Цифровизация процедур оценки конкуренции
Созинова А.А.1, Метелева О.А.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 8 (Август 2022)
Цитировать:
Созинова А.А., Метелева О.А. Цифровизация процедур оценки конкуренции // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 8. – С. 3039-3048. – doi: 10.18334/ce.16.8.116145.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397060
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Цель статьи заключается в исследовании перспектив цифровизации процедур оценки конкуренции и обосновании такой возможности. Авторами обосновано, что учитывая турбулентность рынка, оценка конкуренции на рынках должна проводиться оперативно и с высокой степенью эффективности, что не могут обеспечить традиционные процедуры оценки конкуренции. Кроме того, в статье представлены точки роста развития конкуренции, а также обосновано, что цифровизация как инновационная форма оценки конкуренции позволяет выявлять эти точки роста.
Научную ценность и новизну представляет обоснование необходимости цифровизации процедур оценки конкуренции, а также результаты проведенного сравнительного анализа традиционных способов оценки конкуренции и их цифровизации с учетом исследования последствий для точек роста.
Статья может быть интересна для ученых и практиков в области маркетинга и оценки конкуренции.
Ключевые слова: цифровизация, процедуры оценки, оценка конкуренции, рынок
JEL-классификация: L10, L86, L13
Введение.
В начале XXI в. Практически все развитые и развивающиеся страны вступили в эпоху цифровых технологий. К основным трендам этой эпохи относят роботизацию процессов, моделирование и прогнозирование аналитики на основе цифровых технологий, горизонтальную и вертикальную интеграцию рынков.
Переход всех субъектов взаимодействия: от производителей до потребителей, а также органов государственной власти к «умным технологиям» даст огромный толчок к снижению различного типа затрат: от себестоимости продукции до бюджетных расходов. Современные информационные технологии позволяют оптимизировать и делать процессы принятия решений на государственном уровне более комплексными и многоплановыми. Отставание в процессе погружения в эпоху цифрового пространства опасно для любой страны потерей конкурентоспособности, а значит и отставанием в международном рейтинге развития.
В рамках представленного исследования выдвигается гипотеза, что существующие процедуры оценки конкуренции являются неэффективными в современных условиях, так как обладают существенными недостатками. Цель работы заключается в проверке этой гипотезы и обосновании возможности цифровизации процедур оценки конкуренции. Исследование построено по гипотетико-дедуктивному принципу. В работе применяются методы сравнительного анализа и SWOT-анализа.
Распространение цифровизации всех процедур цифровой экономики и индустрии 4.0 описано в трудах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Последствия внедрения цифровиазации оценки конкуренции отражены в публикациях [8, 9, 10, 11]. Хотя отдельные вопросы исследованы в существующей литературе, в целом вопросы цифровизации процедур малоизучены и нуждаются в дальнейшей проработке.
Основная часть.
Укрепление национальной экономики, дальнейшее развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности ставит перед научной общественностью и властью новые задачи, ключевой из которых является оценка конкуренции.
Указом Президента № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определено, что «активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления» [12].
Традиционные процедуры оценки регламентированы антимонопольным законодательством [13].
В процессе исследования выявлены возможности, перспективы и преимущества цифровизации процедур оценки конкуренции в сравнении с традиционными оценками. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ оценки конкуренции на трансграничных рынках с использованием цифровизации и традиционным способом.
Критерии сравнения
|
Объекты сравнения
| |
Цифровизация процедур оценки
конкуренции
|
Традиционные процедуры оценки
конкуренции
| |
Формат информации при оценке
|
Цифровой формат
|
Традиционный, чаще бумажный носитель
|
Обработка информации
|
«digital economics» [14],
включающий математические методы и модели, основанные на цифровом формате
представления информации
|
MS Excel
|
Технологические особенности
|
Аккумулирование большого объема
информации, автоматическая обработка и анализ. Возможности интеллектуальной и
точечной аналитики
|
Ручная обработка информации, даже с
помощью ПК
|
Документы
|
Электронные
|
Бумажные
|
Скорость оценки конкуренции
|
Высокая, проактивная
|
Низкая
|
Как видно из таблицы 1, цифровизация процедур оценки конкуренции характеризуется цифровым форматом, основанным на нем использованием математических методов и моделей, аккумулированием большого объема информации, автоматической обработкой и анализом, интеллектуальной и точечной аналитикой, наличием электронных документов, а также высокой скоростью оценки конкуренции и возможностью проактивных действий в оценке конкуренции.
Исследование особенностей цифровизации процедур оценки конкуренции позволяет сделать вывод о том, что цифровизация как инновационная форма оценки конкуренции позволяет выявлять точки роста развития конкуренции. Любой механизм, формирующий и стимулирующий процессы развития явлений, приводится в действие точками роста (таблица 2).
Таблица 2. Исследование особенностей точек роста развития конкуренции и цифровизации процедур оценки конкуренции.
Точка роста
|
Цифровизация процедур оценки
конкуренции
|
Обеспечение условий развития
конкуренции
|
Оперативная эффективная оценка
конкуренции, возможность внедрения проактивных действий
|
Формирование эффективного контроля за
соблюдением правил конкуренции
|
Инициативное регулирование
деятельности компаний на рынке
|
Результаты:
| |
Укрепление национальной экономики,
развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности на
трансграничных рынках
|
Вместе с тем, современное состояние проблемы цифровизации процедур оценки характеризуется нехваткой финансового обеспечения, связанных с вынужденной автаркией российской экономики, а также событиями февраля 2022 г. Для выявления перспектив развития цифровизации процедур оценки конкуренции проведем SWOT – анализ развития цифровизации процедур оценки конкуренции (таблица 3).
Таблица 3. SWOT – анализ развития цифровизации процедур оценки конкуренции
Преимущества развития цифровизации
процедур оценки конкуренции
|
Проблемы развития цифровизации
процедур оценки конкуренции
|
Доступность информации о
трансграничных рынках, снижение бюрократии и коррупции в процессе оценки
конкуренции на трансграничных рынках
|
Проблемы обеспечения информационной
безопасности при наличии больших баз данных о трансграничных рынках
|
Снижение влияния человеческого фактора
в оценке конкуренции
|
Снижение кадрового потенциала,
сокращение системности во взгляде на оценку конкуренции
|
Рост производительности оценки
конкуренции на трансграничных рынках, сокращение транзакционных издержек
взаимодействия по оценке конкуренции
|
Снижение креативного потенциала
сотрудников, способности создания новых технологий, моделей
|
Полная централизованность и
согласованность процедур оценки конкуренции на трансграничных рынках
|
За отсутствием экономической
эффективности сначала снижается, затем пропадает индивидуальность
|
Массовая автоматизация и
стандартизация процедур оценки конкуренции на трансграничных рынках
|
Сложность оценки конкуренции в нестандартных
условиях
|
Как видно из табл. 3, в рамках цифровизации процедур оценки конкуренции преимущества цифровизации говорят о необходимости ее внедрения. В долгосрочной перспективе можно ожидать возникновения следующих положительных эффектов: укрепление национальной экономики, развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности на трансграничных рынках. Вместе с тем, следует при внедрении цифровизации процедур оценки конкуренции нивелировать и недостатки, представленные в табл. 3.
Выводы
Результаты проведенного исследования подтвердили рабочую гипотезу и доказали, что действующие процедуры оценки конкуренции на трансграничных рынках не адекватны в условиях развития цифровой экономики и неприменимы в современных условиях. Взамен действующей концепции оценки предложена цифровизация процедур оценки конкуренции на трансграничных рынках, характеризующаяся высокой эффективностью в современных условиях. В дальнейших исследованиях целесообразно разработать автоматизированные формы процедур оценки конкуренции, разработать процедуры предварительной проверки и отбраковки недостоверной/ошибочной информации по оценке конкуренции. Данным аспектам будут посвящены дальнейшие изыскания авторов.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты и авторские выводы вносят вклад в развитие концепции оценки конкуренции на рынках.
Источники:
2. Belik E.B., Petrenko E.S., Pisarev G.A., Karpova A.A. Influence of Technological Revolution in the Sphere of Digital Technologies on the Modern Entrepreneurship // Lecture Notes in Networks and Systems: The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. Nizhny Novgorod, 2020. – p. 239-246.– doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_27.
3. Haabazoka L., Popkova E.G., Ragulina Y.V. Africa 4.0 as a Perspective Scenario for Neo-Industrialization in the 21st Century // African Journal of Economics and Sustainable Development. – 2019. – № 2. – p. 20-38.
4. Ivanov O., Zavyalova E., Ryazantsev S. Public-Private Partnership in the countries of the Eurasian Economic Union // Central Asia and the Caucasus. – 2019. – № 2. – p. 33-47.
5. Pichkov O.B. Social Inequality in the US and Canada // International Trends. – 2016. – № 2(3). – p. 85-92.
6. Popkova E.G. Preconditions of formation and development of industry 4.0 in the conditions of knowledge economy // System. – 2019. – p. 65-72. – doi: 10.1007/978-3-319-94310-7_6.
7. Savelyeva N.K., Kuklin A.V., Lapteva I.P., Malysheva N.V. The investment attractiveness of a regional market of educational services as the basis of its global competitiveness in industry 4.0 // On the Horizon. – 2019. – № 3. – p. 239-244.
8. Andronova I.V, Belova I.N., Yakimovich E.A. Digital technology in the fishing sector: international and Russian experience // Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth (MTDE 2019): Proceedings of the 1st international scientific conference. T. 81. Yekaterinburg. Russia, 2019. – p. 277-280.
9. Guru B., Yadav I. Financial development and economic growth: panel evidence from BRICS // Journal of Economics, Finance and Administrative Science. – 2019. – № 47. – p. 113-126. – doi: 10.1108/JEFAS-12-2017-0125.
10. Liu A., Song H., Blake A. Modelling productivity shocks and economic growth using the Bayesian dynamic stochastic general equilibrium approach // International Journal of Contemporary Hospitality Management. – 2018. – № 11. – p. 3229-3249. – doi: 10.1108/IJCHM-10-2017-0686.
11. Zheng J., Shen C. Domestic demand-based economic globalization and inclusive growth // China Political Economy. – 2019. – № 1. – p. 136-156. – doi: 10.1108/CPE-04-2019-0003.
12. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739482 (дата обращения: 15.03.2022).
13. Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (с изменениями на 20.07.2016). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902215421 (дата обращения: 15.03.2022).
14. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. Medium.comCEMI-RAS. [Электронный ресурс]. URL: http://Medium.com.CEMI-RAS (дата обращения: 15.03.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:28:44