Цифровые сервисы в агропромышленном комплексе: контент-анализ функциональных возможностей, проблемы и перспективы развития
Ковзунова Е.С.1, Руйга И.Р.1, Жирнова И.С.1, Шелевая В.С.1
1 Сибирский федеральный университет
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67946068
Аннотация:
Статья посвящена проведению комплексного анализа функциональных возможностей действующих в агропромышленном комплексе (АПК) Российской Федерации цифровых сервисов. Актуальность исследования обусловлена, в первую очередь, развитием цифровизации сельского хозяйства в контексте технологических трендов, исключая развитие цифровых сервисов и платформ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие, процессное ведение бизнеса, возможности интеграционного взаимодействия представителей АПК. По результатам проведенного анализа предложена классификация цифровых сервисов (5 групп) с позиции целеполагания и зоны покрытия прикладных задач, а также с учетом уровня их цифровой зрелости. Выделены недостатки действующих цифровых сервисов. Определены ключевые параметры, важные для формирования единого цифрового сервиса, позволяющего интегрировать участников агрорынка (органы власти, производитель продукции, поставщики транспорта и оборудования, поставщики сырья, потребители конечной продукции)
Ключевые слова: цифровые сервисы; цифровизация, цифровая трансформация; цифровая зрелость; агропромышленный комплекс
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках научного проекта № 2023110706148 «Проектирование межведомственного цифрового сервиса развития агропромышленного комплекса Южной Сибири на основе межрегионального сотрудничества для обеспечения продовольственной безопасности территорий КИП «Енисейская Сибирь»
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
Агропродовольственные системы переживают процесс интенсивных изменений, оказывающих значительное влияние на сельскохозяйственный сектор, продовольственную и экономическую безопасность страны. В современных условиях развития отраслей экономики для достижения глобальных целей незаменимой константой становится расширение зоны цифрового покрытия и повышение уровня «цифровой зрелости» внутриотраслевых процессов. Достижение «цифровой зрелости» в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, достижение продовольственной безопасности, повышение эффективности производственных процессов является важной целью, заявленной в Распоряжении Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов РФ на период до 2030 г.» [1]. В качестве новой детерминанты обеспечения устойчивого экономического роста и повышения эффективности сельскохозяйственного производства выступает цифровизация хозяйственно-экономических процессов в рамках реализации концепции трансформации условий функционирования АПК. Таким образом, цифровые технологии становятся ядром развития современного сельского хозяйства с ориентацией на повышение его конкурентоспособности [2,3,4].
Основной задачей цифровой трансформации сельского хозяйства является интеграция объективных данных сельхозпроизводителей и государственных данных в платформу цифрового сельского хозяйства для обеспечения глобального планирования в отрасли и предоставления точных рекомендаций участникам рынка, в том числе с использованием искусственного интеллекта, а также активизация инновационных процессов с использованием современного аппарата инновационного менеджмента [2].
Однако, при всей емкости понятия «цифровизация сельского хозяйства», в настоящее время отечественный агропромышленный комплекс столкнулся с рядом проблем. Так, на основании материалов информационного издания «Цифровая трансформация сельского хозяйства России» [5] можно отметить высокую потребность в решении вопроса, связанного с отсутствием единого подхода к стандартизации процессов, форм и форматов сбора, хранения и передачи полной и актуальной информации о процессах, происходящих в региональном сельском хозяйстве, о сфере сбыта продукции с учетом экспортно-импортной составляющей, что обусловливает невысокую степень информационного обмена. Как следствие, наблюдается снижение координационных процессов при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях, а также проблема полномасштабного использования территориально-отраслевого принципа для планирования и развития сельского хозяйства.
Эффективное движение агентов аграрного сектора по траекториям заявленных приоритетов также осложняется рядом проблем, а именно:
1) развитие цифровизации сельского хозяйства в контексте технологических трендов, исключая развитие цифровых сервисов и платформ, обеспечивающих межведомственное взаимодействие, процессное ведение бизнеса, возможности интеграционного взаимодействия представителей АПК;
2) нацеленность существующих программ поддержки сельского хозяйства на локальную производительность участников агросектора с фокусом на точечном внедрении готовых решений, а не на процессы переработки и реализации;
3) ограниченный охват мероприятий в сфере цифровизации, нехватка специалистов по цифровым технологиям на предприятиях АПК, фокус цифровых государственных решений на контроль аграриев, а не на развитие;
4) отсутствие сквозной системы информационного обеспечения, направленного на объединение потоков информации, создание единых рабочих мест для сотрудников и повышение прозрачности бизнес-процессов для руководства;
5) отсутствие прямого контакта фермеров с поставщиками средств производства и потребителями продукции, аренды оборудования, краткосрочного найма людей.
Учитывая рассмотренную проблематику, цель исследования заключается в проведении комплексного анализа функциональных возможностей действующих в агропромышленном комплексе Российской Федерации цифровых сервисов. По результатам проведенного анализа предложить классификацию цифровых сервисов с позиции целеполагания и зоны покрытия прикладных задач, а также с учетом уровня их цифровой зрелости.
В рамках данного исследования следует определиться с содержанием понятия «цифровой сервис», под которым будем понимать комплексное решение на базе цифровых продуктов, направленное на значимое качественное улучшение или ускорение процессов жизнедеятельности, организационных или бизнес-процессов, в том числе производственных процессов. К категории цифровых сервисов относятся информационные системы, информационные платформы, цифровые системы, цифровые платформы, цифровые сайты и др. (Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 N 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации»).
Материалы и методы
Вопросы применения цифровых технологий в сельском хозяйстве, в силу актуальности, практической значимости и недостаточной проработанности, обуславливает повышенный интерес со стороны российских ученых. Так, в работах Клюкина А.Д. [6], Курбанова К.К, Карташовой М.А., Валиевой Д.Г. [7], Челышевой Д.Н., Сухановой И.Ф. [8], Неуймин Д.С. [9], Маринченко Т.Е. [10] отражается актуальность процессов цифровизации в аспекте соответствия мировым трендам и тенденциям в развитии агропромышленного комплекса, а также подтверждается необходимость внедрения новых цифровых технологий и сервисов для повышения отечественных мощностей; упоминается потребность в создании комплексного цифрового пространства для оперативных решений в сфере сельского хозяйства. Цифровизацию, как ключевой фактор развития конкурентоспособности агропромышленного комплекса, выделяют Гумарова Ф.З. [11], Парпиева Н.Р., Эркинбеков Н.Э. [12], Шатохин М. В., Гордеев И. А, Игнатова М. Н., Кремер К. А. [13], Айтпаева А.А. [14]. О важности внедрения цифровизации не только в производственный процесс, но и в процессы организационно-управленческого характера, о потребности в создании платформы для обработки, хранения данных с целью принятия решений на их основе в своих работах отмечают Котранова Э.Д., Ермоленко О.Д. [15], Тарасов В.И. [16], Кусмагамбетов С. М., Олейников Д. С. [17], Лямзин И. С., Линкина А. В. [18].
Зарубежные исследователи также отмечают важность внедрения цифровых технологий в аграрный сектор, поскольку, столкнувшись с демографическим бумом, огромной урбанизацией и нехваткой сельскохозяйственных земель, традиционное сельскохозяйственное производство отстает от новых потребностей. Данную идею разделяют Б. Рохит, К.Т. Нитин, Б. Ниту, К.П. Чандан [19], Р. Сара, Д. Эмили, С. Мэтью, Б. Янош [20], Р. Владо, Р. Никола, К. Владан [21]. О высоком влиянии процессов цифровизации на повышение эффективности производства, способствующей сокращению чрезмерного использования ресурсов, снижению производственных отходов и загрязнению окружающей среды, а также повышению прибыльности фермерских хозяйств в своих работах отмечают Р. Зарко, К. Бождан, М. Милан [22], Дж. Киртан. Д. Аалап, П. Пуджан, С. Манан [23], B. Regina, D. Thomas, P. Carl [24], М. Ханна [25]. Высокий уровень значимости проблематики информационной асимметрии цифровых сервисов и перегрузка дублирующими функциями отмечается зарубежными учеными Б. Элинор, Р. Майкл [26], П. Луиза, Х. Сара, Л. Маргит [27], К. Лорнс, К. Дэвид [28].
Таким образом, можно подвести итог о важности расширения зоны цифрового покрытия агропромышленного комплекса, распространяя фокус внимания не только в сферу производственных технологий, но и в сектор административного и гражданско-правового управления. Высокая значимость в вопросе развития цифровизации отмечается отечественными и иностранными исследователями в направлении создания единых цифровых решений, объединяющих функционал существующих сервисов. Наличие проблемы дублирования информации и функций также отражает высокую актуальность.
Тем не менее, несмотря на определенную проработку теоретических, правовых и прикладных аспектов обеспечения процессов цифровизации агропромышленного комплекса на федеральном и региональном уровне отсутствует единая цифровая система управления ресурсами территорий для устойчивого пространственного развития.
Данное исследование основано на использовании: методов системного и логического анализа для типизации современных подходов в области цифровой трансформации агропромышленного комплекса; метода фокусированного анализа нормативно-правовой и программно-целевой документации в области цифровизации, продовольственной политики и продовольственной безопасности; контент-анализа функциональных возможностей действующих в агропромышленном комплексе России цифровых сервисов с последующей их классификацией с позиции целеполагания и зоны покрытия прикладных задач, а также с учетом уровня их цифровой зрелости.
Результаты
Несмотря на обилие примеров внедрения современных решений в аграрное производство, общий уровень цифровизации сельского хозяйства в регионах России относительно низкий. Существующие цифровые сервисы покрывают узкую сферу задач, исключая из системных задач цифрового продукта взаимодействие с органами государственной власти. Проведенный анализ действующих цифровых сервисов в АПК позволил их условно классифицировать на 5 групп (Таблица 1).
Таблица 1– Классификация отечественных цифровых сервисов в АПК
Группа I
|
Группа II
|
Группа III
|
Группа IV
|
Группа V
|
Технико-внедренческие цифровые сервисы
|
Информационно-административные
цифровые сервисы
|
Информационно-экспертные цифровые сервисы
|
Отчетно-аналитические цифровые сервисы
|
Корпоративные геоинформационные
системы
|
Цель создания
| ||||
Внедрение и развитие новых технических
решений в процессы производства с последующим наблюдением за ними
|
Обеспечение возможности оперативного получения
гражданами и бизнесом
информации по комплексным мерам государственной поддержки
|
Обмен информацией, хранение накопленных
знаний и обеспечения связи между сетями экспертов по различным
техническим направлениям сельского хозяйства
|
Сбор, анализ отчетности,
предоставляемой производителями, приём и обработка одного (двух)
контекстных действий
|
Сбор, хранение, анализ и графическая визуализация
пространственных (географических) данных и связанной с ними
информации о необходимых объектах
|
Представители
| ||||
Цифровая система «АгроМон»,
информационная система ФГИС «Зерно», цифровая платформа «Агросигнал»,
цифровой сервис «Полевод»
|
Информационная система «Центр цифровой
трансформации в сфере АПК», цифровая система «Министерство сельского
хозяйства Российской Федерации», информационная система «Федеральное
агентство государственной поддержки АПК»
|
Информационная система «История поля»,
информационная система «Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве»,
Информационная платформа «Direct.Farm», Информационный сервис «AgroBook»
|
Информационная система «ИС.РЕСПАК», Информационная
система «ГИС НСО «Господдержка АПК НСО», Информационная система «Субсидия АПК
24», Информационная система «ИКЦ «Енисей»
|
Цифровая платформа «Green Growth», цифровая
платформа «Свое фермерство», цифровая платформа «Агросигнал», Цифровая
платформа «Сервис цифрового агрохозяйства»
|
Рассматривая группу «Технико-внедренческие цифровые сервисы» можно отметить, что чаще всего они представлены по отраслям сельского хозяйства: 1) растениеводство; 2) животноводство; 3) пчеловодство; 4) технические культуры; 5) другие. Важной особенностью данной группы является – внедрение одного (двух) этапов технического процесса, тестирование, реализация и контроль за исполнением. Например, Цифровая система эффективного растениеводства «АгроМон» [29] позволяет сделать эффективнее цикл выращивания сельхоз культур – от планирования сезона до управления полевыми работами, формируя полезную информацию, как для холдингов, так для индивидуальных фермеров и локальных дистрибьютеров. Аналогичные задачи покрываются Федеральной государственной информационной системой «Прослеживаемость зерна и продуктов переработки зерна» [30]. Данная система предназначена для обеспечения прослеживаемости партий зерна и продуктов его переработки, а также для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения и анализа информации, связанной с производством, перевозкой, реализацией, хранением, обработкой, переработкой и утилизацией зерна. Рассмотренные сервисы переносят модерацию нескольких шагов технического процесса в цифровой сервис, который в последующем на основании больших данных упрощает реализацию полного технического цикла. Кроме переноса отдельных шагов цифровые сервисы данной группы покрывают зону мониторинга технического процесса. Так, например, сервисы «Агросигнал» [31] и «Полевод» [32] занимаются задачами технического и кадрового учета, а также пространственного мониторинга с последующей возможностью формирования отчетности и аналитики. Таким образом, сервисы первой группы позволяют производителям переносить технические задачи в цифровой сервис и обеспечивать процессы контроля, учета, аналитики и мониторинга, что благоприятно влияет на процессы управленческих решений. Недостатком данных сервисов, по мнению авторов, является локализация информации в рамках предприятия, исключение влияния внешних факторов, а также отсутствие интеграции с другими сервисами.
Группа II «Информационно-административные цифровые сервисы» и Группа III «Информационно-экспертные цифровые сервисы» нацелены на возможность получения оперативной информации со стороны местных органов управления, региональных и федеральных органов власти и агропромышленных экспертов. Так, например, цифровые сервисы Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр цифровой трансформации в сфере АПК» [33] и Агентства по сопровождению программ государственной поддержки агропромышленного комплекса [34] направлены на осуществление государственной поддержки по направлениям: сельскохозяйственное страхование, агрокредитование, реализация инвестиционных проектов и осуществление капитальных вложений в сфере агропромышленного производства. Основная задача данных сервисов заключается в выполнении государственного задания на оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В свою очередь, цифровые сервисы «ЯрВет. Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве» [35], «DIRECT.FARM» [36] и «Agrobook» [37] являются платформами для хранения накопленных знаний и обеспечения связи между сетями экспертов по различным техническим направлениям сельского хозяйства без привлечения в качестве администрирования органов государственной власти. Внутри данных сервисов пользователи имеют возможность задавать вопросы и получать развернутые ответы экспертов, публиковать объявления о продаже товаров и совершать поиск людей на временные задачи, информировать о предстоящих выставках, мероприятиях в агросфере.
Таким образом, сервисы второй и третьей группы позволяют аграриям получать оперативную информацию со стороны органов государственной власти, а также экспертную поддержку и неформальный контекст в решении локальных задач. Недостатком данных сервисов является разобщенность информации, невозможность использования данной информации для принятия управленческих решений в перспективе, а также отсутствие контекстных действий внутри технологических процессов и стратегического управления.
Группа «Отчетно-аналитические цифровые сервисы» предусматривает в рамках архитектуры платформы наличие одного и более контекстного действия, включающего коллаборацию с другими сервисами, ведомствами, платформами и т.д. В результате использования сервисов данной группы пользователь имеет возможность получать ответ по обрабатываемой информации в форме «заявка-ответ». В настоящее время существующие информационные сервисы «ИС. Респак» [38], ГИС НСО «Господдержка АПК НСО» [39], «Субсидия АПК 24» [40], «Субсидирование СПОК-ИКЦ «Енисей» [41] направлены на формирование цифрового взаимодействия аграриев и органов государственной власти. С помощью данных сервисов пользователи получают готовое решение по автоматизации процесса расчета сумм субсидий, включающий в себя сбор отчётности сельскохозяйственных товаропроизводителей и внешний ведомственный портал для формирования заявок на предоставление субсидий в региональном органе исполнительной власти, ответственном за развитие сельского хозяйства. Системы позволяют оперативно собирать, систематизировать, обрабатывать и графически оформлять данные, которые ранее предоставлялись в виде отчетов, на бумажных или электронных носителях. Достоинством данных сервисов является универсальность и синхронизация с любыми федеральными программами. Например, они могут быть интегрированы в структуру межведомственного электронного взаимодействия с налоговыми органами, Росреестром, статистикой и быть в качестве надстройки к основному сервису. Недостатком является возможность осуществления 1-2 контекстных действий (в данном случае – заявка на субсидирование), отсутствие взаимодействия с технологическим циклом и с другими производителями продукции, цикличность сервисов внутри одного личного кабинета.
Пятая группа «Корпоративные геоинформационные системы» – особая группа, направленная на взаимодействие с графической визуализацией пространственных (географических) данных, получаемых не на основании информации, представляемой аграриями, а специализированной техникой. Указанные сервисы формируют массив данных на основании отображения спутниковых снимков, вегетационных индексов, рельефа, почвенных и иных слоев, в результате чего искусственный интеллект обеспечивает расчёт контуров полей, зон вегетации, дат сева, рассчитывает зоны продуктивности. Использование сервисов пятой группы формирует базу для принятия агротехнических решений и землеустройства на разных уровнях управления. Так, например, цифровые сервисы «Green Growth» (платформа по картированию урожайности в режиме реального времени) [42], «Свое Фермерство» (платформа по онлайн-регистрации цифровых контуров сельскохозяйственных полей) [43], «Модуль. Агросигнал» (модуль для мониторинга, контроля и учета сельхозработ) [31], «Сервис цифрового сельского хозяйства» (модуль для контуринга) [44] направлены на формирование картирования аграрных зон с важными индикативными показателями, необходимыми для прогнозирования продукционного процесса сельскохозяйственных культур: валовый сбор урожая, даты уборки и даты наступления фаз вегетации на основе введённых агротехнических данных севооборота. Данные сервисы позволяют формировать комплексное видение возделываемых и обрабатываемых территорий. Недостатком сервисов является узконаправленность и отсутствие модуля передачи информации ответственным органам государственной власти.
Рассмотренные группы цифровых сервисов, в зависимости от цели их создания, реализуют определенную совокупность задач. Ряд сервисов являются информационно-телекоммуникационной надстройкой для реализации технологических процессов (Информационная платформа «Direct.Farm», Информационный сервис «AgroBook»), другие специализируются на обеспечении системой интеллектуального анализа данных и прогнозирования (Цифровая платформа «Green Growth», цифровая платформа «Свое фермерство»), третьи формируют возможность электронного документооборота (Информационная система «ИС.РЕСПАК», Информационная система «Субсидия АПК 24), осуществляя не менее 50% документационных операций через «Единый портал государственных услуг» или ведомственный сайт с получением электронного результата или последующим очным обращением за получением бумажного результата.
В соответствии с таблицей 2 представлена сравнительная характеристика отечественных цифровых сервисов в контексте реализуемых задач внутри платформы (задачи для сравнения сформированы на основании Ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» [45]).
Таблица 2 – Сравнительная характеристика отечественных цифровых сервисов в АПК в контексте реализуемых задач
Задача цифрового сервиса*
|
|
Наименование цифрового сервиса
(частичная выборка) ** | ||||||||
«Агросигнал»
Группа I |
«Полевод»
Группа I |
«Центр
цифровой трансформации в сфере АПК»
Группа II |
«DIRECT.FARM»
Группа III |
«Agrobook»
Группа III |
«ИС.РЕСПАК» Группа IV
|
«Субсидия
АПК 24»
Группа IV |
«Green
Growth»
Группа V |
«Свое
Фермерство»
Группа V
|
«АгроМон»
Группа V | |
Обеспечение
информационно-телекоммуникационной надстройкой для реализации технологических
процессов
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Обеспечение
системой управления нормативно-справочной информацией
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Обеспечение
системой сбора, хранения и обработки данных об объектах сельскохозяйственных
ресурсов, сельскохозяйственном сырье и готовой продукции
|
+
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Обеспечение
системой интеллектуального анализа данных и прогнозирования
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
+
|
Обеспечение
системой интеллектуальной государственной поддержки, финансовой деятельности
и финансового планирования
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Обеспечение
внутренней интеграции и межведомственного взаимодействия представителей
органов государственной власти
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Обеспечение
внутренней интеграции и партнерского взаимодействия между аграриями
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Предоставление
мер государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в
части субсидирования наполнения системы данными об объектах
сельскохозяйственных ресурсов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
-
|
Обеспечение
системой взаимодействия участников сельскохозяйственного рынка с возможностью
установления внутренних коллабораций, совместных проектов
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
*Задачи
цифрового сервиса сформированы на основании Ведомственного проекта «Цифровое
сельское хозяйство»
** Материалы таблицы сформированы на основании источников [29, 32,35-38;42,43] |
Исходя из функциональных задач, заложенных в цифровой сервис, возможностей кооперации с другими субплатформами, количества контекстных действий и объема услуг, переведенных в электронный формат, цифровые сервисы могут классифицироваться по уровню цифровой зрелости. Под цифровой зрелостью понимается совокупный уровень глубины цифровых решений, способных создавать ценности для всех участников бизнес-процессов с помощью цифровых технологий [46, 47]. Классификация уровней цифровой зрелости представлена в соответствии с рисунком 1.
Рисунок 1 – Классификация уровней цифровой зрелости (составлено авторами на основе [47])
Анализируя частичную выборку цифровых сервисов, представленную в соответствии с рисунком 2, можно сделать вывод о том, что большинство из них соответствуют «Базовому» уровню зрелости (Информационная платформа «Direct.Farm», Информационный сервис «AgroBook», цифровая платформа «Агросигнал», цифровой сервис «Полевод»), в рамках которого предоставлен расширенный спектр покрытия задач, однако отсутствует кооперация с другими сервисами. Также представлены сервисы «Нулевого» уровня зрелости, в соответствии с которым цель цифрового сервиса заключается в общем информировании пользователей (Информационная система «Центр цифровой трансформации в сфере АПК», информационная система «Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве»). «Расширенному базовому» уровню соответствует информационная система «ИС.РЕСПАК».
Резюмируя выше изложенное, можно сделать вывод, что действующие отечественные аграрные цифровые сервисы не ориентируются на интеграцию с другими субплатформами для управления сельским хозяйством на региональном и муниципальном уровне. Внутри платформ присутствует взаимодействие с органами государственной власти в рамках нескольких ключевых действий, однако, расширенной модульной поддержки не представлено. Кроме того, сервисы не способствуют расширению зоны цифрового покрытия агропромышленного комплекса с включением уровня межведомственного взаимодействия органов власти, агропромышленных производителей и потребителей конечной продукции, что в конечном итоге позволило бы повысить уровень продовольственной безопасности государства.
Выводы
Проведенный комплексный анализ региональных цифровых сервисов в АПК Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости формирования единого цифрового решения, способствующего объединению достоинств локальных сервисов, формирующего возможность интеграции с другими межведомственными сервисами, а также представителями агрорынка.
Определенная проработка теоретических, правовых и прикладных аспектов обеспечения процессов цифровизации агропромышленного комплекса выявила отсутствие единой цифровой системы управления ресурсами территорий для устойчивого пространственного развития на основе процессов интеграционного взаимодействия всех заинтересованных участников агробизнеса с включением межведомственной поддержки на основе использования технологий искусственного интеллекта.
При этом отсутствует разработанная и утвержденная система критериев и показателей, направленных на выявление угроз национальным интересам в продовольственной сфере, а также их пороговые значения [48]; наблюдается рассогласованность действующих мер государственной поддержки, не учитывается территориальная специфика; не рассматривается вопрос кооперации сельскохозяйственных производств по этапам жизненного цикла продукции для повышения уровня продовольственной безопасности регионов [49].
По результатам проведенного исследования представляется возможным выделить ключевые параметры, важные для формирования единого цифрового сервиса, позволяющего интегрировать участников агрорынка:
1) единое платформенное решение с наличием омниканальности (взаимная интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации всех членов платформы);
2) единая экосистема микрорешений на едином пространственном решении;
3) единая форма представления информации, адаптированная под все интегрированные сервисы (единый язык, базовые формы, визуальная концепция);
4) единые архитектурные принципы, современные и легкие языки программирования, фреймворки, библиотеки, операционные системы, базы данных, инструменты разработки;
5) проактивное представление интегрированных услуг;
6) интеграция внутри платформы иных внешних субплатформ, необходимых для качественного управления ресурсами внутри агросистем;
6) обеспечение включенности всех участников агросферы в процесс функционирования платформы (органы власти, производитель продукции, поставщики транспорта и оборудования, поставщики сырья, потребители конечной продукции).
Источники:
2. Василекина О. М. Проблемы цифровизации АПК // Актуальные проблемы науки в области АПК: материалы региональной научно-практической конференции, Великие Луки, 14 октября 2021 года. – Великие Луки: Великолукская государственная сельскохозяйственная академия. Великие Луки, 2021. – c. 76-79.
3. Гурнович Т.Г., Лягоскина Н.Р., Литвиненко Е.В., Борсковец М.С. Цифровая трансформация сельскохозяйственного производства в России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 1(45). – c. 110-116.
4. Миронова О. А. Цифровизация экономики АПК России: задачи, проблемы, перспективы // Economics. Law. State. – 2019. – № 5(7). – c. 41-47.
5. Цифровая трансформация сельского хозяйства России. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 80 c.
6. Клюкин А. Д. Современное развитие цифровизации АПК: отечественный и зарубежный опыт // Аграрная экономика. – 2022. – № 12(331). – c. 72-86. – doi: 10.29235/181898062022127286.
7. Курбанов К. К., Кардашова М.А.Г., Валиева Д.Г. Особенности инновационного развития и цифровизации в АПК региона // Горное сельское хозяйство. – 2022. – № 1. – c. 78-83. – doi: 10.25691/GSH.2022.1.015.
8. Челышева Д. Н. Цифровизация как одно из важнейших направлений развития отечественного АПК // Наука и образование. – 2023. – № 2.
9. Неуймин Д. С. Цифровизация как направление стратегического развития регионального АПК // Наука и образование. – 2022. – № 2.
10. Маринченко Т. Е. Трансформация услуг в ходе цифровизации АПК // Информационные технологии, системы и приборы в АПК. АГРОИНФО-2021: Материалы 8-й Международной научно-практической конференции, р.п. Краснообск, 21–22 октября 2021 года / под ред. В.В. Альта. – Новосибирск - Краснообск: Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской академии наук. Краснообск, 2021. – c. 299-303.
11. Гумарова Ф. З. Факторы повышения конкурентоспособности АПК в условиях цифровизации экономики // Социально-экономическая политика страны и сибирского региона в условиях цифровой экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Финуниверситета, Барнаул, 26–27 сентября 2019 года. – Барнаул: Типография «Графикс». Барнаул, 2019. – c. 118-120.
12. Парпиева Н. Р., Эркинбеков Н. Э. Влияние цифровизации на конкурентоспособность АПК // Вестник Вятского ГАТУ. – 2022. – № 1(11). – c. 8.
13. Шатохин М. В., Гордеев И.А., Игнатова М.Н., Кремер К.А. Состояние и перспективы цифровизации регионального АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2021. – № 8. – c. 102-109.
14. Айтпаева А. А. Цифровизация сельского хозяйства в контексте повышения конкурентоспособности отечественного АПК // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 3. – c. 56-63. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-3-56-63.
15. Котранова Э. Д., Ермоленко О. Д. Проблемы и перспективы цифровизации АПК России на основе государственной поддержки // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона: Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Новосибирск, 03–05 июня 2019 года. – Новосибирск: Издательский центр НГАУ "Золотой колос". Новосибирск, 2019. – c. 304-306.
16. Тарасов В. И. Организационно-экономический механизм технического сервиса АПК в условиях цифровизации экономики // Цифровизация в контексте устойчивого социально-экономического развития агропромышленного комплекса: Материалы II Международной научно-практической конференции по проблемам развития аграрной экономики, Москва, 19–20 октября 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью \"Научный консультант\". Москва, 2021. – c. 293-298.
17. Кусмагамбетов С. М., Олейников Д. С. Необходимость цифровизации предприятий АПК и современные способы организации доступа к информационно-коммуникационной среде // Информационное обеспечение развития агропродовольственного комплекса: сборник научных трудов / под редакцией А. П. Курносова, А. В. Улезько. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. Воронеж, 2021. – c. 194-200.
18. Лямзин И. С., Линкина А. В. Цифровизация агропромышленного комплекса (АПК): вызовы, проблемы и решения // Инженерные решения для АПК: Всероссийская научно-практическая конференция, посвящённая 84-летию со дня рождения профессора Анатолия Михайловича Лопатина (1939-2007), Рязань, 16–17 ноября 2023 года. – Рязань: Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева. Рязань, 2023. – c. 168-172.
19. Roheet B., Nitin K.T., Nitu B., Chandan K.P. Risks of Agrobusiness Digital Transformation // Willey online library. – 2022. – № 15. – p. 115.
20. Sarah R., Emily D., Matthew S., Janos B. The Politics of Digital Agricultural Technologies: A Preliminary Review // Willey online library. – 2019. – № 59. – p. 174.
21. Vlado R., Nicola R., Vladan C. New technologies as a driver of change in the agricultural sector // Ekonomika poljoprivrede. – 2022. – № 69. – p. 147-162.
22. Zarko R., Bojdan K., Milan M. Smart farming in agricultural industry: mobile technology perspective // Ekonomika poljoprivrede. – 2020. – № 67. – p. 925-938.
23. Kirtan J., Aalap D., Poojan P., Manan S. A comprehensive review on automation in agriculture using artificial intelligence // Artificial Intelligence. – 2019. – № 2. – p. 1-12.
24. Regina B., Thomas D., Carl P. Who drives the digital revolution in agriculture? A review of supply-side trends, players and challenges // Willey online library. – 2021. – № 4. – p. 22.
25. Rhanna M. Digital Transformation of the Agricultural Sector: Pathways, Drivers and Policy Implications // Willey online library. – 2020. – № 4. – p. 19.
26. Elinor B., Michael R. Can digital technologies reshape rural microfinance? Implications for savings, credit, & insurance // Willey online library. – 2021. – № 4. – p. 36.
27. Louisa P., Sarah H., Margit L. Digitalization and the third food regime // Springerlink. – 2020. – № 2. – p. 12.
28. Laurnes K., David C. Dealing with the game-changing technologies of Agriculture 4.0: How do we manage diversity and responsibility in food system transition pathways? // Global Food Security. – 2020. – № 2. – p. 1-7.
29. Информационный сайт цифрового сервиса «АгроМон». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agromon.ru/#rec216674907 (дата обращения: 21.01.2023).
30. Информационный сайт Федеральной государственной информационной системы «Прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://specagro.ru/fgis (дата обращения: 21.01.2023).
31. Информационный сайт цифрового сервиса «Агросигнал». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://specagro.ru/fgis (дата обращения: 21.01.2023).
32. Информационный сайт цифрового сервиса «Полевод». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://polevod.direct.farm/login (дата обращения: 21.01.2023).
33. Информационный сайт цифрового сервиса «Центр цифровой трансформации в сфере АПК». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://cctmcx.ru/o-tsentre/deyatelnost/) (дата обращения: 21.01.2023).
34. Информационный сайт Федерального агентства государственной поддержки АПК. Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fagps.ru/about3/) (дата обращения: 21.01.2023).
35. Информационный сайт цифрового сервиса «Лаборатория для глубокого анализа в животноводстве». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://lab.yarvet.ru/ (дата обращения: 21.01.2023).
36. Информационный сайт цифрового сервиса «DIRECT.FARM». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://direct.farm/services (дата обращения: 21.01.2023).
37. Информационный сайт цифрового сервиса «Agrobook». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agrobook.ru/ (дата обращения: 21.01.2023).
38. Информационный сайт цифрового сервиса «ИС.РЕСПАК». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://isands.ru/products/is-respak/) (дата обращения: 21.01.2023).
39. Информационный сайт цифрового сервиса «ГИС НСО «Господдержка АПК НСО»». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://agro.nso.ru/home?p_p_id=58&p_p_lifecycle=0&p_p_state=normal&p_p_state_rcv=1&_58_login=06987896568 (дата обращения: 21.01.2023).
40. Информационный сайт цифрового сервиса «Субсидия АПК 24». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://sapk24.krskcit.ru/dashboard (дата обращения: 21.01.2023).
41. Информационный сайт цифрового сервиса «ИКЦ «Енисей»». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://ikcenisei.ru/statesupport/gospodderzhka-malyh-form-hozyajstvovaniya/subsidirovanie-spok (дата обращения: 21.01.2023).
42. Информационный сайт цифрового сервиса «Green Growth». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://greengrowth.tech/ru (дата обращения: 21.01.2023).
43. Информационный сайт цифрового сервиса «Свое Фермерство». Официальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://svoefermerstvo.ru/services/karta-urozhaya (дата обращения: 21.01.2023).
44. Информационный сайт цифрового сервиса «Сервис цифрового сельского хозяйства». Фициальный сайт разработчика: официальный сайт. – 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://exactfarming.com/allfunctionsef (дата обращения: 21.01.2023).
45. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». / официальное издание. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 c.
46. Kuznetsova I. G., Voronkova O. Yu., Bakvalov S. Y., Ruiga I. R., Zhuruli G. N., Levichev V. E. Formation of human capital as a key factor in ensuring the national security of agriculture in the digital economy // European Research Studies Journal. – 2018. – p. 73-83.
47. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2021 - 2024 годы [Принят Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 30.12.2022]. – Москва. – 2022. – (Актуальное законодательство). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_408674/ (дата обращения: 22.03.2024).
48. Ruiga I.R., Vasilyeva Z.A., Kirilina L.E., Stupina A.A., Kovzunova E.S. Food security of the arctic zone regions in the Russian Federation: formation of methodological principles and performance indicators // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. – 2019. – p. 22073. – doi: 10.1088/1755-1315/315/2/022073.
49. Ковзунова Е.С. Диагностическая модель оценки продовольственной безопасности Российской Арктики // Π-Economy. – 2022. – № 4. – c. 96-109. – doi: 10.18721/JE.15407.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:13