Развитие промышленного интернета вещей в России: экономический анализ и правовые аспекты
Городнова Н.В.1, Шаблова Е.Г.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015159
Аннотация:
Магистральными направлениями цифровой трансформации экономики являются развитие сквозных технологий, в частности, искусственный интеллект, облачные вычисления и Интернет вещей. Концепция Промышленного интернета вещей нацелена на повышение эффективности производственно-экономических процессов вследствие применения средств автоматизации и роботизации различных сфер деятельности. В этой связи тема исследования, посвящённая экономико-правовым аспектам развития Промышленного интернета вещей в России, приобретает ещё большую актуальность.
В статье решалась проблема углублённого экономического анализа и правового регулирования Промышленного интернета вещей в России, осуществлены развитие теоретических положений концепции Промышленного интернета вещей, в частности, разграничение смежных понятий, анализ ключевых принципов концепции Интернета вещей, выявление позитивных последствий и негативных факторов сдерживания применение Промышленного интернета вещей, разработка модели принципов и уровней функционирования Промышленного интернета вещей, развитие алгоритма принятия Интернет-решений, технико-экономическое обоснование бизнес-идеи строительства Data-центра в РФ.
Результаты исследования могут быть полезными для экспертов в сфере IT-технологий, специалистов в области экономического анализа частного права, а также органам государственной власти в рамках реализации приоритетных национальных проектов и программ по цифровой трансформации российской экономики.
Ключевые слова: Интернет вещей, Промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, информационные технологии, облачные технологии, Big Data, Data-центры
JEL-классификация: L86, O31, O32, O33
Введение. Актуальность темы исследования. Ключевыми направлениями цифровой трансформации экономики России являются развитие сферы сквозных технологий IT-сектора, наращивание объёмов научных разработок в рамках рационализации алгоритмов искусственного интеллекта, глобального Интернета вещей, включая сектор Промышленного интернета вещей (в пер. с англ. Industrial internet of Things, IioT) [7]. Результаты данного научного исследования показывают, что к началу 2024 года число российских компаний, применяющих IioT, составляет около 30 % [1].
К основным факторам, позитивно влияющим на развитие Промышленного Интернета вещей (далее, ПИВ, IioT) относятся широкое применение и масштабные перспективы внедрения сети ПИВ практически во все сферы деятельности, стимулирование постоянного и неуклонного роста потребности в новейших информационных технологиях, государственная поддержка процесса развития федеральных мобильных операторов, накопление практики взаимодействия с транснациональными корпорациями и применение мирового опыта, острая необходимость в новых решениях комплексной кибербезопасности реального и виртуального секторов российской экономики [2].
Факторами, сдерживающими рост ПИВ в России, являются высочайшая конкуренция на мировом уровне, введение антироссийских санкций, использование устаревших технологий, негативное влияние на экосистему планеты; нестабильность экономических условий, недостаток инвестиционных ресурсов и высококвалифицированных IT-специалистов; географические и природные факторы и пр.
Сегодня применение инструментов Интернета вещей (пер. с англ. Internet of Things, IoT) является магистральным вектором развития цифровой экономики. Концепция Интернета вещей нацелена на повышение эффективности экономических и производственных процессов вследствие применения средств автоматизации и роботизации различных сфер [2]. В связи с вышеизложенным, тема данного исследования приобретает ещё большую актуальность.
Цель работы – экономико-правовой анализ развития Промышленного интернета вещей (ПИВ) в России.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1) проанализирован и уточнен понятийно-категориальный аппарат Интернета вещей и ПИВ;
2) произведена оценка ключевых факторов позитивного воздействия Интернета вещей в деятельности российских компаний;
3) осуществлена оценка специфики процесса принятия IioT-решений в деятельности российских компаний;
4) произведено обоснование концептуальных основ бизнес-идеи разработки и строительства Data-центра с применением облачных технологий;
5) выявлены основные риски при разработке и строительстве Data-центра;
6) осуществлён анализ текущего правового регулирования Промышленного интернета вещей на федеральном и региональном уровнях.
Основной методологический инструментарий – применение «симбиоза» исследовательских инструментов экономической и юридической наук в связи с многоаспектностью понятия Промышленного интернета вещей, включающего правовые, экономические, организационные и иные меры (п. 1, ст. 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [3]).
Научная новизна: развитие теоретических положений концепции Промышленного интернета вещей, в частности, разграничение понятий Интернет вещей и Промышленный интернет вещей, анализ ключевых принципов концепции Интернета вещей, выявление позитивных последствий и негативных факторов сдерживания применение ПИВ, разработка модели принципов и уровней функционирования ПИВ, развитие алгоритма принятия IioT-решений, технико-экономическое обоснование бизнес-идеи разработки и внедрения Data-центра в РФ, сравнительно-правовой анализ текущего регулирования ПИВ на федеральном и региональном уровнях.
Исследовательские гипотезы: 1) в целях эффективной цифровой трансформации российской экономики необходимо развитие нового типа недвижимости (Data-центров) для развития цифровых платформенных и облачных решений; 2) необходимо совершенствование нормативно-правовой базы функционирования Промышленного интернета вещей на федеральном и региональном уровнях.
Сделан вывод о том, что применение возможностей Промышленного Интернета вещей в деятельности отечественных компаний позволяет осуществить цифровую трансформацию процессов, исключающую в определённой части технологических операций участие человека, позволяющую существенно повысить эффективность российской экономики. Появление нового типа недвижимости – строительство Data-центров – позволит осуществить дальнейшее развитие отечественных платформенных и облачных технологических решений.
Основная часть. Правовой анализ регулирования Промышленного интернета вещей в России
Проблемам регулирования Промышленного интернета вещей посвящён ряд программных стратегических актов, которые определяют вектор для создания новых норм цифровой экономики. К примеру, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы развитие Интернет вещей и Промышленного интернета вещей обозначено, как одно из магистральных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий, а также технологического фундамента развития социальной сферы (п.п. 36, 41) [4].
В Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматриваются разработка мероприятий по построению узкополосных беспроводных сетей связи «Интернет вещей» на всей территории России, а также требований к операторам Промышленного интернета и стандартов безопасности для систем Интернета вещей [5] [5; 16]. В рамках реализации указанной программы принята Концепция построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей», в целях создания и развития рынка услуг связи [6]. Стратегические аспекты внедрения Промышленного интернета вещей освещены в одной из семи дорожных карт по развитию сквозных цифровых технологий в России в период до 2024 года [7].
В целях обеспечения совместимости продуктов и технологий, применяемых в Промышленном интернете вещей, Росстандартом в период с 2019 года утверждено свыше 30 предварительных национальных стандартов в сфере технологий Интернета вещей, сенсорных сетей, Промышленного интернета вещей, умного производства, умных городов и т.д. В марте 2022 года после завершения пилотного проекта по трехлетней апробации был утверждён первый национальный стандарт в области Интернета вещей [8].
В мировой практике разработкой стандартов регулирования Промышленного интернета вещей осуществляется Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC). В декабре 2019 года при участии России был утверждён международный стандарт индикаторов умного города, в феврале 2022 г. – стандарт в сфере Промышленного интернета вещей (первый стандарт цифровых технологий, разработанный Российской Федерацией) [9].
Исходя из анализа Федеральных законов «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [10] и «О промышленной политике в Российской Федерации» можно сделать вывод, что промышленная политика является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ [11]. Регулирование Промышленного интернета вещей является частью государственного регулирования промышленной политики. В этой связи основой для органов публичной власти всех уровней формирования и реализации региональной промышленной политики является Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».
Так, п. 145 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится участие в осуществлении промышленной политики, что позволяет выделить регулятивные полномочия субъекта РФ в рамках этой функции, в частности: установление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, промышленным технопаркам, промышленным кластерам и их инфраструктурным организациям.
Ст. 2 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [12] в систему правового регулирования в сфере промышленной политики также включены законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. В ст. 5 указывается на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются участниками формирования промышленной политики страны и её реализации. Ст. 7 перечисляет полномочия региональных органов в сфере промышленной политики.
В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках реализации указанного федерального закона были приняты региональные законы о промышленной политике [13]. В них содержатся указание на особенности реализации промышленной политики в данном субъекте Российской Федерации или на территории данного субъекта [14], [15].
Анализ действующего федерального и регионального законодательства позволяет сделать следующие выводы.
1. Государственное регулирование ПИВ осуществляется в целях развития информационного общества, цифровой экономики, услуг связи, технического регулирования, модернизации промышленной политики. При этом необходимо применять системный подход к регулированию в целях согласованности ряда документов стратегического планирования, а также разработки концепции развития и регулирования промышленного интернета вещей.
2. В документах стратегического планирования в сфере информационного общества, экономики и промышленности косвенно упоминаются мероприятия, способствующие развитию ряда цифровых технологий. Развитие цифровых технологий происходит стремительно, что приводит к отставанию в регулировании. Отсутствие системного контроля и своевременной корректировки этих документов с учётом развития технологий.
3. Нормативно-правовое регулирование промышленности на территории субъектов России может осуществляться в направлении установления мер стимулирования деятельности промышленных компаний и дополнительных требований к специализированным субъектам промышленности.
Таким образом, субъекты России имеют полномочия по включению в нормативные акты мер стимулирования для предприятий, внедряющих технологии Промышленного интернета, внедрение этой технологии в качестве условия стимулирования или обязательного требования при создании новых промышленных парков, технопарков и кластеров.
4. Частно-правовое регулирование Промышленного интернета вещей предполагает необходимость дальнейших научных исследований в направлениях: определения Промышленного интернета вещей как объекта гражданских прав, отграничения его от смежных объектов, которые являются порождением цифровизации (например, Big Data), развития правового регулирования интеллектуальных отношений, поскольку ПИВ связан с использованием результатов интеллектуальной деятельности, в роли которых могут выступать программы для ЭВМ или информационно-коммуникационный комплекс как единая технология. Это далеко не полный перечень исследовательских задач, которые стоят перед представителями современной цивилистической науки в исследовании правового феномена Промышленного интернета вещей.
Технико-экономический анализ развития Промышленного интернета вещей. По оценкам агентства Machina Research рынок мирового Промышленного интернета вещей к 2025 году достигнет свыше 485 млрд. долл. в год. Это составит свыше 11 % от общего объёма Интернета вещей [16].
Под Интернетом вещей в данной работе понимается система множества взаимосвязанного оборудования (сенсоров, датчиков, приборов и прочих «вещей»), объединённых проводными и беспроводными каналами связи, подключенными к сети Интернет, осуществляющая интеграцию реального мира технологических, производственных и экономических процессов с виртуальным миром инновационных «умных» устройств, компьютеров, машин и алгоритмов искусственного интеллекта, и иного оборудования [16].
Концепция Интернета вещей – это применение вычислительных сетей физического оборудования (вещей), оснащённых встроенными IT-технологиями и возможностями для осуществления взаимодействия между вещами и с внешним окружением в целях обмена информацией в реальном режиме времени и оказания влияния на протекающие процессы без участия человека [14]. Интернет вещей в России является фундаментом и элементом в производственной сфере, бизнес-процессах, социально-экономической сфере.
Промышленный интернет вещей (ПИВ) – это комплексная система, которая обеспечивает автоматическое управление производственно-экономическими процессами компаний через всемирную сеть Интернет на основе автоматизированных и роботизированных алгоритмов при помощи программного обеспечения на базе искусственного интеллекта (ИИ).
В таблице 1 приведены ключевые принципы реализации концепции Промышленного интернета вещей и формирования больших баз данных (Big Data).
Таблица 1 – Ключевые принципы реализации концепции Промышленного Интернета вещей и формирования Data-центров
Принцип
|
Сущность
|
Положительные последствия
применения
|
Первый
|
Сбор, обработка, хранение и анализ больших данных
|
Сокращение труда человека, повышение производительности,
сокращение количества ошибок
|
Второй
|
Экономия ресурсов и электроэнергии
|
Сокращение издержек
|
Третий
|
Возможности удалённого применения IioT-оборудования
|
Использование в труднодоступных для человека местах и условиях
|
Позитивными результатами включения IioT-технологий в деятельность российских компаний являются [11; 12]:
1. Круглосуточный мониторинг работы компаний в реальном режиме времени.
2. Тотальная автоматизация и роботизация производственных процессов.
3. Дистанционное управление компаниями с привлечением минимального количества работников с максимально возможной эффективностью.
4. Исключение влияния «человеческого» субъективного фактора.
5. Применение роботов и возможней алгоритмов искусственного интеллекта в целях привлечения и удержания клиентов в режиме 24/7.
6. Эффективный поиск клиентов и потребителей продукции по намерению и целям, использование принципа многоканальности и эффективных каналов продвижения [9].
7. Прозрачность осуществления инвестиций и возврата капитальных вложений для компании.
8. Комплексная защита информации, хранящейся на удалённом «облачном» сервере.
9. Высокие мобильность и скорость передачи данных с применением сетей пятого поколения.
10. Мгновенный доступ лиц, принимающих управленческие решения, к информации о компании.
11. Автоматическое прогнозирование и вычисление показателей компании (например, коэффициента полезного действия, мощностей производства, срока полезного использования оборудования, состояния и эффективности машин и механизмов, и т.п.).
12. Постоянный мониторинг информационных потоков в Интернете (включая, управление репутацией компании, оценка качества продукции, эффективности рекламных компаний и пр.).
В таблице 2 представлены принципы и уровни функционирования Промышленного Интернета вещей (IioT).
Таблица 2 – Принципы работы Промышленного Интернета вещей (IioT)
Уровень
|
Сущность
|
Комментарий
|
Первый
|
Сбор данных
|
Сбор данных с различных IioT-устройств
|
Второй
|
Передача данных
|
Передача данных между устройствами и на центральный сервер
|
Третий
|
Хранение больших данных (Big Data)
|
Обработка и хранение данных в форме информации
|
Четвёртый
|
Обработка и представление собранной информации
|
Визуализация Big Data в форме, понятной
для человека
|
Пятый
|
Принятие IioT-решений
|
Графические интерфейсы для принятия решений человеком или
искусственным интеллектом
|
Основными трендами развития ПИВ в России являются:
1) кардинальная смена парадигмы экономического развития;
2) колоссальный рост объёмов и скорости передачи данных;
3) модификация технологий мобильной связи от 2G до 6G;
4) разработка и строительство новых IT-объектов по хранению данных (Data-центров);
5) отказ от принципов локальных инсталляций, перевод информационных систем в технологию «облака», обеспечение достоверности исходных данных;
6) повышение уровня кибербезопасности как одного из важнейших аспектов надёжных решений в сфере Интернета вещей;
7) анализ и сегментирование единой исходной базы данных.
На рисунке 1 показан рост количества подключения различных датчиков и оборудования в Интернете вещей России.
Рисунок 1 – Рост применяемого оборудования в Промышленном Интернете вещей в России и уравнения тренда
Источник: построено авторами по: [1; 10].
Полученные линии тренда позволяют спрогнозировать количество оборудования, объединённого на территории России к 2028 году, это 400-420 млн. единиц «вещей». Данный прогноз подтверждается оценками экспертов [1, с. 8].
На рисунке 2 представлены основные последствия применения IioT-платформ в Российской Федерации на текущее время.
Повышение уровня
достоверности и доступности информации и данных во всех сферах и направлениях
|
Формирование отраслевого заказа |
Дальнейшее развитие информационных технологий |
Совершенствование
логистических цепочек и транспортной деятельности
|
Промышленный Интернет вещей |
Создание единой платформы
управления производством и бизнес-процессами
|
Переход на стандартные
отраслевые модели и критерии оценки эффективности
|
Создание рынка
аналитических продуктов, независимость от поставщика услуг аналитических
платформ
| |
Оценка и управление
рисками на основе компьютерного моделирования
|
Повышение уровня роботизации | |
Снижение цены ресурсов |
Накапливание отраслевого
опыта
|
Снижения уровня техногенных угроз |
Источник: составлено авторами по: Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 13.04.2024.).
Основные направления внедрения Промышленного интернета вещей в России – это транспорт, кибербезопасность компаний, финансовая сфера, авиация и авиастроение, удалённый мониторинг и предикативная диагностика, системы энергосбережения и ЖКХ, системы Smart City, медицина и здравоохранение, научные разработки в сфере искусственного интеллекта и пр.
Авторами уточняется алгоритм принятия решений российскими компаниями в рамках реализации концепции Промышленного Интернета вещей, который представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Алгоритм принятия решений российскими компаниями в IioT-пространстве
Этап
|
Наименования этапа
алгоритма
|
Специфика
|
Примечания
|
Первый
|
Определение перечня IioT-оборудования: устройств, датчиков и
сенсоров в IioT-пространстве
|
Применение сотен тысяч устройств и датчиков, необходимость
технического обслуживания, обновление программного обеспечения и т.п.
|
Целесообразно создание Единого центра управления в целях
постоянного мониторинга работы устройств в реальном режиме времени
|
Второй
|
Обеспечение технической и информационной взаимосвязи между IioT-оборудованием
|
Выбор Федерального мобильного оператора, формирование Big Data
|
Свыше четверти IioT-устройств будут подключены через eSIM к концу 2025 года
|
Третий
|
Применение межмашинной технологии М2М (Machine-to-Machine)
|
Применение функции биллинга данных
|
Включение, подключение, группирование, получение данных,
смена мобильного тарифа, блокировка и пр.
|
Четвёртый
|
Формирование платформ хранения Big Data
|
Осуществление аналитики, обеспечение кибербезопасности данных и
компаний в целом, повышение квалификации российских IT-специалистов
|
Функционирования более 300 платформ для сбора, обработки,
хранения и визуализации информации
|
Пятый
|
Внедрение отечественных приложений и сервисов
|
Доработка конкретных приложений для решения индивидуальных задач
компаний
|
Формирование различных цифровых
экологических систем
|
Шестой
|
Технологическая и техническая поддержка IioT-решений
|
Применение принципа « от устройства до платформы»
|
Развитие сети российских
компаний-агрегаторов
|
Седьмой
|
Интеграция российских компаний
|
Применение IioT-интеграторов, специализирующихся в отдельных
сферах (транспорт, энергетика, логистика)
|
Проведение экспертизы в межотраслевых
проектах
|
Восьмой
|
Оценка социально-экономической эффективности
|
Построение динамических экономико-математических и
имитационных моделей, применение экспертных оценок
|
Разработка уточняющих рекомендаций и мероприятий
|
Основными трендами развития сегмента инфраструктуры Интернета вещей в РФ в 2022 году признана такая сфера, как рынок облачных сервисов в связи с ростом спроса на облачные услуги и вычисления со стороны российских компаний, перемещением пользователей в российские сервисы и реализацией национальных проектов, ростом числа доменов в зоне .РФ на фоне снижения количества доменов в зоне .RU.
Общее сокращение темпов прироста сектора ПИВ в 2022 году обусловлено следующими факторами:
1) необходимостью тотального переформатирования технологических процессов;
2) неминуемости адаптации к новым инструментам и технологическим решениям;
3) целесообразностью инвестирования в процессы формирования новых требований;
4) отсутствием конкурентоспособных российских аналогов по целому ряду технологических решений;
5) изменением подходов в процессах государственного регулирования рекламной сферы и создаваемого контента;
По оценкам Российской Ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) интегральный объём российского рынка ПИВ в 2023 год увеличился на 29 % и составил около 16 трлн. руб. [17]
На рисунке 3 представлены статистические данные по объёмам среднегодовых расходов российских компаний в сферу «облачных» вычислений и хранилищ по отраслям, по состоянию на начало 2023 года.
Финансовый сектор и рынок страхования (17,8 млн. руб.)
6%
|
94%
|
Ритейл (16,8 млн. руб.)
46%
|
54%
|
Сфера информационных технологий (12,8 млн. руб.)
91%
|
9%
|
Сфера развлечений и медиа (7,2 млн. руб.)
87%
|
13%
|
Металлургия (5,2 млн. руб.)
79%
|
21%
|
Публичное «облако»
|
Частное «облако»
|
Источник: Интернет в России в 2022-2023 годах: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Минцифры. М.: Дизайн-студия RE-FORM, 2023. – 207 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/internet-v-rossii-v-2022-2023-godah.pdf (дата обращения 10.04.2024)
В рамках решения проблемы разработки и строительства новых информационных объектов для организации сбора и хранения больших данных, а также применения облачных технологий, авторами данного исследования осуществлено обоснование бизнес-идея создания Data-центра (Центра хранения и обработки больших данных). В текущих экономических условиях Центра обработки данных (ЦОД) – это один из специфических видов недвижимого имущества для размещения серверного и сетевого оборудования, а также подключения абонентов к каналам глобальной сети Интернет. Следует отметить, что в условиях цифровой трансформации и развития цифровой экономики Data-центры являются необходимыми информационными инструментами, без которых крупные российские компании сферы высоких технологий не могут эффективно осуществлять свою деятельность.
Основная бизнес-идея состоит в сдаче в аренду производственных мощностей IT-гигантам и флагманам IT-индустрии, в результате чего Data-центры приобретают выгоду от тенденции роста цифровой экономики, в частности, в виду развития облачных вычислений, социальных сетей, алгоритмов искусственного интеллекта, электронной коммерции и онлайн-видеосферы [13]. Наиболее яркими примерами являются такие иностранные компании, как Google, Microsoft и пр.
Бизнес-план по созданию Data-центра включает в себя основные разделы, отраженные в таблице 4.
Таблица 4 – Содержание разделов бизнес-плана создания Data-центра
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Основное содержание
|
1
|
Резюме
|
Сущность предполагаемого проекта и место реализации; основные
показатели эффективности реализации проекта; предполагаемые характеристики
кредитных ресурсов
|
2
|
Маркетинговый план
|
Анализ спроса и рынка; характеристика рынка; целевая клиентская
аудитория; оценка ожидаемой конкуренции; определение маркетинговых целей;
маркетинговая концепция, тактика маркетинга; план продаж и продвижения
|
3
|
Организационный план
|
Организационная структура; штатное расписание; основные
обязанности ведущих сотрудников
|
4
|
Технологический план
|
Проектно-сметная документация и план возведения Data-центра
|
5
|
Производственный план
|
Оценка помещения; оборудования; обоснование текущих расходов;
анализ расходных материалов
|
6
|
Финансовый план
|
Составление прогнозных бюджетов доходов и расходов; прогнозного
баланса, бюджета движения денежных средств; финансовых потоков для
финансового планирования
|
7
|
Инвестиционный план
|
Формирование денежных потоков для построения финансового профиля
проекта
|
8
|
Оценка эффективности инвестиций
|
Расчёт чистой приведенной стоимости (NPV);
внутренней нормы доходности (IRR);
дисконтированного срока окупаемости; индекса доходности, точки
безубыточности
|
9
|
Оценка рисков и проверка проекта на чувствительность
|
Выявление общих и специфических рисков (организационных, экономических,
экологических, финансовых, технологических); проведение оценки
чувствительности проекта на изменение факторво: повышение суммы инвестиций не
менее, чем на 20%; снижение выручки на 205%; повышение текущих издержек на
20%; увеличение цены кредита в 2 раза; увеличение сроков недополучения
прибыли
|
10
|
Общее заключение об эффективности бизнес-плана
|
Бизнес план признаётся эффективным, если: NPV > 0; IRR > ставки дисконтирования; дисконтированный срок окупаемости
< срока жизни инвестиций; индекс доходности > 1,0; точка безубыточности
→ min
|
В таблице 5 сконцентрированы основные риски, которые могут проявиться в ходе реализации указанной бизнес-идеи.
Таблица 5 – Основные риски при реализации бизнес-идеи создания Data-центра
№ п/п
|
Вид риска
|
Сущность
|
Комментарий
|
1
|
Высокий объём инвестиционных затрат
|
Размер единовременных капитальных вложений зависит от
технических возможностей, требований и ожиданий. Как правило, срок
окупаемости 1-1,5 года, численность обслуживающего персонала
|
В апреле 20215 года компанией Google запущен Data-центр площадью свыше 15 тыс. м2. Сумма инвестиций
составила более 600 млн. долл. США,
|
2
|
Поиск места расположения, необходимость переоборудования и
ремонта помещения
|
Соответствие достаточно жёстким требованиям по мощностям, срокам
заключения договоров, техническим характеристикам помещения, чистоте
помещений, наличию кондиционеров
|
Процесс поиска места расположения и заключения договора аренды
может составлять свыше одного года
|
3
|
Квалификация технического персонала
|
Высокая потребность в инженерах и архитекторах информационных
систем
|
Необходимость наличия накопленного практического опыта
|
4
|
Потребность в колоссальных энергетических мощностях
|
Возможность подключения электричества с мощностью от 300 кВт
(для небольшого ЦОД) и до 600 кВт для ЦОД с 60 серверными стойками
|
Суммарная мощность кондиционеров – не менее 150 кВт.
|
Следует отметить, что стоимость аренды одного серверного шкафа в среднем в Екатеринбурге составляет от 3 до 5 тыс. руб., аренда стойки – от 30 тыс. руб., (в сравнении: в Москве 110 тыс. руб.). По нашему мнению, для владельца центра обработки данных наиболее выгодно реализовать треть или половину мощности серверного шкафа по более выгодным и доступным для потребителя ценам. К текущим расходам при реализации данной бизнес-идеи следует отнести затраты на оплату интернет-канала, стоимость элекроэнергии, затраты на оплату труда персонала, логистические затраты, издержки на техническое обслуживание и модернизацию оборудования, и пр. Практика показывает, что проекты на 60 серверных шкафов окупаются в среднем за 1-2 года, в зависимости от загруженности сервера и условий запуска.
Примером реально осуществимой бизнес-идеи создания Data-центра с применением новых технологий является Китай. Китайская кампания Хайлайн вместе с правительством КНР начала строительство первого в мире подводного коммерческого хранилища больших данных [18]. Первый блок новой конструкции весом 1300 тонн был погружен в море на глубину свыше 35 метров вблизи южного острова Хайнань. В целом конструкция Data-центра будет состоять из 100 аналогичных блоков. Известно, что общий объём инвестиционных ресурсов в строительство составит около 879 млн. долл. США [19]. По проекту каждый модуль хранения данных будет способен за каждые 30 секунд обработать более 4 миллионов изображений высокого разрешения. Предполагаемая мощность Data-центра сопоставима с производительностью свыше 60 тысяч обычных компьютеров. Ожидается, что срок полезной службы модулей составит 25 лет, общая площадь Data-центра 68 тыс. м2. Основным преимуществом данного Data-центра является возможность использования морского дна.
По прогнозным оценкам специалистов, данный проект по сравнению с наземным комплексом будет использовать на 122 млн. кВт*ч меньше электроэнергии, экономия пресной воды составит свыше 105 тыс. тонн в год, существенно снижая, таким образом, эксплуатационные расходы [20].
В марте 2024 года китайской компанией China Mobile осуществлён запуск первой коммерческой сети 5G-A (5G-Advanced). Это новейший стандарт мобильной связи пятого поколения, известной также как 5,5G. Данная технология значительно улучшает характеристики поколения связи 5G, в частности, повышает скорость передачи данных до 10 Гбит/с, позволяет применять не только наземные базовые станции, но и космические аппараты, увеличивает точность позиционирования объектов в целях совершенствования работы беспилотных автомобилей, автономных роботов и т.д., повышает энергетическую эффективность применения алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения. Вклад в ВВП Китая интернета вещей пятого поколения к 2030 году составит свыше 260 млрд. долл. США, а число 5G-подключений составит свыше 1,6 млрд. Проникновение сетей пятого поколения к 2030 году в Китае составит свыше 90 % [21].
Выводы
В результате проведённого исследования можно выделить основные тренды и ключевые направления развития ПИВ в России: во-первых, IT-сегмент, являющийся основной компонентой создания отечественного программного обеспечения и интеграции всех физических объектов (вещей), подключенных к сети; во-вторых, услуги связи, использующие новейшие технологические решения сетей нового поколения 5G и обеспечивающие полноценную техническую поддержку взаимодействия; в-третьих, развитие предикативной диагностики в различных сферах и отраслях промышленности; в-четвёртых, реализация концепций Smart City и Smart House; в-пятых, осуществление научных разработок в сфере искусственного интеллекта и автономной робототехники; в-шестых, развитие нового типа объектов недвижимости – возведение Центров обработки данных (Data-центров) в целях развития отечественных технологий облачных вычислений.К основным направлениям развития ПИВ в России относятся технологии и инструменты, позволяющие эффективно противодействовать «слабым» местам в интернет-технологиях и в системах цифровой безопасности, ослабить зависимость потребителей от зарубежных производителей технологического оборудования и программного обеспечения, а эффективная борьба с возможными утечками персональных данных [8]. К основным рисковым событиям процесса развития Data-центров на территории России следует отнести колоссальные объёмы инвестиционных затрат и энергетических мощностей; необходимость выделения отдельных территорий или сооружений под строительство технических объектов для хранения больших данных; потребность в росте числе квалифицированного технического персонала Центров обработки данных и т.п.
В ходе исследования нашли подтверждение выдвинутые исследовательские гипотезы о том, что в России в целях повышения конкурентоспособности экономики на региональном уровне необходимо развитие и более широкое вовлечение компаний и организаций в сферу ПИВ, базирующегося на отечественных цифровых и платформенных IioT-решениях, необходимо строительство Центров обработки больших данных, а также совершенствование регулирующей данные процессы законодательной базы на федеральном и региональном уровнях.
[1]Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 12.04.2024.).
[2]Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 13.04.2024.).
[3]Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.05.2024)
[4]Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.05.2024)
[5]Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72190282 (дата обращения 25.05.2024)
[6]Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29 марта 2019 г. № 113 «Об утверждении Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" на территории Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72213754 (дата обращения 25.052024)
[7]Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 482-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (передовые производственные технологии)» (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.05.2024)
[8]Национальный стандарт ГОСТ Р 70036–2022 «Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала (NB-Fi)», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 марта 2022 г. № 118-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/404521594/ (дата обращения 25.05.2024)
[9]Кибер-физические системы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc194.ru/ (дата обращения: 25.05.2024)
[10]Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/403266160/ (дата обращения 25.05.2024)
[11]Минпромторг России и Ассоциация интернета вещей заключили соглашение о сотрудничестве // Сайт Ассоциации Интернета вещей. 26.01.2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iotas.ru/media/news_aiv/1204 (дата обращения: 16.05.2022)
[12]Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70833138/ (дата обращения 25.05.2024)
[13]Docs.cntd.ru – электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/search?q=закон%20о%20промышленной%20политике&tab=4 // (дата обращения: 23.08.2022)
[14]Закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 55 «О промышленной политике города Москвы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71223022/ (дата обращения 25.05.2024)[15]Закон Удмуртской Республики «О государственной промышленной политике Удмуртской Республики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/15709565/ (дата обращения 24.05.2024)
[16]Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 13.04.2024.)
[17]Интернет в России в 2022-2023 годах: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Минцифры. М.: Дизайн-студия RE-FORM, 2023. – 207с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/internet-v-rossii-v-2022-2023-godah.pdf (дата обращения 10.04.2024)
[18]Хайнань запустил первый в мире коммерческий подводный центр хранения океанических данных. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/17447133 (дата обращения 15.04.2024)
[19]В Китае приступили к монтажу первого в мире подводного дата-центра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/656452c99a79473cc6e14a70 (дата обращения 16.04.2024)
[20]В Китае приступили к монтажу первого в мире подводного дата-центра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/656452c99a79473cc6e14a70 (дата обращения 16.04.2024)
[21]Развитие 5G в Китае. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Развитие_5G_в_Китае#.2A_2024:_.D0.92_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.BF.D1.83.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B0_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.B2_.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B5.D1.82.D1.8C_5.5G (дата обращения 26.05.2024)
Источники:
2. Ануфриенко А.Ю. Применение средств Интернета вещей для автоматизации управления жизненным циклом // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1093-1100. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110438.
3. Васина В.Н., Черненко И.М. Цифровой человеческий капитал на российском рынке труда: роль интернета и компьютерных компетенций в формировании заработной платы // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1427-1444. – doi: 10.18334/et.8.12.113908.
4. Гореликов К.А., Журавлева О.В., Митрофанова О.Н., Рыбина И.А. Управление инвестиционной привлекательностью регионального промышленного комплекса // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 4. – c. 1297-1314. – doi: 10.18334/epp.14.4.120810.
5. Городнова Н.В. Метод оценки качества информационных потоков при формировании big data в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 1. – c. 607-624. – doi: 10.18334/vinec.12.1.114142.
6. Городнова Н.В. Индустриальный интернет вещей в России: сущность и перспективы // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 3. – c. 1503-1522. – doi: 10.18334/vinec.12.3.115150.
7. Кокуйцева Т.В., Овчинникова О.П. Методические подходы к оценке эффективности цифровой трансформации предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности // Креативная экономика. – 2021. – № 6. – c. 2413-2430. – doi: 10.18334/ce.15.6.112192.
8. Лужнова Н.В., Казиев О.А. Применение интернет-технологий поискового маркетинга в деятельности организаций // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 1049-1058. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100897.
9. Овсянников М.В., Подкопаев С.А. Облачная система управления производством в рамках жизненного цикла продукции на основе интернета вещей // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1311-1318. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110521.
10. Садыртдинов Р.Р. Уровень цифровизации регионов России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 10 (444). – c. 230-235. – doi: 10.47475/1994-2796-2020-11029.
11. Сараева А.А. Применение технологии «Промышленный интернет вещей» на предприятии // Политехнический молодежный журнал. – 2021. – № 11 (64). – c. 6. – doi: 10.18698/2541-8009-2021-11-748.
12. Сумикова И.П. Промышленный интернет вещей: перспективы и риски использования в производстве // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. – № 11-8 (78). – c. 155-159.
13. Абдрахманова Г.И., Баскакова О.Е,, Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах : аналитический доклад. / Г.И. Абдрахманова, О.Е, Баскакова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 144 c.
14. Хэ Яньхай Промышленный интернет – фундамент глобальных цифровых бизнес-моделей // Управление в социальных и экономических системах. – 2022. – № 31. – c. 61-62.
15. Шаблова Е.Г., Городнова Н.В., Жевняк О.В. Региональное регулирование промышленного интернета вещей на примере Свердловской области // Креативная экономика. – 2022. – № 9. – c. 3435-3454. – doi: 10.18334/ce.16.9.116244.
16. Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. Индустрия 4.0 (Германия). Промышленный интернет вещей (Industrial Internet of Things) (США): разграничение понятий // Инвестиции в России. – 2019. – № 11. – c. 3-8.
17. Alguliev R.M., Fataliev T. Kh., Mehdiyev Sh.A. The Industrial Internet of Things: the evolution of automation in the oil and gas complex // SOCAR Proceedings. – 2019. – № 2. – p. 66-71.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:04:02