The development of the industrial Internet of Things in Russia: economic analysis and legal aspects
Gorodnova N.V.1, Shablova E.G.1
1 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Download PDF | Downloads: 21
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 6 (June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68015159
Abstract:
The main directions of the digital transformation of the economy are the development of end-to-end technology, in particular, artificial intelligence, cloud computing and the Internet of Things. The concept of the Industrial Internet of Things is aimed at increasing the efficiency of production and economic processes through the application of automation and robotization tools in various fields of activity. In this regard, the research devoted to the economic and legal aspects of the development of the Industrial Internet of Things in Russia becomes even more relevant.
The article solves the problem of in-depth economic analysis and legal regulation of the Industrial Internet of Things in Russia.
The authors develop the theoretical provisions of the concept of the Industrial Internet of Things. In particular, the article provides the differentiation of related concepts.
Analysis of the key principles of the concept of the Internet of Things was conducted.
Positive consequences and negative deterrents of the application of the Industrial Internet of Things are identified.
The model of principles and levels of the Industrial Internet of Things is developed.
The Internet decision-making algorithm is suggested.
A feasibility study of the business idea of building a data.center in the Russian Federation is carried out.
The research results may be useful for experts in the field of IT technology, specialists in the field of economic analysis of private law, as well as public authorities in the framework of implementation of priority national projects and programs for digital transformation of the Russian economy.
Keywords: Internet of Things, Industrial Internet of Things, artificial intelligence, information technology, cloud technology, Big Data, Data center
JEL-classification: L86, O31, O32, O33
Введение. Актуальность темы исследования. Ключевыми направлениями цифровой трансформации экономики России являются развитие сферы сквозных технологий IT-сектора, наращивание объёмов научных разработок в рамках рационализации алгоритмов искусственного интеллекта, глобального Интернета вещей, включая сектор Промышленного интернета вещей (в пер. с англ. Industrial internet of Things, IioT) [7]. Результаты данного научного исследования показывают, что к началу 2024 года число российских компаний, применяющих IioT, составляет около 30 % [1].
К основным факторам, позитивно влияющим на развитие Промышленного Интернета вещей (далее, ПИВ, IioT) относятся широкое применение и масштабные перспективы внедрения сети ПИВ практически во все сферы деятельности, стимулирование постоянного и неуклонного роста потребности в новейших информационных технологиях, государственная поддержка процесса развития федеральных мобильных операторов, накопление практики взаимодействия с транснациональными корпорациями и применение мирового опыта, острая необходимость в новых решениях комплексной кибербезопасности реального и виртуального секторов российской экономики [2].
Факторами, сдерживающими рост ПИВ в России, являются высочайшая конкуренция на мировом уровне, введение антироссийских санкций, использование устаревших технологий, негативное влияние на экосистему планеты; нестабильность экономических условий, недостаток инвестиционных ресурсов и высококвалифицированных IT-специалистов; географические и природные факторы и пр.
Сегодня применение инструментов Интернета вещей (пер. с англ. Internet of Things, IoT) является магистральным вектором развития цифровой экономики. Концепция Интернета вещей нацелена на повышение эффективности экономических и производственных процессов вследствие применения средств автоматизации и роботизации различных сфер [2]. В связи с вышеизложенным, тема данного исследования приобретает ещё большую актуальность.
Цель работы – экономико-правовой анализ развития Промышленного интернета вещей (ПИВ) в России.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1) проанализирован и уточнен понятийно-категориальный аппарат Интернета вещей и ПИВ;
2) произведена оценка ключевых факторов позитивного воздействия Интернета вещей в деятельности российских компаний;
3) осуществлена оценка специфики процесса принятия IioT-решений в деятельности российских компаний;
4) произведено обоснование концептуальных основ бизнес-идеи разработки и строительства Data-центра с применением облачных технологий;
5) выявлены основные риски при разработке и строительстве Data-центра;
6) осуществлён анализ текущего правового регулирования Промышленного интернета вещей на федеральном и региональном уровнях.
Основной методологический инструментарий – применение «симбиоза» исследовательских инструментов экономической и юридической наук в связи с многоаспектностью понятия Промышленного интернета вещей, включающего правовые, экономические, организационные и иные меры (п. 1, ст. 3 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [3]).
Научная новизна: развитие теоретических положений концепции Промышленного интернета вещей, в частности, разграничение понятий Интернет вещей и Промышленный интернет вещей, анализ ключевых принципов концепции Интернета вещей, выявление позитивных последствий и негативных факторов сдерживания применение ПИВ, разработка модели принципов и уровней функционирования ПИВ, развитие алгоритма принятия IioT-решений, технико-экономическое обоснование бизнес-идеи разработки и внедрения Data-центра в РФ, сравнительно-правовой анализ текущего регулирования ПИВ на федеральном и региональном уровнях.
Исследовательские гипотезы: 1) в целях эффективной цифровой трансформации российской экономики необходимо развитие нового типа недвижимости (Data-центров) для развития цифровых платформенных и облачных решений; 2) необходимо совершенствование нормативно-правовой базы функционирования Промышленного интернета вещей на федеральном и региональном уровнях.
Сделан вывод о том, что применение возможностей Промышленного Интернета вещей в деятельности отечественных компаний позволяет осуществить цифровую трансформацию процессов, исключающую в определённой части технологических операций участие человека, позволяющую существенно повысить эффективность российской экономики. Появление нового типа недвижимости – строительство Data-центров – позволит осуществить дальнейшее развитие отечественных платформенных и облачных технологических решений.
Основная часть. Правовой анализ регулирования Промышленного интернета вещей в России
Проблемам регулирования Промышленного интернета вещей посвящён ряд программных стратегических актов, которые определяют вектор для создания новых норм цифровой экономики. К примеру, в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы развитие Интернет вещей и Промышленного интернета вещей обозначено, как одно из магистральных направлений развития российских информационных и коммуникационных технологий, а также технологического фундамента развития социальной сферы (п.п. 36, 41) [4].
В Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматриваются разработка мероприятий по построению узкополосных беспроводных сетей связи «Интернет вещей» на всей территории России, а также требований к операторам Промышленного интернета и стандартов безопасности для систем Интернета вещей [5] [5; 16]. В рамках реализации указанной программы принята Концепция построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи «Интернета вещей», в целях создания и развития рынка услуг связи [6]. Стратегические аспекты внедрения Промышленного интернета вещей освещены в одной из семи дорожных карт по развитию сквозных цифровых технологий в России в период до 2024 года [7].
В целях обеспечения совместимости продуктов и технологий, применяемых в Промышленном интернете вещей, Росстандартом в период с 2019 года утверждено свыше 30 предварительных национальных стандартов в сфере технологий Интернета вещей, сенсорных сетей, Промышленного интернета вещей, умного производства, умных городов и т.д. В марте 2022 года после завершения пилотного проекта по трехлетней апробации был утверждён первый национальный стандарт в области Интернета вещей [8].
В мировой практике разработкой стандартов регулирования Промышленного интернета вещей осуществляется Международной организацией по стандартизации (ISO) и Международной электротехнической комиссией (IEC). В декабре 2019 года при участии России был утверждён международный стандарт индикаторов умного города, в феврале 2022 г. – стандарт в сфере Промышленного интернета вещей (первый стандарт цифровых технологий, разработанный Российской Федерацией) [9].
Исходя из анализа Федеральных законов «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [10] и «О промышленной политике в Российской Федерации» можно сделать вывод, что промышленная политика является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ [11]. Регулирование Промышленного интернета вещей является частью государственного регулирования промышленной политики. В этой связи основой для органов публичной власти всех уровней формирования и реализации региональной промышленной политики является Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации».
Так, п. 145 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится участие в осуществлении промышленной политики, что позволяет выделить регулятивные полномочия субъекта РФ в рамках этой функции, в частности: установление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемых за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, промышленным технопаркам, промышленным кластерам и их инфраструктурным организациям.
Ст. 2 Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» [12] в систему правового регулирования в сфере промышленной политики также включены законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. В ст. 5 указывается на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются участниками формирования промышленной политики страны и её реализации. Ст. 7 перечисляет полномочия региональных органов в сфере промышленной политики.
В большинстве субъектов Российской Федерации в рамках реализации указанного федерального закона были приняты региональные законы о промышленной политике [13]. В них содержатся указание на особенности реализации промышленной политики в данном субъекте Российской Федерации или на территории данного субъекта [14], [15].
Анализ действующего федерального и регионального законодательства позволяет сделать следующие выводы.
1. Государственное регулирование ПИВ осуществляется в целях развития информационного общества, цифровой экономики, услуг связи, технического регулирования, модернизации промышленной политики. При этом необходимо применять системный подход к регулированию в целях согласованности ряда документов стратегического планирования, а также разработки концепции развития и регулирования промышленного интернета вещей.
2. В документах стратегического планирования в сфере информационного общества, экономики и промышленности косвенно упоминаются мероприятия, способствующие развитию ряда цифровых технологий. Развитие цифровых технологий происходит стремительно, что приводит к отставанию в регулировании. Отсутствие системного контроля и своевременной корректировки этих документов с учётом развития технологий.
3. Нормативно-правовое регулирование промышленности на территории субъектов России может осуществляться в направлении установления мер стимулирования деятельности промышленных компаний и дополнительных требований к специализированным субъектам промышленности.
Таким образом, субъекты России имеют полномочия по включению в нормативные акты мер стимулирования для предприятий, внедряющих технологии Промышленного интернета, внедрение этой технологии в качестве условия стимулирования или обязательного требования при создании новых промышленных парков, технопарков и кластеров.
4. Частно-правовое регулирование Промышленного интернета вещей предполагает необходимость дальнейших научных исследований в направлениях: определения Промышленного интернета вещей как объекта гражданских прав, отграничения его от смежных объектов, которые являются порождением цифровизации (например, Big Data), развития правового регулирования интеллектуальных отношений, поскольку ПИВ связан с использованием результатов интеллектуальной деятельности, в роли которых могут выступать программы для ЭВМ или информационно-коммуникационный комплекс как единая технология. Это далеко не полный перечень исследовательских задач, которые стоят перед представителями современной цивилистической науки в исследовании правового феномена Промышленного интернета вещей.
Технико-экономический анализ развития Промышленного интернета вещей. По оценкам агентства Machina Research рынок мирового Промышленного интернета вещей к 2025 году достигнет свыше 485 млрд. долл. в год. Это составит свыше 11 % от общего объёма Интернета вещей [16].
Под Интернетом вещей в данной работе понимается система множества взаимосвязанного оборудования (сенсоров, датчиков, приборов и прочих «вещей»), объединённых проводными и беспроводными каналами связи, подключенными к сети Интернет, осуществляющая интеграцию реального мира технологических, производственных и экономических процессов с виртуальным миром инновационных «умных» устройств, компьютеров, машин и алгоритмов искусственного интеллекта, и иного оборудования [16].
Концепция Интернета вещей – это применение вычислительных сетей физического оборудования (вещей), оснащённых встроенными IT-технологиями и возможностями для осуществления взаимодействия между вещами и с внешним окружением в целях обмена информацией в реальном режиме времени и оказания влияния на протекающие процессы без участия человека [14]. Интернет вещей в России является фундаментом и элементом в производственной сфере, бизнес-процессах, социально-экономической сфере.
Промышленный интернет вещей (ПИВ) – это комплексная система, которая обеспечивает автоматическое управление производственно-экономическими процессами компаний через всемирную сеть Интернет на основе автоматизированных и роботизированных алгоритмов при помощи программного обеспечения на базе искусственного интеллекта (ИИ).
В таблице 1 приведены ключевые принципы реализации концепции Промышленного интернета вещей и формирования больших баз данных (Big Data).
Таблица 1 – Ключевые принципы реализации концепции Промышленного Интернета вещей и формирования Data-центров
Принцип
|
Сущность
|
Положительные последствия
применения
|
Первый
|
Сбор, обработка, хранение и анализ больших данных
|
Сокращение труда человека, повышение производительности,
сокращение количества ошибок
|
Второй
|
Экономия ресурсов и электроэнергии
|
Сокращение издержек
|
Третий
|
Возможности удалённого применения IioT-оборудования
|
Использование в труднодоступных для человека местах и условиях
|
Позитивными результатами включения IioT-технологий в деятельность российских компаний являются [11; 12]:
1. Круглосуточный мониторинг работы компаний в реальном режиме времени.
2. Тотальная автоматизация и роботизация производственных процессов.
3. Дистанционное управление компаниями с привлечением минимального количества работников с максимально возможной эффективностью.
4. Исключение влияния «человеческого» субъективного фактора.
5. Применение роботов и возможней алгоритмов искусственного интеллекта в целях привлечения и удержания клиентов в режиме 24/7.
6. Эффективный поиск клиентов и потребителей продукции по намерению и целям, использование принципа многоканальности и эффективных каналов продвижения [9].
7. Прозрачность осуществления инвестиций и возврата капитальных вложений для компании.
8. Комплексная защита информации, хранящейся на удалённом «облачном» сервере.
9. Высокие мобильность и скорость передачи данных с применением сетей пятого поколения.
10. Мгновенный доступ лиц, принимающих управленческие решения, к информации о компании.
11. Автоматическое прогнозирование и вычисление показателей компании (например, коэффициента полезного действия, мощностей производства, срока полезного использования оборудования, состояния и эффективности машин и механизмов, и т.п.).
12. Постоянный мониторинг информационных потоков в Интернете (включая, управление репутацией компании, оценка качества продукции, эффективности рекламных компаний и пр.).
В таблице 2 представлены принципы и уровни функционирования Промышленного Интернета вещей (IioT).
Таблица 2 – Принципы работы Промышленного Интернета вещей (IioT)
Уровень
|
Сущность
|
Комментарий
|
Первый
|
Сбор данных
|
Сбор данных с различных IioT-устройств
|
Второй
|
Передача данных
|
Передача данных между устройствами и на центральный сервер
|
Третий
|
Хранение больших данных (Big Data)
|
Обработка и хранение данных в форме информации
|
Четвёртый
|
Обработка и представление собранной информации
|
Визуализация Big Data в форме, понятной
для человека
|
Пятый
|
Принятие IioT-решений
|
Графические интерфейсы для принятия решений человеком или
искусственным интеллектом
|
Основными трендами развития ПИВ в России являются:
1) кардинальная смена парадигмы экономического развития;
2) колоссальный рост объёмов и скорости передачи данных;
3) модификация технологий мобильной связи от 2G до 6G;
4) разработка и строительство новых IT-объектов по хранению данных (Data-центров);
5) отказ от принципов локальных инсталляций, перевод информационных систем в технологию «облака», обеспечение достоверности исходных данных;
6) повышение уровня кибербезопасности как одного из важнейших аспектов надёжных решений в сфере Интернета вещей;
7) анализ и сегментирование единой исходной базы данных.
На рисунке 1 показан рост количества подключения различных датчиков и оборудования в Интернете вещей России.
Рисунок 1 – Рост применяемого оборудования в Промышленном Интернете вещей в России и уравнения тренда
Источник: построено авторами по: [1; 10].
Полученные линии тренда позволяют спрогнозировать количество оборудования, объединённого на территории России к 2028 году, это 400-420 млн. единиц «вещей». Данный прогноз подтверждается оценками экспертов [1, с. 8].
На рисунке 2 представлены основные последствия применения IioT-платформ в Российской Федерации на текущее время.
Повышение уровня
достоверности и доступности информации и данных во всех сферах и направлениях
|
Формирование отраслевого заказа |
Дальнейшее развитие информационных технологий |
Совершенствование
логистических цепочек и транспортной деятельности
|
Промышленный Интернет вещей |
Создание единой платформы
управления производством и бизнес-процессами
|
Переход на стандартные
отраслевые модели и критерии оценки эффективности
|
Создание рынка
аналитических продуктов, независимость от поставщика услуг аналитических
платформ
| |
Оценка и управление
рисками на основе компьютерного моделирования
|
Повышение уровня роботизации | |
Снижение цены ресурсов |
Накапливание отраслевого
опыта
|
Снижения уровня техногенных угроз |
Источник: составлено авторами по: Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 13.04.2024.).
Основные направления внедрения Промышленного интернета вещей в России – это транспорт, кибербезопасность компаний, финансовая сфера, авиация и авиастроение, удалённый мониторинг и предикативная диагностика, системы энергосбережения и ЖКХ, системы Smart City, медицина и здравоохранение, научные разработки в сфере искусственного интеллекта и пр.
Авторами уточняется алгоритм принятия решений российскими компаниями в рамках реализации концепции Промышленного Интернета вещей, который представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Алгоритм принятия решений российскими компаниями в IioT-пространстве
Этап
|
Наименования этапа
алгоритма
|
Специфика
|
Примечания
|
Первый
|
Определение перечня IioT-оборудования: устройств, датчиков и
сенсоров в IioT-пространстве
|
Применение сотен тысяч устройств и датчиков, необходимость
технического обслуживания, обновление программного обеспечения и т.п.
|
Целесообразно создание Единого центра управления в целях
постоянного мониторинга работы устройств в реальном режиме времени
|
Второй
|
Обеспечение технической и информационной взаимосвязи между IioT-оборудованием
|
Выбор Федерального мобильного оператора, формирование Big Data
|
Свыше четверти IioT-устройств будут подключены через eSIM к концу 2025 года
|
Третий
|
Применение межмашинной технологии М2М (Machine-to-Machine)
|
Применение функции биллинга данных
|
Включение, подключение, группирование, получение данных,
смена мобильного тарифа, блокировка и пр.
|
Четвёртый
|
Формирование платформ хранения Big Data
|
Осуществление аналитики, обеспечение кибербезопасности данных и
компаний в целом, повышение квалификации российских IT-специалистов
|
Функционирования более 300 платформ для сбора, обработки,
хранения и визуализации информации
|
Пятый
|
Внедрение отечественных приложений и сервисов
|
Доработка конкретных приложений для решения индивидуальных задач
компаний
|
Формирование различных цифровых
экологических систем
|
Шестой
|
Технологическая и техническая поддержка IioT-решений
|
Применение принципа « от устройства до платформы»
|
Развитие сети российских
компаний-агрегаторов
|
Седьмой
|
Интеграция российских компаний
|
Применение IioT-интеграторов, специализирующихся в отдельных
сферах (транспорт, энергетика, логистика)
|
Проведение экспертизы в межотраслевых
проектах
|
Восьмой
|
Оценка социально-экономической эффективности
|
Построение динамических экономико-математических и
имитационных моделей, применение экспертных оценок
|
Разработка уточняющих рекомендаций и мероприятий
|
Основными трендами развития сегмента инфраструктуры Интернета вещей в РФ в 2022 году признана такая сфера, как рынок облачных сервисов в связи с ростом спроса на облачные услуги и вычисления со стороны российских компаний, перемещением пользователей в российские сервисы и реализацией национальных проектов, ростом числа доменов в зоне .РФ на фоне снижения количества доменов в зоне .RU.
Общее сокращение темпов прироста сектора ПИВ в 2022 году обусловлено следующими факторами:
1) необходимостью тотального переформатирования технологических процессов;
2) неминуемости адаптации к новым инструментам и технологическим решениям;
3) целесообразностью инвестирования в процессы формирования новых требований;
4) отсутствием конкурентоспособных российских аналогов по целому ряду технологических решений;
5) изменением подходов в процессах государственного регулирования рекламной сферы и создаваемого контента;
По оценкам Российской Ассоциации электротехнических компаний (РАЭК) интегральный объём российского рынка ПИВ в 2023 год увеличился на 29 % и составил около 16 трлн. руб. [17]
На рисунке 3 представлены статистические данные по объёмам среднегодовых расходов российских компаний в сферу «облачных» вычислений и хранилищ по отраслям, по состоянию на начало 2023 года.
Финансовый сектор и рынок страхования (17,8 млн. руб.)
6%
|
94%
|
Ритейл (16,8 млн. руб.)
46%
|
54%
|
Сфера информационных технологий (12,8 млн. руб.)
91%
|
9%
|
Сфера развлечений и медиа (7,2 млн. руб.)
87%
|
13%
|
Металлургия (5,2 млн. руб.)
79%
|
21%
|
Публичное «облако»
|
Частное «облако»
|
Источник: Интернет в России в 2022-2023 годах: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Минцифры. М.: Дизайн-студия RE-FORM, 2023. – 207 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/internet-v-rossii-v-2022-2023-godah.pdf (дата обращения 10.04.2024)
В рамках решения проблемы разработки и строительства новых информационных объектов для организации сбора и хранения больших данных, а также применения облачных технологий, авторами данного исследования осуществлено обоснование бизнес-идея создания Data-центра (Центра хранения и обработки больших данных). В текущих экономических условиях Центра обработки данных (ЦОД) – это один из специфических видов недвижимого имущества для размещения серверного и сетевого оборудования, а также подключения абонентов к каналам глобальной сети Интернет. Следует отметить, что в условиях цифровой трансформации и развития цифровой экономики Data-центры являются необходимыми информационными инструментами, без которых крупные российские компании сферы высоких технологий не могут эффективно осуществлять свою деятельность.
Основная бизнес-идея состоит в сдаче в аренду производственных мощностей IT-гигантам и флагманам IT-индустрии, в результате чего Data-центры приобретают выгоду от тенденции роста цифровой экономики, в частности, в виду развития облачных вычислений, социальных сетей, алгоритмов искусственного интеллекта, электронной коммерции и онлайн-видеосферы [13]. Наиболее яркими примерами являются такие иностранные компании, как Google, Microsoft и пр.
Бизнес-план по созданию Data-центра включает в себя основные разделы, отраженные в таблице 4.
Таблица 4 – Содержание разделов бизнес-плана создания Data-центра
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Основное содержание
|
1
|
Резюме
|
Сущность предполагаемого проекта и место реализации; основные
показатели эффективности реализации проекта; предполагаемые характеристики
кредитных ресурсов
|
2
|
Маркетинговый план
|
Анализ спроса и рынка; характеристика рынка; целевая клиентская
аудитория; оценка ожидаемой конкуренции; определение маркетинговых целей;
маркетинговая концепция, тактика маркетинга; план продаж и продвижения
|
3
|
Организационный план
|
Организационная структура; штатное расписание; основные
обязанности ведущих сотрудников
|
4
|
Технологический план
|
Проектно-сметная документация и план возведения Data-центра
|
5
|
Производственный план
|
Оценка помещения; оборудования; обоснование текущих расходов;
анализ расходных материалов
|
6
|
Финансовый план
|
Составление прогнозных бюджетов доходов и расходов; прогнозного
баланса, бюджета движения денежных средств; финансовых потоков для
финансового планирования
|
7
|
Инвестиционный план
|
Формирование денежных потоков для построения финансового профиля
проекта
|
8
|
Оценка эффективности инвестиций
|
Расчёт чистой приведенной стоимости (NPV);
внутренней нормы доходности (IRR);
дисконтированного срока окупаемости; индекса доходности, точки
безубыточности
|
9
|
Оценка рисков и проверка проекта на чувствительность
|
Выявление общих и специфических рисков (организационных, экономических,
экологических, финансовых, технологических); проведение оценки
чувствительности проекта на изменение факторво: повышение суммы инвестиций не
менее, чем на 20%; снижение выручки на 205%; повышение текущих издержек на
20%; увеличение цены кредита в 2 раза; увеличение сроков недополучения
прибыли
|
10
|
Общее заключение об эффективности бизнес-плана
|
Бизнес план признаётся эффективным, если: NPV > 0; IRR > ставки дисконтирования; дисконтированный срок окупаемости
< срока жизни инвестиций; индекс доходности > 1,0; точка безубыточности
→ min
|
В таблице 5 сконцентрированы основные риски, которые могут проявиться в ходе реализации указанной бизнес-идеи.
Таблица 5 – Основные риски при реализации бизнес-идеи создания Data-центра
№ п/п
|
Вид риска
|
Сущность
|
Комментарий
|
1
|
Высокий объём инвестиционных затрат
|
Размер единовременных капитальных вложений зависит от
технических возможностей, требований и ожиданий. Как правило, срок
окупаемости 1-1,5 года, численность обслуживающего персонала
|
В апреле 20215 года компанией Google запущен Data-центр площадью свыше 15 тыс. м2. Сумма инвестиций
составила более 600 млн. долл. США,
|
2
|
Поиск места расположения, необходимость переоборудования и
ремонта помещения
|
Соответствие достаточно жёстким требованиям по мощностям, срокам
заключения договоров, техническим характеристикам помещения, чистоте
помещений, наличию кондиционеров
|
Процесс поиска места расположения и заключения договора аренды
может составлять свыше одного года
|
3
|
Квалификация технического персонала
|
Высокая потребность в инженерах и архитекторах информационных
систем
|
Необходимость наличия накопленного практического опыта
|
4
|
Потребность в колоссальных энергетических мощностях
|
Возможность подключения электричества с мощностью от 300 кВт
(для небольшого ЦОД) и до 600 кВт для ЦОД с 60 серверными стойками
|
Суммарная мощность кондиционеров – не менее 150 кВт.
|
Следует отметить, что стоимость аренды одного серверного шкафа в среднем в Екатеринбурге составляет от 3 до 5 тыс. руб., аренда стойки – от 30 тыс. руб., (в сравнении: в Москве 110 тыс. руб.). По нашему мнению, для владельца центра обработки данных наиболее выгодно реализовать треть или половину мощности серверного шкафа по более выгодным и доступным для потребителя ценам. К текущим расходам при реализации данной бизнес-идеи следует отнести затраты на оплату интернет-канала, стоимость элекроэнергии, затраты на оплату труда персонала, логистические затраты, издержки на техническое обслуживание и модернизацию оборудования, и пр. Практика показывает, что проекты на 60 серверных шкафов окупаются в среднем за 1-2 года, в зависимости от загруженности сервера и условий запуска.
Примером реально осуществимой бизнес-идеи создания Data-центра с применением новых технологий является Китай. Китайская кампания Хайлайн вместе с правительством КНР начала строительство первого в мире подводного коммерческого хранилища больших данных [18]. Первый блок новой конструкции весом 1300 тонн был погружен в море на глубину свыше 35 метров вблизи южного острова Хайнань. В целом конструкция Data-центра будет состоять из 100 аналогичных блоков. Известно, что общий объём инвестиционных ресурсов в строительство составит около 879 млн. долл. США [19]. По проекту каждый модуль хранения данных будет способен за каждые 30 секунд обработать более 4 миллионов изображений высокого разрешения. Предполагаемая мощность Data-центра сопоставима с производительностью свыше 60 тысяч обычных компьютеров. Ожидается, что срок полезной службы модулей составит 25 лет, общая площадь Data-центра 68 тыс. м2. Основным преимуществом данного Data-центра является возможность использования морского дна.
По прогнозным оценкам специалистов, данный проект по сравнению с наземным комплексом будет использовать на 122 млн. кВт*ч меньше электроэнергии, экономия пресной воды составит свыше 105 тыс. тонн в год, существенно снижая, таким образом, эксплуатационные расходы [20].
В марте 2024 года китайской компанией China Mobile осуществлён запуск первой коммерческой сети 5G-A (5G-Advanced). Это новейший стандарт мобильной связи пятого поколения, известной также как 5,5G. Данная технология значительно улучшает характеристики поколения связи 5G, в частности, повышает скорость передачи данных до 10 Гбит/с, позволяет применять не только наземные базовые станции, но и космические аппараты, увеличивает точность позиционирования объектов в целях совершенствования работы беспилотных автомобилей, автономных роботов и т.д., повышает энергетическую эффективность применения алгоритмов искусственного интеллекта и машинного обучения. Вклад в ВВП Китая интернета вещей пятого поколения к 2030 году составит свыше 260 млрд. долл. США, а число 5G-подключений составит свыше 1,6 млрд. Проникновение сетей пятого поколения к 2030 году в Китае составит свыше 90 % [21].
Выводы
В результате проведённого исследования можно выделить основные тренды и ключевые направления развития ПИВ в России: во-первых, IT-сегмент, являющийся основной компонентой создания отечественного программного обеспечения и интеграции всех физических объектов (вещей), подключенных к сети; во-вторых, услуги связи, использующие новейшие технологические решения сетей нового поколения 5G и обеспечивающие полноценную техническую поддержку взаимодействия; в-третьих, развитие предикативной диагностики в различных сферах и отраслях промышленности; в-четвёртых, реализация концепций Smart City и Smart House; в-пятых, осуществление научных разработок в сфере искусственного интеллекта и автономной робототехники; в-шестых, развитие нового типа объектов недвижимости – возведение Центров обработки данных (Data-центров) в целях развития отечественных технологий облачных вычислений.К основным направлениям развития ПИВ в России относятся технологии и инструменты, позволяющие эффективно противодействовать «слабым» местам в интернет-технологиях и в системах цифровой безопасности, ослабить зависимость потребителей от зарубежных производителей технологического оборудования и программного обеспечения, а эффективная борьба с возможными утечками персональных данных [8]. К основным рисковым событиям процесса развития Data-центров на территории России следует отнести колоссальные объёмы инвестиционных затрат и энергетических мощностей; необходимость выделения отдельных территорий или сооружений под строительство технических объектов для хранения больших данных; потребность в росте числе квалифицированного технического персонала Центров обработки данных и т.п.
В ходе исследования нашли подтверждение выдвинутые исследовательские гипотезы о том, что в России в целях повышения конкурентоспособности экономики на региональном уровне необходимо развитие и более широкое вовлечение компаний и организаций в сферу ПИВ, базирующегося на отечественных цифровых и платформенных IioT-решениях, необходимо строительство Центров обработки больших данных, а также совершенствование регулирующей данные процессы законодательной базы на федеральном и региональном уровнях.
[1]Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 12.04.2024.).
[2]Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 13.04.2024.).
[3]Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.05.2024)
[4]Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 25.05.2024)
[5]Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. № 16). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72190282 (дата обращения 25.05.2024)
[6]Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 29 марта 2019 г. № 113 «Об утверждении Концепции построения и развития узкополосных беспроводных сетей связи "Интернета вещей" на территории Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/72213754 (дата обращения 25.052024)
[7]Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 482-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (передовые производственные технологии)» (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 26.05.2024)
[8]Национальный стандарт ГОСТ Р 70036–2022 «Информационные технологии. Интернет вещей. Протокол беспроводной передачи данных на основе узкополосной модуляции радиосигнала (NB-Fi)», утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 марта 2022 г. № 118-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/404521594/ (дата обращения 25.05.2024)
[9]Кибер-физические системы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc194.ru/ (дата обращения: 25.05.2024)
[10]Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/403266160/ (дата обращения 25.05.2024)
[11]Минпромторг России и Ассоциация интернета вещей заключили соглашение о сотрудничестве // Сайт Ассоциации Интернета вещей. 26.01.2021. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iotas.ru/media/news_aiv/1204 (дата обращения: 16.05.2022)
[12]Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (с изм. и доп.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70833138/ (дата обращения 25.05.2024)
[13]Docs.cntd.ru – электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/search?q=закон%20о%20промышленной%20политике&tab=4 // (дата обращения: 23.08.2022)
[14]Закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 55 «О промышленной политике города Москвы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71223022/ (дата обращения 25.05.2024)[15]Закон Удмуртской Республики «О государственной промышленной политике Удмуртской Республики». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/15709565/ (дата обращения 24.05.2024)
[16]Промышленный интернет вещей в России и в Мире. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://future2day.ru/IioT/ (дата обращения 13.04.2024.)
[17]Интернет в России в 2022-2023 годах: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Минцифры. М.: Дизайн-студия RE-FORM, 2023. – 207с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/internet-v-rossii-v-2022-2023-godah.pdf (дата обращения 10.04.2024)
[18]Хайнань запустил первый в мире коммерческий подводный центр хранения океанических данных. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/17447133 (дата обращения 15.04.2024)
[19]В Китае приступили к монтажу первого в мире подводного дата-центра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/656452c99a79473cc6e14a70 (дата обращения 16.04.2024)
[20]В Китае приступили к монтажу первого в мире подводного дата-центра. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/life/news/656452c99a79473cc6e14a70 (дата обращения 16.04.2024)
[21]Развитие 5G в Китае. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Развитие_5G_в_Китае#.2A_2024:_.D0.92_.D0.9A.D0.B8.D1.82.D0.B0.D0.B5_.D0.B7.D0.B0.D0.BF.D1.83.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B0_.D0.BF.D0.B5.D1.80.D0.B2.D0.B0.D1.8F_.D0.B2_.D0.BC.D0.B8.D1.80.D0.B5_.D0.BA.D0.BE.D0.BC.D0.BC.D0.B5.D1.80.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D0.B5.D1.82.D1.8C_5.5G (дата обращения 26.05.2024)
References:
Abdrakhmanova G.I., Baskakova O.E,, Vishnevskiy K.O., Gokhberg L.M. i dr. (2020). Tendentsii razvitiya interneta v Rossii i zarubezhnyh stranakh : analiticheskiy doklad [Internet development trends in Russia and foreign countries: analytical report] M. : NIU VShE. (in Russian).
Alalvan A.R.D., Belyaev Yu.A., Smirnova A.A. (2021). Rossiyskiy rynok Interneta veshchey [Russian market of internet of things]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. (11). 6-9. (in Russian).
Alguliev R.M., Fataliev T. Kh., Mehdiyev Sh.A. (2019). The Industrial Internet of Things: the evolution of automation in the oil and gas complex SOCAR Proceedings. (2). 66-71.
Anufrienko A.Yu. (2020). Primenenie sredstv Interneta veshchey dlya avtomatizatsii upravleniya zhiznennym tsiklom [Application of the Internet of things for automation of product lifecycle management]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1093-1100. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.3.110438.
Gorelikov K.A., Zhuravleva O.V., Mitrofanova O.N., Rybina I.A. (2024). Upravlenie investitsionnoy privlekatelnostyu regionalnogo promyshlennogo kompleksa [Managing the investment attractiveness of the regional industrial complex]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (4). 1297-1314. (in Russian). doi: 10.18334/epp.14.4.120810.
Gorodnova N.V. (2022). Industrialnyy internet veshchey v Rossii: sushchnost i perspektivy [The Industrial Internet of Things in Russia: nature and prospects]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (3). 1503-1522. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.3.115150.
Gorodnova N.V. (2022). Metod otsenki kachestva informatsionnyh potokov pri formirovanii big data v tsifrovoy ekonomike [A method for assessing the information flows quality in big data amidst the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 607-624. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114142.
Khe Yankhay (2022). Promyshlennyy internet – fundament globalnyh tsifrovyh biznes-modeley [The industrial Internet as the foundation of global digital business models]. Upravlenie v sotsialnyh i ekonomicheskikh sistemakh. (31). 61-62. (in Russian).
Kokuytseva T.V., Ovchinnikova O.P. (2021). Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti tsifrovoy transformatsii predpriyatiy vysokotekhnologichnyh otrasley promyshlennosti [Methodological approaches to performance evaluation of enterprises digital transformation in high-tech industries]. Creative Economy. 15 (6). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.6.112192.
Luzhnova N.V., Kaziev O.A. (2020). Primenenie internet-tekhnologiy poiskovogo marketinga v deyatelnosti organizatsiy [Application of Internet search marketing technologies in organizations]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (2). 1049-1058. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.2.100897.
Ovsyannikov M.V., Podkopaev S.A. (2020). Oblachnaya sistema upravleniya proizvodstvom v ramkakh zhiznennogo tsikla produktsii na osnove interneta veshchey [Cloud-based production management system at the lifecycle of products concerning Internet of things]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1311-1318. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.3.110521.
Sadyrtdinov R.R. (2020). Uroven tsifrovizatsii regionov Rossii [The level of digitalization of the regions of Russia]. Bulletin of Chelyabinsk State University. (10 (444)). 230-235. (in Russian). doi: 10.47475/1994-2796-2020-11029.
Saraeva A.A. (2021). Primenenie tekhnologii «Promyshlennyy internet veshchey» na predpriyatii [Application of the industrial internet of things technology at the enterprise]. Politekhnicheskiy molodezhnyy zhurnal. (11 (64)). 6. (in Russian). doi: 10.18698/2541-8009-2021-11-748.
Shablova E.G., Gorodnova N.V., Zhevnyak O.V. (2022). Regionalnoe regulirovanie promyshlennogo interneta veshchey na primere Sverdlovskoy oblasti [Regional regulation of the industrial Internet of Things on the example of the Sverdlovsk region]. Creative Economy. 16 (9). 3435-3454. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.9.116244.
Sheve G., Khyuzig S., Gumerova G.I., Shaymieva E.Sh. (2019). Industriya 4.0 (Germaniya). Promyshlennyy internet veshchey (Industrial Internet of Things) (SShA): razgranichenie ponyatiy [Industry 4.0 (Germany), industrial internet of things (USA): distinction of concepts]. Investitsii v Rossii. (11). 3-8. (in Russian).
Sumikova I.P. (2021). Promyshlennyy internet veshchey: perspektivy i riski ispolzovaniya v proizvodstve [Industrial internet of things: prospects and risks of use in production]. Aktualnye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. (11-8 (78)). 155-159. (in Russian).
Vasina V.N., Chernenko I.M. (2021). Tsifrovoy chelovecheskiy kapital na rossiyskom rynke truda: rol interneta i kompyuternyh kompetentsiy v formirovanii zarabotnoy platy [Digital human capital in the Russian labour market: the role of the Internet and computer skills in the formation of wages]. Russian Journal of Labour Economics. 8 (12). 1427-1444. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.12.113908.
Страница обновлена: 13.04.2025 в 00:12:24