Adaptive behavioral customer orientation of the business as a change management tool

Shchepakin M.B.1, Khandamova E.F.1, Petrichenko G.S.1, Pakhiev R.A.1
1 Кубанский государственный технологический университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 7 (July 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68568272

Abstract:
In the context of the mobilization transformation of the national economy under the influence of the pandemic and the changed geopolitical and geo-economic situation in the system of international relations, the service sector faced the choice of rational solutions related to ensuring its effectiveness and sustainable competitive development in the context of the requirements for adapting the marketing behavior of business entities to the new economic reality. The development of advertising and marketing tools on new communication platforms (with elements of artificial intelligence) with the increased influence of the mobilization factor affected the nature of adaptation processes in the service sector, which contributed to the growth of structural and functional changes in business processes of entities of this market. There was a need to design rational interactions between market participants in the catering sector (and the restaurant business, in particular), taking into account the changed composition and nature of the factors determining the competitiveness of its entities in the field of increased action of an emotional-behavioral duplicator and a marketing-emotional locator on the processes of innovative changes and transformations within the business itself. The relevance of the study is determined by the justification of the need to build such adaptation processes in restaurant business, which, in the course of effective implementation of their internal potential, marketing and behavioral variability, rational processes for resource decompensation, and as a result of improving the business model, would contribute to the implementation of innovative changes adequate to the challenges of the external environment in the vector of strengthening the competitiveness of the regional business entities and expanding the capabilities of the national economy in gaining the necessary sovereignty. The study was aimed at developing a model for managing the adaptive behavioral customer orientation of a public catering company (and, in particular, the restaurant business) in order to strengthen its competitive position and increase economic growth at the stage of mobilization changes. Within the framework of the developed model, the interrelation of various factors influencing business development and economic sovereignty in public catering at the regional level is integrated. This makes it possible to achieve motivational permeability of entities to effectively implement innovative changes in their activity and development in order to achieve business competitiveness, increase consumer and market partner loyalty. Funding: The article was prepared with the financial of the Russian National Fund, grant No. 24-28-00223 \\\"Marketing and behavioral adaptation of business to the requirements of the mobilization orientation of the economy\\\"

Keywords: mobilization economy, restaurant business, advertising and marketing tool, resource decompensator, emotional and behavioral duplicator, behavioral adaptability, trust, image stability, adaptive and behavioral customer orientation, competitiveness

Funding:
статья подготовлена при финансовой поддержке РНФ, грант № 24-28-00223 «Маркетингово-поведенческая адаптация бизнеса к требованиям мобилизационной ориентации экономики»

JEL-classification: M21, M31, M39



Введение

Экономика мобилизационного этапа развития России, проявившая себя наиболее отчетливо в результате изменившейся геополитической и геоэкономической обстановки после 2021 г. и последствий пережитой пандемии COVID-19, существенным образом сказалась на развитии торговли, туризма, ресторанного бизнеса, гостеприимства и т.д. [1]. Пандемия нанесла ощутимый ущерб ресторанной отрасли и заставила предпринимателей в этом секторе экономики по-новому посмотреть на архитектуру факторов, определяющих конкурентную устойчивость ресторанного бизнеса и, тем самым, попытаться им изменить свое маркетинговое и иное поведение, принимая во внимание уровень реальной адаптируемости бизнеса, который может определяться такими измерителями, которые отражают, с одной стороны, состояние потребительского спроса, с другой ‒ внутренний ресурс для оптимизации корпоративной стратегии, а с третьей – возможности использования имеющегося инновационного потенциала в ходе инвестиционных процессов [2].

Для конструирования процессов взаимодействия субъектов ресторанного бизнеса с потребителями, партнерами и иными игроками рынка следует выработать понимание того, какими средствами, методами и подходами надо руководствоваться, чтобы, с одной стороны, обеспечивать повышение уровня конкурентоустойчивости бизнеса, с другой ‒ выстраивать эффективным образом маркетингово-коммуникационные поля посредством адаптационных изменений и наращивания адаптационной состоятельности субъектов, а с третьей – интегрировать рациональным образом ресурсы, возможности и внутренний потенциал бизнеса на наиболее полное удовлетворение интересов клиентов во благо экономического роста на уровне территориальных образований и обретения страной технологического суверенитета.

Следует отметить, что выявление экономической природы процессов и явлений, возникающих в ходе функционирования и развития национальной экономики в режиме ее мобилизационной трансформации, а также систематизация содержательных характеристик мотивационно-поведенческих факторов, сдерживающих инновационные изменения в различных отраслевых сферах российского народного хозяйства в векторе обретения страной технологического и экономического суверенитета, напрямую связаны с раскрытием сути тех категорий и понятий, на которые могут и должны опираться адаптационные преобразования в бизнесе и во власти на этапе мобилизационной ориентации социально-экономической системы в целом. Авторами уделено особое внимание именно таким категориям и понятиям, которые определяют результативность усилий бизнеса, власти и человеческого ресурса в воплощении установок мобилизационного этапа изменений. Наиболее значимыми категориями в процессах таких изменений выступают «конкурентная устойчивость» и «адаптивность» (применительно к бизнесу, власти и трудовому ресурсу).

Можно выделить некоторый перечень подходов к пониманию конкурентоустойчивости [62] и адаптивности бизнеса, сформированных учеными, которые раскрывают в той или иной мере суть обозначенных понятий. Эти подходы отражены в следующих научных публикациях (табл. 1)

Таблица 1

Подходы к пониманию конкурентоустойчивости и адаптивности бизнеса

в публикациях отечественных и зарубежных ученых

Наименование
подхода
Ученые, раскрывающие сущность ключевых понятий в рамках тех или иных подходов
1. Стратегический
Фатхутдинов Р.А. (2020) [20]; Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Скворцов А.Е. (2016) [4]; Полуянова Н.В. (2014) [5], Дорошенко Ю.А. (2013) [6]
2. Ресурсный подход
Рачек Л. Р. (2009) [7], Богданова Е.Н. (2015) [8], Чахарбаги К. (Chaharbaghi K.), Линч Р. (Lynch R.) (1999) [9], Барни Дж. Б., (Barney J. B.), Кларк Д.Н. (Clark D.N.) (2007) [10]
3. Маркетинговый подход
Чернега В. В. (2008) [11], Щепакин М.Б. (2023) [12]
4. Системный подход
Фионин В. В. (2004) [13], Максименко И.А. (2020) [14], Щепакин М.Б. (2024) [15]
5.Комплексный (интеграцион-ный) подход
Сімех Ю. А. (2009) [16], Стрелкова Л.В., Макушева Ю.А. (2015) [17], Емельянова И.Ф. (2019) [18], Путятина Л.М., Шароватов С.В. (2013) [19], Черкасов М.Н. (2016) [20], Максименко И.А. (2022) [21]
6.Компаративный (сравнитель-ный) подход
Долгов Д. И. (2015) [22], Тридiд О.М. (2003) [23]
7.Структурно-логический подход
Емельянова И.Ф. (2020) [24], Дикань В.Л. (1995) [25], Симех Ю.А. (2007) [26], Черная М.В. (2009) [27]
8. Финансово-экономический подход
Путятин А.Е. (2000) [28], Беспалько В.А., Григорьева Е.А., Долбня Н.В. (2016) [29]
9. Маркетингово-поведенчес-кий подход
Шальнова О.А. (2009) [30], Барыгина О.Н. (2009) [31], Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Петриченко Г.С. (2024) [32]
10.Функционально-управленческий подход
Кобец С.П. (2014) [33], Малёв В.А. (2007) [34]
11. Динамический подход
Алексеев С.Б. (2019) [35], Тумаков Е.А. (2019) [36], Аржакова Н.В. (2004) [37], Воронов Д.С. [70]
12. Адаптационный подход
Алутина Е.В. (2016) [38], Ячменева В.М., Ячменев Е.Ф. (2019) [39], Кузнецова Н.А., Пукач Г.В. (2019) [40], Паничкина М.В., Масыч М.А. (2016) [41], Щепакин М.Б. (2023) [42], Хандамова Э.Ф. (2024) [43], Туменова С.А. (2022) [44], Казакова Т.В. и Горшкова Л.А. [67]
13. Статичный подход
Мохначев С.А. [66]; Рудычев А.А, Дубровина Т.А., Силаков А.В. [68], Зеленский А.А. [69]
Источник: составлено авторами

Важность адаптации проявляется в способности компаний быстро принимать решения, изменять стратегии, пересматривать бизнес-модели и операционные процессы. Быстро адаптироваться к новым требованиям рынка могут только те компании, которые способны находиться в режиме постоянных перемен и обладают внутренним потенциалом человекоцентричного ресурса на разработку инновационных решений, адекватных состояниям и вызовам внешнего окружения. Составляющими таких изменений могут быть: инновации и технологическое развитие, гибкость и агильность (авт. – основывается на принципах сотрудничества и партнерства, мониторинга, анализа данных и прогнозирования, постоянного обучения и развития сотрудников). К таким компаниям, которые руководствуются принципами гибкости и адаптивности можно отнести Netflix, Amazon, Airbnb [45]. Адаптационные изменения в системообразующих сегментах экономики и в жизнеобеспечивающих отраслях (и в том числе в сфере общественного питания и ресторанного бизнеса) должна быть ориентирована на построение системы сбалансированных показателей (ССП, отражающих взаимосвязи факторов, определяющих различные перспективы: финансовые, клиентские, укрепления внутренних бизнес-процессов, обучения и развития, инновационных изменений и социального роста) [46]. Учеными, получившими интересные научные результаты в области адаптивной идентификации состояний субъектов и показателей ее характеризующих, являются следующие: Хакен Г. (1985) [47], Тинякова В.И (2008) [48], Туменова С.А. (2013) [49], Горшкова Л.А. (2022) [50].

Широкий разброс суждений в научном мире и в сфере практического функционирования бизнеса и анализа накопленного опыта построения рациональных рыночных отношений субъектами ресторанного сектора экономики с потребителями и иными агентами рынка позволяет говорить о неоднозначности группировки факторов, влияющих на экономический рост и на развитие всей сферы индустрии гостеприимства (и ресторанного бизнеса, в частности). Важной становится ориентация ресторанного бизнеса на интересы широкого спектра клиентов с запросами разного уровня и характера, реализация которых субъектами должна вестись в режиме адаптации их маркетингового и иного поведения к вызовам рынка и к требованиям обеспечения устойчивого развития не только той или иной конкретной сферы общественного питания, но и социально-экономической системы в целом. Такой подход позволяет «поставить» развитие всей системы общественного питания на рельсы создания благоприятных условий для перехода страны к технологическому и экономическому суверенитету. И человеческому капиталу в этом процессе отводится ключевая роль [65].

Необходимо учитывать научные взгляды различных ученых-исследователей в отношении категориально-понятийного аппарата метатеории управления изменениями, позволяющего формировать интеграционный подход к преобразованиям в развивающемся бизнесе в векторе его маркетингово-поведенческой адаптации при участии власти к турбулентным вызовам разного характера и к требованиям мобилизационной ориентации экономики [51]. Соединяя суждения в области представлений об адаптивности субъектов рынка и о сбалансированной системе показателей, характеризующих различные ее грани, а также в области трактовки понятий и возможностей решения проблем управления конкурентной устойчивостью субъектов, возможным становится построить рациональную модель управления изменениями под задачи мобилизационного этапа трансформации экономики применительно к сфере общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности).

Целью исследования является разработка модели управления адаптационно- поведенческой клиентоориентированностью субъекта сферы оказания услуг (на примере ресторанного бизнеса) в интересах ее экономического роста и конкурентоустойчивости. Методы исследования: метод глубинного интервью, системный подход к толкованию устойчивого развития, метод сравнительного и индексного анализа, метод группировок, экспертных оценок и метод моделирования взаимосвязей. Информационно-эмпирической базой исследования послужили результаты проведенных авторами полевых исследований факторов, определяющих состояние адаптивности бизнеса к новым вызовам, а также различные ресурсы сети Интернет.

На сферу общественного питания и разные виды деятельности в области оказания услуг различной отраслевой специфики оказывают влияние многообразные факторы (внешнего контура воздействий и внутреннего контура воздействий), которые могут быть интегрированы в единое маркетингово-коммуникационное поле субъектов, «подвижное» с позиций его изменчивости и турбулентности реализуемых в нем процессов (трансформирующихся под задачи того или иного этапа развития бизнеса и под требования власти в рамках реализуемых национальных проектов и инновационных программ).

Факторы, влияющие на уровень адаптационно-поведенческой клиентоориентированности субъекта общественного питания (на примере ресторанного бизнеса) и на принятие решений по изменению его функционирования под воздействием мобилизационного фактора, сгруппированы следующим образом:

1. Адаптационно-поведенческий блок: 1.1 ‒ способность субъекта бизнеса адаптироваться к внешним изменениям во внешнеполитической обстановке и к внутренним установкам на развитие территорий; 1.2 ‒ ориентация государственной власти и ее звеньев разного иерархического уровня на обеспечение регулирования в области защиты прав потребителей, поддержки малого и среднего бизнеса, а также в области изменений в системе выстраиваемых коммуникаций и контроля за адаптационными процессами; 1.3. ‒ реагирование бизнеса на установки, связанные с реализацией норм и ценностей при построении рациональных моделей поведения субъектов в новой экономической реальности; мотивационно-поведенческая проницаемость субъекта к удовлетворению потребностей клиентов в условиях изменяющегося влияния экономических факторов; 1.4 ‒ нацеленность субъекта на принятие решений по развитию бизнеса на основе интересов по накоплению репутационного капитала территории;

1.5 ‒ уровень рекламно-информационного и инструментарно-методического сопровождения для принятия решений по обеспечению роста лояльности потребителей.

2. Экономико-финансовый блок: 2.1 ‒ уровень реальных доходов населения и его покупательская способность; 2.2 ‒ состояние материально-технической базы субъекта и его логистические возможности для удовлетворения изменяющихся потребностей клиентов; 2 .3 ‒ состояние финансовой обеспеченности малого и среднего бизнеса для решения задач развития системы гостеприимства и туризма; 2.4 ‒ состояние совокупности факторов, влияющих на конкурентоспособность субъекта общественного питания (качество услуг, цены на услуги, уровень квалификации, технологический уровень производства продукции, насыщенность рынка и др.).

3. Ресурсообеспечивающий блок: 3.1 ‒ уровень информационно-коммуникационного диджиталобеспечивающего сопровождения предоставления услуг; 3.2 ‒ энергообеспечение инновационных проектов и функционирования бизнеса в контексте решаемых проблем импортозамещения; 3.3 ‒ уровень профессиональной квалификации персонала и его личных качеств и лояльности к компании; 3.4 ‒ состояние барьеров социокультурных взаимодействий в полиэтнической среде, определяющей логические, ментальные, языковые и психологические различия субъектов отношений в процессе осуществления оказания услуг.

4. Социально-ориентированный блок: 4.1 ‒ ориентация бизнеса и персонала на соблюдение экологических норм и требований к поддержанию здоровья граждан и сохранению качественного состояния внешней среды; 4.2 ‒ влияние социально-демографической компоненты на уровень восприятия оказываемых услуг (пол, возраст, образование, доход, род занятий, регион проживания, состав семьи, социальная группа и др.); 4.3 ‒ уровень сопутствующего сопровождения предоставляемых услуг (транспортного, интеллектуально-информационного, музыкального, по доставке блюд и др.); 4.4 ‒ способность субъекта и его персонала к предоставлению услуг по форматам предоставляемых блюд различных национальных кухонь и продуктовых новаций.

5. Рекламно-маркетинговый блок: 5.1 ‒ состояние рекламно-маркетингового инструментария, вовлекаемого бизнесом для повышения лояльности клиентов, и его мотивационная направленность; 5.2 ‒ уровень поведенческой достаточности в действиях персонала для получения позитивных откликов потребителей и роста доверия их к субъекту бизнеса; 5.3 ‒ состояние поведенческой адаптивности бизнеса общественного питания к требованиям обеспечения необходимого уровня клиентоориентированности и конкурентоспособности; 5.4 ‒ ориентация бизнеса на формирование необходимого уровня имиджустойчивости и брендосостоятельности; 5.5 ‒ информационно-коммуникационная поддержка обеспечения взаимодействий бизнеса, потенциальных клиентов и партнеров.

Рисунок 1 ‒ Управление адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта общественного питания

Обозначения: 1 – поведенческая эмотивность; 2 – отклик потребителей на рекламно-маркетинговые воздействия бизнеса; 3 – отражение влияния адаптационно-поведенческих факторов в инструментарно-методическом обеспечении управления развитием бизнеса; 4 ‒ коммуникационные воздействия субъектов рынка на разработчиков инновационных решений; 5 – разработчики инновационных проектов; 6 – инфраструктурный компонент; 7 – сигналы нейромаркетингового происхождения, исходящие от потребителя; 8 – категории рейтинга субъекта ресторанного бизнеса; 9 ‒ тиражирование поведенческих шагов от субъектов ресторанного бизнеса; 10 – сигналы воздействия субъектов на принятие решений по развитию бизнеса; ЭПД ‒ эмоционально-поведенческий дубликатор.

составлено авторами

Нами разработана модель управления адаптационно-поведенческой клиентоориентированностью субъекта общественного питания (рисунок 1), в рамках которой учтены обозначенные выше факторы и реализованы системно различные подходы к укреплению конкурентоустойчивости и маркетингово-поведенческой адаптивности бизнеса к новым условиям на этапе мобилизационных преобразований. Инновационный фактор находит свое отражение во многих составляющих выстраиваемых бизнес-процессов, видоизменяя используемый маркетинговый, рекламный, психологический, поведенческий и иной инструментарий, исходя из имеющихся ресурсов и обозначаемых собственниками и властью реперных установок на изменения. Ориентируясь на это, субъекты ресторанного бизнеса должны формировать рекламно-маркетинговый инструментарий [63, 64] с учетом новых тенденций и возможностей их использования в традиционных и онлайн-форматах ( в том числе с обширным охватом социальных сетей в интернете) для воздействий на всех участников рынка общественного питания (и потребителей, и клиентов, и партнеров, и инвесторов, и посредников и иных агентов, обеспечивающих сопровождение бизнеса по оказанию услуг разного характера).

Критерии для формирования рейтинга в ресторанном бизнесе (ассортимент кулинарной продукции, качество услуг, техническая оснащенность, методы и формы обслуживания, время и условия обслуживания потребителей, уровень квалификации персонала, обеспечение безопасности и здоровья потребителей, удобство подъездных путей, благоустройство территории, архитектурно-планировочные решения, стилевое единство интерьера, отзывы и др.) определяют восприятие воздействий субъектов этого рынка на ответные реакции потенциальных клиентов (потребителей) в отношении выбора того или иного ресторанаВажным элементом разработанной модели является информационно-манипуляционное поле, в котором формируются сигналы того или иного характера для воздействий на сознание потребителей и других рыночных агентов, вовлекаемых для сотрудничества и обслуживания различных составляющих деятельности ресторанного бизнеса (технического, ремонтного, дизайнерского и др.).

Нами проведена пилотная оценка структуры категорий рейтинга субъектов [52, c.140] ресторанного бизнеса в наиболее общем виде, показавшая следующие результаты: справедливая цена – 10% , забота о клиентах – 16%, внимательное обслуживание – 13%, качество – 33% , компетентность – 28%. Ресурсная компенсация в условиях действия мобилизационного фактора ориентирована на построение рациональных адаптационных процессов в ведении бизнеса и удовлетворение потребностей клиентов. На маркетингово-поведенческую адаптацию бизнеса оказывает существенное влияние мотивационная проницаемость субъектов на реализуемые инновационные изменения в соответствии с новыми реалиями запросов и потребностей потребителей. Поведенческая достаточность формируется чаще всего под воздействием эмоционально-поведенческого дубликатора [53] и маркетингово-эмоционального локатора [54]. Имеется положительный опыт построения российским бизнесом своих собственных бизнес-моделей [55, 56], которые расширяют спектр форматов адаптационных процессов и оказывают существенное влияние на внутренний потенциал бизнеса и сущностное воплощение принимаемых креативных решений, формируемых или самим бизнесом, или разработчиками инновационных проектов. Инструментарно-методическое обеспечение позволяет определять состояние бизнеса в контексте его адаптационно-поведенческой клиентоориентированности и обозначать те слабые места, которые требуют к себе пристального внимания для снижения их негативного влияния на результативность функционирования бизнеса и перспективы его экономического роста. Лояльность, формируемая инструментами нейромаркетинга [52] способствует повышению имиджустойчивости бизнеса и, в конечном счете, оказывает существенное влияние на доверие потребителей, выступающее индикатором эффективности всей совокупности рекламно-маркетинговых и иных воздействий субъектов бизнеса на целевые сегменты потребителей. Имиджустойчивость бизнеса в сфере ресторанных услуг определяется состоянием брендинга [57] в системе управления бизнесом и позицией самого бренда [58-61], формируемого в сознании потребителя в ходе адаптационных изменений в маркетинговых и поведенческих реакциях субъектов и их персонала на внешние воздействия и внутренние отклики работников в результате трансформации стратегических решений по развитию бизнес-процессов. Предлагаемая модель посредством активизации действия различных рычагов, включаемых для укрепления адаптационно-поведенческой клиентоориентированности, настраивается на повышение конкурентоустойчивости бизнеса и укрепление его позиций на уровне региональной экономики в интересах обретения страной экономического суверенитета.

Заключение.

1. Бизнес на этапе мобилизационной ориентации экономики становится площадкой для реализации новых возможностей (ресурсных, креативных, интеллектуально-созидательных, маркетинговых, поведенческих, инновационных) субъектов общественного питания (и ресторанного бизнеса, в частности), возникающих в условиях турбулентности внешнего окружения и изменения запросов и потребностей потребителей разных целевых аудиторий, в векторе укрепления ими конкурентоустойчивости и создания ими условий для активизации деятельности смежных с этой сферой отраслей по производству импортозамещающей продукции (технологического оборудования, продукции пищевой промышленности) и видов деятельности по оказанию услуг в индустрии гостеприимства. Цифровизация экономики способствует формированию благоприятных условий для конструирования новых маркетингово-коммуникационных платформ с расширяющимся диджитал-инструментарием в сфере общественного питания для усиления воздействия бизнеса на рациональное воплощение адаптационных бизнес-процессов и реализацию структурно-функциональных изменений на этом изменяющемся рынке.

2. Маркетинго-поведенческая адаптация бизнеса в сфере услуг (и ресторанного бизнеса, в частности), ориентированного на укрепление его конкурентных позиций в условиях действия мобилизационного фактора, предполагает активизацию, с одной стороны, поведенческой эмотивности потребителей, с другой – расширение зоны действия ресурсного декомпенсатора для придания инновационных процессам конструктивного воплощения на отечественном инвестиционном ландшафте с закреплением российских традиций в широком спектре индустрии услуг (общественного питания, медицинского обслуживания, санаторно-курортных услуг, гостеприимства, туризма и др.), с третьей – повышение мотивационной проницаемости на инновационные изменениями посредством вовлечения на взаимовыгодных условиях многих участников отношений (в том числе и субъектов из сопряженных с ним системообразующих отраслей на уровне региональных образований), вовлекаемых в циклы создания новых стоимостей (и в сфере услуг, и при разработке новых товаров, и при реализации высокотехнологичных проектов) под воздействием мобилизационного фактора и необходимости укрепления конкурентоустойчивости и суверенности национальной экономики.

3. Разработана модель управления адаптационно-поведенческой клиентоориенти-рованностью субъекта сферы услуг (на примере ресторанного бизнеса), в которой обозначена взаимосвязь и взаимовлияние разных групп факторов. Модель позволяет формировать, принимать и реализовывать рациональные решения по завоеванию субъектами ресторанного бизнеса выгодных конкурентных позиций и по наращиванию экономического роста на этапе мобилизационных изменений, когда значимость доверия, лояльности и имиджустойчивости бизнеса обретает, с одной стороны, свойства реального рычага для укрепления конкурентоустойчивости субъектов на уровне территориального образования в обозначенной сфере, а с другой ‒ свойства катализатора бизнес-процессов на своем функционально-иерархическом, а также отраслевом и межотраслевом уровнях, способствуя обретению страной в целом экономического суверенитета.


References:

Alekseev S.B. (2019). Mekhanizm obespecheniya konkurentnoy ustoychivosti torgovogo predpriyatiya [Mechanism of ensuring the competitive stability of trading enterprises]. Vestnik Instituta ekonomicheskikh issledovaniy. (2(14)). 28-34. (in Russian).

Alutina E.V. (2016). Osobennosti obespecheniya ustoychivosti predpriyatiy [Features of ensuring the sustainability of enterprises]. Topical issues of economic sciences. (5(23)). 217-221. (in Russian).

Arzhakova N.V. (2004). Modeli analiza dinamicheskoy ustoychivosti konkurentnyh otnosheniy v rynochnyh ekonomicheskikh sistemakh [Models for analyzing the dynamic stability of competitive relations in market economic systems] Voronezh : Voronezhskiy gosudarstvennyy arkhitekturno-stroitelnyy universitet. (in Russian).

Barney J. B., Clark D.N. (2007). Firm Resources and Sustained Competitive Advantage

Barygina O.N. (2009). Realizatsiya povedencheskogo podkhoda k upravleniyu konkurentosposobnostyu predpriyatiy sfery uslug [Implementation of a behavioral approach to managing the competitiveness of service sector enterprises] Tolyatti : Povolzhskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Bespalko V.A., Grigoreva E.A., Dolbnya N.V. (2016). Konkurentnaya ustoychivost kak prioritet sistemy upravleniya konkurentosposobnostyu sovremennogo predpriyatiya [Public-private partnership: investment project evaluation]. Sustainable Development Economics. (2). 16-25. (in Russian).

Bogdanova E.N. (2015). Upravlenie konkurentoustoychivostyu kak osnova razvitiya organizatsionnoy sredy predpriyatiya [The management of sustainable competitive advantage as a basis for the development of company’s organizational environment]. Bulletin of the Moscow State Regional University. series: economics. (4). 53-59. (in Russian). doi: 10.18384/2310-6646-2015-4-53-59.

Chaharbaghi K., Lynch R. (2012). Sustainable competitive advantage: towards a dynamic resource-based strategy Management Decision. 37 (1). 45-50. doi: 10.1108/00251749910252012.

Cherkasov M.N., Sharovatov S.V. (2017). Formirovanie kontseptsii «konkurentnoy ustoychivosti predpriyatiya» [Formation of the concept of "competitive stability of the enterprise"]. Problems of modern economics. (14). 161-165. (in Russian).

Chernaya M.V. (2009). Vzaimosvyaz osnovnyh ponyatiy konkurentosposobnosti [The relationship of the basic concepts of competitiveness]. Vestnik Sumskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. (2). 186-191. (in Russian).

Chernega V. V. (2008). Konkurentostіykіst pіdpriєmstv ta mekhanіzmi її zabezpechennya [Competitiveness of enterprises and mechanisms for ensuring them] K. : ІPK DSZU. (in Russian).

Dikan V.L. (1995). Obespechenie konkurentoustoychivosti predpriyatiya [Ensuring the competitiveness of the enterprise] Kharkov: Osnova. (in Russian).

Dolgov D. I. (2015). Napravleniya upravleniya konkurentosposobnostyu produktsii vagonostroitelnyh predpriyatiy v ramkakh povysheniya ee konkurentoustoychivosti [The areas of production competitiveness management at railcar-building enterprises aimed at the competitive abilities improvement]. Society: politics, economics, law. (3). 26-30. (in Russian).

Doroshenko Yu.A., Poluyanova N.V. (2013). Analiz vliyaniya faktorov konkurentnoy ustoychivosti na predpriyatii promyshlennosti stroitelnyh materialov [Analysis of the impact of competitive stability factors on the enterprise of the building materials industry]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. (6). 117-120. (in Russian).

Drobot E.V. (2020). Mirovaya ekonomika v usloviyakh pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy vosstanovleniya [Global economy in the context of the COVID-19 pandemic: results of 2020 and prospects for recovery]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 937-960. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111375.

Drok T.E., Shapar D.S. (2020). Sistema sbalansirovannyh pokazateley kak instrument upravleniya predpriyatiyami agropromyshlennogo kompleksa [Balanced scorecard as a management tool for agro-industrial enterprises]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 673-688. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.100927.

Duli R. (2015). Neyromarketing. Kak vliyat na podsoznanie potrebitelya [Neuromarketing. How to influence the consumer's subconscious] Minsk: Popurri. (in Russian).

Emelyanova I.F. (2019). Sravnitelnyy analiz ponyatiy «konkurentosposobnost» i «konkurentnaya ustoychivost» predpriyatiy [Comparative analysis of concepts of competitiveness and competitive stability of enterprises]. Vesti avtomobilno-dorozhnogo instituta. (3(31)). 61-69. (in Russian).

Emelyanova I.F. (2020). Osnovnye ponyatiya teorii konkurentosposobnosti predpriyatiya: sushchnost, kharakter vzaimosvyazey, mesto v sisteme konkurentnyh otnosheniy [Basic concepts of the enterprise's competitiveness theory: essence, nature of relationships, place in the system of competitive relations]. Vestnik Donetskogo natsionalnogo universiteta. Seriya V. Ekonomika i pravo. (1). 72-81. (in Russian).

Fatkhutdinov R. A. (2000). Konkurentosposobnost: ekonomika, strategiya, upravlenie [Competitiveness: economics, strategy, management] Moskva : INFRA-M. (in Russian).

Fionin V. V. (2004). Organizatsionno-ekonomicheskie osnovy upravleniya konkurentoustoychivostyu predpriyatiya: na primere promyshlennyh predpriyatiy [Organizational and economic foundations of enterprise competitiveness management: on the example of industrial enterprises] Samara : Sam. gos. ekonom. akad. (in Russian).

Ilyina I.E., Zharova E.N., Skvortsov A.E. (2016). Konkurentoustoychivost khozyaystvuyushchikh subektov sfery issledovaniy i razrabotok: sushchnost i osnovnye elementy [The competitive stability of economic entities in the sphere of research and development: the essence and basic elements]. Vektor nauki Tolyattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika i upravlenie. (4). 37-42. (in Russian). doi: 10.18323/2221-5689-2016-4-37-42.

Kazakova T.V., Gorshkova L.A. (2022). Adaptivnost, dinamichnost, gibkost – glavnye faktory obespecheniya ustoychivosti organizatsii v usloviyakh neopredelennosti [Adaptability, dynamism, flexibility as the main factors for ensuring the sustainability of the organization amidst uncertainty]. Creative Economy. 16 (5). 1911-1924. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.5.114693.

Kazakova T.V., Gorshkova L.A. (2022). Adaptivnost, dinamichnost, gibkost – glavnye faktory obespecheniya ustoychivosti organizatsii v usloviyakh neopredelennosti [Adaptability, dynamism, flexibility as the main factors for ensuring the sustainability of the organization amidst uncertainty]. Creative Economy. 16 (5). 1911-1924. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.5.114693.

Khaken G. (1985). Sinergetika. Ierarkhii neustoychivostey v samoorganizuyushchikhsya sistemakh i ustroystvakh [Synergetics. Hierarchies of instabilities in self-organizing systems and devices] M. : Mir. (in Russian).

Khandamova E.F. (2019). Brend kak instrument upravleniya marketingovym povedeniem subekta v usloviyakh strukturnoy modernizatsii proizvodstvennoy sfery [Brand as a tool for managing the marketing behavior of the subject in the conditions of structural modernization of the production sphere]. Creative Economy. 13 (7). 1357-1378. (in Russian). doi: 10.18334/rp.20.4.40625.

Khandamova E.F., Schepakin M.B., Zhamankulova D.S. (2024). Razvitie kommunikatsionnyh setey v usloviyakh marketingovo-povedencheskoy adaptatsii biznesa k trebovaniyam mobilizatsionnoy orientatsii ekonomiki [Development of communication networks in the context of marketing and behavioral adaptation of business to the requirements of the mobilization orientation of the economy]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1025-1042. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120665.

Kobets S.P. (2014). Konkurentnaya ustoychivost promyshlennogo predpriyatiya: upravlencheskiy aspekt [Competitive stability of industrial enterprises: the managerial aspects]. ASR: Economics and Management. (2). 29-31. (in Russian).

Kostin K.B., Evdokimova Kh.V. (2023). Vybor optimalnyh biznes-modeley dlya razvitiya otechestvennogo predprinimatelstva v usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [The choice of optimal business models for the development of domestic entrepreneurship amidst sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (8). 2611-2632. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.8.117879.

Kuznetsova N.A., Pukach G.V., Pukach A.M. (2019). Problemy adaptatsii biznes-modeley k menyayushcheysya srede [Problems of adaptation of business models to the changing environment]. Journal of international economic affairs. 9 (2). 1363-1370. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40800.

Maksimenko I. A. (2020). Sistematizatsiya podkhodov k ponimaniyu definitsii «konkurentnaya ustoychivost» [Systematization of approaches to understanding the definition of «competitive stability»]. Business. Education. Law. (2(51)). 160–165. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.240.

Maksimenko I.A. (2020). Sistematizatsiya podkhodov k ponimaniyu definitsii «konkurentnaya ustoychivost» [Systematization of approaches to understanding the definition of «competitive stability»]. Business. Education. Law. (2(51)). 160-165. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.240.

Maksimenko I.A. (2022). Arkhitektura faktorov konkurentnoy ustoychivosti restorannogo biznesa [Restaurant business competitive sustainability: factors architecture]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 709-728. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114277.

Maksimenko I.A. (2022). Arkhitektura faktorov konkurentnoy ustoychivosti restorannogo biznesa [Restaurant business competitive sustainability: factors architecture]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 709-728. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114277.

Malyov V.A. (2007). Obespechenie organizatsionno-funktsionalnoy ustoychivosti predpriyatiya v konkurentnoy srede [Ensuring the organizational and functional stability of the enterprise in a competitive environment] Chelyabinsk. (in Russian).

Mokhnachev S.A. (2007). Upravlencheskie aspekty konkurentoustoychivosti regionalnogo vuza na rynke obrazovatelnyh uslug [Management aspects of competitiveness of the regional institution of higher education on educational service market]. Integration of education. (3-4(48-49F)). 14-16. (in Russian).

Panichkina M.V., Masych M.A. (2016). Razvitie mekhanizmov adaptatsii subektov srednego malogo predprinimatelstva v usloviyakh neopredelennosti i povyshennogo riska [Development of mechanisms of adaptation of the subjects of small and average business in conditions of uncertainty and high risk]. Fundamental research. (12-3). 678-682. (in Russian).

Poluyanova N.V. (2014). Strategiya povysheniya konkurentnoy ustoychivosti predpriyatiya promyshlennosti stroitelnyh materialov [Strategy for increasing the competitive stability of the building materials industry] Belgorod : BGTU. (in Russian).

Putyatin A.E. (2000). Strategiya povysheniya konkurentnoy ustoychivosti predpriyatiya [Strategy for increasing the competitive stability of the enterprise] M.. (in Russian).

Putyatina L.M., Sharovatov S.V. (2013). Kompleksnyy podkhod k otsenke konkurentnoy ustoychivosti predpriyatiya [An integrated approach to assessing the sustainability of competitive enterprises in the industrial economy]. Economy in the industry. (1). 50-52. (in Russian).

Rachek L. R. (2009). Upravlenie konkurentnoy ustoychivostyu predpriyatiy mashinostroeniya na osnove dobavlennoy tsennosti [Managing the competitive stability of machine building enterprises based on added value] Krasnodar : Kuban. gos. un-t. (in Russian).

Rozhkov I.Ya. (2004). Ot brendinga k brend-bildingu [From branding to brand building] M. : Gella-print. (in Russian).

Rudychev A.A., Dubrovina T.A., Silakov A.V. (2023). Upravlenie konkurentosposobnostyu promyshlennogo predpriyatiya na osnove stsenarnogo podkhoda [Managing the competitiveness of an industrial company based on a scenario approach]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (11). 5001-5024. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.11.119768.

Rudychev A.A., Zelenskiy A.A. (2006). Povyshenie konkurentosposobnosti predpriyatiy promyshlennosti stroitelnyh materialov [Improving the competitiveness of enterprises in the construction materials industry]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (3). 19-21. (in Russian).

Schepakin M.B. (2021). Marketingovo-emotsionalnyy lokator brenda – konstruktor innovatsionnyh modernizatsionnyh preobrazovaniy v proizvodstvennoy sfere [Marketing-emotional brand locator - designer of innovative modernization transformations in the production sector]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (1). 107-113. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.

Schepakin M.B. (2022). Brend-kommunikatsii v usloviyakh modernizatsii ekonomiki [Brand communications in the context of economic modernization] Krasnodar : Izd. FGBOU VO «KubGTU». (in Russian).

Schepakin M.B. (2023). Kumulyativnyy drayver innovatsionnogo razvitiya pishchevoy promyshlennosti v regione v usloviyakh deystviya mobilizatsionnogo faktora [Cumulative driver of innovative development of the food industry of the region under the conditions of mobilization factor]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (2-3 (392)). 112-122. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2023.2-3.18.

Schepakin M.B. (2023). Marketingovo-povedencheskaya adaptatsiya biznesa v mobilizatsionnom formate ego razvitiya kak instrument ukrepleniya ekonomicheskoy bezopasnosti [Marketing-behavioral adaptation of business in the mobilization format of its development as a tool to strengthen economic security]. Shadow Economy. 7 (3). 309-333. (in Russian). doi: 10.18334/tek.7.3.118349.

Schepakin M.B. (2023). Mozaichnyy emotsionalno-povedencheskiy dublikator v adaptatsionnom upravlenii razvitiem biznesa v ego mobilizatsionnom formate [Mosaic emotional-behavioral duplicator in adaptive management of business development in mobilization format]. Leadership and Management. 10 (2). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.2.117663.

Schepakin M.B. (2023). Upravlenie imidzhem biznes-subektov posredstvom kompensatsionnogo marketinga v innovatsionnom formate izmeneniy [Image management of business units through compensation marketing in an innovative change format]. Leadership and Management. 10 (3). 929-956. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.3.118730.

Schepakin M.B. (2024). Innovatsionnyy transformer kak instrument mnogomernogo ekonomiko-tekhnologicheskogo preobrazovatelya sistemnogo urovnya [Innovative transformer as a tool for a multidimensional economic and technological converter of the system level]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (1(395)). 134-144. (in Russian). doi: 10.26297/0579-3009.2024.1.22.

Schepakin M.B. (2024). K diskursu o razvitii teorii upravleniya izmeneniyami v usloviyakh mobilizatsionnoy orientatsii ekonomiki [On the discourse on the development of the theory of change management in the context of the mobilization orientation of the economy]. Journal of economic regulation. (15(1)). 89-104. (in Russian). doi: 10.17835/2078-5429.2024.15.1.089-104.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Petrichenko G.S. (2024). Printsipialnaya model marketingovo-povedencheskoy adaptatsii biznesa k usloviyam mobilizatsionnoy orientatsii ekonomiki [Basic model of business marketing and behavioral adaptation to the mobilization economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (2). 503-526. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.14.2.120761.

Schepakin M.B., Khandamova E.F., Zhamankulova D.S. (2023). Imidzhevyy rezonator subekta v obespechenii ekonomicheskogo rosta biznesa v usloviyakh turbulentnosti marketingovo-manipulyatsionnyh vozdeystviy [Subject's image resonator in ensuring business growth amidst marketing turbulence and manipulation influences]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4211-4236. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.10.119036.

Schepakin M.B., Pakhiev R.A. (2023). Chelovecheskiy kapital v implementatsii innovatsionnogo vektora razvitiya kak klyuchevoy faktor obespecheniya konkurentoustoychivosti regionalnoy ekonomiki [Human capital in the implementation of the innovative development vector as a key factor in ensuring the regional economy competitiveness]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (11). 4731-4752. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.11.119561.

Schepakin M.B., Rushanova S.S. (2022). Razrabotka klassifikatsionnoy modeli marketingovogo internet-instrumentariya dlya povysheniya konkurentosposobnosti tovarov i uslug [Development of a classification model of internet marketing tools to increase the competitiveness of goods and services]. Izvestiya vuzov. Pischevaya tekhnologiya. (2-3). 112-120. (in Russian). doi: 10/26297/0579-3009.2022.2-3.22.

Schepakin M.B., Sobol A.V. (2021). K razvitiyu reklamno-marketingovogo instrumentariya v srede Internet [Concerning the development of advertising and marketing tools on the Internet]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (8). 2005-2026. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.8.113119.

Selezneva A. I. (2022). Transformatsiya biznes-modeley rossiyskikh kompaniy v usloviyakh internatsionalizatsii i institutsionalnyh izmeneniy [Transformation of business models of large russian firms under internationalization and institutional changes]. Russian Management Journal. 20 (20 (3)). 385–412. (in Russian). doi: 10.21638/spbu18.2022.304.

Shalnova O.A. (2009). Formirovanie potrebitelskoy loyalnosti spetsializirovannomu magazinu [Building consumer loyalty to a specialized shop] M.. (in Russian).

Simekh Yu.A. (2007). Opredelenie ponyatiya konkurentoustoychivosti predpriyatiya [Definition of the concept of competitiveness of an enterprise]. Vestnik mezhdunarodnogo slavyanskogo universiteta. Seriya: Ekonomicheskie nauki. 10 (1). 12-16. (in Russian).

Strelkova L.V., Makusheva Yu.A. (2015). Konkurentoustoychivost – kompleksnaya kharakteristika ustoychivogo funktsionirovaniya promyshlennogo predpriyatiya [Konkurentoustoychivost - complex characteristics of sustainable operation an industrial enterprise]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (2). 458-460. (in Russian).

Sіmekh Yu. A. (2009). Otsіnyuvannya konkurentostіykostі pіdpriєmstv rozdrіbnoї torgіvlі [Assessment of the competitiveness of retail enterprises] Kharkіv : Kharkіvskiy derzhavniy unіversitet kharchuvannya ta torgіvlі. (in Russian).

Tinyakova V.I. (2008). Adaptivno-ratsionalnoe prognozirovanie ekonomicheskikh protsessov: teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty [Adaptive-rational forecasting of economic processes: theoretical foundations and applied aspects] SPb. (in Russian).

Tridid O.M. (2003). Strategiya rozvitky pіdpriєmstva v umovakh krizi [Enterprise development strategy in times of crisis] Donetsk. (in Russian).

Tumakov E.A. (2019). Formirovanie konkurentnoy ustoychivosti torgovogo predpriyatiya v usloviyakh krizisa [Competitive stability of a trading enterprise in a crisis] Donetsk : Donetskiy natsionalnyy universitet ekonomiki i torgovli. (in Russian).

Tumenova S. A. (2013). Adaptivnaya ustoychivost ekonomicheskikh sistem v usloviyakh neopredelennosti [Adaptive stability of economic systems in conditions of uncertainty] Sustainable development: Problems, concepts, models. 290-294. (in Russian).

Tumenova S.A. (2022). Adaptivnaya ustoychivost ekonomicheskikh sistem: faktory i usloviya obespecheniya rosta [Adaptive sustainability of economic systems: growth factors and conditions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2409-2420. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116525.

Voronov D. S. (2014). Dinamicheskiy podkhod k otsenke konkurentosposobnosti predpriyatiy [Dynamic approach for evaluating the competitiveness of enterprises]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. (5). 92 – 102. (in Russian).

Yachmeneva V.M., Yachmenev E.F. (2019). Metodika otsenki urovnya adaptatsii deyatelnosti predpriyatiya k izmenyayushchimsya usloviyam vneshney sredy [Methodology for assessing the level of adaptation of an enterprise's activities to changing environmental conditions]. Scientific Herald: finance, banks, investments. (4(49)). 90-100. (in Russian).

Страница обновлена: 05.04.2025 в 19:39:03