Цифровой университет: трансформация образовательного процесса в условиях пандемии
Исаева К.В.1, Селянская Г.Н.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 6 (Июнь 2021)
Цитировать:
Исаева К.В., Селянская Г.Н. Цифровой университет: трансформация образовательного процесса в условиях пандемии // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 6. – С. 2501-2514. – doi: 10.18334/ce.15.6.112229.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46324015
Цитирований: 3 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
Статья посвящена анализу современных процессов трансформации, происходящих в сфере высшего образования. Проанализированы работы, посвященные особенностям внедрения концепции «Обучения в течении всей жизни» (Lifelong learning) и цифровых образовательных технологий в отечественных вузах в условиях экстренного перехода системы высшего образования в дистанционный формат в период пандемии.
Приведены примеры реализации программ подготовки магистров на различных онлайн-платформах в 2019-2020 гг. Обсуждаются положительные и отрицательные стороны дистанционного образования. Выделены организационно-технологические, коммуникационные и методологические проблемы организации учебного процесса в онлайн-формате, с которыми столкнулись вузовские преподаватели в 2020-2021 гг. и подходы к их решению, найденные университетами.
Настоящая статья может быть интересна представителям университетского сообщества – как преподавателям, так и менеджерам, осуществляющим общее управление вузом и управление учебно-методической работой.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, концепция Lifelong learning, онлайн-технологии в образовании, пандемия коронавируса, цифровизация, цифровой университет
JEL-классификация: I23, I25, L86, O31, O32
Введение
До начала 2000-х годов идея тотального перехода на цифровой формат реализации образовательного процесса многим преподавателям казалась если не утопичной, то весьма далекой от реальности. Немалая часть преподавателей высшей школы считали, что цифровизация может затронуть любые отрасли экономики, кроме самой консервативной – образования. Многие были уверены, что это не более чем очередная «модная тема», которая не сможет поколебать «вечные устои и ценности» самого стабильного института современного общества.
Тем не менее новая промышленная революция (или Индустрия 4.0), скорое наступление которой было обосновано немецкими промышленниками в 2011 году, а также современный уровень развития цифровых информационных и коммуникационных технологий вызвали к жизни идею о возможности перехода ряда передовых вузов в разряд так называемых цифровых или smart-университетов [7, 15] (Odegov, Garnov, 2019; Tikhomirov, 2012).
А события весны 2020 года настолько резко ускорили процессы цифровой трансформации образования, что навсегда изменили ландшафт как глобального образования, так и национальных образовательных систем независимо от желаний и возможностей стратегических участников образовательного процесса.
Пандемийный кризис 2020–2021 гг. вынудил образовательные учреждения одномоментно перейти на использование онлайн-технологий в учебном процессе, но простое перенесение традиционных методов организации учебной работы, прекрасно работавших в обычной аудитории, в виртуальную аудиторию не дает желаемых результатов при дистанционном формате организации занятий.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что многие российские исследователи высшего образования обсуждают вопросы возможности и необходимости цифровой трансформации этой сферы в ответ на процессы цифровизации, происходящие в других сферах отечественной экономики. При этом только небольшое число публикаций содержит конкретные методологические рекомендации по практической реализации проектов цифровизации в рамках отдельно взятого региона или образовательного учреждения.
Гипотеза исследования состоит в том, что можно предположить возникновение большого числа разноплановых затруднений, с которыми столкнулись преподаватели и студенты при переводе учебного процесса на дистанционный формат. При этом методологическая проработка вопросов организации различных видов учебных занятий и промежуточной аттестации с использованием современных цифровых технологий предположительно сделает дистанционный учебный процесс более эффективным, позволит решить проблемы вовлечения студентов в различные виды учебной деятельности и позволит выстроить процесс контроля формирования у студентов запланированных в учебном плане компетенций.
В этой связи целью настоящей статьи является анализ и обобщение опыта вузов по экстренному переходу на дистанционный формат организации учебного процесса в условиях пандемии COVID-19, классификация проблем, с которыми столкнулись преподаватели, и нерешенных задач, определяющих возможность полноценной цифровой трансформации образования.
Для достижения поставленной цели авторами использовались такие научные методы, как анализ и обобщение проблем, выявление и разрешение противоречий, постановка проблем.
В результате проведенного исследования был сделан вывод о необходимости глубокой методологической проработки вопросов организации коммуникации «преподаватель – студент», коммуникации внутри мини-групп студентов в виртуальной аудитории; перевода на цифровые рельсы отдельных элементов учебного процесса, таких как семинарские занятия, лабораторные работы, практические работы и проекты; реорганизации системы контроля освоения студентами компетенций, заложенных в конкретную образовательную программу, и поиск путей наиболее рационального использования в учебном процессе возможностей, предоставляемых новыми информационными и коммуникационными технологиями.
Цифровой университет и концепция Lifelong learning
Цифровой, или smart-университет – университет, в котором совокупность использования подготовленными людьми технологических инноваций и Интернета приводит к новому, соответствующему smart-обществу качеству процессов и результатов образовательной, научно-исследовательской, коммерческой, социальной и иной деятельности университета.
Создание модели цифрового университета предусмотрено нацпроектом «Цифровая экономика». Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики нацпрограммы планирует внедрить отдельные элементы модели цифрового университета во всех российских вузах в 2023 году [12].
Наряду с совершенствованием содержательной стороны образовательного процесса и формированием новой стратегии деятельности вуза в условиях Индустрии 4.0 для smart-университета характерно соответствующее изменение организационной структуры вуза, сетевизация менеджмента и формирование системы электронного сетевого взаимодействия преподавателя и студента, в том числе за счет активного использования ресурсов сети Интернет.
Неразрывно с понятием smart-университетов понятие smart education. Инфраструктура современного цифрового университета позволяет предоставить слушателям «гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе… Обучение становится доступным везде и всегда», – поддерживает Тихомирова В.П. в своих статьях Степанов С.Ю. и Кенжебек Г.А. [3, 13] (Kenzhebek, 2018; Stepanov, 2018).
В работе Никулиной Т.В. и Стариченко Е.Б. поясняется, что цифровизация в сфере образования «направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.н. Lifelong learning – обучение в течение жизни, а также его индивидуализации на основе advanced learning technologies – технологий продвинутого обучения… В понятие «продвинутого обучения» включают использование в обучении больших данных о процессе освоения отдельным учащимся отдельных дисциплин и во многом автоматической адаптации учебного процесса на их основе; использование виртуализации, дополненной реальности и облачных вычислений и многие другие технологии» [6] (Nikulina, Starichenko, 2018).
Обучение на протяжении всей жизни, или Lifelong learning, может реализовываться как формальными, так и неформальными способами. Среди первых – традиционное обучение в аккредитованных образовательных организациях как на обычных образовательных программах подготовки бакалавров, специалистов и магистров, так и через «тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации», а под вторыми может пониматься «обмен данными с другими людьми, чтение книг, походы в музеи, посещение концертов и спектаклей, посещение различных мероприятий, например выставок, и т.п.» [10] (Peshkova, 2019).
Используя определение, приведенное в работе Чекулаевой Ю.А., можно дополнить этот список третьим способом реализации непрерывного образования. «Информальное образование – это познавательно-рефлексивная деятельность индивида, сопровождающая его повседневную жизнь, не носящая обязательный целенаправленный характер, который сконцентрирован на непрерывном профессионально-личностном развитии, когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития» [16] (Chekulaeva, 2018).
Пешкова Т.А. выделяет три группы возможных участников системы непрерывного образования [10] (Peshkova, 2019):
· сотрудники различных организаций, которым необходимы новые знания по их специальности;
· люди, планирующие сменить профессию;
· люди, которые по тем или иным причинам не работают.
Концепция Lifelong learning находит отклик в первую очередь у молодой, экономически активной части населения, тех людей, для которых важна «возможность быстро адаптироваться к изменениям в обществе и ориентированным на карьерный рост. Человек, включенный в процесс Lifelong learning, будет идти в ногу с обществом, будет осведомлен об изменениях в технологиях, новостях и политических тенденциях, финансах и т.д.», утверждают в своей статье Киуру К.В., Попова Е.Е. и Агапов А.И. [4] (Kiuru, Popova, Agapov, 2019).
Элементы реализации концепции Lifelong learning можно увидеть в тех вузах, которые предлагают учебно-познавательные программы школьникам всех возрастов, а не только для учащихся 10–11 классов.
В работах экспертов отмечаются следующие сильные стороны реализации концепции Lifelong learning:
· развитие способностей и природного потенциала;
· развитие интеллекта, расширение сознания и кругозора;
· формирование смысла жизни, мироощущения и восприятия;
· развитие навыков работы в команде;
· развитие способности адаптироваться к разным жизненным ситуациям;
· активная жизненная позиция;
· новые связи, знакомства, выстраивание новых отношений.
Характерными чертами современного этапа развития дистанционного образования являются: широкое распространение массовых открытых онлайн-курсов, рассчитанных на неограниченное число участников, свободный доступ слушателей к обучающим материалам через сеть Интернет.
В постоянно меняющемся мире, где нужно постоянно поддерживать уровень своей компетенции, постоянно осваивать новые знания и приобретать новые умения, концепция Lifelong Learning, реализованная через онлайн-технологии образования, может дать возможность решить указанные задачи без затрат времени на посещение университета и необходимости изменения графика работы. Можно выбрать любой доступный образовательный онлайн-курс в любом вузе в любой точке мира, при этом нет необходимости переезда и очного посещения занятий в выбранном вузе.
На сайте Московской школы управления «Сколково» опубликован «Атлас новых профессий». В предисловии к Атласу ректор МШУ «Сколково» Шаронов А. говорит: «Чтобы быть готовыми к завтрашнему дню, нужно не просто отучиться и получить два или три диплома. Необходимо постоянное обучение и наращивание компетенций. Образование на наших глазах выходит за границы формальных учреждений, и ярчайший пример тому – появление массовых образовательных онлайн-курсов, в том числе от ведущих мировых университетов. И образовательную траекторию можно задать себе самостоятельно: путем стажировок, онлайн-курсов и практики. Это гораздо сложнее, чем идти по существующей образовательной колее «школа – институт – дополнительное образование», но увлекательнее и результативнее» [5].
Высшее образование и пандемия: современные вызовы
Экстренный переход системы высшего образования России в 2020 году на дистанционный режим работы активизировал процессы развития инфраструктуры дистанционного образования. Эта инфраструктура сохранится и по окончании пандемии и будет способствовать дальнейшему развитию сектора онлайн-образования.
Однако, по словам министра науки и высшего образования РФ Фалькова В., в условиях пандемии произошло расслоение вузов на три категории: «те, что достаточно хорошо адаптировались к изменениям, те, которые смогли организовать дистанционное обучение, но с элементами заочного, и те, где преобладает заочный формат». В первой группе, по словам министра, находятся от 70 до 100 учебных заведений [1].
Цифровизация образования предполагает оснащенность вузов современными компьютерами, свободным доступом к сети Интернет, позволяющими получать доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим различные образовательные ресурсы и результаты современных научных исследований и разработок.
Однако простое оснащение образовательных организаций современными информационно-коммуникационными средствами не ведет к повышению качества образования студентов.
Необходимы кардинальные изменения как в содержании, так и в организационных формах и методах организации и реализации учебного процесса. А для этого требуется не только формирование цифровых компетенций обучающихся, но и серьезная переподготовка профессорско-преподавательского состава вузов.
От вузовских преподавателей требуется не простое перенесение традиционного образовательного процесса в виртуальную среду, как это было в 2020 году, но и полный пересмотр методического обеспечения учебного процесса. Требуется умение разрабатывать электронные учебники с элементами интерактивных технологий и программируемого обучения, создавать массовые открытые образовательные курсы и осуществлять учебный процесс в онлайн и (или) смешанном режиме, включая навыки эффективной коммуникации. Кроме того, для реализации учебного процесса в цифровом формате необходима новая система оценки образовательных достижений студентов [14] (Strekalova, 2019).
Новый формат реализации учебного процесса потребует возникновения в вузах и новых специалистов, и инновационных разработок в области организации учебного процесса с применением систем искусственного интеллекта.
Суть цифровой трансформации (ЦТ) образования – достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала ЦТ, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными [11] (Popova, 2018).
В указанной выше работе Степанова С.Ю. описывается среднесрочная перспектива развития дистанционного образования на основе современных разработок в области искусственного интеллекта и создания на их основе таких образовательных программ и ресурсов, как акселераторы, эмуляторы, геймификаторы, тьюторы, аватары, гипнопеды, программаторы.
Среди самых известных платформ для повышения квалификации или переподготовки – Coursera. Возможностями, предоставляемыми Coursera for Business, пользуется Сбербанк, а также ряд других российских компаний. К ресурсу Coursera for Campus для колледжей и институтов имеют доступ 165 вузов-партнеров. Например, Университет НТИ «20.35», консорциум российских университетов и другие. В каталоге платформы зарегистрировано 4 тыс. курсов.
На этой же платформе в 2019 году разместила программу подготовки магистров по анализу данных Высшая школа экономики. В декабре 2020 года ВШЭ заявила о запуске сразу четырех новых программ магистратуры, реализованных полностью онлайн на платформе Coursera. Международные абитуриенты из любой страны мира могут уже сегодня подать заявку на обучение и получить шанс стать специалистами в сфере бизнеса, технологий и науки о данных [8, 9].
Весной 2020 г. НИТУ «МИСиС» заключил соглашение о создании онлайн-магистратуры «Наука о данных» вместе с ведущими российскими технологическими и EdTech-компаниями: образовательной платформой SkillFactory и Mail.ru Group. Это первый в России пример партнерства частной образовательной компании с государственным вузом по модели Online Program Management и первая российская онлайн-магистратура по данным на русском языке. Теперь учиться в этом вузе смогут студенты из любой точки мира и получить по окончании курса диплом государственного образца.
Анализ опыта реализации учебного процесса в условиях пандемии 2020–2021 гг. позволил нам выделить ряд насущных проблем, с которыми столкнулись преподаватели в этот период, и обобщить подходы к их решению [2, 10, 12, 14, 17] (Peshkova, 2019; Strekalova, 2019; Shepelova, Shepelov, 2020).
Все проблемные ситуации могут быть сгруппированы в два блока:
· организационно-инструментальные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса в дистанционном формате;
· методические проблемы, связанные с новым форматом проведения лекционных и практических занятий;
· проблемы, связанные с организацией и проведением рубежного контроля, промежуточной и итоговой аттестацией.
Первый блок проблем был решен в большинстве вузов достаточно оперативно, хотя в отдельных российских регионах проявилась неготовность ИТ-инфраструктуры телекоммуникационных провайдеров к массовому переходу системы образования в онлайн.
Два других блока, несмотря на частичное решение в ходе прошедшего периода, требуют глубокого методического осмысления и обсуждения экспертным сообществом.
Так, например, удаленное «присутствие» студента на лекции не означает его фактического присутствия и тем более активного участия в занятии; существующие средства видеосвязи имеют ограниченные возможности для организации полноценных учебных занятий, что особенно проявляется вследствие отсутствия у преподавателей опыта работы в виртуальной среде; появились новые виды «академического мошенничества» студентов.
Для решения организационно-инструментальных и некоторых методических проблем в вузах проводились следующие мероприятия:
· виртуализация учебных классов с использованием технологии VDI (виртуальной рабочей среды), с помощью которой осуществляются настройки единых образов виртуальных рабочих мест компьютерных классов вуза для различных групп учащихся;
· обучающие вебинары для преподавателей по вопросам перехода на обучение в дистанционном формате;
· создание группы IT-волонтеров, помогающих преподавателям быстро адаптироваться к новым условиям организации образовательного процесса в онлайн-среде;
· использование онлайн-прокторинга в процессе государственной итоговой аттестации выпускников образовательных программ вуза;
· поиск более увлекательных форматов, снижающих выгоду от «академического мошенничества».
Нерешенной остается методологическая проблема перестройки системы текущего и рубежного контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Нет возможности проверить с помощью тестирования сформированность у студентов навыков творческого мышления или их аналитические способности.
Необходимо выстроить систему управления обучением и сформировать базу специальных заданий, на которые не существует готовых ответов в сети Интернет. А для этого требуется переориентация и аттестационного, и учебного процесса на проектный формат работы студентов. При этом необходимо выстроить четкую систему критериев оценки проектной работы.
Заключение
Ситуация экстренного перехода в онлайн была абсолютно новой и неожиданной для большинства представителей преподавательского корпуса вузов и потребовала существенной переработки учебных программ и методических материалов. Потребовалось изучение новых методических приемов организации учебной работы в онлайн-формате, структуризации лекционных и практических занятий таким образом, чтобы студенты сохраняли концентрацию и мотивацию.
Пандемия тотально стимулировала преподавателей и студентов освоить технологии дистанционного обучения. За время работы в условиях пандемии все участники образовательного процесса сформировали новые компетенции.
Ключевым недостатком дистанционного образования большинство экспертов называет отсутствие «живого» контакта преподавателя и студентов и студентов внутри учебной группы. Поэтому основной тенденцией 2020/21 учебного года был перевод в онлайн-формат только потоковых лекций. Практические курсы, дисциплины по выбору, если эпидемиологическая обстановка в регионе и размер аудитории позволяли обеспечить безопасность преподавателей и студентов, сохранились преимущественно в очном формате.
Оценивая положительные и отрицательные стороны дистанционного образования, можно сделать вывод, что этот формат образования требует улучшений и дополнительных методических разработок, делая ставку на смешанное обучение и разумное использование современных технологий для повышения качества образования, создания избыточной образовательной среды и персонализации обучения, а не ради самих технологий.
Перевод всех сторон экономической и социальной жизни в цифровую форму обуславливает необходимость ориентации образовательного процесса на инновационность и воспитание нового поколения, готового обучаться всю жизнь и генерировать инновации. Соответственно, главной задачей обучения становится задача «научить учиться», быть готовым к постоянным изменениям, к работе с более сложными проектами, использованию цифровых технологий и расширению кругозора.
Конечно, онлайн-обучение не сможет в полном объеме заменить традиционное обучение «глаза в глаза», но это и не нужно. Необходимо обсуждение и освоение новых возможностей, которые предоставляет онлайн-обучение для традиционного образования.
Источники:
2. Дайджест COVID-19: Пандемия и высшее образование. Интернет сайт проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://uni.hse.ru/covid19 (дата обращения: 02.06.2021).
3. Кенжебек Г.А. Lifelong learning, или Как дистанционное образование повышает доступ к получению знаний. / Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. - Казань: Молодой ученый, 2018. – 20-22 c.
4. Киуру К.В., Попова Е.Е., Агапов А.И. Концепция Longlife Learning как проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-1. – c. 152-154.
5. Атлас новых профессий. Московская школа управления «Сколково»: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.SKOLKOVO_SEDeC_Atlas_2.0.pdf (дата обращения: 08.12.2020).
6. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 8. – c. 107-113. – doi: 10.26170/po18-08-15 .
7. Одегов Ю.Г., Гарнов А.П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. – 2019. – № 3(213). – c. 36-51. – doi: 10.24411/1999-9836-2019-10071 .
8. Официальный сайт АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ». [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f106eb99a7947e2ca66fec5 (дата обращения: 08.12.2020).
9. Официальный сайт о высшем образовании в России для иностранных студентов Study in Russia. [Электронный ресурс]. URL: https://studyinrussia.ru/actual/news/onlayn-magistratura-ot-vshe-na-coursera (дата обращения: 09.12.2020).
10. Пешкова Т.А. Lifelong learning – обучение на протяжении всей жизни // ВУЗ и реальный бизнес. – 2019. – c. 57-64.
11. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. – 2018. – № 5(54). – c. 158-160.
12. «Будущее России. Национальные проекты». Портал Lenta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2020/04/16/universitet/?utm_source=BenchmarkEmail&utm_campaign=COVID-19_%7c_RU_-_%d0%92%d1%8b%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%ba_3&utm_medium=email (дата обращения: 02.06.2021).
13. Степанов С.Ю. Дистанционное обучение как ресурс развития непрерывного образования: риски и возможности // Непрерывное образование: XXI век. – 2018. – № 4(24). – c. 24-32.
14. Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2019. – № 2. – c. 84-88. – doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-84-88 .
15. Тихомиров В.П. От электронного обучения к Smart-университету // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2012. – № 8. – c. 4-7.
16. Чекулаева Ю.А. Актуальные проблемы системы непрерывного образования в Российской Федерации и возможные пути их решения с учетом зарубежного опыта // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 1(29). – c. 36-52.
17. Шепелова Н.С., Шепелов Н.Н. Основные проблемы цифровой трансформации высшего образования в России // Экономические исследования и разработки. – 2020. – № 2. – c. 46-52.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 07:40:35