Логистикоориентированная процессинговая модель субъектов рынка битумных материалов на основе конкурентного сотрудничества

Кукушкина Т.М.1, Купцов Н.А.2
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
2 ООО «ИЗОКРОМ», Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 5 (Май 2024)

Цитировать:
Кукушкина Т.М., Купцов Н.А. Логистикоориентированная процессинговая модель субъектов рынка битумных материалов на основе конкурентного сотрудничества // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 5. – doi: 10.18334/epp.14.5.121020.

Аннотация:
В статье на основе оценки российского рынка рулонных битумных материалов как высоко концентрированного, предложена логистикоориентированная процессинговая модель работы предприятий на основе концепции конкурентного сотрудничества. Выявлены факторы целесообразности формирования кооперации между участниками рынка. Определена зависимость эффективности регионального присутствия субъектов исследуемого рынка от логистического плеча. Исследовав концепцию конкурентного сотрудничества, авторы приходят к выводу об оптимальности ее применения на рынке рулонных битумных материалов в области производства и логистики. Выявлены перспективы взаимодействия на основе взаимной выгоды для компаний.

Ключевые слова: конкурентное сотрудничество, кооперация, конкуренция, рынок рулонных битумных материалов, логистика, логистическое плечо, процессинг



Введение

Развитие рынка битумных материалов имеет ключевое значение для инфраструктурного роста, строительного сектора и экономического развития страны в целом. Рулонные битумные материалы (РБМ) широко используются в строительстве, особенно для кровельных и гидроизоляционных работ, а их характеристики напрямую влияют на качество и долговечность зданий и сооружений.

Несмотря на беспрецедентную ситуацию санкционного давления на все секторы российской экономики, в 2023 году строительный сектор показал рост на 8%, а рынок строительных материалов вырос на 2,6%. При этом доля рулонных битумных материалов (РБМ) в сегменте кровельных материалов имеет стабильную тенденцию к росту за счет сокращающейся доли консервативного для рынка материала – рубероида, доля которого за последние 30 лет сократилась от 100% до 18,1%; за последние 3 года – на 8% [15]. Однако проблемы в логистике рулонных битумных материалов, связанные с ограниченным количеством игроков на рынке, что удлиняет логистическое плечо и, соответственно, увеличивает логистические издержки требует серьезного научного исследования.

Целью исследования является разработка и оценка влияния процессинговой модели на логистические издержки предприятий на рынке рулонных битумных материалов в России на основе конкурентного сотрудничества. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи: дать характеристику рынка рулонных битумных материалов России, определить зависимость регионального присутствия субъектов исследуемого рынка от логистического плеча, исследовать модель конкурентного сотрудничества и предложить механизмы ее применения на рынке РБМ.

Предметом исследования является рынок рулонных битумных материалов России как наиболее высококонцентрированный и быстрорастущий сегмент производства строительных материалов, требующий современных решений на взаимовыгодных условиях для всех его субъектов. Методологическую основу данного исследования составляют отраслевой конкурентный анализ, анализ и синтез эмпирической базы, обобщение теоретического материала и фактографических данных.

Информационная база сформирована на основе специализированных маркетинговых исследований рынка рулонных битумных материалов (кровельных и гидроизоляционных) Alto Consulting Group, данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) по строительной отрасли, аналитических данных института развития в жилищной сфере России ДОМ.РФ по строительной отрасли, открытых данных субъектов исследуемого рынка, отечественных и зарубежных исследований по кооперации в условиях конкуренции.

Результаты данного исследования могут содержать практическую значимость как для представителей малого бизнеса, сталкивающихся с ограничением ресурсов для роста и развития, в первую очередь, в области логистики, так и для корпорации-лидера исследуемой отрасли, находящейся в условиях ограниченности доступа на экспортные рынки и высокого риска применения антимонопольного регулирования на внутреннем рынке при проведении M&A (слияний и поглощений).

Оценка рынка рулонных битумных материалов

Рыночные тенденции в последнее десятилетие диктуют тренд на развитие сотрудничества между компаниями конкурентами. Российский рынок рулонных битумных материалов не является исключением, хотя имеет свои особенности в части его концентрации, емкости и распределения долей основных игроков.

Для оценки рынка рулонных битумных материалов в России применим расчет уровня концентрации на основе индекса уровня концентрации CR и индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) [6]. Исходя из позиций субъектов исследуемого рынка [1], авторами рассчитаны индексы по долям в выручке крупнейшего производителя (Технониколь), 3 крупнейших производителей (Технониколь, КРЗ, ВИЛЛАКО), 6 крупнейших производителей (Технониколь, КРЗ, ВИЛЛАКО, МЯГКАЯ КРОВЛЯ, ОРГКРОВЛЯ, ТЕГОЛА).

Таблица 1 – Оценка уровня концентрации рынка рулонных битумных материалов по индексам CR, HHI (составлено авторами)

Производители
Уровень концентрации CRi*
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHIi)**
Уровень концентрации
i = 1: ТН
0,78
6006
Высоко концентрированный рынок
i = 3: ТН, КРЗ, ВИЛЛАКО
0,88
064
Высоко концентрированный рынок
i = 6: ТН, КРЗ, ВИЛЛАКО, МЯГКАЯ КРОВЛЯ, ОРГКРОВЛЯ, ТЕГОЛА
0,96
6087
Высоко концентрированный рынок
*CR3<0,4 – низко концентрированный рынок; 0,4<CR3<0,75 – умеренно концентрированный рынок; CR3>0,75 – высоко концентрированный рынок.

** HHI <1000 – низко концентрированный рынок; 1000<HHI <1800 – умеренно-концентрированный рынок; 1800<HHI <10000 – высоко концентрированный рынок.

На основе рассчитанных индексов концентрации можно сделать вывод о крайне высоком уровне концентрации рынка рулонных битумных материалов в России. Исходя из долей крупнейших производителей, данный рынок относится к типу жесткой монополии. Таким образом, любое конкурентное действие корпорации-лидера сопряжено с рисками антимонопольного регулирования. В свою очередь, рынок данного типа имеет высокие барьеры для входа и развития для остальных производителей. Мы считаем, что в ситуации существенных ограничений для роста как для лидера, так и для других игроков для всех субъектов рынка целесообразно применение концепции конкурентного сотрудничества.

Концепция конкурентного сотрудничества

Многие межкорпоративные отношения, от сделок между покупателями и поставщиками до стратегических корпоративных альянсов, предполагают одновременное стремление к конкуренции и сотрудничеству. Когда корпорация вступает в сотрудничество с близким конкурентом, парадокс одновременной конкуренции и сотрудничества становится наиболее заметным. Научные попытки исследовать парадоксальные условия этого явления весьма ограничены, а в области корпоративной логистики отсутствуют вовсе.

В научной литературе такие межкорпоративные взаимоотношения чаще всего рассматриваются либо с точки зрения конкурентной борьбы, либо фокусируясь на формах объединений и структурах взаимовыгодных соглашений [2,20]. Гомес-Кассерес (1994) впервые ввел понятие глобальной конкуренции, чтобы проиллюстрировать ситуации, когда фирмы в каждой группе связаны друг с другом различными союзническими отношениями, и эти группы конкурируют друг с другом [22]. Отечественные исследователи [3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,16,17,18,19,21] также пытались понять кооперацию бизнеса с точки зрения одновременного сотрудничества и конкуренции между крупными компаниями и пришли к выводу, что сотрудничество отражает любые совместные действия, состоящие в поиске общей выгоды, вытекающей из взаимозависимых ресурсов. Конкуренция, в свою очередь, отражает власть, контроль и конфликты, возникающие в процессе поиска частных выгод. Сегодня подавляющее большинство современных деловых отношений мы видим между конкурентами, то есть между представителями одной отрасли. Таким образом, под конкурентным сотрудничеством авторы понимают взаимовыгодные отношения между конкурентами («выиграл-выиграл»), в отличие от конкуренции «выиграл-проиграл». Важно отметить, что в кооперации баланс между сотрудничеством и конкуренцией может периодически нарушаться, однако основная цель конкурентного сотрудничества состоит в том, чтобы субъекты кооперации смогли привести его к сбалансированному уровню этих двух факторов.

Основными предпосылками для конкурентного сотрудничества является обоюдный эффект от объединения ресурсов или взаимовыгодный обмен и дополнение друг друга ресурсами для создания ценности. Такие союзы обладают потенциалом к развитию и большим преимуществом на рынке перед игроками, находящимися в кооперативной изоляции. В условиях соперничества участники взаимодействия часто разделяют общее видение логистических функций, технологий и потребностей клиентов, что способствует взаимопониманию и содействует инновациям и развитию рынка. Разнообразие навыков и способностей участников конкурентного взаимодействия уравновешивает возможные напряжения, а также способствует дополнению поведенческих характеристик, опыта и относительной стоимости создания ценности.

Успешные и влиятельные партнеры могут активно способствовать созданию ценности, а масштаб и опыт компании могут быть использованы для увеличения доходов. Следовательно, можно предположить, что размер и возраст компании влияют на то, насколько успешно межфирменное соглашение влияет на ее эффективность. Увеличение масштабов компании усиливает эффект корпоративного сотрудничества. Несмотря на риски, связанные с пересечением предприятий на рынке, это также дает преимущества в совпадающем понимании функций логистики, технологий и клиентов. Таким образом, это позволяет нам выявить факторы, способствующие развитию кооперации предприятий одной отрасли на основе конкурентного сотрудничества (рис.1).

Рисунок 1. Факторы формирования кооперации на основе концепции конкурентного сотрудничества

Источник: составлено авторами

Выявленные факторы необходимо учитывать при оценке целесообразности перехода к кооперации с конкурентами.

Результаты и обсуждение

Рассмотрим варианты развития конкурентного сотрудничества на российском рынке рулонных битумных материалов на примере потенциальных направлений кооперации корпорации «Технониколь» с компанией ООО «ИЗОКРОМ» - правообладателем торговых марок рулонных битумных материалов «Изопласт» и «Изоэласт», основными преимуществами которых являются:

1. Лидерство на рынке нишевых АПП-модифицированных рулонных битумных материалов;

2. Сила бренда (более 30 лет на рынке);

3. Присутствие материалов в проектах строительства.

Несмотря на вышеперечисленные преимущества, компания, как и другие производители, ограничена в части производственных активов, выпуская продукцию на одной производственной площадке.

Проведем оценку влияния данного ограничения на конкурентные позиции продукции предприятия с одной производственной площадкой по сравнению с продукцией корпорации, обладающей несколькими производственными активами, в основных регионах потребления рулонных битумных материалов, которые были выбраны на основе данных системы ДОМ.РФ по объемам жилищного строительства от 1 января 2024 г [15].

Рисунок 2. Субъекты РФ с объемом строящейся жилой площади более 1 млн.м2. Источник [13]: Про дома (xn--d1aqf.xn--p1ai) [Электронный ресурс]. URL: https ttps://продома.дом.рф/pa/landing/?utm_source=dom.rf&utm_medium=referral&utm_campaign=ref_601_prodoma.dom.rf_rf_footer.link&utm_content=дом.рф%2F (дата обращения: 13.04.2024)

В силу того, что на рынке строительных материалов в целом и рулонных битумных материалов, в частности, в секторе B2B ключевым фактором конкурентной борьбы является цена, рассмотрим модели регионального ценообразования:

PCPT = PFCA + S – общая модель регионального ценообразования, (1)

где:

PCPT – цена на материал в регионе/на объекте строительства, руб.;

PFCA – цена на материал на условиях самовывоза с производственной площадки, руб.;

S – величина логистического плеча, руб.

PFCA = C + M, где: (2)

C – себестоимость продукции, руб.;

M – маржа производителя, руб.;

S = (tlog*d)/l, где:

tlog – логистический тариф, руб./км;

d – расстояние между производственной площадкой и регионом/объектом строительства, км;

l – средняя норма загрузки материала в транспортное средство, м2.

Рассмотрим действие данной модели на конкурентные позиции рассматриваемых производителей: ООО «ИЗОКРОМ», являющийся примером производителя с одной производственной площадкой (г. Рязань), и корпорации «Технониколь» с производственными площадками, приведенными на рис. 3 и табл. 2.

Рисунок 3. Карта заводов ООО «Технониколь»

Источник: составлено авторами на основе [14]: Производство - ТехноНИКОЛЬ (tn.ru) [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.tn.ru/about/o_tehnonicol/industry/ (дата обращения: 14.04.2024)

Таблица 2. Производственные площадки по производству рулонных битумных материалов ООО «Технониколь»

Источник: составлено авторами на основе [14]: Производство - ТехноНИКОЛЬ (tn.ru) [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.tn.ru/about/o_tehnonicol/industry/ (дата обращения: 14.04.2024)

Федеральный округ
Название завода
Город, адрес
Северо-Кавказский
ООО «Минводы-Кровля»
Аджиевский, ул.Московская, 3
Сибирский
ЗАВОД «ТЕХНОНИКОЛЬ, ЮРГА»
Юрга, 1-я Железнодорожная, 1
Приволжский
Завод ТЕХНОПЛЕКС
Учалы, ул. Кровельная, 1
Приволжский
ООО «Технониколь строительные системы»
Нижний Новгород, спортсменский пер., 11
Приволжский
ООО «Технокром»
Новоульяновск, промплощадка
Центральный
Воскресенский филиал ООО «Завод Технофлекс»
Воскресенск, ул. Промплощадка, 5в
Центральный
ООО «Завод Технофлекс»
Рязань, Прижелезнодорожная ул., 5
Центральный
Рыбинский филиал ООО «Технониколь строительные системы»
Рыбинск, Бурлацкая ул., 10
Северо-Западный
Выборгский филиал ООО «Завод Технофлекс»
Выборг, ул. Рубероидная, 7

Имея производственные площадки в пяти федеральных округах, корпорация «Технониколь» обладает существенным преимуществом в виде короткого логистического плеча. В попытках максимально нивелировать разницу логистического плеча большинство производителей локализуют производство в ЦФО, так как данный регион является основным регионом потребления рулонных битумных материалов и ключевым логистическим узлом. Однако мы считаем, что размещение производства в узловом логистическом регионе не способно в полной мере нейтрализовать влияние логистического плеча на эффективность присутствия в ряде регионов.

Проиллюстрируем это на примере сравнения региональных цен исследуемых компаний в регионах, указанных в табл. 2. Следует отметить, что сырье и компоненты, определяющие себестоимость рулонных битумных материалов (битум, полимеры, армирующие основы), реализуются по рыночным ценам, паритетным для всех производителей РБМ с аналогичными физико-техническими характеристиками, ввиду ограниченного числа поставщиков на российском рынке. Следовательно, в рамках данного исследования, исходя из рыночной конъюнктуры за первый квартал 2024 года, предлагаем принять значение C = 220 руб./м2 и примем его равным для всех производителей. Ввиду монопольного типа рынка минимальный уровень маржинальности Мmin, при котором сохраняется рентабельность производства для монополиста примем за 10%, что равно 22 руб./м2. Исходя из конъюнктуры рынка транспортных перевозок за I кв. 2024 г, возьмем средний тариф на автомобильную грузоперевозку 20 тонной фурой tlog = 130 руб./км; за значение l возьмем среднюю норму загрузки рулонных битумных материалов в 20 тонную фуру – 4000 м2. Специфика рынка обязывает производителей для конкуренции в регионе приводить PCPT к значению меньшему или равному PCPT корпорации-лидера, в рамках данного исследования PCPT исследуемых производителей приравняем.

Таким образом, получим уравнение:

C + M + (tlog*d1)/l = C + Mmin + (tlog*d2)/l, откуда: (3)

M + S1 = Mmin + S2, откуда:

M = (Mmin + S2) – S1

Исходя из этого, маржинальность и, следовательно, эффективность присутствия производителя в регионе напрямую зависит от разности логистического плеча с корпорацией-лидером.

Таблица 3 – Анализ влияния логистического плеча на маржинальность производителя РБМ в регионах

Источник: составлено авторами

Регион/производитель
ИЗОКРОМ (d1), км
ИЗОКРОМ (S1), руб
Технониколь (d2), км
Технониколь (S2), руб
M, руб
Москва и МО
210
6,83
210
6,83
22
СПб и ЛО
908
29,51
143
4,65
-2,86
Краснодар
1214
39,50
410
13,33
-4,5
Екатеринбург
1762
57,27
345
11,21
-29,52
Ростов-на-Дону
946
30,75
483
15,70
6,95
Казань
782
25,42
224
7,28
3,86
Уфа
1292
41,99
350
11,38
-8,61
Основываясь на результатах, приведенных в табл. 3, мы можем сделать вывод о том, что эффективность работы компании ООО «ИЗОКРОМ» в некоторых регионах ограничена - например, в ряде ключевых регионов потребления РБМ – таких, как СПб и ЛО, Краснодар, Екатеринбург и Уфа. Причиной данного ограничения мы считаем сильное влияние логистического фактора в условиях локализации производства корпорации «Технониколь» в этих регионах. Однако низкая эффективность по вышеприведенной модели не означает полное отсутствие продукции ООО «ИЗОКРОМ» в данных регионах, так как фактор силы бренда и востребованности материалов в проектных решениях защищают продукцию от прямого конкурентного давления, но не позволяют увеличивать объемы продаж в конкурентной борьбе.

В текущей ситуации мы предлагаем логистикоориентированную процессинговую модель, согласно которой возможно, как эффективное присутствие в регионах ООО «ИЗОКРОМ», так и выгода для корпорации «Технониколь» за счет дозагрузки своих мощностей и возможности участвовать в цепочке добавленной стоимости за счет процессинга без дополнительных затрат на продвижение материалов.

Подпись: Готовая продукция+роялти

Рисунок 4. Логистикоориентированная процессинговая модель предприятий на рынке битумных материалов на основе конкурентного сотрудничества

Источник: составлено авторами

Таким образом, корпорация «Технониколь», вступая в отраслевую кооперацию с сильным брендом, не теряет собственной рыночной ниши, но становится выгодоприобретателем за счет процессинга. Подобные условия достигаются за счет силы бренда и действительной проектной проработки производителя-партнера. В свою очередь корпорация-лидер может «дозагрузить» свои линии продукцией конкурента, которые ввиду отсутствия на сегодняшний день экспорта на мировой рынок, имеют выпадающие объемы, и получить эффект экономии от масштаба.

Заключение

В условиях жесткой ограниченности ресурсов для роста и развития всех участников крайне высоко концентрированного российского рынка рулонных битумных материалов конкурентным преимуществом является короткое логистическое плечо. Альтернативой собственного производства является предложенная авторами логистикоориентированная процессинговая модель на основе конкурентного сотрудничества, которая приведет к взаимной выгоде субъектов рынка рулонных битумных материалов. Так, при осуществлении полной загрузки мощностей заводов корпорации-лидера продукцией конкурентов, мы можем говорить о положительных эффектах процессинговой стратегии развития кровельного бизнеса, так как в кооперации мы получаем сокращение логистических издержек и доступ на новые рынки для малых игроков, а также эффект экономии от масштаба и фиксированный доход от процессинга для лидера рынка.


Источники:

1. Анализ рынка битумов в России 2024 | Маркетинговое исследование, цены, прогнозы. Alto-group.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://alto-group.ru/otchot/rossija/302-rynok-bitumov-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2014-2018-gg.html (дата обращения: 11.04.2024).
2. Бранденбургер А., Нейлбафф Б.; [пер. с англ. Анны Аккерманн] Конкурентное сотрудничество в бизнесе. / Монография. - М. Кейс, 2012. – 345 c.
3. Важенин С.Г., Сухих В.В. Концептуальные ориентиры конкурентного сотрудничества в экономике // Журнал экономической теории. – 2015. – № 1. – c. 133-139.
4. Гвилия Н.А. Модели организации логистики корпораций в шеринг-экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 2. – c. 152-157.
5. Гвилия Н.А. Михайлова К.О Конкурентное сотрудничество корпораций в функциональных областях логистики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 6. – c. 115-119.
6. Гвилия Н.А., Михайлова К.О. Корпоративная логистика. / Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 138 c.
7. Гвилия Н.А. Системная организация корпоративной логистики транспортного бизнеса в условиях цифровизации. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2021. – 228 c.
8. Кальченко А.А., Овечкина Н.А. Конкурентное сотрудничество и картель: анализ отличий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2014. – № 11. – c. 6-10.
9. Колбачев Е.Б., Колбачева Т.А. Конкурентное сотрудничество, открытые инновации и развитие управленческого инструментария // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2013. – № 4. – c. 17-22.
10. Колбачев Е. Б., Флэйшер К. Системы управления качеством как средство развития конкурентного сотрудничества // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2013. – № 3. – c. 31-35.
11. Мясникова Л.А. Развитие форм организации логистики: от конкуренции к сотрудничеству // Форсайт логистики: будущее логистики глазами молодых ученых: сборник материалов международной форсайт-сессии. Санкт-Петербург, 2018. – c. 125-132.
12. Одинцова Т.Н., Пахомова А.В., Будунов К.А. Инновационный подход к межфункциональной логистической координации на основе формирования матриц потоков активности // Инновационная деятельность. – 2016. – № 1. – c. 51-58.
13. Про дома. Продома.дом.рф. [Электронный ресурс]. URL: URL: https://продома.дом.рф/pa/landing/?utm_source=dom.rf&utm_medium=referral&utm_campaign=ref_601_prodoma.dom.rf_rf_footer.link&utm_content=дом.рф%2F (дата обращения: 13.04.2024).
14. Производство - ТехноНИКОЛЬ. Tn.ru. [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.tn.ru/about/o_tehnonicol/industry/ (дата обращения: 14.04.2024).
15. Технологическое развитие отраслей экономики. Россстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 14.03.2024).
16. Третьяк О.А., Румянцева М.Н. Сетевые формы межфирменной кооперации: подходы к объяснению феномена // Российский журнал менеджмента. – 2003. – № 2. – c. 25-50.
17. Под науч.ред. д.э.н., проф. В.В. Щербакова Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики. / Монография. - СПБ.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 220 c.
18. Щербаков В.В., Барыкин С.Е. Логистическая система управления корпоративными финансами. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 195 c.
19. Щербаков В.В., Силкина Г.Ю., Шевченко С.Ю. От бизнес-модели к бизнес-процессам: методология постановки менеджмента в цифровой среде // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2021. – № 2. – c. 29-34.
20. Bradley, M., Desai, A., Kim, E.H. The Rationale Behind Interfirm Tender Offers: Information or Synergy? // Journal of Financial Economics. – 1983. – № 2. – p. 183-206.
21. Gviliya N.A., Parfеnov A.V., Shulzhenko T.G. Interorganizational Logistics Entities: Categorization of Forms and Quantitative Evaluation // Opcion. – 2018. – № 86-2. – p. 266-279.
22. Gomes-Casseres, Benjamin Group Versus Group: How Alliance Networks Compete // Harvard Business Review. – 1994. – № 4. – p. 62-66.

Страница обновлена: 04.05.2024 в 11:34:29