Цифровые сервисы в агропромышленном комплексе: контент-анализ функциональных возможностей, проблемы и перспективы развития

Ковзунова Е.С.1, Руйга И.Р.1, Жирнова И.С.1, Шелевая В.С.1
1 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67946068

Аннотация:
Статья посвящена проведению комплексного анализа функциональных возможностей действующих в агропромышленном комплексе (АПК) Российской Федерации цифровых сервисов. Актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, развитием цифровизации сельского хозяйства в контексте технологических трендов, исключая развитие цифровых сервисов и платформ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие, процессное ведение бизнеса, возможности интеграционного взаимодействия представителей АПК. По результатам проведенного анализа предложена классификация цифровых сервисов (5 групп) с позиции целеполагания и зоны покрытия прикладных задач, а также с учетом уровня их цифровой зрелости. Выделены недостатки действующих цифровых сервисов. Определены ключевые параметры, важные для формирования единого цифрового сервиса, позволяющего интегрировать участников агрорынка (органы власти, производитель продукции, поставщики транспорта и оборудования, поставщики сырья, потребители конечной продукции)

Ключевые слова: цифровые сервисы; цифровизация, цифровая трансформация; цифровая зрелость; агропромышленный комплекс

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 2023110706148 «Проектирование межведомственного цифрового сервиса развития агропромышленного комплекса Южной Сибири на основе межрегионального сотрудничества для обеспечения продовольственной безопасности территорий КИП «Енисейская Сибирь»

JEL-классификация: Q13, Q17, Q18



Введение

Агропродовольственные системы переживают процесс интенсивных изменений, оказывающих значительное влияние на сельскохозяйственный сектор, продовольственную и экономическую безопасность страны. В современных условиях развития отраслей экономики для достижения глобальных целей незаменимой константой становится расширение зоны цифрового покрытия и повышение уровня «цифровой зрелости» внутриотраслевых процессов. Достижение «цифровой зрелости» в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, достижение продовольственной безопасности, повышение эффективности производственных процессов является важной целью, заявленной в Распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г.» [1]. В качестве новой детерминанты обеспечения устойчивого экономического роста и повышения эффективности сельскохозяйственного производства выступает цифровизация хозяйственно-экономических процессов в рамках реализации концепции трансформации условий функционирования АПК. Таким образом, цифровые технологии становятся ядром развития современного сельского хозяйства с ориентацией на повышение его конкурентоспособности [2,3,4].

Основной задачей цифровой трансформации сельского хозяйства является интеграция объективных данных сельхозпроизводителей и государственных данных в платформу цифрового сельского хозяйства для обеспечения глобального планирования в отрасли и предоставления точных рекомендаций участникам рынка, в том числе с использованием искусственного интеллекта, а также активизация инновационных процессов с использованием современного аппарата инновационного менеджмента [2].

Однако, при всей емкости понятия «цифровизация сельского хозяйства», в настоящее время отечественный агропромышленный комплекс столкнулся с рядом проблем. Так, на основании материалов информационного издания «Цифровая трансформация сельского хозяйства России» [5] можно отметить высокую потребность в решении вопроса, связанного с отсутствием единого подхода к стандартизации процессов, форм и форматов сбора, хранения и передачи полной и актуальной информации о процессах, происходящих в региональном сельском хозяйстве, о сфере сбыта продукции с учетом экспортно-импортной составляющей, что обусловливает невысокую степень информационного обмена. Как следствие, наблюдается снижение координационных процессов при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях, а также проблема полномасштабного использования территориально-отраслевого принципа для планирования и развития сельского хозяйства.

Эффективное движение агентов аграрного сектора по траекториям заявленных приоритетов также осложняется рядом проблем, а именно:

1) развитие цифровизации сельского хозяйства в контексте технологических трендов, исключая развитие цифровых сервисов и платформ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие, процессное ведение бизнеса, возможности интеграционного взаимодействия представителей АПК;

2) нацеленность существующих программ поддержки сельского хозяйства на локальную производительность участников агросектора с фокусом на точечном внедрении готовых решений, а не на процессы переработки и реализации;

3) ограниченный охват мероприятий в сфере цифровизации, нехватка специалистов по цифровым технологиям на предприятиях АПК, фокус цифровых государственных решений на контроль аграриев, а не на развитие;

4) отсутствие сквозной системы информационного обеспечения, направленного на объединение потоков информации, создание единых рабочих мест для сотрудников и повышение прозрачности бизнес-процессов для руководства;

5) отсутствие прямого контакта фермеров с поставщиками средств производства и потребителями продукции, аренды оборудования, краткосрочного найма людей.

Учитывая рассмотренную проблематику, цель исследования заключается в проведении комплексного анализа функциональных возможностей действующих в агропромышленном комплексе Российской Федерации цифровых сервисов. По результатам проведенного анализа предложить классификацию цифровых сервисов с позиции целеполагания и зоны покрытия прикладных задач, а также с учетом уровня их цифровой зрелости.

В рамках данного исследования следует определиться с содержанием понятия «цифровой сервис», под которым будем понимать комплексное решение на базе цифровых продуктов, направленное на значимое качественное улучшение или ускорение процессов жизнедеятельности, организационных или бизнес-процессов, в том числе производственных процессов. К категории цифровых сервисов относятся информационные системы, информационные платформы, цифровые системы, цифровые платформы, цифровые сайты и др. (Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации»).

Материалы и методы

Вопросы применения цифровых технологий в сельском хозяйстве, в силу актуальности, практической значимости и недостаточной проработанности, обуславливает повышенный интерес со стороны российских ученых. Так, в работах Клюкина А.Д. [6], Курбанова К.К, Карташовой М.А., Валиевой Д.Г. [7], Челышевой Д.Н., Сухановой И.Ф. [8], Неуймин Д.С. [9], Маринченко Т.Е. [10] отражается актуальность процессов цифровизации в аспекте соответствия мировым трендам и тенденциям в развитии агропромышленного комплекса, а также подтверждается необходимость внедрения новых цифровых технологий и сервисов для повышения отечественных мощностей; упоминается потребность в создании комплексного цифрового пространства для оперативных решений в сфере сельского хозяйства. Цифровизацию, как ключевой фактор развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса, выделяют Гумарова Ф.З. [11], Парпиева Н.Р., Эркинбеков Н.Э. [12], Шатохин М. В., Гордеев И. А, Игнатова М. Н., Кремер К. А. [13], Айтпаева А.А. [14]. О важности внедрения цифровизации не только в производственный процесс, но и в процессы организационно-управленческого характера, о потребности в создании платформы для обработки, хранения данных с целью принятия решений на их основе в своих работах отмечают Котранова Э.Д., Ермоленко О.Д. [15], Тарасов В.И. [16], Кусмагамбетов С. М., Олейников Д. С. [17], Лямзин И. С., Линкина А. В. [18].

Зарубежные исследователи также отмечают важность внедрения цифровых технологий в аграрный сектор, поскольку, столкнувшись с демографическим бумом, огромной урбанизацией и нехваткой сельскохозяйственных земель, традиционное сельскохозяйственное производство отстает от новых потребностей. Данную идею разделяют Б. Рохит, К.Т. Нитин, Б. Ниту, К.П. Чандан [19], Р. Сара, Д. Эмили, С. Мэтью, Б. Янош [20], Р. Владо, Р. Никола, К. Владан [21]. О высоком влиянии процессов цифровизации на повышение эффективности производства, способствующей сокращению чрезмерного использования ресурсов, снижению производственных отходов и загрязнению окружающей среды, а также повышению прибыльности фермерских хозяйств в своих работах отмечают Р. Зарко, К. Бождан, М. Милан [22], Дж. Киртан. Д. Аалап, П. Пуджан, С. Манан [23], B. Regina, D. Thomas, P. Carl [24], М. Ханна [25]. Высокий уровень значимости проблематики информационной асимметрии цифровых сервисов и перегрузка дублирующими функциями отмечается зарубежными учеными Б. Элинор, Р. Майкл [26], П. Луиза, Х. Сара, Л. Маргит [27], К. Лорнс, К. Дэвид [28].

Таким образом, можно подвести итог о важности расширения зоны цифрового покрытия агропромышленного комплекса, распространяя фокус внимания не только в сферу производственных технологий, но и в сектор административного и гражданско-правового управления. Высокая значимость в вопросе развития цифровизации отмечается отечественными и иностранными исследователями в направлении создания единых цифровых решений, объединяющих функционал существующих сервисов. Наличие проблемы дублирования информации и функций также отражает высокую актуальность.

Тем не менее, несмотря на определенную проработку теоретических, правовых и прикладных аспектов обеспечения процессов цифровизации агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровне отсутствует единая цифровая система управления ресурсами территорий для устойчивого пространственного развития.

Данное исследование основано на использовании: методов системного и логического анализа для типизации современных подходов в области цифровой трансформации агропромышленного комплекса; метода фокусированного анализа нормативно-правовой и программно-целевой документации в области цифровизации, продовольственной политики и продовольственной безопасности; контент-анализа функциональных возможностей действующих в агропромышленном комплексе России цифровых сервисов с последующей их классификацией с позиции целеполагания и зоны покрытия прикладных задач, а также с учетом уровня их цифровой зрелости.

Результаты

Несмотря на обилие примеров внедрения современных решений в аграрное производство, общий уровень цифровизации сельского хозяйства в регионах России относительно низкий. Существующие цифровые сервисы покрывают узкую сферу задач, исключая из системных задач цифрового продукта взаимодействие с органами государственной власти. Проведенный анализ действующих цифровых сервисов в АПК позволил их условно классифицировать на 5 групп (Таблица 1).

Таблица 1– Классификация отечественных цифровых сервисов в АПК

Группа I
Группа II
Группа III
Группа IV
Группа V
Технико-внедренческие цифровые сервисы
Информационно-административные цифровые сервисы
Информационно-экспертные цифровые сервисы
Отчетно-аналитические цифровые сервисы
Корпоративные геоинформационные системы
Цель создания
Внедрение и развитие новых технических решений в процессы производства с последующим наблюдением за ними
Обеспечение возможности оперативного получения гражданами и бизнесом информации по комплексным мерам государственной поддержки
Обмен информацией, хранение накопленных знаний и обеспечения связи между сетями экспертов по различным техническим направлениям сельского хозяйства
Сбор, анализ отчетности, предоставляемой производителями, приём и обработка одного (двух) контекстных действий
Сбор, хранение, анализ и графическая визуализация пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах
Представители
Цифровая система «АгроМон», информационная система ФГИС «Зерно», цифровая платформа «Агросигнал», цифровой сервис «Полевод»
Информационная система «Центр цифровой трансформации в сфере АПК», цифровая система «Министерство сельского хозяйства Российской Федерации», информационная система «Федеральное агентство государственной поддержки АПК»
Информационная система «История поля», информационная система «Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве», Информационная платформа «Direct.Farm», Информационный сервис «AgroBook»
Информационная система «ИС.РЕСПАК», Информационная система «ГИС НСО «Господдержка АПК НСО», Информационная система «Субсидия АПК 24», Информационная система «ИКЦ «Енисей»
Цифровая платформа «Green Growth», цифровая платформа «Свое фермерство», цифровая платформа «Агросигнал», Цифровая платформа «Сервис цифрового агрохозяйства»
сост авторами

Рассматривая группу «Технико-внедренческие цифровые сервисы» можно отметить, что чаще всего они представлены по отраслям сельского хозяйства: 1) растениеводство; 2) животноводство; 3) пчеловодство; 4) технические культуры; 5) другие. Важной особенностью данной группы является – внедрение одного (двух) этапов технического процесса, тестирование, реализация и контроль за исполнением. Например, Цифровая система эффективного растениеводства «АгроМон» [29] позволяет сделать эффективнее цикл выращивания сельхоз культур – от планирования сезона до управления полевыми работами, формируя полезную информацию, как для холдингов, так для индивидуальных фермеров и локальных дистрибьютеров. Аналогичные задачи покрываются Федеральной государственной информационной системой «Прослеживаемость зерна и продуктов переработки зерна» [30]. Данная система предназначена для обеспечения прослеживаемости партий зерна и продуктов его переработки, а также для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации, связанной с производством, перевозкой, реализацией, хранением, обработкой, переработкой и утилизацией зерна. Рассмотренные сервисы переносят модерацию нескольких шагов технического процесса в цифровой сервис, который в последующем на основании больших данных упрощает реализацию полного технического цикла. Кроме переноса отдельных шагов цифровые сервисы данной группы покрывают зону мониторинга технического процесса. Так, например, сервисы «Агросигнал» [31] и «Полевод» [32] занимаются задачами технического и кадрового учета, а также пространственного мониторинга с последующей возможностью формирования отчетности и аналитики. Таким образом, сервисы первой группы позволяют производителям переносить технические задачи в цифровой сервис и обеспечивать процессы контроля, учета, аналитики и мониторинга, что благоприятно влияет на процессы управленческих решений. Недостатком данных сервисов, по мнению авторов, является локализация информации в рамках предприятия, исключение влияния внешних факторов, а также отсутствие интеграции с другими сервисами.

Группа II «Информационно-административные цифровые сервисы» и Группа III «Информационно-экспертные цифровые сервисы» нацелены на возможность получения оперативной информации со стороны местных органов управления, региональных и федеральных органов власти и агропромышленных экспертов. Так, например, цифровые сервисы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр цифровой трансформации в сфере АПК» [33] и Агентства по сопровождению программ государственной поддержки агропромышленного комплекса [34] направлены на осуществление государственной поддержки по направлениям: сельскохозяйственное страхование, агрокредитование, реализация инвестиционных проектов и осуществление капитальных вложений в сфере агропромышленного производства. Основная задача данных сервисов заключается в выполнении государственного задания на оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В свою очередь, цифровые сервисы «ЯрВет. Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве» [35], «DIRECT.FARM» [36] и «Agrobook» [37] являются платформами для хранения накопленных знаний и обеспечения связи между сетями экспертов по различным техническим направлениям сельского хозяйства без привлечения в качестве администрирования органов государственной власти. Внутри данных сервисов пользователи имеют возможность задавать вопросы и получать развернутые ответы экспертов, публиковать объявления о продаже товаров и совершать поиск людей на временные задачи, информировать о предстоящих выставках, мероприятиях в агросфере.

Таким образом, сервисы второй и третьей группы позволяют аграриям получать оперативную информацию со стороны органов государственной власти, а также экспертную поддержку и неформальный контекст в решении локальных задач. Недостатком данных сервисов является разобщенность информации, невозможность использования данной информации для принятия управленческих решений в перспективе, а также отсутствие контекстных действий внутри технологических процессов и стратегического управления.

Группа «Отчетно-аналитические цифровые сервисы» предусматривает в рамках архитектуры платформы наличие одного и более контекстного действия, включающего коллаборацию с другими сервисами, ведомствами, платформами и т.д. В результате использования сервисов данной группы пользователь имеет возможность получать ответ по обрабатываемой информации в форме «заявка-ответ». В настоящее время существующие информационные сервисы «ИС. Респак» [38], ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» [39], «Субсидия АПК 24» [40], «Субсидирование СПОК-ИКЦ «Енисей» [41] направлены на формирование цифрового взаимодействия аграриев и органов государственной власти. С помощью данных сервисов пользователи получают готовое решение по автоматизации процесса расчета сумм субсидий, включающий в себя сбор отчётности сельскохозяйственных товаропроизводителей и внешний ведомственный портал для формирования заявок на предоставление субсидий в региональном органе исполнительной власти, ответственном за развитие сельского хозяйства. Системы позволяют оперативно собирать, систематизировать, обрабатывать и графически оформлять данные, которые ранее предоставлялись в виде отчетов, на бумажных или электронных носителях. Достоинством данных сервисов является универсальность и синхронизация с любыми федеральными программами. Например, они могут быть интегрированы в структуру межведомственного электронного взаимодействия с налоговыми органами, Росреестром, статистикой и быть в качестве надстройки к основному сервису. Недостатком является возможность осуществления 1-2 контекстных действий (в данном случае – заявка на субсидирование), отсутствие взаимодействия с технологическим циклом и с другими производителями продукции, цикличность сервисов внутри одного личного кабинета.

Пятая группа «Корпоративные геоинформационные системы» – особая группа, направленная на взаимодействие с графической визуализацией пространственных (географических) данных, получаемых не на основании информации, представляемой аграриями, а специализированной техникой. Указанные сервисы формируют массив данных на основании отображения спутниковых снимков, вегетационных индексов, рельефа, почвенных и иных слоев, в результате чего искусственный интеллект обеспечивает расчёт контуров полей, зон вегетации, дат сева, рассчитывает зоны продуктивности. Использование сервисов пятой группы формирует базу для принятия агротехнических решений и землеустройства на разных уровнях управления. Так, например, цифровые сервисы «Green Growth» (платформа по картированию урожайности в режиме реального времени) [42], «Свое Фермерство» (платформа по онлайн-регистрации цифровых контуров сельскохозяйственных полей) [43], «Модуль. Агросигнал» (модуль для мониторинга, контроля и учета сельхозработ) [31], «Сервис цифрового сельского хозяйства» (модуль для контуринга) [44] направлены на формирование картирования аграрных зон с важными индикативными показателями, необходимыми для прогнозирования продукционного процесса сельскохозяйственных культур: валовый сбор урожая, даты уборки и даты наступления фаз вегетации на основе введённых агротехнических данных севооборота. Данные сервисы позволяют формировать комплексное видение возделываемых и обрабатываемых территорий. Недостатком сервисов является узконаправленность и отсутствие модуля передачи информации ответственным органам государственной власти.

Рассмотренные группы цифровых сервисов, в зависимости от цели их создания, реализуют определенную совокупность задач. Ряд сервисов являются информационно-телекоммуникационной надстройкой для реализации технологических процессов (Информационная платформа «Direct.Farm», Информационный сервис «AgroBook»), другие специализируются на обеспечении системой интеллектуального анализа данных и прогнозирования (Цифровая платформа «Green Growth», цифровая платформа «Свое фермерство»), третьи формируют возможность электронного документооборота (Информационная система «ИС.РЕСПАК», Информационная система «Субсидия АПК 24), осуществляя не менее 50% документационных операций через «Единый портал государственных услуг» или ведомственный сайт с получением электронного результата или последующим очным обращением за получением бумажного результата.

В соответствии с таблицей 2 представлена сравнительная характеристика отечественных цифровых сервисов в контексте реализуемых задач внутри платформы (задачи для сравнения сформированы на основании Ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» [45]).

Таблица 2 – Сравнительная характеристика отечественных цифровых сервисов в АПК в контексте реализуемых задач

Задача цифрового сервиса*

Наименование цифрового сервиса
(частичная выборка) **
«Агросигнал»
Группа I
«Полевод»
Группа I
«Центр цифровой трансформации в сфере АПК»
Группа II
«DIRECT.FARM»
Группа III
«Agrobook»
Группа III
«ИС.РЕСПАК» Группа IV
«Субсидия АПК 24»
Группа IV
«Green Growth»
Группа V
«Свое Фермерство» Группа V
«АгроМон»
Группа V
Обеспечение информационно-телекоммуникационной надстройкой для реализации технологических процессов
+
+
-
+
-
-
-
+
+
+
Обеспечение системой управления нормативно-справочной информацией
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
Обеспечение системой сбора, хранения и обработки данных об объектах сельскохозяйственных ресурсов, сельскохозяйственном сырье и готовой продукции
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
Обеспечение системой интеллектуального анализа данных и прогнозирования
+
+
-
-
-
-
-
+
+
+
Обеспечение системой интеллектуальной государственной поддержки, финансовой деятельности и финансового планирования
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
Обеспечение внутренней интеграции и межведомственного взаимодействия представителей органов государственной власти
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
Обеспечение внутренней интеграции и партнерского взаимодействия между аграриями
-
-
-
+
+
-
-
-
-
-
Предоставление мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в части субсидирования наполнения системы данными об объектах сельскохозяйственных ресурсов
-
-
-
-
-
+
+
-
-
-
Обеспечение системой взаимодействия участников сельскохозяйственного рынка с возможностью установления внутренних коллабораций, совместных проектов
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
*Задачи цифрового сервиса сформированы на основании Ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство»
** Материалы таблицы сформированы на основании источников [29, 32,35-38;42,43]

Исходя из функциональных задач, заложенных в цифровой сервис, возможностей кооперации с другими субплатформами, количества контекстных действий и объема услуг, переведенных в электронный формат, цифровые сервисы могут классифицироваться по уровню цифровой зрелости. Под цифровой зрелостью понимается совокупный уровень глубины цифровых решений, способных создавать ценности для всех участников бизнес-процессов с помощью цифровых технологий [46, 47]. Классификация уровней цифровой зрелости представлена в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 – Классификация уровней цифровой зрелости (составлено авторами на основе [47])

Анализируя частичную выборку цифровых сервисов, представленную в соответствии с рисунком 2, можно сделать вывод о том, что большинство из них соответствуют «Базовому» уровню зрелости (Информационная платформа «Direct.Farm», Информационный сервис «AgroBook», цифровая платформа «Агросигнал», цифровой сервис «Полевод»), в рамках которого предоставлен расширенный спектр покрытия задач, однако отсутствует кооперация с другими сервисами. Также представлены сервисы «Нулевого» уровня зрелости, в соответствии с которым цель цифрового сервиса заключается в общем информировании пользователей (Информационная система «Центр цифровой трансформации в сфере АПК», информационная система «Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве»). «Расширенному базовому» уровню соответствует информационная система «ИС.РЕСПАК».

Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что действующие отечественные аграрные цифровые сервисы не ориентируются на интеграцию с другими субплатформами для управления сельским хозяйством на региональном и муниципальном уровне. Внутри платформ присутствует взаимодействие с органами государственной власти в рамках нескольких ключевых действий, однако, расширенной модульной поддержки не представлено. Кроме того, сервисы не способствуют расширению зоны цифрового покрытия агропромышленного комплекса с включением уровня межведомственного взаимодействия органов власти, агропромышленных производителей и потребителей конечной продукции, что в конечном итоге позволило бы повысить уровень продовольственной безопасности государства.

Выводы

Проведенный комплексный анализ региональных цифровых сервисов в АПК Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости формирования единого цифрового решения, способствующего объединению достоинств локальных сервисов, формирующего возможность интеграции с другими межведомственными сервисами, а также представителями агрорынка.

Определенная проработка теоретических, правовых и прикладных аспектов обеспечения процессов цифровизации агропромышленного комплекса выявила отсутствие единой цифровой системы управления ресурсами территорий для устойчивого пространственного развития на основе процессов интеграционного взаимодействия всех заинтересованных участников агробизнеса с включением межведомственной поддержки на основе использования технологий искусственного интеллекта.

При этом отсутствует разработанная и утвержденная система критериев и показателей, направленных на выявление угроз национальным интересам в продовольственной сфере, а также их пороговые значения [48]; наблюдается рассогласованность действующих мер государственной поддержки, не учитывается территориальная специфика; не рассматривается вопрос кооперации сельскохозяйственных производств по этапам жизненного цикла продукции для повышения уровня продовольственной безопасности регионов [49].

По результатам проведенного исследования представляется возможным выделить ключевые параметры, важные для формирования единого цифрового сервиса, позволяющего интегрировать участников агрорынка:

1) единое платформенное решение с наличием омниканальности (взаимная интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации всех членов платформы);

2) единая экосистема микрорешений на едином пространственном решении;

3) единая форма представления информации, адаптированная под все интегрированные сервисы (единый язык, базовые формы, визуальная концепция);

4) единые архитектурные принципы, современные и легкие языки программирования, фреймворки, библиотеки, операционные системы, базы данных, инструменты разработки;

5) проактивное представление интегрированных услуг;

6) интеграция внутри платформы иных внешних субплатформ, необходимых для качественного управления ресурсами внутри агросистем;

6) обеспечение включенности всех участников агросферы в процесс функционирования платформы (органы власти, производитель продукции, поставщики транспорта и оборудования, поставщики сырья, потребители конечной продукции).


Источники:

1. Российская Федерация. Распоряжение Правительства РФ. «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ N 3971-р: [Принят Государственной Думой 29.12.2021]. – Москва. – (Актуальное законодательство). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-23112023-n-3309-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 19.02.2024).
2. Василекина О. М. Проблемы цифровизации АПК // Актуальные проблемы науки в области АПК: материалы региональной научно-практической конференции, Великие Луки, 14 октября 2021 года. – Великие Луки: Великолукская государственная сельскохозяйственная академия. Великие Луки, 2021. – c. 76-79.
3. Гурнович Т.Г., Лягоскина Н.Р., Литвиненко Е.В., Борсковец М.С. Цифровая трансформация сельскохозяйственного производства в России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 1(45). – c. 110-116.
4. Миронова О. А. Цифровизация экономики АПК России: задачи, проблемы, перспективы // Economics. Law. State. – 2019. – № 5(7). – c. 41-47.
5. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 80 c.
6. Клюкин А. Д. Современное развитие цифровизации АПК: отечественный и зарубежный опыт // Аграрная экономика. – 2022. – № 12(331). – c. 72-86. – doi: 10.29235/181898062022127286.
7. Курбанов К. К., Кардашова М.А.Г., Валиева Д.Г. Особенности инновационного развития и цифровизации в АПК региона // Горное сельское хозяйство. – 2022. – № 1. – c. 78-83. – doi: 10.25691/GSH.2022.1.015.
8. Челышева Д. Н. Цифровизация как одно из важнейших направлений развития отечественного АПК // Наука и образование. – 2023. – № 2.
9. Неуймин Д. С. Цифровизация как направление стратегического развития регионального АПК // Наука и образование. – 2022. – № 2.
10. Маринченко Т. Е. Трансформация услуг в ходе цифровизации АПК // Информационные технологии, системы и приборы в АПК. АГРОИНФО-2021: Материалы 8-й Международной научно-практической конференции, р.п. Краснообск, 21–22 октября 2021 года / под ред. В.В. Альта. – Новосибирск - Краснообск: Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук. Краснообск, 2021. – c. 299-303.
11. Гумарова Ф. З. Факторы повышения конкурентоспособности АПК в условиях цифровизации экономики // Социально-экономическая политика страны и сибирского региона в условиях цифровой экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Финуниверситета, Барнаул, 26–27 сентября 2019 года. – Барнаул: Типография «Графикс». Барнаул, 2019. – c. 118-120.
12. Парпиева Н. Р., Эркинбеков Н. Э. Влияние цифровизации на конкурентоспособность АПК // Вестник Вятского ГАТУ. – 2022. – № 1(11). – c. 8.
13. Шатохин М. В., Гордеев И.А., Игнатова М.Н., Кремер К.А. Состояние и перспективы цифровизации регионального АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – № 8. – c. 102-109.
14. Айтпаева А. А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного АПК // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 3. – c. 56-63. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-3-56-63.
15. Котранова Э. Д., Ермоленко О. Д. Проблемы и перспективы цифровизации АПК России на основе государственной поддержки // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Новосибирск, 03–05 июня 2019 года. – Новосибирск: Издательский центр НГАУ "Золотой колос". Новосибирск, 2019. – c. 304-306.
16. Тарасов В. И. Организационно-экономический механизм технического сервиса АПК в условиях цифровизации экономики // Цифровизация в контексте устойчивого социально-экономического развития агропромышленного комплекса: Материалы II Международной научно-практической конференции по проблемам развития аграрной экономики, Москва, 19–20 октября 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью \"Научный консультант\". Москва, 2021. – c. 293-298.
17. Кусмагамбетов С. М., Олейников Д. С. Необходимость цифровизации предприятий АПК и современные способы организации доступа к информационно-коммуникационной среде // Информационное обеспечение развития агропродовольственного комплекса: сборник научных трудов / под редакцией А. П. Курносова, А. В. Улезько. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. Воронеж, 2021. – c. 194-200.
18. Лямзин И. С., Линкина А. В. Цифровизация агропромышленного комплекса (АПК): вызовы, проблемы и решения // Инженерные решения для АПК: Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 84-летию со дня рождения профессора Анатолия Михайловича Лопатина (1939-2007), Рязань, 16–17 ноября 2023 года. – Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева. Рязань, 2023. – c. 168-172.
19. Roheet B., Nitin K.T., Nitu B., Chandan K.P. Risks of Agrobusiness Digital Transformation // Willey online library. – 2022. – № 15. – p. 115.
20. Sarah R., Emily D., Matthew S., Janos B. The Politics of Digital Agricultural Technologies: A Preliminary Review // Willey online library. – 2019. – № 59. – p. 174.
21. Vlado R., Nicola R., Vladan C. New technologies as a driver of change in the agricultural sector // Ekonomika poljoprivrede. – 2022. – № 69. – p. 147-162.
22. Zarko R., Bojdan K., Milan M. Smart farming in agricultural industry: mobile technology perspective // Ekonomika poljoprivrede. – 2020. – № 67. – p. 925-938.
23. Kirtan J., Aalap D., Poojan P., Manan S. A comprehensive review on automation in agriculture using artificial intelligence // Artificial Intelligence. – 2019. – № 2. – p. 1-12.
24. Regina B., Thomas D., Carl P. Who drives the digital revolution in agriculture? A review of supply-side trends, players and challenges // Willey online library. – 2021. – № 4. – p. 22.
25. Rhanna M. Digital Transformation of the Agricultural Sector: Pathways, Drivers and Policy Implications // Willey online library. – 2020. – № 4. – p. 19.
26. Elinor B., Michael R. Can digital technologies reshape rural microfinance? Implications for savings, credit, & insurance // Willey online library. – 2021. – № 4. – p. 36.
27. Louisa P., Sarah H., Margit L. Digitalization and the third food regime // Springerlink. – 2020. – № 2. – p. 12.
28. Laurnes K., David C. Dealing with the game-changing technologies of Agriculture 4.0: How do we manage diversity and responsibility in food system transition pathways? // Global Food Security. – 2020. – № 2. – p. 1-7.
29. Информационный сайт цифрового сервиса «АгроМон». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agromon.ru/#rec216674907 (дата обращения: 21.01.2023).
30. Информационный сайт Федеральной государственной информационной системы «Прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://specagro.ru/fgis (дата обращения: 21.01.2023).
31. Информационный сайт цифрового сервиса «Агросигнал». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://specagro.ru/fgis (дата обращения: 21.01.2023).
32. Информационный сайт цифрового сервиса «Полевод». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://polevod.direct.farm/login (дата обращения: 21.01.2023).
33. Информационный сайт цифрового сервиса «Центр цифровой трансформации в сфере АПК». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://cctmcx.ru/o-tsentre/deyatelnost/) (дата обращения: 21.01.2023).
34. Информационный сайт Федерального агентства государственной поддержки АПК. Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fagps.ru/about3/) (дата обращения: 21.01.2023).
35. Информационный сайт цифрового сервиса «Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://lab.yarvet.ru/ (дата обращения: 21.01.2023).
36. Информационный сайт цифрового сервиса «DIRECT.FARM». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://direct.farm/services (дата обращения: 21.01.2023).
37. Информационный сайт цифрового сервиса «Agrobook». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agrobook.ru/ (дата обращения: 21.01.2023).
38. Информационный сайт цифрового сервиса «ИС.РЕСПАК». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://isands.ru/products/is-respak/) (дата обращения: 21.01.2023).
39. Информационный сайт цифрового сервиса «ГИС НСО «Господдержка АПК НСО»». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agro.nso.ru/home?p_p_id=58&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_state_rcv=1&_58_login=06987896568 (дата обращения: 21.01.2023).
40. Информационный сайт цифрового сервиса «Субсидия АПК 24». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://sapk24.krskcit.ru/dashboard (дата обращения: 21.01.2023).
41. Информационный сайт цифрового сервиса «ИКЦ «Енисей»». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ikcenisei.ru/statesupport/gospodderzhka-malyh-form-hozyajstvovaniya/subsidirovanie-spok (дата обращения: 21.01.2023).
42. Информационный сайт цифрового сервиса «Green Growth». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://greengrowth.tech/ru (дата обращения: 21.01.2023).
43. Информационный сайт цифрового сервиса «Свое Фермерство». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://svoefermerstvo.ru/services/karta-urozhaya (дата обращения: 21.01.2023).
44. Информационный сайт цифрового сервиса «Сервис цифрового сельского хозяйства». Фициальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://exactfarming.com/allfunctionsef (дата обращения: 21.01.2023).
45. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». / официальное издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 c.
46. Kuznetsova I. G., Voronkova O. Yu., Bakvalov S. Y., Ruiga I. R., Zhuruli G. N., Levichev V. E. Formation of human capital as a key factor in ensuring the national security of agriculture in the digital economy // European Research Studies Journal. – 2018. – p. 73-83.
47. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2021 - 2024 годы [Принят Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 30.12.2022]. – Москва. – 2022. – (Актуальное законодательство). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408674/ (дата обращения: 22.03.2024).
48. Ruiga I.R., Vasilyeva Z.A., Kirilina L.E., Stupina A.A., Kovzunova E.S. Food security of the arctic zone regions in the Russian Federation: formation of methodological principles and performance indicators // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – p. 22073. – doi: 10.1088/1755-1315/315/2/022073.
49. Ковзунова Е.С. Диагностическая модель оценки продовольственной безопасности Российской Арктики // Π-Economy. – 2022. – № 4. – c. 96-109. – doi: 10.18721/JE.15407.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:13