Цифровая медицина как платформа повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания

Сертакова О.В.1
1 Министерство здравоохранения Московской области, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45706907
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Индустрия 4.0 вклинивается во все сферы жизни человека и здравоохранение не является исключение, цифровые технологии играют большую роль в повышении качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания. С распространением социальных медиа, цифровых и ведущих технологий, таких как сенсорные устройства, искусственный интеллект и робототехника, началась новая эра в медицине. Цель. Основной целью представленной статьи является систематизация и структурирование ключевых факторов, определяющих особенности повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания. Методология. В качестве общей методической основы данной статьи использованы методы экономико-статистического и контент-анализа открытых данных, характеризующих вопросы повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания. Объектом исследования является современная система повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания. Выводы. Здравоохранение развивается очень быстро, и очевидно, что не следует отставать от медицинских инноваций. Правильное решение сложной задачи цифровизации позволит не только существенно поднять качество медицинского обслуживания, но и оптимизировать затраты в отрасли. Для того чтобы eHealth(электронная или цифровая медицина) не воспринималась только как система электронного учета и планирования, необходима концепция развития цифровой медицины, которая включала бы ответы на основные вопросы – какая модель охраны здоровья строится в стране, и какие именно пути цифровой трансформации планируется применить. Также, целесообразно принять программу, которая имела бы четко определенные мероприятия, сроки их выполнения с указанием исполнителей. Все это должно быть отображено в нормативном поле государства.

Ключевые слова: здравоохранение, повышение качества медицинской помощи, реабилитация населения, медицинские организации, доступность



Введение

Отрасль охраны здоровья в ХХI веке сталкивается с проблемами, связанными с увеличением спроса на управление хроническими заболеваниями и ростом затрат на лечение, реабилитацию пациентов. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи жителям в сельских, в том числе отдаленных районах, – одна из основных задач здравоохранения Российской Федерации. Доступность на сегодня эксперты связывают с возможностью консультирования и предоставления квалифицированной медицинской помощи в удаленном режиме. Сельское население и жители удаленных районов не имеют равного доступа к услугам здравоохранения и медицинским услугам, в частности к специализированным и редко используемым услугам, в сравнении с городским населением [1, 2] (Erugina, Krom, Ermolaeva, Kovalev, Bochkareva, 2016).

Результаты исследования

Цифровизация медицины появилась только в 2010-х годах и все еще формируется подобно тем вызовам, которые возникают вместе с ней. Развитие технологий влечет за собой принципиально новые возможности в сфере охраны здоровья граждан как в городах, так и удаленных местах проживания. Цифровизация медицинских данных, применение мобильных телефонов, смартфонов, «мессенджеров», способных обеспечить передачу и контроль медицинских показателей в дистанционном режиме, хранить и обрабатывать их в облачных сервисах; внедрение искусственного интеллекта, с помощью которого врачи могут оперативно принимать правильные решения, – это технологии и новшества, появившиеся в сфере здравоохранения не так давно [6].

В общем смысле под термином eHealth (электронная, или цифровая медицина), подразумевается понятие безопасного и экономически обоснованного применения информационных и коммуникационных технологий в сфере здравоохранения, включая предоставление медицинской помощи, медицинского образования, распространение знаний, навыков и результатов исследований (по определению ВОЗ).

В ХХI веке ситуация с необходимостью цифровизации существенно изменилась, поскольку потребность в новейших разработках появилась не только у врачей и медицинских работников, но и у пациентов как потребителей. Они могут получить доступ к информации и данным, к методам и технологиям лечения, а также реабилитации. Цифровизация здравоохранения происходит быстрыми темпами, а согласно данным Statista, мировой рынок цифровой медицины достигнет 206 млрд долл. США в 2020 году, в первую очередь за счет мобильных и беспроводных технологий. По данным агентства Frost & Sullivan, рынок продуктов цифровой охраны здоровья в мире до 2023 года достигнет 228 миллиардов долл.

В России же, как и в ряде европейских стран, растущий рынок цифровой медицины сталкивается с проблемами, связанными с нехваткой специалистов, отсутствием персонализированного подхода к пациентам и демографическим старением населения, значительным удорожанием медицинских услуг на фоне внедрения технологических методов диагностики и лечения [10] (Gorodnova, Klevtsov, Ovchinnikov, 2019). Разработки в данной сфере позволяют сделать медицинскую отрасль персонализированной, облегчить взаимодействие между врачом и пациентом, упростить разработку новых лекарственных средств и т.д. Высокая наукоемкость отрасли требует значительного финансирования и наличия квалифицированных сотрудников. Наиболее высоко оцениваются медицинские стартапы суммарной рыночной стоимостью около 92,1 млрд долл., которые сосредоточены преимущественно в США, странах Западной Европы и КНР. 37 стартапов в медицине имеют ценность более чем в 1 млрд долларов (по данным CB Insights по состоянию на 3 квартал 2019).

Среди цифровых технологий, способных повлиять на российскую медицину и качество медицинской помощи в городах и отдаленных районах, можно отметить: технологии искусственного интеллекта, телемедицину, носимые (клинические) устройства, сервисы распознавания речи и др.

Технологии искусственного интеллекта и BigData, представляющие возможность обрабатывать значительные объемы данных, формулировать на их основе выводы, что значительно упрощает постановку диагноза и выбор метода лечения. Искусственный интеллект эффективно используется для анализа медицинских изображений (например, компьютерное обеспечение, созданное компанией Enlitic, осуществляет поиск паттернов, характерных для заболевания), планирования индивидуального лечения (система KIBIT от Fronteo Healthcare анализирует симптомы и индивидуальные показатели пациента) и в разработке лекарственных препаратов (Atomwise – поиск оптимальной формулы лекарств). Искусственный интеллект способен научиться распознавать симптомы возникновения злокачественных новообразований, проводить диагностику нарушений зрения, туберкулеза, выявить нарушения в работе головного мозга. В России, в частности, возникли такие решения от «стартапов». Например, с помощью программы Google Deepmind Health, которая работает в некоторых больницах, можно проводить анализ доступной информации о симптомах пациента и выдавать рекомендации по устранению разных недугов. [3]

Важным аспектом повышения качества медицинской помощи является доступность записи и отсутствие очередей. В отдаленных районах проблема доступности медицинской помощи связана также с физическим фактором и логистикой. На данном этапе цифровизации в России существует возможность записи на прием к врачу через интернет. Однако в городах из-за большого количества пациентов им приходится ждать приема на протяжении нескольких дней или даже недель, а пациентам из отдаленных районов преодолеть дальние расстояния, чтобы попасть к узкому специалисту, часто невозможно. Так, жителям из отдаленных регионов технологии искусственного интеллекта позволяют решить этот вопрос. Например, с помощью телемедицины и программы mHealth.

Телемедицина – еще одно направление цифровизации, которое основано на упрощении контактов между медицинским персоналом и пациентами, а также на доступности получения медицинских консультаций с помощью использования ИКТ, что также должно существенно снизить затраты времени при оказании медицинской помощи пациентам, кто проживает в удаленных местах. Среди преимуществ телемедицины стоит отметить относительно низкую стоимость внедрения при наличии развитой ИТ-инфраструктуры. Российский проект DOC+ работает как «мобильная» клиника, с помощью которого можно вызвать врача на дом, забронировать лекарства в онлайн-аптеках, интегрироваться с клиниками [3]. В настоящее время повсеместно используются распознаватели речи и сервисы онлайн-диагностирования болезней по снимкам [5, 28] (Kolosova, Shkiro, 2012), а также клинические носимые устройства, которые помогают пациентам самостоятельно контролировать показатели организма и их динамику, например, дыхание, пульс, сон и т.д.

Клинические носимые устройства работают после подключения к цифровой платформе, интегрированной с сетью больницы, системой страхования, а также, возможно, с национальной системой здравоохранения. Использование таких носимых устройств имеет положительные прогностические возможности за счет достаточно точного измерения показателей жизнедеятельности и диагностики ранних признаков заболеваний или отслеживания их прогресса. Медицинские приборы и датчики, которые в режиме онлайн способны передавать данные о физиологических параметрах организма и активностях человека, могут быть полезными как для пациентов в городах, стимулируя людей к ведению здорового образа жизни, а также для пациентов, проживающих в удаленных районах, обеспечивая возможность онлайн-мониторинга состояния их здоровья.

Электронные медицинские карты (ЭМК), в которых в цифровом виде хранятся данные о состоянии здоровья человека с момента его рождения, – на сегодня применяются почти во всех больницах США, единая государственная система в сфере здравоохранения создается и в России [2].

Рынок продуктов цифровой медицины, как уже отмечалось, растет чрезвычайно быстро, включая интеграцию по разным направлениям, указанным выше, – технологий искусственного интеллекта, телемедицины, автоматизации документооборота и т.п.

Эксперты выделяют несколько важнейших тенденций внедрения цифровой медицины для повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения. Во-первых, потребительский спрос является драйвером инноваций в сфере первичного здравоохранения, когда движущей силой применения самых новых технологий являются как медики, так и пациенты. Необходимо учитывать потребности пациентов, сохраняя нужные требования к качеству новых устройств и технологий, и крайне необходимо, чтобы продукты быстро выходили на рынок, а инновации соответствовали желаниям и были доступны потребителю. Например, это касается использования носимых и закрепляемых на теле инновационных устройств, призванных помочь пациентам в любой точке страны в процессе выздоровления или при лечении хронических заболеваний. Данные, получаемые с помощью подобных гаджетов, способны преобразовать здравоохранение, перенести медицинское обслуживание за пределы больницы. Умные устройства помогут существенно улучшить процессы лечения и реабилитации, и их результаты по сравнению с существующими моделями и условиями.

Еще одной тенденцией внедрения технологий цифровой медицины является возобновление и усиление внимания к цифровым решениям, а также, адаптация к ускоряющемуся темпу изменений. Подобные процессы должны привести к сверхбыстрой эволюции технологий в области здравоохранения и реабилитации в городах и удаленных местах проживания. Технологии цифровизации позволяют решить задачи, связанные не только с ведением учета пациентов, но и организовать дистанционное наблюдение за состоянием больных, контролировать назначенные способы лечения, сохранять и передавать результаты обследований и др. [5, 40] (Kolosova, Shkiro, 2012).

Без сомнения, эра внедрения цифровых технологий наступила, и сегодня формируются устойчивые тренды дальнейшего развития отрасли здравоохранения в тесной интеграции с техническими инновациями. Однако наладить цифровизацию, в особенности в удаленных районах проживания, не так легко.

Во-первых, состояние распространенности сети Интернет свидетельствует о том, что прослеживается разрыв между городскими и сельскими территориями при высоком показателе качества и скорости глобальной Сети. Существуют также технические барьеры и отсутствие возможности подключиться. Доступ в интернет остался недоступен для самых незащищенных групп населения, таких как малообеспеченные семьи, пенсионеры и инвалиды, которые имеют сверхнизкие доходы и для которых доступ к качественному интернету не является общедоступным, вне зависимости от проживания в городе или отдаленном районе. Подобный разрыв указывает на необходимость общей реализации программ относительно создания условий для цифровизации, которая в ближайшее время станет необходимостью для процессов эффективного лечения и реабилитации.

Во-вторых, жизненно необходимым становится приобретение населением «цифровых» навыков, поскольку фактически граждане Российской Федерации не имеют возможности удовлетворить собственные потребности в телекоммуникационных услугах медицинского обслуживания. Это приводит к неравному доступу к качественной медицине.

В рассматриваемом контексте, по нашему мнению, следует привести в пример исследования Элвина Тоффлера – американского философа, социолога и футуролога, одного из авторов концепции постиндустриального общества, который указывал на то, что осознание новой культуры будет происходить все большими темпами и все в большей степени [8] (Fichman, 2015). И на это повлияют не только тотальная компьютеризация и глобализация, но и воспитание новых установок касаемо отношения к труду, занятности, здоровью, ценности человеческой жизни и т.д. Поэтому стоит говорить о создании основы для перевода в качественно новое состояние уровня человеческих возможностей и развития современной цифровой культуры, в частности в сфере здравоохранения, а также об изменении представлений о мире и сущности процессов и явлений. Современная и эффективная высокотехническая медицинская помощь должна быть сделана доступной на каждом этапе, чтобы пациент, вне зависимости от региона, в котором он проживает, имел возможность получить ее одинаково. Здесь стоит также говорить о проблеме урегулирования процессов цифровизации, прежде всего первичной медицинской помощи, которая, по мнению экспертов, состоит не столько в регулировании и использовании «телемедицинских» интеллектуальных технологий, а в большей степени – в регулировании малых форматов здравоохранения.

Следует также отметить, что в нашей стране термин «цифровизация медицины» нередко касается скорее системы учета и планирования ресурсов в охране здоровья с целью эффективного распределения средств. Это достаточно ограниченный подход, поскольку не учитывает как минимум медицинский аспект. На сегодня так и не решен главный вопрос – обеспечение эффективной доставки медицинских услуг населению, что не соответствует основному тренду – пациентоцентричности здравоохранения; не решены вопросы обмена медицинскими данными, учитывая то, что сами цифровые решения позволяют это сделать максимально эффективно. Россия сегодня находится в тренде основных кардинальных изменений, когда необходимы действия по обеспечению системных шагов правительства в направлении цифровизации, в том числе цифровой трансформации охраны здоровья. Среди решений эксперты называют несколько шагов, среди которых обязательными являются совершенствование нормативной базы, создание общего цифрового пространства для всех видов медицинской помощи, сочетание онлайн- и офлайн-медицины (будущее за использованием «офлайн-медицинских услуг, с врачом на месте приема, с приборами медицинскими на месте приема пациента – с онлайн-компонентами» [4]), формирование привычки здорового образа жизни (опять же с использованием новейших технологий, доступностью информации, применением носимых устройств и т.д.).

На сегодня были созданы несколько завышенные ожидания, далекие от реальности, существуют отдельные пилотные проекты в некоторых больницах, преимущественно в медицинских учреждениях больших городов. Необходимо активнее применять существующий в России потенциал. Например, профессиональные цифровые решения для охраны здоровья, которые разработаны в нашей стране, среди которых сервис Ada, для помощи в установлении диагноза. Это решение, по сути, функционально объединяет вокруг пациента всех основных субъектов предоставления медицинских услуг (врачей, медицинские учреждения всех уровней, страховые компании и т.д.).

Это инновационный опыт, который позволяет создать цифровую экосистему доступа к медицинским услугам.

Заключение

Таким образом, учитывая все изложенное выше, можно сделать выводы о том, что целью инновационных преобразований и цифровизации в системе охраны здоровья следует считать создание эффективных механизмов регулирования качества медицинской помощи путем системной перестройки и постепенного внедрения технологий. Применение новейших изобретений должно быть обоснованным, научно взвешенным и выстраиваться на принципах доказательной медицины, под которой понимают критический анализ результатов исследований и испытаний для внедрения в практику самых эффективных технологий для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Для того чтобы повысить качество медицинского обслуживания путем цифровизации, необходимо создать для этого реальные условия.


Источники:

1. Еругина М.В., Кром И.Л., Ермолаева О.В., Ковалев Е.П., Бочкарева Г.Н. Современные проблемы организации медицинской помощи сельскому населению // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – c. 76.
2. Информационные технологии в здравоохранении. Портал ALP Group. [Электронный ресурс]. URL: https://alp-itsm.ru/interesting/informatsionnyie-tehnologii-v-zdravoohranenii.
3. Искусственный интеллект в медицине: примеры применения в мире и в России. Сossa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/special/medicine/215186.
4. Как обеспечить доступность медицинской помощи на удаленных территориях?. Портал РОСконгресс. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-kak-obespechit-dostupnost-meditsinskoy-pomoshchi-na-udalennykh-territoriyakh/discussion.
5. Колосова И.И., Шкиро Е.А. Российский опыт оказания лечебно-профилактической помощи в сельских, удаленных и труднодоступных местах (передвижные и стационарные пункты) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2012. – № 3. – c. 27-43.
6. Цифровая медицина: здравоохранение в «умном» городе. Портал C-News. [Электронный ресурс]. URL: https://smartcity.cnews.ru/articles/2018-08-15_tsifrovaya_meditsina_zdravoohranenie_v_umnom_gorode.
7. Digital in 2020: World’s Internet Users Pass The 4 Billion Mark. Wearesocial.com. [Электронный ресурс]. URL: https://wearesocial.com/blog/2018/01/global-digital-report-2020 (дата обращения: 15.05.2020).
8. Fichman R.G. Going beyond the dominant paradigm for information technology innovation research: emerging concepts and methods // Journal of the Association for Information Systems. – 2015. – № 8. – p. 314-325.
9. MEDICA 2019: цифровые технологии в медицине. Портал клиники Auriga. [Электронный ресурс]. URL: https://auriga.com/ru/blog/2020/medica-2019-digital-health.
10. Городнова Н.В., Клевцов В.В., Овчинников Е.Н. Перспективы развития телемедицины в условиях цифровизации экономики России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 1049-1066. – doi: 10.18334/vinec.9.3.41173.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 04:55:30