Цифровые технологии индустрии 4.0 в системе повышения качества медицинской помощи: телемедицина
Сертакова О.В.1
1 Министерство здравоохранения Московской области, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Цитировать:
Сертакова О.В. Цифровые технологии индустрии 4.0 в системе повышения качества медицинской помощи: телемедицина // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 367-380. – doi: 10.18334/ecsoc.10.4.111445.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45713588
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Несмотря на мировой прогресс и активное развитие инфраструктуры, остается немало мест, где медицинская помощь развита слабо или отсутствует по ряду причин как природного, так и экономического характера. Вместе с тем оказание медицинской помощи и здравоохранение является приоритетным вектором развития любой страны, и оказание медицинской помощи населению в сложно доступных городах и удаленных местах проживания становится приоритетом проектом практически всех государственных программ в области здравоохранения.
Цель. Основной целью представленной статьи является систематизация и структурирование ключевых факторов, определяющих особенности повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в контексте развития телемедицины в городах и удаленных местах проживания. Методология. В качестве общей методической основы данной статьи использованы методы экономико-статистического и контент-анализа открытых данных, характеризующих вопросы повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания путем широкого внедрения телемедицины. Объектом исследования является современная система повышения качества медицинской помощи и реабилитации населения в городах и удаленных местах проживания. Результаты. В ходе исследования, выявлено, что телемедицина является одной из наиболее остро дискуссионных вопросов базирующихся на применения цифровых технологий. Причины консерватизма сферы здравоохранения к переходу на цифру носят как объективные (сложность разработки единого цифрового стандарта хранения данных о пациентах, техническая отсталость многих учреждений здравоохранения, особенно географически удаленных, слабость инфраструктуры связи), так и субъективные (неготовность перехода медперсонала на цифровые инструменты, консерватизм мышления медицинского менеджмента, страх перед инновационными решениями) причины. Обосновано, что в эпоху индустрии 4.0 все системы цифровой медицины строятся на базе принципов 4 П: персонализация (индивидуальный подход к каждому пациенту с учетом особенностей его истории болезни или образа жизни), предикция (медицина будет ориентироваться на предсказательные модели развития болезней или их формирования с учетом кода ДНК), превентивность (проактивное реагирование на возникающие угрозы жизни и здоровью граждан) и партисипативность (участие пациентов в формировании и улучшении контента медицинских приложений).
Выводы. Следует отметить, что в первую очередь развитие разных направлений в телемедицине, связанно с удаленным мониторингом состояния лиц, чьи профессии требуют прохождения регулярных медицинских осмотров (водители, пилоты, капитаны речных судов и т.п.). В случае дислокации объектов в удаленных населенных пунктах такие процедуры имеют риски субъективной оценки и даже коррупционной составляющей (допуск к работе с учетом выявленных несоответствий в состоянии здоровья), использование же онлайн систем мониторинга процессов прохождения предрейсового осмотра, профосмотров врачами с использованием видео регистрации значительно снижает риски субъективизма в формировании медицинских результатов. Именно поэтому развитие телемедицины носит для РФ объективно важный характер, т.к. позволяет помочь разрешить проблему нехватки медицинского персонала и материально-технического обеспечения.
Ключевые слова: медицинская помощь, телемедицина, цифровые решения, e-health care, облачные сервисы, ИТ-инфраструктура, прецизионные медицинские сервисы
Введение
Необходимо отметить, даже принимая во внимание достаточно серьезное сопротивление сферы здравоохранения, все больше стран переходят к рассмотрению вопросов цифровизации медицинских учреждений на самом высоком государственном уровне. [1, 2] (Alyabev, Goloshchapov, Klintsov, Kuznetsova, Rot, Sergienko, Troshchenko, Chalabyan, Shuvaev, 0; Komarova, 0).
Данный интерес обусловлен не только актуальными трендами развития мировой экономики и ее активным переходом на цифру, но и сугубо прагматичными причинами ввиду колоссального роста расходов бюджета на здравоохранение: по данным аналитического отчета Deloitte «Global Health Care Outlook 2020» в 2017/2018 гг. дефицит бюджетного финансирования здравоохранения составил 1251 млн долларов США, в 2019 г. – 5,7 млрд долл. (с учетом расходов на медицинские проекты по ликвидации пандемии коронавируса), а к 2025 г. ожидается рост расходов до 12,6 млрд. долл. США [1], поэтому вопрос скорейшей цифровизации сферы здравоохранения имеет очень яркую прагматичную основу [8–11] (Sertakova, Dudin, Frolova, Artemieva, Galkina, 2017).
Результаты исследования
Цифровые технологии и спрос на digital-решения настолько прочно вписались в нашу повседневную жизнь, что представить себя без их помощи практически невозможно, однако для реализации цифровой медицины предъявляются куда более высокие требования к инфраструктуре и технологиям, чем к другим сферам публичной цифровой экономики.
Так, для развития телемедицины в России основополагающим документом является Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [2], в котором одним из приоритетных направлений развития страны названо достижение «цифровой зрелости» здравоохранения.
Дорожная карта развития телемедицины в РФ до 2024 г. представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Дорожная карта развития телемедицины в РФ до 2024 г.
Источник: составлено автором по данным [2; 3] (Krylosov, Baranova, 0).
Для продуктивной реализации национального проекта цифровизации сферы здравоохранения необходимо выполнение следующих условий:
- стабильный доступ медицинских учреждений к высокоскоростному Интернету;
- наличие достаточного количества цифровых гаджетов и их технического соответствия требованиям для организации индивидуального и коллективного взаимодействия в форматах «врач – пациент», «врач – врач»;
- наличие и поэтапное развитие и совершенствование инфраструктуры для обеспечения доступности медицинских услуг в цифровом формате;
- проведение кадрового аудита медицинского персонала и организация при необходимости специальных образовательных курсов для инкорпорации медицинских технологий в бизнес-процессы врачебной помощи [4] (Kim, Alanazi, Daim, 2015).
Исходя из указанных выше факторов продуктивной цифровизации медицины, рассмотрим по порядку их влияние на развитие телемедицины в РФ. Первым анализируемым фактором является обеспеченность стабильного доступа медицинских учреждений к высокоскоростному Интернету (табл. 1).
Таблица 1
Динамика обеспеченности стабильного доступа медицинских учреждений к высокоскоростному Интернету
Показатели
|
Фактические данные
|
Прогноз
| ||
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2021 г.
| |
1. Скорость интернет-соединения ниже 256
Кбит/с
|
1,6
|
1,2
|
0,9
|
0,3
|
2. Скорость интернет-соединения 256–511
Кбит/с
|
3,8
|
2,7
|
1,6
|
1,1
|
3. Скорость интернет-соединения 512
Кбит/с–1,9 Мбит/с
|
11,4
|
8,9
|
4,2
|
1,3
|
4. Скорость интернет-соединения 2,0–30,0
Мбит/с
|
52,8
|
52
|
58,4
|
36,3
|
5. Скорость интернет-соединения 31,0–100
Мбит/с
|
22,7
|
27,2
|
30,6
|
51,7
|
6. Скорость интернет-соединения выше 100
Мбит/с
|
4,5
|
4,4
|
4,3
|
9,3
|
В течение анализируемого периода мы видим, что учреждения здравоохранения испытывают существенные затруднения с обеспечением высокой скорости интернета: в 2017–2019 гг. основной удельный вес организаций имели скорость 2,0–30,0 Мбит/с, что недостаточно для технической организации удаленной медицины, особенно в части реализации удаленного управления процессами хирургического вмешательства или онлайн-мониторинга хода операции, или передачи баз данных или историй пациентов. Вторым аспектом развития цифровой медицины является техническая оснащенность учреждений здравоохранения специальными гаджетами и наличие адекватного сервиса медицинского оборудования на территории РФ. Сегодня на территории России, по данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», зарегистрировано в качестве производителей более 2000 компаний и только 100 компаний являются производителями сложного оборудования [3]. В целом рынок медицинских инструментов в России показывает уверенный рост, и по оценкам экспертов, к 2025 г. национальный рынок может составить 3 % [4] от всего мирового рынка медицинской техники и 1,6 % от всего произведенного в мире оборудования с опцией IoT (интернет вещей) (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика рынка медицинского оборудования РФ в 2017–2020 гг. и прогноз на 2025 г
Источник: составлено автором
Структурно поставщики медицинского оборудования также крайне неоднородны: по данным за 2019 г. на топ-5 предприятий («Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России, «Джи И Хэлскеа», «Оптик-Вижн», Загорский оптико-механический завод, «Медоборудование») пришлось более 30 млрд руб., или 10 % от всего рынка, что ставит вопрос о наличии предпосылок к олигополизации рынка. На следующем этапе рассмотрим вопрос инфраструктурной обеспеченности учреждений здравоохранения. В соответствии с данными о реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» [5] по состоянию на 01. 12. 2020 г. были достигнуты достаточно существенные результаты (табл. 2).
Таблица 2
Основные результаты развития цифровой медицины в РФ в 2018–2020 г.
Показатели
|
Фактические данные
|
2025 г. (прогноз)
| ||
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г. (оценка)
| ||
1.
Количество автоматизированных рабочих мест врачей и иных медицинских
работников, тыс. ед.
|
419,6
|
725,0
|
803,2
|
1958,4
|
1.1.
В том числе в местах удаленного проживания
|
56,4
|
79,8
|
110,2
|
706,4
|
2.
Уровень охвата структурных подразделений медицинских учреждений ЕГИСЗ, %
|
38,7
|
65,6
|
70,2
|
93,4
|
2.1.
В том числе в местах удаленного проживания
|
12,2
|
36,4
|
40,2
|
75,7
|
3.
Уровень охвата медучреждений опцией доступа пациента к личному кабинету «Мое
здоровье» на Едином портале государственных услуг, %
|
2,1
|
5,3
|
9,7
|
49,7
|
3.1.
В том числе в местах удаленного проживания
|
-
|
1,2
|
2,6
|
30,3
|
4.
Охват граждан сервисом «Мое здоровье» на ЕПГУ, млн чел.
|
3,7
|
10,3
|
45,6
|
78,4
|
4.1.
В том числе в местах удаленного проживания
|
0,4
|
2,2
|
5,5
|
19,6
|
Как видно из данных таблицы цифровизация сферы здравоохранения, несмотря на высочайший приоритет поддержки, движется достаточно медленно, но факт наличия спроса на цифровые решения подтверждается положительной динамикой участия как пациентов, так и врачей в новой форме реализации диалога «врач – пациент» с использованием IoMT (Internet of Medical Things) (табл. 3).
Таблица 3
Количественные показатели оказания услуг и/или использования сервисов цифровой медицины за 2017–2020 гг. и прогноз на 2025 г.
Показатели
|
Фактические
данные
|
2025 г.
(прогноз)
| ||
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
(оценка)
| ||
1. Численность
запросов через ЕПГУ на медицинские услуги (все категории медицинских услуг),
млн чел.
|
39,8
|
43,7
|
55,7
|
89,1
|
1.1. В том числе в
местах удаленного проживания
|
2,5
|
12,6
|
22,4
|
40,6
|
2.Количество телемедицинских
консультаций (консилиумов) всего, тыс. ед.
|
387,6
|
679,0
|
702,4
|
2154,9
|
2.1. В том числе в
местах удаленного проживания
|
41,3
|
69,5
|
112,3
|
719,5
|
2.2.
Телеконсультаций врач–врач
|
61,8
|
103,7
|
129,4
|
322,7
|
- в том числе в
местах удаленного проживания
|
33,7
|
55,9
|
61,4
|
182,2
|
2.3.
Телеконсультаций врач–пациент
|
189,9
|
385,3
|
447,5
|
918,2
|
- в том числе в
местах удаленного проживания
|
37,3
|
192,6
|
225,2
|
516,3
|
Из таблицы 3 видно, что рост спроса на все виды сервиса через каналы телемедицины идет именно с удаленных мест жительства и регионов, что подтверждает тезис о востребованности телемедицины в удаленных местах проживания граждан.
Далее рассмотрим объемы и структуру финансирования развития телемедицины в рамках федерального проекта «Цифровой регион». На эти цели в 2020–2024 гг. предлагается выделить 51,1 млрд руб. Из этой суммы федеральный бюджет обеспечит 7,69 млрд руб., бюджеты регионов — 43,4 млрд руб. [6]. Рассмотрим более подробно конкретные компоненты развития телемедицины для регионов и удаленных мест проживания граждан в рамках данного проекта (табл. 4).
Таблица 4
Характеристика основных инфраструктурных решений в части развития телемедицины для регионов и удаленных мест проживания граждан в рамках проекта «Цифровой регион»
Наименование инфраструктурного
решения
|
Характеристика инфраструктурного
решения
|
1. 4-П платформа «Здоровье»
|
Характеристика инфраструктурного решения. Создание сети
региональных аналитических платформ для комплексной автоматизации
бизнес-процессов оказания медицинской помощи.
Структура решения: – создание региональных центров медицинской логистики, отвечающих за централизованный учет обеспеченности медицинских учреждений лекарствами, оборудованием, расходными материалами; – развитие системы автоматического фармацевтического сервиса для удаленных мест проживания, в том числе с применением БПЛА (дроны-доставщики) и роботизированных систем отпуска лекарственных средств; - создание региональных программ привлечения населения к ЗОЖ и профилактике заболеваний (социальная реклама, обучающие видео, медицинские курсы онлайн в сфере охраны здоровья, физкультуры и спорта с визуализацией показателей здоровья). Финансовый план инфраструктурного решения: - общая стоимость проекта – 12,78 млрд руб., в том числе федеральный бюджет – 1,94 млрд. руб., местные бюджеты – 10,84 млрд руб. Сроки реализации проекта: I этап – 2020–2022 гг. II этап – 2023–2025 гг. |
2. Умная клиника
|
Характеристика инфраструктурного решения. Внедрение в
медицинских учреждениях регионов системы управления потоками пациентов с
целью оптимизации временного графика работы врачей, повышения эффективности
использования койко-мест и мест в дневном стационаре, а также отслеживания
состояния пациентов и карты их перемещений с
целью анализа возможных рисков.
Структура решения: - сервис предиктивной аналитики для оценки динамики записей пациентов к врачу; - сервис планирования загрузки койко-мест в дневном стационаре с опцией бронирования места на удобные даты; - сервис GPS-трекинга пациентов с заболеваниями, которые |
Наименование инфраструктурного
решения
|
Характеристика инфраструктурного
решения
|
|
могут нести потенциальную угрозу
обществу.
Финансовый план инфраструктурного решения: -общая стоимость проекта – 14,5 млрд. руб., в том числе федеральный бюджет – 2,18 млрд руб., местные бюджеты – 12,3 млрд руб. Сроки реализации проекта: I этап – 2020–2021 гг. (разработка и внедрение системы анализа записей пациентов и ее отладка); II этап – 2022–2023 гг. (внедрение ИИ для планирования койко-мест и системы бронирования мест в дневном стационаре); III этап – 2023–2025 гг. (реализация сервиса GPS-трекинга пациентов с потенциально опасными заболеваниями) |
3. Система термометрии на предприятиях и
в социальных учреждениях
|
Характеристика
инфраструктурного решения. Подключение крупных предприятий с непрерывными
процессами и социальных учреждений к системе дистанционной термометрии для
мониторинга и нахождения потенциальных заболевших, находящихся в помещении с
повышенной температурой, а также отслеживания состояния пациентов и карты их
перемещений с целью анализа возможных рисков.
Структура решения: - внедрение термометрических датчиков для бесконтактного измерения температуры (может быть как сезонным, так и постоянным решением); - строительство Data-серверов и интеграция всех датчиков в единую базу данных; - интеграция данных о температурных колебаниях в медицинскую карту сотрудника; - внедрение системы видеоналитики для отслеживания соблюдения масочного режима, применения СИЗ (перчатки, защитные шлемы и т.п.). Финансовый план инфраструктурного решения: - общая стоимость проекта – 19,2 млрд руб., в том числе федеральный бюджет – 2,88 млрд руб., местные бюджеты – 13,32 млрд руб. Сроки реализации проекта: I этап – 2020–2021 гг. (размещение датчиков термометрии и их тестирование); II этап – 2022–2023 гг. (строительство Data-серверов и интеграция всех датчиков в единую базу данных); III этап – 2023–2025 гг. (интеграция данных в единую систему мониторинга термометрии) |
4.
Система интегрированных в единое пространство региональных OLTP-платформ
|
Характеристика
инфраструктурного решения. Создание автономной финансово-расчетной системы
для проведения процедур бюджетирования, контроллинга и фондовой поддержки
учреждений здравоохранения в режиме реального времени. В рамках данной системы
будут не только видны движения денежных потоков из бюджета, но и все платные
услуги, а также помощь в форме пожертвований и спонсорства.
Структура решения: |
Наименование инфраструктурного
решения
|
Характеристика инфраструктурного
решения
|
|
-
объединение индивидуальных бухгалтерий учреждений здравоохранения в единый
расчетно-аналитический центр;
- формирование региональных центров бюджетирования, исходя из особенностей работы каждого конкретного учреждения и его специализации, а также календарных особенностей спроса на медицинские услуги; - формирование мобильных медицинских команд быстрого реагирования на вызовы в удаленные населенные пункты и их материально-техническое обеспечение (санитарная авиация, медицинские БПЛА с опцией доставки грузов); - создание экстренных центров управления медицинской помощью на случай пандемии в удаленных местах проживания. Финансовый план инфраструктурного решения: - общая стоимость проекта – 4,63 млрд. руб., в том числе федеральный бюджет – 694 млн руб., местные бюджеты – 3,93 млрд руб. Сроки реализации проекта: I этап – 2020–2021 гг. (объединение индивидуальных бухгалтерий учреждений здравоохранения в единый расчетно-аналитический центр); II этап – 2022–2023 гг. (формирование мобильных медицинских команд быстрого реагирования на вызовы в удаленные населенные пункты и их материально-техническое обеспечение) |
К большому сожалению, отмечаем, что развитием телемедицины в регионах и местах удаленного проживания населения сейчас преимущественно занимаются либо частные корпорации, либо стартапы (рис. 3).
Рисунок 3. Структура участников проектов развития рынка телемедицины в регионах и уровень зрелости их бизнеса, %
Источник: составлено автором по данным [9]
По данным опроса, проведенного Московскими медицинским парком и технопарком Строгино, в топ-3 наиболее востребованных Digital-Health продуктов для жителей удаленных мест проживания вошли:
1. Телемедицинские системы и платформы для реализации коммуникации врачей и пациентов – 61,4 %;
2. Системы поддержки принятия врачебных решений – 25,7%;
3. Носимые устройства для мониторинга состояния пациента – 12,9 % [9].
Заключение
Развитие телемедицины носит для РФ объективно важный характер, так как позволяет помочь разрешить проблему нехватки медицинского персонала и материально-технического обеспечения в удаленных населенных пунктах, повысить качество медицинского сервиса и оперативность реагирования на экстренные вызовы за счет внедрения прогрессивных форм организации медицинской логистики и применения искусственного интеллекта в вопросах планирования потоков пациентов и задействования коечного фонда больниц. Отдельно следует отметить важность сокращения нарушений в части проведения предрейсовых осмотров или профосмотров отдельных категорий граждан.
[1]Global Health Care Outlook 2020 – https://documents.deloitte.com/insights/2020globalhealthcareoutlook.
[2]http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728.
[3]Топ-20 российских производителей медицинского оборудования и инструментов – https://zdorovayarossia.ru /ratings/top-20-rossiyskikh-proizvoditeley-meditsinskogo-oborudovaniya-i-instrumentov/.
[4]Рынок МИ в РФ 2019 – https://news.medreestr.ru/2019/12/20/rynok-mi-v-rf-2019/.
[5]Цифровая зрелость здравоохранения – https://issek.hse.ru/news/385932985.html.
[6]Цифровизация медицины в регионах России обойдется в 51 миллиард – https://www.cnews.ru/news/top/2020-07-30_tsifrovizatsiya_meditsiny_v.
Источники:
2. Комарова Н. Тренды в здравоохранении. VC-ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/future/93355-trendy-v-zdravoohranenii (дата обращения: 16.12.2020).
3. Крылосов Д., Баранова А. Цифровизация борьбы с болезнями и телемедицина. Nan-News. [Электронный ресурс]. URL: https://nag.ru/articles/reviews/102744/tsifrovizatsiya-borbyi-s-boleznyami-i-tele-meditsina.html (дата обращения: 18.12.2020).
4. Kim J., Alanazi H., Daim Т. Prospects for Telemedicine Adoption: Prognostic Modeling as Exemplified by Rural Areas of USA // Foresight and STI Governance. – 2015. – № 4. – p. 32-41.
5. Цифровая зрелость здравоохранения: статистический обзор НИУ ВШЭ. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/38593 2985.html (дата обращения: 14.12.2020).
6. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах. / Аналитический доклад. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 144 c.
7. Цифровизация медицины в регионах России обойдется в 51 миллиард. Cnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-07-30_tsifrovizatsiya_meditsiny_v (дата обращения: 19.12.2020).
8. 2020 global health care outlook. Laying a foundation for the future. Delloite Annul report. [Электронный ресурс]. URL: https://www2.deloitte.com/global/en/pages/life-sciences-and-healthcare/articles /global-health-care-sector-outlook.html (дата обращения: 17.12.2020).
9. Digital Health : итоги кафе стартап-проектов. Innoagency.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Digital%20Health_итоги.pdf (дата обращения: 18.12.2020).
10. Sertakova O.V., Dudin M.N., Frolova Е.Е., Katsarskiy M. I., Voykova N.A Methodological approaches to examination of public health based on the «National Health Quality Indicator» model // Quality - Access to Success. – 2017. – № 159. – p. 71-79.
11. Sertakova O.V., Dudin M.N., Frolova Е.Е., Artemieva. J. A., Galkina, M.V. Development of methodological approaches to assessing the quality of healthcare services // Quality - Access to Success. – 2017. – № 158. – p. 71-78.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:02:54