Designing the architecture of the base for virtual academic mobility in higher education: pedagogical, methodological and documentary support
Gagarina I.Yu.1, Karpov A.S.1, Kulikova O.M.1, Lisovich I.I.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 5, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=71962593
Abstract:
The article has a scientific and applied significance: based on the sociological surveys conducted, the authors design architecture of a digital database. Its prototype for (virtual) academic mobility in higher education was created.
Through a targeted survey in the form of a mass online questionnaire, the main problems in the design and implementation of educational programmes for (virtual) academic mobility are identified.
These problems are primarily related to ensuring transparent and operational pedagogical, methodological and documentary support of the educational process by the sending and receiving organisations.
As part of the digitization of education, a solution to these problems was proposed through a database to be placed on a digital educational platform linked to the organization's website.
The purpose of the database is to provide organisational, methodological, documentation and transactional support for (virtual) academic mobility programmes. The material presented in the article will be of interest to the management of universities, developers of educational programmes for (virtual) academic exchange, and specialists in digital transformation of higher education.
Keywords: virtual academic mobility, higher education digitalization, database prototype, targeted online survey
JEL-classification: L80, L86, L63
Введение
Виртуальная академическая мобильность (ВАМ) трансформирует культуру академической коммуникации, поскольку дает «возможность временно перемещаться в виртуальном научно-образовательном пространстве из своей образовательной организации в другую для формирования компетенций, получения или передачи знаний, прохождения практики, обмена опытом, научно-исследовательской, проектной и т.п. работы» [4, с. 297].
Термин «виртуальный» (от лат. «virtus» – энергия, сила) используется в двух значениях: 1) противоположный реальному вещественному миру, 3) свойство продукта компьютерного программирования. Дж. Мюррей полагает, что виртуальные действия трансформируют пользователя через отождествление себя с профилем / цифровым двойником / тенью платформы и т.п., поскольку пользователь посредством виртуального интерфейса осуществляет виртуальную деятельность, для чего осваивает навыки интерактивного взаимодействия в цифровой среде [12], в т.ч. в виртуальной образовательной среде (ВОС).
На ВАМ влияет внешние и внутренние факторы: цифровая трансформация экономики [1], цифровизация академической среды; реструктуризация, фрагментация переформатирование культуры академической коммуникации, документационно-организационных, учебных, транзакционных процессов, координацию которых можно успешно осуществлять, по мнению Туменовой С.А., при помощи цифровых инструментов [10, с. 829]. ВАМ развивает конкурентное преимущество и лидерство ВУЗа, так же как и академическая мобильность (АМ) преследует цели повышения качества [7, с. 1141], инновационности и доступности высшего образования (ВО), в том числе при помощи его регионализации и интернационализации [8]. Межрегиональная и международная ВАМ активно развивается со странами ЕАЭС и БРИКС [9] и направлена на: развитие личностных качеств и общекультурных компетенций обучающихся; повышение мотивации к обучению; получение доступа к ресурсам организации-партнера и развитие индивидуальной траектории обучения. Цель статьи – разработать прототип реляционной базы данных [11] для (В)АМ. Научная новизна обусловлена разработкой архитектуры БД для (В)АМ и в проектировании прототипа БД на основе результатов опроса, полученного путем проведения массового онлайн-анкетирования. Авторская гипотеза: ВАМ обладает рядом специфических качеств, так как реализуется в ВОС, специфической коммуникационной цифровой среде. Для проектирования БД для ВАМ учитываются свойства виртуальной реальности (VR), влияющие на акторов академического обмена.
VR эстетически и организационно структурирована и имеет свою архитектуру, она резилентна, т. е. сопротивляется внешним разрушениям и влияниям, благодаря чему трансформирует и частично присваивает пользователя и/или его деятельность и ее продукты, перенося их в виртуальную среду. Соответственно, традиционные и стереотипные социокультурные, научно-образовательные практики обладают своей инерцией, которая помогает им проникать в VR, несмотря на ее резилентность. Таким образом, VR одновременно изменчива (в большей степени, чем вещественная реальность) и устойчива, это позволяет ее развивать под текущие процессы, а также видоизменять имеющиеся, что нужно учитывать при проектировании БД.
Преимуществом ВОС и информационных технологий является возможность акторов участвовать на академических мероприятиях, занятиях, формах контроля и т.п. без физического перемещения благодаря «эффекту присутствия» посредством VR. Соответственно, ВАМ – это новый этап развития академического обмена, где коммуникация трансформируется и адаптируется к новым условиям и возможностям, в том числе и посредством цифровых (научно)образовательных платформ (Ц(Н)ОП) и БД.
Онлайн-анкетирование и проектирование БД для ВАМ
В 2021, 2022 гг. авторами статьи было проведено 2 онлайн-анкетирования о внедрении ВАМ в ВОС ВУЗа [2, 3], выявлены организационные, коммуникационные технические проблемы, риски, возможности развития ВАМ [4, 5], а также необходимые элементы для проектирования архитектуры БД [6].В 2022 г. разработан и проведен целевой опрос в форме массового онлайн-анкетирования «(Виртуальная)академическая мобильность: к проектированию банка данных - 2022» [3] для проектирования архитектуры цифровой БД и реализации П(В)АМ с учетом ее рисков и возможностей развития при реализации ОП. БД также ориентирована на сетевые образовательные программы, реализуемые в границах РФ с возможным расширением на международный академический обмен [5].
Автоматизированный анонимный онлайн-опрос методом неслучайной выборки был проведен с 20 июня по 10 июля 2022 г. в московском кампусе РАНХиГС, ее 47-ти филиалах и ВУЗах-партнёрах от Дальнего Востока до Калининграда, которые развивают или заинтересованы в П(В)АМ. В анкетировании использован метод репрезентативной выборки: направлено отобраны четыре группы респондентов: обучающиеся/победители олимпиад/лица с ОВЗ, преподаватели (ППС / (Н)ПР), сотрудники деканата / администрация, разработчиков ОП. Опрос дает достаточную репрезентативность выборки, поскольку был проведен с соблюдением заявленной квоты среди 1856 респондентов, среди них:
1. обучающийся – 71%.; из них:
1.1. обучающийся (победитель олимпиады) – 2 %;
1.2. обучающийся с ОВЗ – 1%;
2. (Н)ПР – 20 %;
3. сотрудник деканата/администрации ВУЗа – 4 %.
4. разработчик/руководитель образовательной программы – 2 %.
Квота каждой группы зависит от пропорции их участия в реализации ОП, что определило пропорцию шагом «3» (не менее): 120 (3, 1) * 15 * 3 * 1, что позволило представить оптимальное количество респондентов, занимающихся управлением учебным процессом и разработкой ОП. Также квота определена с учетом того, что диапазон между массовыми и уникальными программами находится в рамках нормативов соотношения ППС и обучающихся (включая Постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 года N 234), среди обучающихся выделены 3 целевые группы (ЦГ):
- победители олимпиад (наиболее интересующиеся П(В)АМ);
- с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): ВАМ как расширение коммуникации;
- обучающиеся СПО как потенциальные абитуриенты ВО (5%) и ВО (бакалавриат (60%); специалитет (19%), магистратура (51%), аспирантура (1%) при возрастном диапазоне обучающихся в пределах 2-х групп: 17-21 год (68%) и 22-30 лет (24%));
Цель опроса – проектирование архитектуры цифровой БД для документационного, учебно-методического, транзакционного сопровождения и обработки данных при реализации ОП ВО РФ в форме (В)АМ.
Задачи анкетирования:
1. проектирование цифровой БД,
2. выявление отношения к (В)АМ ее участников;
3. анализ форматов реализации (В)АМ;
4. компенсация рисков ВАМ;
5. развитие форматов (В)АМ.
Результаты опроса позволили составить типовой портрет респондента и выявить риски и возможности развития П(В)АМ и БД. Были обнаружены возможные конфликты и совпадения интересов в проектировании, организации и реализации П(В)АМ при помощи вопросов, адресованным всем группам.
Обучающийся. Не имели опыта (В)АМ (85%), но заинтересованы (77%). Предпочитают формат ЭО и ДОТ (38%), при этом 22% хотели бы из региона обучаться: в Москве, 17% – за рубежом и 8% на онлайн-платформах. Наиболее интересными для (В)АМ называют С-Петербург и Казань (31%), зарубежье (21%) и Южный ФО (12%).
Не испытывают проблем: с применением ЭО – 28% и ДОТ – 27%, при аудиторном обучении – 12%, которое не дает совмещать учебу и работу – 24%, вызывает финансовые трудности – 21%, увеличивает время на дорогу – 19%. При ЭО и ДОТ на 1-е место ставят проблемы со здоровьем (19% и 20% соответственно), на 2-е – с обратной связью с преподавателем (18% и 18%) и на 3-е – проблемы с техподдержкой (12% и 12%). В 2022 г. равномерно распределились готовность обучаться в смешанном формате – 38% (в 2021 – 56%); в аудиторном – 23%; с применением ДОТ – 25%, с ЭО – 14%.
Обучающихся в рамках (В)АМ привлекают профессиональные (28%) и уникальные/авторские дисциплины (27%), при этом для (В)АМ считают подходящими магистратуру (23%), бакалавриат (22%) и ДПО (20%). Готовы сами формировать свою индивидуальную траекторию обучения (65%) при том, что обучающимся возможность выбора дисциплины предоставили бы/вероятно предоставили, соответственно: 40/36% (Н)ПР, 36/38% сотрудников деканата и 47/30% разработчиков ОП.
ЦГ «обучающиеся с ОВЗ» (60 % в возрасте 17-22 г., 40 % - старше 22 лет): большинство (90%) не имеют опыта (В)АМ и не обозначили свое позитивное/негативное отношение. Это позволяет предположить, что они являются перспективной аудиторией для (В)АМ при условии продвижения данных ОП, консультационной поддержки деканата и индивидуальной траектории обучения с учетом нозологии, поскольку 50 % предпочитают смешанный формат обучения, 30 % - ДОТ, 10 % - ЭО, и только 10 % - традиционный аудиторный.
С высоким потенциалом ЦГ «победители олимпиад»: 25% имеют опыт (В)АМ и практически все им удовлетворены (98%). Предпочитают: жить в РФ, обучаться за рубежом – 24%; жить и обучаться в Москве – 20%; обучаться на онлайн-платформе вне ВУЗа жить в РФ / за рубежом (19/8%); жить в регионе РФ, обучаться в Москве – 13%; обучаться в регионе РФ, жить в Москве / в регионе / за рубежом (2/2/2%). Традиционный аудиторный формат предпочитает 12%, смешанный – 32%, ДОТ – 37%, ЭО – 19%, поэтому смешанные форматы дадут возможность удовлетворить и региональные предпочтения. Мобильность в регион нуждается в дополнительной поддержке как минимально востребованная среди данных респондентов. Победители олимпиад больше всех групп заинтересованы посредством (В)АМ в научно-исследовательских проектах (40%), затем – в уникальной ОП (20%), культуре академической коммуникации (16%) и (Н)ПР (14%). Вся группа одобряет возможность выбрать дисциплины и т.п. в рамках (В)АМ, что демонстрирует склонность к самостоятельности и индивидуализации траектории обучения.
(Н)ПР – преподаватель: 36% имеют опыт преподавания на П(В)АМ, 50% – не имеют. Предпочтения по географии преподавания разделились так: жить у себя в регионе, преподавать на московских программах – 24%; жить в РФ и обучать на онлайн-платформах – 22%. (Н)ПР предпочитают работать с использованием ЭО и ДОТ – 19% или в смешанном формате – 51%. По сравнению с опросом 2021 г. увеличилось количество (Н)ПР, предпочитающих аудиторные занятия – 24%. В большей степени привлекает преподавание профессиональных дисциплин (39%). К разработке онлайн-курса на заказ положительно относится 60%, отрицательно – 28% из-за того, что снижается качество обучения / ЭО создает конкуренцию / не готовы работать на заказ 2% (региональные преподаватели). Среди трудностей ЭО и ДОТ названы проблемы: со здоровьем – 24%; с техническим сопровождением – 13%.
Сотрудник деканата. Не имеют опыта сопровождения П(В)АМ – 66%. Доброжелательно настроены к сопровождению П(В)АМ (29%), к его участникам (44%), не различая обучающихся (37%) своего ВУЗа и других. Предпочитают жить у себя в регионе и сопровождать либо обучающихся московских ОП (27%), либо обучение на Ц(Н)ОП (22%). Большинство (44%) заинтересовано в сопровождении программ со смешанным форматом. Находят оптимальным для ВАМ уровень магистратуры (26%) и ДПО (27%). Кроме профессиональных (27%) и уникальных/авторских дисциплин (25%), считают возможными сопровождение в формате ВАМ практической подготовки (17%) и НИРов (16%). Преимущества ВАМ, включая СОП, видят в: привлечении большего числе абитуриентов (22%) и преподавателей профессиональных дисциплин (16%); получении доступа к ресурсам организаций-партнеров (13%); расширении профессиональных связей (16%). Для (В)АМ предпочитают Центральный федеральный округ (15%). В качестве трудностей в сопровождении П(В)АМ называют отсутствие быстрой обратной связи с участниками образовательного процесса и техподдержкой, низкую скорость внесения изменений в методическую и сопровождающую документацию, непроработанность финансовой и юридической составляющей.
Разработчик ОП: заинтересован в заказе у организации-партнера онлайн-курсов (42%), однако 27% отрицательно относится к формату ЭО из-за низкого качества обучения. Велик процент готовых к переезду в Москву (25%). Солидарны с сотрудниками деканатов в том, что (В)АМ дает возможность расширения абитуриентов (20%), профессиональных связей (18%) и доступа к ресурсам организаций-партнеров (17%). Наиболее интересными регионами для (В)АМ называют Санкт-Петербург и Казань (21%).
Таким образом, сбалансированное сочетание форматов обучения, автоматизированный контроль за активностями, оперативная техподдержка, стабильная связь между участниками (В)АМ, позволит избежать/компенсировать риски при проектировании и реализации П(В)АМ.
Все группы отдают предпочтение гибридному формату П(В)АМ (38/51/44/46%), благодаря чему можно эффективно использовать преимущества и компенсировать недостатки различных форматов. Обучающиеся, преподаватели, сотрудники деканата, разработчики ОП испытывают проблемы с(о) техподдержкой при ЭО (12/13/27/33 %) и ДОТ (12/13/24/24 %). Разработчики/руководители ОП чаще всех обращаются к техподдержке, поскольку обеспечивают документационное сопровождение ОП, в т.ч. при помощи (К)АС, ГИС и других цифровых сервисов. Это позволяет сделать вывод о том, что автоматизированная БД, необходима ОП (В)АМ для оперативного обмена документами, с зашитыми в нее шаблонами, бесшовными интегрированными цифровыми сервисами, связанными платформами, сайтами ВУЗов.
Полученные результаты позволяют сделать вывод о запросе на академический обмен в разных форматах (аудиторном, ЭО и ДОТ), если работать с мотивацией, обеспечить источники финансирования (трансфер, проживание и оплату за обучение), оперативно реагировать на риски, в т.ч. соблюдать санитарно-гигиенические требования, особенно при ВАМ.
Для успешной академической коммуникации в рамках П(В)АМ необходимо использовать обучающимся, (Н)ПР, сотрудникам деканатов и администрации цифровые инструменты. Введение электронного документооборота и простой цифровой подписи (ПЦП) позволит создать посредством БД единое коммуникативное пространство для всех участников (В)АМ между всеми звеньями системы управления и оптимизировать документооборот, сократить издержки на транзакции, персонал операционного уровня. Для оптимального документооборота П(В)АМ необходим доступ к централизованной базе данных.
Проектирование П(В)АМ на уровне ВУЗа
П(В)АМ ВО на стадиях проектирования и реализации должна отвечать требованиям ФГОС, международным стандартам и нормативно-правовой базе РФ, для чего нужно, как мы указывали ранее:ü обеспечивать социокультурную и институциональную адаптацию и поддерживать мотивацию обучающихся;
ü индивидуализировать образовательную траекторию, сочетая модульную, кейсовую, групповую, сетевую и смешанную технологии обучения, расширив в учебных планах набор элективных дисциплин, развивая программы ДПО, аспирантуры и т. п.;
ü служить инструментом привлечения преподавателей, исследователей и работодателей из других регионов для образовательной, научно-исследовательской, проектной деятельности и практической подготовки» [4, с. 304].
Необходимо также разработать ЛНА, для чего утвердить «Порядок реализации международной, федеральной и региональной (виртуальной) академической мобильности обучающихся…» с учетом ФНА [1], юридических особенностей и технических возможностей ВУЗа, коммуникаций, организации, администрирования и учебной деятельности ВО.
В документе нужно определить термины, применяемые в реализации ОП (В)АМ, например: исходящая АМ; входящая международная, федеральная, региональная, виртуальная АМ; признание периода обучения и т.д. Порядок должен устанавливать особенности организации ВАМ с использованием ЭО и ДОТ, в том числе в рамках СОП, программ двух дипломов и т.п.. Определить в соглашении/договоре границы ответственности сторон за разработку и реализацию ОП.
Отразить в порядке этапы и элементы проектирования и реализации П(В)АМ с использованием БД, Ц(Н)ОП:
− условия заключения договора (соглашения) с организацией-партнером о (В)АМ, в том числе финансовые;
− условия доступа организации и пользователей к контенту (В)АМ;
− этапы согласования программы (В)АМ, включая ответственных за них;
− составление и согласование учебного плана (УП) /сетевого учебного плана (СУП) / индивидуального учебного плана (ИУП);
− оформление приглашения/направления/запроса от организации на обучение и т.п.;
− формирование приказа о направлении, зачислении, отчислении обучающегося в организации-партнере за ЦП руководителя организации;
− оказание поддержки, обратной связи, сопровождения П(В)АМ сотрудниками виртуального деканата, преподавателем и IT-службой;
− контроль за промежуточной аттестацией, совместной защитой ВКР, проекта и т.п.;
− процедуру признания периода обучения (согласование содержания и трудоемкости в ЗЕ УП; признание результатов обучения и т.д.).
Перезачет осуществляется в рамках СОП и партнерских программ (жесткая схема) и системы сертификатов (гибкая схема), включая согласование системы и критериев оценивания. Посредством БД формировать электронный документ об образовании/периоде обучения, включающий перечень модулей/дисциплин/практик, ИА/ГИА, объем в ЗЕ и оценку.
Для развития (В)АМ оптимально создать виртуальные кампусы ВУЗов для коммуникации, информирования и прозрачности реализации проектов и ОП. «Виртуальный деканат» оптимально на Ц(Н)ОП, ассоциировать с сайтом ВУЗа; его цель – организационное, учебно-методическое обеспечение и контроль за реализацией П(В)АМ. Здесь должны размещаться сведения, цифровые тени/профили/двойники следующих сущностей: консультант, руководитель П(В)АМ, обучающийся, преподаватель, сотрудник IT-поддержки. В Ц(Н)ОП необходимо интегрировать / создать сервисы обратной связи, почты, обмена мгновенными сообщениями, чат-боты и т.п., а также индикаторы прогресса П(В)АМ, оповещения дедлайнов, проверки заданий и т.п.
Должны быть максимально автоматизировано формирование документов на основе шаблонов, контрольные функции, финансовые транзакции, формирование отчетов и аналитики и т.д. с использованием технологий блокчейн, АС и т.п.. Обеспечить в ВОС сопровождение и фиксацию образовательного процесса, в том числе, для направляющей организации. Для ОП и СОП создать «объединенный виртуальный деканат», который позволить всем сторонам контролировать учебный процесса и его результаты.
Оптимизация коммуникации всех участников от партнеров-организаций способствует успешной адаптации обучающихся к ВОС, для чего стандартизируются учебные процессы. Для включенности обучающегося в академическую культуру необходима цифровая тень / двойника вуза, где представлен кампус и его составляющие (архитектура, библиотека, аудитории, инфраструктура и т.д.), что создает иммерсивный виртуальный эффект.
Сайт организаций-партнеров должен содержать раздел «(Виртуальная) академическая мобильность», где размещается ВОС университета и доступ через ГИС к документообороту и реализации ОП. Здесь целесообразно «публиковать новости, события и информацию, относящуюся к виртуальному университету, научно-исследовательской, воспитательной и социокультурной жизни, размещать учебный контент, сведения о программах ВАМ и продвигать, осуществлять документационное сопровождение, а также вести автоматизированный учет активностей пользователей, в том числе, с управленческими и прогностическими целями» [4, с. 303].
Проектирование (В)АМ на уровне ОП
Развитию ВОС, ВАМ и т.п. препятствует недоверие к ИТ-технологиям и сбору персональных данных, низкое владение информационными и телекоммуникационных технологиями (ИКТ) всеми участниками образовательного процесса, недостаточность виртуальной коммуникации и ущерб для здоровья, что влияет на цифровизации рабочих и организационно-управленческих процессов.При полной автоматизации академической коммуникации возникают проблемы с качеством образования, научно-исследовательской деятельности, которые можно обеспечить, например, высокой мотивацией. Как показывают результаты проведенного нами опроса [2], все участники образовательного процесса отдают предпочтение гибридным форматам коммуникации, чтобы компенсировать риски и использовать возможности ВОС. При гибридном и автоматизированном форматах (Н)ПР должен методически корректно использовать возможности ВОЗ, чтобы управлять процессом обучения, контролировать его и обеспечивать комфортное общение.
Обучающегося нужно подготовить к ВАМ, обеспечить ему уникальную образовательную траекторию. ВАМ позволяет обучающемуся одновременно осваивать дисциплин/модулей и другие элементы ОП в организации-партнере и в своем ВУЗе, что требует учета и контроля учебной нагрузки. На этапе проектирования ПВАМ следует выстроить логику образовательного процесса в учебном плане и календарном учебном графике, синхронизировать расписание, предоставить оптимальное время для обучения. Для построения индивидуальной образовательной траектории необходимо информирование и консультирование обучающихся о П(В)АМ. Важна социокультурная и институциональная адаптация к виртуальной корпоративной среде и мотивация акторов с помощью иммерсивности ВОС и инструментов лояльности всех участников образовательного процесса.
Проектирование БД для ВАМ
БД для П(В)АМ должна обеспечивать следующие организационно-коммуникативные процессы:- формирование БД,
- управление БД,
- транзакции,
- выбор П(В)АМ,
- освоение элементов П(В)АМ,
- контроль за реализацией П(В)АМ,
- коммуникация между участниками образовательного процесса (В)АМ.
БД продуктивна для всех форматов (В)АМ, осуществляемой при помощи ЭО, ДОТ, традиционного аудиторного и смешанного формата обучения. БД должна быть спроектирована для всех уровней подготовки/научно-исследовательской работы П(В)АМ, поскольку, согласно опросу, ВАМ интересна для бакалавриата (22/25/19/16), магистратуры (23/20/26/25), специалитета (14/18/10/11), аспирантуры (8/8/9/13) и ДПО (20/17/27/25). БД применима в рамках академического обмена, сетевого взаимодействия и т.д. для дисциплин/модулей, практической подготовки, проектной и научно-исследовательской работы.
Для выбора П(В)АМ участниками образовательных отношений БД, согласно результатам опроса, дисциплины/модули/практики и т.п. должны включать информацию по важности в порядке убывания:
1. наименование дисциплины/модуля и т.п.,
2. организация, разработавшая дисциплину/модуль,
3. срок освоения, объем в часах/ЗЕ,
4. стоимость обучения,
5. формат обучения (ЭО, ДОТ, аудиторный, смешанный),
6. разделы/темы и их краткое содержание,
7. аннотация дисциплины/модуля, практики и т.п.,
8. уровень освоения (начальный, базовый, продвинутый),
9. ФИО преподавателя, информация о нем (ученая степень/должность/опыт работы/публикации и т.п.),
10. видеоролик с презентацией преподавателя(ей) о дисциплине/модуле,
11. отзывы обучающихся,
12. язык обучения,
13. возможность использовать сертификат(ы),
14. рейтинг дисциплины,
15. сервисы для лиц с ОВЗ,
16. результаты промежуточной аттестации,
17. результаты текущего контроля,
18. ФИО обучающихся, зачисленных на курс.
Для обеспечения академической коммуникации, электронного документооборота, проведения транзакций и контроля качества (в т. ч. с точки зрения аккредитационных показателей ОП) на сайте, ассоциированном с БД, должны быть расположены интуитивно осваиваемые пользователями сервисы, включая социальные, которые ниже ранжированы в порядке убывания по востребованности респондентами:
1. личный кабинет,
2. обратная связь с преподавателем,
3. обратная связь с обучающимся,
4. обратная связь с деканатом (в т.ч. организации-партнера),
5. чат для общения обучающихся между собой,
6. транзакционные сервисы (заключение договора, оплата и т.д.),
7. консультационная поддержка (в выборе траектории обучения/дисциплины),
8. обратная связь с консультантами программы,
9. опросники для:
a. обучающихся,
b. преподавателей,
c. разработчиков ОП,
d. администрации.
Схема прототипа базы данных для виртуальной академической мобильности зарегистрирована как результат интеллектуальной деятельности [6]. Для прототипа БД использована реляционная модель данных [см. подробнее о качестве СУБД: 11]. Ниже приведен перечень таблиц и полей БД [6].
Таблица «organization» – организация, реализующая дисциплину/модуль
· «id» – идентификатор
· «name» – наименование организации
· «license» – информация о лицензии
· «organization_type_id» – тип организации, ссылка на таблицу «organization_type»
Таблица «organization_type» – тип организации
· «id» – идентификатор
· «type» – тип организации. Примерные значения: вуз; цифровая (научно)образовательная платформа (Ц(Н)ОП); иное
Таблица «organization_property_set» – набор возможных свойств организации
· «id» – идентификатор
· «organization_type_id» – тип организации. Ссылка на таблицу «organization_type_id»
· property – наименование свойства организации. Примерный набор значений. Для типа организации «вуз»: государственная аккредитация; общественная аккредитация; международная аккредитация; ЭИОС; ЭБС; МТО. Для типа организации «цифровая (научно)образовательная платформа (Ц(Н)ОП)»: цифровые ресурсы для образовательной деятельности; цифровые ресурсы для практической подготовки; цифровые ресурсы для проектной деятельности; цифровые ресурсы для научно-исследовательской деятельности. Для типа организации «иное»: помещения для практической подготовки; МТО для образовательной деятельности; МТО для научно-исследовательской деятельности; МТО для проектной деятельности.
Таблица «organization_property» – конкретные значения доступных свойств организации
· «organization_id» – идентификатор организации ссылка на таблицу ссылка на таблицу «organization»
· «organization_property_set_id» – наименование свойства организации, ссылка на таблицу «organization_property_set»
· «property» – значение конкретного свойства
Таблица «level» – уровень подготовки
· «id» – идентификатор
· «level» – наименование уровня подготовки. Типовые значения: СПО; Бакалавриат; Магистратура; Специалитет; Аспирантура; Ординатура; Адъюнктура; Ассистентура; Докторантура
Таблица «form» – форма реализации программы (В)АМ
· «id» – идентификатор
· «form» – наименование формы реализации. Типовые значения: сетевая; двух дипломов; индивидуальная академическая мобильность
Таблица «language» – язык реализации программы (В)АМ
· «id» – идентификатор
· «language» – наименование языка. Типовые значения: русский, английский и т.д.
Таблица «format» – формат освоения программы (В)АМ
· «id» – идентификатор
· «format» – наименование формата. Типовые значения: ЭО (электронное обучение); ДОТ (дистанционные образовательные технологии); аудиторный; смешанный (ЭО / ДОТ / аудиторный)
Таблица «program» – программа
· «id» – идентификатор
· «name» – наименование программы
· «code» – код направления подготовки
· «speciality» – наименование направления подготовки / специальность
· «profile» – направленность / профиль
· «organization_id» – идентификатор организации ссылка на таблицу ссылка на таблицу «organization»
· «level_id» – уровень подготовки, ссылка на таблицу «level»
· «form_id» – форма реализации программы, ссылка на таблицу «form»
· «language_id» – основной язык реализации программы, ссылка на таблицу «language»
· «format_id» – формата освоений программы, ссылка на таблицу «format»
· «size_ze» – объем в зачетных единицах (ЗЕ)
· «size» – объем в академических часах
· «size_contact» – объем контактной работы (ак.ч.)
· «size_solo» – объем самостоятельной работы (ак.ч.)
· «size_eo» – объем ЭО (ак.ч.)
· «em_support» – учебно-методическое обеспечение П(В)АМ
· «documentation» – сопроводительные документы
Таблица «program_time» – Срок и стоимость освоения
· «id» – идентификатор
· «program_id» – идентификатор программы, ссылка на таблицу «program»
· «start» – начало освоения
· «end» – окончание освоения
· «price» стоимость П(В)АМ
Таблица «prof_type» – тип (вди) научно-педагогического работника
· «id» – идентификатор
· «prof_type» – вид научно-педагогической деятельности. Типовые значения: «Преподаватель (В)АМ»; «Руководитель программы практической подготовки (В)АМ»; «Руководитель проекта (В)АМ)»; «Руководитель НИР (В)АМ»
Таблица «program_prof» – НПА программы
· «program_id» – идентификатор программы, ссылка на таблицу «program»
· «prof_type_id» – идентификатор типа НПА, ссылка на таблицу «prof_type»
· «prof_id» – идентификатор физлица НПА, ссылка на таблицу «prof»
Таблица «prof» – физлицо НПА
· «id» – идентификатор
· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»
· «organization_id» – место работы, ссылка на таблицу «organization»
· «job_title» – должность
Таблица «person» – физическое лицо (обучающийся, НПА)
· «id» – идентификатор
· «name» – ФИО
· «information» – персональные данные
· «membership» – членство в научных и общественных организациях
· «experience_pedagogical» – стаж педагогический
· «experience_professional» – стаж в профессиональной области
· «publications» – научные публикации
· «portfolio» – портфолио (публикации в СМИ, научно-исследовательская работа, работа в государственной, социальной сфере, волонтерство, культурно-творческая, спортивная деятельность, награды, премии)
Таблица «person_degree» – ученая степень физлица
· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»
· «degree» – ученая степень
Таблица «person_title» – ученое звание физлица
· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»
· «title» – ученое звание
Таблица «person_education» – информация об образовании физического лица
· «person_id» – идентификатор физлица, ссылка на таблицу «person»
· «education_level_id» – идентификатор уровня образования ссылка на таблицу «education_level»
· «university» – учебное заведение
· «program» – наименование образовательной программы
· «code» – код направления подготовки
· «speciality» – наименование направления подготовки / специальность
· «profile» – направленность / профиль
· «qualification» – квалификация по документу об образовании
Таблица «education_level» – уровни образования
· «id» – идентификатор
· «education_level» – уровень образования. Типовые значения: Высшее, Аспирантура, Докторантура, PhD, Дополнительное образование, Повышение квалификации, Профессиональная переподготовка, Сертификаты
Таблица «syllabus_type» – тип учебного плана
· «id» – идентификатор
· «syllabus_type» – наименование типа УП. Типовые значения: УП с нормативным сроком освоения; УП с ускоренным сроком освоения; Индивидуальный УП; План-график практической подготовки; План-график научно-исследовательской работы; План-график проектной работы
Таблица «syllabus» – учебный план (УП)
· «id» – идентификатор
· «syllabus_type_id» – тип УП
· «program_id» – программа обучения, ссылка на таблицу «program»
· «requisites» – реквизиты (дата утверждения, сроки обучения и т.п.)
Таблица «subject_type» – тип дисциплины учебного плана
· «id» – идентификатор
· «subject_type» – наименования типа дисциплины. Типовые значения: Дисциплина; Модуль; Практическая подготовка; Проектная работа; Научно-исследовательская работа
Таблица «attestation_type» – тип промежуточной аттестации
· «id» – идентификатор
· «attestation_type» – наименования типа аттестации. Типовые значения: Экзамен; Зачет с оценкой; Зачет; Защита Проекта; Защита Отчета; Защита ВКР; Защита НКР; Итоговая работа / отчет / ВКР/ НКР; Отчет об оригинальности; Отзыв руководителя; Отзыв рецензента(ов)
Таблица «subject» – дисциплина учебного плана
· «id» – идентификатор
· «syllabus_id» – идентификатор УП, ссылка на таблицу
· «subject_type_id» – тип дисциплины УП, ссылка на таблицу «subject_type»
· «organization_id» – организация, отвечающая за реализацию данной дисциплины, ссылка на таблицу «organization»
· «form_id» – форма реализации дисциплины, ссылка на таблицу «form»
· «language_id» – язык реализации дисциплины, ссылка на таблицу «language»
· «format_id» – формата освоений дисциплины, ссылка на таблицу «format»
· «size_ze» – объем в зачетных единицах (ЗЕ)
· «size» – объем в академических часах
· «size_contact» – объем контактной работы (ак.ч.)
· «size_solo» – объем самостоятельной работы (ак.ч.)
· «size_eo» – объем ЭО (ак.ч.)
· «em_support» – учебно-методическое обеспечение программы (В)АМ
· «start» – начало освоения
· «end» – окончание освоения
· «attestation_type_id» – тип итоговой аттестации, ссылка на таблицу «attestation_type»
Таблица «subject_prof» – НПА дисциплины
· «subject _id» – идентификатор дисциплины, ссылка на таблицу «subject»
· «prof_type_id» – идентификатор типа НПА, ссылка на таблицу «prof_type»
· «prof_id» – идентификатор физлица НПА, ссылка на таблицу «prof»
Таблица «student» -- обучающийся
· «id» – идентификатор
· «person_id» – физическое лицо, ссылка на таблицу «person_id»
· «organization_id» – базовая организация, ссылка на таблицу «organization_id»
Таблица «student_syllabus» – УП обучающегося
· «student_id» – обучающийся, ссылка на таблицу «student»
· «syllabus_id» – УП, по которому ведется обучение, ссылка на таблицу «syllabus»
· «result» – результат освоения/аттестации
· «documentation» – сопроводительные документы
Таблица «student_subject» – дисциплины обучающегося
· «student_id» – обучающийся, ссылка на таблицу «student»
· «subject_id» – дисциплина, которую изучает обучающийся, ссылка на таблицу «subject»
· «result» – результат освоения/аттестации по дисциплине
· «documentation» – сопроводительные документы
Таблица «contract_type» – типы договоров
· «id» – идентификатор
· «contract_type» – наименование типа договора. Типовые значения: между организациями; между организацией и преподавателем; между организацией и обучающимся 2-сторонний; между организацией и обучающимся 3-сторонний; между организацией и обучающимся 4-сторонний
Таблица «contract» – договор
· «id» – идентификатор
· «contract_type_id» – типа договора, ссылка на таблицу «contract_type»
· «contract» – содержание договора
· «number» – номер договора
· «date» – дата заключения
· «application» – приложение к договору
Таблица «side» – сторона договора
· «id» – идентификатор
· «person_id» – идентификатор физического лица, ссылка на таблицу «person» (может принимать пустое значение)
· «organization_id» – идентификатор организации (юридического лица), ссылка на таблицу «organization» (может принимать пустое значение)
Таблица «side_type» – тип стороны договора
· «id» – идентификатор
· «side_type» – тип стороны договора. Типовые значения: заказчик, исполнитель, уполномоченный представитель и т.п.
Таблица «contract_side» – стороны договора
· «contract_id» – договор, ссылка на таблицу «contract»
· «side_id» – сторона договора, ссылка на таблицу «side»
· «side_type_id» – тип стороны договора, ссылка на таблицу «side_type»
Для развития академической ВОС необходимо создать цифрового двойника/тень образовательной организации и смоделировать образовательные, организационно-управленческие и научно-образовательные процессы. ВОС редуцирует традиционную академическую культуру до минимальной знаковой коммуникации и образовательного контента, отсекая/модифицируя, например, многие элементы невербальной, паравербальной и социокультурной коммуникации.
При развитии ВАМ в проект Ц(Н)ОП необходимо заложить:
ü использование Ц(Н)ОП для взаимодействия всех участников организационно-управленческих и научно-образовательных процессов,
ü обеспечение организационной и методической поддержки, транзакций в сочетании с блокчейн-технологиями;
ü пространство ВУЗа, сотрудников администрации, деканатов, обучающихся, преподавателей и т.п. в формате цифровых теней / двойников;
ü ресурсы на создание, поддержание и обслуживание, включая автоматизацию – кадровые, финансовые, временные и т.п.;
ü представление о том, что виртуальная академическая коммуникация не тождественна традиционным формам корпоративной культуры, поэтому пользователи должны быть мотивированы на использование ее оптимальных возможностей;
ü виртуальная академическая коммуникация трансформацию административных, финансовых, методических, учебных, образовательных, научно-исследовательских, воспитательных и социокультурные процессов;
ü контроль и управление виртуальными процессами в Ц(Н)ОП, при помощи технологии Big Data для отчетов, анализа, развития ВКК.
Выводы
ВАМ обладает следующими преимуществами: разработчики ОП, сотрудники деканата, обучающиеся и преподаватели имеют доступ к документам и контенту ОП вне зависимости от времени и местонахождения; можно параллельно обучаться или работать в нескольких организациях; коммуникативные, организационные, учебно-методические и финансовых процессы автоматизированы и оцифрованы.Поскольку корпоративная культура ВУЗа адаптируется под влиянием внешней среды и консолидирует внутреннюю, ВОС благодаря принципам целостности, резилентности и иммерсивности позволит реализовать ряд организационно-управленческих, научно-образовательных, проектных и др. процессов, транзакций в цифровом формате, как правила, с последующим отмиранием нецифрового вида.
Электронный документооборот и цифровая подпись (ПЦП) позволит создать посредством БД единое коммуникативное пространство для всех участников (В)АМ между всеми звеньями системы управления и оптимизировать время периода документооборота, сократить издержки на транзакции, персонал операционного уровня. Следовательно, для оптимального документооборота П(В)АМ необходима централизованная БД.
Для обеспечения информации участников (В)АМ посредством БД необходимо:
1. определиться с источниками и схемой финансирования для П(В)АМ (бюджетное, грантовое, за счет организации/личных средств обучающихся), затратами на логистику, проживание, питание, реализацию ОП и т.д..
2. использовать сайт организации/Ц(Н)ОП и ассоциированную с ним БД для транзакций, электронного документооборота, сопровождения учебного процесса, поиска партнёров;
3. обеспечить для П(В)АМ согласование с обучающимися и организациями/партнерами перечня дисциплин/модулей/практик и графика их проведения;
4. внедрять в П(В)АМ форматы ЭО и ДОТ, ЛМС, транскординг, голосовые переводчики, сервисы обратной связи, их интеграцию с БД;
5. использовать современные формы продвижения П(В)АМ: интегрировать сайт организации с социальными сетями для привлечения обучающихся и организаций-партнеров.
Образовательный и научно-исследовательские процессы не только не поддаются, но и не требуют тотальной цифровизации и превращения в VR, виртуальная реальность нуждается в оптимальном использовании ее возможностей, в первую очередь, для диверсификации и многоформатности коммуникации и развития академической виртуальной корпоративной культуры.
References:
Evlampieva G.I. (2022). Vliyanie setevogo vzaimodeystviya na pokazateli konkurentosposobnosti vuzov [The impact of networking cooperation on the universities competitiveness]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (3). 1131-1144. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.3.114320.
Gagarina I.Yu., Kulikova O.M., Lisovich I.I. (2021). Virtualnaya akademicheskaya mobilnost v vysshem obrazovanii [Virtual academic mobility in higher education]. Vestnik RGGU. Seriya: Literaturovedenie. Yazykoznanie. Kulturologiya. (9-2). 290-306. (in Russian). doi: 10.28995/2686-7249-2021-9-290-306.
Gagarina I.Yu., Kulikova O.M., Lisovich I.I. (2021). Akademicheskaya mobilnost v vysshem obrazovanii: opyt, vozmozhnosti i problemy v realizatsii – 2021 [Academic mobility in higher education: experience, opportunities and challenges in implementation 2021] (in Russian).
Gagarina I.Yu., Kulikova O.M., Lisovich I.I. (2023). Proektirovanie virtualnoy akademicheskoy mobilnosti vysshego obrazovaniya: spetsifika, riski i vozmozhnosti razvitiya [Designing virtual academic mobility in higher education: specificities, risks and development opportunities]. Leadership and management. 10 (1). 241-260. (in Russian). doi: 10.18334/lim.10.1.117106.
Gagarina I.Yu., Kulikova O.M., Lisovich I.I. (2023). (Virtualnaya) akademicheskaya mobilnost: k proektirovaniyu banka dannyh – 2022 [Virtual academic mobility: towards designing a data bank 2022] (in Russian).
Kalendzhyan S.O., Gumilevskaya O.V. (2022). Mezhdunarodnyy opyt razvitiya programm DBA i vozmozhnosti ego adaptatsii v rossiyskom biznes-obrazovanii [International experience of dba program development and implementation in russian business education]. Russian Foreign Economic Bulletin. (11). 39-63. (in Russian). doi: 10.24412/2072-8042-2022-11-39-63.
Kulikova O.M., Gagarina I.Yu., Lisovich I.I. (2024). Prototip bazy dannyh dlya (virtualnoy) akademicheskoy mobilnosti vysshego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe i dokumentatsionnoe soprovozhdenie [Prototype of a database for (virtual) academic mobility of higher education: educational, methodological and documentation support] (in Russian).
Molchanov I.N. (2022). Obrazovanie i nauka: tendentsii razvitiya kadrovogo potentsiala [Education and science: trends in the development of human resources]. Leadership and management. 9 (3). 691-708. (in Russian). doi: 10.18334/lim.9.3.114932.
Murray J.H. (1997). Hamlet on the Holodeck: The Future of Narrative in Cyberspace New York: Frees.
Tumenova S.A. (2022). Informatsionno-kommunikatsionnyy mekhanizm obespecheniya setevyh vzaimodeystviy uchastnikov regionalnogo innovatsionnogo protsessa [Information and communication mechanism for ensuring network interactions of the regional innovation process participants]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 823-834. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114221.
Udod M.G., Egorova E.N. (2023). Kachestvo dannyh v relyatsionnyh bazakh dannyh s ispolzovaniem SQL [Data quality in relational databases using SQL] Current problems of economics and finance in the context of crisis and sanctions. 143-148. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:56:02