Формирование системы критериев оценки технологических проектов в условиях ограничительных санкций
Великий В.А.1, Толстых Т.О.2, Шмелева Н.В.2, Митенков А.В.2
1 Национальный исследовательский технологический университет \"МИСИС\"
2 Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Великий В.А., Толстых Т.О., Шмелева Н.В., Митенков А.В. Формирование системы критериев оценки технологических проектов в условиях ограничительных санкций // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – Том 5. – № 2. – С. 147-164. – doi: 10.18334/evp.5.2.121340.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69185882
Аннотация:
В статье разработана система оценки технологических проектов в условиях ограничительных санкций. В последние годы Россия столкнулась с серьезными санкциями, направленными на такие ключевые отрасли, к примеру, как металлургия, которая имеет жизненно важное значение для экономики страны. Эти санкции ограничили доступ к важнейшим технологиям, что привело к таким проблемам, как ограничение импорта передового оборудования и препятствование международному сотрудничеству в области исследований. В ответ на это российские компании инвестируют в отечественные исследования и ищут альтернативные партнерства.
В данном исследовании особое внимание уделяется определению критериев независимости технологических проектов в соответствии со стратегией научно-технологического развития Российской Федерации. Авторы предлагают комплексную систему оценки, включающую экономические, ESG аспекты, технологический потенциал и импортозамещение. Такой подход обеспечивает целостную оценку, помогая определить приоритеты и стратегическое распределение ресурсов в условиях микросреды предприятия.
Сформированная система была апробирована на проекте импортозамещения холоднодеформированных труб из нержавеющей стали, что продемонстрировало способность выявлять ключевые сильные стороны и области для улучшения. Предложенные критерии представляют собой стандартизированную систему оценки, способствующую принятию более эффективных решений и распределению ресурсов, поддерживая усилия России по достижению технологической независимости и экономической устойчивости.
Ключевые слова: технологические проекты, импортозамещение, оценка проектов, технологический суверенитет
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01548 https://rscf.ru/project/23-28-01548/
JEL-классификация: H43, O10, O32
Введение
В последние годы Россия столкнулась с рядом санкций, введенных различными западными странами и международными организациями в ответ на геополитическую напряженность и предполагаемые нарушения международных норм. К примеру, одним из ключевых секторов, против которого направлены эти санкции, является российская металлургическая промышленность - жизненно важный компонент экономики страны. Однако и в других отраслях промышленности наблюдаются схожие проблемы.Металлургия является основой экономики, так как без её продукции невозможна работа таких отраслей, как машиностроение, сельское хозяйство, строительство, транспорт, энергетика. Также велика роль этой отрасли в формировании оборонного комплекса, освоении космического пространства и создании условий для развития инновационных технологий. Вклад металлургии в ВВП России составляет около 5%, в добавленную стоимость обрабатывающей промышленности — 17,4%, в экспорт — 10%, в экспорт обрабатывающей промышленности — 29,2%, в занятость 2,6%. [1]
Технологический ландшафт отрасли сильно пострадал от введения экономических санкций. Они существенно ограничили доступ отрасли к важнейшим технологиям, оборудованию и опыту. В результате сектор столкнулся со значительным количеством технологических проблем, начиная от ограничений в приобретении современного оборудования и заканчивая нарушением международного сотрудничества и обмена знаниями.
Одной из основных таких проблем является ограничение на импорт передового оборудования и машин. Многие компании полагались на зарубежных поставщиков специализированного оборудования и технологий, необходимых для модернизации производственных процессов, повышения эффективности и поддержания конкурентоспособности. Однако в условиях санкций, ограничивающих доступ к такому импорту, производители стали испытывают трудности с модернизацией своей технологической инфраструктуры, что приводит к стагнации производительности и инноваций.
Кроме того, санкции ограничивают возможности отрасли сотрудничать с международными партнерами в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Многие прорывы в технологиях производства стали требуют трансграничного сотрудничества и обмена знаниями. Однако теперь созданы барьеры для такого сотрудничества, препятствуя доступу отрасли к передовым исследованиям, опыту и передовой практике на мировом рынке.
Санкции также усугубляют зависимость отрасли от устаревших технологий и методов. В условиях ограниченного доступа компании были вынуждены продолжать работать с устаревшими системами, что приводит к неэффективности, росту производственных затрат и снижению стандартов качества. Такое технологическое отставание может привести к значительному разрыву между российскими производителями стали и их международными коллегами, создав долгосрочные проблемы для конкурентоспособности и устойчивости отрасли.
Также сдерживается приток иностранных инвестиций в российский металлургический сектор, что ограничивает возможности отрасли по привлечению внешнего капитала для технологической модернизации и инноваций. Иностранные инвесторы, опасаясь геополитических рисков неохотно финансируют проекты, направленные на модернизацию технологического потенциала, что ограничивает потенциал роста и препятствует интеграции в глобальные цепочки создания стоимости.
В ответ на эти технологические вызовы российские металлургические компании пытаются смягчить последствия различными способами. Некоторые компании активизировали усилия по развитию собственных технологий, инвестируя в отечественные или собственные исследования и разработки, чтобы снизить зависимость от иностранных поставщиков. Другие ищут альтернативные рынки и партнерства за пределами юрисдикций, на которые распространяются санкции, стремясь найти возможности для передачи технологий и сотрудничества за пределами традиционных каналов. Также в качестве компенсаторных мер используются меры промышленной политики, вроде специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
В этих условиях возрастает важность идентификации критериев независимости данных технологических проектов с позиции импортонезависимости – это подтверждается целью в п.24а в стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. [2] Определено, что должна быть создана эффективная система взаимодействия науки, технологий и производства, при этом очевидно, что для обеспечения эффективности такой системы должны быть и определены критерии. В соответствии с этим авторами сформирована система критериев оценки технологических проектов в условиях ограничительных санкций. Целями такой оценки может служить выделение наиболее приоритетных проектов технологической независимости, отбор проектов, проходящих определенный порог для выделения финансирования (такую оценку, к примеру, могут проводить кредитующие организации) и пр.
Таким образом, исследовательский вопрос можно сформировать как «Какие критерии необходимы для технологической оценки инновационных проектов с целью обеспечения импортонезависимости?». Соответственно исследовательская задача представляется в виде разработки комплекса критериев технологической оценки инновационных проектов с позиции импортонезависимости.
Методический раздел
«Классикой», использующейся при оценке проектов (вне зависимости от отрасли или специфики) являются экономические оценки с акцентом на анализ затрат и выгод, возврат инвестиций (ROI) и расчет чистой приведенной стоимости (NPV) и проч. Эти подходы широко используются в промышленности и научных кругах для оценки целесообразности и потенциального воздействия проектов.Данные оценки также используются и при оценке инновационных технологических проектов. Например, в исследованиях использовался анализ затрат и выгод для оценки экономической целесообразности проектов инновационных проектов, [3] а в других - ROI и NPV для оценки финансовой эффективности технологических инвестиций [4]. Другой известной системой является оценка уровня готовности технологии (Technology readiness level, TRL), которая была первоначально разработана NASA в 1980-х годах. [5] TRL оценивает зрелость технологии по шкале от 1 до 9, где 1 означает самый низкий уровень зрелости, а 9 - самый высокий уровень зрелости. Эта система широко применяется в различных отраслях промышленности, включая аэрокосмическую, оборонную и энергетическую, для оценки готовности технологий к коммерциализации. Во многих исследованиях система TRL подвергалась итерациям, предлагались модификации и расширения для улучшения ее применимости и актуальности в конкретных условиях. [6; 7]
Например, разработаны унифицированные системы TRL, такие как система сбалансированного подхода к оценке готовности проектов в целом – методология TRPL (Technology project readiness level). [8]
Оценка технологических инновационных проектов требует многогранного подхода, выходящего за рамки финансовых показателей и включающего в себя техническое качество, воздействие на окружающую среду, экономическую целесообразность, расходы на НИОКР и прочие экономико-социальные факторы, в т.ч. связанные с расходами на охрану окружающей среды и расходы на социальную защиту и общественное развитие. [9]
К примеру, относительно оценки эффективности технологических проектов, связанных с цифровыми технологиями, Кокуйцева Т.В. и Овчинникова О.П. выделяют методы инвестиционного анализа, построение динамических моделей, оценку соотношения эффекта к затратам, оценку эффективности через конечный результат, оценку через коэффициент добавленной стоимости и экспертный метод. [10] Это особенно важно в России, где императивы эффективности имеют первостепенное значение для устойчивой практики импортозамещения, особенно в свете отстающей от развитых стран производительности труда, а использование цифровых технологий позволяет сократить данный разрыв. [11]
Цифровые технологии играют ключевую роль в импортозамещении, поскольку позволяют интегрировать передовые инструменты и системы в местные производственные процессы. [12] Внедрение цифровых технологий не только повышает эффективность отечественного производства, но и способствует разработке инновационных решений для замещения импортных товаров и услуг.
В высокотехнологичных сегментах отраслей, к примеру внутри АПК, Чернова В.Ю. и Хейфец Б.А. выделяют несколько характеристик для оценки технологических проектов для целей государственной поддержки – это несколько показателей, характеризующих необходимый уровень государственной поддержки проекта, создание рыночного продукта (продажи) и, специфичный для данного сектора показатель, улучшение сельскохозяйственных земель. [13] Стоит отметить, что данные показатели ориентированы в первую очередь на оценку проектов с точки зрения разработки промышленных политик, однако с определенной их модернизацией они могут быть использованы и на микроуровне – оценивая, к примеру, необходимый уровень финансовой поддержки проекта со стороны управляющей компании.
Политика импортозамещения, особенно в промышленности, требует проактивных стратегий, учитывающих меняющиеся тенденции рынка и новые возможности для бизнеса – а именно ориентация на процессы производства с высокой добавленной стоимостью (HVA) и максимальное привлечение российских научно-технологических разработок в эти процессы. [14]
Трансфер технологий также может стать ценным инструментом для продвижения инициатив по импортозамещению, ориентированных на экспорт. [15] Также трансфер технологий положительно влияет на развитие предпринимательского потенциала. [16]
Стоит также обозначить, что факторы ESG также оказывают значительное влияние на технологические проекты. [17] Следовательно, нельзя не учитывать их при оценке таких проектов в условиях ограничительных санкций.
Следует отметить, что комплексное понимание факторов, влияющих на успех технологических проектов импортозамещения, имеет решающее значение. Сосредоточившись на развитии местного производства, внедрении цифровых технологий, использовании международного трансфера технологий и согласовании стратегий с тенденциями рынка, РФ может эффективно продвигать усилия по импортозамещению и укреплять свою экономическую независимость.
Для интеграции различных преимуществ существующих подходов данное исследование направлено на разработку новой системы технологической оценки инновационных проектов с точки зрения импортонезависимости, включающей спектр критериев и показателей, отражающих сложную взаимосвязь между экономическими, ESG, технологическим потенциалом и аспектами импортозамещения. Данная система может быть использована на микроуровне как предприятиями при оценке проектов, так и, к примеру, финансовыми организациями при оценке проектов, запрашивающих финансирование. В таблице 1 представлены критерии и индикаторы оценки.
Таблица 1 - система критериев и индикаторов оценки. Источник: составлено авторами
Критерий
|
Индикатор
|
Способ оценки
|
Оценщик
|
Экономика
|
Чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
|
Внутренняя норма рентабельности (Internal rate of return, IRR)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
| |
Срок окупаемости (Payback period, PP)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
| |
Возврат на инвестиции (Return on Investment, ROI)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
| |
Экономическая добавленная стоимость (Economic value added, EVA)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
| |
ESG
|
Воздействие на окружающую среду (Environmental Impact, EI)
|
Качественный
|
Специалист по ESG
|
Воздействие на социальную среду (Social Impact, SI)
|
Качественный
|
Специалист по ESG или HR
| |
Качество управления (Governance Quality, GQ)
|
Качественный
|
Специалист по ESG
| |
План
регуляторного комплаенса (Regulatory Compliance Plan, RCP)
|
Качественный
|
Специалист по ESG, специалист по комплаенсу, юрист
| |
Технологический потенциал
|
Уровень готовности технологий (Technology Readiness Level, TRL)
|
Качественный
|
Технологический эксперт, проектный менеджер
|
Индекс инноваций (Innovation Index, II)
|
Количественный
|
Юрист, финансовый аналитик
| |
Интенсивность НИОКР (R&D Intensity, RDI)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
| |
Маркетинговый потенциал (Market potential, MP)
|
Качественный
|
Маркетинговый аналитик
| |
Масштабируемость (Scalability, S)
|
Качественный
|
Маркетинговый аналитик
| |
Импортозамещение
|
Снижение импортозависимости (Reduction in import
dependency, RID)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
|
Локализация (Local Content Usage, LCU)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик
| |
Создание рабочих мест (Job Creation, JC)
|
Количественный
|
Финансовый аналитик, HR
| |
Стратегическая важность (Strategic Importance, SI)
|
Качественный
|
Внешний отраслевой эксперт
|
Каждый критерий включает в себя несколько индикаторов, как количественных, так качественных. Основной персонал проекта, выполняющий оценку, составлен из аналитиков финансового блока, специалистов по ESG, маркетологов, юристов и HR. Также может потребоваться привлечение внешнего отраслевого эксперта в части оценки стратегической значимости проекта.
Система также включает в себя критерии, позволяющие в полной мере оценить проект с разных сторон, в т.ч. учитывая технологическую специфику и особенности санкционного давления. В таблице 2 представлены формулы для оценки каждого индикатора.
Таблица 2 - формулы оценки индикаторов системы. Источник: составлено авторами
Критерий
|
Индикатор
|
Формула оценки
|
Экономика
|
Чистый приведенный доход (Net Present Value, NPV)
|
Стандартная формула NPV
|
Внутренняя норма рентабельности (Internal rate of return, IRR)
|
Стандартная формула IRR
| |
Срок окупаемости (Payback period, PP)
|
Стандартная формула срока окупаемости
| |
Возврат на инвестиции (Return on Investment, ROI)
|
| |
Экономическая добавленная стоимость (Economic value added, EVA)
|
| |
ESG
|
Воздействие на окружающую среду (Environmental Impact, EI)
|
Качественная оценка
|
Воздействие на социальную среду (Social Impact, SI)
|
Качественная оценка
| |
Качество управления (Governance Quality, GQ)
|
Качественная оценка
| |
План
регуляторного комплаенса (Regulatory Compliance Plan, RCP)
|
Качественная оценка
| |
Технологический потенциал
|
Уровень готовности технологий (Technology Readiness Level, TRL)
|
Оценка по шкале TRL (1-9)
|
Индекс инноваций (Innovation Index, II)
|
| |
Интенсивность НИОКР (R&D Intensity, RDI)
|
| |
Маркетинговый потенциал (Market potential, MP)
|
Качественная оценка
| |
Масштабируемость (Scalability, S)
|
Качественная оценка
| |
Импортозамещение
|
Снижение импортозависимости (Reduction in import
dependency, RID)
|
|
Локализация (Local Content Usage, LCU)
|
| |
Создание рабочих мест (Job Creation, JC)
|
| |
Стратегическая важность (Strategic Importance, SI)
|
Качественная оценка
|
Также стоит отметить, что, учитывая разнообразный набор индикаторов и, соответственно, их шкал, то необходима нормализация полученных показателей. Если в случае качественных оценок данная задача относительно тривиальна – оценка может сразу проводиться в необходимой шкале, к примеру, 0-10, то для количественных оценок возможности нормализации разнятся. Основными методами являются десятичное масштабирование, минимаксная нормализация и z-нормализация. [18] Учитывая то, что предлагаемая система логична при оценке проектов и их сравнении между собой, то могут быть применимы как минимаксная нормализация, так и z-нормализация, однако учитывая возможные «выбросы» в данных (некоторые проекты могут быть значительно более эффективны чем другие), то авторы считают корректным использовать z-нормализацию. Таким образом, шаги по нормализации значений выглядят так:
- Расчет арифметического среднего (μ) и стандартного отклонения (σ) для каждого количественного индикатора среди всех оцениваемых проектов.
- Расчет z-нормализованного количественного индикатора.
- Приведение нормализованной оценки к шкале оценки (к примеру, 0-10, если балл z-оценки менее 0, то 0, а если более 1, то 1)
Кроме того, возможна калькуляция и интегрального показателя оценки как по отдельным критериям, так и в целом по проекту. Возможным представляется использование системы весов, определяемых экспертной группой в каждом случае, либо расчет через простую среднюю, если определение весов невозможно. В таблице 3 представлены формулы для расчета интегральных показателей (в случае, если все показатели нормализованы).
Таблица 3 - расчет интегральных показателей системы оценки. Источник: составлено авторами
Критерий
|
Интегральный показатель простой
|
Интегральный показатель взвешенный1
|
Экономика (Integral Economic Score, IES)
|
x – индикатор n – номер индикатора |
x – индикатор w – вес индикатора n – номер индикатора |
ESG (Integral ESG Score, IESG)
| ||
Технологический потенциал (Integral Technological
Score, ITS)
| ||
Импортозамещение (Integral Import Substitution Score, IISS)
| ||
Общая
оценка проекта (Overall Integral Score, OIS)
|
|
Таким образом высчитывается интегральный показатель по каждому из критериев, и затем определяется общий балл проекта путем расчета простого среднего из показателей критериев.
Апробация и результаты
В качестве примера проекта для апробации предложенной системы критериев выбран один из проектов по импортозамещению поставок холоднодеформированных нержавеющих труб (ХД НЖ труб). Важность проекта вызвана тем, что около 60% рынка ХД НЖ труб было занято иностранными производителями по статусу на 2022–2023 гг. При этом практически 70% данных импортных поставок приходились на такие важнейшие для российской экономики, а также для обеспечения технологического суверенитета отрасли, как предприятия ТЭК и нефтехимии, энергетики, машиностроения, автопрома, судостроения, авиации и космоса и атомной промышленности. Также в утвержденной стратегии черной металлургии заложено снижение импорта по трубам из нержавеющих сталей до 4% в базовом сценарии и 10% в консервативном сценарии к 2030 г., что коррелируется с целями проекта. [1]Проект реализуется одной из крупных российских металлургических компаний, из-за параметров конфиденциальности некоторые характеристики проекта изменены, однако для целей апробации методики авторы считают это несущественным. Некоторые индикаторы были оценены экспертно авторами статьи, в частности индикаторы по критерию ESG и оценка стратегической важности.
В таблице 4 приведены показатели проекта, нормализованные баллы в сравнении с другими аналогичными проектами, а также итоговые баллы, рассчитанные по простому среднему.
Таблица 4 - показатели проекта и оценка баллов. Источник: составлено авторами
Критерий
|
Индикатор
|
Показатели
проекта ХД НЖ
|
Нормализованный
балл проекта ХД НЖ
|
Экономика
|
Чистый
приведенный доход (Net Present Value, NPV)
|
12 300
млн руб.
|
0,0
|
Внутренняя норма рентабельности (Internal rate of return, IRR)
|
30 %
|
10,0
| |
Срок
окупаемости (Payback period, PP)
|
9 лет
|
5,0
| |
Возврат на инвестиции (Return on Investment, ROI)
|
14 %
|
10,0
| |
Экономическая
добавленная стоимость (Economic value added, EVA)
|
16 500
млн руб.
|
10,0
| |
IES
|
7,0
| ||
ESG
|
Воздействие на
окружающую среду (Environmental Impact, EI)
|
8 баллов
|
5,0
|
Воздействие на
социальную среду (Social Impact, SI)
|
9 баллов
|
10,0
| |
Качество
управления (Governance Quality, GQ)
|
6 баллов
|
2,6
| |
План регуляторного комплаенса (Regulatory Compliance Plan, RCP)
|
10 баллов
|
10,0
| |
IESG
|
6,9
| ||
Технологический
потенциал
|
Уровень
готовности технологий (Technology Readiness Level, TRL)
|
7 баллов
|
8,7
|
Индекс инноваций (Innovation Index, II)
|
0 баллов
|
0,0
| |
Интенсивность
НИОКР (R&D Intensity, RDI)
|
1%
|
0,0
| |
Маркетинговый
потенциал (Market potential, MP)
|
7 баллов
|
10,0
| |
Масштабируемость
(Scalability, S)
|
10 баллов
|
8,3
| |
ITS
|
5,4
| ||
Импортозамещение
|
Снижение импортозависимости (Reduction in import dependency, RID)
|
83%
|
10,0
|
Локализация (Local Content Usage, LCU)
|
20%
|
10,0
| |
Создание
рабочих мест (Job Creation, JC)
|
50 шт. ед.
|
0,0
| |
Стратегическая
важность (Strategic Importance, SI)
|
10 баллов
|
5,0
| |
IISS
|
6,3
| ||
OIS
|
6,4
|
Таким образом, из таблицы видно, что проект имеет итоговый интегральный балл равный 6,4. При этом наибольший вклад вносит экономический интегральный показатель, равный 7,0. Наименьший балл, в свою очередь, привносит интегральный показатель технологического потенциала.
Обсуждение и выводы
Представленные результаты апробации показывают, что данную методику можно использовать при оценке технологических проектов. В приведенном примере с проектом по созданию производства ХД НЖ труб видно, что наибольшая эффективность достигается благодаря экономическому эффекту, при этом технологический потенциал и потенциал импортозамещения демонстрируют более низкие интегральные баллы. Это может быть связано с тем, что проект связан, в первую очередь, с созданием производства по уже относительно готовой и испытанной технологии. При оценке проекта который имеет большую наукоемкость (к примеру, разработка программного обеспечения (ПО) или разработка импортозамещающих машиностроительных технологий) эти факторы могут принимать лидерство, а другие показатели наоборот – снижаться.В целом, критерии оценки, представленные в данном исследовании, предлагают многогранную систему мониторинга проектов, охватывающую различные аспекты, такие как экономика, ESG, технологический потенциал и аспекты импортозамещения. Такая комплексная оценка позволяет руководителям проектов и заинтересованным сторонам выявлять потенциальные риски и проблемы на ранней стадии, что способствует принятию упреждающих мер по их снижению и исправлению.
Кроме того, критерии обеспечивают стандартизированный подход к оценке проектов, гарантируя последовательность и справедливость процесса оценки. Такая стандартизация позволяет руководителям проектов и заинтересованным сторонам принимать обоснованные решения об инвестициях в проекты, распределении ресурсов и определении приоритетов. Критерии способствуют прозрачности и подотчетности, предоставляя четкую и объективную основу для оценки эффективности и прогресса проекта.
Используя эти критерии, владельцы портфелей проектов могут их оптимизировать, выявляя наиболее перспективные проекты, эффективно распределяя ресурсы и прекращая или реструктуризируя проекты с низкими показателями. Критерии облегчают взаимодействие с заинтересованными сторонами, предоставляя общий язык и рамки для обсуждения целей, задач и эффективности проектов. Кроме того, они способствуют непрерывному совершенствованию, выявляя области, требующие улучшения, и создавая основу для внедрения изменений и оценки их эффективности.
Кроме того, критерии помогают выявлять и снижать риски, связанные с проектами и портфелями, уменьшая вероятность неудач проекта и минимизируя их последствия. Они позволяют руководителям проектов и заинтересованным сторонам эффективно распределять ресурсы, гарантируя, что проекты с наибольшим потенциалом успеха получат необходимое финансирование и поддержку.
Критерии оценки, представленные в данном исследовании, имеют далеко идущие последствия для широкого круга заинтересованных сторон, участвующих в управлении проектами. Например, руководители проектов могут использовать эти критерии для оценки осуществимости проекта, выявления потенциальных рисков и проблем, а также разработки стратегий по их снижению. Это позволяет им принимать обоснованные решения об инвестициях в проект, распределении ресурсов и расстановке приоритетов.
Спонсоры проектов могут использовать эти критерии для оценки проектных предложений, определения приоритетности проектов и эффективного распределения ресурсов, что позволяет оптимизировать портфель проектов и максимизировать прибыль. Руководители компаний могут использовать эти критерии для оценки стратегического соответствия проектов бизнес-целям, выявления возможностей для роста и инноваций, а также для принятия обоснованных инвестиционных решений, что в итоге позволит привести инвестиции в проекты в соответствие с целями организации и будет способствовать успеху бизнеса.
Инвесторам также может быть полезно использовать эти критерии для оценки жизнеспособности проектов, определения потенциального возврата инвестиций и принятия обоснованных инвестиционных решений, что позволяет минимизировать риски и максимизировать прибыль. Государственные учреждения могут использовать эти критерии для оценки проектных предложений, выделения финансирования и мониторинга эффективности проектов, способствуя эффективному распределению государственных ресурсов и оптимизации результатов проектов.
Наконец, консультанты, исследователи и ученые могут получить пользу от использования этих критериев для оценки осуществимости проектов, разработки проектных предложений и предоставления рекомендаций клиентам, что в итоге позволит им разрабатывать рекомендации, основанные на фактах, обосновывать политику и практику, а также развивать область управления проектами.
Критерии оценки, представленные в данном исследовании, открывают новые возможности для будущих исследований в области управления проектами. Например, дальнейшее изучение применения этих критериев в различных отраслевых контекстах может дать ценные сведения об их адаптивности и эффективности. Кроме того, изучение интеграции этих критериев с развивающимися технологиями, такими как искусственный интеллект и блокчейн, может привести к разработке более сложных инструментов оценки проектов. Кроме того, изучение роли этих критериев в содействии устойчивому развитию и социальному воздействию может пролить свет на их потенциал в стимулировании позитивных изменений. Кроме того, изучение применимости критериев в различных культурных и организационных условиях может открыть новые перспективы для лучших практик управления проектами. Поскольку ландшафт управления проектами продолжает развиваться, очень важно опираться на эту исследовательскую базу и изучать эти возможности для развития области и решения сложных задач.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 28.02.2024 № 145 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»
3. Liu Y., Guo X., Hu F. Cost-benefit analysis on green building energy efficiency technology application: A case in China // Energy and Buildings. – 2014. – p. 37-46. – doi: 10.1016/j.enbuild.2014.07.008.
4. Лившиц В.Н., Миронова И.А., Швецов А.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов в различных условиях // Экономика промышленности. – 2019. – № 1. – c. 29-43. – doi: 10.17073/2072-1633-2019-1-29-43.
5. Manning C.G. Technology Readiness Levels. Nasa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nasa.gov/directorates/somd/space-communications-navigation-program/technology-readiness-levels/ (дата обращения: 26.06.2024).
6. Bruno I. et al. Technology readiness revisited: a proposal for extending the scope of impact assessment of European public services // ICEGOV 2020: 13th International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance. 2020. – p. 369-380.– doi: 10.1145/3428502.3428552.
7. Héder M. From NASA to EU: the evolution of the TRL scale in Public Sector Innovation // Innovation Journal. – 2017. – № 2. – p. 1-23.
8. Петров А.Н., Сартори А.В., Филимонов А.В. Комплексная оценка состояния научно-технических проектов через уровень готовности технологий // Экономика науки. – 2016. – № 4. – c. 244-260. – doi: 10.22394/2410-132x-2016-2-4-244-260.
9. Aliyev A.G. Some methodological problems of improving the effectiveness of the management of innovative enterprises // Management dynamics in the knowledge economy. – 2020. – № 2. – p. 175-192. – doi: 10.2478/mdke-2020-0012.
10. Кокуйцева Т.В., Овчинникова О.П. Методические подходы к оценке эффективности цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.15.6.112192.
11. Dornelles J.De.A., Ayala N.F., Frank A.G. Smart Working in Industry 4.0: How digital technologies enhance manufacturing workers’ activities // Computers & industrial engineering. – 2022. – p. 107804. – doi: 10.1016/j.cie.2021.107804.
12. Bulatova E.I., Амирова Э.Ф. Financial impact of digital technologies as a promising element of import substitution // International Journal. – 2020. – № 5. – p. 392-398. – doi: 10.5430/ijfr.v11n5p392.
13. Chernova V.Y., Kheyfets B.A. Import substitution in high-tech industries of the agro-industrial complex in Russia // WSEAS Transactions on Business and Economics. – 2020. – № 10. – p. 85-92. – doi: 10.37394/23207.2020.17.10.
14. Тюкавкин Н.М., Анисимова В.Ю. Процессы импортозамещения в промышленности России: теоретические и практические аспекты // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 1. – c. 43-57. – doi: 10.18184/2079-4665.2023.14.1.43-57.
15. Kalygina V.V. International technology transfer as an effective tool of export-oriented import substitution in Russia // RUDN Journal of Economics. – 2022. – № 2. – p. 231-241. – doi: 10.22363/2313-2329-2022-30-2-231-241.
16. Паредес-Леон Ф., Родригес-Сальвадор М., Кастильо-Вальдес П.Ф. Влияние трансфера технологий на развитие предпринимательского потенциала // Форсайт. – 2023. – № 1. – c. 80-87. – doi: 10.17323/2500-2597.2023.1.80.87.
17. Гамидуллаева Л.А., Толстых Т.О., Шмелева Н.В. Эколого-технологические проекты как инструмент промышленной политики в условиях Индустрии 5.0 // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2024. – № 1(231). – c. 24-37.
18. Patro S.G.K., Sahu K.K. Normalization: A Preprocessing Stage. Normalization. [Электронный ресурс]. URL: https://arxiv.org/pdf/1503.06462.
Страница обновлена: 17.09.2024 в 19:51:55