Комплексный подход к содержанию конкуренции и конкурентоспособности
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 7 (67), Июль 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17783249
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье ставится задача наиболее полно раскрыть такие понятия, как конкуренция и конкурентоспособность. Особое внимание уделено комплексному анализу данных понятий, раскрытию их сущности с позиции классической школы и неоклассиков. На основе проведенного анализа выводится определение конкуренции, опирающееся на два важных момента: комплексность формулировки и приоритет инноваций.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, конкурентная борьба, факторы конкурентоспособности, соревнование
Конкуренция относится к числу фундаментальных понятий в теории и практике рыночной экономики. В современной экономике она принимает новые черты, поскольку появляются новые объекты конкуренции, уточняются цели конкурентной борьбы: краткосрочные, долгосрочные; фьючерсы, франшиза. Изменяются средства конкуренции, связанные с информационными технологиями. Конкуренция прямо связана с инновационным развитием, поскольку через конкурентную борьбу новое вытесняет старое. Сами инновации являются объектом конкурентной борьбы между фирмами, они же являются и результатом конкуренции.
Мотивы и цели конкуренции
Конкурентоспособность – это понятие, получившее широкое распространение в последнее время. Ее содержание существенно не отличается от конкуренции. Поэтому на данном этапе анализа оба понятия мы рассматриваем как синонимы. Некоторое отличие будет показано ниже. Конкуренция на практике с развитием экономики только возрастает. Наша задача состо ит в том, чтобы подробно рассмотреть содержание конкуренции, а затем, опираясь на полученный результат, в определенном аспекте раскрыть этапы развития конкурентоспособности фирмы вплоть до ее признания на уровне международного предпринимательства.
Поскольку конкуренция является базовым понятием рыночной экономики, она находится в центре внимания всех направлений экономической теории.
«Лишь благодаря принципу конкуренции политическая экономия имеет право притязать на научный характер», – отмечал Дж.С. Милль [1]. Остановимся кратко на классической и неоклассической трактовках.
Классическая политическая экономия уделила много внимания конкуренции в реальном секторе экономики. Она абстрагировалась от конкуренции в финансовом секторе. Кроме того, классики сосредоточились на свободной конкуренции, поскольку монополии и рынок несовершенной конкуренции сложились позже, в конце XIX века.
Мотивом конкуренции у классиков является получение добавочной прибыли; средством – технического и организационного совершенствования производства; промежуточным результатом – сокращение издержек и улучшение качества производимых благ; конечным результатом – добавочная прибыль.
Конечный результат и есть достижение цели.
Заметим, что мы говорим о цели и результате для отдельной фирмы. У чистой или свободной конкуренции есть общественные или общеэкономические результаты. Основные – технический прогресс, сокращение издержек, формирование структуры и пропорций в экономике. Для капитализма свободной конкуренции это еще и образование средней нормы прибыли.
Появление монополий не отвергает совершенную конкуренцию, поэтому и неоклассическая экономическая теория не исключает из своего содержания совершенную конкуренцию. Более того, основные ее достижения базируются именно на теории совершенной конкуренции. Об этом свидетельствует, например, трактовка конкуренции Макконеллом и Брю: «Конкуренция – это наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его» [2].
Одна из центральных идей неоклассики – эффективное распределение ресурсов – базируется именно на совершенной конкуренции. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания сторонников неоклассической теории. П. Хейне, например, пишет: «Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам» [3].
Логика анализа у неоклассиков такая же. Мотивация – экономическая прибыль (сверхприбыль). Средство – технологическое и организационное совершенствование производства. Промежуточные цели – сокращение удельных издержек и улучшение качества благ. Конечный результат – получение экономической прибыли, т.е. сверхприбыли.
Изложенной логики анализа конкуренции (цель, средство, промежуточный результат, конечный результат) мы будем придерживаться на всем протяжении исследования.
Анализ конкуренции как понятия
Опираясь на логику, использованную при анализе двух основных течений экономической теории, мы попытаемся проанализировать современное содержание конкуренции. Сложность задачи, которую мы поставили, состоит в том, что речь идет об очень емком понятии, которому посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов.
Большое разнообразие содержательных трактовок конкуренции и конкурентоспособности побуждает к попытке как то систематизировать накопившийся материал.
Знакомство с соответствующей литературой убеждает в том, что различие трактовок связано не с тем, что одни трактуют правильно содержание конкуренции, а другие неправильно. Скорее, каждый автор отражает какую-то сторону или уровень конкуренции. Нам представляется, что к комплексному анализу содержания конкуренции можно подойти, опираясь на логику, соединяющую цель (мотивацию) и результат. В качестве промежуточных звеньев могут быть факторы (средства) и механизм (конкретный способ осуществления).
Попытаемся реализовать заявленный нами подход.
Если конкуренцию представить на самом простом и абстрактном уровне как состязательность ради достижения какой либо цели, то уже становится ясным, что требуется мобилизация ресурсов и их напряженное использование. Ряд ученых трактовали конкуренцию именно как борьбу, соперничество, состязание. К примеру, А. Маршалл писал «строгое значение понятия конкуренции, очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего либо» [4] (под « человеком» он подразумевал экономический субъект). В этом же определении отмечается конкуренция за более выгодную покупку, что зачастую отсутствует в других определениях.
Не менее широкое определение у А.И. Добрынина: «Конкуренция, с одной стороны, – это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала» [5].
Сразу встает вопрос: «А для какой конкретной цели следует это делать?». Для экономического индивида, действующего в условиях рынка, самая главная цель – это прибыль. Ради ее получения рыночный индивид мобилизует свои силы и средства (в том и числе и заемные).
А что относится к числу средств (факторов) достижения данной цели.
Ресурсный фактор: количество (необходимое) и качество ресурсов: финансовых, трудовых, капитальных.
Технологический фактор ( состояние и уровень используемых технологий).
Креативный (инновационный) фактор: уровень классификации работников и менеджмента, состояние научно- исследовательских и опытноконструкторских разработок, интеллектуальный капитал, изобретательская деяельность, наличие патентов и т.д.
Организационный фактор: уровень развития фирмы и степень распространения общественной репутации. Последнюю принято называть брендом.
Можно и дальше усугублять дифференциацию факторов конкурентной борьбы (средств). Но выделенные факторы являются важнейшими.
При этом разные факторы на разных стадиях производства и реализации продукции действуют с разной степенью интенсивности. Факторы, задействованные на технологических, продуктовых и сырьевых инновациях наиболее интенсивно действуют на «входе», т е при внедрении в процесс производства. Далее инновации дают эффект распространения с уменьшающимися затратами.
На следующем этапе анализа в качестве очередного встает вопрос: «Ради какой цели следует мобилизовывать и напряженно использовать ресурсы, причем в столь значительных объемах?».
Казалось бы ответ уже был дан: ради добавочной прибыли (сверхприбыли). Но это конечная цель. К ней ведут промежуточные цели, а именно: сокращение издержек и улучшение качества продукции.
Цена и качество
Й. Шумпетер отмечал, что конкуренция как динамический процесс, ведет к открытию нового товара, новой технологии, нового источника сырья или нового типа организации, а также дал определение понятию эффективная конкуренция. Эта конкуренция, с одной стороны, обеспечивает сокращение издержек и повышение качества продукции, а с другой – «она угрожает существующим фирмам не незначительным сокращением прибыли и выпуска, а полным банкротством» [6].
Какие бы не предпринимались методы и средства конкурентной борьбы, рынок, как верховный судья конкурентного состязания, принимает два важнейших аргумента для признания победителя: издержки и качество. Сокращая издержки, участник конкурентной борьбы получает преимущества, раздвигая рамки прибыльности, и имея возможность снизить цену и обойти конкурентов в захвате рынка.
При предпосылке одинакового качества (например, если продукт стандартизированный) относительно низкие издержки – это неоспоримое преимущество. Все силы, средства, факторы конкурентной борьбы сходятся в этой точке. И, если использовать так часто употребляемое слово состязательность, то тот, кто первым достигнет и сорвет финишную ленту снижения издержек, тот и окажется победителем и получит приз в виде добавочной прибыли. Если цены неизменны, будет вознагражден расширением рынка (захват рынка, если цены будут снижены на величину сокращенных издержек).
Третьим результатом будет и получение добавочной прибыли, и расширение рынка, если цены будут снижены на величину, меньшую, чем сокращены издержки.
Другим промежуточным результатом, ведущим к главной цели, является улучшенное качество (в широком смысле). Если улучшено качество стандартизированного товара, то преимущество бесспорно.
Для анализа ситуации, когда улучшение качества связано с дифференциацией товара, изменением его качественных характеристик, либо созданием товара-заменителя с улучшенными качественными характеристиками, требуется несколько иной подход. Тогда для анализа используется инструмент, в котором скомбинированы два параметра «цена-качество».
Эта проблема сложна для анализа. В ней используются особые инструменты и модели, анализ которых в нашу задачу не входит. Основной вывод, который следует из предыдущего анализа состоит в том, что промежуточными результатами, ведущими к главной цели конкурентной борьбы, являются: снижение издержек и улучшение качества.
Что касается конечного результата конкуренции, то при всей ее важности ее нельзя упрощать или абсолютизировать. Конечно, высшей целью является сверхприбыль. Но фирмы часто борются за среднюю прибыль. Более того, именно нормальная прибыль является типичной для совершенного рынка. Правда, при этом следует иметь в виду, что двигателем технического и экономического прогресса является борьба за экономическую прибыль.
Далее следует учитывать, что вовлеченной в конкурентную борьбу фирмой могут быть разделены краткосрочные и долгосрочные цели. Имея долгосрочные стратегии, фирма может в краткосрочном периоде довольствоваться нормальной прибылью или даже меньше средней. Но, в конечном счете, в долгосрочном периоде она будет стремиться к своей главной цели.
Итак. Комплексное исследование конкуренции состоит в соединении единой логикой анализа цели и результата конкурентной борьбы. Между ними в качестве промежуточных звеньев располагаются средства (или факторы) и промежуточные результаты. Если не все, то абсолютное большинство определений (трактовок) конкуренции отражают одно из выделенных звеньев или некоторую их комбинацию. Из пестрого многообразия трактовок конкуренции вырисовывается логика необходимости ее комплексного анализа, что мы и попытались сделать.
Иногда в литературе затрагивается понятие «механизм конкуренции». При комплексном подходе он напрашивается в структуру анализа.
И возможно он должен охватить взаимодействие всех элементов, расположенных между целью и результатом. Механизм конкуренции охватывает функционирование рынка с включением в анализ процессов ценообразования, инвестиций и т.д.
Вывод
Охват функционирования рынка может поглотить проблему конкуренции и затруднит ее особенный анализ. Поэтому, исходя из конкретной цели нашего исследования, мы решили не включать механизм конкуренции в нашу версию комплексного анализа содержания понятия конкуренции. На основе проведенного анализа можно предложить следующее определение конкуренции, которое опирается на два важных момента, выявленных в анализе : комплексность формулировки и приоритет инноваций. Конкуренция – это инновационное достижение целей предпринимательства.
Источники:
2. Экономикс: принципы, проблема и политика, в 2-х томах / пер с англ Т1 М.: Республика.-1993. с.52.
3. Экономический образ мышления. - М.,1992. с 122).
4. Теория фирмы / под.ред.Гальперина В.М. – СПб: Экономическая школа, 1995. с.314-316.
5. Экономическая теория / под ред. Добрынина А.И., Тарасевича Л.С., 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПбГУЭФ, Питер, 2004, 112 с.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Общ. ред. Мысейковского А.Г./ перевод с нем.-М.: Прогресс,1982. 453 с.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:36