающих принципы бережливого производства, принципы поддержания конкурентоспособности и постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний, запуска активного тайм-менеджмента и реализации принципов контроллинга в сервисных компаниях. Обоснованы форматы выстраивания уровней оптимизации организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте. В статье была рассмотрена научная проблема теоретического обоснования понятий «оптимизация процессов организации труда в сфере сервисного обслуживания» и методической разработки подхода к выделению критериев «рациональности» организации и, в результате, выявления несоответствий возможностей сервисных и транспортных компаний достигнутому уровню и реализуемых форм организации труда, формулирования проблем и предложения направлений их решения. В качестве аспектов научной новизны авторы сформулировали основные элементы организации такого своеобразного производственного процесса как сервисное обслуживание на транспорте, определяющие возможности воздействия на динамические процессы эффективности его организации; выделели и структурировали основные особенности функционирования основных элементов, определяющих возможности воздействия на динамические процессы эффективности сервисных организаций в транспортной сфере; разработали и раскрыли принципы организации бережливого сервисного обслуживания. Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций, а также специалистам по организации труда компаний сервисного обслуживания на транспорте.

Ключевые слова: сервисное обслуживание; сфера транспорта; эффективность организации труда; принципы интенсификации процесса оказания услуг; оптимизация сервисных процессов; динамические процессы эффективности сервисных организаций; технологии искусственного интеллекта

JEL-классификация: L90, L91, O18, R40



Введение

Сфера сервисного обслуживания в настоящее время требует повышенного внимания с позиции активизации направлений повышения эффективности организации труда в связи с проникновением во все сферы нашей жизни цифровых технологий, расширения возможностей интернет-технологий, особенно в пространстве непосредственного взаимодействия потребителей с сервисными компаниями. В связи с обоснованием актуальности рассмотрения инструментов и механизмов повышения эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания, авторы предлагают сделать акцент на сфере транспорта, как достаточно востребованной в нашей необъятной стране.

В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к формам и видам повышения эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, а именно подходы Бразевича Д. С. [2, с. 138-146], Грозовской, Е. В. [3, с. 3381-3396; 4, 1887-1900], Ксенофонтовой Т. Ю. [с. 9, 85-89; 10, с. 258-260], Отверченко Л. Ф. [18, с. 1253-1268] и др. , а также предложены и обоснованы методические подходы к направлениям повышения эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте в работах Дмитриева А. Д. [5], Королевой Е. А. [8, с. 1229-1244], Мордовца В. А. [16, с. 92; 17, с. 90-94], Рылина С. И. [19, с. 337-341; 20, с. 399-404], Угольниковой О. Д. и Мордовца В.А. [21, с. 105-110].

Основной целью данной статьи выступает разработка подходов к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, в рамках которых авторы рассматривают применение комплексного подхода к процессу повышения эффективности организации труда, объединяющего одновременное внедрение принципов интенсификации процесса производства и оказания услуг, учитывающих принципы бережливого производства, принципы поддержания конкурентоспособности и постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний, запуска активного тайм-менеджмента и реализации принципов контроллинга в сервисных компаниях на реальных и на виртуальных рынках, а также использование технологий искусственного интеллекта с включением в процесс организации сервисной деятельности виртуальных помощников. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке подходов к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, включающих комплексный подход к процессу повышения эффективности организации труда, объединяющий, кроме принципов интенсификации процесса сервисного обслуживания в транспортной сфере также и принципы бережливого сервисного обслуживания, принципы поддержания конкурентоспособности, постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний, запуска активного тайм-менеджмента, реализации принципов контроллинга в сервисных компаниях, включающий в себя основные элементы организации сервисного обслуживания в условиях возможности воздействия на динамические процессы эффективности его организации с выделенными и детализированными особенностями функционирования предложенных основных элементов, конкретизацию принципов организации бережливого сервисного обслуживания, а также уточнением форматов выстраивания уровней оптимизации организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости разработки комплексного подхода к процессу повышения эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте на основе разработки принципов бережливого сервисного обслуживания, разработки основных элементов организации сервисного обслуживания в условиях возможности воздействия на динамические процессы эффективности его организации с учётом выделенных и детализированных особенностей функционирования предложенных основных элементов, учитывающих внедрение технологий искусственного интеллекта и роботов-помощников в процессе повышения эффективности организации труда в области сервиса в транспортной сфере.

Основная часть

Особенности организации труда в сфере сервисного обслуживания в транспортной отрасли состоят в том, что транспортная сфера непосредственно не изготавливает продукцию, а только лишь принимает активное участие в ее формировании, снабжая изготовителей последней сырьем, оснащением, а также доставляя готовую продукцию покупателю [15, с. 55-60]. Транспортные расходы включают в первоначальную стоимость продукта. В определенных отраслях транспортные расходы весьма внушительны, к примеру, в лесной, нефтяной промышленности, где они имеют все шансы достигать 30% себестоимости продукта.

Рассмотрение процессов повышения эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте авторы предлагают начать с исследования подходов к понятию оптимизация процессов организации труда в сфере сервисного обслуживания, под которым авторы предлагают понимать достаточно рациональную организацию выстраивания технологических процессов обслуживания в сфере непосредственного взаимодействия с потребителями, в сфере интернет – взаимодействия и в сфере комбинированных алгоритмов обслуживания [4, с. 1887-1900; 6], где критериями «рациональности» организации авторы предлагают уровень удовлетворённости потребностей потребителей – от «полной реализации потребностей» и до «не удовлетворённости» и соотносить критерий «достаточности» в рамках формирования рациональной организации выстраивания технологических процессов с техническими и ресурсными возможностями сервисных компаний транспортной сферы в плане удовлетворения потребностей клиентов. Оптимизацию механизма организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, кроме как с позиции повышения качества процесса обслуживания, предложено рассматривать с точки зрения выявления несоответствий возможностей сервисных и транспортных компаний достигнутому уровню и реализуемых форм организации труда, постановки проблем и их решения в направлении интенсификации процесса производства и совершенствования качества оказания услуг, учитывающих принципы бережливого производства, принципы поддержания конкурентоспособности и постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний, а также запуска активного тайм-менеджмента и реализации принципов контроллинга в сервисных компаниях [15, с. 55-60; 18, с. 1253-1268; 21, с. 105-110].

Исследование подходов к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте целесообразно начать с рассмотрения составных элементов механизма организации труда в сфере сервисного обслуживания. Среди основных элементов, определяющих возможности воздействия на динамические процессы эффективности организации такого своеобразного производственного процесса как сервисное обслуживание на транспорте целесообразно выделить следующие составляющие организационного процесса, как организация бережливого сервисного обслуживания, конкурентная борьба за потребителя с помощью оптимизации производственных сервисных процессов, обновление на цифровой основе маркетинговой стратегии сервисных компаний, реализация активного тайм-менеджмента с включением в его процессы самих потребителей, использование в цифровой плоскости механизмов контроллинга в сервисных компаниях [1, с. 125-133; 17, с. 90-94; 19, с. 337-341; 20, с. 399-404].

Особенности функционирования основных элементов, определяющих возможности воздействия на динамические процессы эффективности сервисных организаций в транспортной сфере целесообразно рассмотреть отдельно. К основным особенностям организации бережливого сервисного обслуживания целесообразно отнести следующие: ускорение сервисных бизнес-процессов за счёт исключительно использования и внедрения в бизнес-процессы технологий искусственного интеллекта; тотальный контроль за качеством обслуживания и удовлетворения потребностей потребителей с выявлением потерь времени, новых потребностей клиентов и использованием новых технических и технологических возможностей интернет бизнес-пространства; упрощение и оптимизация сервисных бизнес-процессов, в том числе и в интернет пространстве, включая и сокращение управленческих уровней [3, с. 3381-3396; 5]. Главное, на что направлена организация бережливого сервисного обслуживания – это качество услуг, в том числе и самого процесса производства услуг и обслуживания, а также излишние затраты ресурсов в том числе времени и трудозатрат, определяемых потерями в связи с недостаточной управляемостью, низкой квалификацией и отсутствием управленческих профессиональных компетенций и потерями информационных данных в интернет бизнес-пространстве [5]. А такие элементы сервисных бизнес-процессов, как составление карты процесса, организации сбора данных о времени, отклонениях и сложности сервисного процесса и др., передать в управление техническому помощнику с искусственным интеллектом [5].

Среди особенностей следующего элемента механизма организации труда в сфере сервисного обслуживания - конкурентной борьбы за потребителя с помощью оптимизации производственных сервисных процессов, целесообразно выделить – рациональное распределение ресурсов с учётом специфики сервисной компании без переноса общих механизмов описания и объяснения производственных процессов с соблюдением алгоритма и последовательности выполнения элементов сервисного обслуживания при том, что руководство сервисной компании достаточно жёстко контролирует их выполнение. В рамках проведения оптимизации производственных сервисных процессов чаще всего выделяют следующие поэтапные мероприятия [2, с. 138-146; 11, с. 179-187; 12, с. 135-138]: зонирование наиболее рационального размещения реализации сервисных процессов; построение так называемого «дерева потерь» ресурсов (времени и трудозатрат (потери качества, сервисные процессные потери, недозагрузка мощностей) с чётким учётом возникающих мест потерь в процессе сервисного обслуживания; оценка эффективности проведённых мероприятий по оптимизации производственных сервисных процессов; определение наиболее и наименее эффективных элементов оптимизации производственных сервисных процессов, т.е. проведение стратификации на любых этапах и по любому элементу сервисного процесса любой услуги. [7; 13, с. 59-63].

В числе основных особенностей цифрового обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний целесообразно выделить следующие особенности функционирования: расширение продвижения услуг сервисных компаний как на реальных, так и на виртуальных рынках, и с использованием преимуществ включения в процесс продвижения виртуальных помощников с использованием искусственного интеллекта. Среди особенностей внедрения активного тайм-менеджмента в сервисные производственные процессы можно выделить возможности оптимизации времени на производство и оказание услуг благодаря использованию преимуществ удалённого обслуживания с включением виртуальных сервис-помощников – чат-ботов - и подключением к выбору самих услуг, а также формы и виды обслуживания в удалённом формате самих потребителей.

В числе рассмотрения особенностей использования в цифровой плоскости элементов контроллинга в сервисных компаниях необходимо выделить [9, с. 85-89; 14, с. 713-724; 16, с. 92]: целевая составляющая (выравнивание и приведение к единому формату целей в цифровой плоскости и в реальной сфере взаимодействия с потребителями); сбор и обработка информационных источников (унификация методов и критериев оценки деятельности организации в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы контроля и учёта взаимодействия с потребителями); система планирования (координация, агрегирование процесса планирования по временно-содержательному факторам и определение критериев оценки планов на полноту и реализуемость в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы планирования взаимодействия с потребителями); система контроля и регулирования (разработка и определение допустимых границ отклонений контролируемых величин в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы обслуживания потребителей); информационная составляющая (оценка эффективности функционирования информационной системы обслуживания в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания взаимодействия с потребителями); качество и эффективность всей системы контроллинга (выбор критериев оценки и методика оценки эффективности функционирования системы контроллинга обслуживания в цифровой плоскости и в реальной сфере).

Эффективность организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте определяется, в первую очередь, соблюдением принципов составных элементов механизма организации труда в сфере сервисного обслуживания. Рассмотрим основные принципы выделенных авторами основных элементов. Авторы предлагают сформулировать следующие принципы организации бережливого сервисного обслуживания [8, с. 1229-1244] – систематичность бесперебойного функционирования создания ценности обслуживания (систематический учёт и контроль бесперебойного функционирования оборудования и компьютерных систем обслуживания потребителей в целях создания ценности для потребителя); эффективность функционирования в процессе организации потока обслуживания в рамках создания ценности для потребителя (оценка эффективности организации рабочего места специалиста сервисной компании, как в цифровой плоскости, так и в реальной среде в процессе организации потока обслуживания в рамках создания ценности для потребителя); сокращение не производительных потерь (устранение не производительных потерь всех видов ресурсов, в том числе потерь времени и трудозатрат, благодаря использованию в цифровой плоскости технологий искусственного интеллекта, а в реальной среде – технологий роботов - помощников, в первую очередь, в сфере информационной поддержки); календарное регулирование непрерывности обслуживания (позадачное планирование и диспетчирование процесса обслуживания, как в цифровой плоскости, так и в реальной среде в соответствии с разработанным календарным графиком и учётом причин возможных отклонений в связи с проявлениями технических и технологических рисков неполадок технологий искусственного интеллекта (в цифровой плоскости) и технологий роботов – помощников (в реальной среде обслуживания)); наглядности процессов обслуживания (демонстрация полного протекания всех элементов процесса обслуживания потребителей в реальном режиме, как в цифровой плоскости, так и в реальной среде).

Уровни оптимизации организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте можно представить на первичном уровне в формате преобразования исходной (классической) формы организации труда, целью которой может выступать улучшение алгоритма её реализации как в цифровой плоскости, так и в реальной среде обслуживания потребителей. Следующим уровнем оптимизации организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте также можно представить в формате преобразования результирующей объектной формы организации труда (производной от исходной формы и дополненной технологиями искусственного интеллекта в цифровой плоскости и технологиями применения роботов – помощников - в реальной среде обслуживания), характеризующей качественно иные формы оптимизации процесса обслуживания за счёт применения и активизации интерактивных технологий интернет-пространства, воздействующих и ускоряющих обслуживание также и в реальном времени [10, с. 258-260].

Для наглядности предложенных аспектов, все элементы системы эффективности организации труда на предприятии сферы транспорта представлены в таблице 1.

Таблица 1. Комплексный подход к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте (разработано авторами)

Повышение эффективности труда в сфере сервиса на транспорте
Элементы
Задачи
Принципы бережливого производства
-интенсификация процесса производства и оказания услуг
- ускорение сервисных бизнес-процессов за счёт исключительно использования и внедрения в бизнес-процессы технологий искусственного интеллекта;
- контроль за качеством обслуживания и удовлетворения потребностей потребителей с выявлением потерь времени;
- упрощение и оптимизация сервисных бизнес-процессов в том числе и в интернет пространстве, включая и сокращение управленческих уровней.
Принципы поддержания конкурентоспособности
- конкурентная борьба за потребителя с помощью оптимизации производственных сервисных процессов
- рациональное распределение ресурсов с учётом специфики сервисной компании;
- дерево потерь ресурсов (времени и трудозатрат (потери качества, сервисные процессные потери, недозагрузка мощностей) с чётким учётом возникающих мест потерь в процессе сервисного обслуживания;
- оценка эффективности проведённых мероприятий оптимизации производственных сервисных процессов;
- стратификация на любых этапах и по любому элементу сервисного процесса любой услуги.
Принципы постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний
- расширение продвижения услуг сервисных компаний как на реальных, так и на виртуальных рынках;
- использование искусственного интеллекта;
- упрощение и оптимизация сервисных бизнес-процессов в том числе и в интернет пространстве, включая и сокращение управленческих уровней.
Запуск активного тайм-менеджмента
- реализация активного тайм-менеджмента с включением в его процессы самих потребителей;
- оптимизация времени на производство и оказание услуг благодаря использованию преимуществ удалённого обслуживания.
Реализации принципов контроллинга в сервисных компаниях.
- использование в цифровой плоскости механизмов контроллинга:
целевая составляющая; сбор и обработка информационных источников;
- координация, агрегирование процесса планирования по временно-содержательному факторам и определение критериев оценки планов на полноту и реализуемость в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы планирования взаимодействия с потребителями).
Выводы

Таким образом, в качестве подходов к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, авторы, в предлагаемой статье в качестве основного предложения рассматривают аспект применения комплексного подхода, объединяющего одновременное внедрение принципов интенсификации процесса производства и оказания услуг, учитывающих принципы бережливого производства, принципы поддержания конкурентоспособности и постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний, запуска активного тайм-менеджмента и реализации принципов контроллинга в сервисных компаниях. Также авторы пришли к следующим выводам:

- исследованы подходы к понятию «оптимизация процессов организации труда в сфере сервисного обслуживания» и предложена авторская трактовка данного понятия (уровень достаточности рациональной организации выстраивания технологических процессов обслуживания в сфере непосредственного взаимодействия с потребителями, в сфере интернет – взаимодействия и в сфере комбинированных сетей обслуживания);

- предложен авторский подход к выделению критериев «рациональности» организации, т.е. к уровню удовлетворённости потребностей потребителей – от «полной реализации потребностей» и до «не удовлетворённости» и рассмотрена возможность соотносить критерий «достаточности» в процессе формирования рациональной организации технологических процессов с техническими и ресурсными возможностями сервисных компаний транспортной сферы;

- предложено рассматривать оптимизацию механизма организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте, не только с позиции повышения качества процесса обслуживания, но и с точки зрения выявления несоответствий возможностей сервисных и транспортных компаний достигнутому уровню и реализуемых форм организации труда, постановки проблем и их решения (интенсификация процесса производства и совершенствования качества оказания услуг, которые способны будут учитывать принципы бережливого производства, принципы поддержания конкурентоспособности и постоянного обновления маркетинговой стратегии сервисных компаний, а также запуск активного тайм-менеджмента и реализацию принципов контроллинга в сервисных компаниях транспортной сферы);

- сформулированы основные элементы организации такого своеобразного производственного процесса как сервисное обслуживание на транспорте, определяющие возможности воздействия на динамические процессы эффективности его организации (организация бережливого сервисного обслуживания, конкурентная борьба за потребителя на основе оптимизации производственных сервисных процессов, обновление на цифровой основе маркетинговой стратегии сервисных компаний, реализация активного тайм-менеджмента с активным включением самих потребителей, использование в цифровой плоскости механизмов контроллинга в сервисных компаниях);

- выделены и структурированы основные особенности функционирования основных элементов, определяющих возможности воздействия на динамические процессы эффективности сервисных организаций в транспортной сфере:

а) ускорение сервисных бизнес-процессов за счёт исключительно использования технологий искусственного интеллекта; тотальный контроль за качеством обслуживания и удовлетворения потребностей потребителей с выявлением новых потребностей клиентов и использованием новых технических и технологических возможностей интернет бизнес-пространства;

б) упрощение и оптимизация сервисных бизнес-процессов, включая и сокращение управленческих уровней (организация бережливого сервисного обслуживания);

в) рациональное распределение ресурсов с учётом специфики сервисной компании; зонирование наиболее рационального размещения реализации сервисных процессов; построение «дерева потерь» ресурсов (времени и трудозатрат в процессе сервисного обслуживания);

г) оценка эффективности проведённых мероприятий по оптимизации производственных сервисных процессов; проведение стратификации на любых этапах и по любому элементу сервисного процесса любой услуги (конкурентная борьба за потребителя с помощью оптимизации производственных сервисных процессов);

д) расширение продвижения услуг сервисных компаний на реальных и на виртуальных рынках с включением в процесс продвижения виртуальных помощников с использованием искусственного интеллекта (обновление маркетинговой стратегии сервисных компаний);

е) возможность оптимизации времени на производство и оказание услуг с включением виртуальных сервис-помощников и форма и виды обслуживания в удалённом формате самих потребителей (активный тайм-менеджмент в сервисных производственных процессах);

ж) выравнивание и приведение к единому формату целей в цифровой плоскости и в реальной сфере взаимодействия с потребителями; унификация методов и критериев оценки деятельности организации в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы контроля и учёта взаимодействия с потребителями; координация, агрегирование процесса планирования по временно-содержательному факторам и определение критериев оценки планов на полноту и реализуемость в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы планирования взаимодействия с потребителями; разработка и определение допустимых границ отклонений контролируемых величин в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания системы обслуживания потребителей; оценка эффективности функционирования информационной системы обслуживания в цифровой плоскости и в реальной сфере выстраивания взаимодействия с потребителями; выбор критериев оценки и методика оценки эффективности функционирования системы контроллинга обслуживания в цифровой плоскости и в реальной сфере (элементы контроллинга в цифровой плоскости);

- разработаны и раскрыты принципы организации бережливого сервисного обслуживания – систематичность бесперебойного функционирования создания ценности обслуживания; эффективность функционирования в процессе организации потока обслуживания в рамках создания ценности для потребителя; сокращение не производительных потерь; календарное регулирование непрерывности обслуживания; наглядности процессов обслуживания;

- обоснованы форматы выстраивания уровней оптимизации организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте (формат преобразования исходной формы организации труда, на основе улучшения алгоритма её реализации как в цифровой плоскости, так и в реальной среде обслуживания потребителей; формат преобразования результирующей объектной формы организации труда - производной от исходной формы и дополненной технологиями искусственного интеллекта в цифровой плоскости и технологиями применения роботов).


Источники:

1. Аверин К.Л., Кошелева Т.Н. Подходы к бизнес-модели повышения эффективности на основе использования систем электронного документооборота // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 125-133.
2. Бразевич Д.С., Митрофанов С.В. Анализ экономических показателей функционирования и развития туристской отрасли РФ в условиях экономического кризиса // Сервис в России и за рубежом. – 2020. – № 2(89). – c. 138-146. – doi: 10.24411/1995-042X-2020-10212.
3. Кошелева Т.Н., Грозовская Е.В. Методические подходы к ускорению цифровых изменений и внедрению технологий искусственного интеллекта в процессе сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3381-3396. – doi: 10.18334/epp.13.9.118691.
4. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1887-1900. – doi: 10.18334/epp.12.7.115080.
5. Дмитриев А.Д., Баркова Н.Ю. Применение метода бережливого производства в сфере услуг // Вестник университета. – 2019. – № 7. – c. 94-99. – doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-94-99.
6. Информационный портал учебного курса (дисциплины) «Оптимизация технологических и организационных процессов производства продукции индустрии питания». Sites.google.com. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/view/processes-food-industry/1-1-понятие-оптимизации (дата обращения: 15.10.2023).
7. Как оптимизировать производство: пошаговый план. Veshk.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://veshk.ru/blog/1350?ysclid=lnkhzv9a8z746653407 (дата обращения: 10.10.2023).
8. Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В., Королёва Е.А. Экономико-правовые аспекты обеспечения безопасного обслуживания в сфере воздушного транспорта // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 4. – c. 1299-1244. – doi: 10.18334/epp.12.4.114462.
9. Ксенофонтова Т.Ю., Кошелева Т.Н., Коклева Н.Е. К вопросу о применении инновационных технологий в сфере оказания транспортных услуг в условиях цифровой экономики // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: Сборник научных трудов Национальной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 85-89.
10. Кошелева Т.Н., Ксенофонтова Т.Ю. Методические аспекты моделирования уровней готовности сервисных компаний транспортной сферы к оказанию услуг в цифровой среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2022. – № 10. – c. 258-260. – doi: 10.23672/z2034-4594-8534-l.
11. Кошелева Т.Н. Механизм оценки эффектов стратегического партнёрства для устойчивого цифрового развития транспортных структур и предприятий сферы транспортного обслуживания // Экономика и управление. – 2023. – № 2. – c. 179-187. – doi: 10.35854/1998-1627-2023-2-179-187.
12. Кошелева Т.Н. Некоторые подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте // Проблемы современной экономики. – 2023. – № 1(85). – c. 135-138.
13. Кошелева Т.Н. Исследование подходов к управлению изменениями в системе умного производства сферы транспортного обслуживания в цифровом пространстве // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества: Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием. Уфа, 2023. – c. 59-63.
14. Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 713-724. – doi: 10.18334/et.7.8.110722.
15. Кошелева Т.Н., Митрофанов С.В. Проблемы развития авиакомпаний и возможные пути их решения // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. – c. 55-60.
16. Мордовец В.А., Малых Е.Б., Кяримова А.Д. и др. Обеспечение стратегической устойчивости предпринимательских структур при внедрении цифровых технологий с учётом инновационных приоритетов. / Монография. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2023. – 92 c.
17. Кошелева Т.Н., Мордовец В.А. Система управления инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1(291). – c. 90-94. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
18. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1253-1268. – doi: 10.18334/et.10.8.118717.
19. Рылин С.И., Кошелева Т.Н. Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого развития предприятия с учётом применения элементов маркетинга // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. – c. 337-341.
20. Рылин С.И., Кошелева Т.Н. Подходы к формированию устойчивого развития производственной системы // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. – c. 399-404.
21. Мордовец В.А., Угольникова О.Д., Кошелева Т.Н. Система цифровой профессиональной переподготовки как фактор минимизации рисков управления человеческими ресурсами // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. – № 3(61). – c. 105-110.

Страница обновлена: 07.02.2024 в 10:39:48