Применение средств "Интернета вещей" для автоматизации управления жизненным циклом
Ануфриенко А.Ю.1,2
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия, Москва
2 ООО «Национальный центр информатизации», Москва, Россия, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Цитировать:
Ануфриенко А.Ю. Применение средств "Интернета вещей" для автоматизации управления жизненным циклом // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1093-1100. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110438.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082100
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрен пример использования продукции для управления жизненным циклом с задействованием концепции «Интернета вещей». Продемонстрированы подходы и процессы создания передовой продукции на примере. Детально описаны внешние факторы, определяющие требования к скорости, качеству продукции и в конечном итоге сокращающие все этапы жизненного цикла. В частности, одним из важнейших факторов при создании продукции является не только применение передовых технологий производства и инноваций для обеспечения конкурентоспособных характеристик, но и скорость выпуска на рынок. Исследованы проблемы, возникающие при планировании, проектировании, производстве и поддержке решений. Описаны методы преодоления проблем и ключевые факторы успеха для создания востребованной продукции. Ключевым аспектом является автоматизация сбора данных при помощи интерактивных средств об использовании изделий и пользовательских предпочтениях, количество которых может исчисляться миллионами.
Ключевые слова: исследования и разработки, быстрое прототипирование, жизненный цикл продукта, система управления жизненным циклом, «Интернет вещей»
JEL-классификация: L86, M15, O32, O33
Введение
В настоящее время магистральное направление нашего государства – развитие цифровой экономики. Российская экономика существенно отстает от развитых экономик мира, в которых формирование и обработка гигантских массивов информации с помощью ИТ- и смарт-технологий становится повседневной реальностью. Реализация концепции построения смарт-пространства за рубежом нацелена на повышение комфортности среды обитания общества, качества его жизни, формирование «умного» человеческого капитала, рост эффективности использования трудовых и иных ресурсов, что в конечном счете благоприятно влияет на все сферы социально-экономической жизни общества [1] (Gorodnova, Skipin, Rozhentsov, 2019). В корпоративном предпринимательстве можно показать, что новый спрос также может быть создан не только предпринимателями, но и клиентами, и другими элементами их экосистем [2] (Petrenko, Denisov, Koshebaeva, Koroleva, 2019). В течение многих десятилетий в разных компаниях актуальной задачей является управление жизненным циклом изделия на всех этапах [3], получение обратной связи от потребителей с учетом возрастающей конкуренции, сокращения длительности жизненного цикла сокращающимися сроками разработки и производства изделий. Одной из динамичных отраслей, активно применяющей системы управления жизненным циклом, является электроника и электронное машиностроение. Важным фактором при создании продукции является не только применение передовых технологий для обеспечения конкурентоспособных характеристик, но и быстрое воплощение технологий в массовых продуктах с минимальным или отсутствующим процентом брака, а также безусловным учетом потребностей потребителей и особенностей жизненного цикла продукта. В случае массовости тиражей продукта сбор обратной связи, систематизация и учет данных оборачиваются значительными сложностями и требуют автоматизации. В настоящей работе детально раскрывается процесс создания передового продукта с учетом особенностей жизненного цикла и способов повышения конкурентоспособности. В качестве базового объекта для анализа взят современный телевизионный приемник (смарт-ТВ). Несмотря на кажущуюся простоту, стоит отметить, что это сложнейший комплексный продукт, большинство компонентов которого разрабатываются заново для каждой новой продуктовой линейки [4]. Фактически современный телевизор – это устройство класса «Интернета вещей», подключенное к интернету и предоставляющее сервисы конечному потребителю [5]. Причем большое количество таких вещей, распределенных на мировом рынке, помогает вендору практически бесплатно осуществлять исследования рынка, осуществлять мониторинг пользовательских предпочтений [6] (Anufrienko, 2019), предоставлять новые сервисы в потребительском (B2C) и бизнес- сегменте (B2B). С технической точки зрения современный смарт-телевизор – это не просто телевизионный приемник, а медиацентр, позволяющий не только принимать телевизионные сигналы в современном цифровом формате и отображать на дисплее, но и улучшать качество видео в режиме реального времени, проигрывать видео и аудио, осуществлять работу в интернете [7] (Zeng, Jiang, Duan, 2019), обновлять встроенное программное обеспечение, взаимодействовать со сторонними устройствами [8] (Alam, Khusro, Naeem, 2017), собирать и систематизировать клиентский опыт, в том числе информацию о неисправностях [9-10] (Sang Yun Lee, Sang Taick Park, 2013; Bures, Macik, Ahmed, Rechtberger, Slavik, 2020).
Состав продукта и жизненный цикл
К ключевым компонентам телевизора относятся: дисплей, медиапроцессор, корпус, операционная система, материнская плата с основными электронными компонентами, блоки управления подсветкой, акустическая система, блок питания, ТВ-приемник, пульт управления.
С точки зрения потребителя жизненный цикл продукта составляет в среднем в мире – 7 лет. То есть в среднем потребитель меняет телевизор 1 раз в 7 лет. При этом вендор осуществляет поддержку продуктовой линейки не более 3–4 лет после производства. Каждый год на рынке появляется новая продуктовая линейка. Поэтому в течение года продукт должен быть спланирован (требования к продукту), разработан, протестирован, произведен, упакован и отгружен в магазин. Далее осуществляется поддержка, преимущественно связанная с программным обеспечением. Планирование и организация исследований и разработок (R&D) и производственного процесса в сжатые сроки представляет собой значительную проблему, исключающую право на ошибку.
Рисунок 1. Этапы создания продукта
Источник: составлено автором.
Как видно из рисунка 1, осуществляется не последовательная, а параллельная независимая разработка. При этом централизованно осуществляется обмен данными между CAD/CAM/CAPP/MES и другими подсистемами, что снижает вероятность ошибки на всех этапах. Для процессора создаются и тестируются новые алгоритмы, осуществляется производство и тестирование чипов. Проектируется материнская плата, выбираются оптимальные компоненты. На этапе сборки все независимо созданные компоненты идеально стыкуются между собой.
Особенности R&D процесса
На этапе планирования и R&D итеративно оцениваются экономические показатели, их технические характеристики, такие как себестоимость и конкурентные цены, баланс между конечной ценой продукта и его характеристиками. Оценивается показатель стоимости материалов bill-of-materials (BOM) для каждого из компонентов и общее соотношение характеристик.
Соответственно, для каждого компонента определяется целевая функция по стоимости в виде:
(1)
При этом, чем больше факторов учитывается, тем выше вариабельность системы в целом и возможность для минимизации себестоимости.
Компоненты-кандидаты на вхождение в систему оцениваются по критериям надежности, цены, доступности в требуемых тиражах, надежности и репутации поставщиков, возможности оперативной замены.
На этапе исследований и разработок применяется особый метод под названием «быстрое прототипирование», когда для подтверждения характеристик ряда узлов создаются действующие прототипы. В случае подтверждения узел принимается в работу, в случае недостижения характеристик вырабатывается управленческое решение. Фактором успеха является качество данной работы, безошибочность и высокая скорость. Высокую скорость работы обеспечивает ведение всех процессов в электронном виде и многократная перепроверка результатов. Ошибки, пропущенные во время планирования и этапа R&D, оборачиваются проблемами на этапе производства и поддержки.
Особенности производства
Речь идет не о штучном, а массовом производстве, для которого характерны сравнительно более долгий цикл подготовки и обеспечение надежности и качества при миллионных тиражах. Например, ошибка в проектировании процессора приведет к тому, что процессор окажется неработоспособным и конечный продукт не появится на рынке. А у конкурентов появится. Компоненты целостной системы должны идеально стыковаться друг с другом. Операционная система как программный компонент, в отличие от аппаратных составляющих, позволяет осуществлять обновления, поэтому наращивание функционала может производиться на любом этапе жизненного цикла, а также во время периода поддержки. Аппаратную составляющую необходимо делать с первого раза без ошибок.
Особенности поддержки
Особенности постпродажной поддержки продукции также претерпели изменения за 20 лет. Ранее при поломке продукта приглашался мастер, который менял вышедший из строя компонент, а вопрос поддержки вендора сводился к взаимодействию с ремонтными мастерскими.
Рисунок 2. Автоматизация сбора клиентских предпочтений и их отражение в новых изделиях
Источник: составлено автором.
Сегодня жизненный цикл сократился, сложность схемотехники, стоимость и миниатюризация не оставляют возможности для качественного кустарного ремонта. Изделие является не только продуктом, но и средством диагностики, что представлено на рисунке 2. А множество продуктов – сетью устройств IoT. Что дало возможность потребителю продукции быть ближе к производителю, чем это было ранее.
Заключение
Чрезвычайно важным является баланс стоимости компонентов и возможность управления ценой на этапах планирования и R&D. Если компоненты целостной системы разрабатываются и производятся в контуре одной компании, то управление процессами обеспечения качества продукции, производства и управления стоимостью благодаря предсказуемости представляются более простой задачей. Отсутствует зависимость от внешних поставщиков. Поэтому мировые лидеры стремятся к обеспечению консолидации ключевых технологий в своем контуре, а также к контролю за максимальным числом параметров продукта. Компании, которые стремились к интеграции и не имели технологий, как правило, покинули рынок, не выдержав конкуренции, либо имеют низкую маржинальность. Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что факторами успеха в создании и поддержке продукции мирового уровня являются:
§ наличие конкурентоспособных технологий;
§ кадры, способные создавать и развивать технологии;
§ инвестиции в исследования и разработки (R&D) как фактор превосходства;
§ быстрое прототипирование;
§ собственная разработка номенклатуры ключевых компонентов;
§ способность регулировать цены на компоненты;
§ постоянное стремление к снижению себестоимости;
§ обеспечение короткого времени выхода на рынок (time-to-market) ;
§ владение инструментами систем полного жизненного цикла.
Источники:
2. Петренко Е.С., Денисов И.В., Кошебаева Г.К., Королева А.А. Перспективы бизнес-моделей: «голубые океаны», менеджмент предпринимательской деятельности, инновации на стороне спроса и устойчивое развитие // Креативная экономика. – 2019. – № 12. – c. 2327-2336. – doi: 10.18334/ce.13.12.41358.
3. ГОСТ Р 56136-2014. Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения. Стандартинформ. (дата обращения: 19.12.2018)
4. Alfred Poor Smart TV. You won’t need an Apple TV, Roku, or DVR box when your television runs its own software. Spectrum.ieee.org. [Электронный ресурс]. URL: https://spectrum.ieee.org/geek-life/tools-toys/smart-tv.
5. Developing smart products. Survey Report. The Economist Intelligent Unit (EIU). [Электронный ресурс]. URL: http://www.economistinsights.com/technology-innovation/analysis/developing-smart-products (дата обращения: 10.08.2019).
6. Anufrienko A. Appliances of Smart TV as an IoT Device for Industry 4.0 // 21st IEEE conference on business informatics, cbi 2019: PROCEEDINGS - 21ST IEEE CONFERENCE ON BUSINESS INFORMATICS, CBI 2019. Moscow, Russia, 2019. – p. 1-4.– doi: 10.1109/CBI.2019.10087.
7. Zeng Q., Jiang B., Duan Q. Integrated evaluation of hardware and software interfaces for automotive human–machine interaction // IET Cyber-Physical Systems: Theory & Applications. – 2019. – № 3. – p. 214-220. – doi: 10.1049/iet-cps.2019.0002.
8. Alam I., Khusro S., Naeem M. A review of smart TV: Past, present, and future // Open Source Systems & Technologies (ICOSST): International Conference. Lahore, 2017. – p. 35-41.– doi: 10.1109/ICOSST.2017.8279002.
9. Sang Yun Lee, Sang Taick Park Design and implementation of basic smart TV functions on the web browser // ICT Convergence (ICTC): International Conference. Jeju, 2013. – p. 970-971.– doi: 10.1109/ICTC.2013.6675530.
10. Bures M., Macik M., Ahmed B.S., Rechtberger V., Slavik P. Testing the Usability and Accessibility of Smart TV Applications Using an Automated Model-Based Approach // IEEE Transactions on Consumer Electronics. – 2020. – № 2. – p. 134-143. – doi: 10.1109/TCE.2020.2986049.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:22:00