Принципы формирования пула акторов цифровой предпринимательской экосистемы

Завьялов Д.В.1, Завьялова Н.Б.1, Сагинова О.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать:
Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б., Сагинова О.В. Принципы формирования пула акторов цифровой предпринимательской экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 967-982. – doi: 10.18334/epp.13.4.117493.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135017
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Исследование процессов развития сферы товарного обращения в условиях цифровой экономики выявили несколько трендов, к наиболее значимым из которых следует отнести сетевизацию и формирование цифровых предпринимательских экосистем. Растущая глобальная конкуренция вынуждает предпринимателей стремиться к повышению эффективности через сотрудничество с другими компаниями. Однако насколько хорошо компании смогут объединять и скоординировать свою ценностную деятельность между собой во многом зависит от подходов к формированию пула участников экосистемы и организации их взаимодействия. Предложенный в статье алгоритм позволяет составить рейтинг потенциальных акторов экосистемы с использованием механизма оценки возможностей компаний, задействованных в различных областях сферы товарного обращения, и их соответствия единому подходу экосистемы в реализации принципов устойчивого развития.

Ключевые слова: предпринимательская экосистема, акторы экосистемы, цифровая платформа, сфера товарного обращения, информационные технологии

JEL-классификация: O14, O25, R11, R12, R13

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Российская экономика в настоящее время переходит на формирование цифровых экосистем, которые расширяют возможности предпринимательских структур по удовлетворению потребительских предпочтений [1,2]. Концепция экосистемы включает акторов как непосредственно, так и косвенно вовлеченных в цепочку создания ценности, взаимодействующих между собой и с потребителями посредством цифровых платформ или интегрированных ИТ-решений, что позволяет предоставлять широкий спектр товаров и услуг в соответствии с потребительскими предпочтениями. В сфере товарного обращения потребителями товаров и услуг кроме конечных покупателей выступают также компании, присутствующие в цепочке добавленной стоимости. В этом случае высока роль экосистем как интеграторов, предоставляющих условия и технологии для взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности в различных областях экономики [5,9,10,11,12].

В настоящее время существующие экосистемы на базе платформенных решений развивают сервисы для удовлетворения одной или нескольких потребностей пользователей (финансовые продукты, аренда жилья, розничная и/или оптовая торговля, закупки товаров и услуг и др.) [3,4]. Организаторы цифровых экосистем ориентированы на привлечение акторов на этапе становления и постоянном увеличении клиентской базы. Сами акторы в большей степени заинтересованы в получении прибыли. При этом острой остается проблема устойчивого развития и конкурентоспособности всей системы товародвижения. Цифровые предпринимательские экосистемы могут существенно повлиять на эти процессы за счет формирования пула акторов, разделяющих мировозренченские подходы о необходимости сохранения окружающей среды и реализации социально ответственной политики. В этой связи вопрос формирования пула акторов при создании предпринимательской экосистемы в сфере товарного обращения является чрезвычайно важным, что определяет актуальность данного исследования.

Целью данного исследования разработка методики подбора и развития акторов цифровой предпринимательской экосистемы в сфере товарного обращения. Эта область является малоизученной. Многочисленные исследования международного научного сообщества по формированию методологии управления взаимодействием акторов, разработке форматов, стандартов и кодексов, которые компании могут выбрать для управления процессом взаимодействия со стейкхолдерами, направлены на увеличение степени вовлеченности заинтересованных лиц, тогда как существенным является принцип отбора акторов по принципу единства их позиции области устойчивого развития, что определяет новизну исследования.

Концептуальная модель предпринимательской экосистемы в сфере товарного обращения

Вопросам формирования предпринимательских экосистем в настоящее время академическое сообщество уделяет значительное внимание. Исследования сосредоточены на этимологических основах развития предпринимательских структур [8,9,10,11], региональных или отраслевых особенностях формирования цифровых экосистем [15,16,17,18,19], инновационной составляющей платформенных подходов к развитию предпринимательства [17,6]. Особое значение придается интеграционным свойствам цифровых платформ как механизма развития деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса [7,12]. Снижение затрат за счет возможности доступа к ресурсам компаний-акторов цифровых экосистем (совместное использование), повышение конкурентоспособности предприятий малого и среднего бизнеса, возможность расширения клиентской базы ‒ все эти возможности экосистем в значительной стени способствуют развитию предпринимательства. При этом сама предпринимательская структура на базе платформенных решений может рассматриваться как квазиинтегрированная ‒ объединение юридически независимых фирм, каждая из которых имеет отдельную форму собственности и, как правило, не имеет рыночной власти [12].

Концептуальная модель предпринимательской экосистемы в соответствии с цепочкой добавленной стоимости в сфере товарного обращения (Рисунок 1) может быть представлена как интеграция нескольких ИТ-решений, ориентированных на предоставление сервисов для удовлетворения потребностей потребителей товаров и услуг с возможностью взаимодействия предпринимательских структур на единой платформе (Рисунок 2).

Рисунок 1 ‒ Цепочка создания добавленной стоимости в сфере товарного обращения

Источник: составлено авторами

Маркетинговый конур обеспечивает выполнение основных бизнес-процессов по обслуживанию потребителей ‒ закупки, продажи и анализ данных по результатам хозяйственной деятельности, включая интеллектуальный анализ данных. Потребитель фактически является заказчиком для всех акторов предпринимательской экосистемы и формирует спрос на сервисы платформы.

Создание эффективной предпринимательской экосистемы требует формирования определенного пула компаний-акторов для достижения целей экосистемы и ее участников. В зависимости от формы организации экосистемы выделяют открытые и закрытые экосистемы [20].

Рисунок 2 – Концептуальная модель предпринимательской экосистемы в сфере товарного обращения

Источник: разработано авторами

Открытые экосистемы используют публичные недискриминационные критерии присоединения участников, а оператор не ограничивает внутреннюю конкуренцию поставщиков продуктов. В закрытых экосистемах решение о присоединении участников принимается оператором в непубличном режиме, он же определяет уровень внутренней конкуренции поставщиков продуктов. Возможна реализация и гибридных систем, объединяющих свойства открытых и закрытых экосистем.

При этом вне зависимости от формы организации предпринимательской экосистемы необходим анализ состава организаций-участников, что позволит снизить риски монополизации рынков, оценить выгоды акторов и потребителей, определить уровень конкуренции для возможности работы производителей и других участников рынка, находящихся вне экосистемы.

Оценка и выбор акторов сетевой предпринимательской структуры

В практике сетевых предпринимательских структур, сформированных на базе платформенных решений, центральную позицию занимает организатор экосистемы, в качестве которого может выступать как предпринимательская компания, лидирующая на рынке товаров и услуг, так и владелец платформенных решений [14]. Управление сетевым взаимодействием на стратегическом, тактическом и операционном уровнях выполняется компанией-организатором и является одной из важнейших задач, поскольку эффективность взаимодействия определяет устойчивое развитие как экосистемы в целом, так ее участников, обеспечивает лучшее управление рисками и репутацией, способствует объединению ресурсов (знания, кадры, финансы, технологии) и формированию доверительных отношений между акторами, позволяет комплексно оценивать внешнюю бизнес-среду, выявляя новые стратегические возможности.

В мировом сообществе сформировано ряд стандартов и кодексов для управления взаимодействием стейкхолдеров компаний с целью обеспечения устойчивого развития [21,22,23]. Значительная часть документов носит концептуальный или рамочный характер и не дает ответа на вопросы в конкретных областях, однако оказывается чрезвычайно полезной в организации системы взаимодействия акторов экосистемы. Изложенные в работах рекомендации были использованы для разработки алгоритма организации взаимодействия акторов сетевой предпринимательской экосистемы, представленного на рисунке 3.

На первом этапе выполняется выделение основных групп акторов, которые должны стать участниками экосистемы, а также определяется возможная мотивация для их вовлечения в процесс взаимодействия. Далее в каждой группе акторов выявляются субъекты, обладающих существенным потенциалом для развития экосистемы, и ключевые проблемы акторов. Это позволит реализовать стратегический подход к взаимодействию акторов и снизить вероятность возникновения кризисных явлений.

Рисунок 2 – Алгоритм организации взаимодействия акторов сетевой предпринимательской экосистемы

Источник: составлено авторами на основе [21,22]

Для того, чтобы стать участником экосистемы, потенциальному актору необходимо принять участие конкурсном отборе, проводимом компанией-организатором платформенного решения. Предлагаемые критерии конкурсного отбора различаются в зависимости от роли и задач потенциальных акторов в цепочке создания добавленной стоимости, что позволяет учесть специфику компаний и создать систему планирования ресурсов для совместного потребления в сфере товарного обращения (складские помещения, торговые площади, транспортные средства, предприятия по расфасовке и упаковке продукции, трудовые ресурсы для организации доставки товаров и др.), управлять качеством товаров/услуг, формировать положительную репутацию предпринимательской сети.

Критерии конкурсного отбора основных потенциальных акторов экосистемы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии конкурсного отбора участников экосистемы

Потенциальные акторы
Критерии конкурсного отбора
1. Общие требования к участникам экосистемы
Наличие юридического лица (постановка на учет в налоговом органе)
Оценка финансовой устойчивости компании
Предоставление информации о банках и других финансовых организациях, имеющих дело с компанией
Наличие трудовых, технико-материальных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении организации
2. Логистические компании
Наличие собственных транспортных средств для перевозки грузов
Наличие складов
Географическое распределение складских помещений
Наличие трудовых, технико-материальных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении организации
Наличие интегрированной информационной системы
3. Торговля
Наличие собственных торговых площадей
Наличие собственных транспортных средств для перевозки грузов
Наличие складов
Географическое расположение объектов недвижимости
Наличие трудовых, технико-материальных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении организации
Наличие интегрированной информационной системы
4. Оптово-распределительные центры
Наличие складских помещений
Характеристика помещений и оборудования для долговременного хранения продукции
Наличие собственных торговых площадей
Наличие собственных транспортных средств для перевозки грузов
Географическое расположение объектов недвижимости
Наличие трудовых, технико-материальных и иных ресурсов, находящихся в распоряжении организации
Наличие интегрированных информационных систем
5. Производственные предприятия
Соответствие товара экологическим требованиям и требованиям безопасности и нормативно-технической документации
Уровень организации контроля качества в фирме: контроль сырья, полуфабрикатов, технического процесса производства, упаковки и маркировки продукции
Предоставление информации о методах испытания продукции и системе контроля качества
Безопасность продукции для пользователей
Безопасность производства для окружающей среды
Наличие интегрированных информационных систем
Источник: составлено авторами

Предоставление акторами информации на начальном этапе и в процессе деятельности предпринимательской экосистемы может осуществляться с использованием электронных шаблонов, что позволит автоматизировать ранжирование потенциальных акторов и динамику их развития. Например, для оценки финансовой устойчивости организатор платформы предоставляет приложение, позволяющее рассчитать такие показатели как коэффициент автономности, коэффициент финансового левериджа, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и др.

Вторым этапом системы взаимодействия авторов является формирование организационной системы взаимодействия акторов на основе анализа предоставленных ими сведений для оценки приоритетов в каждой из групп акторов для разработки планов развития экосистемы. Результаты второго этапа зависят от нескольких факторов, в том числе от планируемого уровня взаимодействия.

В таблице 2 представлены характеристики различных уровней взаимодействия. Низкий уровень взаимодействия, например уровни «Контроль» или «Информирование», способны обеспечить адекватный механизм управления экосистемой в условиях незначительных и кратковременных кризисных ситуаций, но не могут привести к изменениям поведенческих характеристик акторов в социальной сфере или в области сохранения экологии.

Взаимодействие на более высоком уровне обеспечивает решение системных проблем и их последствий, а также устойчивое развитие предпринимательской экосистемы. В процессе организации взаимодействия важными факторами являются: ожидания акторов, легитимность представителя актора в экосистеме, желание взаимодействовать, возможности и способности акторов и организаторов к взаимодействию. Географический масштаб в настоящее время не является фактором, препятствующим взаимодействию сторон. Наиболее важным представляется анализ ресурсов совместного потребления, которые акторы могут предоставить на различных условиях участникам сети.

Основными принципами взаимодействия в экосистеме должны стать (1) совпадение целей акторов и организатора экосистемы; (2) наличие достаточного уровня авторитета организаторов экосистемы для осуществления контроля и влияния на будущие решения; (3) необходимость решения общей глобальной проблемы как для акторов, так и для организаторов экосистемы.

На третьем этапе формирования системы взаимодействия организатору платформы необходимо предоставить акторам инструменты взаимодействия и сформировать соответствующие компетенции для их эффективного применения. Факторами, препятствующими эффективному взаимодействию в экосистеме, являются недостаточный уровень понимания организатором проблем акторов, низкий уровень компетентности акторов по вопросам применения современных информационно-коммуникационных технологий, юриспруденции, стилям коммуникации.

Таблица 2

Уровни взаимодействия предпринимательских структур в экосистеме на базе платформенных решений

Уровень
Цель взаимодействия
Коммуникации
Характер отношений
Инструменты управления взаимодействием
Пассивный
Нет целей.
Нет взаимодействия
Нет активных коммуникаций
Нет отношений
Нет попыток взаимодействия со стороны организаторов экосистемы и акторов. Точка зрения отражается в СМИ, интернет-сайтах, на социальных платформах
Контроль
Оценка удовлетворённости процессом взаимодействия
Односторонние коммуникации от организатора предпринимательской экосистемы к актору
Краткосрочные отношения в процессе мониторинга
Мониторинг СМИ и интернtт сайтов. Опросы акторов. Фокус-группы
Информирование
Информирование акторов. Образовательные программы
Односторонние коммуникации от организатора предпринимательской экосистемы к актору
Краткосрочные или долгосрочные отношения в области информирования и переподготовки
Информационные материалы (доклады, брошюры, презентации, online -семинары)
СМИ
Реклама
Заключение сделок
Совместная работа на контрактной основе
Ограниченное двухстороннее взаимодействие
Условия взаимодействия установлены контрактом
Контракты краткосрочные/ долгосрочные
Частно-государственное партнерство
Включение
Индивидуальная работа с акторами
Двухсторонние или многосторонние коммуникации с инициативой организатора и акторов
Долгосрочное
Совещательное голосование
Консультативные группы
Процесс выработки консенсуса
Сотрудничество
Разработка согласованных решений и планов
Многосторонние коммуникации с выработкой согласованных решений
Долгосрочное
Согласованный процесс принятия решений
Мониторинг достижения целей
Источник: составлено авторами на основе [24]

На четвертом этапе осуществляется разработка планов и регламентов взаимодействия акторов экосистемы с организатором платформенного решения и между собой.

На этапе реализации процессов взаимодействия анализируются промежуточные результаты хозяйственной деятельности организатора платформы и акторов. В таблице 3 представлены показатели оценки результативности экосистемы на базе цифровой платформы в аспекте коммерческой устойчивости. При отклонении показателей от плановых значений принимаются управленческие решения, направленные на снижение транзакционных издержек, использование совместных ресурсов, привлечению клиентов средствами маркетингового контура экосистемы и др. Проект или мероприятия по реализации принятых решений зависят от формируемых связей в экосистеме ‒ дистрибьютерских, финансовых, информационных, производственных, и заявленного экосистемой уровня взаимодействия с акторами. Этот этап требует от организатора платформы определённых технических решений и создания инструментов совместного принятия решений и/или виртуальных проектных офисов.

Таблица 2

Оценка результативности экосистемы на базе цифровой платформы в аспекте коммерческой устойчивости

Показатели коммерческой устойчивости
Показатель
Трактовка
Формула расчета
Источник данных
Примечание
Индекс роста прибыли
Соотношение прибыли в анализируемом и базовом периодах


где – прибыль акторов и организатора платформы в анализируемом и базовом периодах
Информация акторов Информация организатора
Показатель рассчитывается для организатора платформы и акторов
Индекс роста / снижения цен в группах продукции товаров и услуг
Соотношение цен на группы продукции/товаров/услуг в анализируемом и базовом периоде

где группа продукции/товаров/услуг, и средняя цена в анализируемый и базовом периодах
Информация акторов Информация организатора
Показатель рассчитывается для организатора платформы и акторов
Индекс роста числа потребителей
Соотношение числа потребителей платформы в анализируемом и базовом периодах
,
где -категории потребителей (k=1 -внешние потребители экосистемы, k=2- акторы экосистемы), - число потребителей
число потребителей платформы в анализируемом и базовом периодах
ИС акторов
ИС организатора платформы
Показатель может рассчитываться для внешних и внутренних потребителей продукции/товаров/услуг для анализа цепочки создания ценности





Продолжение табл.3
Показатель
Трактовка
Формула расчета
Источник данных
Примечание
Индекс участия акторов в общем обороте экосистемы
Соотношение общего оборота актора и организатора в анализируемом периоде

где – общий оборот актора или организатора в анализируемом периоде
ИС акторов
Общий оборот -объем отгруженной продукции, перепроданных товаров, реализованных активов и материалов, приобретенных для производства
Индекс уровня удовлетворенности потребителей
Соотношение числа удовлетворенных потребителей к общему числу потребителей в репрезентативной выборке
, где
- число потребителей
- число удовлетворенных потребителей в анализируемом и базовом периодах
Опрос потребителей
Показатель может рассчитываться для внешних и внутренних потребителей продукции/товаров/услуг для анализа цепочки создания ценности.
Данный индекс является комплексным и учитывает удовлетворенность качеством продукции/товаров/ услуг, сервисами цифровой платформы, организацией взаимодействия акторов в рамках экосистемы, номенклатурой предложенных продукции/товаров/услуг
Источник: составлено авторами

Заключение

Современные цифровые предпринимательские экосистемы на базе платформенных решений стали стандартным инструментом бизнеса. Однако для повышения эффективности цифровых экосистем существенным является изменение модели поведения акторов предпринимательской экосистемы, их ориентации на развитие горизонтальных связей и уход от иерархической структуры взаимодействия, полное включение в решения организаторов платформенных решений и сотрудничество акторов с использованием многосторонних коммуникаций для выработки согласованных решений. Предложенный в статье алгоритм организации взаимодействия акторов цифровой предпринимательской экосистемы направлен на формирование пула участников экосистемы, способных реализовать цели устойчивого развития сферы товарного обращения. Система критериев при отборе акторов позволяет учесть специфику организаций ‒ потенциальных и реальных участников экосистемы, обеспечивает реализацию алгоритма взаимодействия акторов и совместного использования ресурсов. В процессе функционирования цифровой экосистемы необходим мониторинг основных показателей ее деятельности на основе наиболее важных показателей деятельности всех хозяйствующих субъектов.

Использование методики подбора и оценки акторов и компании организатора цифровой экосистемы позволяет сформировать пул акторов, разделяющих единый мировозренческий подход к устойчивому развитию сферы товарного обращения. Анализ участников экосистемы на базе сформированных критериев позволяет исключить дисбаланс в структуре партнеров и перенести акцент на привлечение российских производителей товаров и услуг.


Источники:

1. Завьялов Д.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и перспективы развития сферы товарного обращения в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1701-1720. – doi: 10.18334/epp.10.6.110533.
2. Филимонов И.В. Экосистема цифровой экономики: проблемы предметной идентификации // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 6. – c. 51-58.
3. Götz М., Jankowska B. Adoption of Industry 4.0 Technologies and Company Competitiveness: Case Studies from a Post-Transition Economy // Foresight and STI Governance. – 2020. – № 4. – p. 61-78. – doi: 10.17323/2500-2597.2020.4.61.78.
4. Трабская Ю., Метс Т. Экосистема как источник предпринимательских возможностей // Форсайт. – 2019. – № 4. – c. 10-22. – doi: 10.17323/2500-2597.2019.4.10.22.
5. Смицких К.В. Теоретические аспекты взаимодействия акторов предпринимательской экосистемы // Креативная экономика. – 2022. – № 10. – c. 3901-3912. – doi: 10.18334/ce.16.10.116323.
6. Маркова В.Д. Платформенные модели бизнеса: подходы к созданию // Эко. – 2019. – № 5(539). – c. 106-123. – doi: 10.30680/ЕСО0131-7652-2019-5-106-123.
7. Слепцова Ю.А., Качалов Р.М. Интеграционная стратегия предприятия в условиях цифровой трансформации экономики // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2018. – № 5. – c. 7-21. – doi: 10.18721/JE.11501.
8. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1497-1514. – doi: 10.18334/epp.11.6.112307.
9. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. – 2020. – № 4. – c. 16-28. – doi: 10.29141/2218-50032020-11-4-2.
10. Овчинникова А.В., Зимин С.Д. Рождение концепции предпринимательских экосистем и ее эволюция // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1497-1514. – doi: 10.18334/epp.11.6.112307.
11. Филимонов О.И., Касьяненко Т.Г., Кухта М.В. Экосистема как новая организационно-экономическая форма ведения виртуального бизнеса // Актуальные исследования. – 2021. – № 48-2(75). – c. 31-41.
12. Третьяк В.П., Лякина М.А. Цифровая платформа – продукт квазиинтегрированных систем // Азиатско-тихоокеанский регион: Экономика, политика, право. – 2020. – № 1. – c. 61-73. – doi: 10.24866/1813-3274/2020-1/61-73.
13. Перфильев С.В., Авилкина С.В. К вопросу об определении понятия «предпринимательская среда» // Российское предпринимательство. – 2019. – № 2. – c. 559-574. – doi: 10.18334/rp.20.2.39964.
14. Завьялова Н.Б., Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Сагинов Ю.Л. Бизнес-модели цифровых экосистем сферы товарного обращения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2369-2382. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116802.
15. Арефьев А.С. «Платформизация» как инструмент управления цифровой трансформацией в сфере туризма // Теоретическая и прикладная экономика. – 2020. – № 3. – c. 22-34. – doi: 10.25136/2409-8647.2020.3.33237.
16. Колончин К.В. Концептуальные особенности и основные параметры отраслевой экосистемы // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2021. – № 12(82). – c. 80-89. – doi: 10.33938/21122-80.
17. Дубина И.Н., Кожевина О.В., Чуб А.А. Инновационно-предпринимательские экосистемы как фактор устойчивости регионального развития // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. – № 4(451). – c. 4-19.
18. Blanutsa V. Development of a platform economy in Russia: possible negative consequences for the Siberian and Far Eastern regions // Bulletin of Transbaikal State University. – 2020. – № 9. – p. 75-83. – doi: 10.21209/2227-9245-2020-26-9-75-83.
19. Смирнов Е.Н. Глобальные цифровые платформы как фактор трансформации мировых рынков // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 13-24. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100699.
20. Доклад для общественных консультаций «Экосистемы: подходы к регулированию». Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 13.11.2022).
21. Международный стандарт SAI SA8000®: 2001 Социальная ответственность. Sa-intl.org. [Электронный ресурс]. URL: https://sa-intl.org/programs/sa8000/ (дата обращения: 12.10.2022).
22. AccountAbility’s AA1000 Series of Standards. Accountability.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.accountability.org/standards/ (дата обращения: 12.10.2022).
23. UN Human Rights Norms for Business. Un. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 12.10.2022).
24. Взаимодействие с заинтересованными сторонами. Выпуск 2 Практическое руководство по организации взаимодействия со стейкхолдерами. Urbaneconomics.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/2528_import.pdf.

Страница обновлена: 03.03.2024 в 13:23:56