Классификация ошибок при разработке учебно-методической документации вуза

Щербаков С.М.1, Калугян К.Х.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 1, Номер 1 (Январь-март 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47968967
Цитирований: 2 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию ошибок в учебно-методической документации. Предложена классификация ошибок, которая позволяет проверять учебно-методические документы на соответствие требованиям к их форме и содержимому. Разработанная классификация дает возможность систематизировать представления о качестве учебно-методической документации и обеспечить сбалансированный подход в контроле качества.

Ключевые слова: вуз, учебно-методическая документация, классификация ошибок

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта 19-013-00690 «Экономика учебно-методической деятельности в высшей школе».

JEL-классификация: I21, I23, H75



Учебно-методическая деятельность в рамках системы высшего образования занимает одно из ключевых мест. Объясняется это целым рядом причин, в частности:

– внедрение федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) поколения 3 и выше (3+, 3++);

– изменение форм учебно-методической документации;

– повышение требований к содержанию и качеству учебно-методической документации (УМД);

– использование дистанционных форм обучения.

Эти причины ведут к тому, что повышается сложность разработки документации, а это, в свою очередь, влечет за собой рост объема работ по созданию учебно-методической документации и, соответственно, существенный рост затрат временных ресурсов. Из всего этого вытекает проблема обеспечения качества учебно-методической документации в частности и учебно-методической деятельности в целом [9] (Shcherbakov, Kalugyan, Miroshnichenko, 2019).

Очевидно, что для того чтобы контролировать качество учебно-методической документации, необходимо проверять ее соответствие ряду требований. И здесь, в процессе контроля, могут быть выявлены различные ошибки [8] (Shcherbakov, Kalugyan, Anikeeva, 2019).

Предлагаем следующую классификацию ошибок, которые могут возникнуть в процессе контроля учебно-методической документации (конкретное содержание групп ошибок сформировано на основе анализа нормативных документов, литературы, а также практики учебно-методической деятельности ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» [1, 3–6] (Martynov, Zaytseva, 2018; Shcherbakov, 2019)):

– I группа – ошибки учебно-методической документации в целом;

– II группа – ошибки конкретных элементов учебно-методической документации.

Первая группа (I), в свою очередь, подразделяется на следующие виды ошибок:

– наличие образовательной программы (ОП) и всех составных ее частей (краткая характеристика, учебный план (УП), календарный график, рабочие программы дисциплин и практик (РПД) с приложениями (фонд оценочных средств (ФОС), методические указания), аннотации дисциплин и практик);

– правильное указание во всех частях ОП кода и наименования направления подготовки и профиля (специальности и специализации);

– правильное указание во всех частях ОП года набора;

– правильное указание во всех частях ОП фамилий ответственных лиц и дат подписания документов.

Вторая группа (II) ошибок включает:

1) ошибки учебного плана;

2) ошибки рабочих программ дисциплин и практик;

3) ошибки фонда оценочных средств;

4) ошибки методических указаний.

Ошибки УП могут возникнуть из‑за нарушения требований ФГОС ВО:

– структура программы не включает требуемые блоки;

– объем программы и ее блоков не соответствует требованиям;

– программа не обеспечивает реализацию дисциплин по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках соответствующего блока;

– программа не обеспечивает реализацию дисциплин по физической культуре и спорту;

– в блок «Практика» не входят учебная и/или производственная практика;

– в блок «Государственная итоговая аттестация» не входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена и выполнение и защита выпускной квалификационной работы;

– программа не обеспечивает возможности освоения элективных и факультативных дисциплин;

– факультативные дисциплины включены в объем программы;

– в программе не выделены обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений;

– объем обязательной части, без учета объема государственной итоговой аттестации, не составляет не менее 40 процентов общего объема программы.

Ошибки РПД:

а) содержательные:

– отсутствие целей изучения дисциплины;

– наличие задач изучения дисциплины;

– цели дисциплины не включают теоретическую и/или практическую составляющую;

– цели дисциплины не связаны с направлением подготовки и профилем;

– цели дисциплины не связаны с компетенциями;

– знания, умения, навыки расписаны не в целом по дисциплине;

– знания, умения, навыки не связаны с целью изучения дисциплины;

– знания, умения, навыки не связаны с содержанием дисциплины;

– в содержании дисциплины отсутствует план занятий;

– в содержании дисциплины отсутствует ссылка на используемое программное обеспечение;

– в содержании дисциплины есть ссылки не на все компетенции и не на все литературные источники;

– наличие интерактивных часов;

– виды занятий (лекции, практические и/или лабораторные занятия) не соответствуют учебному плану;

б) обеспечивающие:

– литература не делится на основную и дополнительную;

– основная литература содержит менее двух источников;

– основная литература не содержит две ссылки на разные электронно-библиотечные системы (ЭБС);

– количество экземпляров основной литературы не соответствует требованиям ФГОС ВО (один экземпляр на двух студентов);

– дополнительная литература не содержит две ссылки на разные электронно-библиотечные системы (ЭБС);

– дополнительная литература не содержит периодического журнала;

– количество экземпляров дополнительной литературы не соответствует требованиям ФГОС ВО (один экземпляр на четырех студентов);

– методические указания не включены в дополнительную литературу;

– приводимое программное обеспечение не лицензионное или не свободно распространяемое;

– программное обеспечение включает средства, не указанные в содержании дисциплины;

– остались ссылки на электронные ресурсы сети Интернет;

– нет перечня справочно-информационных систем;

– нет перечня профессиональных баз данных.

Ошибки ФОС – оценочные ошибки – включают:

– знания, умения, навыки расписаны не по компетенциям;

– знания, умения, навыки не соответствуют тому, что написано в РПД;

– средства оценивания не соответствуют видам занятий и типовым контрольным заданиям;

– средства оценивания не содержат ссылки на конкретные номера заданий и номера вопросов;

– показатели оценивания не соответствуют знаниям, умениям, навыкам и критериям оценивания;

– к оценочным средствам не приведены критерии оценивания;

– форма контроля промежуточной аттестации (зачет, экзамен, курсовой проект) не соответствует учебному плану;

Ошибки методических указаний – методические ошибки – включают:

– виды занятий (лекции, практические и/или лабораторные занятия) не соответствуют учебному плану;

– оценочные средства не соответствуют фонду оценочных средств;

– отсутствуют методические указания к написанию курсового проекта, доклада, реферата и пр. (при их наличии).

Представленная классификация является открытой, может быть дополнена новыми ошибками, или некоторые из ошибок могут уйти из нее.

Очевидно, что существенную помощь в процессе проверки этих ошибок оказала бы автоматизация процессов формирования УМД [2, 10] (Danilova, Nikitina, Shcherbakova, Shcherbakov, 2016; Shcherbakov, Miroshnichenko, Aruchidi, 2019). Например, подобная схема была реализована для системы автоматизации учебно-методической документации «УМКА» [7] (Shcherbakov, 2017). Но и это не является полноценным выходом из ситуации, т.к. если проверить чисто формальные ошибки с помощью автоматизации можно, то для проверки содержательных ошибок необходим человек со знанием сущности возникающих вопросов.

В условиях ограниченных трудовых и временных ресурсов может возникнуть «парадокс качества», когда излишнее внимание одному из компонентов способствует снижению качества учебно-методической документации в целом и ведет к отрыву УМД от реального учебного процесса.

Возможным решением может стать более тесная интеграция учебно-методической деятельности и учебного процесса вуза за счет их цифровизации на основе современных подходов, технологий и инструментов.


Источники:

1. Государственные образовательные стандарты, примерные учебные планы и программы высшего профессионального образования. Архив государственных образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/index.htm.
2. Данилова Т.В., Никитина А.А., Щербакова К.Н., Щербаков С.М. Разработка и внедрение программного комплекса формирования учебной документации // Интеллектуальные ресурсы – региональному развитию. – 2016. – № 1. – c. 37-41.
3. Мартынов В.В., Зайцева А.А. Моделирование процесса подготовки учебно-методических материалов, входящих в состав образовательной программы // Управление экономикой: методы, модели, технологии: Материалы восемнадцатой международная научная конференция. Уфа, 2018. – c. 365-368.
4. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru.
5. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
6. Щербаков С.М. Комплексная имитационная модель учебно-методической деятельности вуза // Имитационное моделирование. Теория и практика (ИММОД-2019): труды Девятой Всеросс. научно-практической конф. по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности. Екатеринбург, 2019. – c. 609-615.
7. Щербаков С.М. Программная система автоматизированного формирования учебно-методической документации «УМКА». / Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. – № 2017617386. - М.: Роспатент, 2017.
8. Щербаков С.М., Калугян К.Х., Аникеева Е.В. Разработка системы контроля и мониторинга учебно-методической документации // Современные тенденции регионального развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2019. – c. 32-36.
9. Щербаков С.М., Калугян К.Х., Мирошниченко И.И. Системный анализ проблем обеспечения качества учебно-методической деятельности в вузе // Системный анализ в проектировании и управлении: Сборник научных трудов XXIII Международной научно-практической конференции. СПб., 2019. – c. 351-357.
10. Щербаков С.М., Мирошниченко И.И., Аручиди Н.А. Опыт автоматизированного формирования учебно-методической документации в вузе // Информатика и образование. – 2019. – № 8(307). – c. 48-56. – doi: 10.32517/0234-0453-2019-34-8-48-56 .

Страница обновлена: 18.08.2025 в 11:04:31

 

 

Errors classification in educational and methodological documentation of the university

Shcherbakov S.M., Kalugyan K.Kh.

Journal paper

Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 1, Number 1 (January-March 2020)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the study of errors in educational and methodological documentation. A classification of errors is proposed, which allows to check educational and methodological documents for compliance with the requirements for their form and content. The developed classification makes it possible to systematize ideas about the quality of educational and methodological documentation and to ensure a balanced approach to quality control.

Keywords: high school, educational and methodological documentation, errors classification

Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта 19-013-00690 «Экономика учебно-методической деятельности в высшей школе».

JEL-classification: I21, I23, H75