Методологические проблемы анализа инструментария регулирования мирового рынка вооружений и военной техники

Репников Д.А.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68589330

Аннотация:
Развитие мирового рынка вооружений и военной техники (ВВТ) на современном этапе сопряжено с целым комплексом триггеров (в том числе геополитического характера) – проявлением новых военно-политических конфликтов (российско-украинский, израильско-палестинский), ограничительной политикой США в сфере экспорта технологий, масштабными режимами санкций в международной практике. В рамках нашего исследования с учетом парадигмальных свойств и функций мирового рынка ВВТ обобщена сложившаяся практика регулирования данного рынка на многостороннем уровне. По результатам исследования выявлены структурные и современные проблемы сформировавшихся режимов экспортного контроля на данном отраслевом рынке, а также обобщены возможные направления совершенствования многостороннего регулирования международной торговли ВВТ. Наш анализ проведен в рамках воздействия на мировой рынок сложных геополитических трендов, вызовов технологического прогресса и усложнения торгово-экономических отношений между странами.

Ключевые слова: мировой рынок ВВТ, международная торговля, экспорт, режим экспортного контроля, оборонно-промышленный комплекс

JEL-классификация: B17, B27, H56 



Введение. На современном этапе на развитие международной торговли ВВТ, которая всегда строго контролировалась, структурно воздействует целый комплекс проблем. Этот контроль нашел свое отражение, на различного рода, договорах, договоренностях и режимах контроля поставок ВВТ, достигаемых как на международном уровне, так и на уровне национальных принципов, стандартов и нормативно-правовых актов [8, c. 2]. Эти проблемы частично анализировались в рамках наших, более ранних исследований [3; 4].

При этом современные исследования ВВТ придерживаются различных подходов к концептуальному обоснованию регулирования мирового рынка ВВТ, подчас используя разную терминологию (например, контроль над экспортом вооружений [14, c. 25-28], экспортный контроль). В современном контексте отдельными направлениями анализа является усиливающаяся роль санкций [5] и эмбарго на поставки оружия [6; 10], а также вопросы, связанные с противодействием распространению оружия, способствующего терроризму [13]. В данном контексте особо значимой представляется стратегическая торговая политика, которая направлена на контроль над экспортом ВВТ, а также продукции двойного назначения, которая потенциально может быть использована для производства ВВТ. При этом в основе формирования многосторонних механизмов регулирования экспорта лежат национальные правила и стандарты, которая в стратегическом аспекте подразумевает правильно выстроенную кооперацию между частным сектором и государством, которая позволяла бы правительствам более эффективно осуществлять контроль над поставками ВВТ.

В целом, с учетом имеющихся в научной литературе методических пробелов, целью нашего исследования стало обобщение трендов регулирования экспорта на мировом рынке ВВТ в условиях необходимости предотвращения бесконтрольной торговли ВВТ и решения проблем национальной безопасности.

Задачи исследования:

– рассмотреть изменение механизмов функционирования и развития мирового рынка ВВТ;

– проанализировать тренды и парадигмы регулирования мирового рынка ВВТ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности его воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений, затрагивающих национальные интересы России в анализируемой области, а также на сферу профессиональной подготовки кадров, принимающих подобные решения.

Изменение механизмов функционирования и развития мирового рынка ВВТ. Современные механизмы стратегической торговой политики на рынке ВВТ должны быть динамичными, изменяющимися во времени с учетом изменчивой природы и характера международных отношений, и это требует от национальных государств и оборонно-промышленных комплексов (ОПК) привлечения дополнительных ресурсов и обязательств. Это представляется значимым с учетом того, что за последние двадцать лет в экономических целях (а особенно – в последние три года) сложившиеся правила международной безопасности постоянно нарушаются, о чем, в частности, свидетельствует длящийся с 2017 года торговый конфликт между США и Китаем. С другой стороны, возрос неконтролируемый экспорт товаров, услуг и технологий двойного назначения. Это, как указывает С. Джонс, обусловило постоянные изменения стратегических аспектов торговой политики [12] и нарушению сложившегося порядка в международной торговле ВВТ. При этом в США остаются наиболее строгие правила, касающиеся контроля экспорта ВВТ.

Важно учитывать, что правила международной торговли ВВТ должны соблюдать не только его экспортеры, но и импортеры, которые должны как вести себя добросовестно, так и соблюдать требования регулирования. Таким образом, все участники по глобальным цепочкам создания стоимости в ОПК должны придерживаться правил стратегической торговой политики. Однако на протяжении послевоенных десятилетий продукция ОПК становилась все более сложной, дифференцированной и специфичной, что делало неопределенной перспективные направления внешнеторговой политики в данной отрасли.

По мере эволюции мирового рынка ВВТ на протяжении десятилетий устанавливались все новые правила защиты, запрета, контроля в отношении поставок ВВТ, которые описаны в ряде специальных исследований последних лет [18]. В период «холодной войны» важную роль в поставках ВВТ на мировой рынок играл идеологический фактор, однако в 1990-е годы уже экономические факторы стали превалировать над политическими соображениями, а доступ к зарубежным рынкам для национальных ОПК стал ключевым мотивом устойчивого развития отрасли (к слову, сегодня этот тренд вновь изменился, и часто исключительно политические соображения мотивируют экспорт ВВТ).

При анализе мирового рынка ВВТ проще всего использоваться устоявшиеся классификации ВВТ, включающие стрелковое оружие, легкие вооружения, основные системы вооружений, оружие массового уничтожения, а также продукцию двойного назначения [8]. При этом торговля ВВТ каждой из указанных категорий порождает собственные вызовы, противоречия и управленческие проблемы, требуя использования дифференцированных механизмов контроля. В частности, международная торговля обычными вооружениями контролируется более слабо, чем межстрановой обмен продукцией массового уничтожения. В свою очередь, экспорт легких вооружений сложнее контролировать, поскольку они поставляются большим числом производителей (в отличие от, например, основных систем вооружений). Сложно контролировать и продукцию двойного назначения, поскольку она может поставляться и в гражданских целях, а в последнее время сочетается с большими объемами экспорта технологий и сопутствующих услуг.

Специфической проблемой для регулирования экспорта ВВТ является его взаимосвязь с национальными оборонными расходами, которые, очевидно, ведут в большинстве случаев к росту экспорта. В свою очередь, импорт ВВТ страной в большей степени дополняет национальное производство ВВТ, а не замещает его (в отличие от многих других отраслей). Многочисленные исследования [16], между тем, подтверждают устойчивую положительную связь между спросом на оборонные расходы и международной торговлей ВВТ. В основном при росте импорта ВВТ оборонные расходы страны растут, равно как и новые конфликты ведут к росту таких расходов. В последние годы также актуализировались исследования [15], касающиеся установления взаимосвязей между решениями об увеличении оборонных расходов и решениями о наращивании экспорта ВВТ. Однако здесь важную роль играет то, в «дружественную» ли страну направляется этот экспорт (рост взаимной торговли между дружественными странами ведет к меньшим расходам страны-экспортера на оборону).

Кроме того, некоторыми исследователями анализировалась природа сетевых взаимосвязей, которые усложнялись по мере эволюции мирового рынка ВВТ [17]. Эти исследования подтверждают сохранение устойчивых внешнеторговых взаимосвязей по поставкам ВВТ между дружественными странами или странами-членами одного блока или альянса. Поскольку мировой рынок ВВТ является рынком несовершенной конкуренции, то на нем возможные различные сетевые конфигурации (в том числе случай, когда две страны-экспортера в дружественную страну будут осуществлять и взаимную торговлю ВВТ), фундаментально усложняющие исследования международной торговли ВВТ.

Помимо прочего, специфика исследования мирового рынка ВВТ обусловливается еще и тем, что сама методология исследования здесь является своеобразной и дисциплинарной. В частности, такой классический инструмент исследования внешней торговли, как гравитационные модели, используется при анализе мирового рынка ВВТ лишь недолгое время, как это подтверждает работа А. Акермана и А. Ларссона-Сейма [7]. Кроме того, особенностью исследования мирового рынка ВВТ является проблема доступа к достоверной и точной статистике, например, по физическим объемам поставок и ценам (которые часто не публикуются из соображений безопасности), поэтому часто используют косвенные параметры и наборы данных. Следует также отметить, что особый дефицит информации испытывается по отдельным системам вооружений. Между тем, наибольшая скудость методов исследования наблюдается по продукции двойного назначения (и особенно – связанных с ней услуг), которая обделена вниманием исследователей мирового рынка ВВТ. В целом, мы считаем, что, несомненно, программа исследований мирового рынка ВВТ в будущем будет расширяться, охватывая все новые сегменты данного рынка, а также фундаментальные изменения в его регулировании с учетом новых геополитических трендов и вызовов.

Тренды и парадигмы регулирования мирового рынка ВВТ. Для решения комплексных проблем глобальной безопасности и, в частности, борьбы с нелегальным оборотом вооружений, экспортный контроль является одним из ключевых факторов. Однако неформальность и, соответственно, необязательность многих режимов экспортного контроля по ВВТ, неучастие в них зачастую крупных поставщиков ВВТ, научно-технический прогресс – все эти тенденции ставят под сомнение эффективность сложившейся в мире системы экспортного контроля ВВТ. Последний, в частности, не «успевает» учитывать динамичные изменения отношений между странами, новые военно-политические конфликты, поэтому сам экспортный контроль как система регулирования нуждается в постоянном реформировании и изменении своей концептуальной модели.

В свое время страны начали разрабатывать и внедрять режимы экспортного контроля, чтобы установить барьеры для неограниченной торговли как продукцией двойного назначения, так и ВВТ. Либерализация международной торговли после Второй мировой войны сделала потоки товаров и услуг свободны от многих барьеров, однако это не должно работать для ВВТ, либо для технологий, который могут применены как в гражданской, так и в оборонной отрасли. Не отказываясь от либерализации торговли, страны стали вводить режимы экспортного контроля, в основном из-за соображений и приоритетов национальной безопасности.

Нынешние международные режимы экспортного контроля (например, Вассенаарские договоренности), между тем, имеют некоторые структурные проблемы и недостатки, поскольку страны не особо стремятся заключать обязательные к исполнению соглашения и хотят контролировать экспорт ВВТ самостоятельно (именно поэтому большинство международных режимов носят неформальный характер). Кроме того, часто режимы не охватывают ключевых (доминирующих на мировом рынке) экспортеров, являясь неуниверсальными и поэтому – слабыми.

Новые геополитические и геоэкономические структурные сдвиги обусловили новые проблемы в существующих режимах экспортного контроля, которые связаны с: ростом экспорта ВВТ; влиянием цифровых технологий на производство ВВТ (например, за счет распространения 3D-печати, которая привела к росту удаленного производства вооружений [9, c. 8]). Кроме того, режимы экспортного контроля должны учитывать динамику развития мировой экономики [2], когда в ней возрастает (или уменьшается) роль отдельных государств (так, например, в литературе [11, c. 113] указывается, что усиление позиций Индии и Китая приводит к изменению глобального миропорядка). Важно и то, что режимы экспортного контроля должны касаться отдельных субъектов, а не государств в целом, что представляется особо важным в последние десятилетия, с распространением террористических организаций и офшорного бизнеса [1]. Нынешние сложности в международных отношениях, включая складывающийся вектор на отход от сложившегося либерального миропорядка, актуализирует новые проблемы разработки и внедрения новых режимов и инструментов регулирования мирового рынка ВВТ.

Исторически Координационный комитет по экспортному контролю (который известен больше как КоКом), созданный еще в 1949 году, стал первым многосторонним режимом контроля экспорта ВВТ. Гонка вооружений в период Холодной войны привела к наращиванию потенциала ОПК многих стран, и КоКом по существу был создан западными странами, чтобы предотвратить поток как ВВТ, так и оборонных технологий в страны социалистического лагеря. Однако позднее странами были созданы и другие режимы экспортного контроля, например, Вассенаарские договоренности. Эти режимы в целом не обязательны для исполнения, но содержат некоторые обязательные к исполнению инструменты. Международные режимы создавались в основном как ответ на недостатки в национальном регулировании экспорта ВВТ (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика ключевых исторических многосторонних режимов

контроля экспорта ВВТ

Режим
Число стран
Цель и сфера регулирования
Группа ядерных поставщиков
48
Мониторинг ядерного экспорта и предотвращение использования технологий и товаров двойного назначения для распространения ядерного оружия
Австралийская группа
43
Борьба с распространением оружия массового уничтожения, биологического и химического оружия (особенно по продукции двойного назначения)
Режим контроля за ракетными технологиями
35
Контроль международной торговли ракетами. Гаагский кодекс поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, вступивший в силу в 2002 году, дополняет данный режим, и в нем участвует уже 143 государства.
Вассенаарские договоренности
42
Нацелен на контроль над экспортом обычных вооружений и связанными с ними товарами и технологиями двойного назначения.
Источник: составлено автором.

Важной проблемой, объединяющей все указанные режимы, заключается в необходимо разработки мер эффективного контроля именно над товарами и технологиями двойного назначения, которые, в принципе, имеют место по всем видам ВВТ. В условиях цифровизации мировой экономики данная проблема стала еще более актуальной, поскольку, например, технологии кибернаблюдаения могут быть полезны, а могут использовать и террористическими организациями. Торговля продукцией двойного назначения не запрещена, но к ней необходимо применять жесткие режимы экспортного контроля. Также все режимы объединены критерием их неформальности и необязательности исполнения, поэтому страны имеют высокую степень свободы исполнения их решений, а механизмы обеспечения соблюдения режимов отсутствуют. Решения в рамках режимов принимаются консенсусом, что затягивает конечное принятие решений. Наконец, не все режимы пользуются инклюзивной поддержкой и часто не включают ключевых стран-экспортеров тех или иных видов ВВТ.

В рамках режимов страны разработали в основном некоторые руководящие принципы, касающиеся процедур экспорта (например, нераспространения) или объектов экспортного контроля (какие, так называемые «чувствительные» товары, услуги или технологии необходимо контролировать). Исходя из критерия вредоносности принимаются решения о жесткости мер экспортного контроля, при этом сами процедуры и объекты экспортного контроля подлежат постоянной актуализации, по мере изменения конъюнктуры, например, вследствие обострения новых геополитических проблем. В частности, в последние десятилетия акцент экспортного контроля сместился на предотвращение попадания вооружений (особенно оружия массового уничтожения) ненадежным государствам и преступным террористическим группировкам.

Все современные проблемы режимов экспортного контроля были систематизированы нами в табл. 2.

Таблица 2. Проблемы реализации многосторонних режимов контроля экспорта ВВТ

Тип
проблем
Вид проблем
Описание
Структурные проблемы
Неуниверсальность режимов
В последние годы в режимы экспортного контроля стали вовлекаться страны, не являющиеся экспортерами, поэтому состав стран стал неоднороден с точки зрения торговых интересов и интересов безопасности. Это может вести к росту разногласий внутри соглашения (в частности, по поводу того, какие ВВТ или страны должны приниматься в рамках режима в качестве угрозы).
Принятие решений на основе консенсуса
Консенсус затрудняет принятие решения, поскольку лишь одна из стран может блокировать его, что часто наблюдается со стороны небольшой (и незначительной на рынке!) группа стран. Часто в таком случае есть риски смягчения режимов (и, соответственно, снижения их эффективности), чтобы они соответствовали интересам всех стран.
Неформальность режимов
Необязательность исполнения решений в режимах делает сомнительной их эффективность. Страны вряд ли откажутся от своего суверенитета и пойдут на заключение обязательных к исполнению соглашений (государства руководствуются собственными и уникальными соображениями безопасности). Поэтому действующие режимы не имеют механизмов принуждения, а также полномочий противодействия злоупотреблениям со стороны отдельных стран (за исключением ограниченных мер дипломатического воздействия), поскольку нет правил по поводу нарушений режимов.
Стремление стран к защите национальных интересов
У режимов экспортного контроля нет четких принципов, и это позволяет странам по-своему трактовать и интерпретировать их на национальном уровне, то есть в контексте благоприятного влияния на бизнес этой страны. С учетом усложнения международной обстановки национальные интересы стран все больше расходятся, и если бы режимы содержали обязательные к исполнению нормы, это не оставляло бы странам пространства для маневра. Именно поэтому в последние годы большей популярностью пользуются неформальные режимы.
Современные проблемы
Расширение круга субъектов на мировом рынке ВВТ
При установлении режимов только государства были субъектами мирового рынка ВВТ, однако сегодня различные негосударственные субъекты, международные организации, субсуверенные образования также стали играть большую роль (например, террористические организации) в нарушении принципов режимов экспортного контроля.
Широкое распространение посредничества на рынке
Негосударственные (частные) структуры часто занимаются собственными разработками ВВТ, имея чисто коммерческий интерес к экспорту ВВТ (в отличие от государства, которые больше руководствуются соображениями безопасности). Развитие и распространение посредников на мировом рынке ВВТ снижают возможности для управляемости в рамках действующих режимов экспортного контроля.
Появление новых экспортеров
В последние десятилетия появились новые страны-экспортеры, не нуждающиеся в режимах экспортного контроля, осуществляя, в частности, поставки тех ВВТ, которые ранее были отклонены в рамках режима (например, Израиль, Китай, Северная Корея – крупные производители ВВТ – участвуют не во всех ключевых режимах).
Влияние новых технологий
Ввиду быстрой скорости изменения технологий экспортные режимы необходимо также постоянно менять и корректировать. Но, поскольку, одни страны становятся более технологически развитыми, а другие – нет, это ведет к уменьшению единообразия между странами, которые участвуют в режиме. Кроме того, новые технологии постепенно устраняют необходимость развития физической трансграничной торговли (программное обеспечение экспортируется в электронном виде). Наконец, в результате новых разработок комбинируются и интегрируются различные технологии по разным видам ВВТ. В результате функции ранее разработанных режимов начинают пересекаться.
Фактор многополярности
Появление новых игроков-претендентов на глобальное лидерство (Индия, Китай, Россия) означает риск того, что они захотят действовать вне действующих режимов экспортного контроля. Система многостороннего регулирования мирового рынка ВВТ больше тяготеет к отдельным блокам между странами, которые формируют альтернативные рынки и используют собственные нормы экспортного контроля, исходя из своих интересов. Кроме того, страновой состав режимов становится все более разнородным, тогда как раньше в них лидировали западные страны, формировавшие нормы режимов, и это само по себе затрудняет разработку единообразной системы многостороннего экспортного контроля.
Источник: составлено автором.

Заключение

В целом, сложившиеся в международной практике коллективные режимы экспортного контроля на рынке ВВТ требуют совершенствования и реформирования, учитывая современные геополитические тренды и быстрые технологические изменения. В рамках существующего многостороннего регулирования экспорта ВВТ необходимо также развитие и совершенствование системы взаимодействия между растущим кругом участников – государствами, частными предприятиями, посредниками и международными организациями. Действующий Договор о торговле оружием (ДТО) может послужить тем интегрирующим институтом, который бы объединил разные режимы экспортного контроля, но их неформальный характер, по всей видимости, сохранится с учетом высокой и все возрастающей степени глобального неравенства стран по уровню социально-экономического и технологического развития. Необходимо формирование общей стратегии регулирования экспорта ВВТ, а не акцент на отдельных его типах, что в большей степени будет способствовать предотвращению нелегального оборота ВВТ среди террористических организаций.

Таким образом нужны всеобъемлющие механизмы контроля экспорта с отдельным внимание к «особо чувствительным» товарным сегментам мирового рынка ВВТ. Также следует в большей степени учитывать все большее расхождение экономических и внешнеполитических интересов между отдельными странами и их участие в новых блоках и альянсах. Это должно детерминировать адаптивность и гибкость режимов регулирования международной торговли с целью блокирования неограниченного обмена между странами разными видами ВВТ.


Источники:

1. Михайлин А.Н., Смирнов Е.Н., Логинов Б.Б. Международный офшорный бизнес. - М.: Издательство «Юрайт», 2019. – 191 c.
2. Мога И.С., Пасько А.В., Смагулова С.М., Камара П Управленческие паттерны послекризисного развития стратегий трансграничных слияний и поглощений в мировой экономике (часть вторая) // Международная экономика. – 2022. – № 8. – c. 550-558. – doi: 10.33920/vne-04-2208-01.
3. Репников Д.А. Новейшие тренды и вызовы развития международной торговли вооружениями и военной техникой // Международная торговля и торговая политика. – 2023. – № 2(34). – c. 134-151. – doi: 10.21686/2410-7395-2023-2-134-151.
4. Репников Д.А. Формирование многостороннего механизма регулирования экспорта вооружений в рамках Договора о торговле оружием // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 669-686. – doi: 10.18334/eo.13.4.119648.
5. Смирнов Е.Н. Эскалация антироссийских санкций и ее последствия для глобальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 2. – c. 80-93. – doi: 10.24412/2072-8042-2023-2-80-93.
6. Afesorgbor S. The impact of economic sanctions on international trade: How do threatened sanctions compare with imposed sanctions? // European Journal of Political Economy. – 2019. – p. 11-26. – doi: 10.1016/j.ejpoleco.2018.06.002.
7. Akerman A., Larsson Seim A. The global arms trade network 1950–2007 // Journal of Comparative Economics. – 2014. – № 3. – p. 535-551. – doi: 10.1016/j.jce.2014.03.001.
8. Beeres R., Bertrand R., Klomp J., Timmermans J., Voetelink J. NL ARMS Netherlands Annual Review of Military Studies 2021. Compliance and Integrity in International Military Trade. , 2021. – 309 p.
9. Brockmann K. Drafting, implementing, and complying with export controls: the challenge presented by emerging technologies // Strategic Trade Review. – 2018. – p. 5-28.
10. Brzoska M., Lopez G.A. Putting teeth in the tiger: Improving the effectiveness of arms embargoes. - UK: Emerald Group Publishing, 2009. – 256 p.
11. De Graaff N., Van Apeldoorn B. US–China relations and the liberal world order: contending elites, colliding visions? // International Affairs. – 2018. – № 1. – p. 113-131. – doi: 10.1093/ia/iix232.
12. Jones S. Disrupting Export Controls: “Emerging and Foundational Technologies” and Next Generation Controls // Strategic Trade Review. – 2020. – № 9. – p. 31-52.
13. Joosten E., Bogers M., Beeres R., Bertrand R. Predictors for compliance with anti-terrorist financing standards // Journal of Money Laundering Control. – 2019. – № 2. – p. 227-269. – doi: 10.1108/JMLC-02-2018-0011.
14. Joyner D. Nonproliferation export controls: origins, challenges, and proposals for strengthening. - Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2006. – 254 p.
15. Pamp O., Dendorfer F., Thurner P. Arm your friends and save on defense? The impact of arms exports on military expenditures // Public Choice. – 2018. – № 1. – p. 165-187. – doi: 10.1007/s11127-018-0598-1.
16. Pamp O., Thurner P. Trading arms and the demand for military expenditures: empirical explorations using new SIPRI-data // Defence and Peace Economics. – 2017. – № 4. – p. 457-472. – doi: 10.1080/10242694.2016.1277452.
17. Thurner P.W. et al. Corrigendum to network interdependencies and the evolution of the international arms trade // Journal of Conflict Resolution. – 2020. – № 7-8. – p. 1548-1552. – doi: 10.1177/0022002720926418.
18. Voetelink J.E.D. Exportcontrolerecht. Een verkenning // Militaire Spectator. – 2017. – p. 376-390.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:36