Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов

Евлампиева Г.И.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 3 (Март 2022)

Цитировать:
Евлампиева Г.И. Влияние сетевого взаимодействия на показатели конкурентоспособности вузов // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 3. – С. 1131-1144. – doi: 10.18334/epp.12.3.114320.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48114189

Аннотация:
В статье представлены показатели эффективности сетевого взаимодействия в сфере образовательных услуг высшего образования, разработанные автором, которые направлены на повышение уровня конкурентоспособности высших учебных заведений. На основе анализа существующих национальных и международных систем рейтингования и оценки эффективности работы вузов и опроса экспертов были сформированы группы показателей, на которые позитивно влияет сетевое сотрудничество через объединение ресурсов или экономию на издержках. Автор показала значимость целеполагания для успеха сетевого взаимодействия и обосновала необходимость выбора сетей и партнеров для развития сотрудничества на основе анализа тех показателей деятельности, которые вуз стремится улучшить через сетевое взаимодействие. Представленные в статье результаты исследования могут быть интересны как исследователям программ сотрудничества вузов в рамках различных сетей, так и практикам, формирующим такие программы для повышения их результативности и эффективности

Ключевые слова: Сетевое взаимодействие вузов, высшее образование, показатели эффективности, конкурентоспособность вузов, целеполагание, стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, кластер, ассоциация

JEL-классификация: I21, I23, I28



Введение

Развитие цифровых технологий за последнее десятилетие способствует развитию сетевого взаимодействия в сфере образовательных услуг высшего образования. Мощным толчком для резкой цифровизации в сфере образовательных услуг высшего образования, как и в других сферах экономики, послужила эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением вируса COVID-19 во всем мире. Введенные меры борьбы с пандемией привели к изменениям в коммуникации в сфере высшего образования. В некоторые периоды пандемии учебный процесс в высших учебных заведениях РФ полностью проходил в дистанционном режиме. В период кризиса ведущие вузы предоставляли разработанные ими онлайн-курсы образовательным организациям, укрепляли взаимодействие и сотрудничество [10] (Shtyhno, 2021).

В научной литературе и в реальной экономике часто встречаются понятия, относящиеся к сетевому сотрудничеству экономических субъектов – розничная торговая сеть, оптовая торговая сеть, гостиничная сеть, ресторанная сеть, транспортная сеть, информационная сеть, финансовая сеть, социальная сеть и др. Сетевое взаимодействие в сфере услуг можно определить на основе теории графов [1] (Berzh, 1962), и понятие сети в социологической науке [5] (Bek, Bek, Buzulukova, 2014) – как систему взаимоотношений между организациями, предоставляющими услуги, при которой организации выступают в роли узлов, а ребрами являются взаимоотношения в предлагаемом направлении. Этому определению соответствуют пять видов взаимодействия, используемые в сфере высшего образования: стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, ассоциация и кластер. Участниками (узлами) сети могут выступать различные субъекты, минимум два узла сети должны иметь схожие интересы и общие цели, и желание взаимодействовать ради их достижения [2, 6] (Gruzdeva, 2016; Oleskin, 2016). Все члены сети должны способствовать ее развитию и выполнять определенные функции [6, 9] (Oleskin, 2016; Sheresheva, 2010).

В данной статье рассматривается сетевое взаимодействие образовательных организаций высшего образования. В условиях жесткой конкуренции за качество образовательных услуг, талантливых студентов, подготовку актуальных специалистов вузы понимают важность и ценность взаимодействия друг с другом с целью поддержания высокого уровня образования [7] (Saginova, 2020). Сетевое взаимодействие может благотворно влиять на конкурентоспособность образовательной организации высшего образования при условии его эффективности [8] (Saginova, Kondrateva, Iskandaryan, Shipunova, 2019). Одной из ключевых проблем сетевого взаимодействия на сегодняшний день является ошибочное или недостаточно обоснованное целеполагание участия в сетевом взаимодействии высшего учебного заведения. Методика оценки сетевого взаимодействия пока недостаточно разработана [3] (Ilyakova, Belash, Kolmykov, 2021) и не позволяет высшим учебным заведениям устанавливать необходимые показатели эффективности сети и контролировать работу сети на всех этапах взаимодействия.

В статье выделены особенности сетевого взаимодействия вузов на современном этапе и описаны показатели, на которые, по мнению экспертов, может позитивно повлиять эффективное сетевое взаимодействие. Проведенный анализ этого влияния может помочь вузам, заинтересованным в изменении указанных показателей своей деятельности, сформулировать цели сетевого взаимодействия.

Цель и методы исследования

На основе анализа научной литературы по сетевому взаимодействию в сфере услуг были выделены виды сетевого взаимодействия, используемые в сфере услуг, в том числе в сфере услуг высшего образования: стратегический альянс, виртуальная организация, консорциум, ассоциация и кластер [2, 6] (Gruzdeva, 2016; Oleskin, 2016). Анализ показателей эффективности вузов из действующих документов Министерства науки и высшего образования [4], национальных [11, 12] и международных рейтинговых систем [13–15] позволил выявить ключевые показатели эффективности с весовыми значениями, таким образом, определены те показатели, которые в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность вузов. Методом экспертного опроса, проведенного автором в 2020 г., были определены те показатели эффективности, на которые может оказать положительное влияние эффективное сетевое взаимодействие организации высшего образования. В качестве экспертов выступили менеджеры высшего и среднего звена, которые занимаются стратегическим развитием высших учебных заведений, компетентных в вопросах национальных и международных аккредитаций, ответственных за международную деятельность вузов, занятых научно-исследовательской деятельностью. Выборка экспертов формировалась из числа представителей вузов-партнеров и конкурентов РЭУ им. Г.В. Плеханова. В качестве экспертов были выбраны представители вузов, участвовавших в международных рейтингах (всего 8 экспертов, из них 4 представителя российских вузов и 4 зарубежных), представители вузов, имеющих международную аккредитацию (всего 5 экспертов, из них 4 представителя зарубежных вузов и 1 – российского) и 12 представителей российских вузов (включая 3 исследовательских университета, 3 опорных вуза, 4 региональных вуза и 2 вуза, подведомственных не министерству науки и высшего образования. Таким образом, выбранные 25 экспертов имели опыт использования различных систем показателей оценки деятельности вузов. Экспертам было предложено заполнить анкету в формате Google Forms или в бумажном виде и выразить свое мнение по каждому параметру, отметив в таблице, сможет ли вуз достигнуть/улучшить параметр исключительно собственными ресурсами, или данный параметр может быть достигнут/улучшен, если высшая школа участвует в сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями сферы высшего образования.

Влияние сетевого взаимодействия на показатели эффективности вуза

Показатели эффективности вузов, используемые при оценке деятельности образовательных организаций в нашей стране: академическая репутация, научная деятельность, цитирование, международная деятельность, репутация среди работодателей [4]. В таблице 1 представлены показатели эффективности высших учебных заведений с их расшифровкой. Данные для рейтингования вузов и выставления определенных баллов за выполнение показателей получают из нескольких источников:

- предоставленные самим высшим учебным заведением;

- размещенные на официальном сайте высшей школы;

- полученные посредством анкетирования и опроса студентов, выпускников, работников высшей школы, работодателей и других стейкхолдеров.

Таблица 1

Показатели эффективности высшей школы с детализацией показателей

Название показателя
Расшифровка показателя (параметр)
Академическая репутация
Процент штатных преподавателей – членов государственных академий наук национального уровня
Количество побед студентов вуза в международных студенческих олимпиадах
Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университете
Признание представителями академических кругов как одного из десяти национальных университетов, исследования которых являются лучшими
Признание представителями академических кругов как одного из тридцати зарубежных университетов, исследования которых являются лучшими
Научная деятельность
Количество публикаций за последние пять лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных, на одного НПР
Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ популярности научных публикаций сотрудников университета
Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ успешности коммерциализации разработок университетов
Доходы от научных исследований (сопоставление численности профессорско-преподавательского состава и корректировка с учетом паритета покупательной способности (ППС))
Количество исследователей с высоким уровнем цитирования
Цитирование
Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, в среднем на одну статью, согласно зарубежным базам данных
Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно зарубежным базам данных
Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно РИНЦ
Международная деятельность
Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов
Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, %
Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения, %
Количество образовательных программ (курсов) на иностранных языках
Научно-исследовательское сотрудничество университета с зарубежными университетами и исследовательскими организациями
Число зарубежных университетов и исследовательских организаций, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (долговременная составляющая)
Число международных конференций, доля участников этих конференций от общей численности
Доля иностранных граждан в контингенте обучающихся в вузе
Репутация среди работодателей
Число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600)
Средний уровень зарплат выпускников вуза (тыс. рублей)
Оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников
Оценка работодателями способности выпускников университета эффективно работать на управленческих и административных позициях
Оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста
Ценность опыта международного обучения при подборе персонала
Признание работодателями как одного из десяти национальных университетов, качество подготовки выпускников которых является лучшим
Признание работодателями как одного из тридцати зарубежных университетов, выпускники которых являются на рынке труда наиболее востребованными
Источник: разработано автором на основе [11–15].

Предположим, что некоторые параметры, входящие в укрупненные группы показателей эффективности, зависят исключительно от внутренних ресурсов высшего учебного заведения. Для подтверждения данной гипотезы был проведен опрос экспертов, на основании анализа ответов которых были сделаны следующие выводы.

Во-первых, на рисунке 1 наглядно продемонстрированы те показатели, которые абсолютно отнесены экспертами к группе «вуз может достигнуть/улучшить параметр исключительно собственными ресурсами».

Рисунок 1. Показатели, которые могут быть достигнуты исключительно собственными ресурсами вуза, по мнению экспертов

Источник: разработано автором.

Стоит обратить внимание, что три показателя эффективности, выбранные экспертами как те, которые могут быть достигнуты образовательной организацией самостоятельно, а именно: число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600), средний уровень зарплат выпускников вуза (тыс. рублей), оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста – относятся к укрупненной группе «Репутация среди работодателей».

Следующим результатом проведенного исследования являются показатели, которые отнесены 100% респондентов к тем, которые могут быть достигнуты/улучшены при условии участия высшей школы в сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями сферы высшего образования. Данные представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Показатели, которые могут быть достигнуты вузом при участии в сетевом взаимодействии, по мнению экспертов

Источник: разработано автором.

Таким образом, как видно из рисунка 2, по одному показателю из укрупненных групп «Академическая репутация» и «Научная деятельность», а также два показателя из укрупненной группы «Международная деятельность» отнесены всеми респондентами опроса к таким показателям, которые могут быть достигнуты при участии высшей школы в сетевом взаимодействии.

В результате анализа данных проведенного опроса среди экспертов также выявился интересный факт о том, что из укрупненных групп показателей «Цитирование» и «Репутация среди работодателей» нет ни одного, который был бы отнесен всеми респондентами к параметру, который может быть достигнут/улучшен, если высшая школа участвует в сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями сферы высшего образования или, наоборот, достигнут/улучшен, используя собственные ресурсы высшей школы.

Показатели эффективности, которые признаны 80% респондентов как параметры, которые могут быть достигнуты/улучшены, если высшая школа участвует в сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями сферы высшего образования, представлены на рисунке 3. Три показателя эффективности из пяти укрупненной группы «Академическая репутация», два показателя из пяти укрупненной группы «Научная деятельность», четыре показателя из восьми укрупненной группы «Международная деятельность» отнесены 80% экспертов опроса к показателям, которые могут быть улучшены при вступлении в сетевое взаимодействие высшим учебным заведением. Однако из укрупненной группы «Репутация среди работодателей» всего один показатель «Ценность опыта международного обучения при подборе персонала» представляется 80% респондентов достигнутым при участии в сети с другими образовательными организациями высшего образования.

Рисунок 3. Показатели, которые могут быть достигнуты вузом при участии в сетевом взаимодействии, по мнению 80% экспертов

Источник: разработано автором.

Показатели на рисунке 4 признаны 80% экспертов как те, которые вуз может достигнуть/улучшить собственными ресурсами. Таких показателей из всех двадцати девяти показателей, указанных в опросе экспертов, выявилось пять, при этом в данной категории не оказались показатели эффективности из укрупненных групп специальности «Цитирование» и «Международная деятельность».

Рисунок 4. Показатели, которые могут быть достигнуты собственными ресурсами вуза, по мнению 80% экспертов

Источник: разработано автором.

Показатель «Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно РИНЦ» отнесен 66,7% респондентов к показателям, которые могут быть достигнуты собственными ресурсами высшей школы. И наоборот, следующие показатели 66,7% экспертов посчитали важным отнести к тем, которые могут быть улучшены путем сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями высшего образования:

· количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно зарубежным базам данных;

· число международных конференций, доля участников этих конференций от общей численности;

· признание работодателями как одного из десяти национальных университетов, качество подготовки выпускников которых является лучшим;

· признание работодателями как одного из тридцати зарубежных университетов, выпускники которых являются на рынке труда наиболее востребованными.

Данные, полученные в результате опроса экспертов, подтверждают гипотезу, выраженную автором раннее в этой главе, о положительном влиянии сетевого взаимодействия на конкурентоспособность вуза. Наибольшее количество показателей эффективности, подвергающихся благотворному влиянию при участии в сетевом взаимодействии образовательных организаций высшего образования, входят в укрупненные группы показателей «Академическая репутация» и «Международная деятельность». Наименьшее влияние имеет показатель «Репутация среди работодателей». На рисунке 5 наглядно представлено влияние сетевого взаимодействия на конкурентоспособность высшего учебного заведения, где каждый показатель максимально оценивается в 100%. Степень влияния рассчитана простым арифметическим действием, где все показатели укрупненной группы приравниваются к 100%.

Каждый конкретный показатель, который, по мнению 70% экспертов, отнесен к тому, который может быть достигнут при сетевом взаимодействии с другими образовательными организациями высшего образования, принимается в расчет. Например, в укрупненной группе показателей «Академическая репутация» пять показателей, из них три показателя имеют положительный эффект при участии в сетевом взаимодействии, по мнению 80% экспертов, один показатель отмечен 100% респондентов и один показатель признан экспертами (80%) как не подвергающийся влиянию при сетевом взаимодействии с другими высшими школами. Следовательно, пять показателей приравниваются к 100%, из них четыре показателя имеют положительный эффект, по мнению более 70% респондентов опроса, что приводит к результату в 80% влияния участия в сетевом взаимодействии на данный укрупненный показатель эффективности.

Аналогичным образом рассчитана степень влияния сетевого взаимодействия вуза на остальные укрупненные группы показателей.

Рисунок 5. Степень влияния сетевого взаимодействия на показатели эффективности вуза, в %

Источник: разработано автором.

Таким образом, можно сделать вывод, что, основываясь на результатах опроса экспертов в области стратегического развития, международной и научной деятельности, участие в сетевом взаимодействии высшего учебного заведения имеет положительное влияние на такие укрупненные показатели эффективности, как «Академическая репутация» (80%), «Международная деятельность» (75%) и «Научная деятельность» (60%). Вторым заключением является тот факт, что укрупненные группы показателей «Цитирование» и «Репутация среди работодателей» не являются ключевыми и практически не могут быть улучшены при сетевом взаимодействии, по мнению экспертов опроса, получив степень влияния 33,3% и 12,5% соответственно.

Заключение

Анализ сетевого взаимодействия организаций высшего образования позволил, во-первых, показать значимость продуманного целеполагания участников сети. Цели сетевого взаимодействия могут быть различными в зависимости от задач формирования сети, долгосрочности сетевого взаимодействия и других параметров. Главным является то, что цель должна быть общая для всех участников данной сети. Одной из основных целей сетевого взаимодействия считают экономическую, в связи с чем целью любого сетевого взаимодействия может служить создание ценности или экономия издержек. Одной из важных целей сетевого взаимодействия в сфере предоставления услуг высшего образования можно назвать расширение ресурсов образовательных организаций – участников сети. Получение доступа к ресурсам участников сети позволяет высшим учебным заведениям не привлекать дополнительное финансирование, допустим, для научно-исследовательских разработок, что является экономией издержек для вуза – участника сети. Примером создания ценности в сфере высшего образования при сетевом взаимодействии может служить подготовка кадров с уникальными компетенциями, актуальными на сегодняшний день.

Во-вторых, проведенный анализ позволил выявить показатели эффективности деятельности вузов, на которые положительно влияет сетевое взаимодействие. Были сформулированы пятнадцать показателей эффективности и определены укрупненные группы показателей, на которые эффективно влияет сетевое взаимодействие высшего учебного заведения с другими образовательными организациями высшей школы. Более того, определены показатели, которые не могут быть напрямую достигнуты или улучшены путем сетевого взаимодействия с другими вузами. Таким образом, для эффективного участия в сетевом взаимодействии в сфере образовательных услуг высшего образования вузам необходимо проанализировать, какие показатели своей работы они хотели бы улучшить и сформулировать конкретные цели такого взаимодействия и на их основе осуществлять выбор сетей и партнеров для реализации поставленных целей. Представленный анализ основан на исследовании различных национальных и международных систем оценки эффективности и рейтингования вузов, поэтому может служить основой для оценки стратегий сотрудничества образовательных организаций.


Источники:

1. Берж К. Теория графов и ее применения. - М.: Иностранная литература, 1962.
2. Груздева М.Л. Реализация сетевого взаимодействия вузов // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 2(15). – c. 10.
3. Илякова И.Е., Белаш К.В., Колмыков А.Н. Оценка конкурентоспособности вуза в контексте теории экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2021. – № 2. – c. 465-484. – doi: 10.18334/ecsec.4.2.112146.
4. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 23.12.2021).
5. Бек М.А.. Бек Н.Н., Бузулукова Е.В. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса. - Москва: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2014. – 448 c.
6. Олескин А.В. Сетевое общество. Необходимость и возможные стратегии построения. Сетевая (ретикулярная) социально-экономическая формация. Квазисоциалистические принципы и меритократия. - М.: Ленанд, 2016.
7. Сагинова О.В. Концепция совместного создания ценности в высшем образовании // Экономика образования. – 2020. – № 2 (117). – c. 19-29.
8. Сагинова О.В., Кондратьева А.А., Искандарян Р.А., Шипунова Т.С. Показатели конкурентоспособности в программах развития вузов // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2019. – № 1. – c. 44-55.
9. Шерешева М.Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний: курс лекций. - М.: Изд. дом ГУ–ВШЭ, 2010.
10. Штыхно Д.А. Основные принципы трансформации вуза социально-гуманитарного профиля в предпринимательский университет: кейс Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 2. – c. 501-508. – doi: 10.18334/epp.11.2.111641.
11. Национальный рейтинг университетов Интерфакс 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=1&year=2020&page=1#__rating_modal (дата обращения: 23.12.2021).
12. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 (2020 год). [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_2020#2 (дата обращения: 23.12.2021).
13. Methodology. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shanghairanking.com/ARWU-Methodology-2020.html (дата обращения: 23.12.2021).
14. Methodology. [Электронный ресурс]. URL: https://www.topuniversities.com/qs-world-university-rankings/methodology (дата обращения: 24.12.2021).
15. THE World University Rankings 2020: methodology. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/world-university-rankings/world-university-rankings-2020-methodology (дата обращения: 24.12.2021).

Страница обновлена: 15.09.2022 в 19:24:10