Развитие антимонопольного регулирования в России в условиях цифровизации экономики (на примере экосистемы Яндекс)
Новосельцева М.М.1, Ясонова А.Р.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации - Калужский филиал, Россия, Калуга
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184864
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Создание экосистем на основе новых бизнес-моделей несет в себе не только полезные для общества функции и создание комфортной инфраструктуры, но и также дополнительные риски, в том числе нарушения в сфере антимонопольного законодательства. Статья охватывает историю развития крупной российской группы компаний Яндекс и превращение её в огромную экосистему на цифровом рынке. В статье продемонстрировано, как объединение смежных рынков в единую экосистему придаёт компании лидирующее положение на рынке, что в свою очередь создаёт серьезные барьеры для вступления на рынок новых хозяйствующих субъектов не только в IT-сфере, но и ряда других видов экономической деятельности. Показаны особенности антимонопольного регулирования в условиях развития цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, развитие, цифровой рынок, бизнес, монополия, Яндекс, конкуренция, ФАС, антимонопольное законодательство, антимонопольное регулирование, рыночная экономика, экосистемы
JEL-классификация: L44, M21, O31, O32, O33
Введение
Нормативное регулирование в России занимает одно из важнейших мест в сфере предпринимательской деятельности. В том числе важную роль выполняет антимонопольное регулирование, которое направлено на защиту конкуренции посредством предупреждения и пресечения монопольной деятельности [4, 7] (Novoseltseva, 2020). В то же время в мировой экономике активно распространяется цифровизация, затрагивая все сферы бизнеса.
Широкое распространение цифровых технологий естественным образом нашло свое отражение и в современном предпринимательстве, участвуя в создании новых бизнес-моделей. Уже сейчас можно говорить о том, что в ближайшем будущем конкурентоспособность компаний будет определять в большей степени эффективное использование цифровых технологий.
Несмотря на то, что в России цель развития внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере является национальной согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», существуют и негативные последствия процесса цифровизации. Среди них уже в наши дни назревает проблема исчезновения традиционных рынков [5] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2019).
Целью научной статьи является исследование развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации в условиях цифровизации экономики на примере экосистемы «Яндекс».
Научная новизна статьи обусловлена тем, что в современных условиях при непрерывном развитии технологий актуальным становится вопрос о необходимости своевременного законодательного регулирования экономики для обеспечения конкуренции на рынке.
При написании статьи были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации [1, 2], работы таких отечественных и зарубежных авторов, как Джордж Стиглер [3], Новосельцева М.М. [4, 7] (Novoseltseva, 2020), Гохберг Л.М. [5] (Abdrakhmanova, Vishnevskiy, Gokhberg et al., 2019), Нефедова М.А. [6] (Nefedova, 2020), Рубцова Н.В. [8] (Rubtsova, 2020), коллектива авторов Шаститко А.Е., Павлова Н.С., Кащенко Н.В. [9] (Shastitko, Pavlova, Kashchenko, 2020), электронные ресурсы в виде научного журнала «ЭЖ-Эрист» [11], официальные новостные сайты «Известия» [10] (Galitskiy, 2021) и «Коммерсантъ» [12] (Shestopyorov, Lebedeva, 2020), официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации [13].
Быстрый темп развития цифровых технологий влияет не только на экономическую и социальную сферы, но и на законодательное регулирование. Вопросы государственного регулирования экономики затрагивают разные сферы, важно изучать причины и обоснования реализации той или иной экономической политики. В этой связи интересен подход нобелевского лауреата по экономике Джорджа Стиглера [3] (Stigler, 2017).
Говоря же об угрозе изменения сущности традиционных рынков, в первую очередь стоит обратить внимание на особенности антимонопольного регулирования, так как старые подходы к конкуренции себя исчерпали. Происходит некое размытие понятий границ рынка, а традиционный подход по определению лидерства на рынке согласно размерам долей хозяйствующих субъектов уже можно считать неактуальным. Большое влияние в современных условиях рыночных отношений имеют сайты, платформы, торговые площадки, называемые агрегаторами, которые соединяют продавцов и покупателей. Например, доля рынка системы Booking.com по итогам 2020 года составляет менее 12%, однако она фактически определяет ценовую политику в гостиничном секторе [11] (Anosov, 2019). Несмотря на заявления официальных представителей объединения предпринимателей «Опора России» о том, что платформа Booking.com не является лидером рынка, им были выдвинуты факты нарушения антимонопольного законодательства. Существуют и другие яркие примеры, иллюстрирующие большую долю рынка.
Доля рынка крупнейшей компании в отрасли информационных технологий «Яндекс» [1] по итогам 2020 года составила почти 60% [6]. Крупнейшая IT-компания России стала примером клиентоориентированной бизнес-модели, где данные о клиентах превращаются в основной актив компании, а доступ к большим массивам данных повышает ее рыночную стоимость. Однако такая модель стала приносить негативные последствия. Не все пользователи Рунета приветствуют активное расширение услуг «Яндекса», считая их политику больше направленной на монополизацию. Всем известная поисковая система в настоящее время контролирует почти 80% поисковых запросов. Многие пользователи сталкиваются с проблемой того, что по своим запросам в поисковике «Яндекс» получают не то, что искали. На первый план по поисковым запросам становятся услуги сервисов группы компаний «Яндекс». Именно такая реклама приносит компании основной доход, поэтому качественные таргетинг, объявления и баннеры для целевой аудитории являются приоритетными.
Так, в 2020 году интернет-сервис Avito, видеотека «ivi», база объявлений об аренде и продаже недвижимости «ЦИАН», онлайн-сервис путешествий Tutu.ru, компания «2ГИС», сервис поиска специалистов «Профи.ру», сервисы Zoon и Drom.ru пожаловались на «Яндекс» из-за интерактивных ответов в поисковой системе, которые уводят пользователей на сервисы «Яндекс» [12] (Shestopyorov, Lebedeva, 2020). Однако компания тогда апеллировала тем, что интерактивные ответы на запросы пользователей не закреплены на первых позициях по умолчанию и они появляются в результатах поисковой выдачи только при улучшении качества ответа на запрос пользователям. Такие действия компании можно рассматривать как намеренное использование своего доминирующего положения в целях ограничения свободы экономической деятельности участников рынка в своих интересах в ущерб интересам других хозяйствующих субъектов [8, с. 7] (Rubtsova, 2020, р. 7).
В итоге в феврале 2021 года ФАС России выдала компании «Яндекс» предупреждение за создание дискриминационных условий в поисковой системе. Компанию обвинили в признаках злоупотребления доминирующим положением через предоставление своим сервисам преимущественных возможностей по продвижению в своей поисковой системе. В отношении компании было вынесено предупреждение об обеспечении равных условий демонстрации сервисов для всех участников рынка на страницах поисковой системы. Яндекс должен осуществить некоторые шаги для снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства. Среди них прекращение использования своих преимущественных возможностей по продвижению сервисов «Яндекс» в поиске, публикация условий доступа к способам продвижения и обеспечение другим компаниям возможности использовать все промоинструменты наравне с сервисами «Яндекс» [13].
С начала основания поисковой системы «Яндекс» компания активно пользовалась возможностями цифровых технологий и ежегодно создавала новые сервисы. Важным шагом к расширению влияния компании на IT-рынке можно выделить запуск крупных сервисов, например создание первой в Рунете системы размещения контекстной рекламы – «Яндекс.Директ», которая позволяет напрямую публиковать свою рекламу. Также важным этапом жизни компании является формирование «Яндекс.Маркета», который позволяет заказывать товары без перехода на сайт магазина. В свое время это вызвало недовольство со стороны интернет-магазинов, так как они стали терять свой трафик и лишились заработка на рекомендательных сервисах. Другие сервисы, например «Яндекс.Недвижимость», не повлияли на снижение числа обращений пользователей на сайты недвижимости. Однако это позволило компании сохранять информацию о посетителях и использовать ее в дальнейшем для размещения баннеров в разных социальных сетях.
Позднее «Яндекс» покупает авторесурс «Auto.ru», получив данные еще одной категории пользователей. Также приобретается система управления рекламой. С ее помощью производится размещение баннеров, мобильных реклам, видеороликов и иных рекламных форматов на 750 крупных площадках Рунета. Все больше и больше Яндекс продвигает свои сервисы в различные сферы бизнеса, что не остается без внимания государства.
Одним из первых шагов по сдерживанию монополизации со стороны «Яндекс» был запуск поисковика «Спутник» [2]. Поисковый портал, правда, не имеет таких средств, возможностей и опыта в создании сервисов и рекламных мероприятий, однако имеет свою аудиторию в лице крупных российских компаний и государственных органов власти, среди которых ФНС России, Почта России, ГИБДД России.
Эксперты отмечают, что такие крупные платформы, как «Яндекс» и Google, уже не являются обычными поисковыми системами, а нацелены на формирование поведения и круга интересов пользователей. Такая политика, безусловно, нарушает правила честной конкуренции, так как у сервисов-конкурентов отсутствует возможность заявить о себе. На рынке цифровых продуктов формируется новый тип отношений – экосистема сервисов, которая требует современного подхода к регулированию. Такие экосистемы отличаются тем, что их организаторы выступают в роли регулятора для участников ряда рынков. Экосистемы включают в себя поставщиков взаимодополняющих продуктов, сервисов и инноваций, которые могут относиться к разным сферам деятельности, но при этом все равно оставаться взаимосвязанными между собой [9, с. 5] (Shastitko, Pavlova, Kashchenko, 2020, р. 5). Поэтому сложность применения антимонопольного законодательства по отношению к экосистемам цифрового рынка заключается в том, что оно сконцентрировано на антимонопольном регулировании конкуренции конкретного рынка [10] (Galitskiy, 2021).
Стремительная тенденция укрупнения компаний одной сферы бизнеса на смежные отрасли становится весомым основанием для принятия ряда изменений и дополнений в законодательство страны. Цифровые платформы оказывают влияние как на традиционный существующий рынок, так и на новый, ими создаваемый рынок с новыми бизнес-моделями, где одним из главных активов становятся большие объемы данных. Чтобы уметь регулировать и контролировать деятельность цифровых платформ на новых рынках, был разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции», так называемый Пятый антимонопольный пакет. В рамках данного проекта рассматривается основной актив цифровых платформ – массив данных, который тесно взаимосвязан с таким понятием, как сетевой эффект [1].
Новые законодательные инициативы по внесению изменений в Закон о защите конкуренции и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях определяют сетевой эффект как зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей одной группы. Именно он предполагает получение экономических преимуществ посредством сбора и обработки данных. И несмотря на признание традиционных способов определения лидеров рынка устаревшими, основные изменения сохранили понятие сетевого эффекта для признания цифровой платформы, доминирующей на рынке, а в качестве критерия оставили наличие установленных 35% доли рынка [2].
Заключение
Таким образом, развитие цифровых технологий приносит компаниям свои преимущества, однако и создает дополнительные риски в сфере нарушения антимонопольного законодательства, порождая цифровое неравенство и необходимость усиленного регулирования. На примере экосистемы «Яндекс» выявлена проблема того, как доминирующее положение на IT-рынке используется и для создания препятствий для сайтов конкурентов, и для формирования ограничений конкуренции на смежных рынках. Для решения данной проблемы антимонопольным органам важно законодательно определить, какие меры необходимо предпринять экосистемам для недопущения нарушений условий конкуренции и какие санкции это может повлечь в случае несоблюдения требований законодательства. Со стороны же экосистем важно сформировать четкую политику и установить корректные рамки, которые позволят им избежать риски нарушения антимонопольного законодательства.
[1] Компания Яндекс и взаимосвязанные компании зарегистрированы в форме Обществ с ограниченной ответственностью. В данной статье применяется унифицированная формулировка Яндекс.
[2] Спутник – российская национальная государственная поисковая система и интернет-портал, созданная компанией «Ростелеком».
Источники:
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. 18.07.2019). — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 10.03.2021).
3. Джордж Стиглер. Гражданин и государство. Эссе о регулировании / пер. с англ. Н.В. Автономовой; науч. ред. перевода В.С. Автономов, Е.В. Худько (гл. 6, 10, 11). — М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. — 336 с.
4. Новосельцева, М. М. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в системе экономической безопасности: Учебное пособие / М. М. Новосельцева. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2020. — 86 с.
5. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; науч. ред. Л.М. Гохберг; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 82 с.
6. Нефедова, М.А. Правовые проблемы антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики // Скиф. — 2020. — №4 (44). — С. 385 – 390.
7. Новосельцева, М. М. Государственное регулирование конкурентных отношений на региональном уровне / М. М. Новосельцева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2020. — № 10-2(68). — С. 70-76.
8. Рубцова Н.В. Антимонопольное регулирование как основное направление нормативного регулирования предпринимательской деятельности // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 8. — С. 126-135.
9. Шаститко А.Е., Павлова Н.С., Кащенко Н.В. Антимонопольное регулирование продуктовых систем: случай «АО "Лаборатория Касперского" — Apple Inc.» // Управленец. — 2020. — Т. 11. — № 4. — С. 29-42.
10. Галицкий Х. Поиск справедливости: к чему приведет предписание ФАС «Яндексу» [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Известия». — 2021. URL: https://iz.ru/1131836/poisk-spravedlivosti-k-chemu-privedet-predpisanie-fas-iandeksu (дата обращения 10.03.2021)
11. Аносов М. Цифровая экономика и антимонопольное регулирование: экспертная оценка инициатив ФАС России [Электронный ресурс] // ЭЖ-Юрист. — 2019. — № 12 (1063). URL: https://www.eg-online.ru/article/396711/ (дата обращения: 09.03.2021).
12. Шестопёров Д., Лебедева В. С «Яндекса» спросят за ответы [Электронный ресурс] // Газета «Коммерсантъ». — 2020. — № 140. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4443716 (дата обращения 10.03.2021).
13. Официальный сайт Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://br.fas.gov.ru/ca/upravlenie-regulirovaniya-svyazi-i-informatsionnyh-tehnologiy/e778a344-83b0-4f6f-ba7b-3e69961f6c1f/ (дата обращения: 10.03.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:03:47