Методологические проблемы анализа инструментария регулирования мирового рынка вооружений и военной техники
Репников Д.А.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68589330
Аннотация:
Развитие мирового рынка вооружений и военной техники (ВВТ) на современном этапе сопряжено с целым комплексом триггеров (в том числе геополитического характера) – проявлением новых военно-политических конфликтов (российско-украинский, израильско-палестинский), ограничительной политикой США в сфере экспорта технологий, масштабными режимами санкций в международной практике. В рамках нашего исследования с учетом парадигмальных свойств и функций мирового рынка ВВТ обобщена сложившаяся практика регулирования данного рынка на многостороннем уровне. По результатам исследования выявлены структурные и современные проблемы сформировавшихся режимов экспортного контроля на данном отраслевом рынке, а также обобщены возможные направления совершенствования многостороннего регулирования международной торговли ВВТ. Наш анализ проведен в рамках воздействия на мировой рынок сложных геополитических трендов, вызовов технологического прогресса и усложнения торгово-экономических отношений между странами.
Ключевые слова: мировой рынок ВВТ, международная торговля, экспорт, режим экспортного контроля, оборонно-промышленный комплекс
JEL-классификация: B17, B27, H56
Введение. На современном этапе на развитие международной торговли ВВТ, которая всегда строго контролировалась, структурно воздействует целый комплекс проблем. Этот контроль нашел свое отражение, на различного рода, договорах, договоренностях и режимах контроля поставок ВВТ, достигаемых как на международном уровне, так и на уровне национальных принципов, стандартов и нормативно-правовых актов [8, c. 2]. Эти проблемы частично анализировались в рамках наших, более ранних исследований [3; 4].
При этом современные исследования ВВТ придерживаются различных подходов к концептуальному обоснованию регулирования мирового рынка ВВТ, подчас используя разную терминологию (например, контроль над экспортом вооружений [14, c. 25-28], экспортный контроль). В современном контексте отдельными направлениями анализа является усиливающаяся роль санкций [5] и эмбарго на поставки оружия [6; 10], а также вопросы, связанные с противодействием распространению оружия, способствующего терроризму [13]. В данном контексте особо значимой представляется стратегическая торговая политика, которая направлена на контроль над экспортом ВВТ, а также продукции двойного назначения, которая потенциально может быть использована для производства ВВТ. При этом в основе формирования многосторонних механизмов регулирования экспорта лежат национальные правила и стандарты, которая в стратегическом аспекте подразумевает правильно выстроенную кооперацию между частным сектором и государством, которая позволяла бы правительствам более эффективно осуществлять контроль над поставками ВВТ.
В целом, с учетом имеющихся в научной литературе методических пробелов, целью нашего исследования стало обобщение трендов регулирования экспорта на мировом рынке ВВТ в условиях необходимости предотвращения бесконтрольной торговли ВВТ и решения проблем национальной безопасности.
Задачи исследования:
– рассмотреть изменение механизмов функционирования и развития мирового рынка ВВТ;
– проанализировать тренды и парадигмы регулирования мирового рынка ВВТ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его воздействия на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений, затрагивающих национальные интересы России в анализируемой области, а также на сферу профессиональной подготовки кадров, принимающих подобные решения.
Изменение механизмов функционирования и развития мирового рынка ВВТ. Современные механизмы стратегической торговой политики на рынке ВВТ должны быть динамичными, изменяющимися во времени с учетом изменчивой природы и характера международных отношений, и это требует от национальных государств и оборонно-промышленных комплексов (ОПК) привлечения дополнительных ресурсов и обязательств. Это представляется значимым с учетом того, что за последние двадцать лет в экономических целях (а особенно – в последние три года) сложившиеся правила международной безопасности постоянно нарушаются, о чем, в частности, свидетельствует длящийся с 2017 года торговый конфликт между США и Китаем. С другой стороны, возрос неконтролируемый экспорт товаров, услуг и технологий двойного назначения. Это, как указывает С. Джонс, обусловило постоянные изменения стратегических аспектов торговой политики [12] и нарушению сложившегося порядка в международной торговле ВВТ. При этом в США остаются наиболее строгие правила, касающиеся контроля экспорта ВВТ.
Важно учитывать, что правила международной торговли ВВТ должны соблюдать не только его экспортеры, но и импортеры, которые должны как вести себя добросовестно, так и соблюдать требования регулирования. Таким образом, все участники по глобальным цепочкам создания стоимости в ОПК должны придерживаться правил стратегической торговой политики. Однако на протяжении послевоенных десятилетий продукция ОПК становилась все более сложной, дифференцированной и специфичной, что делало неопределенной перспективные направления внешнеторговой политики в данной отрасли.
По мере эволюции мирового рынка ВВТ на протяжении десятилетий устанавливались все новые правила защиты, запрета, контроля в отношении поставок ВВТ, которые описаны в ряде специальных исследований последних лет [18]. В период «холодной войны» важную роль в поставках ВВТ на мировой рынок играл идеологический фактор, однако в 1990-е годы уже экономические факторы стали превалировать над политическими соображениями, а доступ к зарубежным рынкам для национальных ОПК стал ключевым мотивом устойчивого развития отрасли (к слову, сегодня этот тренд вновь изменился, и часто исключительно политические соображения мотивируют экспорт ВВТ).
При анализе мирового рынка ВВТ проще всего использоваться устоявшиеся классификации ВВТ, включающие стрелковое оружие, легкие вооружения, основные системы вооружений, оружие массового уничтожения, а также продукцию двойного назначения [8]. При этом торговля ВВТ каждой из указанных категорий порождает собственные вызовы, противоречия и управленческие проблемы, требуя использования дифференцированных механизмов контроля. В частности, международная торговля обычными вооружениями контролируется более слабо, чем межстрановой обмен продукцией массового уничтожения. В свою очередь, экспорт легких вооружений сложнее контролировать, поскольку они поставляются большим числом производителей (в отличие от, например, основных систем вооружений). Сложно контролировать и продукцию двойного назначения, поскольку она может поставляться и в гражданских целях, а в последнее время сочетается с большими объемами экспорта технологий и сопутствующих услуг.
Специфической проблемой для регулирования экспорта ВВТ является его взаимосвязь с национальными оборонными расходами, которые, очевидно, ведут в большинстве случаев к росту экспорта. В свою очередь, импорт ВВТ страной в большей степени дополняет национальное производство ВВТ, а не замещает его (в отличие от многих других отраслей). Многочисленные исследования [16], между тем, подтверждают устойчивую положительную связь между спросом на оборонные расходы и международной торговлей ВВТ. В основном при росте импорта ВВТ оборонные расходы страны растут, равно как и новые конфликты ведут к росту таких расходов. В последние годы также актуализировались исследования [15], касающиеся установления взаимосвязей между решениями об увеличении оборонных расходов и решениями о наращивании экспорта ВВТ. Однако здесь важную роль играет то, в «дружественную» ли страну направляется этот экспорт (рост взаимной торговли между дружественными странами ведет к меньшим расходам страны-экспортера на оборону).
Кроме того, некоторыми исследователями анализировалась природа сетевых взаимосвязей, которые усложнялись по мере эволюции мирового рынка ВВТ [17]. Эти исследования подтверждают сохранение устойчивых внешнеторговых взаимосвязей по поставкам ВВТ между дружественными странами или странами-членами одного блока или альянса. Поскольку мировой рынок ВВТ является рынком несовершенной конкуренции, то на нем возможные различные сетевые конфигурации (в том числе случай, когда две страны-экспортера в дружественную страну будут осуществлять и взаимную торговлю ВВТ), фундаментально усложняющие исследования международной торговли ВВТ.
Помимо прочего, специфика исследования мирового рынка ВВТ обусловливается еще и тем, что сама методология исследования здесь является своеобразной и дисциплинарной. В частности, такой классический инструмент исследования внешней торговли, как гравитационные модели, используется при анализе мирового рынка ВВТ лишь недолгое время, как это подтверждает работа А. Акермана и А. Ларссона-Сейма [7]. Кроме того, особенностью исследования мирового рынка ВВТ является проблема доступа к достоверной и точной статистике, например, по физическим объемам поставок и ценам (которые часто не публикуются из соображений безопасности), поэтому часто используют косвенные параметры и наборы данных. Следует также отметить, что особый дефицит информации испытывается по отдельным системам вооружений. Между тем, наибольшая скудость методов исследования наблюдается по продукции двойного назначения (и особенно – связанных с ней услуг), которая обделена вниманием исследователей мирового рынка ВВТ. В целом, мы считаем, что, несомненно, программа исследований мирового рынка ВВТ в будущем будет расширяться, охватывая все новые сегменты данного рынка, а также фундаментальные изменения в его регулировании с учетом новых геополитических трендов и вызовов.
Тренды и парадигмы регулирования мирового рынка ВВТ. Для решения комплексных проблем глобальной безопасности и, в частности, борьбы с нелегальным оборотом вооружений, экспортный контроль является одним из ключевых факторов. Однако неформальность и, соответственно, необязательность многих режимов экспортного контроля по ВВТ, неучастие в них зачастую крупных поставщиков ВВТ, научно-технический прогресс – все эти тенденции ставят под сомнение эффективность сложившейся в мире системы экспортного контроля ВВТ. Последний, в частности, не «успевает» учитывать динамичные изменения отношений между странами, новые военно-политические конфликты, поэтому сам экспортный контроль как система регулирования нуждается в постоянном реформировании и изменении своей концептуальной модели.
В свое время страны начали разрабатывать и внедрять режимы экспортного контроля, чтобы установить барьеры для неограниченной торговли как продукцией двойного назначения, так и ВВТ. Либерализация международной торговли после Второй мировой войны сделала потоки товаров и услуг свободны от многих барьеров, однако это не должно работать для ВВТ, либо для технологий, который могут применены как в гражданской, так и в оборонной отрасли. Не отказываясь от либерализации торговли, страны стали вводить режимы экспортного контроля, в основном из-за соображений и приоритетов национальной безопасности.
Нынешние международные режимы экспортного контроля (например, Вассенаарские договоренности), между тем, имеют некоторые структурные проблемы и недостатки, поскольку страны не особо стремятся заключать обязательные к исполнению соглашения и хотят контролировать экспорт ВВТ самостоятельно (именно поэтому большинство международных режимов носят неформальный характер). Кроме того, часто режимы не охватывают ключевых (доминирующих на мировом рынке) экспортеров, являясь неуниверсальными и поэтому – слабыми.
Новые геополитические и геоэкономические структурные сдвиги обусловили новые проблемы в существующих режимах экспортного контроля, которые связаны с: ростом экспорта ВВТ; влиянием цифровых технологий на производство ВВТ (например, за счет распространения 3D-печати, которая привела к росту удаленного производства вооружений [9, c. 8]). Кроме того, режимы экспортного контроля должны учитывать динамику развития мировой экономики [2], когда в ней возрастает (или уменьшается) роль отдельных государств (так, например, в литературе [11, c. 113] указывается, что усиление позиций Индии и Китая приводит к изменению глобального миропорядка). Важно и то, что режимы экспортного контроля должны касаться отдельных субъектов, а не государств в целом, что представляется особо важным в последние десятилетия, с распространением террористических организаций и офшорного бизнеса [1]. Нынешние сложности в международных отношениях, включая складывающийся вектор на отход от сложившегося либерального миропорядка, актуализирует новые проблемы разработки и внедрения новых режимов и инструментов регулирования мирового рынка ВВТ.
Исторически Координационный комитет по экспортному контролю (который известен больше как КоКом), созданный еще в 1949 году, стал первым многосторонним режимом контроля экспорта ВВТ. Гонка вооружений в период Холодной войны привела к наращиванию потенциала ОПК многих стран, и КоКом по существу был создан западными странами, чтобы предотвратить поток как ВВТ, так и оборонных технологий в страны социалистического лагеря. Однако позднее странами были созданы и другие режимы экспортного контроля, например, Вассенаарские договоренности. Эти режимы в целом не обязательны для исполнения, но содержат некоторые обязательные к исполнению инструменты. Международные режимы создавались в основном как ответ на недостатки в национальном регулировании экспорта ВВТ (табл. 1).
Таблица 1. Характеристика ключевых исторических многосторонних режимов
контроля экспорта ВВТ
Режим
|
Число стран
|
Цель и сфера
регулирования
|
Группа ядерных поставщиков
|
48
|
Мониторинг ядерного экспорта и предотвращение использования
технологий и товаров двойного назначения для распространения ядерного оружия
|
Австралийская группа
|
43
|
Борьба с распространением оружия массового уничтожения, биологического
и химического оружия (особенно по продукции двойного назначения)
|
Режим контроля за ракетными технологиями
|
35
|
Контроль международной торговли ракетами. Гаагский кодекс
поведения по предотвращению распространения баллистических ракет, вступивший
в силу в 2002 году, дополняет данный режим, и в нем участвует уже 143
государства.
|
Вассенаарские договоренности
|
42
|
Нацелен на контроль над экспортом обычных вооружений и связанными
с ними товарами и технологиями двойного назначения.
|
Важной проблемой, объединяющей все указанные режимы, заключается в необходимо разработки мер эффективного контроля именно над товарами и технологиями двойного назначения, которые, в принципе, имеют место по всем видам ВВТ. В условиях цифровизации мировой экономики данная проблема стала еще более актуальной, поскольку, например, технологии кибернаблюдаения могут быть полезны, а могут использовать и террористическими организациями. Торговля продукцией двойного назначения не запрещена, но к ней необходимо применять жесткие режимы экспортного контроля. Также все режимы объединены критерием их неформальности и необязательности исполнения, поэтому страны имеют высокую степень свободы исполнения их решений, а механизмы обеспечения соблюдения режимов отсутствуют. Решения в рамках режимов принимаются консенсусом, что затягивает конечное принятие решений. Наконец, не все режимы пользуются инклюзивной поддержкой и часто не включают ключевых стран-экспортеров тех или иных видов ВВТ.
В рамках режимов страны разработали в основном некоторые руководящие принципы, касающиеся процедур экспорта (например, нераспространения) или объектов экспортного контроля (какие, так называемые «чувствительные» товары, услуги или технологии необходимо контролировать). Исходя из критерия вредоносности принимаются решения о жесткости мер экспортного контроля, при этом сами процедуры и объекты экспортного контроля подлежат постоянной актуализации, по мере изменения конъюнктуры, например, вследствие обострения новых геополитических проблем. В частности, в последние десятилетия акцент экспортного контроля сместился на предотвращение попадания вооружений (особенно оружия массового уничтожения) ненадежным государствам и преступным террористическим группировкам.
Все современные проблемы режимов экспортного контроля были систематизированы нами в табл. 2.
Таблица 2. Проблемы реализации многосторонних режимов контроля экспорта ВВТ
Тип
проблем |
Вид проблем
|
Описание
|
Структурные проблемы
|
Неуниверсальность режимов
|
В последние годы в режимы экспортного контроля стали вовлекаться
страны, не являющиеся экспортерами, поэтому состав стран стал неоднороден с
точки зрения торговых интересов и интересов безопасности. Это может вести к
росту разногласий внутри соглашения (в частности, по поводу того, какие ВВТ или
страны должны приниматься в рамках режима в качестве угрозы).
|
Принятие решений на основе консенсуса
|
Консенсус затрудняет принятие решения, поскольку лишь одна из
стран может блокировать его, что часто наблюдается со стороны небольшой (и
незначительной на рынке!) группа стран. Часто в таком случае есть риски
смягчения режимов (и, соответственно, снижения их эффективности), чтобы они
соответствовали интересам всех стран.
| |
Неформальность режимов
|
Необязательность исполнения решений в режимах делает сомнительной
их эффективность. Страны вряд ли откажутся от своего суверенитета и пойдут на
заключение обязательных к исполнению соглашений (государства руководствуются
собственными и уникальными соображениями безопасности). Поэтому действующие
режимы не имеют механизмов принуждения, а также полномочий противодействия
злоупотреблениям со стороны отдельных стран (за исключением ограниченных мер
дипломатического воздействия), поскольку нет правил по поводу нарушений
режимов.
| |
Стремление стран к защите национальных интересов
|
У режимов экспортного контроля нет четких принципов, и это
позволяет странам по-своему трактовать и интерпретировать их на национальном
уровне, то есть в контексте благоприятного влияния на бизнес этой страны. С
учетом усложнения международной обстановки национальные интересы стран все
больше расходятся, и если бы режимы содержали обязательные к исполнению нормы,
это не оставляло бы странам пространства для маневра. Именно поэтому в
последние годы большей популярностью пользуются неформальные режимы.
| |
Современные проблемы
|
Расширение круга субъектов на мировом рынке ВВТ
|
При установлении режимов только государства были субъектами
мирового рынка ВВТ, однако сегодня различные негосударственные субъекты,
международные организации, субсуверенные образования также стали играть
большую роль (например, террористические организации) в нарушении принципов
режимов экспортного контроля.
|
Широкое распространение посредничества на рынке
|
Негосударственные (частные) структуры часто занимаются
собственными разработками ВВТ, имея чисто коммерческий интерес к экспорту ВВТ
(в отличие от государства, которые больше руководствуются соображениями
безопасности). Развитие и распространение посредников на мировом рынке ВВТ
снижают возможности для управляемости в рамках действующих режимов экспортного
контроля.
| |
Появление новых экспортеров
|
В последние десятилетия появились новые страны-экспортеры, не
нуждающиеся в режимах экспортного контроля, осуществляя, в частности,
поставки тех ВВТ, которые ранее были отклонены в рамках режима (например,
Израиль, Китай, Северная Корея – крупные производители ВВТ – участвуют не во
всех ключевых режимах).
| |
Влияние новых технологий
|
Ввиду быстрой скорости изменения технологий экспортные режимы
необходимо также постоянно менять и корректировать. Но, поскольку, одни
страны становятся более технологически развитыми, а другие – нет, это ведет к
уменьшению единообразия между странами, которые участвуют в режиме. Кроме
того, новые технологии постепенно устраняют необходимость развития физической
трансграничной торговли (программное обеспечение экспортируется в электронном
виде). Наконец, в результате новых разработок комбинируются и интегрируются
различные технологии по разным видам ВВТ. В результате функции ранее
разработанных режимов начинают пересекаться.
| |
Фактор многополярности
|
Появление новых игроков-претендентов на глобальное лидерство
(Индия, Китай, Россия) означает риск того, что они захотят действовать вне
действующих режимов экспортного контроля. Система многостороннего регулирования
мирового рынка ВВТ больше тяготеет к отдельным блокам между странами, которые
формируют альтернативные рынки и используют собственные нормы экспортного
контроля, исходя из своих интересов. Кроме того, страновой состав режимов
становится все более разнородным, тогда как раньше в них лидировали западные
страны, формировавшие нормы режимов, и это само по себе затрудняет разработку
единообразной системы многостороннего экспортного контроля.
|
Заключение
В целом, сложившиеся в международной практике коллективные режимы экспортного контроля на рынке ВВТ требуют совершенствования и реформирования, учитывая современные геополитические тренды и быстрые технологические изменения. В рамках существующего многостороннего регулирования экспорта ВВТ необходимо также развитие и совершенствование системы взаимодействия между растущим кругом участников – государствами, частными предприятиями, посредниками и международными организациями. Действующий Договор о торговле оружием (ДТО) может послужить тем интегрирующим институтом, который бы объединил разные режимы экспортного контроля, но их неформальный характер, по всей видимости, сохранится с учетом высокой и все возрастающей степени глобального неравенства стран по уровню социально-экономического и технологического развития. Необходимо формирование общей стратегии регулирования экспорта ВВТ, а не акцент на отдельных его типах, что в большей степени будет способствовать предотвращению нелегального оборота ВВТ среди террористических организаций.
Таким образом нужны всеобъемлющие механизмы контроля экспорта с отдельным внимание к «особо чувствительным» товарным сегментам мирового рынка ВВТ. Также следует в большей степени учитывать все большее расхождение экономических и внешнеполитических интересов между отдельными странами и их участие в новых блоках и альянсах. Это должно детерминировать адаптивность и гибкость режимов регулирования международной торговли с целью блокирования неограниченного обмена между странами разными видами ВВТ.
Источники:
2. Мога И.С., Пасько А.В., Смагулова С.М., Камара П Управленческие паттерны послекризисного развития стратегий трансграничных слияний и поглощений в мировой экономике (часть вторая) // Международная экономика. – 2022. – № 8. – c. 550-558. – doi: 10.33920/vne-04-2208-01.
3. Репников Д.А. Новейшие тренды и вызовы развития международной торговли вооружениями и военной техникой // Международная торговля и торговая политика. – 2023. – № 2(34). – c. 134-151. – doi: 10.21686/2410-7395-2023-2-134-151.
4. Репников Д.А. Формирование многостороннего механизма регулирования экспорта вооружений в рамках Договора о торговле оружием // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 669-686. – doi: 10.18334/eo.13.4.119648.
5. Смирнов Е.Н. Эскалация антироссийских санкций и ее последствия для глобальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2023. – № 2. – c. 80-93. – doi: 10.24412/2072-8042-2023-2-80-93.
6. Afesorgbor S. The impact of economic sanctions on international trade: How do threatened sanctions compare with imposed sanctions? // European Journal of Political Economy. – 2019. – p. 11-26. – doi: 10.1016/j.ejpoleco.2018.06.002.
7. Akerman A., Larsson Seim A. The global arms trade network 1950–2007 // Journal of Comparative Economics. – 2014. – № 3. – p. 535-551. – doi: 10.1016/j.jce.2014.03.001.
8. Beeres R., Bertrand R., Klomp J., Timmermans J., Voetelink J. NL ARMS Netherlands Annual Review of Military Studies 2021. Compliance and Integrity in International Military Trade. , 2021. – 309 p.
9. Brockmann K. Drafting, implementing, and complying with export controls: the challenge presented by emerging technologies // Strategic Trade Review. – 2018. – p. 5-28.
10. Brzoska M., Lopez G.A. Putting teeth in the tiger: Improving the effectiveness of arms embargoes. - UK: Emerald Group Publishing, 2009. – 256 p.
11. De Graaff N., Van Apeldoorn B. US–China relations and the liberal world order: contending elites, colliding visions? // International Affairs. – 2018. – № 1. – p. 113-131. – doi: 10.1093/ia/iix232.
12. Jones S. Disrupting Export Controls: “Emerging and Foundational Technologies” and Next Generation Controls // Strategic Trade Review. – 2020. – № 9. – p. 31-52.
13. Joosten E., Bogers M., Beeres R., Bertrand R. Predictors for compliance with anti-terrorist financing standards // Journal of Money Laundering Control. – 2019. – № 2. – p. 227-269. – doi: 10.1108/JMLC-02-2018-0011.
14. Joyner D. Nonproliferation export controls: origins, challenges, and proposals for strengthening. - Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2006. – 254 p.
15. Pamp O., Dendorfer F., Thurner P. Arm your friends and save on defense? The impact of arms exports on military expenditures // Public Choice. – 2018. – № 1. – p. 165-187. – doi: 10.1007/s11127-018-0598-1.
16. Pamp O., Thurner P. Trading arms and the demand for military expenditures: empirical explorations using new SIPRI-data // Defence and Peace Economics. – 2017. – № 4. – p. 457-472. – doi: 10.1080/10242694.2016.1277452.
17. Thurner P.W. et al. Corrigendum to network interdependencies and the evolution of the international arms trade // Journal of Conflict Resolution. – 2020. – № 7-8. – p. 1548-1552. – doi: 10.1177/0022002720926418.
18. Voetelink J.E.D. Exportcontrolerecht. Een verkenning // Militaire Spectator. – 2017. – p. 376-390.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:54:36