Обеспечение продовольственной безопасности и создание правовой базы Нахичеванской Автономной Республики

Султанова Р.Н.1
1 Нахичеванское отделение Национальной академии наук Азербайджана

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Султанова Р.Н. Обеспечение продовольственной безопасности и создание правовой базы Нахичеванской Автономной Республики // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 467-480. – doi: 10.18334/eo.10.2.100911.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43076859

Аннотация:
В статье рассмотрена задача продовольственной безопасности Нахичеванской Автономной Республики (НАР) в условиях глобализации, исследованы и обработаны факторы влияния, основные аспекты продовольственной безопасности. В статье раскрываются механизмы обеспечения продовольственной безопасности. Основная часть статьи посвящена изучению социальных и экономических последствий и исследованиям продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность рассматривается здесь как направления экономической и национальной безопасности. В статье рассматриваются вопросы и задачи продовольственной безопасности в регионе. В то же время было уточнено правовое поле и роль в обеспечении продовольственной безопасности. В разделе анализа статьи освещаются работа и меры, предпринимаемые для решения проблемы продовольственной безопасности региона. Прежде всего, процессы в нашей стране отражаются. Стоит отметить, что в последние годы в стране ведется расследование вопросов обеспечения продовольственной безопасности и создания правовой базы. Был проведен анализ уровня сельскохозяйственного производства, выявлен роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности Нахичеванской Автономной Республики (НАР) на 2018-2019 гг. В общем, как и в целом мире, в Азербайджанской Республике разрабатываются нормативно-правовые акты по безопасности пищевых продуктов. В статье рассматривается вопрос о создании нормативно-правовой базы дополнения к обеспечению продовольственной безопасности и ее оценивание. В то же время было подчеркнуто развитие аграрного сектора в НАР и основные вопросы этого развития. Кроме того, были рассмотрены меры, принятые в регионе для обеспечения населения свежей и качественной продукцией.

Ключевые слова: продовольствие, продовольственное обеспечение, продовольственная безопасность, нормативно-правовая база, население, регион

JEL-классификация: Q15, Q17, Q18, F52

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Нахичеванская Автономная Республика (НАР) – часть Азербайджанской Республики, географически отделенная и окруженная территорией других государств. Экономика НАР за последние десятилетия характеризуется ростом всех показателей экономического развития. Проведенные целенаправленные мероприятия способствовали совершенствованию таможенной инфраструктуры, либерализации внешней торговли, созданию благоприятных условий для инвесторов [18].

Продовольственная безопасность является главной составляющей экономической безопасности государства, которая гарантирует социальную стабильность в обществе, доступность качественных продуктов питания и устойчивое экономическое развитие [11] (Dudin, Lyasnikov, 2017).

Продовольственная безопасность – это параметр экономической системы, оценивающий уровень обеспечения населения необходимым количеством пищи для поддержания активной и здоровой жизни. В зависимости от контекста, продовольственная безопасность может иметь микро-, макро- и глобальный уровень. При рассмотрении продовольственной безопасности на микроуровне, ее значение заключается в оценке способности к нормальной жизни без лишений каждого отдельного человека. Макроуровень отражает характер общего развития продовольственной безопасности в стране, в то время как глобальный аспект связан уже с международными отношениями и геодезическими изменениями по всему миру.

Продовольственная безопасность всегда основывается на национальной независимости страны. Политический суверенитет в любом государстве еще не свидетельствует о достаточном уровне его продовольственной безопасности. Сущность национального «продовольственного» суверенитета в стране заключается в том, что он не позволяет государству импортировать продукты питания из других стран ни при каких обстоятельствах. Погашение спроса только из специальных источников предотвращает продовольственный кризис в стране.

Экономическая стабильность и социальная устойчивость надежных и устойчивых поставок продовольствия имеют важное значение для нашего исследования. В настоящее время в республике проведена значительная работа по обеспечению населения продовольствием и удовлетворению его потребностей за счет местного производства и увеличения производства на внутренних рынках.

Таким образом, в условиях глобализации именно проблема обеспечения продовольственной безопасности становится первоочередной и жизненно важной. Нахичеванская Автономная Республика с большим экономическим и аграрным потенциалом может удовлетворить потребности и спрос на продукты питания с точки зрения здорового образа жизни населения на основе имеющихся возможностей. Знание о том, что продовольственная безопасность зависит от уровня потребления продуктов питания каждым гражданином, помогает выявить цель обеспечения продовольственной безопасности и создания нормативно-правовой базы в этой области. Обеспечение продовольственной безопасности отражает общую ситуацию в экономике.

Данная статья была подготовлена в рамках подготовки диссертационной работы на соискание ученой степени на тему «Направления обеспечения продовольственной безопасности Нахичеванской Автономной Республики». При подготовке статьи были использованы сравнительный анализ, синтез, динамические и аналитические методы.

Цель исследования заключалась в анализе существующих проблем по обеспечению продовольственной безопасности и перспектив формирования нормативно-правовой базы в этой сфере для Нахичеванской Автономной Республики, изучении существующих гипотез, исследовании современных систем и программ по обеспечению продовольственной безопасности, выявлении существующих нормативно-правовых документов по обеспечению продовольственной безопасности, в разработке способов их совершенствования.

Научная новизна работы заключается в изучении существующих на сегодняшний день проблем продовольственной безопасности в Нахичеванской Автономной Республике и роли нормативно-правовой базы в ее обеспечении, а именно – в анализе проблем и перспектив совершенствования аграрного сектора, в разработке и оценке реальных возможностей по обеспечению продовольственной безопасности в этой области. Изучение проблем продовольственной безопасности представляется важным в том числе и для направления государственного внимания на актуальные проблемы аграрного сектора.

Анализ

Обеспечение продовольственной безопасности и создание нормативно-правовой базы НАР имеют социальные и экономические аспекты. Их разумно будет рассматривать с различных точек зрения. Так, например, в статье Газимагомедовой П.К., которая основывается на идеях Вартановой М.Л. и Дробот Е.В. [6] (Vartanova, Drobot, 2018), эти аспекты раскрываются следующим образом:

· вклад местного производства в уровень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания;

· обеспечение продовольственной независимости;

· предотвращение продовольственного кризиса в случаях сокращения объемов межрегиональных поставок [8] (Gazimagomedova, 2018).

В настоящее время проблема обеспечения продовольственной безопасности стран ЕАЭС в условиях замещения импорта остается наиболее важной. К примеру, по поисковому запросу «продовольственная безопасность, Евразийский экономический союз, интеграционные процессы» на портале еLIBRARY.RU за 2015–2018 гг. можно отобрать ряд научных публикаций. Как подчеркивается в научной работе Дробот Е.В. и Вартановой М.Л., особого внимания заслуживают работы академика Ушачева И.Г., который отмечает проблемы импортозамещения и пути их решения в аграрном секторе стран Евразийского экономического союза в условиях импортозамещения [10] (Drobot, Vartanova, 2018).

Одним из наиболее важных вопросов продовольственной безопасности является стратегия международной экономической интеграции страны с учетом внешних политических факторов. Это важно, потому что в мире практически нет стран, не затронутых процессами глобализации. Но в данной ситуации такой подход не представляется практичным. Из опыта экономической интеграции во всем мире становится ясно, что этот процесс наиболее эффективен среди более развитых стран. С этой точки зрения бывший Советский Союз представляет особый интерес для Азербайджана. Хотя есть случаи неэффективного сотрудничества в рамках СНГ и неопределенности в существующей политической системе, двусторонние и многосторонние отношения являются необходимым условием этого процесса [11] (Dudin, Lyasnikov, 2017).

Исследования показывают, что необходимый уровень продовольственной безопасности может быть достигнут только благодаря устойчивому развитию сельскохозяйственного производства. Продовольственная безопасность подразумевает, что потребность населения в продуктах питания в пределах физиологических норм удовлетворяется за счет местного ресурсного потенциала. Анализ спроса на продовольствие и уровня его удовлетворения в Азербайджанской Республике дает основание сделать вывод о том, что увеличение местного производства в последние годы привело к повышению уровня самообеспеченности продовольствием в стране [2, с. 39] (Alieva, 2013).

Известно, что в аграрном секторе многие частные хозяйствующие субъекты были созданы в соответствии с реформами рыночной экономики. Фермеры играют важную роль в аграрном секторе, их деятельность имеет решающее значение для формирования запасов продовольствия в стране при производстве различных продуктов в разных регионах. Поэтому следует особо отметить необходимость поддержки фермерских хозяйств для обеспечения их устойчивого развития в данных условиях.

Как описывается в научно-исследовательской работе «Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности: продовольственная самодостаточность региона при эффективно функционирующем региональном продовольственном рынке» Вартановой М.Л. и Дробот Е.В., реализация наиболее действенных способов достижения возможна при эффективно функционирующем региональном продовольственном рынке [6] (Vartanova, Drobot, 2018).

Из-за глобализации процессов во всем мире растущее население вынуждено удовлетворять спрос на продукты питания за счет местного производства.

Такие проблемы привели к осознанию необходимости укрепления материальной базы продовольственной безопасности в различных регионах Азербайджанской Республики. В частности, в Нахичеванской Автономной Республике также проводится ряд мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности, результатом которых становится обеспечение населения продовольствием за счет внутренних ресурсов.

В НАР продовольственная безопасность является ключевым компонентом государственной политики. Председателем Верховного Собрания НАР подписаны следующие документы: «Государственная программа по социально-экономическому развитию НАР на 2014–2018 годы», «Государственная программа по развитию пчеловодства в НАР на 2017–2022 годы». За время реализации эти планы вызвали фундаментальные изменения в аграрном секторе, подтверждая успешные результаты реформирования в различных областях сельского хозяйства.

Важной целью экономической политики является достижение устойчивого развития экономической системы. Поэтому также значительную важность приобретает предоставление доступных кредитных механизмов, позволяющих обеспечить развитие сферы услуг и обрабатывающей промышленности, рост доходов и постоянную занятость. Постоянные субсидии предпринимателям и фермерам могут открыть новые возможности для развития в плане технического совершенствования их деятельности.

Развитие зерноводства в республике является ключевым направлением, в 2018 году было обработано 32483 га земли, из которых 30925 га приходилось на осень и 1555 га – на весну, всего было засеяно 22632 га пшеницы и 9851 га ячменя. По сравнению с 2017 годом дополнительная площадь составила 851 га (табл. 1). В 2018 году было произведено около 97687 тонн продукции, что на 4270 тонн больше, чем в 2017 году. Также сохранилась позитивная динамика спроса на картофель. На 2018 год было посажено 3215 га картофеля. В 2018 году из 8 районов было собрано 49574 тонн картофеля, что на 1,2% больше по сравнению с 2017 годом [13].

Таблица 1

Посевная площадь зерна на 2014–2019 гг., га

Год
Всего зерна
Осенняя пшеница
Осенний ячмень
Весенняя пшеница
Весенний ячмень
2014
35749,7
26272,1
3425,6
2
6050
2015
36237
26736
3430
10
6061
2016
31579
26792
3506
3
1278
2017
31632
22268
8052
-
1312
2018
32483
22628
8297
4
1554
2019
33308
24729
6938
-
1641
Источник: составлено автором на основе [13].

В 2018 году в столице НАР был открыт Фестиваль Гойча, целью которого стало привлечение внимания и способствование развитию национального плодоводства. Продажи фруктов в 2018 году оказались уже на 5,4% выше, чем в 2017 году, а рост объемов продажи овощей составил 1,1%. В Шарурском районе была создана тепличная ферма для обеспечения населения свежими и высококачественными продуктами питания. Например, были введены в эксплуатацию холодильные установки в деревнях Нехрам в районе Бабак в Шаруре, увеличилось количество холодильных установок в деревнях Джалилкенд и Сарханлы в Шаруре. Все это может свидетельствовать о положительной динамике уровня продовольственного обеспечения населения в регионе.

Залогом получения высококачественных продуктов питания, в основном мясных и молочных, является развитие животноводства. Верховным Собранием НАР в целях улучшения племенного состава в животноводстве в Министерстве сельского хозяйства 21 сентября 2019 года был создан комплекс искусственного осеменения НАР. На данный момент ведется строительство новых объектов инфраструктуры в рамках заданного направления развития. Диаграмма 1 отражает динамику количества крупного рогатого скота в НАР за 2005–2019 гг. [13].

Диаграмма 1. Количество крупного рогатого скота (к концу сравнительного периода)

Источник: [13] Комитет Государственной Статистики Нахичеванской Автономной Республики. [Электронный ресурс]. URL:

http://statistika.nmr.az (дата обращения: 02.04.2020).

В рамках отдельного проекта были предприняты усилия по обеспечению населения рыбными продуктами. По состоянию на начало 2020 года в республике имеется 16 ферм по разведению рыбы.

В результате осуществленных мероприятий производство натурального мяса за 9 месяцев в 2019 году составило 15 тыс. тонн, производство молока – 85 тыс. тонн, яиц – 89629 тыс. шт. (табл. 2) [13].

Таблица 2

Производство основных продуктов

животного происхождения за 2014–2019 гг., в тоннах

Годы
Мясо
Молоко
Шерсть
(в натуральном виде)
Яйцо, тысяч штук
2014
10951,0
78929,4
996,4
70260,8
2015
13812,0
80243,6
1009,6
73486,0
2016
14069,0
81371,6
1022,1
80422,0
2017
14378,0
82857,3
1033,5
86236,0
2018
15090,0
83967,1
1044,4
87280,8
2019
15517,0
85637,4
1058,0
89629,8
Источник: составлено автором на основе [13] [Электронный ресурс]. URL: http://statistika.nmr.az/source/agriculture/index.php (дата обращения: 03.04.2020).

Параллельно с этим осуществляются работы Государственной ветеринарной службы по вопросам поставки здоровой продукции животноводства с целью достижения высокого качества пищевых продуктов, особенно мясных и молочных, а также профилактической вакцинации домашней птицы и скота.

Важную роль в развитии аграрного сектора играет пчеловодство. В НАР насчитывается 74244 пчелиных семей. Для поддержки области была принята государственная программа, включающая дополнительно и условия для продажи производимого меда. Все это привело к увеличению пчелиных семей и производства меда, что сыграло важную роль в развитии этого сектора для предпринимателей [16, с. 61] (Sayadoglu, 2019).

Все успехи садоводства в сельском хозяйстве связаны с предоставлением предпринимателям современной сельскохозяйственной техники. В республике ведутся работы и в этом направлении, при этом основным поставщиком аграрных и сельскохозяйственных услуг для предпринимателей выступает Открытое акционерное общество «Нахчыванский Агролизинг», который предоставляет сельскохозяйственную технику и оборудование. Несмотря на предоставленную возможность, сельскохозяйственные работы в республике также выполняются и на собственном оборудовании. В 2019 году было приобретено 219 единиц техники и оборудования для использования в сельском хозяйстве. Всего через «Нахчыванский Агролизинг» было поставлено 2694 единиц различного вида оборудования, являющегося одним из основных инструментов сельскохозяйственной деятельности, обеспечивающих качественные результаты работ в сельском хозяйстве. Государство также предоставляет определенные скидки на оборудование, приобретаемое фермерами по лизинговой схеме.

В результате проведенной аграрной политики спрос обеспечивался исключительно за счет местного производства, поэтому на внутреннем рынке наблюдалось изобилие. В 2019 году в республике объем сельскохозяйственной продукции составил 372 356500 Азн (манатов), по сравнению с 2018 годом мы видим увеличение на 4% [15, с. 60] (Salimov, 2019). На диаграмме 2 мы можем показать доходы от общей стоимости продукции сельского хозяйства, сопоставимые с 2005–2019 гг. [13].

Диаграмма 2. Общая продукция сельского хозяйства

за 2005–2019 гг., тыс. AZN (манат)

bandicam 2020-03-05 13-19-25-904.jpg

Источник: Комитет Государственной Статистики Нахичеванской Автономной Республики. [Электронный ресурс]. URL: http://statistika.nmr.az/source/agriculture/index.php (дата обращения: 02.04.2020).

Одной из основных провозглашенных целей республики является поддержание баланса продовольственной безопасности, достигаемого за счет внутреннего производства. По сути, это и является общемировой проблемой. Ведь в настоящее время обеспечение надежных поставок продовольствия является ключевой областью экономической безопасности в каждой стране. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев считает необходимым принятие регулярных мер по обеспечению продовольственной безопасности в стране. Государственная поддержка развития аграрного сектора в целях обеспечения надежной продовольственной безопасности в стране является многогранной и непрерывной. Деятельность ОАО (открытое акционерное общество) «Агролизинг» в республике поддерживается государством. 65–70% кредитного портфеля Национального фонда поддержки предпринимательства сосредоточено на сельскохозяйственном производстве и переработке сельскохозяйственной продукции. Фермеры освобождены от всех видов налоговых платежей, кроме земельного налога. Современные мелиоративные и ирригационные системы строятся за счет государственных инвестиций.

Гусейнова С.К. этот процесс описывает следующим образом: «модернизация аграрной отрасли должна осуществляться на системной основе, строиться на инновации и направляться на повышение конкурентоспособности отрасли, ее экспортного потенциала, развитие инфраструктуры аграрной отрасли». Модернизация аграрной отрасли в Азербайджанской Республике имеет следующие особенности:

· повышается производительность капитала в аграрной отрасли;

· создается потребность в более квалифицированном труде;

· повышается конкурентоспособность производства;

· дается импульс к созданию новых организационных и управленческих механизмов;

· обуславливается подготовка кадров по практически значимым специальностям и стимулируется комплектность связей между образованием и бизнесом [9, с. 806–807] (Guseynova, 2019).

Вследствие этого Указом от 29 апреля 2019 года была утверждена «Государственная программа обеспечения продовольственной безопасности в Азербайджанской Республике на 2019–2025 годы», имеющая целью обеспечение населения страны безопасными и качественными продуктами питания, повышение эффективности и прозрачности системы продовольственной безопасности.

Программа направлена ​​на повышение требований к безопасности пищевых продуктов и к минимальным показателям их качества, совершенствование сертификации продукции, повышение роли и ответственности экономических субъектов в обеспечении продовольственной безопасности.

Согласно соответствующему решению Кабинета Министров, был утвержден Институт безопасности пищевых продуктов, его устав и структура. Исследовательская деятельность Института безопасности пищевых продуктов заключается в разработке технических регламентов по безопасности пищевых продуктов, лабораторного анализа безопасности пищевых продуктов и показателей минимального качества, предоставлении экспертных и исследовательских услуг, повышении осведомленности общественности в области безопасности пищевых продуктов.

Создание необходимой нормативно-правовой базы для внутренних поставок продовольствия за счет внутреннего производства играет исключительную роль. Основным приоритетом также является применение этой нормативной базы к региону НАР и работы в этой области. В целом в республике уделяется большое значение вопросу продовольственной безопасности, и благодаря принятым мерам, достигнут значительный прогресс. Прежде всего, это успехи в развитии сельского хозяйства, которые, как уже было сказано выше, играют важную роль в обеспечении продовольственной безопасности, а также в поставках сырья для перерабатывающих предприятий. Они во многом были обусловлены принятием «Государственной программы обеспечения продовольственной безопасности населения в НАР на 2008–2015 годы», утвержденной ранее Указом Председателя Верховного Собрания НАР от 17 сентября 2008 года [12, с. 5] (Kalandarli, 2014).

В связи с тем, что развитие сельского хозяйства в НАР было в центре внимания, в сельскохозяйственном секторе произошли серьезные изменения. В результате широкомасштабной работы, внедренной непрерывной политики роста внутреннего спроса почти на все основные сельскохозяйственные продукты в республике не только полностью обеспечивается внутренний спрос, но и расширяется экспорт в соседние страны. Следует отметить, что за последние 15 лет ОВП (Общий Внутренний Продукт) страны вырос в 10 раз. Это можно считать в некотором роде мировым рекордом [17, с. 9] (Guseynova, 2018).

Следует также отметить, что в последние годы в условиях глобализации возникают новые проблемы в области продовольственной безопасности. Глобализация торговли продуктами питания, в том числе сельскохозяйственной продукцией, не только повышает их уровень доступности и конкурентоспособности, но и увеличивает приток иностранной валюты в страну. В то же время увеличивается вероятность распространения болезней пищевого происхождения. Кроме того, существуют такие проблемы, как повышение устойчивости пищевых патогенных микроорганизмов к противомикробным препаратам, появление новых идентифицированных микроорганизмов и химических веществ в продуктах питания и изменение обычаев, правил и стереотипов питания не только нашей страны, но и всего населения мира.

Пищевые заболевания, особенно связанные с результатами токсического воздействия, оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье и благополучие населения. Это, в свою очередь, приводит к серьезным последствиям для семей, сообществ, отдельных лиц, организаций и стран.

Поэтому в рамках данной статьи можно констатировать, что продовольственная безопасность особенно важна на уровне развития сообщества, здоровья будущих поколений, защиты генома человека и экономической производительности.

Наблюдения также показывают, что общество претерпело значительные изменения в спросе и вкусе. Но на сегодняшний день одной из главных проблем фермеров является недостаток информации в части объемов выращивания, продажной цены, отсутствия информации о средствах обращения и т.п., что не способствует эффективному ценообразованию на основе результатов прошлых периодов.

Указ Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева «Об утверждении Правил определения затрат на организацию экспортных миссий в зарубежных странах, исследование и маркетинг внешних рынков, пропаганду бренда «Made in Azerbaijan» на внешних рынках, получение местными компаниями в связи экспортом сертификатов и патентов в зарубежных странах, на исследовательские-развивающие программы и проекты в связи с экспортом и регулирования механизма, их оплаты из государственного бюджета» принес огромный вклад в расширение производства, увеличение ассортимента продукции на внутреннем рынке, повышение ее качества.

Заключение

Можно сделать вывод, что продовольственная безопасность основывается, прежде всего, на получении национальной продовольственной независимости в каждой стране. Чтобы удовлетворить спрос на продовольственную безопасность, прежде всего необходимо провести реформы в сельскохозяйственном секторе. В то же время должна быть создана соответствующая нормативно-правовая база.

Увеличение производства считается целесообразным для обеспечения продовольственной безопасности. Оно зависит от покупательной способности населения. Этот процесс зависит как от финансовых возможностей страны, так и от государственного бюджета.

Если мы посмотрим на глобальные процессы, то увидим, что во всем мире наблюдается нехватка продовольствия из-за роста населения. В нашей стране для решения этой проблемы успешно применяются превентивные меры, позволяющие полностью обеспечивать национальный спрос за счет внутренних ресурсов. Хотя такой регион, как Нахичеванская Автономная Республика, является замкнутым блоком, он предпринял важные шаги для удовлетворения спроса на продукты питания и поддержания продовольственной безопасности. Результаты, которые мы анализируем, показывают, что в последние годы ситуация в регионе НАР улучшается с точки зрения продовольственной безопасности.

Исследование показывает, что продовольственная безопасность в регионе НАР имеет некоторые положительные эффекты. В настоящее время собственная продовольственная безопасность региона является одним из ключевых вопросов. В то же время создание, внедрение и совершенствование правовой базы является важным фактором обеспечения продовольственной безопасности. В последние годы развитие сельского хозяйства в целом оказало положительное влияние на продовольственную безопасность в стране. Но это развитие не означает, что продовольственная безопасность будет полностью обеспечена. В целом существуют также некоторые пробелы в правовой базе для обеспечения продовольственной безопасности в стране. Эти недостатки также относятся к НАР. Мы думаем, что целесообразно принять соответствующие меры для устранения этих недостатков.


Источники:

1. Алиев И.Х. «Проблемы развития национальной экономики и аграрной сферы» Баку, 2006г. 380 стр. 145.
2. Алиева А. Проблемы трансформации продовольственного рынка в Азербайджанской Республике.Магистерская диссертация, 2013г. 154 стр.
3. Ахмедов И.В.«Управление сельским хозяйством». Баку, 2006г. 880 стр.
4. Ахмедов М.А. «Глобализация и формирование национальной экономики». Баку, 2003г. 520 стр
5. Бархударов М. «Продовольственная безопасность Азербайджана в контексте, проводимой экономической политики» Баку, 2016г.
6. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Актуальные проблемы обеспечения продовольственной безопасности: продовольственная самодостаточность региона при эффективно функционирующем региональном продовольственном рынке (на примере Север-Кавказского федерального округа) // Российское предпринимательство. -2018. - Том 19. -№2. -с.405-430. –doi 10.18334/ rp.19.2.38831.
7. Гасанов А. А. Велиев В.Н. Some aspects of production and sales management in poultry farming // Продовольственная политика и безопасность.. -2019. - Том 6. -№1. -с. 29-38 –doi 10.18334/ ppib .6.1.41264.
8. Газимагомедова П. К. Система показателей доступности и достаточности продовольственного обеспечения населения // Продовольственная политика и безопасность. -2018. - Том 5. -№3. -с.147-154. –doi 10.18334/ppib.5.3.40118.
9. Гусейнова С. К. Основные направления модернизации аграрной отрасли в Азербайджане // Экономические отношения. -2019. - Том 9. -№2. -с. 795-808 –doi 10.18334/ ео.9.2.40519.
10. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Сравнительные результаты обеспечения продовольственной безопасности стран Евразийского экономического союза в условиях импортозамещения // Экономические отношения. -2018. - Том 8. -№4. -с.629-638. –doi 10.18334/ео.8.4.39235.
11. Дудин М. Н., Лясников Н. В. Продовольственная безопасность и торгово-сбытовая политика в условиях глобализации // Продовольственная политика и безопасность. -2017. - Том 4. -№1. -с.23-34. –doi 10.18334/ppib.4.1.38317.
12. Каландарли Н. «На пути к развитию Нахчыванской Автономной Республики. Новый Азербайджан, 2014. 8 февраля. 5стр.
13. Комитет Государственной Статистики Нахичеванской Автономной Республики http://www.statistika.nmr.az/ 2.04.2020
14. Салахов С.Б. «Проблемы государственного регулирования аграрного сектора». Баку, 2005г. 228 стр.
15. Салимов Х. Ф. Состояние и пути рационального использования производственного потенциала агроперерабатывающих предприятий в Азербайджане // Экономические отношения. -2019. - Том 9. -№2. -с. 779-794 –doi 10.18334/ ео.9.2.40717.
16. Саядоглу П. Дополнительные меры для удовлетворения спроса населения на продукты питания в НАР. Журнал«Новый Азербайджан» Выпуск 7 ноября 2019г. № 206, s.59-61
17. Экономика Нахчывана на высшей стадии развития автономного округа и модернизация регионов. Статья Рафигы Камал кызы. Выпск газеты «Сес» (Ses) 22 сентября 2018г. № 179. 9 стр.
18. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Страница обновлена: 04.03.2024 в 13:12:38