Сравнение бюджетного механизма социального страхования по безработице в Российской Федерации и США

Савельева Н.К.1, Созинова А.А.1, Холкин А.В.1, Палешева Н.В.1, Сайдакова В.А.1, Братухина Е.А.1, Бармина Е.А.1
1 Вятский государственный университет, Россия, Киров

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 4 (Апрель 2022)

Цитировать:
Савельева Н.К., Созинова А.А., Холкин А.В., Палешева Н.В., Сайдакова В.А., Братухина Е.А., Бармина Е.А. Сравнение бюджетного механизма социального страхования по безработице в Российской Федерации и США // Экономика труда. – 2022. – Том 9. – № 4. – С. 781-794. – doi: 10.18334/et.9.4.114564.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48446956
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Пандемия коронавирусной инфекции и принимаемые ограничительные меры оказали негативное влияние на систему социального страхования по безработице. Данное исследование посвящено сравнению систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и США, их финансированию, а также аналитическому исследованию сложившейся ситуации вокруг уровня занятости и безработицы. Научная новизна исследования заключается в определении элементов и признаков многомерного сравнения систем социального страхования по безработице, осуществлении апробирования данных признаков применительно к сравнению систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и США. Научная значимость исследования охватывает как в сопоставление систем, так и определение критериев сравнения систем социального страхования. Исследованы соответствующие нормативные акты, регулирующие уплату страховых взносов по безработице и выплату пособий безработным. В результате сравнения выявлены сходства и различия систем социального страхования. Дана оценка возможности применения опыта, накопленного в США в условиях Российской Федерации

Ключевые слова: экономика, социальное страхование по безработице, США, сравнение, бюджетные дотации

JEL-классификация: J64, J65, J68, O57



Введение

Новое десятилетние ХХ века стало серьезным вызовом для экономик государств стран мира вследствие наступления пандемии коронавирусной инфекции и принимаемых ограничительных мер. Особенно под угрозой оказалась система социального страхования, поскольку появился риск неконтролируемого повышения уровня безработицы, как следствие, возможное снижение налоговых поступлений в бюджет и невозможность выплаты социальных пособий.

Для предотвращения данной ситуации существует необходимость в пересмотре подходов к финансированию системы социального страхования по безработице. Следовательно, актуальными становятся анализ сложившейся ситуации по уровню занятости и безработицы в других странах, исследование зарубежного опыта создания и финансирования системы социального страхования по безработице, а также оценка целесообразности и возможности использования опыта иностранных государств в условиях Российской Федерации.

При этом необходимо обратить внимание на готовность работодателей к переходу на страховые принципы построения системы финансирования системы социального страхования безработных, которая была изучена в том числе и авторами данной публикации в своих трудах [1] (Ganebnyh, Saveleva, Sozinova, Fokina, Burtseva, Bespyatyh, 2021).

В качестве объекта исследования в данной статье выбраны Соединенные Штаты Америки как страна с развитой экономикой и системой социального страхования по безработице. Предметом исследования являются системы социального страхования от безработицы, сформированные в различных странах.

Научная новизна исследования заключается в определении элементов и признаков многомерного сравнения систем социального страхования по безработице, осуществлении апробирования данных признаков применительно к сравнению систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и США.

Научная значимость исследования заключается как в самом сопоставлении систем, так и определении критериев сравнения систем социального страхования.

Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных результатов для определения направлений развития системы социального страхования в РФ.

Вопросы развития системы социального страхования от безработицы, в том числе на основании применения зарубежного опыта, находят отражение в трудах таких авторов, как: Болдырева Е.Л. [2] (Boldyreva, 2020), Дудина О.М. [3] (Dudina, Arselgova, 2019), Колодезникова И.В., Кондуров Р.В. [4] (Kolodeznikova, Kondurov, Galitskaya, 2019), Лушников А.М. [5] (Lushnikov, 2020), Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е. [6, 7] (Mirzabalaeva, Pashkova, Antonova, 2021; Pashkova, Mirzabalaeva, 2021), Подольский В.А. [8] (Podolskiy, 2021), Родимушкина О.В. [9] (Rodimushkina, 2021), Хайнс Э. [10] (Khayns, 2019), Шестакова Е.Е. [11] (Shestakova, 2021), Эфендиева Д.С., Джамалова Д.Д. [12] (Efendieva, Ibragimov, Dzhamalova, 2019), Яковлева А.В., Коннова Д.Н. [13] (Yakovleva, Konnova, 2019), Янченко Е.В. [14] (Yanchenko, 2020).

В этой связи целью исследования является на основе изучения нормативных актов, лежащих в основе регулирования системы социального страхования по безработице в США, сравнить существующие системы страхования по безработице в РФ и США для выявления сходств и различий и определения возможностей использования опыта США в условиях РФ. Также необходимо проведение статистического исследования данных по уровню безработицы и занятости в двух государствах и сопоставление сложившихся ситуаций.

Достижение данной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

- изучение нормативных актов, регулирующих систему социального страхования по безработице в США;

- проведение сопоставления систем социального страхования от безработицы США и РФ;

- определение возможности применения опыта США в условиях РФ.

Материалами для исследования послужили нормативные акты. регулирующие деятельность систем социального страхования от безработицы в США и в РФ. А именно, в составе нормативных актов Российской Федерации был изучен Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [15] и изданные в его исполнение нормативные акты.

В части нормативных актов, регулирующих систему социального страхования по безработице в США, был преимущественно исследован Federal Unemployment Tax Act (Федеральный акт о налоге по безработице, FUTA) [16]. А также документы, размещенные на официальном сайте U.S. Department of Labor (Министерство труда США) [17].

Исследование осуществлялось с использованием следующих методов: анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение, сравнение, догматический метод, сравнительно-правовой метод.

Сравнительное исследование видится проводить по ключевым признакам (параметрам). В качестве таких параметров необходимо отметить следующие признаки: способ финансирования системы страхования безработных, условия выплаты пособий, дата начала начисления пособий и их размер, периодичность выплаты. Данные параметры были использованы авторами в своих трудах, которые посвящены сопоставлению систем социального страхования от безработицы в РФ и Швейцарии [18] (Bespyatyh, Gamulinskaya, Palesheva, Saveleva, 2022), а также Федеративной Республики Германия [19] (Palesheva, Saveleva, Sozinova, Kholkin, 2022).

Потребность в проведении предложенного сравнительного анализа определена необходимостью поиска источника финансирования системы вспомоществования безработным, который бы гарантировал независимость от бюджетных средств, была обоснована авторами ранее в своей публикации [20] (Bespyatyh, Palesheva, Saveleva, Sozinova, 2022).

Необходимость обеспечения социального страхования безработицы должна поддерживаться аналитическим материалом. Следовательно, была рассмотрена сложившаяся за последние три года ситуация, отражающая динамику, структуру безработных в США и РФ.

Таблица 1

Динамика показателей, характеризующих занятость и безработицу

Государство
2019 г.
2020 г.
2021 г.
Численность рабочей силы, млн чел.
РФ
75,4
74,9
75,3
США
163,5
160,7
161,2
Численность занятых, млн чел.
РФ
71,9
70,6
71,7
США
157,5
150,1
147,5
Численность безработных, млн чел.
РФ
3,5
4,3
3,6
США
6,0
12,9
8,6
Источник: составлено авторами на основании [21–24].

Анализируя динамику показателей за последние три года в РФ и США, можно сделать следующие выводы. Численность рабочей силы не имеет однонаправленной динамики. В 2020 году в обоих государствах происходит снижение численности рабочей силы на фоне развития пандемии COVID-19. В России темп снижения рабочей силы составлял менее 1%, когда в США – 1,7%. При этом в 2021 году Россия практически вернулась по численности рабочей силы на уровень 2019 года (до пандемии). Следует отметить, что численность рабочей силы в РФ составляет более 51% от численности населения государства, однако в США – 48%.

Численность занятых также не имеет одинаковой тенденции развития по России. Уровень занятых в РФ снизился в 2020 году на 1,8%, а в США – 4,7%. При этом в 2021 году в США произошло последующее снижение на 6,3% от уровня 2019 года. Численность занятого населения в РФ составляет более 49% от численности населения государства, однако в США – 44%.

Что касается численности безработных, то показатель по своей динамике неоднороден. Наибольший прирост был зафиксирован в США в 2020 году (+115%).

Доля численности занятых в общей численности работоспособного населения также была подвергнута исследованию (рис. 1).

Рисунок 1. Доля численности занятых в общей численности работоспособного населения, %

Источник: составлено авторами на основании [21–24].

Наиболее благоприятная ситуация по численности занятого населения наблюдается в Российской Федерации, поскольку несмотря на снижение доли численности занятых в общей численности работоспособного населения в 2020 году, государство смогло в 2021 году вернуться на прежний уровень. Данная динамика могла быть связана с оказанием Правительством РФ поддержки среднему и малому бизнесу в условиях пандемии, а также развитием службы занятости. В США ситуация складывается противоположная. Наблюдается стабильное снижение численности занятого населения в общей численности работоспособного населения, что может говорить о неэффективности мер поддержки граждан и бизнеса.

Одним из ключевых показателей при исследовании вопросов социального страхования безработицы является уровень безработицы.

Рисунок 2. Уровень безработицы, %

Источник: составлено авторами на основании [21–24].

Уровень безработицы имеет значительный рост в США, в России имеет скачок также в 2020 году, однако уже в следующем периоде показатель практически вернулся к уровню 2019 года, чего не наблюдается в США.

Рассмотрев аналитические данные и выявив рост безработицы, возникла необходимость в рассмотрении законодательной поддержки граждан.

Выплаты по безработице в США регулируются Федеральным законом о налоге на безработицу (FUTA) и программой Федерального государственного страхования по безработице (UI). Финансирование страхования по безработице осуществляется за счет средств, аккумулируемых посредством отдельного налога, уплачиваемого работодателями, а также средств бюджетов. То есть в США применяется смешанный способ финансирования.

Федеральный закон устанавливает общие принципы выплаты пособия по безработице и соответствие критериям безработного, которые являются общими для всех штатов. Однако необходимо указать, что в силу специфики государственного устройства США в каждом штате действует собственная программа страхования от безработицы, которая отличается как по способам определения льгот, так и по составу прав на получение пособий. При этом Министерство труда США контролирует выполнение программ и обеспечивает соблюдение требований в каждом штате.

Для получения статуса безработного, который дает право на получение выплат во вспомоществование безработным, лицо должно отвечать следующим требованиям:

1) лицо должно проработать не менее 6 месяцев в году, предшествующему году начала безработицы;

2) лицо не имеет право на пособие, если оно работало в качестве временного работника;

3) лицо должно соответствовать установленным государством требованиям к заработной плате или отработанному времени в течение базового периода (в большинстве штатов базовый период установлен как первые четыре из пяти последних прошедших кварталов);

4) работник лишился работы не по своей вине, а по уважительной причине;

5) работник должен быть готов к новой работе с возможностью подтвердить это и должен принимать предлагаемые вакансии.

Началу выплаты пособия предшествуют две недели, из которых первая неделя – это «неделя ожидания», выплаты за которую не производятся, а вторая представляет собой временной промежуток между возникновением права на участие в программе и фактической выплатой первого пособия.

Срок выплаты пособия составляет до 26 недель, который зависит от штата, в котором проживает безработный. Данный период может быть продлен в случае высокого уровня безработицы.

Пособие по безработице устанавливается в размере 50% от заработка за последние 52 недели. Но размер может варьироваться в зависимости от складывающейся ситуации и штата проживания. Как правило, размер пособия варьируется от 100 до 500 долларов, в частности, в Нью-Йорке минимальное пособие по безработице составляет 104 доллара в неделю, а максимальное – 504 доллара в неделю.

Источником финансирования является специальный налог, который уплачивает работодатель. При этом у данного налога можно выделить федеральную часть и часть штата (либо это можно определить как федеральный налог по безработице и налог штата по безработице). И только в трех штатах (Аляска, Нью-Джерси и Пенсильвания) данный налог в незначительной части взимается с работников.

Для сравнения в Российской Федерации основным источником выплаты пособий являются бюджетные средства, которые направляются из федерального бюджета в виде дотаций, в том числе на развитие социальной сферы, в субъекты государства, которые предоставляют меры поддержки населению, оказавшемуся в трудном положении, через центры занятости.

Налоговая база по данному налогу в федеральной части установлена как заработная плата на уровне первых 7000 долларов заработной платы, выплачиваемой каждому работнику в течение календарного года.

Ставка налога в федеральной части установлена в размере 6% от базы. При этом работодатели могут удержать до 90% причитающейся суммы, если они заплатили государству федеральный налог, в соответствии с федеральным законодательством.

Работодатели, своевременно уплачивающие федеральный налог по безработице, получают право на так называемый компенсационный кредит в размере до 5,4% независимо от ставки налога, которую они платят в своем штате. Таким образом, чистая ставка налога FUTA обычно составляет 0,6% (6,0–5,4%) от налогооблагаемой суммы в размере 7000 долларов США при максимальном налоге FUTA в размере 42,00 долларов США на сотрудника в год.

Закон штата может предусматривать установление индивидуальных ставок налога на страхование от безработицы и налоговую базу в виде суммы заработной платы. В частности, несмотря на то, что FUTA устанавливает налогооблагаемую базу в виде заработной платы в сумме 7000 долларов на сотрудника, но только в Аризоне, Калифорнии и Пуэрто-Рико используют данный минимум с 2020 года. Сумма налоговой базы в разных штатах может отличаться, и существенно, например, в штате Вашингтон установлена самая высокая сумма в размере 52700 долларов.

Ставки данного платежа также варьируются в широком диапазоне. Например, с 2020 года налоговая ставка работодателя штата на страхование от безработицы составляет 0,05–6,42% в Аризоне, 1,5–6,2% – в Калифорнии, 0,94–14,37% – в Массачусетсе и 0,1–5,5% – в Оклахоме.

На основании этого можно сделать вывод о том, что данная система финансирования является сложной, поскольку размер данного налога может различаться в зависимости от штата, что может привести к налоговым спорам ввиду расхождений в юрисдикции, к которым может относиться налогоплательщик. Например, иметь место регистрации в одном штате, а привлекать работников – из другого штата.

Условия и сроки выплаты пособия по безработице в США представлены в таблице 2.

Таблица 2

Условия и сроки выплаты пособия по безработице в США

Элемент порядка
Описание
Кому выплачивается пособие
Заявитель должен:
- отработать не менее 6 месяцев в предыдущем году;
- соответствовать государственным требованиям к заработной плате или отработанному времени в течение установленного периода времени (называемого «базовым периодом»);
- работник потерял работу не по своей вине (по уважительной причине);
- готов к работе и должен принять предлагаемые вакансии
Дата начала начисления пособия
Для начала выплаты пособий требуется две недели, первая из которых – «неделя ожидания», которая не возмещается, а вторая – временной промежуток между правом на участие в программе и фактической выплатой первого пособия
Период выплаты пособия
До 26 недель, в зависимости от штата, в котором проживает безработный
Периодичность выплаты
Еженедельно
Источник: USC Ch. 23: FEDERAL UNEMPLOYMENT TAX ACT. [Электронный ресурс]. URL: https://uscode.house.gov/view.xhtml?path=/prelim@title26/subtitleC/chapter23&edition =prelim (дата обращения: 10.03.2022).

В исследовании также проведено сравнение систем страхования по безработице в РФ и США, результаты которого представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты сравнения систем страхования по безработице в РФ и США

Элемент
Сходства
Различия
Россия
США
Россия
США
Финансирование системы страхования безработных
Не выявлено
Государство
Государство и работодатели
Условия выплат пособий
Не выявлено
Наличие оплачиваемой работы на условиях полных рабочих дней не менее 26 календарных недель в период 12 месяцев до признания безработным
Отработать на конкретном месте не менее 6, а в некоторых регионах 12 месяцев. Быть уволенным по приказу руководства по причине сокращения штатов
Дата начала начисления пособия
Не выявлено
С первого дня признания безработными
С 15 дня от подачи заявления
Период выплаты пособия
Не выявлено
Не боле 24 мес.
До 26 нед.
Периодичность выплаты
Не выявлено
Ежемесячно, но не более двух раз в месяц
Еженедельно
Размер пособий
Не выявлено
60–75%
30–50% от заработной платы
Источник: составлено авторами на основании [14–16] (Yanchenko, 2020).

По данным, приведенным в таблице 3, можно сделать вывод о том, что сходств между системами по сравниваемым параметрам не выявлено.

Заключение

Таким образом, исследование аналитических данных показало, что существует необходимость ввода социального страхования от безработицы как государственной меры поддержки населения. Применение опыта США в условиях РФ в части финансирования выплат вполне возможно, но только в части возложения обязанности на работодателей посредством установления специального налога, имеющего целевое назначение на выплату пособий. Поскольку в данном случае обеспечивается создание относительного автономного от государственного бюджета источника финансирования выплат по безработице.


Источники:

1. Ганебных Е.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Фокина О.В., Бурцева Т.А., Беспятых В.И. Оценка готовности работодателей к страхованию от безработицы: научная аналитика на основе изучения мнения // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1621-1638. – doi: 10.18334/et.8.12.113946.
2. Болдырева Е.Л. Социальное страхование в Швеции // Международные отношения и диалог культур. – 2020. – № 8. – c. 196-210. – doi: 10.1870/HUM/2304-9480.8.14.
3. Дудина О.М., Арсельгова М.А. Социальные и экономические последствия безработицы // Экономика труда. – 2019. – № 2. – c. 923-940. – doi: 10.18334/et.6.2.40810.
4. Колодезникова И.В., Кондуров Р.В., Галицкая Д.В. Особенности функционирования систем социального страхования России и Германии: социологический анализ // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2019. – № 2. – c. 93-115. – doi: 10.24290/1029-3736-2019-25-2-93-115.
5. Лушников А.М. Проблемы социального страхования: опыт междисциплинарного подхода // Российское право: образование, практика, наука. – 2020. – № 4 (118). – c. 48-62. – doi: 10.34076/2410-2709-2020-4-48-62.
6. Мирзабалаева Ф.И., Пашкова С.Е., Антонова Г.В. К вопросу о страховых принципах защиты от безработицы на российском рынке труда // Экономика труда. – 2021. – № 9. – c. 1019-1038. – doi: 10.18334/et.8.9.113433.
7. Пашкова С.Е., Мирзабалаева Ф.И. Практика развития систем страхования на случай безработицы в зарубежных странах // Экономика труда. – 2021. – № 11. – c. 1357-1378. – doi: 10.18334/et.8.11.113790.
8. Подольский В.А. Социальная политика в Германии // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2021. – № 6. – c. 145-155. – doi: 10.21869/2223-1501-2021-11-6-145-155.
9. Родимушкина О.В. Правовое регулирование пособия по безработице: международно-правовые основы и опыт Российской Федерации // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – № 2 (35). – c. 359-362. – doi: 10.26140/bgz3-2021-1002-0094.
10. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему // Форсайт. – 2019. – № 1. – c. 19-30. – doi: 10.17323/2500-2597.2019.1.19.30.
11. Шестакова Е.Е. Социальная защита до и в эпоху пандемии: проблемы старые и новые // Общество и экономика. – 2021. – № 1. – c. 81-99. – doi: 10.31857/S020736760013403-2.
12. Эфендиева Д.С., Ибрагимов Г.А., Джамалова Д.Д. Зарубежный опыт повышения эффективности занятости населения // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2019. – № 11(109). – c. 283-290. – doi: 10.26726/1812-7096-2019-11-283-290.
13. Яковлева А.В., Коннова Д.Н. Страхование от безработицы в США (правовой аспект) // Вопросы российского и международного права. – 2019. – № 2-1. – c. 97-108. – doi: 10.25799/AR.2019.83.2.013.
14. Янченко Е.В. Риски безработицы в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 677-692. – doi: 10.18334/et.7.8.110729.
15. Закон РФ от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 10.03.2022).
16. 26 USC Ch. 23: FEDERAL UNEMPLOYMENT TAX ACT. [Электронный ресурс]. URL: https://uscode.house.gov/view.xhtml?path=/ prelim@title26/subtitleC/chapter23&edition=prelim (дата обращения: 10.03.2022).
17. Министерство труда США (официальный сайт). [Электронный ресурс]. URL: https://www.dol.gov/ (дата обращения: 10.03.2022).
18. Беспятых А.В., Гамулинская Н.В., Палешева Н.В., Савельева Н.К. Экономические модели систем социального страхования в Швейцарии и России: сравнительная характеристика // Креативная экономика. – 2022. – № 1. – doi: 10.18334/ce.16.1.114126.
19. Палешева Н.В., Савельева Н.К., Созинова А.А., Холкин А.В. Сравнение систем социального страхования по безработице в Российской Федерации и Федеративной Республике Германия // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 307-330.
20. Беспятых А.В., Палешева Н.В., Савельева Н.К., Созинова А.А. Ретроспективный анализ экономических моделей системы социального страхования по безработице в Российской Федерации // Креативная экономика. – 2022. – № 2. – doi: 10.18334/ce.16.2.114156.
21. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 10.03.2022).
22. Civilian labor force in the United States from 1990 to 2021 (in millions). [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/191750/civilian-labor-force-in-the-us-since-1990/ (дата обращения: 10.03.2022).
23. Current Employment Rate (Chart and Data). [Электронный ресурс]. URL: https://unemploymentdata.com/charts/current-employment-data/ (дата обращения: 10.03.2022).
24. Number of unemployed persons in the United States from 1990 to 2021 (in millions). [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/ 193254/unemployment-level-in-the-us-since-1990/( (дата обращения: 10.03.2022).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:29:36