Setting the goals of foreign economic activity amidst global economic challenges in 2010-2021
Ratner A.V.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 2 (April-June 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67903441
Abstract:
The need of the Russian economy to set new goals for foreign economic activity in the new foreign economic conditions actualizes the scientific problem solved in the article. This is the problem of applying the experience of foreign countries active, that are exporters, in setting goals for foreign economic activity amidst global challenges. 16 global economic challenges affecting foreign economic activity are identified. These challenges are classified into three groups based on the causes of the 16 global economic challenges affecting foreign economic activity.
The resulting goals for supporting foreign economic activity are highlighted. In particular, the following groups of challenges are identified. The first group includes challenges mediated by globalization and internationalization; this is a basic set of challenges such as international trade and technological competition.
The second group includes challenges caused by new trends in the development of the world economy, exacerbating the influence of the first group, for example, uncertainty of future standards of the world economy
The third group includes internal problems of economic systems, directly affecting foreign economic activity, increasing everywhere under the influence of the first group, for example, a significant proportion of small enterprises that find it difficult to export.
The analysis of export statistics revealed cases of successes and failures in achieving the goals. The results may be of interest to Russian institutions for assistance in goal-setting for foreign economic activity based on challenges.
Funding:
The study was made in executing the state assignment from the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation for the Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences for 2024.
Keywords: foreign economic strategy, foreign region, foreign country, global challenge, goal-setting
Funding:
Исследование проведено во исполнение государственного задания Минобрнауки РФ для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2024 г.
JEL-classification: F01, F13, O21
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях, когда Европа сократила большую часть торгово-инвестиционных отношений с российской экономикой (товарообмен 2023 г. – в 2,17 раза меньше 2022 г. (рассчитано по [5])), российская экономика вынуждена искать пути развития торговли с дружественными странами. Фактически стоит задача настроить ВЭД по-новому. При этом, развиваясь в части импортозамещения и экспорта, экономика страны сталкивается с глобальными экономическими вызовами, с которыми зарубежные экономики – активные экспортёры начали работать ещё раньше. И возникает исследовательский вопрос: а не может ли опыт постановки целей этими активными экспортёрами подсказать российской экономике возможные уже наработанные пути целеполагания в ВЭД в условиях глобальных вызовов? Соответственно, научная проблема – проблема поиска и анализа (т.е. систематизации) такого зарубежного опыта.
Цель: определить, какие вызовы идентифицировали и какие с учётом этого целевые установки в ВЭД обозначали регионы зарубежной страны – активного экспортёра (на выбор) и небольшие страны – активные экспортёры. Задачи:
- выявить и систематизировать глобальные вызовы, идентифицируемые зарубежными экономическими системами как значимые применительно к развитию ВЭД;
- выявить цели зарубежных экономических систем применительно к развитию ВЭД;
- отследить достижение базовых целей по 2021 год.
Гипотеза: идентифицируемые разными регионами и странами вызовы и обозначаемые установки по развитию ВЭД во многом отражают вызовы, с которыми в те годы столкнулась и российская экономика.
Методология исследования включала:
1) контент-анализ и логический анализ внешнеэкономических стратегий 2010-2021 гг. зарубежных экономических систем – из стратегий выявлялись идентифицируемые экономическими системами вызовы и обозначаемые цели и целевые установки. Взяты регионы немецкой экономики как одного из крупнейших экспортёров. Из 16 её регионов стратегии ВЭД имеются у 6-ти (а федеральной стратегии не нашлось): у Берлина (рамочная стратегия для ВЭД 2010 г.) [18], Саксонии-Ангальт (внешнеэкономическая концепция июля 2014 г.) [11], Тюрингии (внешнеэкономическая стратегия 2015 г.) [16], Бранденбурга (внешнеэкономическая концепция 2018 г.) [12], Саксонии (внешнеэкономическая стратегия 2018 г.) [14], Северного Рейн-Вестфалии (СРВ) (внешнеэкономическая стратегия 2020 г.) [13]. Для увеличения широты охвата взяты также сопредельные им экономики с высокими экспортными квотами (табл. 1), сравнимые с ними по численности населения, – австрийская (внешнеэкономическая стратегия 2018 г.) [15] и швейцарская (стратегия внешнеэкономической политики ноября 2021 г.) [19]. Но рассматривались только целевые установки, относящиеся к компетенции внутристранового региона;
2) сравнительный анализ и систематизация – вызовы и цели всех рассматриваемых зарубежных экономических систем сравнивались и группировались;
3) статистический анализ – расчёт экспортной квоты, экспорта в ЕС и экспорта машиностроения (как суммы отдельных товарных групп) и их долей, сравнение значений, – на базе статистики экспорта и ВРП (ВВП) немецкой статистической службы [20, 21], ЮНКТАД [17], МВФ [22].
Получен результат, обладающий научной новизной: выявлены и систематизированы по признаку происхождения глобальные экономические вызовы, влияющие на ВЭД, идентифицированные зарубежными странами – активными экспортёрами (в т.ч. в лице их регионов) в 2010-2021 гг. (рис. 1), и выявлены соответствующие им целевые установки по содействию ВЭД.
Результаты могут быть интересы федеральным и региональным органам власти РФ при анализе вызовов, стоящих перед экономикой России и регионов и оптимизации целеполагания ВЭД.
Обзор изученности
С одной стороны, внешнеэкономические стратегии регионов активно изучаются [1, 6] (Bakumenko, 2019; Kovaleva, Sevastyanova, Tarasova, 2020). С другой стороны:
- из (Gusev, 2019, p. 48) [2, с. 48] следует, что во внешнеэкономических стратегиях нередко глобальные тренды характеризуются одновременно как риски и шансы. Т.е. выделение из них компонента вызовов (и классификация на множестве стратегий) остаётся актуальным;
- когда же вызовы описываются, – то лишь по конкретному региону [9, с. 216; 8, с. 62-64] (Fomicheva, Dyda, 2023, p. 216; Tratsevskaya, Kolesnichenko, 2020, p. 62-64). Обзор же множества экономических систем придаст полноту классификации вызовов;
- хотя стратегии структурируются по направлениям развития, и группируются их инструменты [1, с. 253, 255-259; 10, с. 439] (Bakumenko, 2019, p. 253, 255-259; Khmeleva, Tot, Kostromin, 2023, p. 439), но, в связи с тем, что у российских регионов, по мнению (Demin, 2023, p. 138), нет единого подхода к стратегированию ВЭД [3, с. 138], актуален анализ и целевых установок;
- и хотя такой анализ в ряде работ проводится, но акцентируется преимущественно на одной фундаментальной цели [4, с. 397] (Drobot, Makarov, 2023, p. 397). А выявление и классификация частных целей остаются актуальными;
- в русскоязычной литературе изучаются региональные внешнеэкономические стратегии стран лишь ближнего зарубежья [7, 8] (Romankova, 2019; Tratsevskaya, Kolesnichenko, 2020). Но интересно и целеполагание третьих стран – активных экспортёров – с т.з. как опыта, так и понимания их внешнеэкономических намерений.
Это актуализирует поставленную цель.
Результаты: целевые установки на фоне глобальных вызовов
Анализ стратегий побуждает сформулировать 16 вызовов для ВЭД, характерных для многих регионов и стран, и систематизировать их по признаку причины на 3 группы (рис. 1). Каждый вызов индуцирует соответствующую целевую установку(-и).
Группа I. Вызовы, обусловленные глобализацией и интернационализацией экономики, как основная группа вызовов для ВЭД.
I-1а. Сильная международная торговая (т.е. количественная) конкуренция как следствие формирования и роста глобального рынка (т.е. глобализации). Она ведёт к протекционизму, который в ходе пандемии даже возрос. Члены ВТО с 2009 г. вводили всё больше ограничений, их число к концу 2019 г. – 1,3 тыс. [13, п. 3.2.1]. Страны ограничивают иностранное инвестирование в свои активы, осуществляют решоринг, стремятся к межстрановым региональным интеграционным экономическим объединениям (РИО) [19, п. 3], отходят от многосторонних отношений («Brexit») [13, п. 1]. Включая и страны, традиционно бывшие протагонистами свободной торговли, в т.ч. США [13, п. 1, 3.2.1].
→ Целевые установки экономических систем в этих условиях:
- повышать международную конкурентоспособность предприятий (в т.ч. не экспортёров) [14, п. 1.3]; используя возможности глобализации, задействовать потенциал международной кооперации предприятий региона [11, п. 1]; в т.ч. для выхода на рынок третьих стран кооперироваться с предприятиями РИО, чтобы сильные стороны одних предприятий нивелировали слабые стороны других [13, п. 3.2.1];
- поддержку ВЭД дополнить конечной фазой «Устойчивое поддержание зарубежных рынков предприятия», где таковой ещё нет [16, п. 4.1];
- выводить на экспорт максимум отраслей (например, в т.ч. сферу образования) [18, п. 4.4.4];
- выступать за продолжение свободной торговли внутри РИО и углублять торговые соглашения с третьими странами [15, п. 1.2; 13, п. 1];
- продвигать на уровень РИО инициативы по упрощению права на субсидирование национальных предприятий [13, п. 2.1];
- при выстраивании внешнеэкономической политики учитывать политику внутреннего рынка [19, с. 7].
I-1б. Сильная международная технологическая (т.е. качественная) конкуренция как следствие вызова I-1а [19, с. 3].
→ Целевые установки:
- упор при поддержке экспорта на инновации, технологии (включая рынки будущего), таланты [13, п. 3.3; 11, п. 2.3; 14, с. 3, п. 1.3];
- с этой целью – сопряжение стратегии ВЭД и стратегии инноваций [18, п. 5; 12, п. 1; 13, п. 2.1], промышленной политики, водородной стратегии [13, п. 2.1] региона;
- поддержка основания инновативных предприятий и стартапов [13, п. 2.3.2]; развитие и задействование потенциала кластеров и сетевых объединений региона в ВЭД [11, п. 1, 2.3; 13, п. 2.3.2];
- содействовать международным партнёрствам по работе с инновациями [13, п. 1].
I-2. Узкие места в части производственных мощностей и нехватка кадровых ресурсов [16, п. 2.2], вследствие деиндустриализации, а также вследствие сокращения населения региона [11, п. 2.3]. Так, в Австрии от нехватки профессиональных кадров страдают ¾ предприятий [15, п. 3.3].
→ Целевые установки рассматриваемых зарубежных экономических систем:
- наращивать долю иностранных профессиональных кадров [11, п. 2.3; 15, п. 3.3]. В то же время, действует надзор за рынком труда, чтобы избежать чрезмерного давления на уровень зарплат [19, c. 18];
- содействовать получению квалификации имеющимися сотрудниками предприятий [16, п. 3].
I-3. ВЭД, по ощущениям рассматриваемых зарубежных экономических систем (это – страны с высоким доходом), им жизненно необходима, т.к. они: вынесли часть производств за рубеж [13, п. 3.1] и стали нуждаться в импорте (а он нарастил государственный долг [19, с. 14, 22]), а следовательно, и в экспорте, чтобы заработать на импорт; высоко интегрировались в международные цепочки создания стоимости – и от них стали зависеть национальный доход и рабочие места [16, п. 1; 12, п. 1]. Т.е. эти экономики вынуждены максимизировать ВЭД. При этом население опасается глобализации [15, п. 6; 19, с. 20].
→ Целевые установки:
- приоритет – наращивание экспортной квоты и привлечение в ВЭД большего числа предприятий [16, п. 2.1; 14, п. 1.3], встраивание экономики региона в рынки по всему миру [18, п. 3; 15, п. 3.1], в особенности, способные к росту [13, п. 3.1], повышение привлекательности территории как места размещения иностранных предприятий [15, п. 3.1; 13, п. 3.1], обеспечение стратегически значимого импорта [14, п. 1.3; 15, п. 3.4; 19, с. 6]. Потому характерные установки – облегчить завязывание контактов с потенциальными зарубежными партнёрами, непрерывно разрабатывать международные рынки [14, п. 3.2; 13, п. 2.4.1], делать ставку на подвижные структуры – МСП [13, п. 2.4.1];
- несмотря на высокую конкурентоспособность рынков других высокодоходных стран (ЕС, Британия, США) и их (США) удалённость, рассматриваемые зарубежные экономические системы вынуждены нацеливаться поддерживать туда объёмный экспорт [16, п. 2.1] и привлекать оттуда инвестиции [12, п. 3.2]. Т.е. такая дистанционная ВЭД технически приемлема. Это говорит в пользу того, чтобы России развивать ВЭД с Африкой и Латинской Америкой;
- поддерживать экспорт услуг, дополняющих товары [16, п. 3];
- искать зарубежные источники малозатратных закупок [12, п. 3.1];
- обращает внимание установка на сотрудничество с сетевыми структурами и предприятиями региона при детализации и реализации стратегии [14, с. 3]. В российской экономике этому тоже уделяется внимание;
- транслировать населению значение ВЭД, международных торгово-инвестиционных соглашений [15, п. 6].
I-4. Взаимозависимость экономик стран мира как последствие интернационализации [13, п. 3.2.4], вследствие чего: 1) шоки из любой точки мировой экономики, передаются в другие точки [19, с. 3]; 2) решения, принимаемые отдельно взятым правительством, транснациональной компанией, влияют на другие страны [13, п. 3.2.4]. Как следствие, развитие мировой экономики воспринимается как непредсказуемое.
→ Целевые установки:
- сделать экономику региона стойкой к внешним кризисам [13, п. 3.2.4];
- обеспечивать в рамочных торговых соглашениях пространство для обсуждений [13, п. 3.3.4];
- регулярно изучать свои соглашения на предмет корректной реализации и потенциала оптимизации [19, c. 5].
I-5. Техническая лёгкость приобретения иностранными компаниями критических экономических активов на территории страны [15, п. 3.4] как последствие юридической интернационализации мирового рынка капитала.
→ Целевая установка: сохранение приоритета домашней экономики в структуре собственности над такими активами [15, п. 3.4].
Рисунок 1. – Глобальные вызовы, существенные для развития ВЭД рассматриваемых экономических систем в 2010-2021 гг.
Figure 1. – The global challenges significant for development of foreign economic activity of the considered economic systems in 2010-2021
Составлено автором на основе анализа [11-16, 18-19].
Группа II. Глобальные вызовы, обусловленные новыми тенденциями развития мировой экономики, усугубляющие воздействие I группы вызовов.
II-1. Цифровизация [13, п. 1] и сетевизация как риски, т.е. как: 1) инструменты, дающие иностранным предприятиям новые возможности конкуренции [15, п. 5; 13, п. 3.2.2]); 2) источник затрат – на кибербезопасность (что накладно для МСП) [12, п. 2.1]; 3) фактор, смещающий добавленную стоимость туда, где создаётся интеллектуальная собственность на технологии производства (3D-печать), что снижает конкурентоспособность экспорта в пользу инвестиций [13, п. 3.2.2]. Особенно актуально – для рассматриваемых зарубежных экономических систем, т.к. немалая часть добавленной стоимости их экспорта – услуги (у Швейцарии – 60% [19, с. 14]). → Целевые установки:
- усиливать использование домашними предприятиями цифровых каналов сбыта (в т.ч. облачных технологий) и платформ [15, п. 5.1] для укрепления их позиций в международных цепочках создания стоимости [14, п. 1.3; 13, п. 3.2.2];
- совместное действие внешнеэкономической стратегии – со стратегией цифровизации региона [13, п. 2.1];
- поддерживать разработку продуктов в сфере кибербезопасности [13, п. 3.2.2];
- поддержка адаптации региона к смещению конкурентоспособности от экспорта к инвестициям [13, п. 3.2.2];
- выступление за выработку международных правил цифровой торговли [19, с. 7]. Для России здесь существенна ремарка ко 2-й целевой установке к вызову I-3.
II-2. Неопределённость того, на какие правила и стандарты международных экономических отношений настраивать свою экономику: веса высокодоходных стран в мирохозяйственных отношениях и их влияние на международный экономический порядок уменьшаются, при этом каждый центр мировой экономики стремится утвердить свои стандарты в качестве международных [19, с. 19].
→ Целевая установка: взвешивание издержек и шансов своих внешнеэкономических намерений и изучение национальных и международных механизмов регулирования своих важнейших экономических партнёров [19, с. 6].
II-3. Замкнутость ВЭД рассматриваемых зарубежных экономических систем на относительно узкий сегмент мировой экономики, мировое экономико-технологическое лидерство которого теснят другие регионы мира. У рассматриваемых экономических систем по-прежнему на ЕС приходится существенная часть экспорта [13, п. 2.3.2] (у Швейцарии – меньше), т.е. сильна зависимость. При этом более 40% роста мировой экономики осуществляется в Азии, в первую очередь, в Китае [15, п. 4], а он ориентируется на экономическую независимость [13, п. 3.1].
→ Целевая установка: содействовать экспорту и инвестициям страны вне традиционного рынка ЕС [11, п. 2.1; 15, п. 4] – в т.ч. в Китай и Японию [18, п. 2.1; 12, п. 2.1], создавая рамочные условия [19, с. 6]. Это (как уже отмечено), свидетельствует об обоснованности российский торговли с Африкой и Латинской Америкой.
II-4. Высокодоходные экономики предъявляют очень высокие экологические, в т.ч. климатические, требования к своим промышленным предприятиям [15, п. 2.2; 13, п. 3.1; 19, с. 23], а они: 1) вносят большой вклад в экспорт [13, п. 3.2.4]; 2) потребляют много энергии, которую при запрете собственной генерации придётся импортировать (а это: потребует больше зарабатывать, в т.ч. экспортом; рискованно ввиду возможного прерывания снабжения при пандемии) [13, п. 3.2.3]. Т.е. ещё до снижения ЕС импорта российского сырья даже такой регион с развитой добывающей промышленностью, как СРВ, на фоне климатических требований и реструктуризации стал испытывать дефицит сырья.
→ Целевые установки:
- развитие кооперации с регионами других стран ЕС в энергетике (энергоэффективности) и экологии – т.к. подходы по развитию этих сфер в разных странах ЕС схожи, и могут быть организованы совместные проекты [11, п. 2.3];
- соединять компетенции экономики и устойчивого развития, чтобы повышать шансы успеха предприятий страны на рынке технологий экологичной экономики [15, п. 2.2; 13, п. 3.3.3];
- просить поддержки у федерации и РИО [13, п. 2.1].
II-5. Коронакризис, т.е. пандемии, блокирующие международные цепочки поставок и очные международные контакты (т.е. заключение контрактов и экспорт услуг) и снижающие спрос стран-покупателей, где, вместе с вызовом I.1, это способствует регионализации, ниршорингу [13, п. 3.2.1], поддержке национальных производств [19, с. 20].
→ Целевая установка: диверсифицировать цепочки поставок с учётом специфики отраслей [13, п. 2.1].
Группа III. Внутренние проблемы экономических систем, прямо влияющие на ВЭД, глобально обостряющиеся под воздействием I группы вызовов.
III-1. Высока доля малых предприятий [18, п. 4.2.1; 16, п. 2.2]. Так, в Берлине на момент принятия стратегии у 90% предприятий – менее 9 занятых [18, п. 2.1], в Саксонии-Ангальт 86% занятых работают на предприятиях с менее 500 сотрудников [11, п. 2.1], в Австрии МСП – 99,7% предприятий [15, п. 3.2]. Им сложнее освоить внешнеэкономические ноу-хау, построить международные контакты и кооперацию, достать предварительное финансирование для экспортных сделок; им чреваты неплатежи со стороны контрагентов; не хватает кадров, чтобы информировать себя о возможностях содействия ВЭД, о международном контрактном праве и о возможностях осилить зарубежные регулирующие нормы. Торговые барьеры вне своего РИО для них трудно преодолимы [12, п. 2.1; 15, п. 5.2; 14, п. 1.2]. Это – проблема рыночной (т.е. не централизованной) экономики, которая даёт максимальную свободу хозяйствования, при этом не обеспечивая множество МСП гарантированной встроенностью в цепочки создания стоимости. Т.к. в России с 1986 г. развивается предпринимательство, то вызов актуален и для неё, но, к счастью, не в такой степени. Кроме того, в России поддержке экспорта МСП уделяется повышенное внимание.
→ Целевые установки рассматриваемых зарубежных экономических систем:
- улучшать международную конкурентоспособность кластеров [18, п. 4.2.1; 11, п. 2.3; 12, п. 3.1];
- расширить спектр инструментов укрепления способности МСП к интернационализации в части технологий ВЭД, финансов и рабочего окружения за рубежом [18, п. 4.2.1];
- улучшить информирование МСП о возможностях содействия и о шансах интернационализации [12, п. 3.1];
- повышать восприимчивость и мотивировать МСП, которые ещё не интернационализировались в соответствии со своим потенциалом [12, п. 3.1];
- содействовать МСП и стартапам в кооперации в роли поставщиков с крупными предприятиями [15, п. 3.2, 5.3] и в участии в крупных международных заказах на стадии подготовки этих проектов [15, п. 5.2];
- упор на своё РИО, имеющиеся в нём сетевые объединения [18, п. 4.4.1; 11, п. 1; 14, п. 3.2];
- содействовать привлечению иностранных инвестиций в МСП [16, п. 3; 12, п. 3.1].
III-2. Финансы органов власти становятся всё более дефицитными [11, п. 2.3]: в стратегиях отмечалось планируемое сокращение ЕС финансового содействия ВЭД [18, п. 2.1; 16, п. 2.3].
→ Целевые установки:
- чётче определять самые необходимые услуги поддержки и повышать эффективность использования средств поддержки [18, п. 4.4.2; 11, п. 2.3]. Следовательно, каждой институции поддержки необходимо владеть информацией о возможностях содействия других институций и встраивать свои инструменты в их поддержку [11, п. 2.3];
- сократить связанные с оказанием финансового содействия ВЭД издержки – как для получателей, так и для давальщиков средств [16, п. 3].
III-3. На фоне изменчивости международных торговых отношений [13, п. 3.3.4] инструменты содействия ВЭД не всегда отвечают спросу, слабо гибки [18, п. 2.1].
→ Целевые установки:
- готовность стратегии и деятельности институтов содействия ВЭД к обновлению (принцип «подвижных структур») [13, п. 3.3.4];
- перманентное приспособление к стремительно меняющимся глобальным рамочным условиям [11, п. 2.3];
- интенсификация выступления регионального правительства в качестве «открывателя дверей» к лицам, принимающим решения на международных рынках [16, п. 3];
- содействие ВЭД в фазе ВЭД «Устойчивое поддержание зарубежных рынков предприятия» ориентировать на специфические потребности отдельных отраслей региона [16, п. 4.1];
- максимальный учёт специфических пожеланий разных отраслей, баланс между решениями, действенными для многих отраслей, и решениями, ориентирующимися на конкретную отрасль [16, п. 3];
- как усиливать сильные стороны отраслей, так и сделать возможным разумное межотраслевое сотрудничество, т.к. оно способствует инновациям [14, п. 3.1];
- охват предложением услуг содействия ВЭД как опытных экспортёров (в т.ч. отрасли, уже активные в ВЭД [14, п. 3.1]), так и новичков [16, п. 3];
- развивать в т.ч. предложение услуг содействия ВЭД, ориентированное на целевые группы хозяйствующих субъектов [15, п. 7.2];
- идентифицировать второстепенные географические рынки, где нужно гибкое вовлечение институтов содействия (для рассматриваемых зарубежных экономических систем – Южная Америка, Африка, арабские страны);
- систематически подготавливать информацию, значимую для ВЭД [15, п. 1.3];
- проектирование внешнеэкономической политики с подключением всех заинтересованных кругов и на базе эмпирического анализа. Информирование общественности о проделанной работе в сфере внешнеэкономической политики [19, с. 7].
III-4. Редка синергия между институтами содействия ВЭД [18, п. 2.1].
→ Целевые установки:
- улучшение согласованности инструментов содействия ВЭД [16, п. 4.1], в т.ч. согласование мер поддержки региона с мерами федерации [16, п. 1], сотрудничество между институтами содействия ВЭД [15, п. 7.2; 13, п. 3.3.4] (в т.ч. c таким негосударственным институтом, как экономическая палата региона) [12, п. 3.1], путём создания рамочных условий для информационного обмена между институтами содействия ВЭД и согласованного планирования [15, п. 7.1];
- синергия между инструментами содействия ВЭД и имеющейся базой международной кооперации региона за счёт их сцепления [11, п. 1];
- всеохватывающее, постоянно актуальное рассмотрение и обсуждение с вовлечением всех институтов содействия региона – для расстановки зарубежных географических акцентов при постановке целей внешнеэкономической политики региона [11, п. 2.1].
III-5. Распространённость в регионе слабо ориентированных на экспорт отраслей [11, п. 2.1].
→ Целевая установка: решено поддержку ВЭД дополнить начальной фазой «Усиление экспортоспособности» [16, п. 4.1].
Обсуждение: оценка достижения целей по экспорту
Удалось ли рассматриваемым зарубежным экономическим системам по 2021 год достичь базовых целей внешнеэкономических стратегий?
1) Реализацию цели наращивания экспорта можно отследить по динамике объёма экспорта и его отношения к ВРП (ВВП).
2) В части географии экспорта регионами Германии как страны-члена ЕС и Австрией как членом ЕС ставилась цель диверсификации, в частности, уменьшения зависимости от ЕС; Швейцарией же, как внешней относительно ЕС страной, наоборот, ставилась цель сближения с ЕС. Это можно выразить в динамике доли ЕС в структуре экспорта.
3) Реализацию цели наращивания высокотехнологичного экспорта можно отследить по динамике объёма экспорта машин, оборудования и транспортных средств и его доли в валовом экспорте.
Таблица 1
Развитие экспорта в рассматриваемых зарубежных региональных и страновых экономических системах на фоне принятия внешнеэкономических стратегий
Table 1
Development of export in the foreign regional and countries’ economic systems considered on background of passing the foreign economic strategies
Ре-гион / Стра-на1
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
20212
| |
Экспорт (регионы – млрд
евро, страны – млрд дол.)
| ||||||||||||||||
Б
|
12,33
|
11,58
|
10,46
|
12,04
|
13,00
|
13,63
|
12,93
|
13,31
|
14,08
|
15,15
|
14,82
|
14,63
|
15,17
|
14,42
|
15,88
| |
С-А
|
н/д
|
12,63
|
10,43
|
12,56
|
14,71
|
14,81
|
14,80
|
14,99
|
15,18
|
14,76
|
15,49
|
16,56
|
16,57
|
15,88
|
19,23
| |
Т
|
10,65
|
11,10
|
8,89
|
10,82
|
12,62
|
12,61
|
12,11
|
12,99
|
13,47
|
14,29
|
15,16
|
15,47
|
15,49
|
14,47
|
17,00
| |
Бр
|
10,30
|
12,17
|
10,74
|
12,25
|
13,50
|
13,32
|
12,93
|
13,23
|
14,16
|
13,20
|
12,66
|
12,91
|
13,30
|
11,90
|
13,53
| |
С
|
23,43
|
23,20
|
19,50
|
24,74
|
29,41
|
31,83
|
31,43
|
35,91
|
38,35
|
36,66
|
41,26
|
40,49
|
40,25
|
36,88
|
44,97
| |
А
|
156,6
|
172,2
|
131,4
|
144,9
|
169,5
|
158,8
|
166,3
|
169,7
|
145,3
|
144,7
|
160,0
|
177,0
|
171,5
|
162,1
|
201,6
| |
СРВ
|
135,6
|
171,3
|
137,3
|
160,2
|
176,3
|
180,8
|
178,8
|
179,7
|
180,9
|
179,1
|
190,3
|
196,2
|
193,7
|
176,2
|
202,3
| |
Ш
|
196,5
|
236,4
|
204,3
|
195,6
|
234,8
|
312,3
|
357,9
|
311,3
|
289,6
|
302,5
|
299,3
|
310,5
|
313,7
|
318,6
|
379,8
|
400,7
|
|
Экспорт / (ВРП либо ВВП),
%
| |||||||||||||||
Б
|
13,0
|
11,7
|
10,5
|
11,7
|
12,0
|
12,4
|
11,5
|
11,2
|
11,3
|
11,4
|
10,5
|
9,8
|
9,7
|
9,2
|
9,6
| |
С-А
|
н/д
|
25,0
|
21,6
|
24,6
|
28,3
|
27,4
|
26,9
|
26,6
|
26,4
|
25,0
|
25,4
|
26,7
|
25,6
|
24,7
|
28,2
| |
Т
|
22,9
|
23,6
|
19,7
|
22,6
|
24,93
|
24,6
|
22,7
|
23,1
|
23,4
|
24,2
|
24,8
|
24,85
|
24,3
|
22,9
|
25,6
| |
Бр
|
19,5
|
22,3
|
20,1
|
22,0
|
23,5
|
22,6
|
21,4
|
20,8
|
21,7
|
19,6
|
17,9
|
17,8
|
17,5
|
15,7
|
16,8
| |
С
|
25,3
|
24,8
|
21,5
|
26,1
|
29,6
|
31,4
|
30,2
|
32,8
|
33,8
|
31,3
|
33,9
|
32,3
|
30,9
|
28,7
|
33,3
| |
А
|
40,3
|
40,0
|
32,8
|
37,0
|
39,3
|
38,8
|
38,7
|
38,4
|
38,0
|
36,6
|
38,3
|
38,9
|
38,6
|
37,3
|
42,9
| |
СРВ
|
24,7
|
30,5
|
25,4
|
28,9
|
30,6
|
31,0
|
30,1
|
29,1
|
28,4
|
27,4
|
28,0
|
27,9
|
27,0
|
24,9
|
27,2
| |
Ш
|
39,6
|
41,3
|
36,5
|
32,4
|
32,5
|
45,1
|
50,2
|
42,5
|
41,4
|
43,6
|
42,7
|
42,4
|
43,1
|
42,6
|
46,3
|
48,5
|
Доля ЕС-28 в экспорте, %
| ||||||||||||||||
Б
|
51,3
|
50,8
|
46,4
|
45,0
|
42,9
|
н/д
|
42,9
|
45,5
|
н/д
|
43,6
|
н/д
|
48,5
|
н/д
|
50,9
| ||
С-А
|
н/д
|
69,5
|
н/д
|
69,9
|
70,0
|
69,2
|
70,0
|
68,7
|
70,9
|
75,2
| ||||||
Т
|
69,7
|
67,7
|
68,1
|
65,7
|
64,2
|
62,8
|
63,0
|
63,8
|
н/д
|
64,6
|
64,4
|
65,2
|
65,3
|
75,4
|
60,0
| |
Бр
|
73,4
|
72,6
|
65,4
|
68,9
|
67,5
|
н/д
|
61,3
|
62,2
|
н/д
|
64,6
|
н/д
|
66,1
|
н/д
|
69,0
| ||
С
|
57,6
|
55,0
|
55,5
|
49,9
|
47,4
|
43,4
|
44,3
|
43,2
|
45,2
|
48,9
|
50,1
|
51,1
|
50,7
|
50,2
| ||
А
|
70,1
|
70,2
|
69,2
|
68,5
|
67,1
|
64,4
|
64,5
|
64,3
|
64,5
|
65,0
|
65,6
|
66,7
|
66,3
|
67,4
|
68,7
| |
СРВ
|
86,2
|
66,9
|
64,9
|
64,5
|
63,4
|
62,3
|
62,8
|
64,5
|
65,0
|
65,8
|
65,5
|
65,7
|
65,8
|
н/д
|
67,0
| |
Ш
|
52,6
|
49,6
|
49,5
|
52,9
|
52,2
|
40,9
|
35,0
|
40,6
|
38,7
|
37,6
|
39,6
|
41,0
|
40,9
|
40,8
|
41,8
|
41,1
|
|
Экспорт машин,
оборудования и транспортных средств (регионы – млрд евро, страны – млрд дол.)
| |||||||||||||||
Б
|
н/д
|
5,90
|
5,60
|
6,71
|
7,23
|
7,38
|
6,85
|
6,95
|
6,81
|
7,81
|
7,84
|
7,46
|
7,76
|
6,89
|
7,51
| |
С-А
|
2,73
|
2,02
|
2,04
|
2,21
|
2,13
|
2,20
|
2,26
|
2,33
|
2,07
|
2,33
|
2,61
|
2,86
|
2,56
|
2,60
| ||
Т
|
5,65
|
4,43
|
5,58
|
6,45
|
6,61
|
6,09
|
6,38
|
6,78
|
7,41
|
7,86
|
7,91
|
8,03
|
7,39
|
8,64
| ||
Бр
|
4,22
|
3,80
|
4,63
|
4,91
|
4,09
|
4,00
|
4,02
|
4,52
|
4,28
|
3,63
|
4,02
|
3,77
|
3,11
|
2,91
| ||
С
|
14,80
|
12,42
|
16,66
|
20,42
|
22,54
|
21,69
|
25,79
|
28,08
|
26,26
|
30,07
|
28,50
|
28,46
|
25,43
|
31,37
| ||
А
|
64,58
|
68,42
|
49,26
|
54,76
|
64,11
|
60,32
|
65,41
|
66,51
|
57,95
|
58,12
|
63,99
|
69,63
|
67,81
|
61,13
|
74,77
| |
СРВ
|
н/д
|
64,80
|
51,96
|
59,23
|
65,98
|
67,32
|
65,08
|
64,85
|
66,18
|
65,51
|
69,63
|
72,32
|
70,13
|
62,82
|
69,06
| |
Ш
|
41,93
|
47,78
|
37,12
|
40,45
|
48,79
|
43,03
|
43,92
|
45,05
|
40,80
|
38,70
|
41,84
|
43,24
|
41,57
|
38,52
|
43,98
|
44,10
|
|
Его доля в валовом
экспорте, %
| |||||||||||||||
Б
|
н/д
|
50,9
|
53,5
|
55,8
|
55,7
|
54,2
|
53,0
|
52,3
|
48,4
|
51,6
|
52,9
|
51,0
|
51,1
|
47,8
|
47,3
| |
С-А
|
21,6
|
19,3
|
16,2
|
15,0
|
14,4
|
14,8
|
15,1
|
15,4
|
14,0
|
15,0
|
15,8
|
17,3
|
16,1
|
13,5
| ||
Т
|
50,9
|
49,8
|
51,6
|
51,1
|
52,4
|
50,3
|
49,1
|
50,4
|
51,8
|
51,9
|
51,1
|
51,8
|
51,0
|
50,8
| ||
Бр
|
34,6
|
35,4
|
37,8
|
36,4
|
30,8
|
30,9
|
30,4
|
31,9
|
32,4
|
28,7
|
31,1
|
28,3
|
26,1
|
21,5
| ||
С
|
63,8
|
63,7
|
67,3
|
69,4
|
70,8
|
69,0
|
71,8
|
73,2
|
71,6
|
72,9
|
70,4
|
70,7
|
69,0
|
69,8
| ||
А
|
41,2
|
39,7
|
37,5
|
37,8
|
37,8
|
38,0
|
39,3
|
39,2
|
39,9
|
40,2
|
40,0
|
39,3
|
39,5
|
37,7
|
37,1
| |
СРВ
|
н/д
|
37,83
|
37,85
|
37,0
|
37,4
|
37,2
|
36,4
|
36,1
|
36,6
|
36,6
|
36,6
|
36,9
|
36,2
|
35,7
|
34,1
| |
Ш
|
21,3
|
20,2
|
18,2
|
20,7
|
20,8
|
13,8
|
12,3
|
14,5
|
14,1
|
12,8
|
14,0
|
13,9
|
13,3
|
12,1
|
11,6
|
11,0
|
22022 г. брался только для Швейцарии, т.к. её стратегия принята в конце 2021 г. (при этом в структуре её экспорта 2022 г. в славяноязычные постсоветские страны учтены только Россия и Беларусь). Он приведён в правой стороне ячейки 2021 г.
Светлая заливка – год принятия стратегии; жирный шрифт – максимум; тёмная заливка – случаи после принятия стратегии, когда значение было ниже максимума, достигнутого до года принятия стратегии включительно (этот максимум подчёркнут).
Источник: составлено (1-й показатель) и рассчитано (остальные) по: [20-21] (для немецких регионов, при этом по [21] рассчитана доля ЕС в экспорте за 2008, 2010-2012, 2015-2016, 2018, 2020 гг., а по [20] – все остальные элементы таблицы) и [17] (для Австрии и Швейцарии).
Анализ статистики с докризисного 2007 г. (табл. 1) показывает:
1) С одной стороны, экспорт после принятия стратегий в большинстве случаев вырос. Тем не менее, у Бранденбурга не был достигнут максимум, имевший место до стратегии. В Саксонии 2 года после стратегии экспорт был ниже максимума 2017 г., в Австрии – ниже значения 2018 г. У Саксонии-Ангальт, несмотря на принятие стратегии, в 2016 г. экспорт опустился ниже уровня 2012-2013 гг. У СРВ экспорт после принятия стратегии заметно вырос (в 2021 г.), однако он лишь немного превысил уровень 2018 г. После принятия стратегии вырос экспорт у Швейцарии, однако это был прирост на 5,5% – при росте мирового экспорта в этом году на 11,4%, что связывают с ростом цен. У России в 2021 г. также было достигнуто высокое значение экспорта – 493,1 млрд дол. – максимум с 2015 г., а в 2022 г. – 591,5 млрд дол. [5].
Достижения в части экспортной квоты – ещё умереннее. Максимум, имевший место до стратегий, после их принятия не был достигнут у Берлина, Саксонии-Ангальт, Бранденбурга, Саксонии, Швейцарии.
2) Снижение зависимости экспорта от ЕС в стабильном режиме немецким регионам не удалось: хотя 5 регионов и Австрия не повторили максимумы 2007-2008 гг., но значения при стратегиях столь же высоки, как накануне их принятия, или даже выше. Швейцария, нацеленная на сближение с ЕС, в свою очередь, не нарастила его долю в экспорте (максимумы остались в 2007-2011 гг.).
3) Высокотехнологичный экспорт с принятием стратегии обновил максимумы у 6 экономических систем (у Бранденбурга и Швейцарии максимум не вырос). Тем не менее, неуклонно этот экспорт рос лишь у Тюрингии, тогда как у 6 экономических систем он после принятия стратегии хотя бы раз опускался ниже предыдущего максимума. А доля высокотехнологичного экспорта в валовом экспорте с принятием стратегии ни у одной экономической системы ни в один из взятых годов не достигла максимума, существовавшего до стратегии. Конечно, она и так высока. Но можно предположить, что если бы российская экономика не занималась добычей ресурсов на экспорт, то у неё тоже было бы достаточно сил на машиностроительную специализацию.
Заключение
Какие же выводы обуславливает анализ? Разумеется, нельзя утверждать, что всё множество целевых установок рассмотренных зарубежных экономических систем применимо и полезно в российских реалиях. Вместе с тем, обзор зарубежных внешнеэкономических стратегий даёт картину детерминант (возникших по 2021 г.) и возможных конструкционных элементов, которые могут быть использованы для (оптимизации) целеполагания ВЭД России и её регионов, поскольку большинство вызовов, вставших перед рассматриваемыми зарубежными экономическими системами в 2010-х гг., всё более актуализируется и для российской экономики (что подтверждает выдвинутую гипотезу). Можно резюмировать:
- интенсивная глобализация и интернационализация мировой экономики привели к высокой зависимости регионов и стран – активных экспортёров от ВЭД (а это делает их уязвимыми перед прерыванием международных торгово-производственных цепочек, например, вследствие коронакризиса) и одновременно к росту международной конкуренции в отношении самих стран – протагонистов свободной торговли, к передаче шоков между странами. Вынос производства за рубеж привёл к сокращению производственной базы и кадров, и страны – активные экспортёры стали практиковать протекционизм. От этого страдает часть предприятий этих стран, заинтересованная в экспорте: им приходится затрачивать много сил на точечный поиск стран-партнёров. Государства нацелены прилагать усилия к укреплению региональных межстрановых торговых блоков и заключать двусторонние соглашения с третьими странами. В то же время, прослеживается ориентация на решоринг производств и регулирование (диверсификацию) географии снабжения;
- перманентный рост мировой международной торговли продолжает увеличивать конкуренцию между странами, в т.ч. технологическую (её дополнительный фактор – климатические требования). Даже страны, бывшие к 2010 г. высокотехнологичными, из-за этого сами вынуждены год за годом ставить цель развития не только инноваций, но и международных партнёрств по работе с ними. Целевая установка, обозначаемая и в России, – на совместное действие внешнеэкономической стратегии со стратегиями промышленности и инноваций. Рассмотренные зарубежные экономические системы делают ставку на выход на международный рынок с продуктами будущего, сопровождая их услугами. Такая цель в России также была поставлена – в Национальной технологической инициативе до 2035 г.;
- проблема конкурентоспособности отдельных малых предприятий во всех рассматриваемых зарубежных экономических системах демонстрирует недостаток рыночной экономики: внешнеэкономический потенциал хозяйствующих субъектов слабо консолидирован. Раздробленность экономических активов ведёт автоматически и к тому, что государственным институтам поддержки трудно отследить потребности многочисленных экономических субъектов и соответствовать всем им. Органы власти вынуждены стремиться к формированию кластеров и международных сетевых отраслевых объединений, прилагать больше усилий к информированию МСП о существующей поддержке и зарубежной конъюнктуре и юридических особенностях (часто требуется вести МСП по всем стадиям экспорта), и в целом много усилий и средств тратить на поддержку. Это целесообразно учесть в случае стимулирования развития в России МСП. Опыт зарубежных экономических систем показывает, что для поддержки экспорта МСП важна международная региональная экономическая интеграция – она даёт МСП возможность кооперироваться с предприятиями стран-партнёров для совместного экспорта и разработки технологий, организовывать межстрановые отраслевые ассоциации. При этом важное значение уделяется обеспечению права на субсидирование национальных предприятий. При развитии Россией международной экономической интеграции с дружественными странами имеет смысл учесть подобные возможности и потребности;
- судя по проблемам, обозначенным в стратегиях зарубежных экономических систем, синергию между российскими институтами содействия ВЭД следует считать весьма высокой. Рассмотренные зарубежные экономические системы обозначают в качестве целевой установки синергию (в т.ч. финансовую), а также, учитывая вариативность мирохозяйственного развития, – готовность к обновлению внешнеэкономической стратегии и установку на то, чтобы в соглашения с зарубежными контрагентами закладывать возможность для обсуждения;
- актуальным становится также балансирование при поддержке ВЭД между решениями, действенными для многих отраслей, и решениями, ориентирующимися на отдельную отрасль;
- дилемма, стоящая перед зарубежными экономическими системами, – привлекать кадры из-за рубежа (в т.ч. давая им своё образование) или (пере)квалифицировать своих жителей. Ставятся обе эти цели. Но представляется, что основа решения кадрового вопроса – это установка на создание новых производств, предлагающих доход и престиж, что и реализуется в российской экономике;
- у рассмотренных зарубежных экономических систем встречается установка на географическую диверсификацию ВЭД. Здесь российская экономика в условиях сокращения Западом торгово-инвестиционных отношений с нею, уже добилась значительных успехов.
References:
Aussenwirtschaftskonzept. – Ministerium für Wirtschaft und Energie (Brandenburg), 05.07.2018. – 19 S. Retrieved January 25, 2023, from https://mwae.brandenburg.de/media/bb1.a.3814.de/Aussenwirtschaftskonzept_2018_final.pdf
Aussenwirtschaftskonzept. – Ministerium für Wissenschaft und Wirtschaft (Sachsen-Anhalt), Juli 2014. – 20 S. Retrieved January 20, 2023, from https://mwl.sachsen-anhalt.de/fileadmin/Bibliothek/Politik_und_Verwaltung/MW/Publikationen/Aussenwirtschaft
Aussenwirtschaftsstrategie. – Ministerium für Wirtschaft, Innovation, Digitalisierung und Energie (Nordrhein-Westfallen), 05.02.2021. – 40 S. Retrieved February 25, 2023, from https://broschuerenservice.wirtschaft.nrw/mwike/shop/Au%C3%9Fenwirtschaftsstrategie_Nordrhein-Westfalen/0
Aussenwirtschaftsstrategie. – Staatsministerium für Wirtschaft, Arbeit und Verkehr (Sachsen), 18.09.2018. – 13 S. Retrieved February 05, 2023, from https://www.wirtschaft.sachsen.de/download/AW-Strategie2_.pdf
Außenwirtschaftsstrategie 2020. – Ministerium für Wirtschaft, Wissenschaft und Digitale Gesellschaft (Thüringen), 2015. – 12 S. Retrieved March 10, 2023, from https://wirtschaft.thueringen.de/fileadmin/th6/wirtschaft/aussenwirtschaft/thuringer_aussenwirtschaftsstrategie_2015___finalmit_efre-logo.pdf
Außenwirtschaftsstrategie. – BMDW, BMEIA, Wirtschaftskammer Österreich, Dezember 2018. – (XII + 42) S. Retrieved February 10, 2023, from https://www.bmeia.gv.at/fileadmin/user_upload/Zentrale/Aussenpolitik/Aussenwirtschaft/Aussenwirtschaftsstrategie.pdf
Bakumenko O.A. (2019). K voprosu o strategirovanii eksportnoy deyatelnosti rossiyskikh regionov [Revisiting the issue of strategizing of the Russian regions\' export marketing activities]. Regional Economics: Theory and Pactice. 17 (2). 250 – 265. (in Russian). doi: 10.24891/re.17.2.250.
Data CenterUnctad. Retrieved March 13, 2024, from https://unctadstat.unctad.org/datacentre
Drobot E.V., Makarov I.N. (2023). Osnovy vybora sektorov i otrasley promyshlennosti dlya diversifikatsii i stimulirovaniya ekonomicheskogo rosta strany [Basis for selecting sectors and industries to diversify and stimulate the country's economic growth]. Journal of international economic affairs. 13 (3). 393-404. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.3.118740.
Dyomin G.A. (2023). Razrabotka mekhanizma upravleniya vneshneekonomicheskoy deyatelnostyu regiona na osnove otraslevoy spetsializatsii [Development of a mechanism for managing the foreign economic activity of the region on the basis of industry specialization]. Economics and business: theory and practice. (3-1). 137-141. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2023-3-1-137-141.
Fomicheva I.V., Dyda A.A. (2023). Napravleniya vneshneekonomicheskoy deyatelnosti kak strategiya razvitiya Tulskoy oblasti [Directions of foreign economic activity as a development strategy of the tula region]. Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta. (1). 214-217. (in Russian).
Gusev M.S. (2019). Vneshneekonomicheskaya strategiya Rossii v usloviyakh menyayushcheysya modeli mezhdunarodnoy ekonomicheskoy integratsii [Russia's foreign economic strategy in the context of a changing model of international economic integration]. Economic strategies. 21 (1). 48-53. (in Russian).
Khmeleva G.A., Tot B.I., Kostromin K.O. (2023). Mekhanizm razvitiya transgranichnogo torgovo-ekonomicheskogo sotrudnichestva v kontekste sovershenstvovaniya territorialnogo kapitala regiona [Mechanism for the development of cross-border trade and economic cooperation in the context of the territorial capital growth]. Journal of international economic affairs. 13 (3). 427-446. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.3.118830.
Kovaleva A.A., Sevastianova V.M., Tarasova E.A. (2020). Spetsifika napravleniya regionalnoy strategii razvitiya eksporta Ulyanovskoy oblasti [Specifics of regional strategy directions development of exports of the Ulyanovsk region]. Vestnik Ekaterininskogo instituta. (1). 35-41. (in Russian).
Rahmenstrategie für die Aussenwirtschaft. – Senatsverwaltung für Wirtschaft, Technologie und Frauen (Berlin), 22.10.2010. – 19 S. Retrieved January 15, 2023, from https://www.berlin.de/sen/wirtschaft/europa-und-internationales/aussenwirtschaft/auwirahmen2010.pdf
Romankova T.V. (2019). Vneshneekonomicheskaya deyatelnost Mogilevskoy oblasti: otsenka i strategiya razvitiya [Foreign economic activity of the Mogilev region: evaluation and development strategy]. Drukerovskij vestnik. (4). 321-331. (in Russian). doi: 10.17213/2312-6469-2019-4-321-331.
Statistik 51000 (Außenhandel)Statistisches Bundesamt Deutschlands. Retrieved January 21, 2024, from https://www-genesis.destatis.de/genesis/online?sequenz=statistikTabellen&selectionname=51000#abreadcrumb
Statistisches BibliothekStatistische Ämter des Bundes und der Länder. Retrieved March 12, 2024, from https://www.statistischebibliothek.de/mir/receive
Strategie zur Aussenwirtschaftspolitik. – Schweizerisches Eidgenossisches Departament für Wirtschaft, Bildung und Forschung, 24.11.2021. – 55 S. Retrieved March 20, 2023, from https://www.newsd.admin.ch/newsd/message/attachments/69218.pdf
Tratsevskaya L.F., Kolesnichenko A.I. (2020). Imidzh regiona kak instrument vneshneekonomicheskoy strategii: Vitebskaya oblast [Image of the region as a tool of foreign economic strategy: Vitebsk region]. Pravo. Ekonomika. Psikhologiya. (3). 61-66. (in Russian).
World Economic Outlook Database. IMF. October 2023. Retrieved November 23, 2023, from https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2023/October
Страница обновлена: 03.04.2025 в 13:43:24