Цифровизация процедур оценки конкуренции

Созинова А.А.1, Метелева О.А.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать:
Созинова А.А., Метелева О.А. Цифровизация процедур оценки конкуренции // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 8. – С. 3039-3048. – doi: 10.18334/ce.16.8.116145.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49397060
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Цель статьи заключается в исследовании перспектив цифровизации процедур оценки конкуренции и обосновании такой возможности. Авторами обосновано, что учитывая турбулентность рынка, оценка конкуренции на рынках должна проводиться оперативно и с высокой степенью эффективности, что не могут обеспечить традиционные процедуры оценки конкуренции. Кроме того, в статье представлены точки роста развития конкуренции, а также обосновано, что цифровизация как инновационная форма оценки конкуренции позволяет выявлять эти точки роста. Научную ценность и новизну представляет обоснование необходимости цифровизации процедур оценки конкуренции, а также результаты проведенного сравнительного анализа традиционных способов оценки конкуренции и их цифровизации с учетом исследования последствий для точек роста. Статья может быть интересна для ученых и практиков в области маркетинга и оценки конкуренции.

Ключевые слова: цифровизация, процедуры оценки, оценка конкуренции, рынок

JEL-классификация: L10, L86, L13



Введение.

В начале XXI в. Практически все развитые и развивающиеся страны вступили в эпоху цифровых технологий. К основным трендам этой эпохи относят роботизацию процессов, моделирование и прогнозирование аналитики на основе цифровых технологий, горизонтальную и вертикальную интеграцию рынков.

Переход всех субъектов взаимодействия: от производителей до потребителей, а также органов государственной власти к «умным технологиям» даст огромный толчок к снижению различного типа затрат: от себестоимости продукции до бюджетных расходов. Современные информационные технологии позволяют оптимизировать и делать процессы принятия решений на государственном уровне более комплексными и многоплановыми. Отставание в процессе погружения в эпоху цифрового пространства опасно для любой страны потерей конкурентоспособности, а значит и отставанием в международном рейтинге развития.

В рамках представленного исследования выдвигается гипотеза, что существующие процедуры оценки конкуренции являются неэффективными в современных условиях, так как обладают существенными недостатками. Цель работы заключается в проверке этой гипотезы и обосновании возможности цифровизации процедур оценки конкуренции. Исследование построено по гипотетико-дедуктивному принципу. В работе применяются методы сравнительного анализа и SWOT-анализа.

Распространение цифровизации всех процедур цифровой экономики и индустрии 4.0 описано в трудах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Последствия внедрения цифровиазации оценки конкуренции отражены в публикациях [8, 9, 10, 11]. Хотя отдельные вопросы исследованы в существующей литературе, в целом вопросы цифровизации процедур малоизучены и нуждаются в дальнейшей проработке.

Основная часть.

Укрепление национальной экономики, дальнейшее развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности ставит перед научной общественностью и властью новые задачи, ключевой из которых является оценка конкуренции.

Указом Президента № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» определено, что «активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления» [12].

Традиционные процедуры оценки регламентированы антимонопольным законодательством [13].

В процессе исследования выявлены возможности, перспективы и преимущества цифровизации процедур оценки конкуренции в сравнении с традиционными оценками. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ оценки конкуренции на трансграничных рынках с использованием цифровизации и традиционным способом.

Критерии сравнения
Объекты сравнения
Цифровизация процедур оценки конкуренции
Традиционные процедуры оценки конкуренции
Формат информации при оценке
Цифровой формат
Традиционный, чаще бумажный носитель
Обработка информации
«digital economics» [14], включающий математические методы и модели, основанные на цифровом формате представления информации
MS Excel
Технологические особенности
Аккумулирование большого объема информации, автоматическая обработка и анализ. Возможности интеллектуальной и точечной аналитики
Ручная обработка информации, даже с помощью ПК
Документы
Электронные
Бумажные
Скорость оценки конкуренции
Высокая, проактивная
Низкая
Источник: составлено авторами.

Как видно из таблицы 1, цифровизация процедур оценки конкуренции характеризуется цифровым форматом, основанным на нем использованием математических методов и моделей, аккумулированием большого объема информации, автоматической обработкой и анализом, интеллектуальной и точечной аналитикой, наличием электронных документов, а также высокой скоростью оценки конкуренции и возможностью проактивных действий в оценке конкуренции.

Исследование особенностей цифровизации процедур оценки конкуренции позволяет сделать вывод о том, что цифровизация как инновационная форма оценки конкуренции позволяет выявлять точки роста развития конкуренции. Любой механизм, формирующий и стимулирующий процессы развития явлений, приводится в действие точками роста (таблица 2).

Таблица 2. Исследование особенностей точек роста развития конкуренции и цифровизации процедур оценки конкуренции.

Точка роста
Цифровизация процедур оценки конкуренции
Обеспечение условий развития конкуренции
Оперативная эффективная оценка конкуренции, возможность внедрения проактивных действий
Формирование эффективного контроля за соблюдением правил конкуренции
Инициативное регулирование деятельности компаний на рынке
Результаты:
Укрепление национальной экономики, развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности на трансграничных рынках
Источник: составлено авторами.

Вместе с тем, современное состояние проблемы цифровизации процедур оценки характеризуется нехваткой финансового обеспечения, связанных с вынужденной автаркией российской экономики, а также событиями февраля 2022 г. Для выявления перспектив развития цифровизации процедур оценки конкуренции проведем SWOT – анализ развития цифровизации процедур оценки конкуренции (таблица 3).

Таблица 3. SWOT – анализ развития цифровизации процедур оценки конкуренции

Преимущества развития цифровизации процедур оценки конкуренции
Проблемы развития цифровизации процедур оценки конкуренции
Доступность информации о трансграничных рынках, снижение бюрократии и коррупции в процессе оценки конкуренции на трансграничных рынках
Проблемы обеспечения информационной безопасности при наличии больших баз данных о трансграничных рынках
Снижение влияния человеческого фактора в оценке конкуренции
Снижение кадрового потенциала, сокращение системности во взгляде на оценку конкуренции
Рост производительности оценки конкуренции на трансграничных рынках, сокращение транзакционных издержек взаимодействия по оценке конкуренции
Снижение креативного потенциала сотрудников, способности создания новых технологий, моделей
Полная централизованность и согласованность процедур оценки конкуренции на трансграничных рынках
За отсутствием экономической эффективности сначала снижается, затем пропадает индивидуальность
Массовая автоматизация и стандартизация процедур оценки конкуренции на трансграничных рынках
Сложность оценки конкуренции в нестандартных условиях
Источник: составлено авторами.

Как видно из табл. 3, в рамках цифровизации процедур оценки конкуренции преимущества цифровизации говорят о необходимости ее внедрения. В долгосрочной перспективе можно ожидать возникновения следующих положительных эффектов: укрепление национальной экономики, развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности на трансграничных рынках. Вместе с тем, следует при внедрении цифровизации процедур оценки конкуренции нивелировать и недостатки, представленные в табл. 3.

Выводы

Результаты проведенного исследования подтвердили рабочую гипотезу и доказали, что действующие процедуры оценки конкуренции на трансграничных рынках не адекватны в условиях развития цифровой экономики и неприменимы в современных условиях. Взамен действующей концепции оценки предложена цифровизация процедур оценки конкуренции на трансграничных рынках, характеризующаяся высокой эффективностью в современных условиях. В дальнейших исследованиях целесообразно разработать автоматизированные формы процедур оценки конкуренции, разработать процедуры предварительной проверки и отбраковки недостоверной/ошибочной информации по оценке конкуренции. Данным аспектам будут посвящены дальнейшие изыскания авторов.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты и авторские выводы вносят вклад в развитие концепции оценки конкуренции на рынках.


Источники:

1. Попкова Е.Г., Созинова А.А., Меньщикова В.И. Управление адаптацией современного общества к индустрии 4.0 на базе информационных волн и импульсов // Вопросы теории и практики журналистики. – 2019. – № 2. – c. 438-446. – doi: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).438-446.
2. Belik E.B., Petrenko E.S., Pisarev G.A., Karpova A.A. Influence of Technological Revolution in the Sphere of Digital Technologies on the Modern Entrepreneurship // Lecture Notes in Networks and Systems: The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. Nizhny Novgorod, 2020. – p. 239-246.– doi: 10.1007/978-3-030-32015-7_27.
3. Haabazoka L., Popkova E.G., Ragulina Y.V. Africa 4.0 as a Perspective Scenario for Neo-Industrialization in the 21st Century // African Journal of Economics and Sustainable Development. – 2019. – № 2. – p. 20-38.
4. Ivanov O., Zavyalova E., Ryazantsev S. Public-Private Partnership in the countries of the Eurasian Economic Union // Central Asia and the Caucasus. – 2019. – № 2. – p. 33-47.
5. Pichkov O.B. Social Inequality in the US and Canada // International Trends. – 2016. – № 2(3). – p. 85-92.
6. Popkova E.G. Preconditions of formation and development of industry 4.0 in the conditions of knowledge economy // System. – 2019. – p. 65-72. – doi: 10.1007/978-3-319-94310-7_6.
7. Savelyeva N.K., Kuklin A.V., Lapteva I.P., Malysheva N.V. The investment attractiveness of a regional market of educational services as the basis of its global competitiveness in industry 4.0 // On the Horizon. – 2019. – № 3. – p. 239-244.
8. Andronova I.V, Belova I.N., Yakimovich E.A. Digital technology in the fishing sector: international and Russian experience // Modern management trends and the digital economy: from regional development to global economic growth (MTDE 2019): Proceedings of the 1st international scientific conference. T. 81. Yekaterinburg. Russia, 2019. – p. 277-280.
9. Guru B., Yadav I. Financial development and economic growth: panel evidence from BRICS // Journal of Economics, Finance and Administrative Science. – 2019. – № 47. – p. 113-126. – doi: 10.1108/JEFAS-12-2017-0125.
10. Liu A., Song H., Blake A. Modelling productivity shocks and economic growth using the Bayesian dynamic stochastic general equilibrium approach // International Journal of Contemporary Hospitality Management. – 2018. – № 11. – p. 3229-3249. – doi: 10.1108/IJCHM-10-2017-0686.
11. Zheng J., Shen C. Domestic demand-based economic globalization and inclusive growth // China Political Economy. – 2019. – № 1. – p. 136-156. – doi: 10.1108/CPE-04-2019-0003.
12. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739482 (дата обращения: 15.03.2022).
13. Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (с изменениями на 20.07.2016). Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902215421 (дата обращения: 15.03.2022).
14. Козырев А.Н. Цифровая экономика и цифровизация в исторической ретроспективе. Medium.comCEMI-RAS. [Электронный ресурс]. URL: http://Medium.com.CEMI-RAS (дата обращения: 15.03.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:28:44